1- 5_Психология и педагогика

Контрольная работа 1, вариант 5

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение.
  2. Понятие целостности педагогического процессии его функции.
  3. Три группы противоречия Т.А. Стефановской.
  4. Законы педагогического процесса.
  5. Характеристика типов образовательных учреждений.
  6. Заключение.
  7. Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «педагогический процесс» является стержневым понятием педагогической науки. В научный лексикон оно было введено русским педагогом П.Ф. Каптеревым (1849-1922).

В своей работе «Педагогический процесс» он писал: «Педагогический процесс, включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности». В современной педагогике педагогический процесс понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, реализующее содержание образования с применением определенных средств и методов обучения и воспитания, направленных на удовлетворение требований общества и самой личности. В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания, обучения, самовоспитания и самообразования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс является не просто механическим соединением выше перечисленных процессов, а новым качественным образованием, имеющим свои специфические характеристики. В качестве его основных характеристик можно выделить следующие: целенаправленность, двусторонность и целостность. Педагогический процесс всегда обусловлен конкретной целью (формирование разносторонне гармонически развитой личности) для достижения которой педагогами создаются оптимальные психолого-педагогические условия в рамках научно обоснованной и управляемой деятельности. Педагог, решая любые задачи или ситуации, возникающие в образовательном пространстве, должен ориентироваться в их решении на достижение генеральной цели. Двусторонность предполагает наличие двух субъектов педагогического процесса: педагога и воспитанника, которые находятся в постоянной взаимосвязи. Стремление к конструктивной совместной деятельности и партнерству с обеих сторон может стать условием успеха каждой из них.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Целостность педагогического процесса – это обязательное условие его функционирования. В связи с этим В.А.Сластенин утверждает, что только в целостном педагогическом процессе может быть сформирована целостная гармоническая личность. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Оно проявляется во внутреннем единстве составляющих его компонентов и их гармоническом взаимодействии. Целостность педагогического процесса нельзя сводить просто к единству процессов обучения и воспитания, единству процессов интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания. Педагогический процесс един и неделим во всех проявлениях и его целостность достигается через преодоление противоречий, постоянное движение и образование новых качеств.

Для более ясного понимания целостности педагогического процесса необходимо рассмотреть основные аспекты этого явления. В.А.Сластенин выделяет два аспекта: содержательный и организационный. В содержательном аспекте целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования накопленного человечеством опыта: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

  1. процесса освоения и конструирования содержания образования и материальной базы;
  2. процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;
  3. процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);
  4. процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразования и самовоспитание).

Таким образом, в движении педагогического процесса отражаются такие его специфические характеристики как целенаправленность, двусторонность и целостность.

Основными функциями целостного педагогического процесса являются: обучающая, развивающая и воспитательная. Обучающая функция направлена на формирование традиционных знаний, умений и навыков. Развивающая функция направлена на развитие психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной и двигательной сфер. Воспитательная функция более объемная, чем две предыдущие. Она направлена гармоничное развитие личности, ее сознания, чувств и поведения. Воспитательная функция является ведущей функцией педагогического процесса и корректирующей. Каждая функция, имея свое назначение и соответствующее содержание, тесно связана с другими. Они взаимопроникают друг в друга, составляют единое целое в педагогическом процессе и вместе работают на достижение генеральной цели педагогической системы.

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... педагогический процесс преподаватель должен быть в состоянии соотнести особенности своих требований со спецификой личности и музыкальной одаренности учащегося. Для того, чтобы быть активным субъектом деятельности ... быть и продолжен. Противоречия. - Недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся как субъектов деятельности учения, так и преподавателей как субъектов деятельности обучения - ...

Как замечает Т.А. Стефановская, к сожалению, в реальной педагогической практике педагоги чаще всего ограничиваются реализацией обучающей функции. Причиной этого является низкая профессиональная компетентность и формальное отношение педагога к своим функциональным обязанностям. Игнорирование саморазвития личности и его индивидуальных особенностей ведет к разрушению педагогического процесса как динамической и деятельностной системы.

Движущие силы педагогического процесса, как и любого развивающегося явления, есть противоречия. В трактовке противоречий нет единого подхода среди отечественных исследователей. Например, В.А. Сластенин анализирует объективные и субъективные противоречия, определяющие движение педагогического процесса. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей. Но если требования слишком завышены или занижены, то они не становятся источником движения школьника, а, следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми. В этом плане очень полезной является теория Л.С. Выготского о зонах развитии личности: зоны актуального и ближайшего развития, на которые должен ориентироваться педагог в своей деятельности.

Демократизация и гуманизация образования выявили главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса.

Среди субъективных В.А. Сластенин выделяет следующие противоречия: между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массовым репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении личности и тенденцией к технократизации педагогического процесса.

Т.А. Стефановская выделяет три группы противоречий, движущих развитием педагогического процесса: противоречия, движущие развитие воспитанника (I); противоречия, осложняющие взаимодействия педагога с воспитанниками (II); противоречия, возникающие в ходе деятельности педагога (III).

3 стр., 1244 слов

Конфликты в процессе педагогического взаимодействия

... управления конфликтами в процессе педагогического взаимодействия. Объект исследования – конфликты в коллективе педагогической организации. Предмет исследования ... переживаемых учреждением противоречий, определяют его конструктивный или деструктивный сценарий деятельности, служат фундаментальной ... на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению ...

К I группе относятся противоречия между сознанием и поведением, сознанием и чувствами ребенка; между долгом и поведением; между притязанием и реальными возможностями; между тягой к взрослым и стремлением к самостоятельности; между привычкой и требованиями и др. Педагогу нужно знать об этих противоречиях и помочь своим воспитанникам конструктивно их преодолеть.

Ко II группе относятся противоречия между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением воспитанников к их осуществлению; между отбором содержания образования педагогом и воспитанником; между избранными педагогом средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их воспитанниками; между оценкой и самооценкой и др. Понимание этих противоречий педагогом и воспитанником и стремление к их конструктивному разрешению способствует более эффективному взаимодействию в педагогический процессе.

III группа противоречий связана со структурой деятельности педагога. Это трудности в ее организации из-за несоответствия цели и содержания деятельности; конкретных задач и средств их достижения; содержания деятельности и форм организации и др. Знание этих противоречий и умение их разрешать напрямую сказывается на качестве педагогической деятельности.

Исходя из этого, можно сказать, что педагогический процесс – это многокомпонентная система, содержащая в себе множество противоречий (внешних, внутренних, объективных и субъективных).

Именно наличие этих противоречий характеризует педагогический процесс как динамическую систему. Постоянная необходимость их разрешения обуславливает движение системы, ее развитие, самосовершенствование и организацию четкого, научного управления ею. Педагогический процесс как динамическая и деятельностная система находится в непрерывном функционировании и развитии. При условии четкой, научной организации им, он способен к постоянному самосовершенствованию, при отсутствии или формализации управления им, он склонен к деградации и застойным явлениям. Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача. В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают различные ситуации. Педагог должен использовать эти ситуации как воспитательные. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, то есть может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности. Именно в переходах от решения одной задачи к другой можно увидеть движение педагогического процесса.

Надо отметить, что эти задачи являются задачами социального управления. Они все решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

1)анализа ситуации и постановки педагогической задачи;

2)проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

3)осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирования и корректирования течения педагогического процесса;

7 стр., 3211 слов

Воспитание как составная часть процесса образования

... как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. В ... раскрытия и развития способностей личности, постановки воспитания ребенка в центр педагогического процесса, развития самой личности. Важнейшую роль в современных условиях играет принцип ...

4)анализа результатов решения.

Говоря о педагогической задаче, надо иметь в виду, что она также есть система особого рода, имеющая такие же компоненты как педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства.

Каждая система развивается согласно определенным законам. В качестве основного закона педагогического процесса В.А.Сластенин определяет обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Что касается закономерностей педагогического процесса, то среди педагогов-теоретиков нет единого мнения по этому вопросу. В.А.Сластенин выделяет такие педагогические закономерности как: обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем экономического и культурного развития общества; зависимость результатов воспитания от влияния окружающей среды и характера деятельности, в которую включен воспитанник; соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Этот список можно дополнить закономерностями, предложенными Т.А. Стефановской. Она отмечает, что процесс формирования личности невозможен без ее активной деятельности; что в реальном процессе развития личности компоненты педагогической системы выступают в самых различных комбинациях, составляя при этом единый и целостный процесс.

Среди принципов педагогического процесса можно выделить следующие: гуманистическая направленность педагогического процесса, его связь с жизнью и практикой, научность, наглядность, природосообразность, сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, сознательность и активность ребенка, опора на его положительные качества, уважение и разумная требовательность к ребенку.

Таким образом, педагогический процесс – это сложная, открытая и динамическая система, имеющая свои характеристики, функции, движущие силы, компоненты, законы, закономерности и принципы. Системный подход позволяет эффективно и рационально управлять этим сложным явлением. Направлять его движение, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.

По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

В России существуют следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

17 стр., 8457 слов

Учреждение образования 18

... процессе педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в разных типах дошкольных учреждений; ... кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет»; Н. Г. Кузьменкова — преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский ... использования содержания обучения и воспитания; Для подтверждения приобретённых ...

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли — сад, прогимназия, детский развивающий центр и другие) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет 3 ступени: 1 ступень – начальная школа (3-4 года); П ступень – основная школа (5 лет); Ш ступень – средняя школа (2-3 года).

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Специальные образовательные учреждения – классы, группы коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с отклонениями в развитии. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей по заключению психолого-медикопедагогической консультации.

Профессиональные образовательные учреждения – создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах. Высшее профессиональное образование – в университетах, академиях, институтах, колледжах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим условием эффективного формирования личности является вооруженность организаторов педагогического процесса настоящей педагогической теорией. К сожалению, в нашей стране такой теории нет. Даже главный вопрос педагогики — сущность педагогического процесса, до сих пор не раскрыт. В объяснении его ученые допускают серьезные ошибки. Среди них:

  1. введение в научный обиход понятия “обучение”;
  2. утверждение о том, что существует так называемое “чистое воспитание”;
  3. представление педагогического процесса как суммы двух самостоятельных процессов: обучения и воспитания;
  4. объяснение педагогического процесса как “образование”;
  5. признание педагогического процесса как суммы обучения, воспитания и образования;
  6. деление педагогического процесса на умственное, нравственное, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание;
  7. рассмотрение “организованного” и “неорганизованного” педагогических процессов без их взаимосвязи;
  8. отождествление педагогического процесса с его формами и так далее.

Вышеперечисленные ошибки в объяснении педагогического процесса имели отрицательные последствия.

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

... ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания Современная педагогическая наука рассматривает процесс обучения ... черты характера. Содержание обучения в дошкольных учреждениях является «Программа воспитания и обучения в детском саду». В процессе обучения воспитатель передает детям ...

  • Во-первых, деление педагогического процесса на обучение и воспитание, например, привело к формированию “образованных, но не воспитанных” людей.
  • Во-вторых, из-за неправильного объяснения сущности педагогического процесса задерживалось дальнейшее развитие педагогической науки. В отличие от других ученых мы педагогический процесс не делим на обучение и воспитание; на умственное, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание; не отождествляем его с образованием.

“Педагогический процесс”, “обучение”, “воспитание” — это синонимы, означающие одно и то же явление. Педагогический процесс, можно определять как целенаправленное и стихийное воздействие на человека, которое приводит к формированию его личности, представляет собой стройную и целостную систему, состоящую из объекта, субъекта, цели, движущей силы, принципов, содержания, форм, средств, методов, единиц, типов и результата.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа: Китап, 1995.
  2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.
  3. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. М., 1990.
  4. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.
  5. Леднев В.С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.
  6. Нравственное воспитание школьников. / Под ред. С. Марченко. М.: Просвещение, 1969.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997.
  8. Педагогический словарь: В 2-х тт. / Под ред. И.А. Каирова. М., 1960.
  9. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов. / Под ред. В.М. Коротова. М.: Просвещение, 1980.