Конфликтология как научная дисциплина

Содержание

Введение 3

1. Конфликтология как научная дисциплина 4

2. Теоретико-методологический аппарат конфликтологии 10

3. Задачи и значение конфликтологии как науки 12

Заключение 15

Список используемой литературы 16

Введение

В современной России проблема конфликтов актуальна, как никогда. Наша страна в настоящее время является бесспорным лидером не только по людским потерям конфликтов, но и по моральным и материальным последствиям. Наше общество вновь находится на переходном историческом этапе. Возрождение капиталистических отношений с присущим им антагонизмом привело к системному кризису и глубоким противоречиям, переходящим в конфликты. Поэтому разработка конфликтологии и ее изучение становится особенно актуальной задачей.

Знание законов, по которым возникают и развиваются конфликты, необходимо современному человеку для выживания в социальном мире. Конфликт является предметом изучения разных научных дисциплин: психологии, правоведения, социологии, педагогики, математики, философии, социобиологии, искусствоведения, истории, политологии, военной науки. Также изучением конфликтов и способов их урегулирования занимается конфликтология. Это прикладная наука, которая в настоящее время постепенно приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, и в то же время это сфера практической работы по урегулированию конфликтов.

Она пользуется данными и методами других областей научного знания, если это помогает ей в изучении конфликтов – философии, истории, культурологии, экономики, правоведения, педагогики, политологии и даже математики. Особенно тесно она связана с психологией и социологией, т.к. именно эти области знания находят наибольшее применение в конфликтологии.

Конфликтология применима там, где можно встретить столкновение интересов противостоящих друг другу сторон – в дипломатии, менеджменте, юриспруденции, коммерческой и иной подобной деятельности.

В то же время, конфликтология может рассматривать и внешне бесконфликтные взаимоотношения с целью выявления возможных конфликтов и их причин с целью их предотвращения.

1. Конфликтология как научная дисциплина

Социальные науки отражают состояние общества, его потребности. Т. Парсонс понимает общество как сбалансированную систему, за что его концепция подвергается резкой критике со стороны представителей теорий социального конфликта, считающих конфликты основными и неизбежными процессами в обществе. Конфликтный характер современного общества и связанное с этим стремление людей к сотрудничеству, согласию, потребность в цивилизованных формах разрешения возникающих напряженностей и противоречий вызвали к жизни такую отрасль знания, как конфликтология.

4 стр., 1548 слов

Конфликтология в системе наук

... личностного подхода. 2. Конфликтология творчески использует методы исследования других наук. Рассмотрим, как конфликтология связана с другими науками: - Философия дает общие принципы понимания конфликта как разновидности ... с теми областями знаний, на базе которых она, собственно, и образовалась - с социологией и психологией.  Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена ...

Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Это отрасль обществознания и человековедения, изучающая природу, причины, виды и динамику конфликтов, а также принципы и технологии управления ими.

Ее цель – объяснить процессы жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.

Предмет конфликтологии – идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути и методы их предупреждения и регулирования.

Объектом конфликтологии является все бесконечное разнообразие внешних и внутренних конфликтов, которыми наполнена жизнь отдельного индивида и общественная жизнь больших и малых социальных групп…………………………………….

Заключение

Конфликт, как противостояние или столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или концепций субъектов-оппонентов в процессе общения – коммуникации, – это неизбежное явление в социальной сфере и источник развития социальных групп. Конфликты несут как деструктивные последствия (разобщенность в коллективе, снижение эффективности совместной деятельности и угроза целостности организации), так и конструктивные функции: познавательную (выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий), развивающая (является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия), инструментальная (выступает как инструмент разрешения противоречий) и перестроечная функции (снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивный или конструктивный характер конфликта в каждом конкретном случае определяется совокупностью объективных и субъективных факторов, среди которых важную роль играет владение персонала навыками эффективного общения и технологиями разрешения конфликтных ситуаций. Поэтому знание законов, по которым возникают и развиваются конфликты, и умение их конструктивно разрешать необходимы современному человеку для выживания в социальном мире.

Российская конфликтология имеет большие перспективы развития. На современном этапе развитии общества от нее требуются не только академические изыскания, но и предложения о путях решения конфликтных практических задач, таких как противостояние на Кавказе, несогласованность в действиях разделенной, согласно Конституции, государственной власти, конфликты политических партий и многое другое. Дальнейшие исследования теории конфликта будут, несомненно, способствовать совершенствованию стратегии и тактики разрешения и предупреждения конфликтов.

Список используемой литературы

1. Андреева, Г. М. Социальная психология : Учебник для вузов [текст] / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

10 стр., 4786 слов

РП конфликтология 2015 заочка

... также необходимо знать и психологические характеристики участников конфликта, особенно индивидуальные характеристики трудных или конфликтных личностей. Изучение учебного курса «Конфликтология» помогает распознавать конфликты, раскрывать их природу, приобретать навыки анализа ...

2. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учебное пособие [текст] / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М. : ACADEMIA, 2000. – 264 с.

3. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов [текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М. : ЭКСМО, 2009. – 512 с.

4. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога [текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007.

5. Бородкин, Ф. М. Внимание : конфликт! [текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск : Наука, 1989. – 120 с.

6. Гришина, Н. В. Психология конфликта [текст] / Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2009. – 544 с.

7. Дмитриев, А. В. Конфликтология : учебное пособие [текст] / А.В. Дмитриев. – М. : Гардарики, 2000. – 320 с.

8. Емельянов, Ю. Н. Конфликтология : учебное пособие [текст] / Ю.Н. Емельянов. – СПб. : Питер. 2000. – 368 с.

9. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии: курс лекций [текст] / Д.П. Зеркин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 455 с.

10. Козер Л. Функции социального конфликта : пер с англ. [текст] / Л. Зеркин. – М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 205 с.

11. Конфликты : теория и практика разрешения [текст] : в 3-х т. : Т. 3 / Под общ. ред. Е.Ю. Садовской, И.Ю. Чупрыниной. – Алматы, 2002. – 244 с.

12. Кузнецов, Ю. В. Менеджмент : учебное пособие для вузов [текст] / Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных, В.В. Абакумов, А.А. Голубев. – СПб. : Бизнес-пресса, 2001. – 422 с.

13. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов : пер. с англ. [текст] / К. Левин. – СПб. : Речь, 2000. – 408 с.

14. Линкольн, У. Переговоры [текст] / У. Линкольн. – М. : Педагогический центр «Эксперимент», 2001. – 412 с.

15. Мариновская И. Д. Конфликтология : учебное пособие [текст] / И.Д. Мариновская, В.Л. Цветков, А.А. Гришин. – М. : Щит-М, 2003. – 157 с.

16. Машков, В. Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента [текст] / В.Г. Машков. – СПб. : Речь, 2005. – 304 с.

17. Меткин, М. В. Конфликтология : Учебное пособие [текст] / М.В. Меткин. – СПб. : СПбГУТ, 2001. – 87 с.

18. Митрошенков, О. А. Эффективные переговоры : практическое руководство для деловых людей: 2-е изд. [текст] / О.А. Митрошенков. – М. : Инфра-М, 2003. – 280 с.

19. Модели и методы управления персоналом : Российско-британское учебное пособие [текст] / Под ред. Е.Б. Моргунова. – М. : ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. – 464 с.

20. Панфилова, А. П. Теория и практика общения : учебное пособие [текст] / А.П. Панфилова. – М. : Академия, 2009. – 288 с.

21. Светлов, В. А. Аналитика конфликта [текст] / В.А. Светлов. – М. : Росток, 2001. – 512 с.

22. Социальная конфликтология : учебное пособие [текст] / Под ред. А.В. Морозова. – М. : Академия, 2002. – 336 с.

23. фон Хертель, А. Профессиональное разрешение конфликтов : медиативная концепция в Вашей жизни : пер. с нем. [текст] / Под ред. Сапуновой Е. – СПб. : Изд-во Вернера Регена, 2007. – 272 с.

24. Шварц, Г. Управление конфликтными ситуациями : диагностика, анализ и разрешение конфликтов : пер. с нем. [текст] / Г. Шварц. – СПб. : Изд-во Вернера Регена, 2008. – 296 с.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... они, насколько это возможно, реализованы в самом пособии. Иными словами, пособие имеет структуру, похожую на структуру курсовой ... специалиста. Будучи учебным исследованием, она должна по своему содержанию и форме стремиться к стандартам научного текста (статьи, ... высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления. Пособие состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, ...

25. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии : справочное издание [текст] / В.В. Юрчук. – Минск : Элайда, 2000. – 767 с.