Этика любви в древней Греции и в наши дни 2

Санкт-Петербургский

Гуманитарныйуниверситет профсоюзов

Контрольнаяработа по предмету: Этика

Тема: Этика любви в древней Греции и в нашидни

Выполнил ЯровЕ.Н.

Факультеткультуры

Специальностьсоц. работа

Заочныйфакультет

Курс 2

Санкт-Петербург

2006

Оглавление

1. Введение

2. Часть 1: Любовь в древней Греции

2.1 Любовь как демоническая сила

2.2 «Личные боги»

2.3 Трагический тон в греческом мировоззрении

2.4 Новое осознание любви Платона

2.5 Эпоха иллинизма

2.6 Краткие этоги

3. Часть 2: Любовь в наши дни

3.1 Загадочная сущность любви

3.2 Толкование любви Ф.Мориака

3.3 Соблазнение как составляющая любви

3.4 Краткие это работы

3.5 Список использованной литературы

Введение.

Каждая душа — небеснаявосходящая звезда другой души. У сердца есть свои дни субботние, свои юбилеи; впродолжение их весь мир кажется ему брачным пиршеством, на котором и шелестлистьев, и журчание вод, и голоса птиц напевают ему эпиталамы. Любовь присущавсей природе как побуждение и как награда. Любовь—высшее выражение из всегодара слова человека. Любовь—это синоним Бога.

Любовь—огонь вечный.Сперва случайная искра, вспыхнув в одном сердце, заронится в другое и истлеетпотихоньку в его уютном уголке; потом этот огонь разгорается, он блестит, онсияет на бесчисленное множество мужчин и женщин, отогревает их душу и весьсвет, всю природу озаряет своим великодушным пламенем

Никто в мире не забываеттой поры, когда от одного звука голоса так сильно билось его сердце; когдасамое ничтожное обстоятельство, соприкасаясь с милым существом, хранилось какклад в сокровищнице памяти; когда недоставало глаз, чтоб налюбоваться; когдаюноша делается часовым у окна, любовником перчатки, ленточки, колес экипажа;когда нет места, достаточно уединенного, и нет такого затишья, где бы он могвдоволь предаться наплыву новых мыслей, досыта наговориться с воображаемою собеседницею,с которою ведет сладкие, нескончаемые речи, какие и не приходили ему на ум снаилучшими друзьями: «ибо, — как говорит Плутарх, — образ, движения, малейшиеслова возлюбленной не рисуются, подобно прочим предметам, на поверхности вод,они врезаны в ярком пламени и становятся целью полуночных дум».

Часть 1:Любовь в древней Греции

 

Любовь какдемоническая сила

13 стр., 6465 слов

Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или ...

... Космос понимается также как единое универсальное живое существо); 3. Философии Древней Греции присущ пантеизм (отождествление богов и сил природы); 4. Философия тесно ... Многие тексты греческих философов представлены в средневековых рукописях. Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).   Становление собственно ...

В древнегреческоймифологии, философии и искусстве мы находим одну из первых попыток осмыслениязарождающегося у человека чувства любви. Античное представление о любви весьмадалеко от того, что зовем любовью мы и тесно переплетается с ответом навопросы, каково место и назначение человека в мире, откуда появилось и кудауходит все живущее, что представляет собой окружающий мир. Осмысление любвиподчиняется законам древнего мировоззрения, главная черта которого — теснаясплетённость с жизнью природы.

В контексте отношениядревнего грека к природно-естественному как к совершенному, любви принадлежитособое место. Греки отражали в терминологии различные оттенки любви. Любитьпо-дружески — cpiteco, нежно привязываться и уважать —атерусо, восхищаться — осусшжо, страстно желать — еросш. Любовь как влечение,неудержимое природное тяготение — эрос (еро>£), — наиболее полноевыражение целокупности бытия. Ведь только посредством всеохватывающего влечениясоединяются разрозненные противоположности, и бытие оказывается целокупным,свершенным, оформленным, переходя из хаоса в космос. Так любовь, эросоказывается и выражением и основой бытия-блага, бытия-совершенства. Онасоединяет раннее разрозненное, дает основу рождению.

Как основа бытия эрос появляется уже в ранних греческих мифах— хтонических. в которых все мыслится на основе простейших чувственных реакций,часто страшных, необъяснимых и неожиданных. Эти мифы характерны для раннихступеней развития человека, когда он мыслит себя только придатком природы исвои социальные функции тесно переплетает с биологическими. Процесс жизни длячеловека еще не рационализирован и окружающее объясняется как живой космос,движимый слепыми, демоническими силами. Такой силой первоначально предстаетлюбовь — космическая Афродита, порождение хаоса, основа всего ставшего,рождающегося и умирающего. Как суровое, темное, страшное, всепорождающее ивсепоглощающее существо, она пронизывает космос. Идея Афродиты — страшной,слепой силы, соединяющей жизнь и смерть, никогда не умирала в античности,отражаясь в учениях Парменида, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Плотина иПрокла. Она имеет смысл силы почти равной судьбе — суровой необходимости,царящей над миром и человеком.

По мере того, как впредставлении древнего грека демонические силы объединялись в определенныекосмические божества — землю и небо, связь между ними получает истолкование поаналогии с человеческим родом как любовь и брак космических существ. Одно изсамых древних представлений человека — любовное соединение неба и земли, Уранаи Геи. В образе дождя на землю проливается небесное семя, оплодотворяя ее,земля рождает горы, моря и реки. Любовь, или эрос — это мирообразующее начало,связь всего со всем, жизненный импульс, обеспечивающий постоянное созидание.

2.2 «Личныебоги»

Сдвиг в древнегреческом мировоззрении наметился в связи сразделением труда, отделением скотоводства от земледелия, развитиемпроизводительных сил и появлением патриархата. Это нашло отражение в мифологии.Место бесформенных демонических сил в ней занимают личные боги, одаренныеиндивидуальными… чертами, стремлениями, мышлением. Такими боги являются намв древнейшей поэзии греков, связанной с именем Гомера (IX -VIII века дон.э.).

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... и социум. Мы говорим: «человек и природа», «отношение человека и природы», - т.е. мы разделяем человека и природу. На самом деле человек не противостоит природе. Он сам необходимая часть природы. Но если «часть», то ...

Боги утратили связь с темным царством природы, имеют живые, яркиеоблики, живут страстями и делами. В богах отраженным светом проглядываютсоздавшие их люди. Богов волнуют сильные страсти: любовь и ненависть. Они любяти ненавидят, они умны, скрытны и отважны.

Любовь богов — уже не чисто природная страсть, хотя имеетмного природного и не отделяет человека от других живых существ. Таков эросранних мифов: Зевс стал быком, чтобы сочетаться с Европой, лебедем, чтобыовладеть Ледой; Посейдон в образе коня сочетался с Деметрой и титанидойМедузой, которая родила Пегаса. Но любовь теперь приобретает ряд оттенков,сообразно человеческим стремлениям и функциям. Достаточно указать на сонм богов-покровителейлюбви при Афродите: Эрот — начало и конец любви, Гимэрот — плотские вожделения,Антэрот — ответная любовь, Поф — страстное желание, богиня Пейто — любовные уговоры,Гименей — брак, Илифия-роды. Сама Афродита становится богиней любви и красоты,вместо прежней дикой, порождающей и всепожирающей страсти. Окружение Афродиты иЭрота веселое и беззаботное — Хариты-Грации. Знаменитые скульптурные образы —Афродита Книдская, Афродита Милосская, выражающие гармонический стройвселенной, всем своим обликом олицетворяют всеобъемлющую любовь в периодантичной классики.

Сдвиг в греческом мировоззрении, по сути, означаетформирование человеческой личности.

2.3 Трагическийтон в греческом мировоззрении

Осознание подвластностибезлично-космическому началу вносит трагический тон в греческое мировоззрение.Этому соответствует трагическая любовь. Она получает выражение в драмах Эсхила,Софокла, Еврипида. Отношение к любви здесь особое, не имевшее впоследствииместа в истории культуры. Любовь как чувство почти не проглядывает, хотя вседействие обусловлено ею. И это не удивительно, ибо трагедия еще насквозьмифологична, соотношение мира и человека имеет в ней преимущественно непсихический, а космологический характер. Герой, представленный трагедией, естьчеловек эпохи мифологии, особенность которого — пластически-зримое тело,включенное в баланс природы, или судьбы. В трагедии действуют герои,олицетворяющие родовые интересы и любовный конфликт вырастает преимущественнона почве не переживания, а борьбы отцовского и материнского права (миф об Оресте),запрета на кровосмешение (миф об Эдипе).

Родовые интересы принимают формувнешней силы, судьбы. Герои оказываются в полной зависимости от судьбы, роковымобразом посылающей им любовь, вовлекающую в преступления, беды,кровосмесительные связи.

О внутренней рефлексии по отношению к судьбе, поступкам,любви нет ни слова. В этом смысле отношение греков к судьбе и любовномуконфликту, причиной которого она, оказывается, отчасти совпадает с отношением кестественно-природной необходимости. Например, у Эсхила и Софокла совершеннонезыблема вера в справедливость, в совершенство божественного управления миромили в неизбежность расплаты за преступное деяние, нарушившее внешнюю норму.Правда, уже Эврипид не столь убежден в справедливости божественной воли — необходимость тех связей, в которые вовлекается герой, ставится под сомнение,ведь судьба — злой рок. Но и его герои не отвечают перед собой за свои чувства.Чувства остаются внешними им, как бы навязанными судьбой, а потому не вызываютни внутреннего протеста, ни внутреннего переживания. Любовь античных героевостается страстью — чужой, внеличной, слепой и холодной, влекущей к роковомуконцу и не вызывающей у них самих сострадания. Нет любовного общения личности сличностью, но общение человека с судьбой. Космический закон судьбы делаетчеловека своим орудием.

13 стр., 6319 слов

Вера, надежда, любовь как родовые признаки человека

... две возможности: либо способствовать осуществлению своего предназначения, либо препятствовать ему. Если люди следуют своей судьбе, их ожидает счастливая и процветающая жизнь, если же они, напротив, препятствуют ... их волю, заставляя подчиняться нашим суждениям, означает непростительное посягательство на права человека. Детям нужна любовь, забота и твёрдое руководство, однако они нуждаются в понимании ...

Мотив судьбы,предопределяющий любую удачу мужа — ибо только для мужчины в мире грековсуществует власть, слава, удача — к закату.

С возникновениемпатриархата в Греции наблюдается пренебрежение к женщине. Дружба между мужчинамивыдвигается в противовес общению с женщиной. Любовь часто носит принципиальногомосексуальный характер, принимая различные формы: товарищество воинов,отношения наставника и ученика, интимная дружба мужчины с юношей. В мифахпериода патриархата, в поэзии и философии мы встречаемся с любовьюгомосексуальной.

2.4 Новоеосознание любви Платона

С Платона начинается инаялиния античной идеи любви, попытавшаяся вычленить из эстетикинравственно-философский смысл, двусторонность, соединение в эросе высокого инизкого, доброго и злого, телесного и духовного. В искусстве эти две сторонылюбви предстали в образах Афродиты Пандемос и Афродиты Урании. У Платонапроисходит новое конструирование мифа на основе дуализма материи и сознания.Платон исходит из того, что существует мир «Идей» или истинногобытия, и мир вещей, представляющих собой слепок, подобие мира идей.»Идеи» Платона, по сути, и есть новое конструирование мифа: за богамимифологии Платон «разгадал» идеи совершенных образцов вещей, служащихдля подражания. Человек находится между двумя мирами и причастен как к мируидеального, так и к миру материального бытия. С миром «идей» человекасвязывает его бессмертная душа, по природе своей принадлежащая миру истинногобытия и лишь на время воплощенная в каком-либо теле. С материальным миромчеловек связан посредством тела, временного пристанища души.

Связь между двумя мирами, обуславливающими промежуточноеположение человека, осуществляется посредством эроса. Стремление души к своейистинной, бессмертной вселенской сути — настоящая любовная демоническаястрасть, импульс, которому подвержено все живое. Для выражения такогобезотчетного и безумного влечения Платону подходит понятие любви как эроса, ане любви-дружбы (цпАлос), не нежной привязанности родителей к детям (аторуг|),и не просто любви к ближнему (ауалт).

Философию эроса Платон развивает вдиалогах «Пир» и «Федр». В них мотив эроса как томления поабсолюту переплетается с идеей познания как припоминания истин, которые душазнала, находясь в чистом, идеальном виде.

Напряженность любовногоустремления по воссоединению со второй половиной бытия Платон иллюстрирует вмифе об андрогинах — существах, соединявших когда-то в себе две половинки — мужскую и женскую. Андрогины за их самостоятельность и непокорность былирасчленены Зевсом надвое. Половинки существ стали с вожделением стремится другк другу. В отсутствие второй половины андрогины бездействовали, умирали отголода и жажды. С тех пор, пишет Платон, «когда кому-либо случается встретитькак раз свою половину, обоих охватывает такое поразительное чувствопривязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже накороткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут дажесказать, чего они, собственно, хотят друг от друга»’. Видимо каждый«одержим стремлением слиться и сплавиться с возлюбленным в единоесущество».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... и невидимым Мирами? Она утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное… На границе сна уже ...

Двойственному началучеловеческой души соответствует и идея эроса у Платона. Эрос соединяет в себепротивоположные стороны человеческой природы. В диалоге «Пир» богЭрот изображается как порождение Пороса и Пении, бога и смертной женщины. Эротне бог и не человек, а демон, посредник между богом и человеком, он оказываетсясвязующим звеном между земным и небесным и средством восхождения к Благу. Эроспроисходит от нищеты — материи и богатства-логоса, исходит от Нуса ипринадлежит Афродите-душе. Потому бог Эрот соединяет в себе пользу и вред,добро и зло, стремление к благу и нужду. Эти свойства Платон делит между теломи духом. На стороне души оказывается благо, добро и бессмертие, на стороне тела- нужда, жестокость, зло.

При всей ориентации насущностный идеал, Платон далек от того, чтобы исключить из любви ту ее часть,что принадлежит телу. Для древнегреческого мировоззрения это неприемлемо.Сказывается чувственно-пластическое понимание космоса: влюбленным, по Платону,приятнее всего видеть любимого человека, и это ощущение зрения они предпочитаютвсем остальным, ибо зрением более всего питается любовь и благодаря зрению онавозникает.

По Платону, тот, ктохочет избрать верный путь к высшим таинствам любви, должен начать сустремленности к прекрасному телу. Сначала он полюбит одно тело, потом поймет,что красота одного тела родственна прекрасному телу любого другого, и что,«если стремиться к идее красоты, то нелепо думать, будто красота у всехтел не одна и та же. Поняв это он станет любить все прекрасные тела».

2.5 Эпохаиллинизма

Новое понимание любви ивыявление в ней человеческих, внекосмологических черт связано с эпохойэллинизма (с IV века до н.э.).

В новом свете любовьпредставляется не как космологический принцип взаимосвязи, а как человеческоечувство, человеческая страсть, имеющая, правда, много природного.

Теперь описываются различные переживания героя, и меняетсяотношение к женщине. Женщина наделяется нравственными достоинствами и умом,владеет ораторским искусством не хуже мужчины, как, например, Хариклея, Тарсияиз романа об Аполонии Тирском. Мужчины преклоняются перед красотой женщины.Подчеркивается также принципиально иной характер отношения просвещенногомужчины к женщине, которую он страстно желает.

Вместе с тем психические переживания еще слабо выражены,внутренний человек для писателей закрыт. Любовь — это скорее психологическиокрашенный эротизм героев, главную роль в любви играет прекрасная внешность.

Впервые в греческойлитературе появляется мотив верности в любви, становится стержневым ипроводится идея об облагораживающей силе любви (Ахилл Татий).

Одновременноздесь отражаются и черты общественного упадка; о нем свидетельствует и сатирическаяманера изложения любовной коллизии (Татий, Апулей, Петроний), и характерыгероев: зачастую они не отличаются высокими моральными качествами, искушены влюбовных делах — типичные представители богатой молодежи того времени.

Любимая женщина оказываетсяединственной, неповторимой, способной дать полную радость, боль и страдания.Любовь становится сложным, многогранным чувством. Спектр любовного отношениябогат: от обожания до скоропреходящей ненависти, от нежности до бесконечныхмучений. Появляется мотив безумной ревности и желание, чтобы любовь длиласьвечно.

2.6 Краткиеитоги

Для древних греков любовь была вписана в порядок мироздания,судьбы, как был вписан туда человек. Любовь — это универсальная космическаясвязь, пролагающая себе дорогу для всеобщего соединения, творчества. Это томление, которое не задаетсявопросом, прекрасно ли и нравственно ли оно, но является таковым для грека всилу природной целесообразности и совершенства. Любви как чувства, какпереживания почти нет. Есть всепоглощающая сила порыва, экстаза, вселенскоготяготения. Она неотделима от самого себя свершающего бытия и не предполагаетосознания чего-либо за ней. Свершая себя с человеком, любовь остается вне него;она внеличностна, иногда страшна, часто прекрасна, сулит то радость, тострадание, но всегда подчиняет себе. Любовь пластическителесна, как сам космос,чувственно-целостна; это — вселенская, а не просто человеческая страсть. Естьбытие и в нем связь всего — так обозначает себя любовь в сознании древнегогрека.

11 стр., 5315 слов

Чувства и эмоции. От любви до ненависти

... объясняет это так. «Нет ненависти, кроме обращенной в ненависть любви». Следовательно, ошибочно рассматривать множественные враждебные чувства людей просто как выплеск агрессивных инстинктов. Если ненависть — зависящее от обстоятельств ...

Другая линия античногопонимания любви выделила в ней, согласно бытию Идей и бытию вещей, две стороны.Одна сторона любви — томление по земному, телесному. Другая — томление посовершенству, которого на земле нет. Это — любовь к идее, благу, кбожественному. Разделение любви на духовную, совершенную и телесную,несовершенную таит возможность аскезы, отказа от телесной любви как греховнойради любви к божественному, к благу, что станет основой христианской морали всредние века. С эпохи эллинизма общественная мысль обращается к частной жизни,к быту. Поздний греческий роман и римская любовная поэзия, отражая культурнуюжизнь того периода, представляет любовь как особое эротическое чувство,предполагающее сложный душевный мир. Это понимание оказало большое внимание наразвитие средневекового куртуазного романа.

3. Часть2. Любовь в наши дни

 

3.1 Загадочнаясущность любви

 

Любовь — одно из самых сложныхотношений, богатых индивидуально неповторимыми нюансами. Понятие «любовь»многогранно: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине(патриотизм), и любовь к искусству, природе, путешествиям, и родительскуюлюбовь, и любовь детей к родителям. Любовь — понятие необычайно емкое имногозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью,детей. Бывает любовь живая и действенная, бывает и отвлеченная, ни к чему необязывающая — к человечеству вообще, к природе вообще…. Но умы людей большевсего занимает чувство любви женщины и мужчины. Поэты и прозаики, композиторы ихудожники романтической ориентации возвысили эту любовь до уровня всемогущейсилы, правящей ходом мировой истории. Конечно, с этим можно спорить, но любовьдействительно может стать, смыслом жизни человека, оттеснив на второй план вседругие дела и чувства. Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства,стремление понять, что же такое любовь.

В широком смысле слова любовь— это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном исамозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.

Наиболее специфичналюбовь, связывающая мужчину и женщину, любовь, которая представляет собойсложный комплекс человеческих переживаний, возникающих в результате слияниябиологических потребностей, трансформированных культурой, с нравственно-эстетическимии психологическими устремлениями личности.

15 стр., 7211 слов

Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина

... цивилизации развивались и эстетические чувства человека, оно постепенно очищалось от своих биологических корней. Любовь перестала быть простым удовлетворением биологических потребностей, а стала не столько единством тел, ... и они мне показались достаточно доказательными и реальными. Теория альтруистической любви, в этом плане, не стала для меня исключением. Несмотря на то, что термин «альтруизм» ...

Понять любовь сложно, ещетруднее — объяснить ее. Не случайно две тысячи лет назад римский поэт Тибуллназывал любовь «сладчайшей тайной», а немецкий поэт Г. Гейне — Сфинксом,Тысячелетней Загадкой. Она приносит много радости, делает жизнь человекаприятной и красивой, рождает светлые мечты, окрыляет и возвышает. Но в то жевремя любовь — источник многих страданий и даже трагедий. С ней связаныволнения, ревность, тревога. В любви соединяются противоположные чувства:страдание и наслаждение, радость и печаль, восторг и разочарование. «Любовь —обманная страна» и вместе с тем — самое манящее из чувств. Она дарит не толькосамое яркое наслаждение, но и одновременно самую сильную боль, не только самоеострое счастье, но и самое тяжкое горе. Ее полюса и контрасты сливаются в массунеповторимых сочетаний, и какое из этих сочетаний выпадет человеку —предугадать невозможно.

Любовь издавна считаласьсамым сложным из человеческих чувств — и не только потому, что с нейнепосредственно связана тайна жизни.

3.2 Толкованиелюбви Ф. Мориака

Суть душевной жизниМориак видит в страсти, для которой характерно бесконечное изменение истрадание неудовлетворенности. Источник противоречивости и алогичности страстиМориак усматривает в трансцендентном: «Я верю в того, кого люблю. Я люблюне себя». Потому любовь — постоянно ускользающее чувство, за которым стоиттайна, вынесенная за пределы личности. Раскрывая самое худшее в человеке какпроблему поиска себя, Мориак не допускает, что причиной преступления могут бытьфрейдовские инстинкты. Согласно Мориаку, за всем стоит целостное влечение ктрансцендентному.

Трансценденцияобнаруживается у Мориака, во-первых, как темное сплетение желаний, поступков ирешений, как толчок, который неосознанно заставляет искать индивидуальнуюсвободу и пробуждает жажду любви. Во-вторых, как случайность на пути человека.И в третьих, как просветление в результате страдания, перемещение интереса собыденной действительности на подлинную реальность. Показателен в этом смыслероман Мориака «Тереза Дескейру». Парадокс любви состоит в том, чтолюбовь есть возможность, а не действительность. Она существует как пустыня.Богу, который знает все, нечего сказать. Бог — самая молчаливая страсть».Есть лишь неутоленная жажда любви, которая через страдания и мучения ведетличность к осознанию своей уникальности и божественного предназначения.Невозможная возможность индивидуального существования.

3.3 Соблазнениекак составляющая любви

Соблазнение предполагает любовь,язык (знаки, жесты, речь и пр.), мазохизм. Все для того, чтобы стать длядругого априорным горизонтом его собственных возможностей, т.е. стать всем.

Соблазнение колеблется от самого тонкого расчета до самогогрубого физического предложения, но всегда имеет целью собственную свободу,«Я» соблазнителя, а не любовь. Любовь для него только средствособлазнения: вызвал любовь и соблазнил, полюбил ради соблазнения собой. Самосуществование соблазнителя становится ловушкой, приманкой, искусством.Благодаря вызову, на который надо ответить, другой начинает существовать каксмысл, ибо включен в игру под названием соблазнение. И здесь то же правило:любить, чтобы соблазнить, а не наоборот.

Суть игры в соблазнениесостоит в том, чтобы заставить другого верить, будто он является субъектомжелания, самому не попадаясь в эту ловушку. Или же сделать себя«соблазнительным» сексуальным объектом, если таково«желание» партнера, но никак не становиться им всерьез. Ибо, еслипопадешься в ловушку соблазна, ощутишь под ногами пустоту, отсутствие смыслалюбви. Потому что в реальности человек не может стать для другого всем, непорабощая его. Другой тогда теряет свою свободу и становится фактичностью,вещью среди других вещей. А свободный человек не может любить раба, вещь.

14 стр., 6685 слов

Античный феномен любви

... Остальные виды «филии»: любовь к отцу («филопа-тор» — «любящий своего отца»), любовь к матери («филомэтор» — «любящий свою мать»), любовь к детям («филепаис» — «детолю­бивый»), любовь к братьям и ... в будничном, повседневном значении этого слова. Интенсивность любви, следовательно, объясняется и определяется не столько предметом любви, сколько способностью любить. Любить — значит быть живым в самом ...

Итак, современный дискурс и чувство: любовь соблазняет -этоее цель. Соблазн пронизывает любовь и проходит насквозь. Сила желаниясуществует лишь затем, чтобы быть отобранной, преобразованной, приукрашеннойили приуменьшенной. Это ни в коем случае не игра ради игры, но игра радисохранения смысла любви, удержания невозможного, бегство от пустоты бытия. Тот,кто соблазняет, может действительно любить или желать, но на более глубокомуровне, которому не позволено проявиться ради бегства от возможного разочарованияи обыденности. Соблазнитель попадает в атмосферу видимости, иллюзии, куда недостигает бытие «вещественного» и безличного мира, и в которуюпредлагается войти другому. Он избегает прямого вопроса о действительнойприроде соблазна: любви и желании, он заставляет истину лишь мерцать, оставляяее загадкой, которая будет разрушена сразу, как только в реальности кто-тостанет «Богом» для другого.

Соблазнение не позволяетустановиться никаким отношениям, не изменив их, не затемнив, не эстетизировав.Оно предлагает приманки, самой большой из которых является свобода. Сутьсвободы — не только быть для другого всем, «Богом», но и суметь все (опять,же самое невероятное и превосходящее действительность): соединить божественныевысоты любви с недозволенностью, нарушением норм. Иными словами, другой полюссоблазна — грех, явно или подспудно освещенный в современной культуре.

3.4Краткие итоги работы

Необъятность любви, темболее любовного соблазнения с его садомазохистским комплексом не может бытьпередана классическим литературным языком. На смену приходит искусственнаябессвязность речи, поток чувств и сознания, цель которых — приблизиться креальному (переживаемому) смятению смысловой иллюзии, называемой любовью(Бодрийар, Джойс, Беккет, Батай, Делез).

Приведем отрывок из Беккета,демонстрирующий обратную перспективу любви с отсутствием представления итрадиционного ожидания идеала красоты: «Лицо как лицо, каких миллионы. Онакосила, но я это потом только понял. Не молодое лицо и не старое, так, что-тосреднее между свежестью и увяданием.

На наше счастье сознаниевсерьез попадает в расставленную ловушку соблазна. Мы падаем в реальность ипо-настоящему чувствуем любовь — такую, какую способен вынести каждый из нас:бессмысленную, несчастную, обыденную, реальную, совершенно обнаженную иодухотворенную. Реально мы постоянно выпадаем из современной массовойпсихологической реальности. Но мы всегда имеем ее в виду. В этом стыке — нашасудьба.

Списокиспользованной литературы

1. Мирская Л.А. Эрос и соблазн.Ростов на Дону.: Изд-во «Ирбис», 1997г.

2. Эмерсон Р. Нравственная философия.— Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000г.

3. Рюриков Ю. Б. Мёд и яд любви:Любовь и семья на сломе времен. — М.: Мол. гвардия, 2002г.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... с участниками театр – экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. Проводится ... личности. Цель: формирование и сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного взаимодействия, общения; учить принимать ответственность ...

4. Этика: Учеб, пособие / Т.В.Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др.; Под ред. Т.В. Мишаткиной,Я.С. Яскевич. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2002г.

5. Вишнякова О.В. Этика Бердяева. —М.: Гвардия, 2001г.