Понятие психики. Основные функции и формы.

 

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика – субъективное отражение объективной реальности

 

Структура и функции психики

 

Психическое имеет двоякую форму существования:

 

1) Объективная (первичная) — выражается в жизни и деятельности.

 

2) Субъективная (вторичная) — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе.

 

 

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

 

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

 

Ломов Б. Ф.:»Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения».

 

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

 

Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:

 

Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях (по В. А. Ганзену):

 

Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях (по В. А. Ганзену)

 

Функциональная структура психики человека в психологических понятиях (по В. А. Ганзену)

 

Функциональная структура психики человека в психологических понятиях (по В. А. Ганзену)

 

Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат (по В. А. Ганзену):

 

Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат (по В. А. Ганзену)

7 стр., 3292 слов

Системное описание психики по В.А. Ганзену

... подхода в психологии Глава 2. Структура и функции в психике, сознание человека 2.1 Психика - ее структура и функции 2.2 Функции сознания человека ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ ... подхода, а также описание психики и сознания человека. Глава 1. Биография В.А. Ганзена. Основные аспекты системного описания психики 1.1 Биография В.А. Ганзена Ганзен Владимир Александрович - известный ...

 

Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.

 

Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Д.Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:

 

Индивидуальное бессознательное

   тень (аналог фрейдовского «Ид»)

   Анима и Анимус

   самость

Коллективное бессознательное

 

С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

 

 

 

Психические свойства

 

Парциальные (отдельные)

 

ощущение, восприятие, внимание и др.

               

 

Интегративные (целостные)

 

темперамент, характер, способности и др.

 

Подробнее об интегративных процессах психики

 

 

Свойства психического (таинства психики, по Веккеру):

 

Предметность

Заключается в том, что, отражая внешний мир с помощью своих психических структур, мы формулируем этот процесс в терминах предметов внешнего, назависимого от нас мира.

 

Например, мы говорим, что видим, как собака бежит по дороге, тем самым мы выражаемся в терминах внешнего мира.

 

Субъектность

Имея в своей основе физиологический механизм работы органов чувств, человек его не замечает и не осознаёт.

 

Например, чувствуя поглаживания кожи, человек не осознаёт раздражение тактильных рецепторов.

 

Чувственная недоступность

Субъект – носитель не замечает своего процесса построения психического образа, а видит только конечный результат.

 

Например, человек слышит голос знакомого человека, но он не замечает то множество процессов, которые предшествовали построению образа «голоса знакомого человека».

 

Спонтанная активность

Умение “поступать вопреки”, поведение, не зависящее от внешних и внутренних факторов.

 

Например, «Ну и что, что голова болит и мороз на улице, я всё равно пойду в институт». 🙂

 

 

 

Психика

 

 

Формы психического отражения

 

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

 

3 стр., 1118 слов

Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека

... аналитической психологии Юнга Юнг видоизменил фрейдовскую модель психики. По Юнгу, фундаментом психической структуры личности является коллективное бессознательное, неразрывнное связано с личностным бессознательным ... 32 1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» Объект дисциплины «Этика и психология делового человека» – идеальная психическая реальность. ...

1) Сенсорная

 

Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).

 

Побробнее:Сенсорная система человека: классификация ощущений, свойства, методы исследования.

 

2) Перцептивная

 

Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).

 

3) Интеллектуальная

 

Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

 

Подробнее: Мышление: определение, теории, виды. Фило- онтогенез мышления.

 

 

Определение психологии как науки,место психологии в системе наук.Отрасли психологии

Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

 

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Психология имеет многогранные связи, как с естественными, так и с социальными науками.

 

Теоретико-методологической основой психологии является философия. С естественными науками психология связана общетеоретическими положениями, которые используются для обоснования закономерностей развития психики, проблемами врожденного и приобретенного, что считаются центральными как в психологии, так и в генетике, проблемами физиологии, в частности физиологии высшей нервной деятельности, некоторыми проблемами физики.

 

Экспериментальная психология развивалась под влиянием исследований естественных наук. Первые экспериментальные исследования по психологии возникли из потребностей астрономии. Впоследствии они стали основой таких наук, как психофизика и психоакустика. Исследования по психологии основывались на данных биологических наук, законе биологической эволюции, достижениях физиологии.

 

Медицинские науки принимают во внимание наработки психологии в решении проблем здравоохранения, борьбе с заболеваниями. На основе медицины, педагогики, психологии возникли школьная гигиена, медицинская психология, Нейропсихология и др. Знание психологии способствует общению врача с пациентом, пропаганде медицинских знаний, проектированию медицинской техники.

 

Координация психологии с техническими науками важна для решения проблем инженерной психологии, эргономики, кибернетики и т.п.; разработке систем управления; подготовке работников в системе управления; создание роботов, компьютеров, систем связи, средств отображения информации; подготовки человека к работе в вновь созданных технических системах, аппаратах.

17 стр., 8371 слов

История психологии как отрасль психологического знания.

... которых способствовало становлению истории психологии, как отрасли психологического знания. В ходе изучения курса студент приобретает знания основных психологических теорий и концепций с учетом логики развития науки, умения рассматривать психологические ...

 

Связь с общественными науками, прежде всего обусловлена тем, что психология вышла из философии. Первое систематизированное изложение психологии принадлежит Аристотелю (384-322 до н.э.).

Но в те времена она была неотделима от философии. Только в XVI в. появился термин «психология», а вначале XVII в. эта наука начала отделяться от философии. Но и сегодня философия, и психология имеют общие проблемы. Например, в разработке теории познания — гносеологии.

 

И наиболее тесную связь психология имеет с педагогикой. К. Д. Ушинский писал, что соотношение между ними аналогично соотношению между медициной и физиологией. Ученый считал, если педагогика хочет изучать человека, то она должна всесторонне познать ее. На стыке психологии и педагогики образовалась педагогическая психология.

 

Психология тесно связана с историей, экономикой, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусств, юридическими и политическими науками. На основе и под влиянием общей психологии произошло становление таких наук, как социальная психология, юридическая психология и т.д. Психология имеет связь с конфликтологией.

 

Многогранна связь психологии с другими науками — философскими, естественными, социальными – это обусловлено тем, что в центре ее внимания стоит человек. Однако близость психологии к другим наукам и наличие общих проблем с некоторыми из них не лишает её самостоятельности. Сегодня психология развивается в направлении максимального расширения связей со смежными науками, сохраняя одновременно свое своеобразие и самостоятельность.

Отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

 

12

 

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

 

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

11 стр., 5089 слов

Тема 1. Предмет, задачи, методы общей психологии. Отрасли психологии

... и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. 6.Леви-Брюль Л- Первобытное мышление. -М., 1936. Тема 19. Становление психологии как самостоятельной науки. Кризис психологии в конце 19 ... – Начале 20 века Особенности становления эмпирической психологии, естественнонаучные ...

 

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

 

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

 

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

 

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

 

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

 

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

 

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

 

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

7 стр., 3438 слов

Изучение диалектических структур мышления в психологии

... функционирования и применения диалектической логики. Таким образом, задача психологии заключается в моделировании такого аппарата мышления, который позволял бы субъекту, как говорят философы, мыслить ... с диалектически противоречивым объектом или явлением склонны использовать одну логическую структуру мысли «или - или». Необходимость диалектической и формальной логики, исторически сложившихся для ...

 

Онтогенез и филогенез мышления.

Филогенез мышления:

1) Ручное (практическое, наглядно-действенное) мышление: действия с предметом.

2) Наглядно-образное (чувственное, зрительное) мышление: здесь ударение ставится скорее не столько на двигательные аспекты, практические, а на образ, на представление, на чувственный характер, на то, что движется в мышлении и на чувственный характер самого движения.

3) Словесное мышление: предполагающее наличие словесных понятий, значений. Это дискурсивное мышление, логическое мышление, вербальное мышление — так его еще характеризуют, но это все одно и то же, имеется в виду один и тот же процесс.

 

Онтогенетическое направление связано с исследованием основных этапов развития в процессе жизни одного человека.

 

Онтогенез мышления (Жан Пиаже описал стадиальность развития детского мышления):

1) Сенсомоторный интеллект (ручное мышление) — от 0 до 2 лет. Эта стадия характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. Причем под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков. К концу первой стадии ребенок становится субъектом, т.е. выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я». У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребенок начинает познавать самого себя.

2) Операциональное мышление — от 2 до 7 лет. Этот возраст характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. В это время у ребенка наблюдается проявление эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных или второстепенных признаков.

3) Конкретные операции с предметами — от 8 до 12 лет. В этот период умственные операции становятся обратимыми: по следствию может определить причину. Дети, достигшие этого уровня, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях.

4) Формальные операции — от 12 до 14 лет. Формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого. Развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни.

 

Патология мышления

Патология мышления.

 

Нарушения ассоциативного процесса. Патология суждения. Навязчивые, сверхценные идеи. Определение бреда, этапы формирования бредовой идей, классификация бредовых идей по содержанию. Этапы формирования параноидного бреда. Основные бредовые синдромы: Кандинского-Клерамбо, Котара, Капгра, Фреголи.

13 стр., 6206 слов

Расстройства мышления

... в связи с этим речь больного произносится без смыслового и грамматического отношения, нередко в рифму. Мышление инфантильное - мышление, объединяющее несовместимые мысли и понятия, не проводящее ... этом случае о формальных нарушениях мышления. Им противопоставляют расстройства мышления по содержанию. К последним относят явления навязчивости, сверхценные идеи и бред. Ниже приводятся наиболее часто ...

 

Мышление — процесс познания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений между ними. Мышление способствует познанию действительности в обобщенном виде, в движении и изменчивости.

 

Симптомы нарушения ассоциативного процесса: нарушение темпа мышления, нарушение стройности мышления, нарушение целенаправленности мышления.

Нарушения темпа ассоциативного процесса.

 

Ускорение мышления. Речевая продукция конспективно отражает содержание мышления, логические построения минуют промежуточные звенья, повествование отклоняется по боковой цепи. Проявлением резкого ускорения темпа мышления является скачка идей (Fuga idearum).

Такие расстройства характерны для маниакальных состояний. Другим вариантом ускоренного темпа мышления является мантизм (или ментизм), который представляет собой, возникающий помимо воли больного наплыв мыслей (характерный симптом шизофрении).

 

Замедление темпа мышления характерно для депрессивных, апатических, астенических состояний и легких степеней помрачнения сознания.

 

Нарушение ассоциативного процесса по стройности проявляется в следующих формах.

 

Разорванность — выражается в нарушении смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматического построения фразы. На более ранних этапах заболевания она может проявляться в нарушении смысловых связей не внутри предложения, а в процессе повествования между фразами, которые в отдельности имеют законченное смысловое содержание. Симптом остановки, блокирования мыслей или Sperrung(от немецкого — закупоривать) заключается во внезапном обрыве мыслей (эти симптомы характерны для шизофренического процесса).

 

Инкогерентное мышление — расстройство речи и мышления, при котором главными чертами являются нарушение грамматического строя речи, необъяснимые переходы от темы к теме и потеря логической связи между частями речи.

 

Бессвязность — проявляется не только в нарушении смысловой стороны речи, но и в распаде синтаксического строя предложения (наблюдается при расстройствах сознания в структуре синдрома аменции).

 

Вербигерации — своеобразные стереотипии в речи, доходящие в некоторых случаях до бессмысленного нанизывания сходных по созвучию слов.

 

Паралогическое мышление. При паралогическом мышлении не просто нарушается нормальная логическая сущность умозаключений, а возникает иная, свойственная только данному больному система логических построений. Сочетается с неологизмами — словами, отсутствующими в обычном словаре, созданными самим больным и не обладающими общепринятым смыслом.

Нарушение целенаправленности мышления.

 

Патологическая обстоятельность — излагая события, больной застревает в деталях, которые занимают все большее место в основной линии повествования, отвлекая больного от последовательной цепи изложения, делая его рассказ чрезмерно длинным.

 

Персеверация — болезненное повторение одного слова или группы слов, несмотря на стремление больного перейти к другой теме и попытки врача ввести новые стимулы.

 

Резонерство — склонность к бесплодному рассуждательству. Больной в своем повествовании пользуется декларативными заявлениями, приводит необоснованные доказательства.

10 стр., 4686 слов

Взаимосвязь мышления и речи в познательной деятельности человека

... и наиболее темной. Начиная с древности, отождествление мышления и речи через психологическое языкознание, объявившее, что мысль - это «речь минус звук», и вплоть до современных американских ... рефлексологов, рассматривающих мысль как «заторможенный рефлекс, не выявленный в своей двигательной части», проходит единую линию развития одной и той же идеи, отождествляющей мышление и речь. Естественно, ...

 

Символизм — имеется общепринятая система символов, которая находит широкое использование в повседневной жизни (знаки дорожного движения).

Символизм психически больного принципиально отличается тем, что он вкладывает в те или иные знаки, рисунки, цвета особый смысл, понятный только ему.

 

Аутистическое мышление — характеризуется отрывом от окружающей реальности, погружением в мир воображения, фантастических переживаний.

 

К патологии суждения относятся навязчивые, сверхценные, доминирующие, бредоподобные и бредовые идеи.

 

Навязчивые идеи. К категории навязчивых состояний относятся навязчивые мысли, сомнения, воспоминания, представления, желания, страхи, действия. Они возникают в сознании человека непроизвольно и препятствуют нормальному течению мыслительного процесса. Больные понимают их ненужность, болезненность и пытаются избавиться от них. Навязчивые явления разделяются на три группы:

 

1 — отвлеченные, т.е. не вызывающие яркой эмоциональной окраски навязчивые идеи,

 

2 — образные, с тягостными, эмоционально отрицательно окрашенными переживаниями и

 

3 — фобические, навязчивые страхи.

 

Сверхценные идеи — представляют собой аффективно насыщенные стойкие убеждения и представления. Они захватывают сознание целиком и надолго. Тесно связаны с реальностью и отражают личностные оценки больного и его устремления.

 

Сверхценные идеи по своему содержанию не являются нелепыми, они не носят характера чуждости в отношении личности. Патологичность сверхценных идей заключается не в их содержании, а в том непомерно большом месте, которое они занимают в психической жизни, чрезмерном значении, которое им придается.

 

Доминирующие идеи — это мысли связанные с реальной ситуацией, преобладающие в сознании человека на определенном промежутке времени и мешающие сосредоточиться на текущей деятельности.

 

Бредоподобные идеи — являются ложными умозаключениями, связанными с расстройствами воли, влечений, эмоциональными нарушениями. Они характеризуются отсутствием тенденции к систематизации, кратковременностью существования и возможностью частичной коррекции путем разубеждения.

 

Бред – ложное, непоколебимое убеждение, касающееся себя и/или окружения, которое не отвечает реальности и не разделяется другими людьми сходного социокультурального происхождения. Больной стойко убежден в этом, вопреки очевидности, этому противоречащей. Эта патологическая убежденность может выражаться в идеях преследования, отношения, слежки, ревности, в сознании собственной важности и превосходства, либо эти идеи касаются собственной идентичности или внешнего вида.

 

Бредовые идеи. Они характеризуются следующими критериями (по которым можно их дифференцировать со сверхценными, доминирующими и навязчивыми идеями):

7 стр., 3442 слов

Сотрясение головного мозга

... травме можно почитать здесь: Повреждения черепа и головного мозга Травматические поражения головного мозга Сотрясение головного мозга Сотрясение головного мозга - наиболее легкий вид черепно-мозговой травмы Клиника, ... медуллярный шок, что является частой причиной летальных исходов. Травмы головного мозга Сотрясение головного мозга является наиболее легким вариантом черепно-мозговой травмы и его ...

 

·   это ложные суждения или умозаключения, находящиеся в противоречии с действительностью,

 

·   возникают на патологически измененной почве (то есть наблюдаются только в болезненном состоянии),

 

·   в своем развитии подчинены законам «кривой логики»,

 

·   не поддаются психологической коррекции,

 

·   при полном отсутствии критики к ним у больного.

 

Бредовое восприятие — правильное сенсорное восприятие, внезапно приобретающее совершенно новый смысл или особое значение, обычно апокалептическое, мистического или угрожающего характера.

 

По содержанию бредовые идеи классифицируются следующим образом: идеи величия; идеи депрессивного характера; персекуторная группа бреда (бред отношения, преследования, отравления, ущерба и т.п.); примитивные бредовые идеи.

 

Начальной стадией формирования бредового синдрома является бредовое настроение, которое выражается в чувстве неопределенного внутреннего беспокойства, в тревожном предчувствии беды, появляется настороженность, подозрительность, уверенность, что вокруг происходят опасные изменения. Бредовое восприятие – такое восприятие окружающего, когда, наряду с обычным восприятием реально существующего объекта, появляется необычная, странная, не связанная логически с реальной действительностью идея с характером особого отношения к больному. Приобретая более очерченную форму, бредовое восприятие превращается в бредовое толкование, которое проявляется в том, что больной начинает толковать события, факты, слова окружающих в бредовом плане, но еще не связывает свои болезненные умозаключения в единую систему. В дальнейшем происходит оформление бредовых соображений в систему бредовых идей. Этот этап называется «кристаллизацией бреда».

 

Система бредовых идей формируется в закономерной последовательности и проходит через три этапа: паранояльный, параноидный, парафренный.

 

Паранояльный этап — монотематический, систематизированный бред толкования, при отсутствии нелепых суждений и галлюцинаций, положительно эмоционально окрашенный. Паранояльный бред может быть представлен бредовыми идеями сутяжничества, изобретательства, реформаторства, высокого происхождения, реже идеями отношения, ревности, ипохондрическими и пр.

 

Параноидный этап — характеризуется наличием бредовых идей преследования, воздействия, отравления, которые сочетаются с галлюцинаторными расстройствами. Бредовые переживания эмоционально отрицательно окрашены, политематичны, по мере течения заболевания становятся все более нелепыми и отрывочными, теряется их конкретная направленность.

 

Парафренный этап отличается нелепым, фантастическим, глобального масштаба бредом величия, сочетающегося с нарушением ассоциативного процесса.

 

По механизму возникновения выделяют первичный бред, обусловленный нарушением умозаключений и суждений и вторичный, чувственный бред, возникающий на основе галлюцинаторных, аффективных и др. переживаний.

 

Синдром Кандинского-Клерамбо характеризуется совокупностью взаимосвязанных симптомов:

 

·   псевдогаллюцинации,

 

·   бред преследования и воздействия,

 

·   психические и физические автоматизмы.

 

Выделяют идеаторные автоматизмы: насильственно возникающий наплыв мыслей; возникновение чужих, сделанных мыслей; симптомы открытости и отнятия мыслей; звучания мыслей или повторения собственных или сделанных мыслей. Сюда включаются следующие феномены.

 

Эхо мыслей — ощущение, что собственные мысли повторяются или отдаются эхом (но не произносятся вслух) с интервалом в несколько секунд между мыслью и ее эхом. Повторяемая мысль, несмотря на идентичность содержания, может быть изменена качественно. Это явление должно быть отдифференцировано от вербальных слуховых галлюцинаций, повторяющих мысль больного. При «эхо – мыслей» сами повторы воспринимаются как мысль.

 

Вкладывание мыслей — переживаемые собственные мысли осознаются как чужие или внедренные в мозг извне. Вопреки убеждению, что мысли не его/ее собственные, индивид не может понять, откуда пришли чужие мысли. Убеждение в том, что мысль чужого происхождения, часто возникает одновременно с ощущением вкладывания мыслей.

 

Отнятие мыслей — ощущение, что собственные мысли отбираются или присваиваются внешней силой, так что индивид не имеет мыслей. Как и при вкладывании мыслей, индивид убежден в чужеродном происхождении вмешательства, и это убеждение часто возникает одновременно с ощущением отнятия мыслей.

 

Передача (открытость) мыслей — ощущение, что собственные мысли истекают из мозга, так что ими можно поделиться с другими людьми или сделать публичным достоянием.

 

Сенестопатический автоматизм выражается в разнообразных, крайне неприятных тягостных ощущениях, которые возникают с чувством, что они специально кем-то вызваны с целью воздействия. Кинестетический (речедвигательный) автоматизм представляет собой отчуждение движений и действий, которые осуществляются не по собственной воле, а в результате воздействия со стороны.

 

Физический автоматизм – расстройство, при котором больной совершает действия, расцениваемые им самим, как насильственные, навязанные извне.

 

Синдром Котара – сложный, депрессивно-параноидный синдром, сочетающий в себе нигилистический бред громадного масштаба, ипохондрические бредовые идеи и идеи собственной греховности.

 

Синдром Капгра — больные с этим синдромом утверждают, что они постоянно или периодически встречаются с двойником кого-то из близких людей.

 

Близким к синдрому Капгра является синдром Фреголи — бред положительного и отрицательного двойника и бред метаморфозы. Для этого психического феномена характерны бредовые идеи преследования, сочетающиеся с постоянным ложным узнаванием преследователя во многих окружающих больного лицах.

 

Бред положительного двойника заключается в том, что больной ранее незнакомых ему людей считает своими родственниками или близкими знакомыми. При бреде отрицательного двойника больной начинает считать чужими ранее хорошо ему знакомых людей.

 

Бред интерметаморфозы проявляется в высказываниях больного о том, что окружающие его люди подверглись каким-то значительным внешним или внутренним изменениям.

 

ФАГМ

Функциональная ассиметрия головного мозга – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.

 

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной (в данном определении видимо «предметно-смысловой») форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.

 

Функциональная ассиметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

 

За синхронизацию работы полушарий в основном отвечает «мозолистое тело» (соrpus callosum), кроме него эту задачу решает еще и «передняя спайка» (precommissure).

Однако, мозолистое тело, состоящее из 200-250 миллионов нервных волокон, является самой большой структурой, соединяющей полушария. Мозолистое тело имеет форму широкой плоской полосы. Волокна в мозолистом теле проходят главным образом в поперечном направлении, связывая симметричные места противоположных полушарий, но некоторые волокна связывают или несимметричные места противоположных полушарий, например лобные извилины с теменными или затылочными, или разные участки одного полушария.

 

Как это все поняли? Ну, про ассиметрию. А очень просто…

 

В середине 50-х годов нескольким американским исследователям и врачам пришла в голову идея необычного лечения безнадежных случаев эпилепсии. Речь шла о таких тяжелых эпилептических припадках с потерей сознания и судорогами, которые часто следовали один за другим, не поддавались лекарственному лечению и быстро приводили человека к полной инвалидности. В основе таких распространенных судорог лежит принцип порочного круга: патологическая (эпилептическая) электрическая активность, возникнув в одном полушарии мозга, распространяется на другое полушарие по многочисленным нервным связям, которые эти полушария соединяют.

 

Американцам пришла в голову простая идея: разъединить правое и левое полушария головного мозга, рассечь нервные связи между ними, чтобы предотвратить систематическое распространение эпилептических разрядов на весь мозг.

 

Операция по рассечению «мозолистого тела» была произведена на нескольких больных, она действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 году Нобелевской премии.

 

Что же произошло после рассечения мозолистого тела с поведением и психикой человека? На первый взгляд, ничего особенного, и это уже было достаточно удивительно. Связи между двумя половинами мозга были разрушены, а человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых

 

Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции…

 

Один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение; в то время, как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача; в то время, как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду.

 

Возникала ситуация, описанная в метафоре, когда левая рука не знает, что делает правая. Дело, однако, было не в руках: это одна половина мозга не знала, что делает другая половина. Правая рука управляется левым полушарием, а левая – правым.

 

Однако на первом этапе исследования этому наблюдению не придали должного значения.

 

Когда же простое наблюдение за поведением испытуемых сменилось систематическим изучением их психических функций, исследователи были просто поражены. Очень многое из того, что для человека с сохранным мозолистым телом не составляет никакого труда, для пациентов с рассеченными связями оказалось недоступным.

 

Правая рука, на которую большинство из нас привыкло полагаться во всех случаях жизни, подводила при самых простых задачах: она не могла перерисовать элементарные геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь бытовые предметы.

 

Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова. Впрочем, и без пересечения мозолистого тела правши обычно не пишут левой рукой.

 

Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, также функция речи. Правда, правое полушарие было способно к пониманию речи, если грамматические конструкции не были очень сложными. Но продукция речи оказалась ему недоступна. Впрочем, врачи давно знали, что при повреждении левого полушария нарушается речь, даже если правое полушарие полностью сохранно.

 

Зато правое полушарие существенно превосходило левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, опознании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части, в частности, в опознании человеческих лиц и эмоциональных выражений на этих лицах. С функциями правого полушария было связано понимание метафор и восприятие юмора.

 

И в заключение…

 

Американскими исследователями были проведены более изощренные эксперименты, которые заставляют предполагать, что обмен информацией между правым и левым полушарием происходит не одинаково и правое обладает определенными преимуществами.

 

Понятие психомоторики.Физиология движений.Физиология активности

I Психомото́рика (греч. psychē душа, сознание + лат. motor приводящий в движение)

совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние П. отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

Изучение характера П. как конституционального свойства личности позволяет выделить четыре основных типа: циклотимически-пикнический, шизотимический, атлетический и лабильно-инфантильный. Для циклотимически-пикнического типа характерна естественная осанка, свободная выразительная мимика и жестикуляция, плавная ритмичная походка, способность к длительным физическим нагрузкам. Шизотимический тип отличается неравномерностью и угловатостью движений, особенностью походки (недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности), невыразительностью мимики и быстрой истощаемостью. Атлетическому типу свойственна подтянутость осанки, твердость походки и высокая работоспособность. Лабильно-инфантильный тип характеризуется большой свойственной детям подвижностью, живой мимикой и жестикуляцией, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость.

При различных заболеваниях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные общие или частичные нарушения психомоторики. К ним относится двигательный инфантилизм, недоразвитие (моторная дебильность), угнетение (гипокинезия и акинезия), усиление (гиперкинезия) и извращение П. (паракинезия).

Выраженные расстройства П. возможны при психомоторном возбуждении и ступоре, при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений П. являются навязчивые движения и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, сомнамбулизм).

Выделяют также регрессивные расстройства П. в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам нервно-психического развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, мутизм, двигательная расторможенность).

Регрессивные расстройства П. особенно ярко выражены при некоторых реактивных психозах (например, синдроме одичания и пуэрилизме).

Распад П. происходит при пресенильных и сенильных деменциях (например, болезни Альцгеймера, болезни Пика, старческом слабоумии) и других прогрессирующих органических заболеваниях головного мозга.

Библиогр.: Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1—2, М. — Л., 1930; Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с. 25, М., 1985.

II Психомото́рика (Психо- + Моторика)

совокупность сознательно управляемых двигательных действий.

 

 

Физиология активности

 

Физиология активности — концепция Н. А. Бернштейна, разработанная им на основа изучения движений, согласно которой активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии на только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. На это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней. Как все неживые системы, окружающая организм среда всегда движется в направлении возрастания энтропии (однозначной функции состояния термодинамической системы).

Организм же движется негэнтропически, добиваясь и достигая понижения уровня энтропии в самом себе и оплачивая этот эффект ценой метаболического возрастания энтропии в своем окружении за счет окисления и разрушения веществ — участников энергетического метаболизма. Принцип физиологической и биологической активности альтернативен концепциям, которые имеют в основе представление о рефлекторной дуге (как для безусловного, так и для условного рефлексов).

Однако стимул, являясь бесспорной причиной появления самого феномена рефлекса, ничего не говорит о генезе и значении этого рефлекса — о том, почему на этот стимул организм отвечает именно так, а не иначе. Физиология активности стремится ответить на вопрос, для чего совершается реакция организма, какой потребности организма она соответствует. Жизнедеятельность организма — не уравновешивания его со средой, а активное преодоление среды, определяемое моделью потребного будущего. Активность организма строится в соответствии с вероятностным прогнозированием дальнейшего развития событий в среде и положения в ней организма.