4. Память психологические и физиологические теории

В науке нет единой законченной теории памяти.

Психологические теории памяти

Ассоциативные теории

Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно и друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь. Повторное появление какого-либо элемента этой связи вызывает в сознании другие ее элементы.

Например. Строка песни.

Ассоциации бывают 3-х видов:

  1. Ассоциации по сходству – объекты (их элементы) наиболее похожие друг на друга.
  2. Ассоциации по контрасту – …. Отличающиеся друг от друга.
  3. Ассоциации по пространственно-временной смежности – рядом расположенные или предъявляемые в одно время.

Т.о. образование связей определяется тем, каков сам по себе запоминаемый материал.

Деятельностные теории

Деятельность рассматривается как фактор, определяющий активную роль сознания в процессах памяти.

Протекание процессов памяти определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта (человека).

Наиболее продуктивно образуются связи между различными представлениями:

  • когда материал вступает в качестве цели действия;
  • при активном участии материала в деятельности субъекта;
  • значимость материала для достижения цели.

Т.о. образование связей определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а, прежде всего, тем, что с ними делает субъект.

Физиологические теории памяти

Физическая теория памяти (теория нейронных моделей)

Под действием раздражителя (слово, схема, предмет и др.) нервный импульс проходит через определенную группу нейронов. Оставляет после себя в нейронах физические следы, взаимосвязанные между собой. Взаимосвязанные между собой физические следы как бы образуют модель объекта (моделируется воспринимаемый объект) в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры.

9 стр., 4288 слов

Память.Теории памяти

... существом, не способным ничему на­учиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши зна­ния, умения, навыки, без ... виды обработки информации. По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную. В первом случае перед человеком ставится специальная ...

В нужный момент эта структура (модель объекта) активизируется и человек воспроизводит запоминаемый материал.

н. импульс —

возбуждение

Следы в нейронах

Активизация структуры

(оживление)

взаимосвязанные

Пространственно-временная нейронная структура

Следы появляются и формируется структура (запоминание) – остаются (сохранение) – и активизируются (воспроизведение).

Это физиологический механизм памяти (процессов запоминания, сохранения и воспроизведения).

Биохимические теории

Эта теория исходит из характеристики процесса запоминания как процесса двухступенчатого. Под действием внешнего раздражителя в нервных клетках происходят специфические химические изменения.

1 ступень. После воздействия раздражителя в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция. Она вызывает обратимые физиологические изменения в клетках.

Длится несколько секунд, минут. Является физиологическим механизмом кратковременной памяти (запоминания).

2 ступень возникает на основе 1-й ступени. Если действие раздражителя продолжается, происходит дальнейшая электрохимическая реакция. Далее возникает биохимическая реакция. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов. Образуются новые белковые вещества (протеины).

Эти физиологические изменения в клетках являются необратимые.

Является физиологическим механизмом долговременной памяти (запоминания).

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота – считается носителем генетической (наследственной) памяти.

РНК – рибонуклеиновая кислота – носитель онтогенетической (индивидуальной) памяти.