Эмоционально-волевая сфера личности 3

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………с.3

I. Часть 1. Эмоционально-волевая сфера личности

1. Общее понятие об эмоциях………………………………………………с.5

2. Физиологические основы эмоций……………………………………….с.7

3. Функции эмоций………………………………………………………….с.9

4. Классификация эмоций…………………………………………………с.10

5. Развитие эмоций и их значение в жизни человека……………………с.12

6. Общее понятие о воле…………………………………………………..с.14

7. Физиологические основы волевых действий………………………….с.18

8. Структура волевого действия………………………………………….с.19

9. Волевые качества личности и их формирование……………………..с.22

II. Часть 2. Методы изучения эмоционально-волевой сферы

личности……………………………………………………………………….с.25

1. Методика определения уровня личностной тревожности

Ч.Спилберга……………………………………………………………………с.26

2. Методика «Шкала вспыльчивости» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева……с.27

3. Методика «Выявление упорства школьников в умственной деятельности» А.И.Высоцкого………………………………………………..с.28

Заключение……………………………………………………………………с.30

Список литературы…………………………………………………………..с.32

Введение.

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако, когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это, об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р.Вудвортса (1950), Д.Линдсли (1960), П.Фресса (1975), Я.Рейковского (1979), К.Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П.М.Якобсона (1958), В.К.Вилюнаса (1973), Б.И.Додонова (1987), П.В.Симонова (1962, 1975, 1981, 1987), Л.И.Куликова (1997).

Однако, и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. [3, c.9].

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени.

5 стр., 2315 слов

Методики изучения личности и познавательной сферы школьника

... характером?_________________________________________ счастливым?__________________________________________________ 4. Изучение мотивации учебной деятельности школьников Задание 1. Учусь потому, ... было поровну? 3. Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн в модификации ... на вопросы: 1). Каких людей Вы считаете здоровыми? __________________________________________________________________ ...

До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность самого понятия «воля» (Г.Инглиш, А.Инглиш [H.English, A. English, 1958]), другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону — способность преодолевать затруднения и препятствия (А.Ц.Пуни [1973, 1977]).

[4, с.10]. В советской психологии наиболее полный обзор и анализ работ по воле имеются в работах В. И. Селиванова, М. Г. Ярошевского, Д. Н. Узнадзе, в учебниках С. Л. Рубинштейна [2, с.3].

Цель данной работы — рассмотреть с позиций современной психологии особенности эмоционально-волевой сферы личности. Задачи — раскрыть общие понятия об эмоциях и воле, их физиологические механизмы, свойства, функции, продемонстрировать значительный вклад эмоций и воли в жизнедеятельность человека.

Общее понятие об эмоциях.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определен­ное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наобо­рот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выражен­ные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризую­щая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, сим­патия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представ­ляют собой чувства или эмоции.[6, с.392].

Эмоции (лат. Emovere — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия).

Они сопровождают все виды активности (деятельность, поведение, психические процессы и состояния).

Эмоции охватывают почти весь организм, производя почти моментальную интеграцию всех функций организма (П.К.Анохин).[1, с.132].

Наиболее существенной характеристи­кой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на кото­рые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо ска­зать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда свя­зана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.[6, с.393].

12 стр., 5664 слов

Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей

... отмечают сейчас тот факт, что музыка должна быть обязательным элементом в процессе формирования личности человека, обособления его в мире как индивидуума, поиска им своего места в ... обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Наше ухо располагает наименьшим количеством ...

Несмотря на то, что эмоция представляет собой чисто субъективное состояние, не имеющее, соответственно, ничего общего с отражением объективного обстоятельства, она все же подразумевает его. Можно сказать, что эмоция способствует ясному отражению данного объективного обстоятельства и концентрации на нем сознания. Например, в случае страха в сознании господствуют представления, связанные с ситуацией, вызвавшей страх.

Таким образом, эмоция представляет собой переживание субъективного состояния, которое в то же время предполагает переживание объективного обстоятельства в качестве причины или предмета. Например, я чего-то боюсь, на что-то сержусь, кого-то люблю или ненавижу и т.д.[9, с.100].

Физиологические основы эмоций.

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния — результат деятельности мозга. Возникновение их вызвано изменениями, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для эмоций, имеют своей основой как сложные безусловные, так и условные рефлексы.

Чем большую значимость для человека приобретают изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими будут переживания чувств. Возникающая вследствие этого перестройка систем временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает и усиленно бьется), изменением кровоснабжения отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту от волнения, «холодный» пот от страха) и т. д.[7, с.366].

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания возникают не только при непосред­ственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями. В настоящее время принято считать, что вторая сигнальная систе­ма является физиологической основой высших человеческих чувств — интеллек­туальных, моральных, эстетических.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существу­ет. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изуче­ние эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретиче­ский материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной сто­роны — э……..

11 стр., 5355 слов

Психологии личности и общей психологии С.Т.Джанерьян

... Развитие представлений о природе способностей в зарубежной психологии. Факторные модели интеллекта как общих способностей Ч.Спирмена, Дж.Гилфорда, Л.Терстоуна, Р.Кеттела, Д.Векслера, Ф.Вернона и ... и методов их диагностики (возбудимость внимания, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, тревожность, реактивность, активность, ригидность, утомляемость, экстраверсия-интроверсия). Предметный и ...

Список литературы.

1. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Машурцева, Д.А., Орлова, Л.М. Общая психология: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В.Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.

2. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Издательство Московского университета, 1998.

3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

4. Ильин, Е.П. Психология воли. 2-е изд. — СПб: Питер, 2009. — 368 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

5. Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед.училищ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986.

6. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

7. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2000.

9. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш.Чомахидзе; Под ред. И.В.Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»).