ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2

ТУСУР.

КАФЕДРА: СУ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЛОСОФИЯ.

ТЕМА №1

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ГР.

ПРОВЕРИЛ ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. ЭТАПЫ И ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

3. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

4. КОСМОПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БУДДИЗМА.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

Ознакомимся с основными идеями философии Древней Индии. Узнаем в чем кроется

привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем то прошлым и забытым, но и живут, и распространяются далеко за пределы Индии и по сей день.

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир, живую и неживую природу,

космическое пространство, наконец , самого себя – следует отнести к тому периоду

человеческого существования, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной , начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепен-

но выделяя себя из нее. Именно вследствии того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем философствовать,

т. е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

Этапы и источники древнеиндийской философии.

Индийская философская мысль — древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (буквально «ведение», «знание»), возникших, по — видимому, между вторым и первым

тысячелетиями до н. э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников

человечества. Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит ), песнопений, маги-

12 стр., 5951 слов

Философия 47

... точки зрения философия опред в зависимости от ее предмета фил возникла в древней индии в древнем китае в ... предельно общим понятием о котором будет рассуждать философия является Философия. Ф рассматривая об-во как слово залает ... «неопозитивизм»( 1. логиколингвистическое направление. Л.Витгенштейн,Р.Серль; 2. «философия науки» И.Лакатос, Т.Кун) 11.Иррационализм. происходит формировании психологического ...

ческих заклинаний, молитв и т.п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы.

Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариями и дополне-

ниями ритуального, магического, философского порядка – Брахманами, Араньяками,

Упанишадами. Первые проблески философского подхода к действительности прослежи-

ваются уже в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них — Ригведе.

Главное содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений, заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским поэтам и мудрецам – риши) обращенных к многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего

индийца прежде всего различные явления и процессы природы. Но уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов.

Откроем тексты Ригведы:

(сомнения в существовании богов)

Состязаясь, спойте прекрасную песнь,

восхваляющую Индру (песнь) истинную,

если она истинна.

«Нет Индры, — иные говорят, — кто видел его?

кого воспевать нам?»

Индра – в древнеиндийской мифологии является повелителем разных божеств ( дэвов ).

мыслители Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении мировозздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий и т.д. Веды положили начало философской традиции в Древней Индии, которая

выросла из комментирования вед. Ее важнейшее звено – Упанишады ( буквально «сидеть

около», т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как «тайное, сокровенное учение» ).

По форме Упанишады обычно представляют собой диалог

мудреца — учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его

учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало — Бразман, или атман. Брахман и атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атман — души. Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями для индийской философии ( и прежде всего – веданты ).

Центральной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности человека и природы, что нашло свое отражение в знаменитом изречении: « Тат

Твам аси » («Ты есть то», или «Ты — одно с тем»).

Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснения мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека.

Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познать только окружающую действительность, Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее — познание истины, т. е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности .Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... остальные тела и оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем ...

Одна из важнейших проблем в Упанишадах — исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т. п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно — созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязаностей и забот.

В Упанишадах проводиться различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями . Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ ( самасра ) и воздаяние за прошлые действия ( карма ).Здесь выражено стремление определить причинно — следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время «питали» философскую мысль в Индии.

Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг– Бхагавад-Гита (божественная

песнь).

В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем, Главное значение среди этих концепций приобретает учение – санкхъи — и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и независимом от нее чистом духе — пуруше(именуемом также Брахманом, атманом).Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

Основное содержание Бхагавад — Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой (воплощением) бога Вишну.

Бог Кришна говорит о необходимости каждого человека выполнять свои социальные ( варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад — Гита содержит важные представления Древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении

Пракрити и природы человека; о гунах ( трех материальных началах, рожденных природой: тамас- косное инертное начало, раджас –страстное, деятельное, возбуждающее начало; саттва – возвышающее, просветленное, сознательное начало. Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета. Определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека посвятившего себя йоге- совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании.

11 стр., 5143 слов

Образ мира и человека в древнейндийской философии

... пользуются древние упанишады, среди которых Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и др. Упанишадами завершается ... на минимальное воздействие человека на окружающую среду, делают философию древней Индии существенной составной частью ... йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, ...

Главным достоинством человека называют уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.

Философские школы древней индии

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта(IV-IIв.в. до н. э.), Миманса (VIв. До н. э. ), Санкхъя (VIв. до н. э.), Нъяя (III. В до н. э.), Йога (IIв. до н. э.) Вайшешика (VI-Vв. до н. э.)).

Вторая группа – неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IVв. до н. э.), Буддизм (VII-VIв. до н. э.), Чарвака — Локаята).

Йога опирается на веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает «сосредоточение», ее основателем считается мудрец Патанджали (IIв. до н. э.).

Йога это философия и практика. Йога – есть индивидуальный путь спасения и предназначения для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства, при успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию – самадхи — (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности).

Кроме того, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится, Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего это мясо).Учителя Йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям..

Представителем другой группы является Джайнистская школа, возникшая в VIвеке до

Нашей эры на основе развития учений (мудрецов).

Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей — Вардхамана , по прозвищу победитель (Джина).

Цель учения джайнизма — достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания, Степень сознательности людей различна. Это от того, что душа склонна отождествлять себя с телом, и несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом ) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души – в ее привязаностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязаностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина — победитель) собственные страсти и способны научить этому других, Знание- это не только послушание учителя, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... нет более сложного, противоречивого, таинственного и до конца еще неопознанного феномена как человек. Философия уделяет ему исключительно большое внимание; ни один философ-классик не мог ... которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Кроме философии человек изучает множество других естественных и гуманитарных наук: медицина, экономика, социология, этика, логика, ...

Космополитический характер буддизма.

Буддизм ,наряду с Христианством и Исламом, относится к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий(Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональный характер. Возникновение мировых религий – результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма позволил перешагнуть ему границы, широко распространится по земному шару. Буддизм возник в VIв. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств.

Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме.

Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь, и он становится Буддой («пробужденный», «достигшим прозрения»),

проповедуя свое учение на протяжении сорока лет. Центром учения становятся четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара – круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из «колеса» сансары, путем достижения нирваны («угасание»), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке(«тройной корзине») – своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Всего существует 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания — рупалоке. Здесь уже не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И наконец последний уровень – арупалока —отрешен от формы и от телесного материального начала.

В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых» форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасении души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается по учению Буддизма, на отдельные элементы ( сканды ), но чтобы в новом рождении оказалась воплотившейся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой- это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени философским учением, а не религией.

10 стр., 4870 слов

Философия 16 с

... Натуроцентризм сформировался в античной философии (Демокрит), поддерживался позитивизмом, прагматизмом. В философии ХХ в. в его рамках появляется идея принципиального несовершенства биологической ... не только общими, но и особенными чертами — индивидуальностью и личностью. Индивидуальность — совокупность качеств, сочетание которых определяет своеобразие, неповторимость данного ...

В Iв. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна ( малая повозка) и Махаяна (большая повозка).

Это разделение было вызвано различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связана с ранним буддизмом, признает Будду человеком, нашедшего путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество. Махаяна исходит по возможности спасения не только для отшельников — монахов, но и для мирян.

В VI-VIIвв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя. КXII-XIIIвв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившейся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся вXII-XVвв. на базе Махаяны.

Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) — воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской

Религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.

Заключение

Индийская философия- это истинно « живые плоды», продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад как индийская. Поиск « света, который идет с Востока»,»истины о происхождении рода человеческого»,которым были заняты многие философы, теософы, и ,наконец, хиппи в 60-70 годах прошлого века — очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия — это не только экзотика, а именно та

Притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

Список литературы:

  1. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., «Аревазун», 1996.
  2. Немировская Л.З. Философия. М., 1996.
  3. Бауер В.,Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., «Крон – пресс», 1995.
  4. Кочетов А.И. Буддизм. М.,»Политиздат», 1970.
  5. Научный атеизм М., «Политиздат», 1973 .