26. Современная наука о происхождении человека

В рамках науч.знания распространена тока зрения:чел-к-продукт биологической эволюции.Становление и развитие гоминидов в разумных людей заняло длит.период=антропосоциогенез.Естественнонауч теории: 3 группы:1.Моногенизм.Чел-к произошел от 1 вида ископаемых антропоидов.2.Полигенизм-люди появились во многих местах от многих видов.3.Ологенизм-одноврем-но на всех материках от разных видов антропоидов.

27. Природное и социальное в человеке.

Человек-биосоци.сущ-во.Биологическое-то,что дано от природы,по наследству,через гены (цвет кожи,волос,глаз).Социальное-то,что чел-к приобретает в рез-те общения с др.людьми. Сущ-ет 3 точки зрения: 1.Человек биосоциален,его способ-ти формир-ся на основе природных задатков при включенности его в общественные отношения.2.Преувеличение роли соц-го:спос-ти чел-ка явл-ся порождением только соц.факторов.Теор.истоки-в фил-ии Локка.Также св-но христианству:духовное противопоставлено телесному,низменному.3.Абсолютизация биологического:способ-ти опр-ся биол.факторами.Это позиция расово-антропологич.школы кон 18-нач 19 века(сущность чел-ка опр-ся его расой,отсюда выводы о неравенстве рас).Преувел-е роли биол.характерно и для Фрейла (жизнь чел-ка опр-ся его секс.влечениями и бессозн.стремлением к самосохранению).

Т.О.: человек биосоциален,свои спос-ти может развивать только в общ-ве (вне не может-Маугли).При этом чел-к не просто сумма биол-го,психического и соц-го,а их интегральное единство,приводящее к возникновению новой кач-й ступени чел-кой личности.

28. Проблема смысла жизни человека в философии.

Смысл жизни-осн,гл цель,предназначение существования чел-ка,которым подчинена вся его жизнь.

1.Жизнь как самоцель:не задаваясь вопросом ее смысла.2.Жизнь бессмысленна:2 модели поведения людей- слабость(продолжает жить так же) и сила(уход из жизни).3.В духовном,психологич-м и физич.совершенствовании(буддизм,йога).4.Ответа на это вопрос нет(моральный скептицизм, а вера в смысл жизни лишь привычка).5.В Боге и служении ему(религии).6.В аскетизме(отказ от удовольствий, радостей и наслажд-я жизнью.Напр,Диоген,киники).7.В достижении состояния блаженства (эпикуреизм).8.В достижении состояния счастья (эвдемонизм-Демокрит).

29. Сознание, его происхождение и сущность.

Созание-высшая форма отражения дейст-ти,котор реализ-ся через получение,хранение,обработку и передачу инф-ии.Сознание-св-во мозга,который яв-ся самым высокоорганиз-м объектом матер.мира.Сознание-продукт соц.жизни,формир-ся в соц.связях

3 стр., 1039 слов

Значение сна в жизни человека

... вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здоровогосна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Концепции сна В ... лечить с помощью сна. Литература Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М., 1979. — 304 с. Винчестер А. Основы современной ... Таким образом, взрослый человек проводитв состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет ...

Можно выделить три основополагающие концепции происхождения: 1.Космическое проис-е.Сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.2. Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;многие действия, совершаемые животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д. 3.Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей.Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек. ВЫВОД: сознание в различной степени присуще жив.природе в целом, а самый высш уровень-человек.

30. Проблема познаваемости мира в философии

Познаваем ли мир?Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.Но оно не отрицает категорически познаваемость мира. Элементы агностицизма содержались в релятивизме– методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов,нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одной и той же столько, сколько людей ее воспринимает: как кому кажется так оно и есть на самом деле; любое суждение об одной и той вещи равнозначно любому другому.Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности).

Ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания.Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.Скептицизм — необходимый элемент философии.Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.Однако крайний скептицизм как философская концепции смыкается с агностицизмом.В наиболее последовательной форме агностицизм проявился и скептицизме Юма.онпоставил под сомнение существование самой действительности. В отличие от Юма Кант признавал существование объективного мира (вещей в себе), но считал их непознаваемыми. Юм и Кант также не отрицали полностью возможность познания, ограничивая его чувственными восприятиями. Во второй половине XIX и в XX в. позиция агностицизма характерна для ряда течений философии.

6 стр., 2915 слов

Историческое развитие сознания у человека

... мозгасоздало новые возможности для развития его сознания. Эти возможностирасширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессевоздействия ... более усложнявшийся характер деятельности человека исоответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, чтособственно ... в ходе обучения овладевает ребенок, и от формы общения, в частностипедагогического воздействия, в условиях ...

31. Сущность процесса познания, его структура.

Познание – форма отражения окр мира органами чувств и мышлением (разумом).Иногда теория познания=теория отражения.Отражение-св-во материи воспроизводить признаки отражаемых явлений. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное позн-способ-ть отражать мир в нагляд.образах (3 формы-ощущение,восприятие,представление).Рациональное: мышление-отражение действит-ти, способ познания чел-ком существ.св-в,связей предметов и явлений,ср-во создания новых идей. (3 формы-понятие,суждение,умозаключение).На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах абстрактное мышление формирует понятие о свойствах, присущих определенному их множеству.

32. Чувственное познание и его элементы.

Чувственное позн-способ-ть отражать мир в нагляд.образах

3 формы. 1.Ощущение-отражение психикой отдел.св-в предметов.5 органов чувств,через них получ.80% инф-ии.Органы чувств отличаются ограниченностью в отражении действ-ти.Ощущения бывают элементарными(1 ощущение)и сложными(совокуп-ть ощущений от предмета).Мы не чувствуем ощущение,а воспринимаем предметы.Ощущения субъективны,мы знаем только свои ощущения.2.Восприятие-целостный образ предмета,воздействующего на органы чувств;весь образ предмета в целом.При этом должно раздражаться одновременно больше 2х рецепторов.Избирательность восприятий:мы воспринимаем не все,что ощущаем.Восприятие зависит от того, в каком окружении воспринимается предмет. 3.Представление – образ предмета,явления,с которым чел-к на данный момент не взаимодействует.Это часть инф-ции,извлекаемой из хранилищ памяти.На основе восприятий и представлений могут возникать новые образы-это воображение. Т.О,чувства фиксируют только внеш св-ва предметов и не могут проникать в глубь.

33. Рациональное познание и его формы

Рациональное: мышление-отражение действит-ти, способ познания чел-ком существ.св-в,связей предметов и явлений,ср-во создания новых идей.3 формы.1.Понятие-отражение в обобщенной форме существенных св-в предметов и явлений.Примеры понятий:число,мебель,человек.Если восприятие отражает образ конкр.чел-ка,то понятие характеризует существенные признаки чел-ка.Понятия существуют в опред.связи.2.Суждение-форма этой связи,с помощью понятий утверждает или отрицает что-либо о предметах/явлениях.Пример:человек смертен.3.Умозаключение – форма мышления,позволяющая получать новое знание.В процессе умозаключений происходит переход от известного к неизвестному посредством установления связи суждений и выведения одних суждений из других.Суждения,на основе которых делаются выводы,наз-ся посылками.Осн.типы умозаключений: 1)индуктивное-из частных посылок общий вывод.2)дедуктивное-из общих положений делается частный вывод.

7 стр., 3378 слов

ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ЭРГОТЕРАПИИ

... разработки методологических средств учета и синтеза данных из различных областей знаний. На основе объединения в эргономических исследованиях методов из различных дисциплин появляются качественно ... например, на информационные модели, представленные на экранах, индикаторах, мнемосхемах или в форме документов, вычислительные машины, органы управления и средства коммуникации. В различных условиях ...

34. Нетрадиционные формы (методы) познания (интуиция, медитация, транс, экстаз, откровение).

Трансцендентный-запредельный по отношению к чему-либо,напр,чувствам,мышлению. Человек способен с помощью различных средств достичь «измененного состояния сознания». Те войти в состояние,напр,транса или экстаза.В этом случае он может получить инф-ю о предметах/явлениях,которая не может быть получена традиц путем.Для достижения этого состояния использ-ся различные способы:молитвы,воздержание от еды,танцы. Интуиция: 3 подхода к пониманию: 1.подключаются доп.возмож-ти мозга,осмысление инф-ции из подсознания и надсознания не контролируется сознанием, подобие догадки. 2.Интуиция обеспечивает подключение сознания к космич.инф-ции.3.Иррац.фил.учение интуитивизм (Бергсон),это особая спос-ть сознания,несводимая к рц или чувств познанию.Интуиция «схватывает» вещи изнутри и обеспечивает такую достоверность,на которую разум совершенно не способен.Интуиция дана избранным,нечто вроде Божьего дара. Медитация-действия,напр.на приведение психики чел-ка в состояние умств.равновесия,сосредоточенности,свойственны телесная расслабленность, отсутствие эмоций.Широко исп-ся в различных практиках и фил.учениях,в вост религиях.Происходит опустошение сознания,нирвана.Транс-состояние отрешенности от действит-ти.Набл-ся при гипнозе,сомнамбулизме.Чел-к может получать инф-ю в образном/вербальном виде,вступать в контакт с иными мирами,Космосом.Также может быть после клинич.смерти, во сне, при алк или наркотич опьянении, психич заболеваниях.В состоянии транса нач-ся галлюцинации.Вернувшись к обыч состоянию, чел-к может не помнить о событиях во время приступа. Экстаз-положительно окрашенный аффект. Высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление.Как особый метод позн-я использ-ся в различ фил и религиозных учениях. Откровение— проявление Высшего Существав мире людей, с целью сообщить более или менее полную истину о себе и о том, чего оно требует от людей. Откровение может исходить как непосредственно от самого высшего существа, так и через посредников, например,ангелов. Воткровении совмещаются, таким образом:1 факт богоявления(теофании), посредством которого Божество открывается людям, и 2.религиозно-нравственное содержание этого факта, то есть то, что в нём открывается.

35. Проблема истины в философии

Смысл проблемы в вопросах: что такое истина?как соотносятся внеш мир и наши знания о нем?как проверить степень истинности наших знаний?

Истина-адекватное отражение объектов,это такое содержание наших знаний,которое не зависит от субъекта.Абс. и относ.истина- 2 ее составные части,по отдельности не существующие.Св-ва истины: субъективность (она сущ-ет в сознании людей), конкретность (ее нужно рассматривать в завис-ти от условий,места,времени), представляет собой единство относ и абс истины,. Прблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины,разрабат-ся в теории познания. Критерии истины:практика, опытная проверяемость. Полезность, соглашение, логическая непротиворечивость, красота.

4 стр., 1974 слов

Учение Декарта о природе человека

... были захоронены в Париже, в церкви Св. Женевьевы. Учение Декарта о человеке Рассматривая человеческую природу, Декарт выделяет в нём две самостоятельные субстанции, начала – мыслящая и ... судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок»3; «употребить всю свою жизнь на культивирование разума и, насколько возможно, продвигаться вперед в познании истины, следуя ...

36. Уровни и формы научного познания (научная проблема, научный факт, гипотеза, научная теория).

Науч.познание-интеллектуальная деят-ть, связанная с выявлением сущностных связей,качеств изучаемых объектов,с преодолением познават-х трудностей и стремлением найти ответы на различ.вопросы. особ-ть: требует проверки на истинность и обоснования.Знания должны доказ-ся экспериментально, опытом,расчетами и тп.Уровни: теоретич.и эмпирич.ФОРМЫ. Науч.проблема-формир-ся в рез-те трудностей,возникающих в процессе познания и требующих решения,это знание,отражающее несоответствия существуюших науч фактов и сложившихся теорий. Науч.факт- событие,явление; суждение о действит-ти,знание о реальном событии,не само явление, а знание о нем.Факты-материя,из кот строится науч.гипотеза. Гипотеза-знание, истинность которого или ложность ещё не установлена.Предполагаемое, вероятностное знание об отдельном событии.существует до тех пор,пока не противоречит фактам.Если она доказана-превращ-ся в теорию. Науч.теория- целостная система знания,отражающая существенные, закономерные связи опред области действит-ти.Эл-ты: исходная теор основа, исходная эмпир основа, логика теории.совокуп-ть теоретически выведенных утверждений с их док-вами.

37. Методы научного познания (опыт, наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, аналогия и др.).

Метод-это способ достижения цели,путь познания. ОПЫТ — знание, приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.НаблюдениЕ — общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Зрительное наблюдение — наблюдение, осуществляемое невооруженным глазом или с помощью оптических приборов.Эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.Дедукция – процесс логического вывода на основе перехода от общего положения к частному. Дедукция — основное средство доказательства.Аналогия — познание путем сравнения. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам объект; такие умозаключения — один из источников научных гипотез.

38. Специфика общества как большой социальной системы. Структура, элементы и иерархические уровни общества

Общество– совокупность людей, объед-х историческими обусловленными соц формами совместной жизни и деят-ти. Общество понимается как продукт целенапрвленной и разумно организованной совместной деят-сти больших групп людей, объединенных на основе общности и на основе совместных интересов. Соц.стр-ра – совокуп-ть устойчивых и объективно складывающихся общностей.Основные элементы структуры общества: классы страты, сословия, городское и сельское население, представители умственного и физического труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности. Как биологический организм, общество обладает особыми свойствами: 1. Способность к исторически длительному автономному существованию — самодостаточностью 2. Общество может большим или меньшим по числу своих членов, так же как и по географическим рамка и исторически рамкам своего существования. 3. Всякое общество обладает относительно независимым от др. обществ бытием и способно жить и развиваться как самостоятельный организм в течение достаточно долгого исторического времени. Сложный характер развития общества определяется его структурой. В обществе осуществляются различные виды общественной деят-сти: производственно-экономическая; социально-бытовая; политическая, религиозная, эстетическая. В результате складываются различные сферы (уровни) жизни общества: 1. Экономическая — включает в себя пр-ство, распределение, обмен и потребление материальных благ. 2. Социальная – сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются жизненные потре-бности членов общества. Обеспечение необходимого уровня жизни, решение проблем здравоохранения, образования и социального обеспечения. 3. Политическая — сфера отношений между нациями и др. большими социальными группами по поводу гос. власти и гос. устройства внутри общества и отношений между гос. на мировой арене. 4. Духовная – сфера отношений по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества, Здесь возникают и реализуются духовные (нравственные, художественные, религиозные) потребности людей.

11 стр., 5046 слов

Познание мира, общества, человека

... как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных ... обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами. Конкретная комбинация ...

39. Материальная жизнь общества. Роль техники в развитии общества.

Матер жизнь общества — пр-ство материальных благ и складывающиеся в процессе пр-ства эк-ие отношения между людьми. Материальная жизнь общества – это экономика. духовная и материальная жизнь – неотделимы до. от др, они дополняют др. др. и зависят др. от др.. Материальное пр-ство служит основой разнообразных форм хоз-ной деят-сти людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей. Значение — оно необходимое условие существования общества и человека. В мат пр-стве участвуют люди, воздействуя на предмет, подлежащий обработке, с помощью орудий труда. Орудия труда стоят между человеком и предметом труда. Люди + орудия и средства труда = производительные силы общества. Отношения между людьми в процессе пр-ства — производственные отношения. Отношения собственности является гл., определяющей стороной производственных отношений. Отношения распределения, обмена и потребления — важные составляющие производственных отношений. Характер производственных отношений зависит от объективных условий, которые сложились в обществе, с которыми люди должны считаться и которые определяют их сознание, возможности, границы и общее направление их деят-сти. Решающую роль играют уровень и характер развития производительных сил, которые требуют соответствующей им формы производственных отношений. Техника – искусственно созданные средства чел. деят-сти. Техника занимает промежут положение место между человеком и природой. С одн. стороны она является изобретение человека и действует по принципам, заложенные в нее человеком. С др. — она представляет собой совокупность материальных вещей и процессов, существующих в соответ-ствии с объективными з-нами природы. Развитие техники оказывает огромное воздействие на жизнь общества: 1. Увеличивает производ-ть труда. 2. Формирует искусств среду обитания, оберегающую человека от опасностей природы. 3.Постоянно увеличивает потреб-ти человека и создает средства для их удовлетворения.4. Изменяет все виды человеческой деят-сти и по мере своего развития порождает все новые ее виды. В н.в. технический прогресс вносит в природу такие изменения, что природная среда стала необратимо разрушаться и делаться непригодной для существования человечества.

5 стр., 2270 слов

Концепции развития человека

... в своих работах развивал идеи Адлера о развитии личности как процессе преодоления исходного чувства неполноценности. развитие человек личность психика общество Берн утверждал, что люди появляются на свет беспомощными и полностью зависящими ...

40. Природа и общество, основные этапы их взаимодействия

Понятие «природа» имеет 2 значения. В широком смысле — весь окр мир в многообразных его проявлениях,т.е. Вселенная. В узком– та среда, в которой проходит жизнь человека и общ-ства (т.е. поверхность Земли с ее кач-ными характеристиками: климат, полезные ископаемые).

Общество – совокупность форм орг-ции жизни и деят-сти людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимодействие общества с природой понимается как отношения между обществом и природой в узком смысле этого слова, т.е. средой обитания чел-ской цивил-ции. Прир среда расширяется по мере развития чел-ва. Сегодня объектом его прямого или косвенного воздействия на планете Земля становится биосфера, она включает все живые организмы, их среду обитания и продукты жизнедеятельности. Природа гораздо старше общества она насчитывает несколько млрд. лет, а история чел-ства — только миллионы лет, а организованное чел-ское общ-во существует лишь последние несколько тысячелетий. Природа – неотъемлемое условие жизни человека и общ-ва, т.к. сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Человек — продукт природы, социальных отношений и субъект исторического процесса. В процессе развития природы сформировались климатические и биологические предпосылки возникновения человека и общества. Природа оказывает влияние на развитие общества, что определяется природными условиями и уровнем развития пр-ства. На человека и общ-во оказывают влияние: а)Климатические условия. б) запасамы природных ресурсов, поскольку они распределены неравномерно. в) стихийные силы природы- засухи и наводнения, землетрясения, вулканические извержения, цунами, тайфуны. Общество в свою очередь своей жизнедеятельностью оказывает влияние на природу. Через материальное пр-ство общество осуществляет свое воздействие на природу: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя, охраняя загрязняя ее. Закономерностью взаимодействия общ-ва и природы выступает обмен воздействий между ними: человек потребляет вещества природы и выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется ч/з пр-ство. Отходы загрязняют окружающую среду, что отрицательно сказывается на здоровье людей и природы. Растет опасность нарушения диалектического равновесия процессов биосферы. Маркс показал, что общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым, настоящим и будущим. Великое значение природы в существовании и развитии чел-ства состоит в том, что Земля — его «дом» И отсюда, гл. з-ча общества сохранить этот дом: перестать пренебрегать з-ми природы, прекратить беспощадную эксплуатацию ее природных ресурсов, засорять планету, грабить и расхищать ее природные богатства. В противном случае наступит разрушение и деградация природы, а значит и неразрывно связанного с ней человечества и со временем этот процесс может принять необратимый характер и может наступить глобальный кризис, который повлечет за собой гибель населения планеты.

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

... и выбора эффективных средств и мето­дов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека   В литературе можно встретить различные мнения по поводу фак­торов, ... преимущественно определяющих развитие силы мышц человека. Считается, что для увеличения мышечной силы более важными являются нервные факторы, ...

41. Духовная жизнь общества, ее сущность и структура, закономерности изменения

Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Основные элементы духовной жизни общества: 1. Духовная деятельность – деят-сть сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. 2. Духовные ценности, возникают в результате духовной деят-сти 3. Духовное потребление – в ходе духовной деят-сти духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. 4.Индивидуальное сознание человека – восприятие человеком отдельных сторон бытия. 5. Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, из производственной, семейно-бытовой, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Общественное сознание имеет сложную структуру, где различают сферы общественной идеологии и социальной психологии. Формы общественного сознания: искусство, культура,, религия, философия, наука, политика, право, религия, мораль и др. Его уровни – теоретическое и обыденное. Духовная жизнь общества во всех этих формах определяется состоянием экономики. В свою очередь духовная жизнь является активным фактором общественной жизни и оказывает на нее мощное воздействие. «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами» (К.Маркс).

Следовательно, духовная и материальная жизнь – неотделимы до. от др. Они дополняют др. др. и зависят др. от др. Сфера политики по соотношению духовного и материального, занимает промежуточное положение. Ее духовные компоненты – политические идеи, проекты, замыслы; материальные – организации, гос. органы, вооруженные силы.

42. Социальная структура общества.

Под соц структурой понимают различные типы чел-х объединений, являющиеся подсистемами общества — это устойчивая связь элементов в социальной системе. Общий признак соц. структур – любая из них коллективный субъект, состоящий из некоторого множества индивидуальных субъектов (отд. людей – семья, гос-во, фирма, политическая партия).

Всякое общество – сложная система, в которой имеется большое кол-ство разнообразных соц. структур. В обществе между людьми происходит обмен ресурсами (деньги, товары, услуги, знания).

Составляя целостный организм, они выполняют различные функции, сочетания которых необходимо для сохранения и развития общества.. Основой ее развития и изменения выступают пр-ство, форма собственности и распределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу пр-ства соответствует определенный тип социальной структуры. Выделяют основные типы социальных структур: 1. По кровнородственным связям: а) Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной генетической линии; б) Племя – совокупность родов, связанного родственными отношениями, общими чертами культуры; в) Семья – основанная на браке малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью. 2. По этнокультурным корням – этносы (народы, нации).

13 стр., 6114 слов

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии

... поведение ребенка, невозможно направлять его психическое развитие в сторону, не предусмотренную в его ... и неизбежных перемен в жизни человека и общества. Душа человека состоит из трех частей – ... и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, ... владеет психология в отличие от других наук. В природе нет места случайности, все ...

Людей принадлежащих к одному этносу, объединяет этничеческое самосознание – сознание своей этнической принадлежности (индентичности).

В качестве объединения людей в народ, упоминают единство происхождения, место проживания, язык, культуру. Основой сплочения национальной общности м.б. – политический фактор (гос-во); религия; борьба с завоевателями. Но необходимым условием образовании нации, является создание национальной культуры. 3. По социально-экономическому статусу – страты (касты, сословия, классы).

Страты – слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства, более общее понятие, чем классы. Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество. В современном обществе появился так называемый «средний класс», к которому относится обладающее достаточным уровнем дохода большинство трудящихся. А т.к. многие классы и слои постепенно растворяются в среднем классе, то утрачивается антагонизм, возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества. Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в др.

43. Сущность личности как социально-культурного явления. Тип общества и тип личности

Личность — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность – это человек как социальное существо. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. Не существует 2-х совсем одинаковых людей. Люди обладают присущими ему чертами личности и реагируют на различные ситуации по-разному. Каждая личность уникальна. Особенная личность, непохожая на др. характеризуется понятием «индивидуальность», которая выражается в наличии опыта, знаний, убеждений, характера и темперамента. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития являются не ее природные качества, а качества социально значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, мораль и т.д. Путь индивида к личности лежит ч\з социализацию, т.е. социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образа действия, в различных сферах жизнедеятельности. Качества личности – черты характера, образ мышления и поведения. Различают людей по качествам, которые формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются: 1. Позитивные моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, справедливость. 2.Общественно осуждаемые – негативные: чванливость, цинизм, грубость, трусость. 3. Общественно-полезные качества – воля, решительность, мудрость, убеждения, патриотизм. Структура и содержание общественного сознания является той основой на которой формируется духовный мир личности. На основе знаний, приобретенных умений формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению – ум. Знания и ум в их взаимодействии составляют основу интеллекта. Ценностные ориентации (ЦО) – важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепляемый жизненным опытом. ЦО — это политические, философские, нравственные убеждения человека, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ЦО личности оказываются объектом воспитания и очень важным здесь является состояние, когда личность в процессе воспитания вырабатывает в себе способность правильно понимать соотношение личного и общественного. Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившим на себя бремя ответственности за страну, за народ, а и к личности вообще. Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, а тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет.

44. Тип общества и тип личности.

Личность-продукт исторического развития общ-ва. Первобытное:люди долгое время не свл-сь личностями,тк были слиты со своей общностью.По мере развития индивиды постеп-но выделяют себя из общности. Рабовлад.общ-во:Возникают новые явления-част.соб-ть,классы,касты,сословия.В таких условиях чел-к взаим-ет с общ-вом не столько как самост личность,сколько в кач-ве представителя класса,сословия и тп.Все активнее реализуют себя такие явления,как соревнование и конкуренция между личностями.Начинает обострятся проблема конфликта между лич-тью и общ-вом. Феод.общ-во: личност кач-ва чел-ка во многом опред-ся его сословной принадл-тью,христианство отвергает индивидуализм,перед богом все равны.Индустр.общ-во6 расширяется автономия лич-ти в плане приобщения ее к достижениям мир.к-ры,увеличение многообразия и богатства индивидов как личностей,росту их мат и дух потреб-тей,отчуждеие труда-новая проблема.

45. Проблема свободы в философии. Личность как субъект свободы

Свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности является возможность выбирать. В истории философии свобода выбора рассматривалась с разных позиций: 1. Представители детерминизма считали, что во всякой ситуации выбора есть лишь одна реальная возможность, которая и определяет сам выбор. Остальные возможности лишь формальны. 2. Фатализм – отрицает всякую возможность выбора, реальный путь лишь тот, который заранее предопределен, либо судьбой, либо Богом. 3. Индетерминизм – у человека есть множество возможностей и совершенно свободен в выборе одной из них без всякого принуждения извне. 4. Альтернативисты признают, что в каждом выборе обязательно присутствует не менее 2-х реальных возможностей. Нет бесконечно многих возможностей, как и нет абсолютной свободы. Личность не вольна в выборе объективных условий своей деят-сти, она вольна ставить себе цель действии и свободна в выборе средств для реализации этих целей. Свобода всегда относительна, ибо является ограниченной. Она ограничена самой жизнью, возможностями выбора, з-нами гос-ва, свободой др. личностей. Монтескье определял свободу, как «право делать все, что дозволено законами». Нем.. философ Лейбниц различал 2 вида свободы: отрицательную (свобода от…) и положительную (свобода для…).

С одной стороны свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализуется только ч/з свободу, в виде бесконечной цепи выбора в деят-сти людей. С др. стороны необходимость содержится в свободе в виде объективно данных исторических обстоятельств, объективных условий деят-сти людей. Еще в 15 в. Спиноза определил свободу как осознанную необходимость. Гегель раскрыл диалектическое единство свободы и необходимости. Мировая история — процесс возрастания свободы, она многолика, но сущность ее одна — наличие разнообразных возможностей, след-льно свобода — наибольшая ценность. В марксизме свобода – это деят-сть, опирающаяся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается «не в воображаемой независимости» от объективных з-нов, а в способности выбирать, принимать решения со знанием дела. Свобода -деят-сть на основе познанной необходимости. Необходимость отражает устойчивое, упорядоченное, что и отражается в з-нах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода отражает будущее — каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу». В 20 в. на первый план выходит взаимосвязь «свобода — ответственность». Экзестенциолист Сартр – свобода состоит в поисках самого себя, в выборе самого себя. Выбор зависит от ценностей и целей человека, а ценности человек выбирает сам. Чем больше свободы выбора, тем более человек ответственен за него («кому много дано с того и взыщется»).

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Человек несет личную ответственность не только за все происходящее с ним, но и за общественные явления. Такая абсолютная ответственность – логическое следствие свободы «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты зав все в ответе» (Сент-Экзюпери).

Личность не может быть свободной без развитого чувства самообладания, самодисциплины, самоорганизации. Личность ответственна перед собой, коллективом, обществом за их развитие и саморазвитие по пути Истины, Добра и Красоты.

46. Наука как общественное явление

Наука — исторически сложившаяся форма чел-ской деят-сти, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука – попытка увидеть мир, таким, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности. В общей системе науки выделяют 3 большие группы: общественные, естественные, технические. Предмет науки — окружающий мир. Метод науки — построение согласующихся с экспериментом моделей мира в виде теорий. Сущность науки: 1. Достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность. 2. Выявление з-нов, управляющих процессами в объекте исследования. 3. Предвидение тенденции развития и функционирования объекта. 4. Контроль и управление процессами в объекте. Наука являясь основной формой человеческого познания, выполняет социальные функции: 1. Мировоз-зренческая (познание мира).

2. Управленческая (зная з-ны развития мира можно управлять собственной деят-стью для получения результатов).

3. Культурологическая (наука формирует не только отношение человека к природе но, и отношения между людьми в обществе).

Наука, как сложный социальный институт, включает 3 составляющих: пр-ство нового знания; доведение знаний до их практического использования; подготовка научных кадров. Важнейшие закономерности развития науки: 1. Обусловленность развития науки потребностям общественно-исторической практики. 2. Относительная самостоятельность развития науки. 3. Постепенность развития науки. 4. Взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки. 5. Свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез, 6. Дифференциация и интеграция научного знания. Основные этапы развития науки: 1. С 1 тыс. до н.э до 16в. – период преднауки -наука развивалась в основном в рамках философии, параллельно с др. источниками научных знаний. В фил. трудах Аристотеля можно усмотреть зачатки физики, зоологии географии. В 3-2 в.до н.э. в составе фил. знания выделяются и статическая механика, геометрическая оптика. 2. 16 – 17в. – эпоха научной революции — начинается с исследований Коперника и Галилея и заканчивается физико-математическими трудами Ньютона и Лейбница. Наука обретает собственную методологию и начинает направляться на решение вопросов, связанных с нуждами практической деят-сти. В результате наука оформляется как особая самостоятельная обл. деят-сти. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования. 3. 18-19вв. — науку называют классической. Образуется множество отд. научных дисциплин, создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии, психологии. Возникают технические науки. Возрастает социальная роль науки. 4. Период с 20в. — науку постклассической. В науке произошли рев-нные открытия: а) Теория относительности Энштейна перевернула устоявшиеся представления о пространстве, времени и движении. б) В биологии — выявлен механизм наследственности, открыты носители и передатчики ее — гены. в) В 40гг. 20 в.создается атомное оружие, а чуть позже атомная энергия. Все это оказало сильнейшее влияние на развитие и тенденции науки в целом. 2-я пол. 20 в. – период НТР. Достижения науки внедряются в пром-сть, с/хоз., здравоохранение, в энергетике, на транспорте, в электронике (телевидение, компьютеры).

Современная наука стала могущественной силой, воздействие которой на общество трудно переоценить. Однако сама научная истина бесстрастна и беспощадна, она безразлична к судьбам людей. Необходимо признать, что общество в н.в. оказалось на грани самоуничтожения, во многом благодаря грандиозным успехам науки. Серьезная проблема н.в — гуманистическая ориентация научного поиска, нравственная оценка его путей и последствий.

47. Идеология и наука, их взаимоотношения и социальные функции

Наука — исторически сложившаяся форма чел-ской деят-сти, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Идеоло́гия— система оформленных взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

Наука и идеология различаются по целям, по методам и по практическим приложениям. Наука имеет целью познание мира, достижение знаний о нем. Она стремится к истине. Идеология же имеет целью формирование сознания людей и манипулирование их поведением путем воздействия на их сознание, а не достижение объективной истины. Она использует данные науки как средство, опирается на науку, принимает наукообразную форму и даже сама добывает какие-то истины, если это уже не сделано другими. Но она приспосабливает истину к своим целям, подвергает её такой обработке, какая необходима для более эффективного воздействия на умы и чувства людей и в какой заинтересованы те или иные группы людей, организации, классы и даже целые народы.Наука выполняет социальные функции: 1. Мировоззренческая (познание мира).

2. Управленческая (зная з-ны развития мира можно управлять собственной деят-стью для получения результатов).

3. Культурологическая (наука формирует не только отношение человека к природе но, и отношения между людьми в обществе).

Функции идеологии: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распро­странять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько доби­ваться целенаправленных действий граждан во исполнение по­ставленных ею задач.

48. Понятие «цивилизация». Основные черты постиндустриального этапа развития цивилизации.

Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История – процесс зарождения, жизни, гибели не связанных др. с др цивилизаций в различных уголках Земли. Цивилизационный подход к истории, как внутреннему закономерному процессу, был предложен А.Тойнби. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. К основным цивилизациям относятся: шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; и др. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют на др. цивилизации. Локальных цивилизаций в истории человечества насчитывается около 30 (американская, германская, русская и т.д.).

Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. По своей внутренней структуре цивилизации состоят: из творческого меньшинства и инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации, оно не всегда может определить жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии: зарождения, рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. Среди современных учений распространена точка зрения о том, что человечество в своем развитии прошло 3стадии: доиндустриального (традиционного); индустриального и постиндустриального общества (америк. социолог Д.Белл).

Возникновение постиндустриального общества связано, прежде всего, с изменениями в социальной структуре общества, т.е. с изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники. В постиндустр. обществе исчезает класс капиталистов, его место занимает правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. Знание в современном мире — важнейший ресурс, позволяющий радикально повысить качество социального управления и использовать возможности организации, не прибегая к др. видам капитала. Собственность как критерий расслоения общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. В отличие от индустриального общества, гдеосновной конфликт между трудом и капиталом обусловлен сосредоточием собственности в руках капиталистов, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью.

49. Виды, типы, критерии социального прогресса

Обществ-й прогресс-восходящее, поступат.развитие чел-ва,связанное с переходом от мене совершенного к более совершенному состоянию.Как отличить прогресс от регресса? Для этого нужны критерии.Они бывают общие (степень соц свободы и демократизации общ-ва) и частные (связаны с отдельными сторонами обществ.жизни – уровень з/п,количество и кач-во книг,наличие своб времени и тп).Виды. Технический-вкл совершенствование техники,технологий,процесс технологизации общ-ва(проникновение техники в сферы быта,культуры,искусства).Научный-накопление науч знаний,проникновение науки в различ сферы обществ жизни.Нравственный-проявля-ся в частности в повышении роли и эффект-ти нравств регуляции обществ жизни по сравнению с политич-й и правовой, во все большем проникновении морали,нравств норм такие сферы,как ниука,искусство,быт,политика,в возрастании удельного веса норм общечел-й морали в нравств-й системе гос-ва. Художественный-реализуется в своб развитии всех видов искусства:кино,ТВ,лит-ры и тп. Существуют и др виды: в области здравоохранения,образования,воспитания и тп. Типы общ прогресса можно раскрыть применительно к осн этапам развития чел-кого общ-ва:первобыт стадо,первобыт общ-во,азиатское общ-во,рабовлад общ-во,феод,индустр,постиндустр.

50. Философский аспект глобальных проблем современности.

Глобальные проблемы – проблемы,нерешенность которых создает угрозу для будущего существ-я чел-ва.этот вопрос исслед-ся философией глоб проблем. Она анализирует сущность совр глоб проблем,исследует кризисные ситуации в развитии чел-ва,изучает пути их решения.Глоб проблемы:угроза ядер войны и уничтожения всего живого на Земле,энергетическая,сырьевая,продовольственная,демографическая проблемы,расслоение на богат и бедн страны,взрыв инфекц и генетических болезней,экологический кризис.