Контрольная по социальной психологии

1. Составить ДВЕ хронологических таблиц по основным этапам исторического развития социально-психологических идей в нашей стране и за рубежом начиная с конца XIX века:

ЭТАПЫ

ТЕОРИИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

2. Составить словарь терминов по разделам (не менее 10 слов по каждому разделу).

3. Составить алгоритм по основным методам социальной психологии (наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрия).

4. Письменно ответить на вопросы по теме: «Зарубежная социальная психология: социально-психологические теории, разработанные в рамках основных теоретических ориентаций»

Вопросы по теме: «Социально-психологические теории, разработанные в рамках необихевиористской ориетации»

1. Особенности ориентации

  1. Кто является основателем бихевиоризма?
  2. Когда возник бихевиоризм? Когда возник необихевиоризм?
  3. Почему необихевиористской ориетация не получила широкого одобрения социальных психологов?
  4. Кто разработал схему оперантного обусловливания?
  5. Каким образом происходит изучение по данной схеме?
  6. Что такое «оперант»?
  7. Почему оперантное научение называют «научением типа R»?
  8. В чем заключается идея медиаторного подхода?

2. Теория фрустрационной агрессии Н. Миллера и Д. Долларда

  1. Кто впервые высказал идею агрессии и фрустрации?
  2. Какова основная гипотеза подхода Н. Миллера и Д. Долларда?
  3. Что происходит, если не удается проявить агрессивное поведение по отношению к фрустрирующему объекту?
  4. Какова роль подражания в теории Н. Миллера и Д. Долларда?
  5. Что такое «парнозависимое поведение»? Чем оно отличается от копирующего?
  6. Приведите свой пример парнозависимого поведения.

3. Подход А.Бандуры (теория социального научения)

  1. Как А. Бандура назвал свой подход?
  2. Почему А. Бандура выступал против экстраполяции данных из мира животных на социальный мир?
  3. Какова роль подкрепления в процессе научения?
  4. Какую роль оказывают действия других на поведение людей?
  5. Что может быть источником подкрепления при научении?

4. Подход Д.Тибо и Г.Келли

  1. В чем заключается основная идея подхода?
  2. Какими могут быть позитивные платежи?
  3. Что такое «уровень сравнения» и «уровень сравнения альтернатив»?

5. Подход ДЖ.Хоменса

  1. В чем суть идеи взаимного обмена?
  2. Что такое «сентимент»?

Вопросы по теме «Социально-психологические теории, разработанные в рамках когнитивисткой ориентации»

1. Особенности ориентации

  1. На каком процессе делается акцент в исследованиях в рамках когнитивистской ориентации?
  2. Каковы теоретические источники когнитивистской ориентации?
  3. Назовите принципы объединяющие когнитивизм и гештальтпсихологию.

2. Теория когнитивного соответствия

  1. Почему когнитивная структура человека стремится к балансу, гармонии?
  2. Идеи каких авторов считаются источниками теорий когнитивного соответствия?

3. Теория структурного баланса Ф.Хайдера

  1. Что такое «наивная психология»?
  2. Существует ли принципиальные различия между восприятием физических объектов и восприятием людей?
  3. Зачем изучать «житейскую психологию»?
  4. Что такое «сентенция»?
  5. Какие «сентенции»являются основополагающими в теории Ф. Хайдера?
  6. Что такое «каузальная атрибуция»? С какой идеей в теории Ф. Хайдера она связана?
  7. Почему позитивные отношения транзитивны, а негативные – нетранзитивны?
  8. Какая структура является сбалансированной? Какая – несбалансированной?
  9. В чем заключается критика теории?

4. Теория коммуникативных актов т.Ньюкома

  1. На какую теорию опирался Т.Ньюком?
  2. Каков основной тезис Т.Ньюкома?
  3. Что ведет к увеличению коммуникативных актов?

5. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера

  1. В чем сущность когнитивного диссонанса?
  2. В каком случае тенденция сравнивать себя с другими уменьшается? В каком увеличивается?
  3. Что такое когнитивный консонанс?
  4. Почему консонанс является желаемым внутренним состоянием?
  5. Что такое когниции?
  6. Сколько типов когниций вы знаете? Приведите примеры.
  7. Какие когниции изменяются легче?
  8. Каковы причины возникновения когнитивного диссонанса?
  9. Назовите способы уменьшения диссонанса?

10) Как называется состояние, когда диссонанс отсутствует?

6. Вторая версия когнитивного подхода (с.Аша, д.Креч, р.Крачфилд)

  1. Какой метод исследования является адекватным с точки зрения второй версии когнитивного подхода?
  2. Какая проблема является центральной в работах С.Аша?
  3. Как менялось понимание термина «социальная прецепция»?
  4. Опишите эксперимент С.Аша, связанный с социальной прецепцией?
  5. Какие тенденции при восприятии другого человека выявил С.Аш?

Вопросы по теме: «Социально-психологические теории, разработанные в рамках психоаналитической ориентации»

1. Особенности ориентации

  1. Кто является основоположником психоанализа?
  2. К какому времени относят проявления и расцвет этого направления в научной и практической психологии?
  3. Каковы основные положения и понятия психоаналитической теории (структура личности (Ид, Эго, Суперэго), струтура сознания, инстинкты как движущая сила поведения, значение детского опыта)?
  4. Какое влияние психоанализ оказал на теорию и практику исследований в области социальной психологии за рубежом?
  5. Какие экспериментальные исследования групп были проведены в рамках психоаналитической ориентации?
  6. Опишите основные группы проблем, которые изучает психоаналитическая ориентация.
  7. Назовите основные социально-психологические теории, разработанные в рамках ориентации.
  8. Назовите основной теоретический труд, к которому восходит большинство представлений авторов психоаналитической ориентации в социальной психологии?
  9. Какие методологические приемы предложил З.Фрейд для описания группы?
  10. Каков, с точки зрения З.Фрейда, механизм групповой динамики? Какими понятиями пользовался З.Фрейд для объяснения групповой динамики?
  11. В чем состоят особенности психологии лидера и его роль в группе с точки зрения З.Фрейда?

2.

Динамическая теория функционирования группы в.Байона.

  1. Назовите основную особенность понимания В.Байоном группы.
  2. Какими параметрами характеризуется группа в теории В.Байона?
  3. Опишите групповую динамику по В.Байону?
  4. Оцените значимость вклада теории В.Байона в социально-психологическую теорию группы.

3. Теория развития группы в.Бенниса и г.Шеппарда

  1. Какая модель группы легла в основу теории В.Бенниса и Г.Шеппарда?
  2. Опишите особенности Т-групп.
  3. Что означает термин «валидная коммуникация»?
  4. Назовите две основные проблемы, разрабатываемые в теории.
  5. Опишите помехи в становлении валидной коммуникации.
  6. В чем заключается роль лидера в группе с точки зрения В.Бенниса и Г.Шеппарда.
  7. Назовите фазы и этапы группового развития, описанные в теории, и раскройте их содержание.
  8. Оцените значимость вклада теории В.Бенниса и Г.Шеппарда в социально-психологическую теорию группы.

4.

Трехмерная теория интерперсонального поведения в.Шутца

  1. Назовите принципиальное теоретическое положение теории В. Шутца.
  2. Каким образом, с точки зрения В.Шутца, человек реализует опыт своих детских взаимоотношений во взрослой жизни?
  3. В чем состоит первый постулат теории В.Шутца?
  4. Назовите три межличностные потребности, описанные В.Шутцем.
  5. Какую роль играет удовлетворение (неудовлетворение) этих потребностей в психической и социальной жизни человека?
  6. В чем суть потребности в контроле?
  7. Как характер удовлетворения потребности во включении влияет на социальное поведение человека?
  8. Какие типы социального поведения описал В.Шутц?
  9. В чем суть потребности в контроле?
  10. Как удовлетворение потребности в контроле влияет на социальное поведение?
  11. В чем суть потребности в любви (построение тесных эмоциональных связей)?
  12. Как удовлетворение потребности в любви влияет на социальное поведение человека?
  13. Дайте определение понятия «совместимость» в теории В.Шутца?
  14. Назовите типы совместимости, описанные в теории.
  15. Опишите этапы развития с точки зрения В.Шутца.

5. Концепция авторитарной личности

  1. Каков механизм формирования авторитарной личности с точки зрения Т.Адорно?
  2. Каковы основные черты авторитарной личности?

Вопросы по теме «Основные социально-психологические теории, разработанные в рамках интеракционистской ориентации»

1. Основные положения

  1. Назовите основное (ключевое) понятие данной ориентации и сформулируйте общий предмет всех концепций ориентации.
  2. Чем отличается подход к взаимодействию в интеракционистской ориентации от подходов в других теоретических системах?
  3. Назовите основные проблемы, изучавшиеся представителями интеракционистской ориентации.
  4. Назовите основные теоретические источники интеракционистской ориентации.
  5. Какому направлению в зарубежной социальной психологии можно отнести интеракционистскую ориентацию?
  6. В чем прежде всего проявляется «социологичность» интеракционисткой ориентации?
  7. Какие направления можно выделить внутри ориентации, и чем они различаются?

2. Символический интеракционизм

  1. Назовите основоположника символического интеракционизма и его основной труд.
  2. Какие особенности научной деятельности ДЖ.Мида предопределили путь развития его научной теории.
  3. Назовите и раскройте основное понятие концепции Дж.

    Мида.

  4. Каковы основные положения концепции символического интеракционизма?
  5. Какую роль играет понятие «символ» в концепции Дж.Мида? Раскройте содержание этого понятия.
  6. Какую функцию выполняет символ в процессе социального взаимодействия?
  7. Что такое описанная Дж.Мидом способность «принять роль другого человека»? Какова ее функция в процессе взаимодействия?
  8. В чем суть описанного ДЖ.Мидом понятия «обобщенный другой» и какова его роль в процессе взаимодействия?
  9. Каковы особенности понимания личности в концепции Дж.Мида?
  10. Назовите переменные, определяющие, с точки зрения интеракционистов, поведение индивидов?
  11. Опишите основные компоненты структуры личности, предложенной в интеракционистской ориентации. Как эта структура перекликается со структурой личности З.Фрейда?
  12. Как в концепции интеракционистов рассматривается взаимодействие личности и общества?
  13. Назовите основные научные школы, развивающиеся в рамках интеракционистской ориентации, и их руководителей.

    Опишите основное различие методологических позиций этих школ.

  14. Какую роль, с точки зрения Г.Блумера, играет процесс операционализации понятий и количественное измерение в научной теории?
  15. Какой подход Г.Блумер считает адекватным для изучения социально-психологических феноменов?
  16. Опишите различия во взглядах на структуру личности, принятых в чикагской и айовской школах символического интеракционизма?
  17. Какое операциональное определение личности дал М.Кун?
  18. Какую измерительную процедуру предложил М.Кун для изучения личности?
  19. Каково различие в подходах к ролевому поведению, принятых в чикагской и айовской школах символического интеракционизма?

3. Ролевые теории

  1. Какие два класса ролевых теорий выделяют в социальной психологии?
  2. Опишите особенности структуралисткой и интеракционисткой ролевой теорий.
  3. Каковы особенности понимания термина «роль» в интеракционизме?
  4. Опишите основные понятия ролевой теории Р.Линтона?
  5. Какие апекты, по мнению М.Дойча и Р.Краусса, обычно подчеркивают авторы, когда говорят о роли?
  6. Каковы общие особенности классификации ролей в ролевых теориях?
  7. Какие факторы определяют восприятие и выполнение индивидом социальной роли?
  8. Что такое ролевой конфликт?
  9. Какие типы ролевоых конфликтов обычно выделяют?
  10. В чем состоит суть концепции «социальной драматургии» И.Гофмана? Как рассматривается роль в концепции И.Гофмана?

4. Теория референтной группы

  1. Сформулируйте определение понятия «референтная группа».
  2. Какая идея Дж.Мида лежит в основе представлений о референтной группе?
  3. Какие группы могут выступать в качестве референтных?
  4. Какие функции референтной группы выделял Г.Келли?
  5. Какие критерии выбора референтной группы человеком с точки зрения Р.Мертона?

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998.

  1. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / Под. Ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 3-е изд., исправленное. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений.- М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
  3. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. Учебное пособие для высших учебных заведений .- М.: Библионика, 2006.

5. Чалдин Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (серия «Главный учебник»).

– СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

  1. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПБ.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004.
  2. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.- М.: Аспект Пресс, 1999
  3. АндрееваГ.М., Богомолова Н.Н., петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия Теоретические подходы: Учебное пособие вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001