Социальные конфликты 8

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Чебоксарский механико-технологический техникум»

Контрольная работа

По предмету ОСНОВЫ

СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Специальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Выполнил: студент __ курса, гр. __Д1

Специальность 190604

________________________________

Проверил(а):_____________________________________________________

г. Чебоксары

2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Социальные конфликты, методы их разрешения……………………..3
    1. Социальные конфликты……………………………………………..3
    2. Методы разрешения социальных конфликтов……………………..7
  2. Основные этапы становления и развития политологии……………….8
  3. Лоббизм как политический институт………………………………….10

1.Социальные конфликты, методы их разрешения

1.1. Социальные конфликты.

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).

14 стр., 6909 слов

Конфликты и методы их урегулирования

... образование, которому свойственны упорядоченность, формализация и стандартизация социальных связей и отношений, интеграция составляющих его элементов и их функций. Организационно-управленческий конфликт - это конфликт ... элементов, сложно поддающихся управлению или ограничению, без жестких, насильственных методов. В данной курсовой работе предлагается некоторая теоретическая конструкция, как ...

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

Мы возьмем за основу следующее определение конфликта:

под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции1:

  • Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.
  • Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем..
  • Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.
  • Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.
  • Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.
  • При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.
  • Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

  • Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.
  • Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.
  • Конфликт сопровождается стрессом.
  • Конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага».

Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей).

Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Базисная классификация конфликта отражена в таблице 1.

Таблица 1

Базисная классификация конфликта

Т

И

П

Конфликты с участием человека

зооконфликты

социальные

Внутриличностные

интерапсихические

зоосоциальные

В

И

Д

Межличностные

Между «хочу» и «хочу»

Между двумя животными

Между личностью и группой

Между «могу» и «не могу»

Между малыми социальными группами

Между «хочу» и «не могу»

Между животным и группой

Между средними социальными группами

Между «нужно» и «нужно»

Между большими социальными группами

Между «хочу» и «нужно»

Между группами животных

Межгосударственные

Между «нужно» и «не могу»

Межкоалиционные

Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Вы, наверное, знакомы с иерархией потребностей А. Маслоу. Согласно его теории, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов (Таблица 2) будет иметь еще и следующий вид:

Таблица 2

Классификация конфликта

Тип конфликта

ресурсный

Статусно-ролевой

из-за идей, норм и принципов

Объект удовлетворения потребностей

ресурсы

Статус в группе, роль в межличностных отношениях

Идея, норма, принцип

потребности

материальные

социальные

духовные

Существует множество классических типологий социальных конфликтов.

Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).

А. Рапопорт, утверждая, что невозможно все конфликты подогнать под одну схему, выделяет три основных вида конфликта: война («схватка»), споры («дебаты») и игры.

Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.

Те или иные типы и виды конфликтов по-разному проявляются в различных обществах.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что конфликты разнообразны как по своей природе, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаев является столкновением интересов человека как части общества, следовательно, в самом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным. Рассмотрим особенности социальных конфликтов, их отличия от других видов столкновений в следующей главе. Особое внимание будет уделено социальным конфликтам в российском обществе.

1.2. Методы разрешения социальных конфликтов

Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам

  1. не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должны отреагировать)
  2. даже те конфликты, которые вам необходимо предупредить, очень сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения (единственный верный способ – избегание).

Предупреждение конфликта (Таблица 3) входит в понятие управление конфликтом.

Таблица 3

Управление конфликтом

Этап конфликта

Содержание управления

1

предконфликт

Прогнозирование

Предупреждение /стимулирование

2

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон

Предупреждение /стимулирование

3

Начало открытого конфликтного взаимодействия

Регулирование

4

Эскалация конфликта

Регулирование

5

Разрешение или затухание конфликта

Разрешение

Этапы управления конфликтом:

1.симптоматика 2.диагностика 3. прогнозирование 4. разрешение

Управляющие воздействия.

1. пресечение 2.гашение 3. преодоление 4. устранение

В существующих условиях прогнозирование конфликта возможно лишь на короткий срок и с небольшой долей вероятности. Для того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо, чтобы конфликтология

сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Но мы с вами знаем, что любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Без этого конфликт почти невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная ситуация имеет достаточную для предупреждения продолжительность.

  1. Основные этапы становления и развития политологии.

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

Американский политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

Политология, как самостоятельная наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что мир политического в собственном смысле слова – это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии – это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и т.д.

В истории Запада формирование политического знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего времени. В целом формирование политического знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы. И в самом деле трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и т.д.

Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.

Первый период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

Второй период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и , соответственно, истоко их научного анализа.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ века, политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

  1. Лоббизм как политический институт.

Термин «лобби» и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobby» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея).

В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».

В российской научной и профессиональной среде можно выделить два подхода к толкованию термина «лоббизм».

Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов- столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.

Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти. Лоббизм – своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условиях: — возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; — расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.

Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США существуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически все крупные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своём составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен человек (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников, юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих способностей и качества).

Во-вторых, заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуются услугами наёмных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению.

Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование.

Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обосновано считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм (на Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности, некоторые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительное (лоббизм через акты применения права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования права).

В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование.

В зависимости от времени действия бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм.

В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (в республиканских, краевых, областных органах).

В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделятся на следующие разновидности.

Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.).

Ведомственное лоббирование — это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.

Региональное лоббирование — это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.

Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби — еврейское, польское, арабское и др.

Наиболее действенные рычаги при этом — деньги, пресса, голоса избирателей, переплавляемые во влияние. Выходцы из России — эмигранты и их потомки — составляют по численности одно из наиболее заметных национальных меньшинств в США.

Методы лоббистской деятельности в политической сфере жизни общества разнообразны. К наиболее распространенным относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование несколькими организациями; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся: жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этике государственных служащих, совершенствование механизма лоббирования.

Выделяют три основных формы лоббизма: «прямой», «косвенный» и «внутренний». Прямой лоббизм — целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм — организация кампаний с целью оказания дав­ле­ния, которые проходят в основном за пределами государственных орга­нов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм — деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

Всем хорошо известны классические технологии лоббизма. К таким технологиям относятся:

1. Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и аппарат профильных ведомств. Агенты влияния могут быть полезны и для навязывание повестки и регламента рассмотрения лоббируемых вопросов. Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей.

2. Навязывание конкурентам заведомо неэффективных (но внешне перспективные) объектов лоббистского воздействия. Тем самым вы заставляете их тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов.

3. Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону не только переговорами, но и силой событий. Соответственно, можно инспирировать эти события… Необходимо искусственно создавать локальные кризисы, которые подтолкнут ЛПР (лицо, принимающее решение) выбрать именно Ваш вариант решения проблемы.

4. Кризисные тенденции в отрасли необходимо канализировать на своих конкурентов. К примеру если поступает информация, что Правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов.

5. Необходимо активно сотрудничать с региональными и общефедеральными ассоциациями, специализирующимися на защите различных интересов в органах государственной власти. В деле приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды: чем шире основание, тем выше верхушка.

6. Необходимо как минимум знать политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов . Вопрос активной работы с такими контрагентами решается в зависимости от конкретной оперативной потребности. Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.

7. Также в портфель лоббиста должен входить известный объём информации о личных «слабостях» конкурентов и контрагентов. В единичных ситуациях подобные знания можно употребить весьма эффективно. Ко всему прочему, информированность позволит экономить ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре, вынужден нести известные материальные и временные затраты.

8. Играй против игрока, а не только против расклада. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все «грязные дела» конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.

9. Участие в исках и судебных тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном суде является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо реализации неугодного проекта.

10. Игра на противостоянии депутатов и внепарламентских активистов их партии. Активисты часто завидуют депутатам. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами. Протестные кампании (митинг, забастовки и т.п.) уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что ЛПР или его начальство не смогут не учесть данный фактор. Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента.

11. Ещё один важный аспект технологического мастерства лоббиста — умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой вами сфере.

12. Необходимо создавать и усиливать противников компании-конкурента в стане чиновников «нейтральной стороны. Необходимо создать непреодолимые противоречия между конкурентом и «нейтральными» чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента с нейтральной (но политически лояльной руководству) частью бюрократии, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится сохранить союз с «нейтральными» чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.

Наиболее эффективными инструментами лоббистской деятельности являются:

1. Рекрутирование своих сотрудников во власть.

2. Подкуп должностных лиц.

3. Неформальные контакты (в т.ч. — игра на личных слабостях).

4. Участие в работе политических и общественных организаций (в т.ч. — профессиональных объединений).

5. Покровительство чиновников.

6. Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты)

7. СМИ (в т.ч. печатная пресса, телевидение, интернет)

Одним из легальных методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти – так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.

Лоббистская деятельность представляет целый ряд потенциальных угроз, основная часть которых связана с искажением представительства общественных интересов (представительство интересов меньшинства в ущерб большинству), дезинформацией представителей органов государственной власти, а также закрытостью лоббистской деятельности и вытекающей из этого коррупции и сращивания государственных и коммерческих структур (корпоративизм).

Однако лоббизм, будучи формой функционального представительства интересов предоставляет государству и обществу в целом ряд серьезных преимуществ, связанных с более оперативным, нежели при политическом представительстве интересов, информировании должностных лиц, принимающим решения в системе управления. В связи с этим во многих странах мира лоббизм является легальным видом деятельности и существует его специфическое регулирование. В частности, можно говорить о двух основных моделях регулирования лоббизма – американской (лоббизм представляет собой специальную системой представительства интересов граждан, которая регулируется специализированным законодательством), германской (лоббизм является легальным видом деятельности, однако специального закона о лоббизме не существует) и французской (лоббизм является незаконным, однако существует Социально-экономический совет, состоящий из представителей профессиональных групп страны, который выполняет роль своеобразного «лоббистского парламента»).

1