Введение
одарённый дошкольник педагогический
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одарённого ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одарённости является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность каждому ребёнку достигать больших высот в своём развитии.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одарённости детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребёнка, — позволяют по-новому обозначить проблему одарённости детей-дошкольников, открывают новые аспекты её изучения и решения.
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребёнок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одарённости не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребёнку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день выбирают развитие одарённости как основное направление работы.
Сразу возникает множество вопросов: как выделять одарённых дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одарённости? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одарённости в дошкольном детстве? Как построить работу с одарёнными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.
Все это свидетельствует о том, что проблема развития одарённости, и в частности, на этапе дошкольного детства требует научно-практического решения.
Процесс выявления, обучения и развития одарённых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.
Роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
... взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка. Задачи: - Дать характеристику психического развития дошкольника; - Изучить факторы психического развития ребёнка; - ... становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык ...
Цель исследования: изучить проявления одарённости у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
Объект исследования: одарённость дошкольников.
Предмет исследования: развитие одарённости в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
. Раскрыть сущность понятия детской одарённости.
. Проанализировать основные составляющие детской одарённости.
. Раскрыть содержание социально-педагогической поддержки детей в ДОУ.
. Разработать рекомендации по работе с одарёнными детьми для педагогов дошкольного учреждения и родителей.
1. Теоретико-методологические основы изучения одарённости дошкольников
.1 Понятие задатка, одарённости, таланта
В современных условиях важнейшей задачей системы образования является формирование личности, обладающей не только суммой готовых знаний, умений и навыков, но и способной адаптироваться в новых условиях, проявить самостоятельность и инициативу. В Международной Конвенции о правах ребёнка акцентируется значение реализации индивидуальности формирующейся личности: «…образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме». [5]
В отечественной науке определилась чёткая позиция: понимать развитие одарённости детей, как развитие определённых способностей, включение в деятельность, создание благоприятной среды для детей с тем, чтобы раскрыть их потенциальные возможности. Особую актуальность данная проблема приобретает в работе с детьми дошкольного возраста, так как дошкольное детство — это период первоначального становления личности, развития личностных механизмов поведения и опыт ранних лет жизни ребёнка влияет на все дальнейшее развитие личности (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Ж. Пиаже и др.).
[3]
В современной психологии одарённые дети понимаются как проявляющие общую или специальную одарённость (к музыке, к рисованию, к технике), раньше других можно выявлять художественную одарённость детей (в области музыке, затем в рисовании).
В сфере науки, скорее всего, проявляется одарённость к математике. Но даже самые выдающиеся проявления ребёнка не являются достаточным залогом будущего таланта. Врождённые задатки — только одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в значительной мере зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.
Задатки — наследственные анатомо-физиологические особенности, на основе которых развиваются способности творчески одарённой личности. Они даны человеку к моменту рождения или возникают благодаря естественному развитию организма.
Концепции одарённости и её развития
... Словесное творчество детей в дошкольном возрасте. Специфика проявления литературных способностей и одарённости в дошкольном возрасте. Игра и литературное творчество ребёнка. Проявление тендерных ... детей и развитие их специальных способностей. Увлечённость одарённого ребёнка любимыми занятиями; перфекционизм. Яркость и живость воображения одарённого ребёнка, творческое развитие его личности. ...
Талант — это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый — это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет её на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.
Как известно, одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности. Нами были выделены основные понятия, входящие в определение одарённость.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [7]
Одарённый ребенок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По нашему мнению, работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одарённости. Считается, что такими условиями являются:
наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребёнка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребёнку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
Разрабатывая программу действий педагогического коллектива, необходимо придерживаться основных закономерностей развития одарённости детей данного возраста:
. Все дети от природы одарены. Одарённость ребёнка дошкольного возраста носит скрытый характер, для её развития требуется включение ребёнка в творческую деятельность.
. В силу психических особенностей одарённость ребёнка дошкольного возраста проявляется раньше и чаще всего, как художественно-творческая.
. Развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей ... рассматриваются основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально - творческих способностей. Особое внимание ...
. Креативность как фактор одарённости ребёнка выражается в получении созидательного творческого продукта.
. Становление и развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста опирается на духовно-нравственные ценности общества. У таких детей обычно менее покладистый характер, поэтому они испытывают трудности в общении, не умеют идти на компромиссы, решать конфликты.
. Развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ, их компетентности в области организации творческого образовательного пространства.
Таким образом, одарённым детям должны быть представлены такие условия развития, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.
1.2 Виды одарённости
При выделении видов одарённости на сегодняшний день целесообразно использовать критериальный подход. Данные критерии и соответствующие им виды одаренности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды различийВиды одарённостиПо широте проявленийОбщая одарённость (интеллектуальная; творческая) Специальная одарённостьПо типу предпочитаемой деятельноститворческая; академическая; психомоторная коммуникативнаяПо интенсивности проявленийповышенная способность к обучению (способные); одарённые; высокоодаренные (талантливые)По темпу психического развитияС нормальным темпом психического развития; Со значительным опережением возрастного темпа развитияПо возрастным особенностям проявлениястабильная; приходящая (возрастная)
. Психомоторная одарённость тесно связана со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически — моторной и зрительно-моторной координацией. 2. Интеллектуальную одарённость связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. 3. Академическая одарённость определяется успешностью обучения. 4. Социальная одарённость рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. 5. Духовная одарённость связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одарённости в настоящее время мало изучена. 6. Творческая одарённость определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество.
2. Развитие одарённости в условиях дошкольного образовательного учреждения
.1 Условия развития одарённости
Для решения проблемы организации образовательной работы с одарёнными дошкольниками необходимо также рассмотреть условия развития одарённости. В настоящее время существует значительное количество различных программ для одарённых детей, основанных на различных теоретических моделях одарённости. Практически в каждую модель включаются личностный (мотивация) и когнитивный (интеллектуальные и творческие способности) компоненты. При этом существует различное понимание способностей и специфики одарённости на разных этапах возрастного развития.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические ... бодрствует некоторое время после приема пищи. Следует учитывать, что чем младше ребенок, тем в большей степени его самочувствие, настроение, активность во время ...
Мы считаем важным, обратить внимание на необходимость обеспечения комфортных и безопасных условий ребёнку в семье и в дошкольном учреждении, реализации имеющихся природных потенциалов, развития коммуникативной, интеллектуальной и физической компетентности, обогащения индивидуального опыта дошкольника.
Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.
Нерешённой остаётся и проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости? Ускоряя, усложняя учебные программы, мы забываем базовый принцип — принцип ответственности за будущее детей.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой — отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность. [10]
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей.
Ряд учёных отмечают такие особенности психосоциального развития одарённых детей, как перфекционизм, которому часто сопутствует чувство неудовлетворённости, повышенная уязвимость, трудности в общении.
Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель — теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения. В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в обычном дошкольном учреждении:
Социально-психологические подходы к развитию одаренности в процессе обучения
... которая стимулируется новизной и которую одарённый ребёнок сам видит и находит в окружающем ... развития культуры как «экологической нише» творческой личности. Развитие человеческой индивидуальности в творческой деятельности, ... последователей. В отечественной психологии проблемы развития одарённости рассматривались в основном в ... в практике работы по развитию одаренных детей. К числу наиболее известных ...
работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;
система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;
реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;
реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.
В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:
· Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей.
· Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
· Создание условий одарённым детям для реализации их творческих способностей в процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
· Стимулирование творческой деятельности одарённых детей.
· Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одарённых детей.
· Обмен опытом педагогов по работе с одарёнными детьми.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
Интеллектуальная сфера:
— ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;
охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания;
проявляет исключительные способности к решению задач;
часто с головой уходит в то или иное занятие;
выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений:
Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
Невербальные средства общения в профессиональной деятельности ...
... речи и собственно невербальные средства общения, используемые в профессиональной деятельности государственного служащего. Звуковая организация речи. Звуковые особенности речи составляют ... – неотъемлемая составляющая харизмы государственного деятеля, важный инструмент его профессиональной деятельности. Кинесические средства общения. Еще одним существенным невербальным инструментом в межличностном ...
Творчество:
— ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с «головой уходить» в интересную работу, занятие;
демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
способен продуцировать оригинальные идеи;
способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
Общение и лидерство:
ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
в общении со сверстниками проявляет инициативу;
принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
— ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
проводит много времени за рисованием и лепкой;
демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
осознанно строит композицию картин или рисунков;
работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка:
— ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
чутко реагирует на характер и настроение музыки;
легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера:
— ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
любит движения (бег, пряжки, лазание);
Копия 2 распр.нарушения у детей
... В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда ... (Л. Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц (1994), как и ...
прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. [6]
Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и, главное, — в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.
Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого- педагогического сопровождения одарённых детей:
. Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.
. Помнить о познавательной нагрузке занятий. С целью оптимизации можно использовать:
· блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
· модификационные и усложнённые варианты развивающих игр.
3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
· вводящие новую информацию (навыки, операции);
· закрепляющие новую информацию;
· систематизирующие новую информацию.
. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие — мышление — воображение.
. Систематически проводить:
· контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
· психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
Что касается организационных форм, то деятельность по развитию интеллектуальных способностей ребёнка в нашем ДОУ осуществляется в рамках работы интеллектуального кружка. При этом решаются следующие задачи.
. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.
Одаренные дети: особенности их развития и воспитания
... интеллектуального потенциала общества, ее неразработанностью в психолого-педагогической литературе и педагогической практике. Проблема личности, развития ее способностей и одаренности - одна ... Одаренность ребенка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. Проявление одарённости Наиболее частое проявление одарённости - ...
. Развивать смекалку, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.
. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.
Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он — одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Проводятся тренинговые практики и лекции, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача — научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также — способствовать этому развитию.
Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.
Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.
За всем этим кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное — поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.
Заключение
Социально-психологическая поддержка одарённого ребёнка в воспитательно-образовательном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования и воспитания, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности дошкольника, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности. Индивидуальность, если исходить из её приоритета в образовательном процессе, требует воплощения принципа самоопределения воспитанника: на основе минимума знаний ребёнок определяет сам, какие развивать способности, практические умения, он сам определяет этапы и сроки своего становления, определяет, насколько он достиг намеченного.
Увидеть одарённого ребенка очень сложно. До сих пор не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одарённых». Часто выявление одарённых учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения.
В ходе проведенного исследования было определено, какая работа по социально-педагогической поддержке проводится в дошкольном учреждении, как воспитатели проводят диагностическую работу по выявлению одарённых детей, работу с родителями одарённых детей. Были составлены рекомендации для педагогического коллектива и родителей по осуществлению воспитательно-образовательной работы со способными и одарёнными детьми.
Исследования показывают, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одарённых детей. Но это не значит, что одарённые дети — это дети, описанные в научной литературе, не существующие в реальности, это лишь ещё раз доказывает, что одарённых детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям.
Список использованной литературы
1.Белова, Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст] / Е. С. Белова. — М., 1998. — 251с.
.Богоявленская, Д.Б. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. — М., 2005.
3.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 94с.
5. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Текст] / статья № 29.
.Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников [Текст] / Н. С. Лейтес. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 320с.
7.Морозова И. С., Григорьева О.Ф. Одарённость: из детства в отрочество [Текст]: Учебное пособие / И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. — 160с.
.Попова, Л.В. Одарённые девочки и мальчики [Текст] / Начальная школа: плюс — минус. Л. В. Попова — 2000. — №3. — С. 58-65
10.Психология одарённости детей и подростков. [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Изд. Центр «Академия», 1996. — 416с.
.Психология одарённости детей и подростков [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336с.
.Савенков, А. И. Одарённые дети в детском саду и школе [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232с.