Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова 4

ФИЛИАЛ МГУ в г. СЕВАСТОПОЛЕ

ФАНДРАЙЗИНГ — МЕТОД ПРОЕКТОВ

Севастополь

2013

УДК

ББК

Авторы:

Ковалев Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе.

Рецензенты:

Кондрашихина Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Севастопольского городского гуманитарного университета.

Наличаева София Александровна, кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой психологии Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе.

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в г. Севастополе. Протокол _ от 22 декабря 2012 года.

Ковалев В.Н., Фандрайзинг — метод проектов: Учебно-методическое пособие. / Под ред. В.Н. Ковалева. – Севастополь, Изд. СФ МГУ, 2012. – 32 с.

В пособии изложены теоретические основы фандрайзинга, раскрываются методы привлечения средств на реализацию собственных творческих общественно-полезных проектов, даются практические рекомендации по разработке проектов на получение гранта. Авторами приводятся примеры формулирования целей и задач, планирования проектной деятельности. Предлагаемое содержание фандрайзинга прошло успешную апробацию в лаборатории социально-психологических исследований Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в г. Севастополе в 2009 — 2012 годах.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей кафедры психологии, читающих учебную дисциплину «Психология труда», и для студентов факультета психологии. Оно может быть полезно выпускникам всех отделений и специальностей Филиала при создании собственного рынка труда.

14 стр., 6719 слов

Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология ...

... практический опыт руководства.   Глава 1 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Психология управления как учебная дисциплина В начале третьего тысячелетия значительно усилился интерес общества и ... отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность. Предметом учебной дисциплины «Психология управления» является влияние на людей через их внутренний мир. Поэтому ...

Удк ббк

 Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе.

 Ковалев В.Н., Борисенко З.В., Сиволобов В.С.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………4

  1. Фандрайзинг как метод привлечения ресурсов ………………..4

  2. Как убедить доноров поддержать ваш проект…………………9
  3. Ресурсы НПО……………………………………………………10
  4. Методы привлечения средств……………………….………….17
  5. Критерии оценки заявок………………………………………….20
  6. Рекомендации по подготовке проекта………………………..…20

Заключение…………………………………………………………………30

Библиографический список………………………………………………..31

ПРЕДИСЛОВИЕ

Фандрайзинг — это обеспечение надежного потока доходов, который позволяет некоммерческим организациям и частным лицам выполнять свою социальную миссию в текущем, и в последующие годы. Фандрайзинг основан на определении и удовлетворении потребностей некоммерческих организаций.

Результатом фандрайзинга могут быть: денежные средства, время волонтеров, товары, услуги, снижение цен на товары/услуги. Возможными источниками средств проектов могут быть: правительства (иностранных государств, национальные, муниципальные, сельские и др.); корпорации; международные, национальные, местные фонды; банки развития; физические лица; церковь (религиозные общины); международные, национальные, местные организации и т.д. Следует помнить, что фандрайзинг не имеет ничего общего с попрошайничеством. Если общественная организация в результате фандрайзинга получает запрашиваемые средства, то обязательно что-то дает взамен.

Если Вы решили пойти по пути фандрайзинга, то должны быть готовы к тому, что убеждать людей в необходимости вашей деятельности придется постоянно, снова и снова.Чем лучше Вы подготовите кампанию по сбору средств, чем скрупулезнее ее продумаете, тем реальнее Ваши шансы получить отдачу от своих трудов.

I. Фандрайзинг как метод привлечения ресурсов

Когда есть желание и интересные идеи создать для себя и во благо общества свой собственный рынок труда, то на первый взгляд непонятный иностранный термин «фандрайзинг» становится удивительно привлекательным.

8 стр., 3636 слов

Возможные источники привлечения ресурсов

... социальной сферы.   ФАНДРАЙЗИНГ (англ. fundraising) — деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей. Возможные источники привлечения ресурсов · Компании; · Частные ...

Сначала определимся с основными понятиями.

Fundraising:

  • Fund – ресурсы;
  • raising – привлекать;
  • Фандрайзинг – привлечение ресурсов.

В современном понимании фандрайзинг – это эффективное привлечение финансовых средств и других ресурсов для воплощения в жизнь общественно полезной идеи.

Фандрайзинг– это комплекс различных методов и процедур добывания средств для некомерческих организаций и отдельных индивидов.

Фандрайзинг– это добровольная и бескорыстная деятельность, направленная на привлечение ресурсов, направленных на осуществление миссии организации и решения социальных проблем.

Фандрайзинг– это наука об успешном убеждении других людей в том, что деятельность вашей организации является стоящей и заслуживает внимания.

Классический фандрайзинг, как наука, делает акцент на том, что в центре всего процесса деятельности находиться человек. Обращаясь к читателю, утверждаю, что именно от вас, от вашей компетенции, энергии, способности устанавливать личные контакты во многом зависит успех привлечения средств. Не существует никакой «магической формулы» для успешного фандрайзинга и никакого гарантированного способа получить деньги в ответ на просьбу о них. Однако, если вы будете упорны в своем желании действовать для привлечения средств, если ваша организация будет надежна для своих подопечных, если она будет многим известна, если вы правильно подготовите обращения к потенциальным спонсорам, и докажите им, что вашей организации действительно необходимы деньги – то, скорее всего, вы их получите.

Успешность привлечения средств для реализации социальных, экологических, образовательных и других проектов, включает процедуру мотивирования людей на совершение добрых дел и предоставление им возможности вложить свое время, интерес, ум на основе доверия к вам.

Деньги привлекаются в основном из всемирных, межгосударственных, континентальных, государственных и региональных фондов, а также от частных донорских организаций, корпораций, фирм, частного капитала, от спонсоровимеценатов, а такжечерез патронат.

Понятие «спонсор»происходит от латинского sponsor — «поручитель», из spondere — «обязаться, поручительствовать, гарантировать». В русский язык слово пришло из английского.

Спонсор- индивидум или группа, которая обеспечивает поддержку, подобную благотворителю. Однако, в отличие отблаготворительности, спонсирование не носит бескорыстного характера. Спонсирование может быть договорным, обмениваться на рекламирование с цельюпопуляризациитовара или юридического лица. Цель спонсора – реклама.

Немаловажную роль в фандрайзинге играет благотворительность. Благотворительность- оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

 Формы выражения благотворительной деятельности:

  • гуманитарная помощь;
  • социальная помощь;
  • бесплатные услуги (юрист, психолог и др.).

Общепринятыми являются три основных критерия благотворительности:

  • бескорыстная;
  • добровольная;
  • не направлена на родственников.

Благотворительностью не является помощь, направленная на членов своей семьи и родственников.

Когда идет речь о привлечении средств, для реализации той или иной социальной программы, придется столкнуться с такими категориями как меценатство, патронат, донорская помощь. С этой целью раскроем суть основных понятий.

Меценат — это лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Меценат – это физическое лицо, который поддерживает только те проекты, которые ему интересны.

Патронат– это опекунство. Его осуществляет юридическое или физическое лицо, которое оказывает благотворительную помощь одному и тому же лицу на регулярной основе.

Патронат- это адресная помощь (характерна для структур бизнеса).

Донор – юридическое или физическое лицо, которое осуществляет материальную, финансовую, организационную помощь и другую благотворительную помощь неприбыльным организациям на определенные программы.

Примечание:если вы выбрали в качестве потенциальных доноров международные организации или благотворительные фонды, нужно четко знать, чем они отличаются друг от друга и что от них можно ожидать.

Доноры. Среди наиболее крупных международных доноров известны фонды и частные организации-посредники:

1) USAID,USIS, Фонд Евразия – это самые бюрократичные и требовательные доноры. Их программы помощи всегда направлены на конкретные цели и определенный круг потенциальных получателей, а требования к написанию заявок и отчетности наиболее строги. Но это очень богатые фонды.

2) ISAR(бывший Институт Советско-Американских отношений) — он не имеет собственных средств, а лишь оказывает содействие в распределении чужих денег (информирует общественность, помогает в оформлении заявок, оценивает и выбирает заявки, контролирует расходование средств, пишет отчет донору).

3) Частные доноры: Фонд Мак Артуров, Фонд Соросса, Фонд Рокфеллеров и др. Написание заявок частным фондам обычно требует меньше усилий, а отчетность упрощена. Хотя некоторые частные фонды предъявляют довольно жесткие требования к заявителям и грантополучателям.

Перед тем, как развернуть деятельность по поиску средств для вашего проекта, сделайте следующее:

1) составьте список организаций и частных лиц, контактных групп (потребителей), которые могли бы заинтересоваться вашим проектом;

2) изучите их интересы. Чем лучше изучены интересы потенциальных доноров, тем вероятней успех фандрайзинговой компании;

3) оцените, чей грантВам будет более выгоден (вид гранта, сумма, сроки и этапность поступления, отчетность, степень вероятности получения и др.).

Гранты бывают постоянные (текущие), конкурсные.

Полезно знать, что грант- это безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

II. Как убедить доноров поддержать ваш проект?

Для успешного фандрайзинга важен выбор цели проекта или организации, так как международные донорские фонды (МДФ) имеют свой «рынок» и своего «потребителя».Если ваш проект не будет соответствовать потребности «рынка» денег вы не получите. Если вы не будете реагировать на потребительский рынок, вам трудно будет конкурировать с другими НПО. Название, идея, цель проекта должны отвечать потребности конкретного «рынка» МДФ.

Представителем МДФ являетсяпопечительский (наблюдательский) совет.

В его состав входят: менеджеры попечительского совета, бухгалтер, члены попечительского совета.

Быть членом попечительского совета (ПС)престижно и выгодно, так как это:

а) реклама самого члена ПС, его организации, бизнеса;

б) сокращение налогообложения члена ПС;

в) использование площадей донорского учреждения;

г) возможность предоставления своих (платных) услуг тем, кто участвует в проектах.

I. Зная нужды и проблемы людей, ради которых создана ваша организация, вы сможете убедительно защищать и представлять их интересы потенциальному донору, убедить его.

II. Когда вы свои идеи и цели вашей организации (проекта) доведете донору и убедительно обоснуете, у вас появится шанс получить необходимые средства. Но они должны быть обязательно четко, ясно и лаконично сформулированы.

III. Чем более лично ориентирован метод на привлечение средств, тем он более эффективен (без посредников).

III. Ресурсы нпо

(некоммерческой проектной организации, претендующей на грант)

Для того, чтобы ваша деятельность была успешной, надо знать ресурсы некоммерческой проектной организации претендующей на грант.

Некоммерческая проектная организация (НПО) должна иметь достаточно средств на оплату счетов по всем текущим расходам как то: аренду помещения, электроэнергию, коммунальные расходы, телефонные разговоры, покупку оборудования или расходных материалов, а также многих других, связанных с основной деятельностью организации.

Основная цель участия НПО в конкурсе на грант – привлечь ресурсы.

Ресурсы бывают:

— материальные (денежные);

— недвижимость (собственное помещение);

— оборудование;

— расходные материалы;

— канцелярские товары;

— бесплатно получаемые услуги и др.

Денежные ресурсы НПО:

— вклады донорской организации;

— членские взносы;

— благотворительные взносы, пожертвования;

— целевые финансовые программы НПО;

— доходы от проведенных НПО мероприятий, акций;

— гранты;

— доходы от предпринимательской деятельности;

— инвестиции – кредиты.

Для примера приведем статистику использования основных источников финансирования НПО в США (2010 год):

— средства от коммерческой деятельности (38%);

— контракты и заказы от государственного сектора (32%);

— частные пожертвования (30%).

Назовем основные источники финансирования местных НПО (в порядке убывания объема вкладов):

  • гранты от международных организаций;
  • пожертвования;
  • предпринимательская деятельность;
  • государственный заказ;
  • доходы по банковским вкладам.

К уже имеющимся донорским средствам, возможно, важно и нужно привлекать иные дополнительные средства для вашего проекта. Об источниках и способах их получения необходимо будет написать в заявке на грант, чтобы показать, что вы собираетесь его реализовать не только за счет донора.

Наиболее гарантированное привлечение средств для проекта:

а) связь с выпускниками (однокурсниками), друзьями, знакомыми (личные связи);

б) проведение платных презентаций, тренингов, мастерклассов;

в) рекламных акций для попечителей;

г) платные благотворительные вечера;

д) создание центров обмена опытом (тусовки);

е) предоставление платных дефицитных услуг и др.

Часть денег ложно идти бенефициарам (лица, обеспечивающим реализацию вашего проекта).

Важно помнить, что ресурсы, это не только финансы и материальные средства, но и люди. Привлечение кадровых ресурсов необходимо тщательно продумать.

Виды ресурсов фандрайзинга:

  • Материальные;
  • Финансовые;
  • Человеческие;
  • Информационно методические;
  • Профессиональные.

Кадровые ресурсы НПО:

  • трудовые;
  • штатные сотрудники;
  • консультанты;
  • волонтеры.

Для грамотного привлечения ресурсов к вашему проекту необходимо ответить на вопросы:

  • Кто?
  • Что?
  • Где ?
  • Как?

КТО?-Мы(организация).

ЧТО? -Ресурсы:

— материальные;

— финансовые;

— человеческие (волонтеры и др.);

— информационно-методические (сайт в интернете, книги, публикации о нас в газетах, на телевидении и др.);

— профессиональные (бесплатные консультации специалистов – юрист, психолог и т.д.).

ГДЕ взять деньги?

  • бизнес;
  • доноры;
  • физические лица
  • органы власти
  • НПО другие
  • церкви и др.

Удобнее всего для планирования составить таблицу (см. таблицу 1) вероятного привлечения тех или иных ресурсов. Она даст наглядное представление о всей системе необходимых для реализации проекта ресурсов.

Таблица 1

Где мы можем получить ресурсы и источники финансирования

Источники / ресурсы

донор

физ. лицо

власть

бизнес

НПО

церковь

Финансовые

+

+

+

+

Материальные

+

+

+

+

+

Человеческие

+

+

+

Профессиональ-ные

+

+

+

+

+

Информационно-методические

+

+

+

Поразмыслим о том, кто же может дать деньги для вашей программы? Бесполезно говорить «кто-нибудь», потому что список потенциальных спонсоров достаточно велик. Его надо тщательно продумать.

Так кто же может вам реально помочь? Как минимум это:

  • члены вашей организации (членские взносы, людские ресурсы);
  • вы сами;
  • ваши близкие;
  • те, кто заинтересован в проблеме;
  • частные лица, которых вы сумели убедить;
  • учебные заведения, заинтересованные в базах практики для студентов (могут обеспечить волонтерами на взаимовыгодной основе);
  • бизнес (частные фирмы, зарубежные представительства);
  • фонды;
  • государство, т.е. его представители власти (может помочь получить помещение на льготной основе или оплатить коммунальные услуги).

Для того, чтобы у вас появилась уверенность в том, что вы можете получить помощь от других, назовем несколько причин, почему те, к кому вы обратитесь, будут вам помогать:

  • потому, что их попросили об этом;
  • во многих людях заложено стремление помочь;
  • личная заинтересованность в решении проблемы;
  • прямая выгода (например, налоговая льгота);
  • общественный интерес к проблеме;
  • получение прямой выгоды или выгоды в будущем (помогая больнице, люде осознаю, что сами они или их близкие могут стать пациентами);
  • косвенная выгода (реклама);
  • хорошая репутация организации (известные люди).

Также люди жертвуют на благотворительность:

  • для удовольствия;
  • из амбиций («я не хуже других»);
  • чтобы приобщиться к тому, что они любят;
  • желание быть причастным к благородному делу;
  • из религиозных побуждений;
  • чувствуют себя обязанными кому-то («чувство вины»).

КАК завоевать донора?

1. Не стесняйтесь просить денег. Донор ожидает от вас этот вопрос и боится его также как и вы. Отказ в помощи дается тяжелее, чем согласие о пожертвовании.

2. Чем больше вопросов задает вам донор, тем больше вероятность, что он выделит вам финансирование.

3. Не старайтесь приукрасить ситуацию. Донор будет отождествлять вас с вашим проектом. Представляя адекватную информацию, вы завоевываете доверие донора.

4. Чтобы убедить в чем-либо других, вы должны быть в этом убеждены сами. Занимайтесь тем, в чем больше всего разбираетесь, что нравится, и во что верите.

5. Оригинальная идея – успех фандрайзинга.

6. Фандрайзинг не должен вступать в противоречие с целями и задачами вашей организации.

7. Фандрайзинг – это не поиски денег, а ваша работа, направленная на воплощение идеи, на осуществление миссии, для выполнения которой нужны деньги.

8. Самая грубая ошибка, которую может допустить фандрайзер – это дать почувствовать, что он заинтересован в деньгах больше, чем в людях, в чьих интересах разработан проект. Вы работаете не из-за денег, а за идею, но труд должен быть соизмеримо ценности идеи оплачен.

9. Вам нужно обратиться к нужному человеку в нужное время. Поэтому, чем лучше вы знаете потенциального донора, тем выше ваши шансы на успех.

КАК просить деньги ?

Основные правила классического фандрайзинга

1. Пожертвования должны удовлетворять потребности донора. Завоевать донора – значит не разочаровывать его. Необходимо находить решения, не создавая ему проблем.

2. Старайтесь превратить ваши отношения с донором в долгосрочные взаимоотношения. Трудно сказать «НЕТ» тому, кого хорошо знаешь и кому уже однажды ты сказал «ДА». Каждый новый проект будет приниматься легче, и финансироваться он будет больше.

3. Если у вас есть что-либо, что вы можете предложить потенциальному донору, то лучше вести разговор о деловом сотрудничестве, чем о просто пожертвовании, например, если вы имеете дело с коммерческой компанией, вы можете предложить им услуги по рекламе их компании, как спонсора вашего проекта-организации.

4. Каждый донор, кроме того, что он является менеджером компании, фонда или организации, в то же время – человек с сильными и слабыми сторонами, с обязательствами перед семьей, обществом, зная его шкалу ценностей, вы можете более успешно строить свои личные контакты с ним.

5. Пожертвования предоставляются человеком человеку, а не организации. Эффективное общение и честность могут открыть двери любого донора.

6. Существует множество методов привлечения средств. Одни из них более эффективны, другие менее эффективны. У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Чем более лично ориентирован метод по привлечению средств, тем он более эффективен.

IV. Методы привлечения средств

Первый метод- реклама – охватывает большую аудиторию. Но малоэффективен. Применяется при формировании общественного мнения.

Второй метод- специальные мероприятия – благотворительные ярмарки, концерты, фестивали, музыкальные и драматические спектакли, аукционы, лотореи, спортивные соревнования и многое другое.

Приглашаются известные люди города (разных сфер), бизнесмены, деятели науки, культуры, артисты и др. Цель – превратить каждого значимого приглашенного в единомышленника.

Важное условие – затраты на мероприятие должны окупиться.

Желательны приглашения от первого лица. К приглашениям необходимо приложить сценарий и список приглашенных лиц (но не всех, а значимых для того, кого мы приглашаем).

Приглашения должны оформляться четко, красиво, но по-деловому, не вычурно. В нем должны быть полностью имена и отчества к кому обращаемся и ФИО тех, кто отправил.

Надо мероприятия организовывать так, чтобы встречали приглашенных именно первые лица. После мероприятия отправить вслед письмо-благодарность за участие (открытку) и попросить аудиенции.

Мероприятие должно создавать максимум благоприятных условий для встреч нужных людей с нужными людьми. Это повысит его ценность для них, а значит и для вас.

Третий метод– разговор по телефону. Он по степени эффективности фандрайзинга близок к личному контакту. Цель – подготовить личную встречу, пригласить к сотрудничеству, сообщить информацию, заявить о себе.

Четвертый метод- почтовые отправления – используется для установления более тесных контактов с участниками ваших мероприятий. Цель метода – привлечь лиц, проявивших интерес к вашей организации один раз к сотрудничеству на регулярной основе.

Пятый метод– личный контакт. Это самый эффективный метод фандрайзинга, хотя и требует много затрат личного времени. Неплохо иметь информацию о человеке, о его ценностях, т.е. надо изучить своего потенциального донора. При встрече говорить на отвлеченные темы не более 3 – 5 минут. Далее перейти к обсуждению главной темы. Говорить кратко, четко формулировать цели. Лучше прийти с печатной информацией и оставить ее потенциальному донору. Когда идете на встречу – надо четко знать что мы будем просить и сколько. Обязательно сказать, кто вам еще помогает, чтобы человек почувствовал, что не только он один «ввязывается в это дело». Показать, что уже есть лица заинтересованные в проекте.

Если он не спрашивает, что нам нужно. Надо посмотреть ему в глаза и назвать ту причину, по которой вы к нему пришли. Назвать необходимую вам цифру. Показать, что вы не для себя просите. Показать преимущества того, что именно он может помочь, чем, как и для чего. Предложить, при необходимости, детали проекта.

По статистике из личных встреч успешными бывают 30%. В случае отказа, поблагодарить за время, которое он вам уделил. Вслед отправить открытку с благодарностью. Через две недели попытаться вновь пригласить на встречу. Заранее подготовить договор о соглашении. Если ответом будет «НЕТ», то через небольшой промежуток времени попытайтесь еще раз. Таких просьб может быть три. После третьего отказа оставить донора в покое. Помните, что отказать всегда труднее, чем дать согласие.

Чтобы произвести впечатление на донора, надо знать, что от вас будут ожидать проявление значимых качеств, которые должны быть присущи человеку, занимающемуся фандрайзингом, а именно:

  • порядочность;
  • коммуникабельность;
  • стремление;
  • умение кратко излагать суть проблемы;
  • тактичность;
  • терпимость.

В фандрайзинге существует «золотое правило». Оно включает несколько требований:

1. Благотворитель всегда обращает внимание на ВАШ внешний вид.

2. Если вы пришли к нему на встречу как на «войну» — то зачем тогда Вы вообще пришли за помощью, если у Вас и так все хорошо. И такой вид отталкивает благотворителей. Вам не дадут денег, если на вас стильная, яркая и дорогая одежда и обувь, а также, образно выражаясь, килограмм украшений из драгоценных металлов и 2 килограмма бижутерии.

3. Скромность – во всем.

4. Чистая и опрятная одежда, обувь. Одежда должна быть классической. Никаких стильных и альтернативных экспериментов с цветом и стилем не допускается.

5. Опрятный внешний вид (вымытые волосы, классическая прическа).

Мужчинам – короткая стрижка, чисто выбритое лицо. Любителям парфюмерии – воздержаться от купания в них. Женщинам – прическа аккуратно уложена, воздерживайтесь от «классического бидлама» на голове и возведения «башен», от яркого цвета волос. Маникюр и ярко накрашенные ногти – не являются признаком хорошего тона.

6. Макияж – минимум макияжа, духов. Макияж не должен быть «боевым».

7. Украшения – лучше их все снять, кроме обручального кольца (если женаты или замужем).

V. Критерии оценки заявок

Прежде, чем выбрать донора, изучите его требования, приоритеты организации – донора. Соответствует ли наш проект их специализации. Есть формы подачи заявок. Они различны в разных донорских организациях. К ним надо относиться крайне серьезно, т.к. в среднем 10 заявок в день получает донорская организация, сотни в месяц. Поэтому их надо выполнять безупречно.

1. Все графы должны быть заполнены, на все вопросы надо дать ответы. Документы должны быть поданы в полном объеме и в указанные сроки. Содержание заявок должно соответствовать цели и условиям конкурса. (Первый отсев заявок на грант проходит на уровне секретаря – правильность комплектации документов).

2. Разработка целей, задач, этапов, плана работы должна быть выполнена четко, ясно, конкретно, лаконично. (Второй отсев заявок на грант ассистентский).

3. Следующее, что оценивают эксперты – это то, насколько реален проект. В состоянии ли ваша организация выполнить этот проект. Насколько убедительны его обоснование, представлены аргументы. (Отсев проходит уже на уровне офис-менеджера).

4. Далее программ-офис докладывает о вашем проекте. Совет принимает решение о финансировании проекта или отказывает вам. (Последний отсев осуществляется на уровне независимого совета – «БОРТ»а).

VI. Рекомендации по подготовке проекта. Фандрайзинговая стратегия

Важными аспектами фандрайзинговой стратегии являются следующие:

  • Написание бизнес-плана проекта.
  • Написание спонсорского предложения.
  • Четкое определение целевой аудитории проекта для дальнейшего определения потенциальных спонсоров.
  • Установление таких взаимоотношений с партнерами, которые удовлетворяют интересам обеих сторон.
  • Правильное закрытие проекта (включает в себя работу с партнерами после окончания проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества).

Дадим некоторые рекомендации по подготовке проекта на получение гранта.

1. Заявки писать коротко, доступным языком, четко излагать мысли. Стараться избегать сложной научной терминологии.

2. Избегать лирики. Рассматривать заявку как деловое предложение.

3. Идея, ради которой разрабатывается проект, должна быть оригинальной. Название проекта должно быть интригующим (например, «Мир детей без насилия»).

Идея — цель проектаизлагается коротко, четко: максимум 3 — 5 предложений.

Актуальность проблемыдолжно занимать 0,5 страницы и не более. Ее целесообразно разбить на три абзаца:

1) актуальность проблемы в целом;

2) исследованность проблемы;

3) персонолизация проблемы (почему именно вы можете решить эту проблему).

Фокусная группа: указать на кого рассчитан проект. Чем шире фокусная группа, тем более выгодно, тем больше вероятность, что вам выделят деньги.

Задачи проекта (надо четко обозначить).

Например:

Цель: социально-трудовая адаптация и реабилитация инвалидов.

Фокус-группа: трудоспособные и нетрудоспособные инвалиды всех категорий, проживающие в г. Севастополе.

Задачи:

  1. Трудовая занятость инвалидов;

  2. Социальная адаптация;
  3. Психологическое сопровождение.

Далее раскрываются такие пункты, как:

— база дислоцирования вашей организации (помещение офиса и др.), — необходимое оборудование;

— методическое обеспечение проекта;

— привлечение специалистов;

— ресурсное обеспечение;

— план и программа осуществления проекта (с указанием сроков и ответственных);

— механизмы реализации задач;

— ожидаемый результат проекта;

— качественная и количественная оценка проекта (Что и как измерять, что наблюдать, как оценивать? Параметры, критерии, методы, методики и др.).

Например:

В результате реализации проекта будет создан конфликтологический центр на базе кадрового агентства «Успех».

Будет издано 8 учебно-методических пособий (перечислить), разработано и проведено 24 тренинга, подготовлено 60 медиаторов семейных конфликтов. Такое-то количество граждан получит такие-то услуги, …. поучаствуют в тренингах…, обучатся…..

Далее указать, что произойдет в результате этого (уменьшится количество разводов, сократится количество конфликтов, снизится преступность, изменится экология……… и т.п.).

То есть важен прогноз количественного и качественного результата деятельности организации (или субъекта) по реализации проекта.

Механизмы реализации задач проекта

Задача 1. Подготовка материально-технической базы.

1.1.Оренда помещения (площадь, в каком районе города), его реконструкция или ремонт. Сроки……………

Исполнители…………

Ответственный……….

Затрата средств…………

1.2. Для функционирования центра необходимо следующее оборудование:

— компьютеры (какие, сколько, стоимость);

— расходные материалы (какие, сколько, стоимость);

— мебель (какая, сколько, стоимость);

— программы (какие, сколько, стоимость).

Должны быть указаны сроки и кто будет заниматься всем этим (ответственный, координатор или технический специалист); затрата средств.

Задача 2. Обеспечение ресурсами.

— материалы;

— канцтовары;

— флипчарты;

— телефонная связь, электроэнергия и др.

Обязательно указывается какие, в каком количестве и их стоимость, а также к какому сроку они должны быть приобретены.

Задача 3. Привлечение кадров.

-постоянные, временные, специалисты, эксперты, тренеры, волонтеры и другие;

— презентации, акции, реклама, организация ресурсов.

Задача 4. Разработка программы, плана воплощения проекта.

— Провести изучение интересуемого объекта, условий, обстоятельств, ресурсных возможностей и др.

— Разработать рекомендации, обучить кадры, провести рекламу компании и акции;

— Привлечь доноров (спонсоров);

— Выпустить рекомендации для исполнителей и создать долгосрочную программу реализации и развития идеи.

— Организовать управление реализацией проекта.

Продумать:

  • кто и как будет обеспечивать содержания проекта;
  • каков будет режим работы;
  • кто и как будет осуществлять отслеживание результатов деятельности.

Задача 5. Отчитаться за выполнение проекта и по возможности (и необходимости) продолжить его в рамках самофинансирования (самостоятельного функционирования без донора).

1. Отчитаться перед донором;

2. Распорядиться оставшимися от проекта средствами;

3. Распространить опыт или продолжить реализацию идеи собственными силами.

Примечание: оборудование, материалы и прочее имущество после окончания проекта остается в собственности организации его осуществлявшей.

Пример версии подробной записи задач проекта

Задача 1. Разработка тренинга конструктивного поведения детей в конфликтных ситуациях со взрослыми.

Творческая группа: 1) конфликтолог — 1;

2) детские психологи — 2;

3) социальный педагог — 1.

Что

Сколько

Время

Ответственный

1. Программа и содержание тренинга.

2. Разработка содержания социально-психологических тренингов.

1

12

2 недели

2 недели

Творческая группа.

Творческая группа, волонтеры (7 человек).

С целью реализации необходимо:

— помещение (аренда) Филиал СГУ (тренинговый зал, лабораторный корпус 60 кв.м.);

— компьютеры – 2;

— канцтовары (……………..).

Задача 2. Пилотажная апробация тренинга формирования конструктивного поведения детей в конфликтных ситуациях со взрослыми (с детьми младшего школьного возраста).

Рабочая группа:

1) психологи (диагносты) – 2 человека;

2) тренеры (волонтеры) — 7 человек (студенты 3 — 4 курсов факультета психологии).

Что

Сколько

Время

Ответственный

1. Тренинг с детьми младшего школьного возраста.

2. Обработка экспериментальных данных и коррекция содержания программы тренинга.

3

3

3 недели

1 неделя

Творческая группа (конфликтолог, детский психолог, провизор).

Творческая группа (социальный педагог, детский психолог, провизор).

С целью реализации необходимо:

— договоры о сотрудничестве со школами г. Севастополя (15 школ);

— согласование с ГУО о работе данных школ в инновационном режиме (Приказ по ГУО);

— мультимедийный комплекс — 1;

— видеокамеры — 3;

— флипчарты — 4;

— канцтовары (ручки, карандаши и др.), п/бумага (формат А — 4), 50 листов;

— печенье, сахар, чай для кофе-брейка детям и тренерам (указать сколько);

— электрические чайники — 2.

Задача 3. Обучение тренеров – психологов школ, социальных педагогов, студентов психологических факультетов (перечислить вузы) к реализации целевой программы «Мир детства без насилия».

Рабочая группа: тренеры-руководители проекта и волонтеры

Что

Сколько

Время

Ответственный

1. Обучающий тренинг тренеров

3

1 месяц

Творческая группа

— мультимедийный комплекс — 1;

— видеокамеры – 3 (указать тип);

— флипчарты — 4;

— канцтовары (ручки, карандаши и др), п/бумага (формат А — 4), 50 листов;

— печенье, сахар, чай, кофе для кофе-брейка участников;

— электрический чайник.

Задача 4. Проведение обучающих тренингов с детьми младшего школьного возраста.

Рабочие группы из обученных психологов школ и социальных педагогов.

Что

Сколько

Время

Ответственный

1. Обучающий тренинг конфликтологической компетентности для детей

375

5 месяцев

Руководители творческих групп (волонтеры и руководители проекта).

Флипчарты – 30 штук;

Бумага и канцтовары (указать какие и количество)

Видеокамеры – 6 штук;

Сок, печенье, сахар, конфеты, чай – для детей участников тренинга.

Задача 5. Обобщение опыта и анализ результатов проекта.

Что

Сколько

Время

Ответственный

1. Методические рекомендации по проведению тренингов для психологов, социальных педагогов (издание).

180

1 месяц

Творческая группа.

Ресурсное обеспечение проекта

В этом разделе программного документа необходимо рассмотреть вопросы:

Какие ресурсы для осуществления проекта нужны и сколько это будет стоить?

Что нам нужно для реализации проекта?

— помещение (какое, где);

— оборудование (какое, для чего его характеристики);

— сотрудники (какие, их квалификация);

— хозяйственники;

— специалисты (тренеры, преподаватели, психологи и др.);

— информационные материалы и доступ к библиотеке;

— канцтовары;

— чайные, кофейные наборы (или питание) для участников тренинга.

Кого и как мы желаем и можем привлечь в качестве дополнительных спонсоров, добровольных помощников (спланировать заранее – кто и чем нам может помочь) – это дополнительное привлечение ресурсов денежных, людских, материальных, транспортных, информационных и др.

Какой ресурс за счет какого лица можно перекрыть бесплатно или на льготных условиях.

Для этого важно знать, кто каким свободным ресурсом владеем и насколько мы можем быть выгодными другим.

Разработать сценарий для работы с каждой структурой. Нужен свой подход для работы:

— с частными лицами;

— с бизнес организациями;

— с общественными организациями;

— с государственными служащими;

— с международными организациями и др.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА (пример)

Статья расходов

Требуемая по гранту сумма

Вклад третей стороны

Всего

1

Заработная плата:

1. Координатор (12 мес.);

2. Технический ассистент (12 мес.);

3.Помощник координатора

4. Специалисты (указать какие) и на какой срок

5. Бухгалтер

Примечание:оплата может быть постоянной, помесячной или сдельной.

На зарплату выделяется сумма не более 37% от донорских средств

2.

Оборудование и материалы:

— компьютеры – 3 шт.;

— сканер – 1;

— принтер- 3;

— ксерокс – 1;

— флипчарты – 12;

— мультимедийный проектор – 5;

— мебель (указать какая);

— катриджи — 6;

— бумага и все расходные материалы плюс расходы на электроэнергию и другие коммунальные услуги (указывать обязательно).

3

Прочие расходы

— телефонные международные переговоры, почта, доступ интернет, факс, ремонт, непредвиденные расходы (определенный % от стоимости проекта по договору с донором)

В приложении дается обоснование необходимости такого качества и количества оборудования. Необходимо приложить прайс-листы из трех-пяти магазинов, где продаются компьютеры и другое требующееся оборудование, чтобы показать донору, что мы выбираем оптимум, а не перерасходуем средства.

Отчет по гранту

Осуществляется по этапам (как финансовый, так и качественный -содержательный).

По каждой статье расхода нужен оригинал документа – он сдается донору (себе оставить копии).

Бухгалтера на проект брать надо только такого, у которого есть право подписи в банке.

Пример отчета по гранту.

Созданы и разработаны тренинговые программы – 6 шт. Обучены – 75 человек тренеров (психологов), волонтеров 120. Тренинги отработаны на 120 группах детей младшего школьного возраста в количестве 4500 человек, Охвачено 60 школ. Получены положительные результаты, изданы в виде методических рекомендаций для педагогов, социальных работников, психологов города – в количестве 2,5 тысяч экземпляров.

В ходе реализации проекта специалисты в области психологии и педагоги получат качественный материал для разрешения конфликтных ситуаций в школе.

Перспективы развития (пример).

В дальнейшем продолжается работа по исследованию проблемы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в школе и выработка конструктивного поведения детей среднего школьного возраста в рамках целевой программы «Мир детства без насилия». Будут разработаны тренинги для детей среднего школьного возраста, продолжено обучение тренеров (психологов, педагогов) по разработанным тренингам.

Апробация, информация, издательская деятельность (также дается конкретный лаконичный отчет).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Планируя свой проект важно помнить о том, что никогда нельзя рассчитывать только на один источник средств, каким бы надежным он ни казался. Вероятность получить деньги увеличится, если просить их не на поддержку своей организации, а на выполнение конкретного проекта, приносящего очевидную пользу обществу. Стратегия сбора средств должна реалистично оценивать, к каким источникам финансирования обращаться в данном конкретном случае. Чтобы процесс фандрайзинга был успешным, необходимо работать не только с самыми различными источниками средств, но и вести его постоянно.

Завершив проект, не останавливайтесь на достигнутом. Если есть возможность, развивайте идею или начинайте новый проект. Второй и последующие разы Вам это будет сделать гораздо легче, т.к. вас уже знают доноры и к вам доверие будет больше, чем к новичкам.

Творческих вам успехов.

Библиографический список

  1. Абросимова Е.А. Юридическое оформление получения гранта. // Справочное руководство учреждения культуры. — 2004. — №3. — С. 66 — 72.

  2. Алексеева А.Г. Фандрайзинг: мотивации потенциальных жертвователей. — М: ФОКУС, 2003. — 120 с.
  3. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрайзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. – СПб.: Лань, 2009. — 280 с.
  4. Белокурова Е.В. Государство и благотворительные организации: трансформация моделей взаимодействия. // Благотворительность в России. — СПб., 2001.- С. 675 — 688.
  5. Блинников М.С., Даушев Д.А., Симонов Е.А. Как просить деньги. — М.: Издат. центр охраны дикой природы, 2003. — 120 с.
  6. Векслер А.Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. — М.: Вершина, 2006. — 304 с.
  7. Гулькова Н.А. Грантовые программы как эффективный механизм реализации благотворительности: опыт, результаты. // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. / Под ред. О.Л. Лейкинда. — СПб.: Лики России, 2001. — C. 527 — 533.
  8. Жуков Г.В. Благотворительность как инструмент франдрейзинга в социокультурном пространстве современного общества: Автореф. дис. …канд. культурологии: 24.00.01. — Краснодар, 2002. — 19 с.
  9. Ковалев В.Н. Элементарные основы фандрайзинга. — Севастополь, изд. ЦППК. – 30 с.
  10. Киселева Л.Б. Фандрейзинг как фактор активизации внедрения новых технологий в библиотеках ЦСМБ. //Библ. орбита. — Хабаровск, 2001. — С. 38 – 40.
  11. Молхолт П. Грантоведение — умение получать гранты. // Качество работы: Тематическая подборка статей. — М., 2001. — С. 65 — 71.
  12. Привлечение средств от зарубежных грантотдающих организаций. Составление заявок на грант: Методическое пособие для некоммерческих организаций./ Сост. М.А. Юдина, А.В. Зотова. – Ставрополь: Мир, 2001. — 36 с.
  13. Радушинская, А.П. Брэндоориентированный фандрайзинг. // Благотворительность в России. — СПб., 2005. — С. 324 — 337.
  14. Тимашева И.А. Поиск гранта. Фонды как источник внебюджетного финансирования учреждений культуры. // Справочное руководство учреждения культуры. — 2006. — №4. — С. 56 – 61.
  15. Шафф Т., Шафф Д. Путеводитель по фандрайзингу: инструменты, методы, средства. Рабочая модель по привлечению спонсоров. – СПб.: АВС, 2010. – 306 с.
  16. Якимец В.Н. Фандрайзинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Смысл, 2002. – 112 с.