Формирование коллектива

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факультет заочного и послевузовского обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Организация труда персонала»

на тему «Формирование коллектива»

План

а/ Коллектив как социальная группа

б/ Классификация и характеристика социальных групп

в/ Формальные и неформальные группы

г/ Критерии работоспособности групп

д/ Построение эффективной команды

Литература

а / Коллектив как социальная группа

Конституирование рабочей группы и степень влияния на своих членов и на организацию в целом прямо зависят от ее сплоченности.

Сплоченность характеризуется привлекательностью группы для каждого члена, желанием оставаться в ее состав, а также развитостью сотрудничества и групповых коммуникаций на основе принципов солидарности, взаимной поддержки.

Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием «коллектив». Под коллективом понимается устойчивое объединение людей, стремящихся к общей цели и обладающее групповой сплоченностью.

Начало исследованиям коллектива как группы, существующей в специфических социальных условиях, положил А.С. Макаренко. Он определил ряд признаков, отличающих коллектив как специфическую социальную группу.

Сила коллектива состоит в том, что:

совместно лучше решаются крупные или междисциплинарные задачи, в том числе такие, которые не могут быть решены простой суммой усилий членов группы;

коллективный труд способствует быстрому усвоению задачи, ее принятию и реализации;

коллектив — действенный регулятор поведения сотрудников, во многом осуществляющий координацию их деятельности без участия руководителя. Он стимулирует повышенное трудовое усердие.

в коллективе вырабатывается больше идей и возрастает инновационная способность группы;

коллектив позволяет быстро интегрировать новых сотрудников и стабилизировать культуру организации.

коллективный труд создает лучшие возможности для овладения передовым опытом, повышения квалификации и развития сотрудника в целом.

б/ Классификация и характеристика социальных групп

Социальная группа — любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... практика. Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные группы в обществе: психические характеристики групп, проблемы ...

Внешние отличительные признаки социальной группы:

1) статистика существования, которая проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме;

2) социальная группа характеризуется определенным набором социальных норм, институциализацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней.

Группа характеризуется определенной целостностью и устойчивостью, что обуславливает ее целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные.

Первичная группа отличается особой эмоциональностью привязанностью ее членов друг к другу. Вторичная группа — это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего посредственные.

В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные.

Еще одна классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяют кратковременные и долговременные группы.

Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными.

Например: этническая общность — это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены.

в / Формальные и неформальные группы

Формальные группы имеют юридический статус, создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации.

Роль и место их в общем трудовом процессе определено в нормативных документах типа «Положение о подразделении», в инструкциях, распоряжениях руководства. Среди формальных групп западные ученые выделяют следующие:

команды — соподчиненные группы руководителя-лидера и его сотрудников, а также рабочая группа, достигшая высшего уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков.

В команде обеспечивается наиболее эффективное достижение результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей ее членов.

Рабочие (целевые) группы — создаются на определенное время с целью выполнения определенного задания;

Комитеты — специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т.п. (совет директоров, правление банка, комитет профсоюза)

Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства и т.д.) не удовлетворяются в рамках формальной группы — потребности в причастности, в понимании причин принимаемых решений, в защите, в участии, в общении, в информации.

4 стр., 1731 слов

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе ...

... носит личностный характер). Малая группа - немногочисленная по составу (2-20 человек) совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и ... существования 1. непродолжительное существование общности (театральная аудитория) 2.продолжительные (нации, религиозные группы) Выделяют этнические общности (этносы) –это исторически сложившаяся общность людей, основными ...

Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации. Неформальные группы делятся на заинтересованные и дружеские.

Заинтересованная группа формируется для реализации определенного общего интереса, например для предъявления руководству требований о современной выплате зарплаты или ее повышении.

Дружеские группы образуются на основе личных симпатий и взаиморасположения. Членство в таких группах изменяется в зависимости от установления или разрыва дружеских связей.

г/ Критерии работоспособности групп

Не всегда и не любые группы способны превратиться в единое, слаженно действующее целое. Существуют определенные критерии работоспособности группы, к которым относятся:

согласие между членами группы по поводу ее целей;

широкое общение и взаимодействие между членами группы;

близость или не слишком большое, приемлемое для всех неравенство социального статуса и происхождения членов группы;

демократизм групповых взаимоотношений, предоставление всем членам группы возможностей для непосредственного участия в установлении групповых норм и стандартов;

положительное мнение членов группы друг о друге;

ярко выраженная у каждого члена группы потребность в тех преимуществах, в том числе защите, которые дает принадлежность к ней;

размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций. Но он не должен быть так велик, чтобы подавлять внимание к ее делам и побуждать к разделению на микрогруппы.

Группы с четным числом обычно более тщательно решают задачи, чем с нечетным;

пространственная близость. При наличии других условий существует прямая зависимость между близостью рабочих мест и сплоченностью группы;

преобладание положительного опыта в достижении группой в своих целей и защите ценностей. Это укрепляет веру членов группы в возможность достижения ее целей, придает групповым отношениям позитивную эмоциональную окраску;

психологическая совместимость членов группы.

Она представляет собой совокупность индивидуальных качеств группы, обеспечивающих позитивную эмоциональную окраску, слаженность и эффективность их совместных действий, сотрудничества.

Совместимость включает целый ряд качеств: физиологических (половозрастные и другие физиологические особенности); психофизиологические (различие темпераментов и биологических потребностей); собственно психологических (личностный характер и мотивы поведения); социально-психологических (ценности, интересы, ролевые ожидания).

Доказано, что психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции.

д/ Построение эффективной команды

В последние годы понятия «команда» широко используется для характеристики высоко сплоченных трудовых коллективов.

Команда — соподчиненные группы руководителя-лидера и его сотрудников, а также рабочая группа, достигшая высшего уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков.

3 стр., 1424 слов

Психологические методы поддержки детей группы-риска

... Предметом исследования является процесс социально – педагогической работы с детьми относящихся к «группе риска». Основная цель работы заключается в исследовании психологических методов поддержки детей «группы риска». Задачи исследования: - изучить основные ...

Команда существует только для одной цели — достижение положительных результатов. Но важно помнить, что взаимоотношение членов команды — ключевой фактор для успешного достижения результатов.

К основным элементам эффективности работы команды относятся:

удовлетворение личных интересов членов команды;

успешное взаимодействие в команде;

решение поставленных перед командой задач

Эти элементы очень сильно взаимосвязаны. Например, личное удовлетворение зависит не только от успешного решения задач, но и от качества взаимоотношений в команде, а также от преимуществ коллективной формы выполнения командной работы.

Эффективность команды зависит так же от следующего шага — от того, что произойдет, после достижения поставленных целей.

Наблюдения за работой команд в организациях показывают, что большая часть энергии, если не вся направляется на решение внешней задачи (на то, что необходимо получить, когда, с какими средствами и ресурсами).

Естественно, это важно, но нельзя забывать о процессе и о том, что не исключены конфликты.

Например, даже команда достигшая своих целей, едва ли может считаться эффективной, если ее члены имеют противоречивые взгляды и разочарованны в своей организации на столько, что намерены искать другую работу.

Поэтому в качестве дополнительных показателей эффективности команды можно рассматривать степень готовности ее членов к выполнению новых задач и наличие у них желания продолжать совместную работу.

Для команды и индивидуальных участников устанавливаются реалистичные, достижимые цели, потому что те, кто являются ответственными за выполнение работы, содействуют их построению.

Члены команды и лидеры стремятся поддержать друг друга для того чтобы сделать работу команды успешной. Члены команды понимают приоритеты друг друга и помогают или поддерживают, когда возникают трудности.

Участники команды осознают важность дисциплинированной работы и стараются вести себя в соответствии со стандартами команды.

Отдача в работе более значительна, так как члены команды понимают, чего от них ждут и могут самостоятельно контролировать свою деятельность помимо ожиданий.

Обучение эффективной работе в качестве команды в одной организации является хорошей подготовкой для командной работы с другими организациями. Это является хорошей подготовкой и для продвижения.

Эффективно работающие команды:

состоят из взаимозависимых участников. Продуктивность и эффективность работы подразделения определяется согласованностью действий всех его участников;

помогают своим членам работать более эффективно.

Члены команды показывают более высокие результаты, чем самые лучшие профессионалы, работающие в одиночку.

Это эффект групповой фасилитации, т.е. облегчение деятельности членам группы за счет поддержки со стороны других ее членов и соответствующей благоприятной и благожелательной атмосферы;

функционируют столь успешно, что создают собственную притягательность, некий магнетизм.

Члены таких команд хотят работать только в них, поскольку это участие дает им ряд преимуществ. Подобные команды притягательны и для других членов организации, перспектива перевода в такую команду рассматривается как мощный стимул;

23 стр., 11150 слов

Социально-психологический климат в спортивной команде

... спортивного развития личности психологической атмосферы команды. (4)/Б.Г. Ананьев/. От психологической атмосферы в команде зависит рост спортивных достижений ее участников. В этом видится новизна проведенного ... мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающему. Каждым человеком переживается индивидуально в виде удовлетворенности и привлекательности работы в данном коллективе, в ...

не всегда имеют постоянного лидера. Роль лидера может переходить от одного участника команды к другому, так как команда развивается;

участники всячески заботятся друг о друге, подбадривают друг друга. Внимание оказывается всем и каждому. Каждый работник является составной частью единой команды, старается поддерживать всех прочих ее участников.

в командах царит атмосфера высокого взаимного доверия. Члены команды демонстрируют единство и проявляют заинтересованность в достижении как успеха в составе команды, так и индивидуального успеха.

Литература

1) Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

2) Ильин Г.Л. Социология и психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.

3) Спивак В.А. Организационное поведение. М.: Эксмо, 2007 г.

4) Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999 г.

5) Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2008 г.