Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                  по дисциплине «Культурология»

       на тему: «Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент   

Кукушкин Александр Валерьевич

 

 

 

Группа                        Г1-23

Курс                                   1

№ зачетной книжки 09465

дом. телефон          245272

 

 

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель

Федорова Л.И.

 

 

Мурманск

2004

 

Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)

 Содержание:

           СОДЕРЖАНИЕ……………………………………2

           1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА………………..3

           1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ «ОНО»…………………3

           1.2.КОНТРОЛЬ «Я»………………………………4

           1.3.СИСТЕМА «СВЕРХ-Я»………………………….5

           1.4.»КОМПЛЕКС ЭДИПТА» И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА…………5

           1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ……………………..6

           2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА…………..7

           2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7

           2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ…………………..8

           3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА……………9

           3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ…………….9

           4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………11

           ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ…………………………..12

           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….14


1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

                Зигмунд Фрейд родился в 1856  году.  Он  является

           известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От

           простой психиатрии он,  изучая неврозы больных, эволю-

           ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

           Итогом его научных  изысканий  послужила  теория  пси-

           хосексуального  развития общества и индивида.  В своем

           мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень  сложный

           и  противоречивый  путь.  Делая свои первые шаги в об-

           ласти  психиатрии,  он  руководствовался   постулатами

           естественнонаучного материализма ХХ века,  но как тво-

           рец психоанализа ученый отошел от них в сторону  идеа-

           листическо-иррационалистической «философии жизни» (Шо-

           пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

           представление об основополагающем значении для челове-

           ческого  поведения  «психической  энергии»,   присущей

           инстинктивно-физиологическим  влечениям  индивидов.  В

           психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-

           но  автономные,  но  постоянно взаимодействующие между

           собой структуры бессознательного «оно» и сознательного

           «Я»,  а  затем добавил к ним «сверх Я» или «супер-эго»

           (см. сноски на последней странице), которое внедряется

           в  «Я»,  но без специального анализа не осознается им.

           По мнению Фрейда,  причиной невроза  является  особого

           рода конфликт между «оно»,  «Я» и «сверх Я».

                В чем же заключается основной конфликт этих  трех

           субстанций?  Рассмотрим  каждую  из них в отдельности.

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ «ОНО»

                                  

                Если считать,  что человек — такое же детище при-

           роды, как и остальные известные нам живые существа, то

           он в определенной мере наделен теми же качествами, что

           и они.  Если считать,  что животные не наделены  таким

           разумом,  как  человек,  то единственной точкой сопри-

           косновения у них являются инстинкты.  Как  правило,  у

           человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

           мосохранения и  инстинкт  продолжения  рода,  то  есть

           размножения,  которые, в свою очередь, складываются из

           множества  инстинктивных  факторов.  Причем  эти   два

           инстинкта  взаимосвязаны.  К  инстинкту самосохранения

           относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

           ние,  движения, то есть те необходимые жизненные функ-

           ции,  которые делают любой организм живым.  Изначально

           эти  факторы были очень важны,  но в связи с развитием

           разума человека (Я) эти факторы как  жизненнонеобходи-

           мые утратили свое былое значение.  Это произошло пото-

           му,  что у человека появились приспособления для добы-

           вания  пищи,  он  стал использовать пищу не только для

           того,  чтобы утолить голод,  но и  для  удовлетворения

           свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

           ща стала доставаться ему все легче и легче,  и  на  ее

           добычу  он  стал  тратить все меньше и меньше времени.

           Человек  стал  строить  для  себя  жилища   и   другие

           приспособлен  я  и по максимуму обезопасил себе жизнь.

           Таким образом,  инстинкт самосохранения  утратил  свою

           значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

           ния,  или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

           веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-

           нуться,  которые до этого относились к  инстинкту  са-

           мосохранения,  согласно второму закону диалектики, пе-

           решли в другое качество,  то есть они перешли к «либи-

           до».  Итак,  в результате эволюции,  основной движущей

           силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

1.2.КОНТРОЛЬ «Я»

                Согласно теории Фрейда,  «оно» набрало свою изна-

           чальную силу, но параллельно с этим развивалось и «я».

           Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

           В   нашем  случае  разумом  является  «эго».  Так  как

           инстинкты, или «оно», служат всего лишь внутренним на-

           полнителем,  то можно сравнить «оно» с какой-либо жид-

           костью,  то есть в строго концентрированном  состоянии

           «оно»  находиться  не может,  потому что в этом случае

           при сосредоточении одних инстинктов,  человек  из  го-

           мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

           росту говоря,  в животное. Поэтому «я» или «эго» явля-

           ются соответствующей оболочкой,  сдерживающей инстинк-

           ты.  Именно на этом этапе возникают первые  противоре-

           чия.  Так как все находится в развитии и покой относи-

           телен,  то,  следовательно,  «я» и «оно» изменяются во

           времени,  причем если «оно» уже определилось, то «я» в

           ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

           положить, что каждому предмету и явлению соответствует

           свое время и свое место,  то, следовательно, и челове-

           ческой психике присуще свое место и время в общей при-

           роде.  Говоря проще,  человеческую психику можно срав-

           нить  с клеткой,  где происходят соответствующие явле-

           ния.  Соответственно, оболочкой клетки является «я», а

           внутренним  содержанием «оно» ( в этом «оно» идут раз-

           нообразные мелкие процессы ).  Во времени клетке  надо

           развиваться и,  если внутреннее содержание уже сформи-

           ровалось и претерпевает незначительные  изменения,  то

           наружная  оболочка  с  развитием культуры все растет и

           утолщается.  Наружу оболочка расти не может,  так  как

           там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

           следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

           лее сжимая внутреннее содержание «оно».  Наконец, дав-

           ление внутри становится столь велико,  что  внутреннее

           содержание пытается разорвать наружную оболочку.  Этот

           внутренний конфликт и является  главным  противоречием

           между психосексуальным «оно» и контролирующем «я».  Не

           случайно с ростом и  развитием  культуры  человечество

           все  чаще  и чаще наблюдает в своей среде неврозы.  Но

           главная проблема в том,  что человек не догадывается о

           противоречии внутри себя.  В ясном осознании «я» своих

           запретных влечений,  обеспечиваемом психоаналитической

           дешифровкой смысла невротических симптомов,  Фрейд ви-

           дел  средство  восстановления  психического  здоровья.

           Если говорить проще,  то при помощи психоанализа обна-

           руживается то место в психике,  в котором  наблюдается

           давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-

           наружив это место и устранив в нем возникшее  противо-

           речие, человеку возвращается здоровая психика.

1.3.СИСТЕМА «СВЕРХ-Я»

                Теперь рассмотрим  «супер-эго»,  или   «сверх-Я».

           «Сверх-Я»  является  неотъемлемой  частью человеческой

           психики.  Так как человек живет в  обществе,  то   оно

           оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-

           ше рассуждениям.  Если человек  представляет  из  себя

           систему  (отдельную),  то есть клетку,  то клетка одна

           существовать не может,  она погибает (вычлените из ор-

           ганизма отдельную клетку).  Эти клетки образуют ткань,

           та,  в свою очередь,  образует орган,  а  последний  —

           систему органов,  образующих большой, единый организм.

           Так вот оболочки этих клеток  соединены  между  собой.

           Именно эта совокупность всех «Я» и образует «сверх-Я».

           Можно сказать,  что «сверх-Я» представляет собой сово-

           купность  всех  общественных отношений (контролирующих

           поведение человека).

1.4.»КОМПЛЕКС ЭДИПТА» И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА

                Теперь рассмотрим  взаимодействие  «Я»,  «оно»  и

           «сверх-Я» на практике (на конкретном примере).

Издавна

           люди заметили,  что инцест (кровосмешение) сказывается

           на потомстве отрицательно.  Для сохранения чистоты ге-

           нотипа  и  дальнейшей эволюции человечества инцест был

           запрещен (религией,  законодательством).

Эту запретную

           установку выдало «сверх-Я», или совокупность всех соз-

           нательных параметров. «Я», подчиняясь этому закону об-

           щества,  стало  ограничивать  инцестуозные побуждения.

           Однако сексуальное влечение ребенка в раннем  возрасте

           направлено на близких,  а в большей степени,  на мать,

           так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,

           что  вольно или невольно бессознательное «оно» создает

           инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-

           венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,

           которое или со временем (с возрастом) разрешается, или

           выливается в «Эдиптов комплекс».  Так как на начальной

           стадии ребенок видит отца своим соперником,  то у него

           появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего

           родителя или убить его.  По обобщенной  теории  Фрейда

           можно сказать,  или, вернее, предположить, что в древ-

           ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-

           лись  против  неограниченной власти отца и,  сговорив-

           шись,  убили  его  и  съели.  Позже,  постигнув  смысл

           убийства,  они испугались, что то же может произойти и

           с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,

           и  каждый  в  своей новообразовавшейся семье установил

           (обожествил) авторитарную  власть  мертвого  отца,  то

           есть сделал его символом тоталитаризма.  Их дети обви-

           няли в деспотии уже не их,  а  своего  мертвого  деда.

           Позже символ отца в племенах заменили различные живот-

           ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

                Естественно, на  основании  всего  вышесказанного

           можно сделать вывод о том,  что мир движется  за  счет

           противодействия «оно» и «Я» со «сверх-Я» (это действи-

           тельно так),  но тогда мы имеем все основания  утверж-

           дать,  что нет ни одного здорового человека, так как у

           каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее

           развитие  культуры приведет к социальному взрыву,  ибо

           внутреннее содержание, или «оно» прорвет наружную обо-

           лочку.  Это правильно,  но дело в том,  что в человеке

           постоянно происходит разрядка внутрипсихического  фак-

           тора.  Эта  разрядка  имеет  два  пути.  Первый из них

           состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-

           ход  инстинктам (но необходимо заметить,  что общество

           предопределило норму сексуального общения, и через эту

           узкую  щель  выходит  лишь  небольшое  количество пси-

           хосексуальной энергии).  Второй фактор, который допол-

           няет первый, является следующим: по второму закону ди-

           алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в

           другое качество,  в частности в энергию социальную, то

           есть человек делается социально активным. Если оба ка-

           нала  для выхода открыты,  то индивид находится в нор-

           мальном состоянии.  Если не работает первый канал,  то

           вся  энергия переходит в социальную сферу.  Если же не

           работает первый канал,  то  инстинкты,  вытесненные  в

           бессознательное, могут привести к так называемому пси-

           хическому взрыву или к неврозам,  проявляемым в  самых

           различных  формах:  от  фонтомных болей до психических

           расстройств,  как то:  мания преследования, паранойя и

           др.  Зачастую утраченный контроль за психикой приводит

           к необратимым последствиям.  Психоанализ помогает пре-

           дотвратить их.

                Естественно, мы описали упрощенную схему действия

           психики.  Организм человека,  в частности его психика,

           являются автономной,  саморегулирующейся  системой  и,

           пожалуй,  главным  фактором искажения психики является

           не конфликт между бессознательным  и  сознательным,  а

           воздействия «сверх-Я».

2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА

2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

                По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм  ори-

           ентирован  на  изучение и излечение психики индивидов,

           но он с самого начала заключал в себе  тенденцию  объ-

           яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

           лом.  «Запреты»,  которые, как считал Фрейд, вытесняют

           сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-

           дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

           альными нормами нравственности и права,  возникшими на

           заре человеческой истории. Фрейд назвал их «культурны-

           ми  запретами»  и  полагал,  что чрезвычайно важно вы-

           яснить как,  почему,  при каких условиях они возникли,

           утвердились,  эволюционировали.  Внимание ученого было

           привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

           ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

           дить об общем развитии человечества по  своему  опыту,

           приобретенному … на пути изучения душевных процессов

           отдельных лиц за все время  их  развития  от  детского

           возраста  до  взрослого.  Перенося  отдельные характе-

           ристики с отдельного  человека  на  все  человечество,

           Фрейд  пытался  таким  образом понять процесс эволюции

           общества.

                Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

           чество психологические черты  не  просто  индивида,  а

           невротика.  На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

           верждений.  По его мнению, во-первых, все люди в боль-

           шей или меньшей степени являются невротиками.  Во-вто-

           рых,  каждый ребенок в своем  индивидуальном  развитии

           проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-

           ется характерной и для  первобытного  человека.  Через

           нее проходят все народы в своем культурно-историческом

           развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-

           ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как

           систему запретов, блокирующих природные влечения чело-

           века.  По его мнению, вытеснение влечений — это мерило

           достигнутого культурного уровня, а культурное развитие

           человечества    является   отречением   от   природных

           страстей,  удовлетворение которых гарантирует  элемен-

           тарное наслаждение нашему «Я».

                Следует подчеркнуть,   что   фрейдовский   термин

           «культура»  в  большинстве случаев оказывается равноз-

           начным понятию «общество».  В наиболее развернутом оп-

           ределении «человеческой культуры» Фрейд указывает, что

           «она охватывает  все  приобретенные  людьми  знания  и

           способы, чтобы господствовать над силами природы и до-

           бывать блага для удовлетворения  человеческих  потреб-

           ностей»,  и  в то же время она включает все институты,

           регулирующие отношения  между  людьми,  в  особенности

           распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у

           всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-

           тикультурные  традиции  и  что эти стремления у значи-

           тельного количества лиц настолько сильны,  что опреде-

           ляют их поведение среди других.

                Можно сказать, что человек как бы находится между

           двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-

           ка,  лишает его наслаждений (за это он и стремится из-

           бавится от нее);  с другой стороны,  культура защищает

           его от факторов окружающей среды,  позволяет осваивать

           все блага природы и пользоваться ими, а также делит их

           между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-

           туры в пользу своих наслаждений,  то он лишается защи-

           ты,  многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-

           вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким

           грузом ложится на его  психику.  В  какую  же  сторону

           склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об

           этом так:  «В силу этого всякая культура  должна  быть

           построена  на  принуждении и на отказе от влечений,  и

           при ее понимании оказывается,  что центр тяжести с ма-

           териальных  интересов передвинут на психику.  Решающим

           является вопрос,  удастся ли и в какой мере  уменьшить

           для людей тяжесть жертвы,  которая состоит в отказе от

           своих влечений,  примирит людей с теми жертвами, какие

           им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-

           радить их за эти жертвы.» Главным  остается  вопрос  о

           том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-

           людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-

           ности в культуре.

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

                Как нельзя обойтись без принуждения к  культурной

           работе,  так же нельзя обойтись и без господства мень-

           шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и

           недальновидны,  они не любят отказываться от влечений,

           не хотят прислушиваться к аргументам в  пользу  такого

           отказа,  а  индивидуальные представители масс поощряют

           друг в друге вседозволенность  и  распущенность.  Лишь

           благодаря  влиянию образцовых индивидов,  признаваемых

           ими в качестве вождей,  они позволяют склонить себя  к

           напряженной  внутренней работе самоотречения,  от чего

           зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-

           ми  становятся  личности с незаурядным пониманием этой

           жизненной необходимости,  сумевшие добиться господства

           над  собственными  влечениями.  Но  для них существует

           опасность,  что,  не желая утрачивать своего  влияния,

           они начнут уступать массе больше,  чем та им, и потому

           нам представляется необходимым,  чтобы они были  неза-

           висимы от власти как распорядители средств власти.

                Короче говоря, люди обладают двумя распространен-

           культуры может поддерживаться лишь  в  известной  мере

           насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-

           ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-

           ны против их страстей.

3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

                    3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ

                Культурологические размышления  Фрейда  неизбежно

           подвели  его  к проблеме религии и оказались тесно пе-

           реплетенными с решением этой проблемы.  При рассмотре-

           нии  культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

           мание на их связь с религиозными представлениями,  тем

           более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-

           ющим человеческую жизнь,  божественное  происхождение.

           Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-

           ится на религиозной основе.  Из этого вытекает  вывод,

           что  при падении религии деградирует и культу-

           ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

           слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

           Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

           те  своего  развития  налагает запреты на его желания.

           Как мы уже упоминали,  чтобы выжить,  личность  должна

           отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

           вознаградить человека за его жертву своими влечениями,

           защитить  его от проявлений природы и от посягательств

           на него других индивидов общества.  Встает вопрос: кто

           же  выполнит все эти функции?  В раннем детстве каждый

           замечал влияние отца  в  семье.  Он  обладал  властью,

           устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по

           отношению к отцу вырабатывается комплекс:  он  считает

           отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

           бенок ревнует отца к своей матери  и  пытается  занять

           его место,  но позже инцестуальные влечения утрачивают

           свою силу,  тогда как уважение  и  страх  перед  отцом

           остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из

           тотема появился целый понтеон богов,  а из них, в свою

           очередь,  выделился единый, могучий, карающий бог, ко-

           торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

           ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

           ложили на плечи бога,  сделав его,  таким образом, как

           бы  громоотводом.  Люди надеются получить от бога воз-

           награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-

           торитет  бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

           ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

           из  основополагающих  частей  культуры.  Однако  Фрейд

           установил,  что религия является массовым неврозом. На

           основе  чего он сделал такие выводы?  Дело в том,  что

           религия по многим своим положениям напоминает навязчи-

           вое невротическое состояние.  Так, например, если нев-

           ротик боится не производить какие-то определенные дви-

           жения, то любой истинно верующий человек так же боится

           не выполнить  какой-либо  религиозный  обряд.  Разница

           заключается  лишь  в  том,  что невротик не может объ-

           яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

           верующий человек, в зависимости от своего познания те-

           ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

           некоторыми  оговорками,  можно назвать религию общест-

           венным неврозом.  Тем не менее религия  имеет  положи-

           тельное значение.  Дело в том, что частный невроз куда

           опасней общественного,  так как он отрицательно влияет

           на физическое состояние больного, тогда как данный об-

           щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

           же  религию можно назвать и антиневрозом,  так как она

           помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-

           альные  противоречия.  И разрушение религии

           ведет к резкому упадку культуры.  Такое явление наблю-

           далось в России после революции,  хотя позже произошла

           подмена веры.  Для развития  общества  нужны  какие-то

           основы,  и  с  падением старых появляются новые.  Так,

           например,  религиозную основу в России сменила  комму-

           нистическая.  Сейчас,  в наше время, старые основы уже

           рухнули,  а новые еще не установились, и поэтому резко

           возросло  астеническое  состояние  общества,  возросла

           преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков

           и т.д.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                В целом,  на взгляд некоторых обывателей,  теория

           Фрейда  нуждается во многих поправках (она не бесспор-

           на),  но все же Зигмунд Фрейд  сделал  большой  шаг  в

           оценке  и  понимании  развития человеческого общества.

           Создав теорию психоанализа,  он также продвинулся впе-

           ред  в  познании  человеческой  психики и раскрытия ее

           глубин.  К нашему времени данная теория усовершенство-

           валась.  Она нашла много продолжателей.  Многие совре-

           менные психоаналитики активно используют работы Фрейда

           в  своих  исследованиях.  В  своей  работе я попытался

           раскрыть основные элементы психоанализа и  культуроло-

           гической теории Фрейда.  Многие вопросы я не затронул,

           а многие являются очень спорными,  поэтому мое субъек-

           тивное  мнение  является лишь каплей в море вопросов и

           работ, посвященных фрейдизму.


ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

                1.Бессознательное — действия человека, которые он

           совершает, не   отдавая  себе  отчета,  автоматически.

           Бессознательный характер  носит  психическая  деятель-

           ность во время сна,  гипноза, лунатизма (см. «Толкова-

           ние сновидений»/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/

           стр. 47).

Бессознание, согласно первому закону диалек-

           тики, является  антагонистом   сознанию   и   является

           вместилищем загнанных природных инстинктов.  Бессозна-

           тельное носит врожденный характер и определяет все по-

           ведение человека.

                2.Я — философское понятие,  обозначающее  субъект

           преднамеренных действий, в которых личность отдает се-

           бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-

           ляется цензором  спонтанно возникающих животных влече-

           ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-

           шений Я  формируется  культурой,  то есть культурные и

           моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-

           века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

                3.Супер-эго —  это  интериорезированные  культур-

           но-социальные нормы.

                4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь  к

           раннему детству, так как оболочка, или «эго», растет и

           развивается в детстве, а с возрастом «Я» и «оно» урав-

           новешиваются, то  есть  находятся  в  более стабильном

           состоянии. Но противоречия,  заложенные в детстве,  со

           временем проявляют себя.

                5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой

           ркассказывается о  том,  как царский сын Эдипт,  чудом

           спасшийся от смерти (его  отцу  предсказали,  что  его

           убьет его  собственный сын,  и он приказал убить Эдип-

           та) и долго странствующий,  возвращается на родину  и,

           убив своего отца, женится на своей матери и становится

           царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он

           с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

                6.Хронос (бог времени в  древнегреческой  мифоло-

           гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос

           и в борьбе,  победив своего отца,  серпом  кастрировал

           его.

                7.Размножаясь, дети Адама и Евы  совершали  также

           инцест, который позже был запрещен религией.

                8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-

           ально-культурную основу)   подверглась  бурной  крити-

           ке,особенно со стороны марксистов.  Но если  опираться

           на теорию Дарвина,  то «филогенез есть повторение ото-

           гинеза», то  есть  индивидуальное  развитие  организма

           повторяет развитие всего вида.  Таким образом,  наблю-

           дая, как развивается человек,  можно сказать, как раз-

           вивается общество,  ибо  развитие  человека в точности

           повторяет развитие общества.

                9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-

           виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-

           ловека сексуальное   влечение,   поэтому   полноценные

           представления об искомом предмете можно получить, лишь

           сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-

           чия.

                10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.

           Если взять  за  основу  то,  что  дети  в   результате

           действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-

           ений убили своего отца,  а позже испугались, что такое

           может произойти  и с ними (а может,  ужаснулись своему

           кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему

           они стали  поклоняться  своему  мертвому  предку и все

           бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-

           шел в образ животного.  Чтобы снять стресс, это живот-

           ное раз в год убивается племенем.

                11.Под упражнениями  подразумеваются любые навяз-

           чивые мысли и движения и действия.

                12.Не следует  путать общественный невроз с рево-

           люционными взрывами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

           1.Фрейд.З. Будущее  одной  иллюзии//  Сумерки   богов/

           Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

           2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-

           ринтное воспроизведение издания 1913 г.

           3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.:  Изд-во политической ли-

           тературы, 1992.

           4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф.  Современная  буржуазная

           философия и религия.- М.:  Изд-во  полит.  литературы,

           1977 г.

           5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В.  и   др.   Хрестоматия:

           Основы филосовских знаний.- М.:  Изд-во полит. литера-

           туры, 1982 г.