Программа работы Службы Социальной помощи молодежи с педагогами школ по профилактике наркотической

Программа работы «Службы Социальной помощи молодежи» с педагогами школ по профилактике наркотической зависимости среди детей и подростков

Содержание

Введение

1. Паспорт программы

2. План работы по программе

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из направлений деятельности «Службы социальной помощи молодежи» является организация профилактики наркомании в молодежной среде. Актуальность и целесообразность данной работы не требует доказательств, поскольку употребление психоактивных веществ сегодня признается общенациональным бедствием, статистические данные, характеризующие распространенность наркотических веществ среди подростков и молодежи опубликованы в ряде нормативных документов в области образования и молодежной политики. Исчерпывающая картина представлена в статье «Распространенность потребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков в Российской Федерации», опубликованной в методическом пособии Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике «Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково–молодежной среде». Новосибирск — индустриальный город, значительная часть населения которого занята в сфере промышленного производства. Снижение уровня производства, порождающее проблему занятости населения, тенденции социального расслоения в обществе, невротизация социума создают условия, благоприятствующие распространению наркотических веществ среди населения. В этих условиях самой незащищенной частью оказываются подростки и молодежь, в среде которых растет число лиц, вовлеченных в употребление наркотиков.

С целью развития системы общественного сдерживания наркомании в городе создана межведомственная комиссия по борьбе с распределением наркотиков и психоактивных средств, разработана городская комплексная программа, обеспечивающая системное скоординированное взаимодействие всех городских структур, ответственных за состояние наркоситуации в городе.

Специалистами «Службы социальной помощи молодежи» была разработана программа профилактики химической зависимости, включающая индикативную интервенцию, направленную на группы риска, личностно-центрированную, предполагающую работу с детьми в целом, без выделения групп риска, универсальную: просвещение всех категорий населения — и средоцентрированную, в рамках которой выделили два направления: работу с родителями и работу с педагогами. Выбор последнего направления был продиктован следующими обстоятельствами. Профилактику наркомании мы рассматриваем как «процесс, побуждающий индивидуумов принять вызов, бросаемый жизненными обстоятельствами и изменениями путем создания условий, поддерживающих здоровый образ жизни». Одним из таких условий является целенаправленное педагогическое руководство жизнью и деятельностью ребенка. Наличие взрослого, играющего позитивную роль в жизни подростка, — фактор, влияющий на правильный выбор последнего в отношении психоактивных веществ. Таким образом, очевидно, что ответственность за организацию первичной профилактики возлагается на педагогов: школьных учителей, преподавателей профессиональных учебных заведений, организаторов детского и молодежного досуга. Именно они призваны обеспечить «изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества».

8 стр., 3968 слов

Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения

... глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно из первых мест. Угрожающими темпами идет рост наркомании среди молодежи. Показатели молодежной наркомании бьют все ... организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ [11]. В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной ...

Однако уже первые попытки совместной деятельности работников «Службы социальной помощи молодежи» с педагогами выявили следующие проблемы:

1. отсутствие широкой и достоверной информации у педагогов о наркомании как болезни;

2. дистанцированность большинства педагогов от антинаркогенной работы;

3. неумение педагогов определить свою профессиональную нишу в борьбе с наркоманической эпидемией;

4. низкую компетентность педагогов, пытающихся организовать профилактическую работу со своими воспитанниками.

Более того, прежние стереотипы воспитания (в частности установка на «запугивание», запрет) неизбежно оказались неэффективными перед лицом нынешнего социального кризиса. Типичность этих проблем подтверждают слова: « Профессиональные группы лиц, работающих с детьми и подростками — школьные учителя, психологи, инспекторы ИДН и т.д. также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самому обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с ребенком, а во-вторых, обладать знаниями, умениями, навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения».

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

Проблемы психологического развития подростков в современных условиях. Личностное развитие в подростковом возрасте. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка.  Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, ...

Попыткой решения проблемы стала разработанная работниками «Службы социальной помощи молодежи» программа работы с педагогами школ города и работниками Центра досуговой деятельности молодежи.

В создании данной программы использовались и адаптировались некоторые приемы группового тренинга Трошихиной Е.Г., и Сидоренко Е.В. Большую пользу дали материалы из книги Гарифуллина Р.Р. «Скрытая профилактика наркомании».

1. Паспорт программы

Назначение программы — развитие сети специалистов в области профилактики подростковой наркомании, обеспеченных концептуально обоснованным системным подходом к организации данной деятельности.

Компоненты программы. Программа включает в себя образовательный и психологический компоненты.

Образовательный предполагает, с одной стороны, обеспечение педагогов объективными знаниями о сущности наркозависимости (действие химических веществ, изменяющих состояние сознания, механизмы развития заболевания во всех аспектах, последствия химической зависимости).

С другой — формирование и развитие навыков проектировочной и аналитической деятельности на уровне составления и реализации программ, рассчитанных на конкретное образовательное учреждение, частных программ классных руководителей и учителей-предметников.

Психологический компонент включает формирование психологической готовности педагога к данному виду деятельности. Многим взрослым, работающим с детьми, прежде чем начать профилактическую работу, необходимо изменить собственные установки, отказаться от определенных стереотипов. Существенное место отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной системы взаимоотношений с подопечными, развитию эмпатии, способности к оказанию поддержки и другим необходимым умениям.

Кроме того программа несет значительную мотивационную нагрузку. В процессе занятий участники программных мероприятий определяют степень личной заинтересованности в решении общей проблемы, уровень собственных возможностей и границы ответственности.

Цель программы — формирование и развитие готовности педагогов к антинаркогенной деятельности в рамках первичной профилактики, выработка единого подхода к организации профилактической работы.

Задачи программы:

1. формирование представлений о химической зависимости в рамках био-психо-социо-духовной модели;

2. ознакомление с основными существующими подходами к проблеме лечения и профилактики химической зависимости;

3. формирование представлений о роли и месте педагога в профилактике химической зависимости;

4. создание условий, способствующих принятию педагогом ответственности за осуществление профилактической работы;

5. формирование и развитие навыков проектировочной деятельности;

6. развитие навыков самоанализа и механизмов рефлексии;

7. развитие навыков поведения, ведущего к здоровому образу жизни.

Структура программы. Обучение педагогов ведется по блочно-модульной схеме, включающей цикл трехдневных семинаров, сочетающих теоретические и практические формы работы, тренинг личностного роста, работу профессиональных групп в виде проблемных совещаний. Предполагается последующая методическая курирование педагогов на уровне индивидуальных консультаций.

Программа состоит из двух разделов, каждый из которых реализует определенное направление деятельности «Службы социальной помощи молодежи»:

а) работу с заместителями директоров по воспитательной работы в школе;

б) работу с педагогами.

Реализация первого направления предполагает обучение заместителей директоров школ по воспитательной работе правилам и способам организации системной профилактической работы в учебном заведении.

Назначение второго направления — привлечение внимания к проблеме наркозависимости, обучение основам профилактической работы.

Содержание разделов перекликается в плане освещения некоторых общих вопросов (цель этого — формирование единого понимания проблемы и выработка единых подходов к организации профилактической работы).

Акцент при реализации первого направления делается на организационных моментах профилактической работы в школе, в работе же с учителями мы в первую очередь стремимся пробудить не только профессиональный, но и личный интерес к участию в решении проблемы, повысить компетентность педагогов, формировать готовность к осуществлению нового вида деятельности.

Любой из разделов построен по блочно-модульной схеме. Смысловым стержнем блока является определенная проблема, но блоки логически связаны, каждый является продолжением предыдущего. Кроме того, организация транслируемого материала предполагает мотивацию участников семинаров на освоение последующего блока.

Формы работы. Обучение предполагает использование различных теоретических и практических форм работы: семинаров, проблемно-деловых игр, тренингов, групп профессионального роста, научно-практических конференций. После освоения основных блоков программы предполагается методическое курирование педагогов в виде организации работы профессиональных групп и индивидуальных консультаций.

Ожидаемые результаты.

По завершению цикла занятий педагоги должны владеть следующими знаниями:

а) содержание био-психо-социо-духовной модели химической зависимости;

б) основные факторы и причины подросткового наркотизма как одной из форм девиантного поведения;

в) сущность профилактической работы, основные цели, задачи, формы антинаркогенной деятельности педагога;

г) основные функции педагога в организации профилактической работы;

д) основные требования к составлению профилактических программ и организации профилактических мероприятий

Умения и навыки, приобретаемые педагогами в процессе освоения программы:

а) умение спланировать работу, направленную на предотвращение девиантного поведения подопечных;

б) умение на практике применять в работе с детьми и родителями различные формы и методы профилактики;

в) умение определить стратегию собственного поведения в работе с детьми;

г) умение анализировать и вносить своевременные коррективы в собственную деятельность;

д) навыки оказания психологической поддержки ребенку.

Социально-педагогическая деятельность по реализации программы занимает:

1. Работа с заместителями директоров школ по воспитательной работе – 9, 5 часов.

а) Блок I. Обучающий семинар «Основы профилактики наркомании» — 3 часа.

б) Блок II. Организационно-деятельностная игра «Система работы учебного заведения по организации профилактики подросткового наркотизма» – 3, 5 часа.

в) Блок III. Конференция «Опыт и проблемы организации профилактической работы в учебных заведениях города» – 3 часа.

2. Работа с учителями и организаторами досуга молодежи – 9, 5 часов

а) Блок I. Обучающий семинар «Химическая зависимость как социально-психологический феномен. Подросток и наркотики» – 5 часов.

б) Блок II. Обучающий семинар «Основы организации антинаркогенной деятельности педагога» – 2, 5 часа.

в) Блок III. Семинар-тренинг «Формирование навыков эффективного, социально-поддерживающего поведения педагога в процессе взаимодействия с ребенком» – 2 часа.

Итого: 19 часов.

2. План работы по программе

Наименование работы Наименование блока Основное содержание работы Форма работы
1. Работа с заместителями директоров школ по воспитательной работе Блок I. Обучающий семинар «Основы профилактики наркомании»

1. Анкетирование участников.

2. Наркоманическая эпидемия — одна из основных проблем современного общества.

3. Наркомания как сложное, многоуровневое явление.

4. Подростковый наркотизм как форма девиантного поведения:

5. Сущность профилактической антинаркогенной деятельности.Основные подходы к профилактической работе.

6. Комплексный, системный подход как условие эффективности профилактической и реабилитационной работы. Необходимость координации усилий всех структур, система взаимодействия.

Анкетирование

Лекция

Лекция

Лекция, демонстрация видеофильма

Лекция

Групповое обсуждение

Блок II. Организационно-деятельностная игра «Система работы учебного

заведения по организации профилактики подросткового наркотизма».

1. Постановка проблемы «Функции школы в системе социально-педагогического взаимодействия городских структур».

2. Определение основных целей,задач, направлений деятельности. Определение механизмов взаимодействия школы с другими структурами.

3. Пленарное обсуждение субъективных представлений о месте и роли школы в организации профилактической работы.

4. Рефлексия заявленной проблемы.

5. Постановка проблемы «Система

профилактической работы школы.

Новые подходы к проектированию

воспитательного процесса».

6. Программа профилактической ра-

боты учебного заведения:

— принципы

— цели и задачи

— содержание и формы работы

— предполагаемые результаты.

7. Демонстрация и обсуждение наработок творческих групп.

8. Рефлексия заявленной проблемы.

9. Общегрупповая рефлексия игры.

Установочная лекция

Уабота в малых группах

Общегрупповая работа

Работа в малых группах

Установочная

лекция

Работа в малых группах

Общегрупповая работа работа в малых группах

Блок III. Конференция «Опыт и проблемы организации профилактической работы в учебных заведениях города».

Содержание конференции:

1. Состояние наркоситуации в городе на текущий период (доклад представителей Горздравотдела и правоохранительных органов).

2. Анализ состояния профилактической работы в школах города. Проблемы комплексной профилактики в школе (доклад методиста по воспитательной работе).

3. Опыт организации работы по профилактике наркомании Службой социальной помощи молодежи города.

4. Опыт создания и реализации системы антинаркотического воспитания в учебных заведениях города (доклады организаторов профилактической работы в уч. заведениях).

5. Из опыта антинаркогенной деятельности классного руководителя (доклады классных руководителей).

Конференция
2. Работа с учителями и организаторами досуга молодежи

Блок I. Обучающий семинар «Химическая зависимость как

социально-психологический феномен. Подросток и наркотики».

1. Анкетирование участников.

2. Наркоманическая эпидемия – одна из основных проблем современного общества. Актуальная наркоситуация в городе.

3. Наркомания как явление: выявление субъективных представлений участников семинара о сущности наркомании, выявление личного отношения к данной проблеме.

4. Био-психо-социо-духовная модель химической зависимости:

а) Химическая зависимость как хроническое, неизлечимое и смертельное заболевание.

б) Биологический аспект химической зависимости: биологические предпосылки заболевания, механизм возникновения и развития зависимости.

в) Психологический аспект: психологические предпосылки употребления ПАВ: психологическая зависимость как»болезнь страха, стыда и вины», болезнь отрицания.

г) Социальный аспект: социальные предпосылки употребления ПАВ, проявление химической зависимости на социальном уровне.

д) Духовный аспект: понятие «духовность» как заполнитель духовного вакуума.

5. Классификация психоактивных веществ. Внешние признаки наркотического опьянения.

6. «Подросток и наркотики».

Анкетирование

Лекция

Дискуссия

Цикл лекций

Лекция

Демонстрация видео-

фильма

Блок II. Обучающий семинар «Основы организации антинаркогенной деятельности педагога».

1. Проблемы комплексной профилактики наркомании в школе: основные положения Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.

2. Сущность профилактической работы: выявление субъективных представлений участников семинара о характере профилактической работы,о задачах различных социальных структур в организации и развитии профилактики.

3. Субъективные затруднения педагогов в организации профилактической деятельности.

4. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания: причины низкой эффективности реализации зарубежных профилактических программ в России условия эфффективности профи-лактической работы.

5. Свобода выбора подростка как условие формирования адекватного отношения к проблеме химической зависимости.

6. Границы педагогического воздейсвия в условиях свободы выбора ребенка: роль и место педагога в организации профилактической работы.

Доклад методиста по воспитательной работе

Работа в малых группах с последующим совместным обсуждением

Работа в малых группах

Лекция

Групповая дискуссия

Работа в малых группах

Блок III. Семинар-тренинг

«Формирование навыков эффективного,

социально-поддерживающего поведения педагога в процессе взаимодействия с ребенком».

План семинара-тренинга:

1. Ресурсы личности. Ресурс Я (Я-концепция).

Точки соприкосновения педагога и ребенка, стратегии взаимного развития.

2. Субъективный контроль над собственным поведением и поведением ребенка.

Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения.

3. Общение. Психологическая поддержка, ее эффекты. Эмпатия. Аффилиация.

Социальная компетентность.

4. Преодоление проблем, их разрешение. Осознание собственных поведенческих стратегий, путей их развития или изменения. Проблеморазрешающее поведение педагога и ребенка.

5. Социально-поддерживающее поведение. Как сделать детский коллектив открытой и социально-поддерживающей системой.

Семинар-тренинг

Заключение

Мы живем в эпоху, когда отстраненность значительной части наших сограждан относительно проблем жизни общества является печальной реальностью. Но истина в том, что какую бы позицию мы не занимали, происходящее вокруг рано или поздно сказывается на судьбе любого. Еще несколько лет назад большинство из нас демонстрировало полное безразличие к проблеме наркомании, полагая, что лично он и близкие ему люди не имеют никаких отношений с психоактивными веществами. Сегодня даже при этом условии мы начинаем понимать, что это не чужая беда: современную ситуацию можно определить как наркоманическую эпидемию. И любой здравомыслящий человек не может не понимать, что не только будущее, но и настоящее нас, наших детей зависит только от нас самих и не может уклоняться от участия в профилактической работе. Говоря о профилактике, мы имеем в виду прежде всего подготовку растущего человека к свободному, а значит осознаннному и ответственному выбору в пользу здорового образа жизни, формирование такой системы ценностей, которая бы позволила ему сказать нет любому психоактивному веществу.

Львиная доля ответственности в этом случае возлагается на институты воспитания человека: семью и школу. Школьные работники как профессиональные педагоги должны донести до детей и родителей объективные знания о болезни химической зависимости, сформировать у тех и других способность определять верную стратегию собственного поведения.

Данная программа не претендует на всестороннесть освещения профилактической антинаркогенной деятельности педагога, поскольку система деятельности находится в стадии разработки, но автор надеется, что помещенные здесь материалы помогут многим педагогам, делающим первые шаги в указанном направлении, получить достоверную информацию о наркотиках и наркомании, определить собственную позицию и в различной форме донести эти сведения до детей.

Список литературы

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: Аргус, 2004. – 207 с.

2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 235с.

3. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы». — Барнаул: Общий отдел администрации Алтайского края, 2001. – 573 с.

4. Исмуков, Н.Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 384 с.

5. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям // Российский фонд социальных реформ. – М.: Просвещение, 2001. – 117 с.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 448 с.

7. Потолова Л.М. Некоторые проблемы и особенности организации социально педагогической работы с детьми из неблагополучных семей // Образование и социальное развитие региона. — 1995. — N 2.

8. Современные социальные технологии: теоретико-прикладные аспекты: Сборник научных трудов / Под науч. ред. Б. Ф. Усма-нова.— М.: МГСА, 2000.— 155 с.

9. Социальная работа с подростками девиантного поведения // Проект алтайского краевого кризисного центра для мужчин. – Барнаул: UNICEF, 2002. – 58 с.

10. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Под ред. В.М. Сафроновой. — М.: РГСИ, 1992. – 357 с.