Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра юридической психологии и правоведения

Контрольная работа по дисциплине

ПРАВОВЕДЕНИЕ

на тему

«Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

Выполнил:

(Фамилия И.О.)

Студент 2 курса 6 лет специальность 080507

(срок обучения)

Группа № зачет. книжки

Подпись _____________________

Преподаватель:_________________________________

Должность:_____________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка:_______________ Дата: ____________________

Подпись:_______________________________________

25 стр., 12263 слов

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без ...

... реабилитации несовершеннолетних 5. Нормативное регулирование социально-психологической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей 6. Проблемы, связанные с нормативным регулированием социально-психологической реабилитации ... здоровьем, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Однако сложившаяся в нашей стране система специальных учебно- ...

Санкт-Петербург

2010

План:

1. Введение 3

2. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 5

3. Заключение 17

4. Литература 19

Введение

За период с середины 90х годов по середину 2000х в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и превысило 700 тысяч. Несмотря на принимаемые государством меры по обеспечению прав и интересов детей, количество детей-сирот возрастало. А большинство из них составляли социальные сироты, сироты при живых родителях. Не получал должного развития в России и институт приемных семей. Так, в целом по России насчитывалось лишь около 4,5 тысяч семей, принимающих на воспитание детей. В Москве таких семей всего девять, в Санкт-Петербурге — 17. Большинство детей передавалось на воспитание в государственные учреждения, при этом только в Москве за последние десять лет количество детских домов увеличилось втрое.

В 2003 году иностранное усыновление впервые превысило российское. Если наши граждане в прошлом году усыновили 7,3 тысячи детей, то иностранные семьи приняли на воспитание 7,5 тысяч наших маленьких сограждан. При этом в основном иностранцы усыновляют малолетних, здоровых детей.

Однако к 2008 году в России сформировалась тенденция уменьшения количества детей-сирот. Это стало следствием действенности и эффективности принимаемых мер в данном направлении. По данным департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, в 2007 году число неустроенных детей-сирот составляло 124384 человека, а в 2008 – 115627 человек. Это связано с несколькими факторами: увеличился размер материальных выплат на обеспечение детей-сирот и вознаграждение для замещающих родителей.

В мае 2008 года, были приняты две важные поправки к действующим законам о порядке взятия детей в заменяющие семьи, в которых был четко обозначен порядок того, кто и на каких условиях может взять ребенка под опеку, усыновление или приемную семью (и другие формы заменяющей семьи), а также каким образом должен осуществляться контроль за жизнью ребенка в новой семье. Это должно было улучшить качество «отбора кандидатов в родители» и усилить контроль над исполнением родительских обязанностей. Заменяющий родитель должен предоставлять отчеты и акты о том, сколько денег тратится на содержание ребенка, вплоть до списка купленных ему продуктов. Это навело порядок в работе органов опеки, регламентировало все их действия, и позволило сократить число случаев, когда детей брали в семью с меркантильными интересами.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... к аккуратности. Во второй половине первого года жизни взрослый привле­кает ребенка к участию в одевании и ... воз­расте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы. Напомним, что навык ... возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые ...

В 2008 году стало снижаться число устройства российских детей-сирот заграницу (в 2006 году было передано в замещающие иностранные семьи 6689 детей, а в 2008 году – 4125).

Это связано с тем, что в нашей стране стали увеличиваться всяческая поддержка и поощрение заменяющих семей. Кроме того активно ведутся переговоры о подписании двусторонних соглашений с США, Францией, Испанией о порядке передачи детей-сирот. Эти договоры заложат необходимую законодательную базу, которая позволит сократить число несчастий, происходящих с российскими детьми заграницей.

Еще одной важно задачей в работе, связанной с сиротством, остается стимулирование того, чтобы граждане брали под опеку или усыновляли подростков. К сожалению, эта категория детей является наиболее многочисленной в банке данных детей-сирот, их число составляет 60%. Чаще всего берут детей до 5 лет.

К сожалению, полного уничтожения специальных заведений для детей-сирот не произойдет, потому что всегда будут существовать сложные семьи. Основная задача государства заключается в уменьшении их числа и предотвращении отобрания ребенка из семьи. И, возможно, когда-то наступит время, когда будут проводиться конкурсы для желающих стать родителями, и только самые лучшие и достойные смогут получить такое право стать родителем ребенка-сироты.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно Конвенции о правах ребенка, семейное воспитание является приоритетным для всех государств, подписавших этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного.

Государства-участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

  • обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;
  • признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
  • обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
  • принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;
  • содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.

Семейный Кодекс РФ, принятый в 1995 г. предусматривает следующие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей:

8 стр., 3790 слов

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 3

... ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 1. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей ... формах, патронатная семья и др. 2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Усыновление (адопция) - это форма установления искусственного родства - включение ...

Усыновление (удочерение) детей

Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой стороны, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия: а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя; б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующем, так и правопрекращающим юридическим фактом.

Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых систем как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В РФ усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут быть усыновлены.

Необходимым условием усыновления является получение согласия на усыновление ребенка, достигшего десятилетнего возраста. Выяснение отношения ребенка к усыновлению имеет важное значение с учетом необходимости соблюдения его прав и интересов. Предполагается, что именно с достижением указанного возраста ребенок в состоянии осознано выразить свою волю и отношение к предстоящему усыновлению, в том числе и в ходе судебного разбирательства. В этих целях ему в доступной форме работником органа опеки и попечительства объясняются сущность усыновления и вытекающие из него последствия: о правоотношениях, возникающих между ним и усыновителями, их родственниками; об утрате правоотношения с родителями (братьями, сестрами, бабушкой и дедушкой); об изменение фамилии, отчества, данных о родителях. Ребенок должен быть подробно осведомлен о личности усыновителя, и составить впечатление о нем по результатам личного общения.

Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившихся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается лишь в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Лица, имеющие право быть усыновителями:

  1. Совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленного преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по данному вопросу. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований закона к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка.

7 стр., 3302 слов

Психологические особенности отношений детей к родителям в полных ...

... воспитуемого. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и ... лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим ...

Опека и попечительство над детьми

Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах, как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство — в возрасте от 14 до 18 лет.

Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.

В ст. 146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна

Назначая ребенку опекуна, специалисты органов опеки и попечительства обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члена семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилплощади. Если это возможно, то спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки. Органы опеки назначают ребенку опекуна или попечителя ребенку в течение месяца со дня, когда стал известен факт о необходимости установления опеки над ребенком.

  Опекунами не могут стать:

  • несовершеннолетние лица независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия
  • недееспособные лица
  • лица, лишенные родительских прав
  • лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией
  • лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей
  • лица, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, то есть ограниченные в родительских правах
  • бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

Детям, которые находятся на полном государственном попечении и воспитываются в специализированных учреждениях (детских домах, домах ребенка, домах-интернатах и т.п.), опекуны не назначаются. Эти обязанности возлагаются на администрации этих учреждений.

23 стр., 11397 слов

Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без ...

... детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье. Предмет исследования - особенности психологической адаптации детей в приемных семьях. Цель исследования - выявить особенности психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях. ...

Дети, находящихся под опекой/попечительством имеют следующие права:

  • воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание
  • обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования всестороннего развития и уважения их человеческого достоинства
  • причитающимся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты
  • сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством
  • защита от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя)
  • обладание правами, предусмотренными ст. 55, 57 СК (то есть право на общение с родителями и другими родственниками; право выражать свое мнение).

Опекун, в свою очередь, также имеет права и обязанности:

  • воспитания ребенка, заботы о здоровье, физическом, психическом и духовном развитии ребенка,
  • на самостоятельное определении способов воспитания ребенка,
  • на выбор образовательного учреждения для ребенка,
  • опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его кровными родителями и другими родственниками, если эти отношения не наносят вред ребенку.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства. Формы такого контроля законом прямо не определены. Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.

16 стр., 7821 слов

Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей

... мными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, пробуждение уважения к самим себе. К сожалению, в психолого-педагогической литературе недостаточно исследована проблема воспитания детей из приемных семей. В ... и зарубежного опыта педагогов и психологов по работе с приемными семьями, депривированными детьми. 1. ПРИЁМНЫЕ СЕМЬИ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Одной из ...

Семейный кодекс предоставляет опекунам (попечителям) несовершеннолетних такие же средства защиты своих прав, какие предоставлены родителям для защиты родительских прав. По этому опекун или попечитель вправе требовать в судебном порядке возврата детей, находящихся у них под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя детей без законных оснований (то есть, нет решения о передачи ребенка под опеку или попечительство, нет решения суда о передачи ребенка на воспитание или решения суда об установлении усыновления), в том числе от близких родственников ребенка (родителей, братьев, сестер, дедушки, бабушки).

В целях последующего жизнеустройства при выпуске воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт), документы о состоянии здоровья, документ об образовании, сведения о родителях или близких родственниках, документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь.

Опека или попечительство как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не предполагает окончательное прекращение правоотношений детей с родителями, как это происходит при усыновлении. Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей.

Опекун (попечитель) выполняет свои обязанности безвозмездно, на содержание ребенка ему ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере, установленном Правительством РФ.

Приемная семья

Приемная семья — довольно новая для России форма семейного воспитания. В 1996 г. было принято новое типовое положение «О приемной семье», которое включало в себя принципиально новые положения. Теперь приемная семья образуется на основании договора между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями. Договор включает в себя срок, на который помещается ребенок в приемную семью, условия его содержания, воспитания, образования, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. В качестве приемной теперь могла выступать семья, не имеющая собственных детей. Общее количество детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Оговаривалось, что родителям-воспитателям и приемному ребенку предоставляется испытательный срок (один год) для построения взаимоотношений и адаптации ребенка в семье. Как и предыдущее, Положение 1996 г. предусматривает выплату ежемесячных денежных средств на воспитание детей и выплату заработной платы родителям-воспитателям.

Конкретный размер оплаты труда родителей-воспитателей, льготы приемной семье устанавливают законы субъектов Российской Федерации. Закон «О установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области» определяет оплату труда приемного родителя в размере тарифной ставки воспитателя детского дома не ниже 11 разряда Единой тарифной сетки из расчета 5 детей, принятых на воспитание. За каждого последующего ребенка производится дополнительная оплата в размере 20% от установленной тарифной ставки. Родителям-воспитателям, проживающим в сельской местности, заработная плата повышается на 25%. Для поддержки и развития приемных семей государство поощряет создание ими крестьянских (фермерских) хозяйств и рекомендует местным органам исполнительной власти предоставлять приемным семьям соответствующие льготы.

Рассмотрев существующие нормативные документы о приемной семье, можно сделать вывод, что федеральное положение решает общие вопросы создания приемной семьи. Вопросы материального и жилищного обеспечения перекладываются на плечи органов местного самоуправления, что заранее определяет зависимость благополучия приемной семьи от экономической ситуации в регионе, где она проживает.

Материальные и жилищные проблемы являются далеко не единственными в жизни приемной семьи. В Швеции для усыновления одного ребенка необходимо окончить курсы и получить согласие психологов. В Австрии и Германии, чтобы стать матерью-воспитательницей требуется год практики в детском учреждении и год учебы в материнской школе. В большинстве стран мира лица, не прошедшие специального обучения, не получат лицензии на воспитание чужих детей. В нашей стране к воспитанию детей привлекаются люди, не имеющие специального образования, хотя дети, которых они воспитывают, имеют проблемы в развитии, образовании, различные заболевания. До сих пор не разработана отечественная методика отбора приемных родителей.

Сейчас можно говорить, что сделан первый шаг в этом вопросе, разработана «Программа подготовки приемных родителей». Она имеет три раздела. В первом анализируются особенности и основные характеристики приемной семьи, приемного родителя как профессионального воспитателя. Второй посвящен особенностям развития детей, оставшихся без попечения родителей. Третий раскрывает психолого-педагогические аспекты отношений родителей и детей в приемной семье, пути преодоления трудностей в развитии, воспитании, поведении детей. Программа существует, но кто займется ее осуществлением, какие учреждения будут обучать приемных родителей, не ясно.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными,
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в судом в родительских правах,
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей,
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине,
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Заключение органа опеки и попечительства о возможности лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении.

Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение, при отсутствии такового, имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Орган опеки и попечительства вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, в том числе контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание ребенка.

Заключение

В России на сегодняшний день для поядка 200 000 детей домом является сиротское учреждение. Это 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков.

Это статистика, за которой скрывается не какая-то обезличенная масса людей, а абсолютно конкретные дети, которые очень нуждаются в семье.
Сегодня много говорят о проблеме сиротства в целом и о путях ее решения на государственном уровне, между тем сирота – это обычный ребенок, которому более всего нужна помощь конкретных родителей. И так называемая «проблема сиротства» — в реальности — проблема каждого из нас, проблема нашего будущего и будущего наших детей.
В отношении сирот возникает у многих людей чувство жалости, иногда — сострадания. Между тем далеко не каждый всерьез считает, что именно от него зависит решение этой проблемы, именно он может помочь ребенку сироте обрести семью и найти место в жизни.
Отношение в обществе к беспризорным детям – скорее негативное, они воспринимаются как угроза. А нахождение ребенка в детском доме – напротив – воспринимается как «правильная альтернатива» жизни на улице или в неблагополучной семье. Важно понять, что жизнь в детском доме – это катастрофа для ребенка. И только Семья – является самым эффективным способом решения проблемы ребенка-сироты.

После того, как ребенок признается по закону социальным сиротой, есть несколько путей устройства его судьбы. Международная Конвенция прав ребенка и действующее российское законодательство провозглашают безусловный приоритет семейного воспитания детей. В соответствии со ст.123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности — в учреждения всех типов для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта же статья предоставляет широкие полномочия в создании различных форм устройства детей-сирот субъектам Российской Федерации.

Существующие в нашей стране формы устройства детей-сирот можно разделить на три категории: семейные, государственные и государственно-общественные. К семейным относятся такие формы как усыновление (удочерение), опека (попечительство) и приемная семья.

Литература

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Семейный кодекс РФ
  3. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  4. Сологубова Т.К. Сурикова Л. Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
  5. Информационное агентство www.regnum.ru
  6. Информационное агентство www.rian.ru