ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

 

Общая характеристика студента( АНКЕТА )

По 6 пунктам


I. Общие сведения

П. Сведения о семье

III. Личность студента

IV. Положение в коллективе

V. Учение

VI. Труд

Существуют также следующие виды анкет

Изучение учебных интересов(АНКЕТА)

Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей

студента.

Изучение познавательных потребностей студента(АНКЕТА)

Цель: установить интенсивность познавательных потребностей студентов.

Изучение дружеского окружения студента(Анкета)

Цель: установить характер дружеских связей студента

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СТУДЕНТА

Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности студента, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе развития личности.

Характеристика «Уровня личностного роста учащегося» (УЛР) представляет собой перечень показателей (их всего 17) и уровней их проявления, выражающихся в баллах: 5, 4, 3, 2, 1. При этом предлагаемые ориентиры, соответствующие 5 и 4 баллам, будут служить для воспитанников своеобразным толчком, стимулом для развития отдельных сторон характера, осознанию необходимости приложения определенных волевых усилий для самосовершенствования.

| 1) Для проведения анализа УЛР используется развертка, в которой обозначены
все показатели в закодированном виде (столбцы от 1 до 17).

В строке про-
ставляются «баллы» соответственно уровню проявлений по каждому показателю (в случае пограничного проявления признака возможна оценка с деся-
тыми долями — 3,4; 4,5; 4,8 ит. д.):

Показа тели
Уровень проявления                                  

2) Подсчет баллов по горизонтали дает возможность судить об уровне личностного роста студента в целом (если сумму баллов разделить на количество
показателей, в нашем случае- на 17, получим средний уровень личностного роста студента).

3) Рекомендуется работать с данной методикой на всех стадиях развития личности воспитанника для сопоставления оценки по каждому показателю с начальным уровнем. Так появляется возможность определения направленности личностного роста, «западающих» сфер и осуществления своевременной и необходимой коррекции.

 

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

 

Цель:изучение уровня духовно-нравственного развития личности студентов;

определение изменений, происшедших в личности студента в течение учебного года.

Метод: наблюдение.

Ход проведения: мониторинг рассчитан на студентов I-II курсов и проводится в конце каждого года обучения. На малом педсовете преподавателям предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств каждого студента («В» — высокие, «С» — средние, «Н» — низкие) на основе собственных наблюдений и результаты занести в таблицу (возможно заполнение только классным руководителем):

Духовно-нравственные качества личности:

1. Готовность прийти на помощь.

2. Умение быть благодарным.

3. Уважение к старшим.

4. Дружелюбие.

5. Забота о младших.

6. Трудолюбие.

7. Ответственность за порученное дело.

8. Инициативность.

9. Терпимость.

10. Активность в учебе.

11. Творческая направленность.

12. Любовь к Родине.

13. Позитивное отношение к своей национальности.

14. Наличие принципов и убеждений.

15. Культура речи, общения.

16. Нравственность поступков.

17. Интерес к родной культуре.

18. Интерес к истории своего края.

19. Физическая активность.

20. Коллективизм и т.д.

Обработка результатов:

При обобщении результатов диагностики по группе считается процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу студентов. Затем выделяются приоритетные характеристики группы (наивысший процент) и проблемные характери­стики (наименьший процент).

Эта методика позволяет видеть динамику развития личности студента; анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного студента, так и группы в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе с группой и индивидуальной работе со студентами. Осуществляя анализ, обращайте внимание на то, какие качества личности студента выпадают из «индивидуальной нормы», даже при наличии отрицательной тенденции, старайтесь подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ СТУДЕНТА

 

Воспитанность— это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Общий уровень воспитанности студента определяется на основе выведения среднего оценочного балла, складывающегося из:

  • самооценки студента;
  • оценки преподавателя;
  • оценки родителя;
  • взаимооценки студентов группы по всем критериям отслеживания.

Режим диагностирования:

1. Начало года — 1-я половина сентября.

2. Конец года — 2-я половина апреля.

Критерии изучения уровня воспитанности

1. Свобода личности:

  • уровень самосознания;
  • самостоятельность в принятии решения;
  • самодисциплина, честность;
  • чувство собственного достоинства, самоуважение;
  • гражданский выбор содержания жизнедеятельности.

2. Гуманность личности:

  • милосердие, доброта;
  • способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм;
  • терпимость, доброжелательность;
  • скромность;
  • готовность оказать помощь близким и дальним;
  • стремление к миру, добрососедству;
  • понимание ценности человеческой жизни.

 

Оценивание общего уровня воспитанности студента

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень — 5 баллов (проявляется ярко и есть стремление к этому).Выше среднего уровень — 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень — 3 балла (проявляется ограниченно, недостаточно).

Низкий уровень — 2 балла (не проявляется совсем).

 

Рисуночные тесты

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека.

Как показывает опыт применения этого набора тестов, он весьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей. Это следующие особенности:

• уровень общего умственного развития;

• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;

• уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;

• недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;

• повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;

• тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);

• страхи и т.д.

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.

Для анализа личности студента в рамках пед. практики я использовала пятифакторный личностный опросник,

Или тест Большая пятерка (Big five), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Позднее методику дорабатывали, и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник).

Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета — модели личности. Таким образом, модель большая пятёрка (Big five) – диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека (см. рис.1 Модель большая пятерка).

Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность. Инструкция: прочтите парные высказывания и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».