Производственная гимнастика

Введение

Производственная гимнастика как элемент научной организации труда должна массово и прочно войти в режим трудового дня. Ей отводится роль профилактического средства поддержания высокой работоспособности на протяжении рабочего дня. Сеченовский феномен активного отдыха — важное условие для плодотворной интеллектуальной деятельности. Многочисленные научные данные свидетельствуют о том, что чередование умственного труда с выполнением физических упражнении и повышают сопротивляемость организма эмоциональному стрессу и предупреждению процессами, работой анализаторов, точными и быстрыми действиями и т.д.

Основное назначение физических упражнений, которые используются в процессе труда, — снижение профессионального утомления. Оказывая благотворное влияние на организм работающего, физические упражнения регулируют мозговое и периферическое кровообращение. Мышечные движения создают огромное число нервных импульсов, которые обогащают мозг массой ощущений, способствую устойчивому настроению.

Важно учитывать виды труда, которые отличаются степенью физической нагрузки большим нервно-психическим напряжением (это профессии педагога, врача, инженера, ученного и т.д.).

По степени физической активности и величине нервно-психологического напряжения выделяют медицинских работников, труд которых связан с большой ответственностью за принятие правильного решения, в особенности труд хирургов, отличающийся высоким нервно-эмоциональным напряжением и длительным статическим напряжением мышц в процессе операции.

Перечисленные выше виды труда предъявляют высокие требования к деятельности головного мозга, зрительного анализаторы, связанного с напряжением внимания, к продолжительным статическим нагрузкам на мышечный аппарат.

В производственной гимнастики нужно включать специальные упражнения на разгибание туловища, наклоны, вращение в плечевых суставах, повороты, вращение туловищем и другие упражнения

Производственная гимнастика на рабочем месте

Производственная физическая культура — система методически обоснованных физических упражнений физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время.

8 стр., 3943 слов

Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного ...

... 7 лет.   Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Физическое, нервно-психическое, социальное и познавательное развитие Центральная нервная система В преддошкольном возрасте ... зон роста на концах мышечных волокон, поэтому мышечные пучки короткие, тонкие, с трудом прощупываются. К концу дошкольного периода масса мышц увеличивается, составляя около 25 ...

В рабочее время производственная физическая культура (ПФК) реализуется через производственную гимнастику.

Производственная гимнастика — это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Основная задача производственной гимнастики — повышение профессиональной работоспособности трудящихся за счет выполнения специально подобранных упражнений, направленных на восстановление работоспособности в процессе труда, снижение утомления. Одним из условий сохранения высокой профессиональной работоспособности является переключение деятельности (феномен активного отдыха И.М. Сеченова).

Таким переключением деятельности и является производственная гимнастика.

Ее гигиеническое значение заключается в оздоровительном эффекте, в улучшении функциональных показателей физического развития и физической подготовленности при систематическом применении в снижении нервно-психического напряжения. Осложняет проведение производственной гимнастики ограниченность во времени, выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, в рабочей одежде и т.д.

Производственная гимнастика имеет следующие основные формы.

Вводная гимнастика направлена на скорейшее включение организма в работу. С ее помощью достигается оптимальная возбудимость центральной нервной системы и привычный рабочий ритм, поэтому подбираются движения и ритм, соответствующие предстоящей деятельности. Комплексы вводной гимнастики состоят из 6- 8 упражнений, выполняемых в течение 5-7 мин в начале рабочего дня.

Физкультурная пауза, как форма активного отдыха, позволяет предупредить утомление и способствует поддержанию более высокой работоспособности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 мин при появлении первых отчетливых признаков наступающего утомления. Обычно это бывает во второй половине рабочего дня, за 2-2,5 ч до окончания работы. Упражнения для физкультпауз подбираются в зависимости от особенностей трудового процесса.

Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха и проводятся в течение 1-2 мин, состоят из 2-3 упражнений. Их целью является снижение местного утомления, возникающего, например, при длительном сидении в рабочей позе, сильном напряжении внимания, зрения и т.п. Чаще всего используются в режиме рабочего дня работников умственного труда — до 5 раз, по мере необходимости в активном отдыхе. Их использование не зависит от того, выполняется физкультпауза и вводная гимнастика или нет.

Микропаузы активного отдыха — самая короткая форма производственной гимнастики, длятся всего 20 — 30 с. Их цель — ослабить утомление.

14 стр., 6683 слов

Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

... первого начинаются с «ритмирования» описанного в пункте 1.5. Занятия с 2-6 по шестое, являются обучающими по упражнениям гимнастики мозга, без их изучения будет сложно изучать методики ... техника «Ритмирование» Каждый день до следующего занятия, один раз, дома, в удобное для вас время повторите «Ритмирование» 2-3 Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела. Повторите ...

Физическая нагрузка во время производственной гимнастики зависит от пола, возраста, состояния здоровья и степени подготовленности занимающихся. Поскольку производственный коллектив не однороден, следует ориентироваться на средние показатели по субъективным ощущениям занимающихся во время и после занятий. У них могут возникнуть жалобы на плохое самочувствие, усталость, сердцебиение, головокружение, головную боль и др., а также признаки утомления (покраснение лица, повышенная потливость, одышка и др.).

При появлении тех или иных неблагоприятных симптомов необходимо изменить дозировку упражнений — уменьшить темп движений или количество повторений, а при выраженных случаях утомления и жалобах на сердцебиение и головокружение — направить на консультацию к врачу.

Организация занятий производственной гимнастикой во многом основывается на требованиях гигиены и физиологии труда. Кроме того, необходимы надлежащие гигиенические условия в местах занятий. Гимнастика проводится в цехах, непосредственно у рабочего места, в проходах или расположенных вблизи коридорах и подсобных помещениях, удовлетворяющих гигиеническим требованиям. В теплый период года занятия по возможности следует проводить на открытом воздухе.

Проведение гимнастики на рабочих местах экономит время, но не всегда возможно из-за неудовлетворительного санитарного состояния окружающей среды. Поэтому при организации производственной гимнастики предполагаемое место занятий обследуется в санитарном отношении с привлечением инженера по технике безопасности. Когда это необходимо, проводят специальные гигиенические исследования заводская лаборатория, здравпункт или санэпидемстанция. С целью оценки мест занятий и определения контингента занимающихся в паспортизации отделов и цехов принимают участие медицинский работник и санитарный врач.

При определении условий профессионального труда и наличия вредностей учитывают характер трудового процесса (рабочая поза, степень нервно-психического и мышечного напряжения), особенности технологического процесса и производственного оборудования (степень механизации и автоматизации производственных процессов, герметичность оборудования, удобство его обслуживания и т.п.) и санитарно-гигиеническую обстановку (метеорологические условия, загрязнение воздуха пылью и газами, шум, вибрация, ионизирующая радиация, освещенность и др.).

Запрещается проводить занятия при температуре воздуха выше 25°С и влажности выше 70%, при наличии в воздухе даже незначительных количеств ядовитых веществ, при повышенном или пониженном барометрическом давлении, при шуме свыше 70дБ. Оценка степени загрязнения воздуха производственных помещений газами и пылью проводится на основании сравнения с предельно допустимыми концентрациями этих веществ в рабочей зоне (мг/м3): аммиак — 20, бензин — 300, окись углерода — 20, пары ртути — 0,01, сероводород — 10; пыль нетоксическая, не содержащая двуокиси кремния — до 10, содержащая двуокись кремния — 2, пыль стеклянная и минерального волокна — 4.

В помещениях, где проводится производственная гимнастика, необходимо постоянно поддерживать чистоту, перед занятиями проветривать. В помещениях должно быть достаточно свободной площади. Санитарными нормами на промышленных предприятиях предусматривается ширина проходов между станками не более 1,5 м. Такая же ширина считается минимальной для групповых занятий гимнастикой. В среднем на каждого занимающегося должно приходиться не менее 1,5 м2 свободной площади пола.

5 стр., 2079 слов

Практические занятия, практикумы, лабораторные работы, производственная ...

... являются лекции и семинарские занятия, а также практические, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и производственная практика. В то же ... – наглядные ( иллюстрация, демонстрация, наблюдение) – практические (опыт, упражнение, учебно-производительный труд)   2.По характеру учебно-познавательной деятельности. – репродуктивные; – обьяснительно-иллюстративные (информационно ...

Место, выбранное для занятий, должно быть безопасным. У станков и машин, находящихся рядом с местами для занятий гимнастикой, все открытые и движущиеся части (гребенки, зубчатые сегменты, маховые колеса и т.п.), а также открытые передачи (шкивы, ремни и др.) и вообще все опасные части должны иметь конструктивные ограждения.

На места занятий гимнастикой распространяются и другие правила безопасности: ограждение проводов высокого напряжения, ограждение от непосредственного влияния лучистой энергии и др.

Во избежание травм при занятиях гимнастикой полы должны быть гладкими, нескользкими, удобными для уборки. Перед занятиями (не позже чем за 30 мин) в производственном помещении следует произвести влажную уборку (перед подметанием посыпать пол влажными опилками).

При внедрении производственной гимнастики по предприятию издается приказ, в котором отражаются задачи медико-санитарной части, здравпункта, меры по контролю за санитарно-гигиеническим состоянием мест, отведенных для занятий производственной гимнастикой. В состав методического совета по производственной гимнастике обязательно включается заведующий медико-санитарной частью (здравпунктом) предприятия. В дальнейшем параллельно с изучением эффективности производственной гимнастики, обновлением и составлением заново комплексов продолжается изучение санитарно-гигиенических условий труда и принимаются меры по их улучшению.

Составной частью профилактической деятельности медицинских работников предприятий является разъяснительная работа среди трудящихся о влиянии на организм занятий гимнастикой; подготовка и инструктаж методистов и общественных инструкторов производственной гимнастики по санитарным и гигиеническим вопросам, ознакомление их, а также трудящихся с простейшими методами самоконтроля за состоянием здоровья.

Здоровье врача — педиатра рассматривается как абсолютная социальная ценность, так как характеризует не только состояние человека определенной профессиональной принадлежности, но и является обязательным условием воспитания здоровой личности.

Врачи испытывают в своей профессиональной деятельности значительное психическое и физическое напряжение. Воздействие дополнительных неблагоприятных факторов: невысокий социальный статус, недостаточный, для удовлетворения основных потребностей человека, уровень заработной платы, влияние экологической обстановки, а так же специфика труда (принудительный характер общения, большое количество контактов в течение дня, гиподинамия) — способствуют снижению функциональных резервов организма. Хроническое снижение функциональных резервов организма ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности.

20 стр., 9934 слов

Упражнения для психофизического тренинга

... перед началом занятия, репетиции. К этой группе упражнений относятся: СТУЛЬЯ, ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ, ЯПОНСКАЯ МАШИНКА, РУЛЕТКА, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА, РУКИ-НОГИ, РИТМЫ, ОРКЕСТР, ПЕРЕДАЧА ПОЗЫ, БЫК ... мастерству необходимо обратить пристальное внимание на выработку у начинающих «чувства локтя». Упражнения по наработке коллективного «чувства локтя» у начинающих обучение актерскому мастерству целесообразны ...

Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени. Поэтому врачи — педиатры обязаны делать короткие перерывы в течение рабочего дня для выполнения производственной гимнастики.

Производственная гимнастика — это комплексы несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения здоровья работающих.

Каждое предприятие практикует собственную форму производственной гимнастики и собственный регламент ее проведения. Для этой цели используют разные формы занятий производственной гимнастикой, физкультурную микропаузу (не более одной минуты), физкультурную паузу (выполняется в течение 5 мин.), физкультурную минутку (1,5-2 мин.).

С их помощью оказывается разнообразное воздействие на организм занимающихся, предупреждается или снимается утомление, улучшается самочувствие.

Врачи должны уделять время для проведения комплексных упражнений производственной гимнастики, адаптированными к особенностям сотрудников.

Далее представим комплекс производственной гимнастики для определенной профессии, врача — педиатра.

Комплекс упражнений производственной гимнастики для профессии врача — педиатра

физический упражнение рабочий производственный

Работа врача-педиатра в больнице по своему характеру умственная и в каком-то роде физическая. И как все другие профессиям врач-педиатр нуждается в поддержании своего здоровья. А для этого соответственно нужно его тренировать с помощью определенных упражнений, которые занимают, не совсем много времени.

Производственная гимнастика проводится длительностью 10-15 минут через 3 часа после начала рабочего дня.

Необходимость длительного соблюдения рабочей позы врача — педиатра в положении сидя приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы, сопровождается дискомфортом в области спины и шеи, ухудшает психо-эмоциональное состояние. Это приводит к снижению качества выполняемой работы и производительности труда.

Производственная гимнастика является формой активного отдыха в процессе рабочего дня, повышает общий тонус организма, поддерживает высокую работоспособность.

15 стр., 7286 слов

Роль общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания ...

... задач коррекционной направленности. Объект исследования: общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания детей с ... Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд ... сопряженного действия двух рук, руки и глаза, орудия труда и действия рук. То есть там, ... нормально видящими, является своеобразным как по темпу, так и по качественным характеристикам. Страдает ...

Сроки включения физкультурных пауз устанавливают, сообразуясь с особенностями трудовых процессов — степенью физической нагрузки, нервно-психическим напряжением, временем наступления утомления и т.д.

Для работников умственного труда, а также для профессий, где необходимы быстрые и точные реакции, большое напряжение внимания, производственная гимнастика проводится во время коротких перерывов в работе с целью снижения утомления.

Физиологические воздействия кратковременных физических упражнений устраняют застойные явления в конечностях, брюшной полости, восстанавливаются запасы энергии нервной системы, повышается мышечный тонус, умственная работоспособность, улучшается обмен веществ.

Помещение перед проведением производственной гимнастики должно быть проветрено, температура воздуха не выше 25°С. Обеденный перерыв для занятий использовать не рекомендуется. Производственная гимнастика особенно эффективна, когда проводится регулярно.

Существует комплекс упражнений производственной гимнастики, разработанный В. Коваликом, применителен к условиям сидячей работы (табл. 1).

Таблица 1. Физиологическая ценность физических упражнений, выполняемых в производственной гимнастике.


Врач-педиатр, так как занимается исключительно лечением детей, то он на половину работает стоя и сидя. Рассмотрим для врача-педиатра три комплекса упражнений, которые важны для поддержания здоровья.

Комплекс №1 (производственная гимнастика)

Упражнение 1. Исходное положение — основная стойка,

. Руки вперед — вдох.

. Руки в сторону, ладони кверху.

. Стойка на носках, руки вверх

. Исходное положение — выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение — основная стойка,

-4. Ходьба с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы.

Дыхание равномерное. Темп средний.

Продолжительность 30-40 сек.

Упражнение 3. Исходное положение — основная стойка,

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... стресса и перед сном. Доминирующее опускание руки. Упражнение выполняется стоя вдвоём. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счёт "1-2-3-4"), ... ём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития подростка и переход её в зону актуального развития. Если к/з упражнения используются на предметных ...

. Левую ногу махом назад, руки махом вверх — вдох.

. Исходное положение — выдох.

-4 То — же, правой ногой.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

врозь, руки назад, пальцы переплетены.

. Наклон влево, руки вправо.

. Исходное положение.

-4. То же, вправо.

Дыхание равномерное. Темп средний. Повторить 6-8 раз

Упражнение 5. Исходное положение — основная стойка,

-2 Полуприсед, руки вверх — выдох.

-4 Исходное положение — вдох

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 6.Исходное положение — основная стойка,

руки за голову.

-2. Наклон вперед — выдох.

-4. Исходное положение — вдох.

Темп средний. Повторить — 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение — основная стойка,

. Левую руку вверх, правую вперед.

. Правую руку вверх, левую вперед.

. Левую руку вверх.

. Исходное положение.

Дыхание равномерное. Начать медленно, ускорить до быстрого темпа, закончить в среднем.

Повторить 6-8 раз.

Комплекс №2 (производственная гимнастика)

Упражнение 1. Исходное положение — сидя.

. Правую руку вверх — вдох.

. Левую руку вверх.

. Полунаклон вперед, руки махом назад — выдох.

. Исходное положение.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение — сидя, руки на

поясе, ступнями зацепить ножки стула изнутри

. Поворот вправо — вдох.

28 стр., 13965 слов

Автор считает нужным сделать особый акцент на следующих положениях:

... клиента ощущать центр своего «я», устанавливать свои границы, проявлять волю. Общие положения телесноориентированной психокоррекции А) Тело реально существует. Воплощенность в теле – необходимая ... должен двигаться к интеграции, заземлению, центрированию и, парадоксальным образом, к транценденции.. Интеграция, повторим (и дополним), это - это достижение внутреннего единства человека, т.е. единства ...

. Исходное положение — выдох.

. Наклон назад — вдох.

. Исходное положение — выдох.

-8 То же влево.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 3. Исходное положение

Исходное положение — сидя, руки на

коленях

-2. Руки за голову, ноги выпрямить, прогнуться — вдох.

-4. исходное положение — выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — сидя.

. Правую руку вверх — вдох.

. Левую руку вверх.

. Полунаклон вперед, руки махом назад — выдох.

. Исходное положение.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение — сидя, руки на

поясе, ступнями зацепить ножки стула изнутри.

. Наклон назад, левую руку за голову, правую за спину —

вдох.

. Исходное положение — выдох.

-4. То же, сменив положение рук.

Темп средний. Продолжительность 30-40 сек.

Упражнение 3. Исходное положение — сидя, руки к

плечам.

-2 Руки в стороны, ладони кверху, прогнуться — вдох.

-4 Исходное положение — выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Заключение

Это обстоятельство является одной из причин развития некоторых заболеваний и функциональных отклонений в системах человеческого организма, особенно его нервной системы, что приводит к понижению общей работоспособности.

Серьезным средством предупреждения функциональных расстройств, а также устранения уже имеющихся расстройств (если они не приобрели стойкого характера) являются регулярные занятия гимнастикой.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... требований к работам студентов они, насколько это возможно, реализованы в самом пособии. Иными словами, пособие имеет структуру, похожую на структуру курсовой и дипломной работы, то есть ... дипломные работы должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления. Пособие состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка литературы и приложений. В ...

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают всестороннее положительное воздействие на организм человека. Основные черты этого воздействия характеризуются улучшением функциональной деятельности нервной, сердечно сосудистой и дыхательной систем и пищеварительного аппарата, стимуляцией процессов тканевого обмена и укреплением мышечной системы и приводят к повышению общей устойчивости и работоспособности организма.

Список использованной литературы

1. Раздумья о здоровье. Амосов Н.М. — М.: ФиС, 1987.

. Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие /Отв.ред. Г.В. Валеева. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000.

. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 №80-ФЗ.

. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов. / Под общ. ред. В.И. Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.

. Социально-биологические основы ф.к.: учебное пособие. / Под ред. Я.Н. Гулько./ МГСУ, 1996.

. Физическое воспитание: учебник для студентов вузов./ Под ред.: В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г, Щербакова, М.: Высшая школа, 1983.

. Социология ф.к. и спорта, Лубышева Л.И.: учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-240 с.

. Студенческий спорт и жизнь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Ильинич В.И. — М.: Аспект пресс, 1995. — 144 с.

. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.

. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта: монография /Крамской С.И., Зайцев В.П. — М.: Изд-во АСВ; Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. — 244 с.

. ППФП студентов вузов. Научно — методические и организационные основы. Ильинич В.И.М.: 1978

. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физической культуры: в 2 т. / Под общ. ред. М.П. Матвеева, А.В. Новикова. М.: ФиС, 1994

. Физическая культура: учебное пособие /Под редакцией В.А. Коваленко. — М.: Изд-во АСВ, 2000.-432 с.

. Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие /А.О. Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика. — М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2001. — 225 с.

. Восстановительная медицина. — Под ред. В.Г. Лейзермана. — Ростов н/Д, Феникс, 2008. — 411 с.

. Здоровый образ жизни. Шедрина А.Г. — Новосибирск, 2007. — 144 с.