ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Иркутский государственный университет путей сообщения»

Красноярский институт железнодорожного транспорта

— филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Факультет «Заочное обучение»

Кафедра «Гуманитарные дисциплины»»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнил Проверил

студент группы 3/о УПп1-17-2

Красноярск 2018

Содержание

Введение 4

1 Задание 1 5

1.1 Оценка индивидуально-типологических особенностей личности. 5

1.2 Определение силы нервной системы и работоспособности 6

1.2.1 Нервная система 7

1.2.2 Работоспособность 8

2 Задание 2 9

2.1 Тест-опросник на определение типа темперамента по Г. Айзенку 9

2.2 Психологическая характеристика темперамента 14

3 Задание 3 22

3.1 Дерево профессий 22

3.2 Профессиограмма 24

3.2.1 Профессиограмма бармена 24

3.2.2 Квалификационная характеристика бармена 28

3.2.3 Аналитическая профессиограмма бармена 29

4 Задание 4 32

4.1 Бланк 1 32

4.2 Бланк 2 33

5 Задание 5 40

5.1 Рабочее место бармена 40

6 Задание 6 43

6.1 Оптимальный режим труда и отдыха 43

Заключение 44

Список используемой литературы 46

Введение

Научный подход к формированию систем управления персоналом предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Специалистам по управлению персоналом при решении многих задач потребуется знание основ психофизиологии профессиональной деятельности.

Дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности» входит в базовую часть профессионального цикла. При изучении учебной дисциплины студент получает знания об основах оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, овладевает навыками расчета продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умениями применять их на практике; способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания и т.д. Содержание дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» служит основой для освоения большинства дисциплин социально-гуманитарного и экономического, а также профессионального циклов.

5 стр., 2382 слов

Практическое занятие №1. Личность учителя и его профессиональная деятельность

... и его профессиональная деятельность. Структурно-логическая ... и информационное обеспечение дисциплины Педагогика Практическое занятие ... заданий, выносимых на самостоятельную ... труда учителя содержит … профессиональные психологические и педагогические знания профессиональные педагогические умения ориентацию на самопрезентацию профессиональные психологические позиции личностные особенности 7. Профессиональное ...

1 Задание 1

1.1 Оценка индивидуально-типологических особенностей личности.

Цель: выявить свойства нервной системы испытуемого при помощи самооценки и групповой оценки с помощью приложения А.

Задачи:

1. Определить уровень силы-слабости процесса возбуждения.

2. Определить уровень силы тормозного процесса.

3. Определить уровень инертности-подвижности психических процессов.

4. Сравнить результаты, полученные при помощи самооценки и групповой оценки.

Вывод:

1 Сила-слабость

а) Сила возбудительного процесса средняя, что проявляется в следующих характеристиках личности: склонность к самостоятельности; свободное общение. Недостаточно выражены такие качества, как вспыльчивость; настойчивость.

б) Сила тормозного процесса, так же, средняя, что проявляется следующих качества: осторожность; обдуманность поступков, действий. Но недостаточно развиты: выносливость к боли, жажде, голоду.

2 Подвижность- инертность

Характеристика нервной системы выражена на среднем уровне, а именно выражены такие качества как : любовь к путешествиям;склонность к смене увлечений, привязанностей. Но плохо развиты такие качества, как: быстрое усвоение новых знаний, навыков.

1.2 Определение силы нервной системы и работоспособности

Цель — определить силу нервной системы испытуемого (при помощи теппинг-теста).

Задачи:

1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим показателям не ведущей руки (для правшей — левая рука, для левшей -правая).

2. Выявить динамические особенности работоспособности испытуемого (по показателям ведущей руки).

3. Провести сравнительный анализ показателей особенности нерв ной системы с динамикой работоспособности испытуемого.

Ход работы:

1.2.1 Нервная система

Не ведущая рука — левая

Ровный тип — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

1.2.2 Работоспособность

Ведущая рука- правая

Нисходящий тип — максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости работоспособности испытуемого.

Вывод:ровныйтип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы, а нисходящий тип свидетельствует о слабости работоспособности испытуемого.

9 стр., 4370 слов

Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности

... в обеспечении всей его деятельности первостепенную роль начинает играть нервная регуляция, которая осуществляется нервной системой. Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое ... и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, ...

2 Задание 2

2.1 Тест-опросник на определение типа темперамента по Г. Айзенку

Тест 1

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, поискам приключений, смене обстановки? +

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые понимают все, могут ободрить и утешить? +

3. Вы человек беспечный, беззаботный? —

4. Очень ли вам трудно сказать кому-то «нет»? +

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринимать? +

6. Если вы обещаете что-либо сделать, то всегда ли сдерживаете свое слово? —

7. Часто ли у вас меняется настроение? +

8. Обычно вы действуете и говорите быстро, не задумываясь? —

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин? +

10. Упорно ли вы спорите, до конца отстаивая свою точку зрения? —

11. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпатичным представителем противоположного пола? —

12. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку?+

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения? +

14. Часто ли вы переживаете от того, что сделали или сказали такое, что не следовало бы? +

15. Отдаете ли вы обычно предпочтение книгам, а не встречам с друзьями? —

16. Легко ли вас обидеть? +

17. Любите ли вы часто бывать в компаниях? +

18. Возникают ли у вас мысли, которые хотели бы скрыть от других? +

19. Бывает ли так, что иногда вы так полны энергией, что все горит в руках, а иногда вялы? +

20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких? —

21. Часто ли вы мечтаете? +

22. Когда с вами говорят в повышенных тонах, отвечаете ли тем же? +

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины? —

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны? —

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и как следует повеселиться в компании? +

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным? +

27. Считают ли вас окружающие живым и веселым человеком? +

28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете такое чувство, что могли бы сделать его лучше? +

29. Когда находитесь в обществе других людей, вы больше молчите? +

30. Не бывает ли так, что иногда вы сплетничаете? +

31. Случается ли так, что вы не можете заснуть оттого, что в голову лезут разные мысли? +

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочтете прочитать об этом в книге, газете, чем спросить? +

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение? +

34. Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания? —

35. Бывает ли такое состояние, что вас бросает в дрожь от волнения в какой-то экстремальной ситуации? +

36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки? +

37. Неприятно ли вам находиться в обществе, где подшучивают, насмехаются друг над другом? +

38. Вы раздражительны? —

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий? —

40. Волнуетесь ли вы по поводу неприятных событий? +

41. Вы ходите медленно, не спеша? +

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или встречу? +

9 стр., 4069 слов

Подсчёт сырых баллов по основным шкалам

... балл 5 баллов Скорее неверно 2 балла 4 балла Верно и неверно 3 балла 3 балла Скорее верно 4 балла 2 балла Верно 5 баллов 1 балл Подсчёт сырых баллов по основным шкалам Шкала ... идентичности, отражающими неудовлетворенность человека основными сферами своей ...       6. Иногда я могу сказать неправду   ...   11. Мои поступки обычно бывают неправильно поняты окружающими     ...

43. Часто ли вы видите кошмарные сны? —

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать даже с незнакомым человеком? +

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли? +

46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми? +

47. Можно ли назвать вас нервным человеком? —

48. Есть ли среди знакомых те, которые вам явно не нравятся? —

49. Можно ли сказать, что вы уверенный в себе человек? —

50. Легко ли вы обижаетесь, если другие указывают на ваши ошибки в работе или личные недостатки? +

51. Считаете ли вы, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? —

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? —

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию? —

54. Случается ли говорить о вещах, в которых вы не разбираетесь? +

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? +

56. Любите ли вы шутить? +

57. Страдаете ли вы от бессонницы?+

За каждый ответ, совпадающий с ключом, вы ставите себе 1 балл. Баллы по каждой из трех шкал суммируются.

Ключ к опроснику Шкала интроверсия—экстраверсия

1+, 3+, 5-, 8+, 10+, 13+, 15-, 17+, 20-, 22+, 25+, 27+, 29-, 32-, 34+, 37-, 39+, 41-, 44+, 46+, 49+, 51-, 53+, 56+.

Шкала эмоциональная устойчивость—неустойчивость 2+, 4+, 7+, 9+, 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+, 38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+.

Шкала скрытность—откровенность (искренность) 6+, 12-, 18-, 24+, 30-, 36+, 42-, 48-, 54-.

Если вы набрали 12 и более баллов по первой шкале, то вы — экстраверт, (12—18 баллов — умеренная экстраверсия, 19—24 — значительная), если у вас меньше 12 баллов, то вы — интроверт (1—7 баллов — значительная, 8—11 — умеренная интроверсия).

Если у вас 12 и менее баллов по второй шкале, то вы эмоционально устойчивы (до 10 баллов — высокая устойчивость, 11—12 баллов — средняя); если более 12 баллов — то вы эмоционально неустойчивы (15—18 баллов — высокая, 19—24 баллов — очень высокая неустойчивость).

Если вы набрали более 4 баллов, то ваши ответы не всегда были искренними и свидетельствуют о тенденции человека ориентироваться на хорошее впечатление о себе.

Шкала интроверсия—экстраверсия: 11 баллов- интроверт

Шкала эмоциональная устойчивость—неустойчивость: 18 баллов- эмоционально неустойчива

Шкала скрытность—откровенность (искренность): 2 балла- ответы искренни

ИНТРОВЕРТЫ — люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

С помощью опросника можно также определить тип своего темперамента. Если изобразить координаты на листе бумаги и отложить баллы (от 0 до 24) по осям устойчивость (стабильность)—нейротизм и интроверсия—экстраверсия, то сочетание характеристик укажет на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в правой нижней части — сангвиники; в левой нижней — флегматики и в левой верхней части — меланхолики.

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация ...

... Шкала 2: - высокий балл отражает силу процесса торможения; - низкий балл - слабость процесса торможения. Шкала 3: - высокий балл отражает подвижность нервных процессов; - низкий балл - инертность нервных процессов. Уровень процессов возбуждения Высокие баллы ... Вы меняете места развлечений и отдыха? 116.    Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня? 117.    Спешите ли Вы на помощь в ...

ИНТРОВЕРТЫ — люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки

реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

МЕЛАНХОЛИК — характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Вывод: из всего выше проделанного, можно сказать, что я являюсь интровертом и меланхоликом.

2.2 Психологическая характеристика темперамента

Тест 2

1. Вы любите часто бывать в компании? +

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы? +

3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения? +

4. Во время беседы Вы очень быстро говорите? —

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей? —

6. Бывает ли, что Вы передаете слухи? +

7. Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?+

8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? +

9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить и утешить? +

10. У Вас очень быстрый почерк? —

11. Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать? —

12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний +

13. У Вас много очень хороших друзей? —

14. Трудно ли Вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое? +

15. Часто ли Вас терзает чувство вины? +

16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет? —

17. В школе Вы бились над трудными задачами: до тех пор, пока не решали их? +

18. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно? +

19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? —

20. Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе?-

4 стр., 1683 слов

Темперамент, его типы и свойства

... и социальные обстоятельства. Понятие и типы темпераментов Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических ... умственная или физическая работа его быстро утомляет. Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку ... сил после плохо проведенного рабочего дня. И так каждый день. Например, если САНГВИНИК выберет профессию, ...

21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами? +

22. Во время беседы обычно Вы жестикулируете? —

23. Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?-

24. Бывают ли у Вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие? +

25. Вы любите подшучивать над другими? —

26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо? +

27. Часто ли Вам снятся кошмары? —

28. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?-

29. Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела? —

30. Бывало ли, что разозлившись, Вы выходили из себя? +

31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? —

32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение? +

33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу? +

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?-

35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это? +

36. Возникало ли в Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям? +

37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком? +

38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело? +

39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? +

40. Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми? —

41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? —

42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? +

43. Вас принимают иногда за человека беззаботного? +

44. Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена? +

45. Вас можно быстро рассердить? —

46. Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ? —

47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? +

48. Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?-

Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность – пластичность, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента

Таблица 1 – Код опросника

Свойства темперамента Ответы «да» Балл Ответы «нет» Балл Общее кол-во баллов

1.Экстраверсия 1,7,37

43 3

2 11

2. Ригидность 8,26,32

14,38,44 3

2 46,19 1 17

3.Эмоциональная возбудимость 15,21,33,39

3,9 3

2 16

4. Темп реакций 17,37 1 2

5. Активность 17,35,47 3 38 1 10

6. Искренность 30,36,42

6,12

18,24 3

2

1 15

По таблице 1 установим искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая – 15 баллов. Затем, руководствуясь таблицей 2 «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определим степень выраженности каждого свойства и отметим свои результаты в «квадрате темперамента» на графике 1. Средние оценки не заносятся в «квадрат темперамента»…

5 стр., 2216 слов

Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

... работе? Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности? Трудно ли Вам говорить очень быстро? Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили ... случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.   2. Социальная эргичность - связана с потребностью в ...

6 Задание 6

6.1 Оптимальный режим труда и отдыха

Ресторан работает все дни недели в полторы смены и открыт с 11 ч 30 мин до 23 ч. У официантов и барменов пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; продолжительность рабочего дня 8 ч 12 мин, включая подготовительно-заключительное время. Время на обед и отдых принимаем 30 мин. Каждый официант и метрдотель при пятидневной рабочей неделе в течение месяца должен проработать 21 день и получить 9 дней отдыха. Если указанные работники будут работать по 8 ч 12 мин 21 день, то они проработают 172 ч 12 мин (8 ч 12 мин-21) при норме 171 ч. Поэтому в целях недопущения переработок каждый официант и метрдотель один день должен проработать на 1 ч 12 мин меньше, или 7 ч.

Составляем график выхода на работу, предусматривая для каждого официанта и метрдотеля: 21 рабочий день и 9 дней отдыха, предоставление еженедельно двух дней отдыха подряд, работу в течение 20 дней по 8 ч 12 мин и один день 7 ч; 30 мин ежедневно предусмотрено на обед и отдых.

Заключение

В ходе проделанной работе были определены свойства нервной системы и ее проявления в поведении, общении и деятельности с помощью опросников; Определение силы нервной системы и работоспособности; определен темперамент;была изучена проффесиогрмма и основы оптимизации режимов труда и отдыха.

В настоящее время эффективное управление персоналом является одной из важнейших задач для любой организации. Сотрудники организации, их знания, навыки и опыт, едва ли не самый главный источник повышения эффективности и снижения издержек организации. Системы оплаты труда на основе компетентности персонала, качества и своевременности выполнения сотрудниками задач, необходимы для развития организации в условиях высокой конкуренции.

Список используемой литературы

1. Исаева Е.Ю. Психофизиология профессиональной деятельности: для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» / Е.Ю. Исаева ;КрИЖТИрГУПС. – Красноярск: КрИЖТИрГУПС, 2013. – 114 с.

2. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: Учебник / О.Н. Рыбников. — М.: Академия, 2010. — 320 с.

3. Аграновский Е.Д., Дмитриев Б.В. Основы проектирования и интерьер предприятий общественного питания: – М.: Экономика, 2005. – 144 с.

4. Сборник должностных инструкций. Более 350 образцов / Автор-составитель С23 С. М. Грачев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 832 с.

5. Иванникова Е.И. Барное дело. Учебник – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002 – 352 с