Психология социального познания

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

Кафедра социальной педагогики

Контрольная работа по социальной психологии

Психология социального познания

Выполнила студентка 4 курса

Заочной формы обучения специальность «Социальная педагогика»

Чернявко О.А.

Проверила: Петрова Е.А.

Кострома,

2011

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  1. Сущность социального познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  2. Социальное самопознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  3. Социальное познание как основа социальной адаптации человека в современном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

4

6

9

17

18

Введение

Одним из основных источников развития социального познания человека является социальная среда – то окружение, которое, воздействуя на него, побуждает согласовывать свои действия, поведения, стиль общения с требованиями морали и культуры общества и данной социальной группы, в частности.

Изучением проблемы социального познания, формирования социального опыта человека на разных возрастных ступенях развития, занимались К.А. Абуль­ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, Д.М. Гришин, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Л.И. Но­ви­кова, О.А. Раковская, М.И. Шилова, В.А. Ядов и др.

Как отмечает Г.М. Андреева, воздействие социальной среды человек испытывает на протяжении всей жизни, начиная с самого раннего возраста. Особенно оно значимо в психологически сложные периоды жизни – периоды психологического кризиса – перестройки взаимоотношений с окружающими людьми, формирования ценностных представлений о себе и окружающем мире [2, с. 14].

Формирование социального опыта, по мнению В.А. Ядова, может проходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности в разных социальных группах (в семье, в учебной группе, в творческом коллективе и др.) [7, с. 12].

Воспитание, как утверждают исследователи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.), является ведущим и определяющим началом формирования социального опыта, основой социального познания.

Цель работы: раскрыть психологические особенности процесса социального познания.

1. Сущность социального познания

Для человека социум является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные личностные черты. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в социальном познании.

В.А. Ядов отмечает, что в процессе социального познания формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и др.

Известно, что социализация человека осуществляется широким набором методом и форм, специфических для того или иного возраста человека, места учебы, работы и т.д.

Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью.

В основе механизма социального познания лежит «социальная установка» — односторонняя психологическая связь человека с людьми, любыми одушевленными и неодушевлен­ными объектами и явлениями окружающей его действительности. Социальная установка рассматривается как процесс переживания личностью значимости социального объекта [7, с. 26].

Хотя в современной социальной психологии существуют различные определения со­циальной установки, чаще пользуются тем, которое было дано Д. Майерсом: социальная установка — это состояние психологической готовности личности вести себя определен­ным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.

Свое влияние на поведение и деятельность установка проявляет как практичес­кий определитель вещей и явлений, на которые направлены жизненные интересы человека и которые нежелательны, неприятны для него. Соответственно, различают виды установок по их модальности:

— положительные («за» объект);

— отрицательные («против» объекта);

— нейтральные.

Основная функция установки — регуляция социального поведения индивида. Си­стема индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в со­циальной действительности [4, с. 37].

Устойчивые и закрытые от влияния нового опыта формы существования установ­ки — это стереотипы и предрассудки. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемле­мо, что вообще «хорошо» или «плохо» применительно к любому объекту.

Стереотип обязан своим происхождением развитию сети массовой коммуникации, он формиру­ет упрощенные и поверхностные представления о явлениях действительности. Благо­даря ему легкость и быстрота выделения якобы существенных деталей в любом вопросе может при более детальной проверке оказаться всего лишь банальностью или художественным штампом.

Если объектом стереотипа выступает другой человек, то ведущими признаками часто оказываются его пол, на­циональность, профессия, а прочие различия неоправдан­но игнорируются. Наиболее характерной особенностью является деление людей на «своих» и «чужих», причем «свои» воспринимаются идеализированно, им приписы­ваются отличия по положительным качествам, а «чужие» наделя­ются негативными оценками.

В когнитивном компоненте предрассудка содержатся искаженные, иррациональ­ные, абсурдные знания об объекте, не соответствующие новому опыту, меняющейся действительности. Относительно неодушевленных объектов это, например, разного рода суеверия, а в социальной сфере — обоснования расовых, этнических, классово-экономических различий.

2. Социальное самопознание

«Я-концепция» — это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценоч­ными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окру­жением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и позна­ваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разра­ботку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эм­пирического объекта, познаваемого субъективным оценивающим сознанием.

«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

— духовное «Я»;

— материальное «Я»;

— социальное «Я»;

— телесное «Я».

Эти аспекты, как отмечает Ш.А. Надирашвили, образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Он предложил формулу оцени­вания личностью самой себя [5, с. 64]. Формула самооценки выражается в сравнении достиг­нутых успехов с уровнем притязаний:

Успехи

самооценка = —————-

притязания

В целом теория «Я-концепции» сводится к следующим по­ложениям:

1. Поведение является продуктом восприятия индивида: это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.

2. Центральной, интегрирующей точ­кой феноменального поля индивида яв­ляется «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.

3. «Я-концепция» — это одновременно и продукт восприятия, и совокупность пред­ставлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.

4. С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.

5. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекс­тах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллель­но с формированием «Я-концепции». Потребность в своем положительном отноше­нии к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опы­та положительной оценки себя другими людьми.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.

8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».

Дальнейшее развитие теории «Я-концепции» шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания «Я-концепции» и поис­ков надежных эмпирических референтов для изменения, результатом чего стало пред­ставление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя. Эта структура может быть представлена в виде схемы. Уста­новки группируются в три категории [5, с. 67]:

— реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);

— социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)

— идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

(Рис. 1)

Рис. 1. Структура Я-концепции

Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпрета­ция);

в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Фактически индивид реализует два процесса самооценки:

— сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;

— сравнение реального «Я» с социальным «Я».

Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следова­тельно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции». Есть много свидетельств тому, что «Я-концепция» индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, при пси­хо­тера­пии) и др.

3. Социальное познание как основа социальной адаптации человека в современном обществе

В основе социального познания лежат три аспекта социального взаимодействия личности с окружающим миром:

— межличностное восприятие и понимание человека,

— формирование межличностных отношений,

— оказание психологического воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что пред­полагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблю­дательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении чело­века малозаметные, но существенные для его понимания особенности (рис. 2).

Рис. 2. Структура межличностного взаимодействия

Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темпе­рамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личност­ных особенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифициру­ют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния [5, с. 69].

Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют раз­личные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые име­ют более высокий уровень социального интеллекта.

Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека (рис. 3).

При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относят­ся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические харак­теристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, руки и др. Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, по­тоотделение и т. д. Функциональные особенности включают осанку, позу и походку. Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жес­ты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее [5, с. 88].

Рис. 3. Восприятие различных эмоций

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социаль­ное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению.

Примером из ху­дожественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенно­сти, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Процесс социального познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирую­щийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей [4, с. 73].

Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесе­ние воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); меха­низм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этниче­ским образом жизни воспринимающего).

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различ­ные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпре­тации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием дан­ного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм кау­зальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и при­чин, объясняющих его поступки и другие особенности).

Механизм рефлексии друго­го человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межлично­стного познания (от простых к сложным).

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по раз­личным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состоя­ния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъ­екта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность вос­принимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

Основными механизмами социального взаимопонимания являются иден­тификация, эмпатия и рефлексия [2, с. 85].

Термин «идентификация» имеет в социальной пси­хологии несколько значений. В проблематике общения идентификация — это мыс­ленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс упо­добления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства позна­ваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как oн воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом социального понимания является межличностная атт­ракция.

Аттракция (от англ. attract — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, резуль­татом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоот­ношениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, ис­полнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эф­фективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологиче­ской подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

— изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

— выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

— учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности—неуспешности воз­действия;

— организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объек­та на субъект) и т. д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стре­мится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет воз­можность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не со­глашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, пос­ле чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффектив­ность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, обра­зование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности [2, с. 85].

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, фор­мы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.

Стратегия — это спосо­бы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.

Тактика — это решение промежуточных задач психологического воз­действия посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).

Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Формы межличностного воздействия могут быть ре­чевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного харак­тера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляет­ся).

Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — дока­зательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.).

Критерии эффективности социального взаимодействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которы­ми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.).

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизио­логических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта.

Использование критериев желательно осуще­ствлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления. Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участ­ников, на которых оказывается воздействие.

Второй показатель эффективности — адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия.

Г.М. Андреева приводит следующие примеры [2, с. 94]:

А.А. Леонтьев предлагал в качестве классификации использовать социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации.

Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э, Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).

Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено.

Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован.

Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.).

Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).

Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

Г.М. Андреева выделяет две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают [2, с. 95].

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него [2, с. 96].

Таким образом, психологический механизм социального познания как саморегулирующей системы личности – достаточно сложен.

Личность выборочно относится к внешним воздействиям (раздражителям), вступает в межличностные отношения или отвергает их, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в социальном познании окружающего мира происходит как собственный личностный выбор или сознательное решение, то есть регулируется личностью «изнутри».

Заключение

Существуя в определенной социальной материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющая система с огромным спектром различных качеств и свойств.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных (в самосознании).

Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.

Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование.: В 2-х кн. Кн.2 / Пер. с англ., предисл. К. М.Гуревича. — М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
  3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. — 420с.
  4. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. В. Гаврилова и др. — СПб.: Питер, 1998. — 682 с..
  5. Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1979. — 352 с.
  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. Исениной; Общ. ред. И. Е. Исенина. — М.: Прогресс, 1994. — 479 с.
  7. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические пробле­мы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1975. — 295 с.