Русская философия о смысле жизни

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Смысл жизни в религиозном и материалистическом мировоззрении

2. Значение духовности в поисках смысла жизни в русской философии

3. Вопрос о смысле жизни в работах русских философов

4. Смысл жизни для современного российского общества

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории.

Трагизм человеческого существования заключается в том, что человек как бы “заброшен” (по выражению экзистенциалистов) в предметно-физический мир. Как жить в мире, осознавая бренность своего существования? Как познать бесконечное конечными средствами познания? Не впадает ли человек в постоянные ошибки, объясняя себе мир? Большинство людей чувствует свой разрыв с миром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию. Это было сформулировано еще в античности, но и по сей день главной тайной человека является он сам.

Каждый должен для себя рано или поздно ответить на вопрос: «ЗАЧЕМ?». После этого, действительно, уже не так важно «КАК?», ибо смысл жизни найден. Он может быть в вере, в служении, в достижении цели, в преданности идее, в любви — это уже не принципиально.

Русские философы как никто преуспели на этом пути:

«До сих пор одни много знали, но слишком мало любили, другие много любили, но слишком мало знали; но только тот, кто будет много знать и любить, может сделать для человечества что-нибудь истинно прекрасное и великое». Так размышлял Мережковский и был, по моему мнению, совершенно прав, ведь главное для человека — реализовать себя в знаниях и в любви. В этом и смысл его жизни. А вспомним произведения Толстого, Достоевского, всей русской классики. Она же так и сквозит идеей человеческого всеединства, любви к ближнему.

В стремлении узнать смысл жизни с самого начала нет другого пути, как только обратиться к тем, кто её уже прожил, конечно, мудро, а ещё лучше — к летописи человеческой мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего человечества. Нет надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни, человеческая мудрость отсылает их к самой жизни — сначала жить, потом философствовать. Философская антропология не обходит вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и т. д. Вопрос о жизни, её смысле и цели остаётся открытым, и нет никаких оснований считать, что он может быть окончательно решён в обозримом будущем.

8 стр., 3573 слов

Социальные и биологические факторы продолжительности жизни. Современные ...

... из непреходящих человеческих потребностей, появившихся вместе с человеческим обществом. Ценность и смысл жизни каждого человека глубоко связаны с развитием общества, его социальной структурой, его культурными традициями ... индустрии, экономики, социальной и индивидуальной гигиены. Социальная геронтология тесно связана с вопросами общей культуры, являясь в определенной степени ее мерилом, если иметь в ...

Таким образом, труды известных русских философов о смысле жизни не утратили своей актуальности и в настоящее время.

Целью контрольной работы является изучение проблемы смысла жизни в русской философии на основе анализа научной и учебной литературы.

Задачи работы:

1. Изучить понятие смысла жизни в религиозном и материалистическом мировоззрении.

2. Проанализировать работы русских философов о смысле жизни.

3. Рассмотреть значение духовности в вопросах поиска смысла жизни в русской философии.

  • 4. Раскрыть сущность смысла жизни для современного общества.
  • 1. СМЫСЛ ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНОМ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ
  • Следует отдать должное христианству, которое своим учением решило вопрос смысла жизни. Когда назначение человека, его путь и конечная цель вкладываются в «сердце» с колыбели, и в течение всей жизни эти ориентиры не подвергаются сомнению, то человек не задумывается, а верит, и это решало многие жизненные проблемы. Такой путь, может быть, далек от истины, но что может быть выше субъективной гармонии? Кувакин, В. А. Религиозная философия в России (начало XX века).

    / В. А. Кувакин. — 2-е изд. — М.: Логос, 2002. — с.186

  • Выдающийся русский мыслитель Н. О. Лосский считает религиозность основной, наиболее глубокой чертой характера русского народа. Доказывая это положение, Лосский ссылается на высказывания, почерпнутые из самых различных периодов истории России, начиная от Киевской Руси и вплоть до ХХ века. Рассматривая способности русского народа к высшим формам опыта, Лосский включает в них способности к восприятию религиозного, нравственного, эстетического опыта, интеллектуальную интуицию (умозрение), все это связано с исканием смысла жизни и религиозностью. При этом важное значение мыслитель придает особой чуткости русских людей к чужой душевной жизни, чуткое восприятие чужих душевных состояний. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло. / Н. О. Лосский. — М.: Республика, 1998. — с.341
  • Что такое наша жизнь — «дар напрасный, дар случайный», как написал однажды в отчаянии великий русский поэт Пушкин, — или же мы призваны в этот мир небесцельно и призвание наше высоко и достойно венца творения человека? Вопрос о смысле жизни очень характерен именно для русской философии. Но ещё раньше написания религиозно-философских сочинений состоялась знаменитая беседа прп.

    1 стр., 500 слов

    «Бесплатный человек» или обесценивание себя

    ... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

    Серафима Саровского с симбирским помещиком Н.А.Мотовиловым о цели и смысле христианской жизни, в которой речь идет лишь о христианской жизни, но и рассуждения философов приводят к этому же заключению: смысл жизни человека и есть смысл именно христианской жизни, всякий другой смысл или надуман, или относителен, или вообще ложен. «Истинная же цель в жизни нашей христианской, — говорит прп. Серафим, — состоит в стяжании Духа Святого Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божиего» Гуревич, П. С. Философия человека. / П. С. Гуревич. — М.: ИФРАН, 2000. — с. 95

  • Вспомним, что в Раю Адам получил от Бога три заповеди: заповедь труда — возделывать и хранить сад Едемский (Быт. 2, 15); заповедь познания мира — наречение имен животным (Быт. 2, 20) и заповедь поста — запрет вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 17).

    Вкусив от древа, Адам нарушил сразу все три заповеди. В самом деле, ему был предложен некоторый труд: труд делания, труд познания, труд воздержания. Адам предпочел более легкий путь: вкуси — и станешь как Бог. Это желание человека не исполнилось. Но так как он в этом своем желании свою собственную волю поставил выше воли Божией, «то он и был предоставлен своей собственной воле, и эта воля повела его к цели жизни по длинному окольному пути всевозможных обольщений».

  • На этом пути человек сбился с дороги, потерял смысл своего существования. По мере роста культуры и цивилизации принцип блага, во имя которого развивалась жизнь, становился все более недостижимым. В жестокой борьбе за достижение блага одни могли в наслаждении полагать смысл своей жизни, а другие, неудачники, приходили к мысли, что их жизнь вообще никакого смысла не имеет. Языческие философы, пытаясь разрешить этот жизненный вопрос, исходили из того же принципа блага как единственной цели жизни.
  • У христиан живая вера в великий смысл человеческой жизни и живая надежда на возможность его осуществления жизнью во Христе перерождает людей и научает их жить затем, чтобы воспитать свою душу и приготовить себя к вечной жизни со Христом и всеми святыми Его.

    Именно эта вера в новую жизнь и определяет собою смысл человеческой жизни. Просвещаемый этою верою, человек сознает себя как временного пришельца земли и вечного гражданина неба. Вера — самый древний смысл жизни человека, самый живучий и действенный. Вера наполняет жизнь смыслом. В вере есть свои приемы и пути, которые ведут к т.н. «божественному откровению», о котором говорили богословы.

  • Марксизм выводит смысл жизни из объективно существующих фактов как идеал, который постоянно практически осуществляется. Точнее говоря, смысл жизни становится идеалом, основанным на определенных отношениях человека с фактами существующей действительности. Смысл жизни нельзя представить и вне человеческих отношений. Смысл жизни личности не может быть изолирован от смысла жизни других личностей, потому что вне человеческих отношений он теряет всякое значение.
  • Отвергая религиозно-мистический смысл жизни человека, наличие потустороннего смысла в истории, марксистская философия выдвигает положение о сознательной деятельности человека во имя определенных целей.
  • Но, несмотря на противоположные исходные установки, религиозное и материалистическое мировоззрение признает неизбежность прекращения земной формы существования человека.

    2 стр., 690 слов

    Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

    ... части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...

    Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени, На этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека органично вытекает проблема смысла и цели жизни. Если каждый индивид смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли какой-нибудь смысл человеческой жизни? Религиозный учения утверждают, что жизнь на Земле — очень важный этап бытия индивида. Она для индивида имеет собственную жизнь, ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни». В христианстве, например, земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом.

  • Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни.
  • Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни.

    Человеку, как правило, мало просто жить. Ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то». Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей. Он утверждает общественную значимость своего бытия, то есть, живет в обществе, среди людей: окружающих, близких и далеких. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более дальних потомках.

  • Подводя итоги выше сказанному, следует отметить, что общим в поисках смысла жизни для религии и материализма является следующее утверждение: человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жизнь в жизни человечества.
  • 2. ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОСТИ В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Как известно, становление зрелой личности возможно путями духовными и душевными. Каждый человек в определенные периоды своей жизни осуществляет выбор. Как считает К. Юнг, путь душевный предполагает актуализацию сил бессознательного, глубинных архетипов. Для российской души это сплав неясной мечты, надежды, веры, страдания, очищающих и соединяющих ее со всем истинно русским. Сто русских философов: библиографический словарь / сост. и ред. А. Д. Сухов. — М.: Мирта, 2001. — с.257
  • Духовный путь открыт не для всех, здесь происходит расширение личностного пространства, обретение совершенно иного способа личностной психической организации.
  • Духовность в России проявлялась и проявляется многолико в обликах старцев, оставивших мирскую жизнь с её страстями. Епископ Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807-1867) — религиозный мыслитель, богослов и церковный писатель оставил нам целый ряд поучений о правильном устроении своей духовной жизни. Его поучение «О рассеянной и внимательной жизни» посвящено разъяснению необходимости внутреннего сосредоточения и внимания. Рассеянная жизнь, наполненная только житейскими попечениями, «многоядением и многопитанием», представляет собой занятие временное, суетное, усыпляет действие душевных чувств, она питается действием чувств телесных. Рассеянный человек не может преуспеть ни в одной добродетели, не в состоянии исполнять Христовы заповеди. Побороть рассеянность человек может, сначала приучаясь к внимательности в своей ежедневной жизни, при исполнении, например, своего служебного долга. Только после этого он может практиковать внимание и сосредоточение в уединенной жизни. В работах епископа Игнатия изображается идеал духовной трезвости и самоотречения ради стяжания духа мира и любви. Идея творчества — внутреннее духовное делание, то есть, превращение человека в духовное существо. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России (начало XX века).

    25 стр., 12060 слов

    016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

    ... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...

    / В. А. Кувакин. — 2-е изд. — М.: Логос, 2002. — с.478

  • Поиски путей духовного возрождения России могут быть связаны и с изучением наследия русской религиозно-философской психологии. Традиции религиозно-психологического учения, восходящие к началам древнерусской письменности и отечественной философской мысли представлены в трудах преподавателей и философов духовных семинарий и академий, учеными религиозной ориентации: Никанором, архиепископом Херсонским, митрополитом Антонием (Храповицким), С.С. Гогоцким, В.С. Серебрянниковым, Н.О. Лосским, В.И. Несмеловым, В.А. Снегиревым, П.Д. Юркевичем, В.В. Розановым, И.И. Лапшиным, С.Ф. Франком, Л.М. Лопатиным и другими.
  • Николай Сергеевич Арсеньев (Л.Г. Филонов) подчеркивает особую роль духовных сил в жизни русского народа. Как отдельный человек, так и каждый народ должен иметь источник вдохновения в лице духовных сил, которые творчески расширяют жизненные горизонты, поднимают высшую плоскость сравнительно с природными данными людей. Духовные начала — это самое ценное достояние в жизни народа, именно они обеспечивают народу возможность духовного дыхания. Для русского народа основным источником духовной жизни было христианское благовестие, принесенное ему Православной Восточной Церковью.
  • Православная Церковь, великая воспитательница народной души, насаждала в русском человеке дух трезвенности, внутренней меры, смирения, мужественности и духовного подвига, подчиняющего внешнюю эмоциональность просветленным законам духовной жизни. Центром духовности в семье зачастую выступала мать-христианка. Родительское благословение было стержнем благочестия. Русская дедовская икона, передававшаяся из поколения в поколение, являлась носительницей, особо чтимым символом благословенного духовного наследия предков. Эта икона олицетворяла невидимое Божие присутствие в семье, ее нерушимую связь с предками. В центре русской религиозности стоит радость о Воскресении Христовом, радость о победе Сына Божия — через распятие и воскресение Свое над силами ада, тьмы и смерти. Вера в победу Божию и есть тот духовный стержень, который поможет русскому народу в его борьбе против темных сил зла. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало XX века / под ред. А. Ф. Замалеева. — 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: Изд. СПб ЛТА, 2001. — с.154
  • Н.О. Лосский в своей классической этике Абсолюта рассматривает Царство Божие как сверхценность космического масштаба. В основе этики Абсолюта Лосский рассматривает ценности нравственной жизни, конструирует картину духовного совершенствования человека. Абсолютные ценности, как и их верховная (начало и конец) доминанта (Бог) определенным образом взаимодействуют с реальным человеческим миром. Методологическими предпосылками этики абсолютных ценностей выступает положение Лосского о достижении «полноты бытия» и «иерархическом персонализме». Лосский, Н. О. Бог и мировое зло. / Н. О. Лосский. — М.: Республика, 1998. — с.359
  • Таким образом, можно сделать следующий вывод: если быть ближе к истокам, т.е. к Библии, а особенно к Новому завету, то существование человека оформляется десятью заповедями, в пределах которых он должен вести нравственный образ своей земной жизни. Это еще раз подчеркивает, что в основе всех религий лежит общая духовная основа, что мудрость едина, а уже ее проявления, формы зависят от уровня развития «паствы», от ее историко-культурного багажа, менталитета.
  • 3. ВОПРОС О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В РАБОТАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ
  • Идеалистические и особенно христианские религиозные учения позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и порождают сложно разрешимые этические проблемы.
  • Первым из русских философов конца XIX — начала XX веков на исследуемую нами тему выступил Василий Розанов. В сочинении «Цель человеческой жизни» он поставил своей задачей найти не искусственную, не надуманную цель человеческого существования, а естественную. В природе человека Розанов находит три первоначальных стремления: это его усилие знать истину, усилие сохранить для себя свободу и усилие к добру. Три идеала — истина, добро и свобода, по Розанову, — суть одновременно и три конечные цели человека. «Свободу нужно здесь понимать как внутреннюю, так и внешнюю; первая состоит в отсутствии боязни выразить свое внутреннее содержание, и она зависит от нас… Во внутренней боязни всегда сказывается равнодушие к истине и излишняя любовь к себе, к своему положению между людьми». Розанов, В. В. Цель человеческой жизни. — Режим доступа: www. vehi. net
  • Следующим после Василия Розанова на тему о смысле жизни высказался профессор Казанской духовной академии Виктор Иванович Несмелов — крупнейший русский богослов, в центре научных интересов которого была религиозно-философская антропология. В сочинении «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения» (1895) Виктор Несмелов показывает, что глубочайшее решение вопроса о смысле жизни раскрывается «только с появлением христианства в учении новозаветного откровения и в области христианской философии. Христианство говорит человеку, что он существует не для смерти и не для теневого существования в таинственных обиталищах мифологического Аида, а для вечной разумной жизни на небе в Божием царстве света и истины» Несмелов, В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. — Режим доступа: www. monahserapion. narod. ru / biblioteka / XX / nesmelov / smisl. html.
  • Несколько отлична философия Ф.М.Достоевского, как основоположника русского варианта экзистенциализма. Он любил исследовать пограничные ситуации, в которые попадает человек и в которых его личность терпит крах. Допуская в некоторых своих литературных героях «вседозволенность», он все-таки видит истинную жизнь в определенных нравственных рамках, к которым человек приходит после длительного и порой болезненного поиска. Эти рамки устанавливает каждый для себя сам, но они как бы унифицированы во Христе как объединяющей основе человечества. «Все за всех перед всеми в ответе», — говорит Достоевский в своем основном произведении «Братья Карамазовы».
  • Согласно Льву Николаевичу Толстому, смысл жизни можно постигнуть лишь через «истинную религию», путем отказа от какой-либо борьбы, непротивления злу насилием, путем добродетели и нравственности. Чем ближе мы к природе и к народу, тем ближе мы к истине, которая наполняет жизнь смыслом. Толстой проповедовал всеобщую любовь, вслед за Сковородой повторяя: «царство божие внутри нас».
  • На сходных позициях стоят и другие славянские философы. Они видят нравственный смысл личности, которая является связующим звеном между божественным и природным мирами, в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. На мой взгляд, такая позиция лучше других раскрывает понятие смысла жизни.
  • Например, странствующий украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода умел согласовывать свои действия со своими знаниями. Пожалуй, это высшая мудрость.
  • Смысл жизни Сковорода видел во «внутреннем мире» человека, в «радости сердца», в цельности души: «Как собственную мать можно найти дома, так и собственное счастье человек находит в себе». Согласно украинскому Сократу, для человека может быть два способа жизни: «мирской» и «божественный». Только последний приводит человека в равновесие и гармонию с самим собой и окружающим миром. Жить в истине значит жить во Христе. Каждый человек стремится к самопознанию, и самый короткий путь к Богу — через собственное сердце, через открытие в нем образа божьего.
  • Но гармония великого мира (макрокосмы) и человека (микрокосмы) не устанавливается сама собой, автоматически, а имеет в основе творческую жизненную инициативу самого человека. По мнению Сковороды, существует много разных способов гармонизации человека с миром, и каждый должен найти свой «сродный» способ жизни, отвечающий его неповторимости и уникальности. «Сродная» жизнь, и в первую очередь труд, является важнейшим условием постижения человеком смысла жизни, реализации действительно человеческого способа жизнедеятельности, самоутверждения личности. Сковорода, Г. С. Трактаты. Диалоги. — Режим доступа: www. litopys. org. ua / skovoroda / skov. htm
  • В работах русских философов начала XX века Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным.
  • Евгений Николаевич Трубецкой — выдающийся русский философ и правовед. Основным философским трудом Е.Н.Трубецкого стал «Смысл жизни».
  • Развивая религиозно-философские взгляды Соловьева на действительность, Е. Н. Трубецкой выступает как один из видных представителей философии всеединства в России. Однако в ряде существенных моментов Трубецкой отходит от учения великого русского философа и строит свою теоретическую модель действительности. Она наиболее отчетливо выражается в его учении о свободе. Свобода у Трубецкого является основой деятельности индивида. Если у Соловьева отношения между Богом и человеком основаны на любви, то у Трубецкого — на свободе выбора, которая есть источник не только добра, но и зла. Человек сам выбирает свой путь и несет ответственность за зло в мире. Свобода есть более великое достояние мира и человека, чем подчинение мира абсолютной необходимости, исходящей от Бога. Божественная любовь хочет иметь в человеке не автомат, а друга. В этом и есть оправдание свободы. Человек не мог бы быть действительным участником добра, если бы он не был способен выбрать между добром и злом. Положительная эволюция мира заключается не в отрицании зло, а в преодолении зла в самом ее источнике — свободе самоопределяющейся твари. Это не свобода от искушения, а победа свободной воли над искушением.
  • Постулировав свободу, Трубецкой, в отличие от Соловьева, развивает учение о Софии уже не как об инобытии Бога, а как об идеальном замысле о мире, который человек может принять или отвергнуть. София, неотделимая от Христа Божья мудрость и сила, есть не сущность, а только норма, идеальный образ, нравственно-правовой идеал.
  • Трубецкой утверждает, что жизнь не стоит на месте, мир движется вперед, к своему светлому пределу. Однако движение не происходит автоматически. От человека требуется духовный подъем и беспощадная борьба с земными страстями, которая сопровождается трудами, лишениями и страданиями. Никакие временные успехи, радости, лишения и страдания не должны останавливать человека в его неутомимой борьбе за возвышение земного до небесного. Таков путь индивидуального человека, и в нём философ видит смысл жизни. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни (избранные главы).

    5 стр., 2208 слов

    Качество трудовой жизни: понятие и факторы, его формирующие

    ... природу, стоимость, способы оценки и глубину воздействия на личность человека. Перечень показателей качества трудовой жизни может быть достаточно обширен, поэтому их необходимо сгруппировать ... и общественным органам. Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. Цель работы - обобщить взгляды современных ...

    12 стр., 5805 слов

    Потребности и условия жизни людей

    ... Блага// Глоссарий.ru (электронный ресурс), режим доступа Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние Благосостояние// Глоссарий.ru (электронный ресурс), режим доступа Совокупность действий, направленных на ... расчет 2.3 Неравенство благосостояния 3. Зависимость потребностей от уровня жизни людей Заключение Список литературы Приложения Введение В настоящее время ...

    10 стр., 4813 слов

    Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

    ... дея­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ... «здоровьем» в преобладающем количе­стве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсаль­ную способность ...

    — Режим доступа: www. hpsy. ru

  • Одно из последних по времени сочинений о смысле жизни принадлежит С. Л. Франку. Его работа «Смысл жизни» удивительно просто и ясно воспроизводит аргументы и выводы предыдущих исследователей и представляет собой «выразительный финал русской философской симфонии, убедительно раскрывающей значение и силу соборного сознания». Франк, С. Л. Смысл жизни. — Режим доступа: www. vehi. net Семен Франк делает открытие: оказывается, основное, существенное дело всякого человека есть его молитвенный и аскетический подвиг.
  • Чем более конкретна нравственная деятельность человека, чем больше она считается с конкретными нуждами живых людей и сосредоточена на сегодняшнем дне, — чем больше она проникнута не отвлеченными принципами, а живым чувством любви или сознанием обязанности помощи людям, тем ближе человек к подчинению своей деятельности духовной задаче своей жизни
  • Франк видит смысл жизни в её «утверждённости в вечном»: смысл жизни осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало. Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить её, мы должны усовершенствовать её сразу как целое. По мнению Франка, единственное дело, осмысливающее жизнь есть не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни.
  • Таким образом, внешнее, мирское делание, будучи производным от основного, духовного делания и им только осмысляясь, должно стоять в нашей общей духовной жизни на надлежащем ему месте, чтобы не было опрокинуто нормальное духовное равновесие. Силы духа, укреплённые и питаемые изнутри, должны свободно изливаться наружу, ибо вера без дел мертва, свет, идущий из глубины, должен озарять тьму вовне.
  • мировоззрение духовность русский философия
  • 4. СМЫСЛ ЖИЗНИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  • Философы Н. Лосский, В. Соловьев и др., анализируя устоявшиеся образцы поведения и общения, пытались понять самость русского народа, стереотипизированные черты характера, имманентно присущие русскому народу как единому целостному этносу, имеющему, что сказать миру и вносящему свой вклад в мировую цивилизацию. Решение всех этих вопросов было крайне важно для национального самоопределения России. В настоящее время Россия, оказавшаяся в водовороте перемен, утратившая во многом психологические опоры в религиозной вере, традиционной общинности, находится в совершенно иной социокультурной ситуации.
  • Российский плюрализм открыл огромные возможности для индивидуализации, проявления разных видов социальной деятельности — смена профессии, выезда, слова, участия в политической, предпринимательской и деятельности. При этом отсутствует экономическая стабильность, правовая гарантированность, уровень культуры и профессионализма, наличие сколько-нибудь определенной перспективы и т.д., что делает любую форму социальной активности зависящей от случайных обстоятельств, связанной с большим риском. Поднимая вопрос о стоическом отношении россиян к переживаемым трудностям, можно отметить, что все россияне отличаются своим особым опытом, каждый человек находится на определенном этапе своего жизненного пути и по-своему понимает смысл жизни, но при этом общим для всех исконно русским архетипом всё-таки остаётся так называемая общинность. При этом каждая социальная группа имеет свои специфические особенности, представлена индивидами с определенными социально-психологическими свойствами, разными возможностями самоосуществления и бытия.
  • Я считаю, что для обретения утерянного смысла жизни, восстановления общности российского народа сейчас, как никогда, важна актуализация самых значимых для народа ценностей, таких, как любовь к отечеству, вера в будущее благополучие и процветание России, в свою идентичность с Россией. Важно ощущение причастности каждого к ее культуре, историческому прошлому, осознание позитивной временной перспективы страдающей родины.
  • Смысл жизни человека, избравшего эту форму реализации, заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или попытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку свободен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями (как над своим биологическим, так и над своим социальным началом).

    21 стр., 10352 слов

    ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

    ... -методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/ Лурия, А. Р.  Лекции по общей психологии  – М.: Директ- ... мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической ...

    И напротив, неспособность реализовать собственную жизненную программу — в силу внутренних свойств или слишком мощного давления обстоятельств — порождает в человеке состояние несвободы, зависимость от обстоятельств жизни, от других людей.

  • На бытовом уровне каждый из нас по-своему творец. Проецировать можно себя, например, в детях. «Мы уйдем — они останутся». Смысл — максимально реализовать себя в детях, через воспитание, любовь, заботу.
  • На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Творчество, самореализация будоражили многие умы. Перед лицом смерти, которая не покидает человека уже с самого рождения, люди видят смысл своей жизни в творческом бессмертии. Им хочется создать такую ценность, которая останется потомкам, и о творце будут помнить в веках. Он будет жить в своем «объективированном духе». На сходных позициях стоит слава, которая достигается различными способами. Все эти потуги ориентированы в бессмертие. Спроецировать себя в вечность — вот смысл жизни творцов.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • В философии русских мыслителей и писателей сквозят идеи всеединства, гармонии, любви, природы. Все люди как один род связаны между собой общим смыслом, который проявляется в указанных понятиях.
  • По-моему, смысл жизни один для всех, он характеризует человека в целом, а реализацию смысла жизни уже определяет для себя личность, с ее индивидуальностью и неповторимостью. Безусловно, в рассуждениях о способах реализации смысла жизни унификация невозможна — у каждого свой способ, свои цели. Даже на разных стадиях жизни личности формулировка (реализация) смысла жизни может меняться.
  • На мой взгляд, вера — самый древний смысл жизни человека, самый живучий и действенный. По сей день люди в вере находят свое назначение, свои цели и гармонию. Вера — это феномен, который идет от смысла, в какой-то мере это противоположность разуму. Вера наполняет жизнь смыслом.
  • Учение, накопление знаний как смысл жизни тоже имеют место. Именно поэтому существует наука. Множество людей посвящают себя ей, находят смысл своего существования в учености. Это определяет их работу, склад ума, цели, стремления.
  • В то же время, вся русская классика так и сквозит идеей человеческого всеединства, любви к ближнему, и в этом тоже заключается великий смысл человеческого бытия. По моему мнению, в любви действительно кроется большая возможность реализовать смысл жизни человека. Любовь проявляется через общение. Поэтому душевное общение как феномен любви также может быть смыслом жизни.
  • Я считаю, что на онтологическом уровне между всеми этими формулировками можно поставить знак тождества. В реальной жизни они переплетаются, существуют параллельно. Таким образом, перечень способов реализации смысла жизни бесконечен.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1. Гуревич, П. С. Философия человека. / П. С. Гуревич. — М.: ИФРАН, 2000. — 134 с.
  • 2. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России (начало XX века).

    / В. А. Кувакин. — 2-е изд. — М.: Логос, 2002. — 546 с.

  • 3. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло. / Н. О. Лосский. — М.: Республика, 1998. — 431 с.
  • 4. Несмелов, В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. — Режим доступа: www. monahserapion. narod. ru / biblioteka / XX nesmelov / smisl. html
  • 5. Розанов, В. В. Цель человеческой жизни. — Режим доступа: www. vehi. net
  • 6. Сковорода, Г. С. Трактаты. Диалоги. — Режим доступа: www. litopys. org. ua / skovoroda / skov. htm
  • 7. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало XX века / под ред. А. Ф. Замалеева. — 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: Изд. СПб ЛТА, 2001. 296 с.
  • 8. Сто русских философов: библиографический словарь / сост. и ред. А. Д. Сухов. — М.: Мирта, 2001. — 320 с.
  • 9. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни (избранные главы).

    — Режим доступа: www. hpsy. ru

  • 10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фроловой. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1995. — 590 с.
  • 11. Франк, С. Л. Смысл жизни. — Режим доступа: www. vehi. net
  • Размещено на