Практика реабилитация

3-я часть(диагностика на выходе)

В случаях применения экспериментально-психологических методик для оценки эффективности психореабилитации исходят из обычного для психодиагностики принципа отличия выборки больных от нормальной выборки, а также из того, что по мере улучшения состояния пациентов психологические показатели их приближаются к норме. Поэтому основное внимание акцентируется на разности средних показателей психологических методик, полученных в начале, в процессе и в конце лечения. При продолжительной (в течение месяцев, а иногда и лет) терапии динамически изучаются с помощью тех же психологических методик и контрольные группы, не подвергавшиеся реабилитационному воздействию.

Для определения эффективности реабилитационных мероприятий предлагаем программу, в которую вошли известные методики психодиагностики:

—  беседа с пациентом, направленная на исследование коммуникативной сферы и жизненной ситуации испытуемого;

—  цветовой тест отношений (ЦТО) на определение нервно-психического состояния;

— самоактуализационный тест (CAT);

— тест «Возраст. Пол. Роль» (ВПР), позволяющий проследить аспекты отношения к своему и противоположному полам в различных возрастных группах;

—  проективная методика «Двойной рисунок человека», позволяющая получить достаточную информации о личностных особенностях испытуемого. На основе интерпретации характера, прорисовки фигуры человека и отдельных ее частей можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности человека, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон и выдвинуть гипотезы о том, какие проблемы у него имеются;

— проективная методика «Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм» (тест идеографический — ТиГр), направленный на выявление индивидуально-типологических различий [4].

— проективная методика неоконченных предложений, позволяющая определить отношение к имени, телу, возрасту и полу испытуемого;

—  шкала депрессии Бека, направленная на исследование уровня социальной фрустрированности испытуемых;

— «Шкала качества жизни» ВОЗ, направленная на выявление качества жизни пациента.

Результаты исследования дают реальную перспективу оценки психологического статуса и могут использоваться при составлении программы психокоррекционных мероприятий психологами в реабилитационных учреждениях в целях повышения реабилитационного потенциала личности и психологической адаптации к новым условиям жизни.

8 стр., 3805 слов

Тест №1: Методика изучения личности и познавательной сферы школьника

... дать оценку ответам, последить за поведением испытуемых, и, если возникает необходимость, сделать ... вы учитесь, Известный человек, Другое, Затрудняюсь ответить. Счастливы ли Вы? ____________________________________________________ Тест №2: Исследование ... нового преподавателя, к новым условиям жизни и деятельности? Тест №2. Обобщение Вам предлагаются ... Тест №8. Исследование самооценки (методика Дембо - Р

ЦТО — ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ 

ОТНОШЕНИЙ  

Цветовой тест отношений это компактный невербальный диагностический метод, 

отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. 

Метод цветоассоциативного эксперимента отличается от других цветовых методов 

своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы и иной постановкой 

задачи тестового исследования. Все это позволяет считать данный метод оригинальным 

средством личностного тестирования. Психодиагностический метод цветоассоциативного исследования отношений личности был назван «цветовой тест отношений» (ЦТО). 

Оборудование 

В ЦТО используется набор цветов из восьми цветового теста М.Люшера. Этот 

набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. Обоснование 

возможности диагностики отношений испытуемых к значимым понятиям и людям с 

помощью ЦТО дается количественной оценкой, полученной путем вычисления 

коэффициента корреляций между матрицей семантических расстояний цветов и 

стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. 

Вычисленный с учетом одного только фактора оценки, этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказался еще выше — 0,69  (в обоих случаях р < 0,01). Это значит, что на первые места в ассоциативной 

раскладке выходят именно те цвета, которые сходны по своему значению с

ассоциируемым понятием. Все это подтверждает валидность цветовых ассоциаций как 

метода измерения эмоциональных значений на достаточно высоком уровне достоверности

10 стр., 4819 слов

Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии

... актуальным исследование коррекции самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии. Тема: «Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии». Цель исследования - ... Проверить эффективность коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии. Методологической основой исследования послужила теория становления самосознания ...

Проведение исследования 

1. Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, представляющих 

непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих для него существенное 

значение. Конкретная форма списка зависит от контекста, личности и возраста. Для 

детей список понятий примерно таков: моя мать; отец; брат (сестра); дедушка (бабушка) 

либо другие лица, с которыми общается ребенок; моя учительница (воспитательница); 

мой друг; я сам; каким я хочу стать; мое настроение дома; мое настроение в детском 

саду (в школе) и т.д. 

2. Перед испытуемым на белом фоне в случайном порядке раскладываются цвета. 

Инструкция. 

Подберите к каждому из людей и понятий, которые я буду зачитывать, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. 

В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны 

подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду (например, 

цвету одежды). 

ЦТО имеет 2 варианта проведения, различающихся по способу извлечения 

цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от испытуемого требуется подобрать к 

каждому понятию какой-нибудь подходящий цвет. В полном варианте испытуемый 

ранжирует все 8 цветов в порядке соответствия понятию, от «самого похожего, 

подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Как показывает опыт, у 

большинства испытуемых достаточно подробные и надежные результаты дает краткий 

вариант ЦТО. 

3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в 

порядке предпочтения, начиная с «самого» красивого, привлекательного для глаза» и 

кончая «самым некрасивым, неприятным». 

Обработка и интерпретация результатов 

а) Качественный анализ цветоассоциативных ответов. Важно отметить, что 

цветоассоциативные ответы следует расшифровывать целостно, в их взаимной связи 

друг с другом. Существенное диагностическое значение имеют пересечения ассоциаций, 

при которых разные стимулы соотносятся с одним и тем же цветом. Это позволяет сделатьпредположение об их идентификации (например, аутоидентификации ребенка с одним из родителей). 

б) Формализованный анализ цветоассоциативных ответов. В целях экономичного инаглядного описания цветоэмоциональных ассоциаций, допускающего статистическую 

обработку, предлагается двухмерное параметрическое пространство, образованное 

характеристиками валентности (В) и нормативности (Н). Эти параметры 

интерпретируются как показатели эмоционального принятия либо отвержения, 

позитивности либо негативности социального стимула, отношение к которому 

исследуется. 

При этом валентность измеряет позицию ассоциируемого цвета в индивидуальной 

цветовой ранжировке, данной конкретным испытуемым; нормативность же оценивает 

соответствие позиции данного цвета ранжировке, условно рассматриваемой как 

«нормальная». 

Важное диагностическое значение имеют случаи рассогласования между 

валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это указывает на 

амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному лицу или понятию. 

ТЕСТ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (САТ) ОПИСАНИЕ СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15–17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии).

Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием.  Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора.  При использовании CAT в качестве исследовательской методики можно пользоваться и одними «сырыми» баллами, Т-баллы необходимы лишь для применения теста как инструмента индивидуальной диагностики. Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут. ОБРАБОТКА. При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике.  Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл.  Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале. Эти значения наносятся на профильный бланк, после чего строится тестовый профиль обследуемого и определяются его данные в стандартных Т-баллах, которые позволяют легко и удобно соотносить результаты разных обследованных лиц, интерпретировать их.  Ключ  Шкала Ориентации во времени: 11а, 16б, 18б, 21а, 28б, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91б, 106б, 126б  Шкала Поддержки: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 7б, 8a, 9a, 10a, 12б, 14б, 15б, 17а,19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 29а, 31б, 32а,33б, 34а, 35б, 36б, 39б, 42а, 43а, 446; 46а, 47б, 49б, 50б, 51б, 52а, 53а, 55а, 56а, 57б, 59а, 61б, 62б, 65б, 66а, 67б, б8а, 69б,70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 79б, 80а, 81а, 83а, 856, 8ба, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98а, 99б, 100а, 102а, 103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а, 1116, 113а, 114а, 115а, 116б, 117б, 118а, 119б, 120а, 122а, 123б, 125б  Шкала Ценностной ориентации: 17а, 29а, 42а, 49б, 506, 53а, 56а, 59а, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 99б, 113а, 114а, 122а.  Шкала Гибкости поведения: 3а, 9a, 12б, 33б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68а, 70а, 746, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б, 123б.  Шкала Сензитивности: 2б, 5б, 10a, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б, 119б, 122а.  Шкала Спонтанности: 5б, 14б, 15б, 26б, 42а, 62б, 67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114а.  Шкала Самоуважения: 2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б, 114а, 122а.  Шкала Самопринятия: 1б, 8a, 14б, 22б,31б, 32а, 34а, 39б, 53а, 61б, 71б, 75б, 86а, 876, 104а, 105б, 106б,110а, 111б, 116б,125б.  Шкала Представлений о природе человека: 23а, 25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б, 113а.  Шкала Синергии: 50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б, 113а.  Шкала Принятия агрессии: 5б, 8a, 10a, 15б, 19а, 29а, 39б, 43а, 46а, 56а, 57б, 67б, 85б, 93а, 94а, 115а.  Шкала Контактности: 5б, 7б, 17а, 26б, 33б, 36б, 46а, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б, 109а, 120а, 123б.  Шкала Познавательных потребностей: 13а, 20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92а,107б, 121б.  Шкала Креативности: 6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б, 112б, 123б, 124б. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Интерпретация результатов исследования производится в соответствии с приведенным ниже описанием шкал CAT. В зависимости от целей использования тест может быть интерпретирован полностью или частично. Если тестирование преследует чисто исследовательские цели, например, выявление связи степени самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то в некоторых случаях можно ограничиться лишь анализом результатов по двум базовым шкалам. Такой же выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным и, например, при контроле изменений, наступивших в результате занятий социально-психологическим тренингом или групповой терапии. При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Однако, и результаты использования POI, и общетеоретические соображения позволяют с уверенностью утверждать, что показатели CAT у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должны «зашкаливать».  Предельное значение параметров CAT – 80 Т-баллов и более (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией») – свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете.  По данным Э. Шострома, тестовые оценки людей с действительно высоким уровнем самоактуализации расположены в районе 60 Т-баллов. Практика использования CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» у него близок к POI (55–70 Т-баллов).

Шкальные оценки в 40–45 Т-баллов и ниже характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45–55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными. Базовые шкалы  Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов.  Отражает степень правильности ориентированности человека во времени. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей “настоящей жизни”; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Самоактуализирующаяся личность правильно ориентирована во времени, рассматривая его в единстве прошлого, настоящего и будущего. Она не откладывает жизнь на завтра, не увязает в прошлом, а живет в настоящем, воспринимая его в единстве с прошлым и будущим. Человек, «компетентный» во времени, отличается от несамоактуализирующейся личности тем, что менее обременен чувством вины, сожаления, обиды, идущими от прошлого. Его надежды разумно связаны с действующими в настоящее время целями. Его вера в будущее лишена ригидных или идеалистических целей. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития. Человек, обладающий низким уровнем самоактуализации (низкий балл по шкале), неправильно ориентируется во времени. Такой человек либо живет прошлым, его мучает раскаяние за совершенные проступки, воспоминания о нанесенных ему обидах, он испытывает постоянные угрызения совести, либо живет будущим, строит недостижимые планы, надежды, ставит перед собой нереальные цели. Такой человек обычно считает, что идеалы и цели в этом случае могут являться средствами, с помощью которых удовлетворяются потребности в привязанности, любви, признании, восхищении. Человек тешит свое тщеславие, удовлетворяя в воображении свои желания и цели. Считается, что нереальные цели возникают у человека, когда он не способен принять себя таким, каков он есть в действительности. Стремясь к идеалистическим, неосуществимым целям, индивид превращает свою жизнь в ад. Это задерживает естественное развитие личности и способствует возникновению в человеке чувства неполноценности. Людям, живущим преимущественно будущим, обычно присущ страх за свою жизнь. Несамоактуализирующаяся личность не соотносит прошлое и будущее с настоящим. Такая личность может, кроме того, ориентироваться только на будущее или на настоящее, то есть ее цели не связаны с текущей деятельностью, а ее прошлый опыт мало влияет на поведение. Коэффициент «Ориентация во времени» рассчитывается как отношение количества пунктов соответствующей шкалы, по которым испытуемый выбрал суждение, свойственное несамоактуализирующейся личности, к количеству пунктов, по которым он выбрал суждение, характерное для самоактуализирующей личности (иначе говоря, отношение количества незачеркнутых пунктов шкалы к зачеркнутым).

А. Шостром учитывала, что самоактуализирующаяся личность несовершенна, то есть психологическое здоровье, которое отождествляется с самореализацией личности, не абсолютно. Человек не всегда ведет себя одинаково, то есть не всегда является компетентным по отношению ко времени. Коэффициент «Ориентация во времени» представляет собой соотношение компетентности во времени (ВК) и некомпетентности по отношению ко времени (ВН) и является для конкретного человека постоянным. Предполагается, что этот коэффициент для самоактуализирующейся личности представляет отношение ВН: ВК=1:8. Это означает, что один час из каждых девяти часов самоактуализирующаяся личность существует во времени некомпетентным образом. Для средней («нормальной») личности это соотношение равно 1:6, а для несамоактуализирующейся — 1:3. Шкала поддержки или «Опора на себя»(I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (“внутренняя-внешняя поддержка”).

Этот параметр описывает направленность личности на себя и направленность на других, то есть руководствуется ли в жизни человек своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т. д. Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об “изнутри” и “извне” направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (“изнутри направляемая” личность).  Самоактуализирующаяся личность — это «изнутри направляемая личность», обладающая внутренней поддержкой, руководствующаяся в основном интериоризованными принципами и мотивацией, мало подвержена внешнему влиянию, свободна в выборе, неконформна. Для самоактуализирующейся личности характерно определенное соотношение «ориентации на себя и на других». До определенной степени она чувствительна к одобрению, привязанности и хорошему отношению людей, но гораздо меньше, чем личность, направленная только на других. Она свободна, но ее свобода не является результатом борьбы с другими. Самоактуализирующаяся личность в своих поступках опирается на собственные чувства и мысли, критически воспринимает воздействие внешних сил и творчески расширяет немногочисленные первоначальные принципы, которые являются для нее руководящими. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (“извне направляемая” личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой. Несамоактуализирующаяся личность направляется «извне», то есть обладает внешней поддержкой, в большей степени подвержена влиянию внешних сил. Ее поведение больше ориентировано на мнение других, а не на свое собственное; одобрение Других людей становится высшей целью. Такого человека характеризует навязчивая, ненасытная потребность в привязанности, в уверенности, что его любят. Аналогичным образом (так же как и Коэффициент «Ориентация во времени») на основе данных, полученных по второй базовой шкале, можно вычислить коэффициент «Поддержки». Для самоактуализирующейся личности этот коэффициент равен соответственно 1:3, для «нормального» человека — 1:2, а у несамоактуализиру-ющейся личности —1:1. Это означает, что самоактуализирующаяся личность в трех случаях из четырех руководствуется своей собственной внутренней мотивацией, не подвержена внешнему влиянию, свободна в своем естественном выборе. Дополнительные шкалы  В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.  1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет Ценности и руководствуется ими, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

Высокий балл по шкале означает, что человек придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности. Низкий балл означает, что человек отвергает эти принципы. Утверждения, с помощью которых оценивается этот параметр, используются и при определении других характеристик самоактуализации личности. 2. Шкала Гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагносцирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, гибкость поведения в различных ситуациях, гибкость применения стандартных оценок, принципов.  Высокий балл отражает способность человека быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, гибкость, разумность в применении некоторых стандартных принципов. Низкий балл означает догматизм, проявляющийся в том, что несамоактуализирующаяся личность очень жестко придерживается общих принципов. Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.  3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.  Высокая степень означает высокую, по сравнению с другими, чувствительность к собственным переживаниям и потребностям.  Низкая оценка предполагает бесчувственность. 4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства ли быть самим собой.  Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.  Низкий балл означает, что человек опасается открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении. Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.  5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагносцирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них и за свою силу. Высокая оценка означает, что самоактуализирующаяся личность принимает себя такой, какая она есть — со всеми своими недостатками и слабостями. 6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним и своей слабости.  Высокая оценка означает, что самоактуализирующаяся личность принимает себя такой, как она есть, — со всеми своими недостатками и слабостями. Труднее достичь «принятия себя», чем самоуважения. Актуализация собственной личности требует и того, и другого. Эти две характеристики можно отнести к «восприятию себя». Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.  7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Шкала оценивает понимание человеческой природы, мужественности и женственности. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную (“люди в массе своей скорее добры”) и не считать дихотомии мужественности–женственности, рациональности–эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми. Самоактуализирующаяся личность считает, что в природе человека торжествует добро, хотя ей свойственны такие противоположности, как добро и зло, бескорыстие и корыстолюбие, бесчувственность и чувствительность. Низкий балл по этой шкале означает, что субъект считает человека в сущности плохим, что зло — самое характерное для природы человека. 8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов)измеряет способность к целостному восприятию мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, эгоизм и бескорыстие, любовь и похоть, телесное и духовное и др. не являются антагонистическими.  Высокая оценка означает способность человека осмысленно связывать противоречивые жизненные явления. Низкий результат означает, что жизненные противоречия воспринимаются им как антагонистические. Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.  9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Шкала измеряет способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы и могут проявляться в межличностных контактах. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.  При низком уровне самоактуализации человек обычно старается скрыть это качество, отказаться от агрессии, подавить ее в себе. 10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.  Самоактуализирующаяся личность (высокий балл) может легко и быстро вступать в контакт, но ее отношения с людьми не являются поверхностными, она играет значимую роль в жизни своих друзей и близких, ее отношения с людьми полны смысла и доброжелательности.  Низкий балл — трудности в общении.  Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.  11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.  Высокий балл предполагает, что у самоактуализирующейся личности развиты такая направленность и соответствующие способности, а у несамоактуализирующейся личности (низкий балл) они выражены очень слабо. 12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.  Высоким баллам соответствует развитая творческая направленность личности, низким — слабый творческий потенциал Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагносцирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации. ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей’ степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)».

Стимульный материал

 1. а) Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.  б) Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.  2. а) Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.  б) Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.  3. а) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.  б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.  4. а) Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.  б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.  5. а) Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.  б) Я не чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.  6. а) В сложных ситуациях всегда надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.  б) В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения.  7. а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.  б) Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.  8. а) Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.  б) Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.  9. а) Я могу без всяких угрызений совести отложить на завтра то, что я должен сделать сегодня.  б) Меня мучают угрызения совести, если я откладываю на завтра то, что я должен сделать сегодня.  10. а) Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» па людей.  б) Я никогда не бываю зол на столько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.  11. а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.  б) Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.  12. а) Человек должен оставаться честным во всем и всегда.  б) Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.  13. а) Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.  б) Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.  14. а) У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.  б) У меня почти никогда не возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне хочется.  15. а) Я всячески стараюсь избегать огорчений.  б) Я не считаю нужным для себя избегать огорчений.  16. а) Я часто испытываю чувство беспокойства, когда думаю о будущем.  б) Я редко испытываю чувство беспокойства, когда думаю о будущем.  17 а) Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.  б) Я бы хотел совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны, даже если ради этого нужно было отойти от своих принципов.  18. а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.  б) Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.  19. а) Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с близкими.  б) Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с близкими.  20. а) Люди, которые проявляют интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.  б) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.  21. а) Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.  б) Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.  22. а) Я часто задумываюсь о том, правильно ли я вел себя в тех или иных ситуациях.  б) Я редко задумываюсь о том, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации.  23. а) Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.  б) Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.  24. а) Главное в нашей жизни – творить, создавать что-то новое.  б) Главное в нашей жизни — приносить пользу людям.  25. а) Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали бы традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские.  б) Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе традиционно мужские и традиционно женские свойства характера.  26. а) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.  б) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.  27. а) Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.  б) Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.  28. а) Я уверен в себе.  б) Я не уверен в себе.  29. а) Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.  б) Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.  30. а) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является его любимая работа.  б) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.  31. а) Я никогда не сплетничаю.  б) Иногда мне приятно посплетничать.  32. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.  б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.  33. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.  б) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.  34. а) Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.  б) Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.  35. а) Меня иногда (редко) беспокоит чувство вины.  б) Меня часто беспокоит чувство вины.  36. а) Я чувствую себя ответственным за то, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.  б) Я не чувствую себя ответственным за то, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.  37 а) Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.  б) Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.  38. а) Я считаю необходимым следовать правилу: «Не трать время даром».  б) Я не считаю необходимым следовать правилу: «Не трать время даром».  39. а) Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.  б) Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.  40. а) Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего замечательного.  б) Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.  41. а) Я предпочитаю оставлять приятное на потом.  б) Я не оставляю приятное на потом.  42. а) Я часто принимаю спонтанные решения.  б) Я редко принимаю спонтанные решения.  43. а) Я стараюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к неприятностям.  б) Я стараюсь открыто не выражать своих чувств, если это может привести к неприятностям.  44. а) Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.  б) Я могу сказать, что я себе нравлюсь.  45. а) Я часто вспоминаю о неприятных для себя вещах.  б) Я редко вспоминаю о неприятных для себя вещах.  46. а) Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими.  б) Мне кажется, что люди должны в общении с другими скрывать свое недовольство ими.  47. а) Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.  б) Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.  48. а) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого.  б) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.  49. а) При определении того, что хорошо, что плохо, для меня важно мнение других людей.  б) Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.  50. а) Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.  б) Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.  51. а) Я постоянно стремлюсь к самоусовершенствованию.  б) Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.  52. а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений.  б) Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений.  53. а) Мне кажется, что я могу вполне мере доверять своим собственным оценкам.  б) Мне кажется, что я не могу в полной мере доверять своим собственным оценкам.  54. а) При необходимости человек может достаточно легко освободиться от своих привычек.  б) Человеку крайне трудно освободиться от своих привычек.  55. а) Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.  б) Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.  56. а) В некоторых случаях я считаю себя в праве дать понять человеку, что он кажется мне глупым и неинтересным.  б) Я никогда не считаю себя в праве дать понять человеку, что он кажется мне глупым и неинтересным.  57. а) Можно судить со стороны, на сколько счастливо складываются отношения между людьми.  б) Наблюдая со стороны, нельзя сказать, на сколько удачно складываются отношения между людьми.  58. а) Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по нескольку раз.  б) Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.  59. а) Я очень увлечен своей работой.  б) Я не могу сказать, что увлечен своей работой.  60. а) Я недоволен своим прошлым.  б) Я доволен своим прошлым.  61. а) Я чувствую себя обязанным говорить правду.  б) Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.  62. а) Существует очень мало ситуаций, в которых я могу позволить себя дурачить.  б) Существует множество ситуаций, в которых я могу позволить себя дурачить.  63. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактны.  б) Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому можно оправдать бестактность.  64. а) Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.  б) Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.  65. а) По возможности я стараюсь делать то, что от меня ждут окружающие.  б) Обычно я не задумываюсь над тем, соответствует ли мое поведение тому, что от меня ждут. 66. а) Интерес к самому себе всегда необходим человеку.  б) Излишнее самокопание имеет дурные последствия.  67. а) Иногда я боюсь быть самим собой.  б) Я никогда не боюсь быть самим собой.  68. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.  б) Лишь немногое, из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.  69. а) Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о  недостатках.  б) Не только тщеславные люди не думают о своих достоинствах.  70. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.  б) Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.  71. а) Человек должен раскаиваться в своих проступках.  б) Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках.  72 а) Мне необходимы обоснования для принятия своих чувств.  б) Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.  73. а) В большинстве ситуаций я, прежде всего, стараюсь понять, что хочу сам.  б) В большинстве ситуаций я прежде всею стараюсь понять, что хотят окружающие.  74. а) Я старюсь никогда не быть «белой вороной».  б) Я позволяю себе иногда быть «белой вороной».  75. а) Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.  б) Даже если я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.  76. а) Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.  б) Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.  77. а) Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.  б) Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.  78. а) Усилия и затраты, которых требует познание истины, стоят того, так как приносят пользу людям.  б) Усилия и затраты, которых требует познание истины, стоят того, так как они доставляют человеку эмоциональное удовольствие.  79. а) Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.  б) Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.  80. а) Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.  б) Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.  81. а) Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.  б) Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.  82. а) Довольно часто мне бывает скучно.  б) Мне никогда не бывает скучно.  83. а) Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно оно или нет.  б) Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверен, что оно взаимно.  84. а) Я легко принимаю рискованные решения.  б) Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.  85. а) Я стараюсь во всем и всегда поступать честно.  б) Иногда я считаю возможным мошенничать.  86. а) Я готов примириться со своими ошибками.  б) Мне трудно примириться со своими ошибками.  87. а) Если я делаю что-то исключительно в своих интересах, то это вызывает у меня чувство вины, даже если мои действия не вредят никому.  б) Я никогда не испытываю чувства вины, если делаю что-то исключительно для себя.  88. а) Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.  б) Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.  89. а) Я хорошо понимаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.  б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.  90. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.  б) Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.  91. а) Прошлое, настоящее и будущее представляется мне единым целым.  б) Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.  92. а) Я предпочитаю проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами.  б) Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфорте.  93. а) Бывает, мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.  б) Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.  94. а) Людям от природы свойственно понимать друг друга.  б) По природе человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.  95. а) Мне никогда не нравятся сальные шутки.  б) Мне иногда нравятся сальные шутки.  96. а) Меня любят потому, что я сам способен любить.  б) Меня любят потому, что мое поведение вызывает любовь окружающих.  97. а) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу.  б) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.  98. а) Я чувствую себя уверенно в отношениях с другими людьми  б) Я чувствую себя неуверенно в отношениях с другими людьми.  99. а) Защищая свои интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.  б) Защищая свои интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.  100. а) Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.  б) Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.  101. а) Я считаю, что способность к творчеству — природное свойство человека.  б) Я считаю, что далеко не все люди одарены природной способностью к творчеству.  102. а) Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в том, что я делаю.  6) Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.  103. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.  б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.  104. а) Мне легко смириться со своими слабостями.  б) Мне трудно смириться со своими недостатками.  105. а) Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.  б) Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.  106. а) Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.  б) Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.  107. а) Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько оно необходимо.  б) Человек должен стараться заниматься только тем, что ему интересно.  108. а) Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.  б) Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.  109. а) Иногда я не против того, когда мной командуют.  б) Мне никогда не нравится, что мной командуют.  110. а) Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.  б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.  111. а) Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.  б) Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.  112. а) Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.  б) Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.  113. а) О человеке никогда нельзя с уверенностью сказать, добрый он или злой.  б) Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.  114. а) Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным,  несмотря на последствия.  б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.  115. а) Люди иногда раздражают меня.  б) Люди редко раздражают меня.  116. а) Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.  б) Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.  117. а) Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждою своего поступка.  б) Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.  118. а) Я воспринимаю себя таким, каким меня видят окружающие.  б) Я вижу себя совсем не таким, каким меня видят окружающие.  119. а) Бывает, что я стыжусь своих чувств.  б) Я никогда не стыжусь своих чувств.  120. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах.  б) Я никогда не любил участвовать в жарких спорах.  121. а) У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новыми событиями в мире искусства и литературы.  б) Я постоянно слежу за новыми событиями в мире искусства и литературы.  122. а) Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими чувствами и желаниями.  б) Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими чувствами и желаниями.  123. а) Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении личных проблем.  б) Я редко руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении личных проблем.  124. а) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области.  б) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.  125. а) Я боюсь неудач.  б) Я не боюсь неудач.  126. а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.  б) Меня не беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

Практика реабилитация — Стр 2

Оригинальный психологический тест «Возраст. Пол. Роль» (ВПР), позволяющий проследить аспекты отношения к своему и противоположному полу в различных возрастных группах, начиная с 4 лет, и соответствия собственной половой принадлежности (см. приложение 8).

Метод является невербальным и соответствует введенному Л. К. Франком понятию проективных тестов (Frank L. К., 1939).

Результаты могут быть выражены количественно, что повышает эффективность этого метода и позволяет рассматривать его и как шкальный метод.

Теоретическое обоснование теста ВПР

Теоретическое обоснование метода опирается на особенности субъективного зрительного восприятия, влияния на восприятие механизмов идентификации, переноса, категоризации и психологических установок.

В момент восприятия любой зрительной информации между субъектом и воспринимаемым объектом устанавливается определенная эмоциональная связь, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом. Таким образом, при восприятии портретов имеет место эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления себя с наблюдаемым объектом (портретом, человеком), т. е. процесс идентификации.

Кроме того, при субъективном восприятии имеет место феномен категоризации – психический процесс отнесения единичного объекта к некоторому общему классу, группе. Увидев человека, мы одновременно фиксируем, что это – мужчина либо женщина, ребенок либо старик и т. д. Объект (в нашем случае штриховой портрет) воспринимается как представитель некоторого класса, причем на него переносятся обобщенные особенности и характерные признаки класса в целом.

Следующий важный аспект восприятия – установка, т. е. предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенных объектов и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер восприятия и отношения к данному объекту. Установка является основой субъективной избирательной активности и обеспечивает направленность выборов (Узнадзе Д. Н., 1949; Hebb D. О., 1949).

Таким образом, восприятие носит предметный избирательный характер.

Значение предмета (в данном случае портрета) связано не только с его конфигурацией или целостностью, но и с прошлым опытом (Павлов И. П., 1951; Helmholtz H. V., 1910; Leeper R. W., 1935; Allport F. H., 1955; Krech D., 1969).

Кроме того, при одновременном предъявлении испытуемому некоторого количества различных портретов, расположенных в случайном порядке, избирательность восприятия обусловливается феноменом «фигуры и фона» (Osgood С. Е., 1953).

Человек останавливает свой выбор именно на тех портретах, которые имеют для него личностный смысл, которые по тем или иным причинам оказываются значимыми.

Итак, предложенный оригинальный проективный тест ВПР позволяет сделать заключение о том, как субъект воспринимает себя в аспекте пола и возраста, свою половую роль в данной системе отношений и как он к этой роли относится. Этим определяется валидность теста.

Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим про­явлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии.

В соответствии со степенью выраженности симптома, каждому пункту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома).

Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом.

В настоящее время считается, что процедура тестирования может быть упрощена: опросник выдается на руки пациенту и заполняется им самостоятельно.

Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарный балл составляет от О до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

Процедура проведения

Инструкция

«В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе»

Обработка и интерпретация результатов

При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям.

Взрослый вариант опросника

Общий балл

  • 0-9 – отсутствие депрессивных симптомов
  • 10-15 – легкая депрессия (субдепрессия)
  • 16-19 – умеренная депрессия
  • 20-29 – выраженная депрессия (средней тяжести)
  • 30-63 – тяжелая депрессия

Субшкалы

  • Пункты 1-13 – когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
  • Пункты 14-21 – субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

Отдельные симптомы

Также возможно оценить отдельно выраженность 21 симптома депрессии:

  1. Настроение
  2. Пессимизм
  3. Чувство несостоятельности
  4. Неудовлетворенность
  5. Чувство вины
  6. Ощущение, что буду наказан
  7. Отвращение к самому себе
  8. Идеи самообвинения
  9. Суицидальные мысли
  10. Слезливость
  11. Раздражительность
  12. Нарушение социальных связей
  13. Нерешительность
  14. Образ тела
  15. Утрата работоспособности
  16. Нарушение сна
  17. Утомляемость
  18. Утрата аппетита
  19. Потеря веса
  20. Охваченность телесными ощущениями
  21. Утрата либидо

Подростковый вариант опросника

  • До 9 баллов удовлетворительное эмоциональное состояние — 4 балла,
  • От 10 до 19 баллов легкая депрессия — 3 балла
  • От 19 до 22 баллов умеренная депрессия — 2 балла
  • Более 23 баллов тяжелая депрессия — 1 балл

Уровень депрессии в 19 баллов считается клиническим нарушением; уровень выше 24 баллов указывает на необходимость терапии — возможно с применением антидепрессантов. Целью лечения должно быть достижение уровня депрессии ниже 10 баллов.

Опросник качества жизни Всемирной организации здравоохранения

Описание методики

Опросник качества жизни ВОЗ (ВОЗКЖ-100) был разработан Всемирной организацией здравоохранения с целью получения качественного и независимого инструмента оценки качества жизни людейвне зависимости от социального, культурного, демографического и политического контекста.

Теоретические основы

По определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими. Качество жизни — это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества.

Согласно мнению ООН, социальная категория качества жизни включает 12 параметров, из которых на первом месте стоит здоровье. Европейская экономическая комиссия систематизировала восемь групп социальных индикаторов качества жизни, при этом здоровье также поставлено на первое место. Следовательно, качество жизни, связанное со здоровьем, можно рассматривать как интегральную характеристику физического, психического и социального функцио­нирования здорового и больного человека, основанную на его субъективном восприятии

Внутренняя структура

Опросник имеет абсолютно прозрачную структуру и состоит из прямых вопросов. Ценность опросника — в получении информации по субъективному ощущению индивидом качества своей жизни. Это понятие определяется ВОЗ как «восприятие индивидами их жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами».

Приведённая в данной статье информация касается самой основной версии, известной под названием ВОЗКЖ-100, которая охватывает все основные сферы, влияющие на качество жизни, и общие для большинства людей на планете. Эта версия включает 100 вопросов. Одновременно с этим было разработано несколько специфических модулей, которые измеряют качество жизни в связи со специфическими вопросами (например, психическими заболеваниями).

100 вопросов позволяют оценить качество жизни в 6 сферах жизни человека: Физическая сфера, Психологическая сфера, Независимость, Социальная активность, Окружающая среда и Духовность. Кроме того, 4 вопроса оценивают качество жизни в целом. Каждая из сфер состоит из различного количества субсфер: например, Физическая сфера включает в себя субсферы Физическая боль и дискомфорт; Жизненная активность, Энергия и усталость и Сон и отдых. Каждая из субсфер включает в себя 4 вопроса. Для облегчения обработки результатов сферы пронумерованы римскими цифрами, субсферы — арабскими, а вопросы — второй арабской цифрой после точки. Наприер, сфера IV Социальная активность, субсфера F13 (нумерация общая) Личные отношения, третий вопрос этой субсферы F13.3.

При этом первый вопрос субсферы является, по сути, шкалой интенсивности, второй — шкалой способности, третий — шкалой частоты, четвёртый — шкалой оценки. Для ответа на вопрос предусмотрено 5 вариантов ответа от «Совсем нет/никак/никогда/нисколько» до «Предельно много/сильно/всегда/постоянно». Первый вариант оценивает в 1 балл, последний — в 5, но некоторые вопросы необходимо подсчитывать в противоположных значениях.

После основного текста опросника, насколько это возможно, необходимо задавать вопросы о важности для индивида каждой из субсфер или даже отдельных компонентов субсфер. Часто эти вопросы включюаются в общий текст в конце опросника, в таком случае их шифруют как IMP«номер субсферы или вопроса». Например, ImpG.2.

Краткая версия опросника (англ. WHOQOL-BREF) состоит из 26 вопросов. 24 из них группируются в 4 шкалы, 2 вопроса (первый и второй) учитываются изолированно.

Интерпретация

Опросник качества жизни ВОЗ при полном заполнении рассчитан на получение шести значений сфер, двадцати четырёх значений субсфер, оценки общего восприятия качества жизни и здоровья и итогового значения опросника (всего 32 значения).

Отдельное значение имеют ответы на вопросы, связанные с важностью — их значения не подсчитываются, но могут быть проанализированы в динамике — ожидается, что, например, на фоне лечения, важность тех или иных сфер изхменится вместе с изменением уровня качества жизни по ним.

Каждая из субсфер, даже если её название звучит негативно (например, Физическая боль), даёт значение качества жизни, а значит, чем выше значение по любой из субсфер, тем выше качество жизни по ней. Для негативно названных шкал это означает низкую выраженность проблемы.

Все вопросы имеют одинаковый вес, и каждый относится только с своей субсфере, поэтому результат достигается простым суммированием (или вычитанием) полученных баллов.

Расчёт значений субсфер:

  • Физическая боль и дискомфорт: 
  • Жизненная активность, энергия и усталость: 
  • Сон и отдых: 
  • Положительные эмоции: 
  • Мышление, обучаемость, память и концентрация: 
  • Самооценка: 
  • Образ тела и внешность: 
  • Отрицательные эмоции: 
  • Подвижность: 
  • Способность выполнять повседневные дела: 
  • Зависимость от лекарств в лечения: 
  • Способность к работе: 
  • Личные отношения: 
  • Практическая социальная поддержка: 
  • Сексуальная активность: 
  • Физическая безопасность и защищённость: 
  • Окружающая среда дома: 
  • Финансовые ресурсы: 
  • Медицинская и социальная помощь: 
  • Возможности для приобретения новой информации и навыков: 
  • Возможности для отдыха и развлечений и их использование: 
  • Окружающая среда вокруг: 
  • Транспорт: 
  • Духовность/религия/личные убеждения: 

Расчёт значений сфер

Каждая субсфера вносит равный вклад в значение сферы, но все сферы имеют различное количество субсфер, поэтому для нормализации получаемых данных значение сферы равно среднему арифметическому значению всех входящих в неё субсфер:

  • Физическая сфера: 
  • Психологическая сфера: 
  • Уровень независимости: 
  • Социальные взаимоотношения: 
  • Окружающая среда: 
  • Духовная сфера: поскольку состоит только из одной субсферы, то её значение равно значению этой субсферы.

Расчёт общего качества жизни

Рассчитывается как сумма значений всех шести сфер: 

Общая оценка восприятия жизни рассчитывается как сумма входящих в неё вопросов: 

Интерпретация краткой версии

  • Физическое и психологическое благополучие: 
  • Самовосприятие: 
  • Микросоциальная поддержка: 
  • Социальное благополучие: 

Отдельно оцениваются мнения респондента относительно качества своей жизни и состояния здоровья.

Практическая значимость

ВОЗКЖ-100 является многомерным инструментом, позволяющим получить как оценку качества жизни респондента в целом, так и частные оценки по отдельным сферам и субсферам жизни. При этом он даёт не только общую меру, но и целый профиль качества жизни, позволяя проводить многомерный анализ.

Опросник рекомендован для использования в широком кругу задач, в которые может входить необходимость исследования качества жизни: в клинических, психологических, социальных, социологических и т.д. исследованиях.

Краткая версия рекомендована ВОЗ как удобный инструмент для использования в крупных научных исследованиях или клинических испытаниях

Проективная методика неоконченных предложений

Испытуемый. Возраст от шестнадцати лет; не должен быть знаком с понятием проективных методов и целью задания.

Процедура. Психолог зачитывает испытуемому начало предложений и просит закончить их так, как придет ему в голову – быстро, не задумываясь. Психолог записывает ответы на бумагу или на диктофон. Если испытуемый делает перед ответом большие паузы, следует напомнить о необходимости отвечать не задумываясь.

Список неоконченных предложений:

  1. Моя специальность (или: Моя учеба)…
  2. Моя семья…
  3. Боюсь…
  4. Деньги…
  5. Моя мечта…
  6. Работа…
  7. Мои сны…
  8. Бороться…
  9. Больше всего я люблю…
  10. Дома…
  11. Моя голова…
  12. Дети…
  13. Меня беспокоит…
  14. Смерть…
  15. Мой вид…
  16. Друзья…
  17. Если бы я мог…
  18. Мои планы…
  19. Скрываю…
  20. Когда мыслю…

Список можно дополнить началами предложений по темам, значимыми для конкретного испытуемого.

Принципы анализа. Основная задача анализа – выявление тем, проблем и конфликтов, значимых для испытуемого. Не существует жесткой схемы анализа, «работающей» в любых ситуациях; возможны лишь общие подходы.

Некоторые ответы столь открыты, что не нуждаются в анализе или комментарии. Что можно добавить к ответу «Моя специальность… дрянная» или «Работа… осточертела» (женщина, пятьдесят один год, инженер)?

Показателем значимости какой-либо темы (скорее всего осознаваемой хотя бы частично) является ее упоминание в нескольких ответах. Особенно если начало предложения с данной темой не связаны по содержанию. Так, весьма красноречив и в комментариях не нуждается комплекс ответов тридцатиоднолетнего мужчины (высшее образование, работает мастером на строительстве): «Деньги… работа»; «Работа… деньги»; «Меня беспокоит… зарплата».

Иногда по противоречивости ответов, связанных с двумя темами, можно определить конфликт. Например, в ответах двадцатилетней студентки четко прослеживается конфликт между темами «Работа» и «Лень, усталость». К первой можно отнести ответы: «Работа (пауза)… усидчивость»; «Мои планы… хорошо учиться». Ко второй теме можно отнести ответы «Моя мечта… отдых» (обратите внимание на разрыв между мечтой и планом); «Бороться… с ленью»; «Если бы я мог… посмотреть мир, поездить, путешествовать»; возможно, с этой темой также связан ответ «Моя голова… болит».

Нередко большинство ответов испытуемого условно «разделяются» на относящиеся к нескольким значимым темам. Так, около половины ответов тридцатитрехлетнего мужчины, сотрудника иностранной компании, можно условно отнести к двум тесно взаимосвязанным темам.

Первую из них назовем «Зависимость; невозможность перемен»: «Моя специальность… какая моя специальность… хочется перемен»; «Боюсь… ситуации, в которой от меня ничего не зависит»; «Работа… работа, в которой хочется, чтобы от меня зависело многое»; «Бороться… нет, не хочется мне бороться»; «Мои планы… нет у меня никаких планов».

Вторая условная тема – «Мечты»: «Мечта… дом, лужайка, бассейн, а с другой стороны, хочется на другую планету»; «Сны… в снах я прыгаю и долго лечу»; «Меня беспокоит… моя голова, отсутствие дома с лужайкой и другой планеты»; «Если бы я мог… прыгал бы, летал и плавал». В ответах четко прослеживается сущность конфликта, вероятно, осознаваемого испытуемым, но неразрешимого для него.

Показателем значимости темы или проблемы, которая скорее всего плохо осознается или не осознается совсем, являются длительные паузы, отказы от ответов или ответы «нет», «не знаю». Если после паузы и колебаний ответ все же дается, зачастую он содержит штамп – известное изречение, поговорку или цитату. Например, «Бороться… и искать, найти и не сдаваться» или «Мыслю… следовательно, существую».

Показателем того, что испытуемый успешно защищается от вторжения в свой внутренний мир, служит краткость ответов, большое количество штампов, а также общих малоинформативных и, как правило, социально одобряемых ответов: «Скрываю… иногда что-нибудь»; «Друзья… хорошие»; «Мой вид… опрятный». Такие результаты достаточно трудно анализировать, но чаще всего и они содержат важную информацию.

Комментарий. Методика неоконченных предложений, по сравнению с другими проективными методами, достаточно проста по замыслу и открыта; идея проекции почти не замаскирована. Поэтому обычно психологу удается получить информацию, которая является новой в большей степени для него, чем для испытуемого. Однако достаточно редко, но бывают ситуации, когда в ходе проведения методики испытуемый подступает к осознанию болезненной и плохо осознанной проблемы. В этом случае возможны сильные эмоциональные реакции, часто неожиданные как для испытуемого, так и для психолога. В подобной ситуации целесообразно перевести проведение исследования в психокоррекционную беседу или хотя бы дать возможность испытуемому успокоиться и выговориться, если он того захочет.

Другая «опасность» состоит в том, что испытуемый может дать о себе больше информации, чем он того хотел бы. Вдумчивый психолог с хорошей интуицией догадается о тех чувствах или событиях, которые испытуемый стремится скрыть. Так, мужчина с легкостью заканчивает все предложения. В конце списка он дважды подряд отказывается заканчивать фразы, начинающиеся со слов «Мои планы…» и «Скрываю…», а на дополнительное начало предложения «Женщина…» дает ответ: «Секс». В данном случае вероятность внебрачной связи (реальной или планируемой) достаточно высока.

Иногда испытуемому и без комментариев психолога становится ясно: он раскрылся больше, чем хотел бы; это смущает и вызывает дискомфорт. Поэтому к сообщению результатов испытуемому в данном задании следует подходить с особой деликатностью и осторожностью.

Механизм проекции универсален, и элементы проекции могут иметь место при выполнении любого задания, где испытуемый самостоятельно дает ответы, а не выбирает их из готового набора, в частности, при изучении познавательных процессов.