Психология внимания 2

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Контрольная работа

по дисциплине: Педагогика и психология

студент 2 курса ССО

биотехнологического факультета

заочного отделения

«Технология приготовления и

переработки сельскохозяйственной

продукции»

Королев В.В.

Шифр:

Проверил:

Ульяновск 2010г.

Содержание

Ведение.

Определение внимания. Физиологические механизмы.

Виды внимания.

Свойства внимания.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе — восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”…Так что же такое внимание ?

Важнейшей особенностью протекания психических процессов яв­ляется их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мыш­ление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Вни­мание характеризует динамику протекания психических процессов.

Определение внимания. Физиологические механизмы.

Внимание — это направленность психики (сознания) на оп­ределенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллекту­альной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделя­ют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих по­требностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (со­хранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших фун­кций внимания является регуляция и контроль протекания деятель­ности.

28 стр., 13786 слов

Психические процессы как форма деятельности

... психики от ее субъективно-идеалистической трактовки. Единство сознания и поведения, внутреннего и внешнего бытия человека раскрываются для нас в самом их содержании. Таким образом, единство сознания и деятельности ... центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияет на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память – логической и ...

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связа­но с восприятием раздражителей разной модальности (вида).

В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объекта­ми интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фак­тически все данные, характеризующие внимание, получены при иссле­довании этого вида внимания.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимо­сти в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значи­тельное влияние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообра­зие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя воз­буждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Виды внимания.

Обычно выделяют три вида внимания, различающиеся по степени активности, осознанности, управляемости процессом внимания. Это непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает, прежде всего, под влиянием внешних факторов, без усилия со стороны субъекта. При таком виде внимания у субъекта нет заранее поставленной цели. Оно имеет место уже у младенца, но на первых этапах носит неустойчивый и относительно узкий по объему характер. Некоторые ученые считают, что непроизвольное внимание свойственно и животным, хотя И.П.Павлов вместо термина «внимание» использовал по отношению к животным понятие рефлекс «Что такое?», или «ориентировочный рефлекс». Непроизвольное внимание наступает немедленно, вслед за воздействие раздражителя. К свойствам раздражителей, которые вызывают непроизвольное внимание, относят:

Интенсивность раздражителя (более сильный раздражитель вероятнее окажется в поле непроизвольного внимания, чем менее сильный; однако раздражитель бывает сильным только определенный отрезок времени, затем наступает привыкание к этой степени интенсивности);

Новизна предмета;

Необычность объекта;

Резкая смена и динамичность объектов: нарушение относительно спокойного течения воздействия раздражителей вследствие внезапного усиления или ослабления некоторых из них, введение паузы или изменение ритма и темпа движений невольно привлекает внимание.

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

... такое зрение носит бинокулярный характер, и объекты воспринимаются стереоскопично, кроме того, с его помощью определяется местоположение объектов в пространстве. У детей с монокулярным характером зрения затруднен процесс ...

Таким образом, непроизвольное внимание привлекают все объекты, достаточно сильно действующие на органы чувств: яркие краски, выделение освещением, сильные звуковые раздражители, новизна объекта, разнообразные формы, изменение движений, прерывистость воздействия, занимательность объектов внимания.

Особенность произвольного внимания проявляется в том, что человек может произвольно сосредоточить свое внимание то на одном, то на другом объекте даже в тех случаях, когда в окружающей его обстановке ничего не меняется. В отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание управляется сознательно поставленной целью. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов, поэтому его еще называют активным, преднамеренным, волевым.

Вопрос о произвольном внимании в истории развития науки всегда был тесно связан с вопросом о свободе воли. Идеалисты настаивали на абсолютной свободе воли и, соответственно, на полной свободе произвольного внимания.

Чтобы уяснить сущность произвольного внимания, рассмотрим его развитие в онтогенезе. Ребенок живет в окружении взрослых и развивается в практике живого общения с ними.

В раннем возрасте, когда он рассматривает окружающую привычную обстановку, его взор блуждает. К этому процессу подключается мать. Она говорит: «Это – зайчик!» «и указывает пальцем». Слово и указательный жест сразу выделяют предмет. Ребенок его фиксирует взглядом и тянется рукой. Непроизвольное внимание начинает подвергаться общественному управлению. В этом случае организация внимания разделена между двумя людьми: мать направляет внимание, ребенок подчиняется ее указательному жесту и слову. Такая организация характерна для детского внимания к началу второго года.

В дальнейшем ребенок овладевает речью и оказывается в состоянии самостоятельно указывать предметы и называть их. Значит, он самостоятельно перемещает свое внимание (к 4,5-5 годам) и организовывает внимание, которое раньше делилось между ним и матерью. Ребенок обретает новую форму — форму внутренней организации внимания, социальной по своему происхождению, но внутренне опосредованной по своей структуре.

По мере развития внутренние речевые и интеллектуальные процессы ребенка становятся настолько сложными и автоматизированными, что перевод внимания с одного объекта на другой перестает требовать специальных усилий. Он приобретает характер той легкости и, казалось бы, «непроизвольности», которую каждый из нас ощущает, когда мы оказываемся в состоянии длительно сохранять напряженное внимание по отношению к нужному нам предмету или деятельности.

Произвольное внимание имеет свои характеристики. Целенаправленность произвольного внимания определяется задачами, которые ставит перед собой человек. Организованность произвольного внимания проявляется в том, что человек сознательно готовится быть внимательным. Кроме того, для произвольного внимания характерна повышенная устойчивость.

Послепроизвольное внимание. Само название говорит о том, что оно возникает у человека после прохождения стадии произвольного внимания. В этом случае волевое усилие, поддерживавшее наше сосредоточение на объекте внимания, заменяется интересом к этому объекту. Длительные волевые усилия, направленные на концентрацию внимания, приводят к такому моменту, когда необходимость в этих усилиях отпадает. В отличие от непроизвольного внимания оно остается связанным с целями и поддерживается именно сознательными интересами. Послепроизвольное внимание берет от произвольного внимания способность к длительной сосредоточенности. Для него характерна интенсивная напряженность умственной деятельности. В результате, при послепроизвольном внимании наблюдается высокая производительность труда. Иногда этот вид внимания называют творческим, так как он сопровождает процесс подлинного увлечения человека своей деятельностью.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... обстоятельства играют важную роль в формировании характера. Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум около 150, ... русский врач-психиатр А. Личко в середине XX в. предложили свой типологии характеров людей. Леонгард распространил созданную им типологию на взрослых, а Личко адресовал ее ...

Существуют и другие классификации видов внимания. Например, по характеру направленности различают внешненаправленное внимание и внутренне внимание. Объектом первого являются окружающие объекты и явления, объектами второго – собственные мысли и переживания субъекта. По направленности на объект выделяют сенсорное, интеллектуальное и моторное внимание.

Свойства внимания.

Изучая внимание, ученые выделили следующие феномены, определенные ими как свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.

Объем внимания. Число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая для субъекта доминирующий характер, носит название объема внимания. Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Объем внимания является изменчивой величиной. Он зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, а также от умения человека осмысленно связывать и структурировать материал.

Различают два вида объема внимания – при одновременном или последовательном получении материала. В первом случае под объемом понимается максимальное количество объектов, которые можно удержать в поле ясного сознания за мгновение времени при одновременном его предъявлении. Обычно здесь называется, известная по успешности работы памяти и восприятия, магическая формула 7±2 предмета, элемента. Во втором случае надо проявлять внимание к предметам, явлениям, поступающим последовательно с интервалом в 1–2 с. Чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает человек в единицу времени, и, следов, у него возникает более богатая сенсорная база для ее логической переработки.

Устойчивость внимания – это его временнáя характеристика. Устойчивость — та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер. Устойчивость внимания может зависеть от деятельности работы нервной системы, тогда имеет место колебание внимания. Колебание – это тот циклический характер процесса, при котором определенные содержания сознательной деятельности то приобретают доминирующий характер, то теряют его. Периоды непроизвольных колебаний (по Н.Н.Ланге) равны 2-3 сек., доходя, максимально, до 12 сек. Если прислушаться к тиканью часов и попытаться сосредоточиться на нем, то человек буде то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур – в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура, а остальные в этот момент становятся фоном.

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, и внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-то предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.

6 стр., 2686 слов

Познавательная деятельность человека 2

... и способы его познавательной деятельности. Человек познающий изучается различными науками - философией, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д. Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неотделим ...

Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.

К их числу, в первую очередь, относятся: особенности материала, с которым работает человек, степень его трудности, его знакомость для человека, отношение к этому материалу со стороны субъекта внимания, а также индивидуальные особенности личности.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Одновременно, само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания.

Свойство, противоположное устойчивости, называется отвлекаемостью. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становиться непроизвольным.

Более всего отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, из-за отсутствия интереса, или чувства ответственности за дело, которым занят в данный момент человек.

Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях при отвлечении от всего остального. Это степень или интенсивность нашего сосредоточения на предмете внимания. Она представляет собой основной показатель выраженности внимания, тот фокус, в котором собрана наша психическая деятельность. В этом случае посторонние раздражители не могут отвлечь субъекта от той деятельности, того предмета, которым он поглощен. Концентрация внимания зависит от возраста и опыта работы, от состояния нервной системы. Она отличается высокой степенью интенсивности, что делает ее необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности. Показателем сосредоточенности, или концентрации внимания является его помехоустойчивость, которая определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от предмета деятельности.

Противоположностью сосредоточенности является рассеянность. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на какой-либо собственной мысли или внутреннем образе. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и суженности внешнего внимания. Рассеянность такого вида, как следствие внутренней сосредоточенности, не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже для адаптации человека к окружающему миру подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчивое, легко отвлекаемое.

17 стр., 8488 слов

Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

... зарубежных ученых с данными отечественных исследователей, изучавших особенности психической деятельности человека в условиях монотонии, социальной изоляции, полной тишины, иммобилизации, общего снижения афферентации, ... невротических и психотических заболеваний; когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в ...

Переключение внимания – представляет собой сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно может происходить произвольно и непроизвольно. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Произвольное переключение внимания означает сознательное, осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой под влиянием изменения задач познания и внешних условий протекания деятельности.

В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего, соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, отношение субъекта к каждой из этих деятельностей. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Распределение внимания – намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонаправленная работа с ними. Это субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных предметов. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по описаниям современников, мог делать одновременно семь не связанных между собой дел.

Однако, как показывает практика, человек способен обычно выполнить только один вид сложной сознательной деятельности. Иногда, правда, человек выполняет два вида деятельности равной сложности. Ученые при этом утверждают, что успех определяется тем, насколько один из видов деятельности автоматизирован и не требует осознанного внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельностей невозможно. Поэтому очень часто высказывается предположение, что у человека имеет место субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких видов деятельности. На самом деле происходит быстрое последовательное переключение с одной деятельности на другую.

По поводу существования распределения и переключения внимания как самостоятельных характеристик существуют противоречивые теоретические и экспериментальные данные. Так, Вильгельм Вундт еще в своих ранних экспериментальных работах доказывал, что человек не может одновременно сосредоточить внимание на двух одномоментно предъявляемых раздражителях. Для этого эксперимента он использовал так называемый «компенсационный аппарат», в котором находились стрелка и звонок.

5 стр., 2410 слов

Основы научно-исследовательской деятельности в психологии

... следующие методы: наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Этот метод является одним из основных на этапе получения эмпирических ... сравнительной психологии - сопоставление развития психики на разных этапах эволюции. В этнопсихологии - сравнение психических особенностей различных народностей; поперечных срезов - метод для исследования людей ...

Если испытуемые обращали внимание на движущуюся стрелку, то им казалось, что звонок, сопровождающий ее прохождение через соответствующую отметку, запаздывает и появляется на несколько делений позже. Если же они обращали внимание на звонок, то запаздывало восприятие движения стрелки, и испытуемый относил появление звонка к более раннему моменту. Исходя их этих данных, Вундт предполагал, что мы имеем только переключение, то есть быструю смену, переход от одного раздражителя к другому.

Заключение.

В своей контрольной я дал понятие внимания, выделил его виды и свойства внимания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в задачу формирования

внимания входит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация

выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы.

Не смотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные годы жизни ребенка, педагог может найти необходимое средство для улучшения внимания.

Список использованной литературы.

1. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001., 92 стр.

2. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007., 31 стр.

3. Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 2005, 69 стр.

4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 2003, 564 стр.

5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. 2008 г., 78 стр.

6. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004, 23 стр.

7. Немов Р.С. Психология., М., Высшее образование, 2004, 325 стр.