Заключительная лекция философия

Заключительная лекция

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ

И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП МЕДИЦИНЫ. БИОЭТИКА

План лекции

1. Антропоцентризм – ядро философского мировоззрения

2. Исторические типы антропоцентризма

3. Антропоцентризм – методологический принцип медицины

4. Биоэтика

Медицину интересует влияние различных, в том числе и вселенских условий и факторов на жизнь и здоровье людей. Наиважнейшее звено в цепи развивающейся Вселенной – человек. Человек пока единственно известное существо в Космосе, которое способно силой своего разума и своей воли воздействовать на саму Вселенную. Это антропное (греч. anthropos человек) явление, распознанное и актуализированное антропоцентристской философией еще в Древней Греции. И сегодня философское мышление и мировоззрение антропоцеитричны.

Антропоцентризм как философский принцип

Все, что есть в мире, человек соотносит со своим внутренним духовным миром. Человек осмысливает и оценивает мир, свершающиеся в нем явления и процессы, руководствуясь принципом антропоцентризма. «В мире, основанном на нестабильности и созидательности, человечество оказывается в самом центре Мироздания» (И. Пригожин).

Основное преимущество антропоцентристского принципа – указание на уникальность статуса человека в бытии сложных и относительно стабильных земных и внеземных структур (в том числе и жизни).

Эта задача связывается с формированием новых взглядов на Вселенную, научной основательностью знаний о связях и отношениях (законах) самоорганизации, происходящей в мире вещей и предметов, явлений и процессов. Западный антропоцентризм дает человеку иллюзию самодостаточности, забывая о его естественной взаимосвязи со всей Вселенной – неживой и живой.

Смысл современной интерпретации антропоцентризма можно определить так: человек является эндогенным (греч. endon – внутри и genos – род, происхождение) образованием по отношению ко всей Вселенной, но особенно той ее части, которая называется галактикой – Млечным Путем и Солнечной системой. Человек, согласно антропоцентристскому принципу, занимает исключительное место во всей Вселенной, является качественно самобытным фактором природного саморазвития, сознательно нацеленного на повышение стабильности глобальной и космической системы под названием природа-человек в ее коэволюционной организации. Это делает человека активным, сознательным соучастником эволюционных изменений в развитии Вселенной.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая ... спиритических сеансах совершаются при помощи, именно, эфирного двойника медиума. 3. Прана – жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений в Космосе. 4. Кама – животная душа (или высшее ...

В конце XX в. возникло мнение, что человек, будучи в центре мира, не является простой его составной частью, а возвышается над ним. Это продолжение старого спора между учеными-эволюционистами и религиозными философами – креационистами. В некоторых штатах США даже приняты законы о запрещении преподавания в школах эволюционной теории, которая якобы уничтожает смысл в жизни человека и превращает его в примитивное животное, участвующее в борьбе за собственное выживание. А современные ученые-эволюционисты доказывают, что эволюционная теория научно верна и, будучи нацеленной на исследования древних ископаемых, свидетельствует о качественном изменении, развитии всех земных вещей и предметов. Но оба эти учения не подвергают сомнению сам принцип антропоцентризма. Человек мыслится целостностью, состоящей из организма – тела, ограниченного во времени и пространстве, и его разума, обладающего свойством поля, ничем не ограниченного. Наука пока не может объяснить механизм возникновения самого разума, но рациональная жизнь на Земле (ноосфера) уже существует и имеет достаточно высокий уровень технологии для вступления в контакт с другими разумными мирами.

Антропоцентризм ныне уже не только принцип, а и некое философское мировоззрение, согласно которому человек с его разумом находится в центре Вселенной как наивысшая цель и главный смысл саморазвития всех свершающихся в мире событий. Антропоцентризм, будучи философской системой миропонимания, судит о самом человеке как наиболее совершенном продукте естественной природы – Космоса, познание которого ведет к постижению многих тайн Вселенной и пониманию первопричины ее бытия. Н.А. Бердяев писал: «Познание человека покоится на предположении, что человек – космичен по своей природе, что он – центр бытия».

Уже в античной философии антропоцентризм рассматривался как учение о человеке – органической части целостного Космоса. Пифагор указывай; на единство бытия человека и космоса, где торжествуют ритм, гармония и порядок. А софист Протагор провозгласил, что «человек есть мера всех вещей». Это положение впоследствии уточнил Сократ: «Человек мыслящий есть мера всех вещей». Еще более антропоцентристски выразил свое отношение к человеку Демокрит, назвав его космом. Врач-мыслитель Гиппократ увидел в человеке единство мира в структурной соотнесенности окружающей среды, здоровья и характера человека. Аристотель определил человека как самую глубокую сущность всеобщего космического бытия. Но наиболее осязательно принцип антропоцентризма был представлен мыслителями эпохи Возрождения. А после средневекового игнорирования философии антропоцентризма в Новое время ее восстановили как идею о центральном положении человека в Космосе.

Современный антропоцентризм начал складываться в XIX в., когда в центр постижения смысла Вселенной стали ставить человека с его рациональной деятельностью во имя собственного жизнеобеспечения. Философия того времени ограничивалась в основном умозрительным созерцанием взаимосвязи человека с Вселенной. Но при многих различных подходах к пониманию человека все сходятся в одном: только разгадав тайну творческого начала в человеке, можно раскрыть и тайну мира. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, – утверждал Н.А. Бердяев, – и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека – лишь относительное».

14 стр., 6875 слов

Проблема бытия в философии

... как философской теории бытия в метафизику метода. Р. Декарт, разрабатывая научный (наподобие математики) способ отношения человека к бытию, включает этот способ в мир философского самосознания человека, который, с ... протяженность”, в понимании движения поддерживал трактовку Аристотелем “формы” как активного начала Вселенной. Онтологически он подходил к проблемам морали и права, считая их принципы и ...

В творчестве оригинальных философов К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и др. произошло «возвращение» людей к непреходящим ценностям человеческого существования в Космосе. Ч. Дарвин сам сознавал, что одним только естественным отбором происхождение человека от обезьяны научно объяснить нельзя. Помимо теории естественного отбора, необходимо привлечь иные научные теории и философские парадигмы.

Дарвиновская концепция, опирающаяся на сравнительно-анатомические показатели, факты эмбриологии, палеонтологические находки переходных форм от обезьяны к человеку, особо подчеркивала специфику человеческой жизни как особо самобытной. Дарвиновская теория многое разъяснила в эволюции человека как организма. Но она не способна объяснить факт формирования сознания человека, его разума. Это невозможно пока объяснить и теорией мутаций, если не признать условно, что сознание появилось в результате многих мутационных процессов.

Диалектико-материалистическая философия разделяет мнение ученых-генетиков о том, что появление человека с развитыми полушариями головного мозга, прямохождением и речевой организацией явилось следствием каких-то естественных, природных мутаций. А что послужило началом качественного преобразования человеческого организма и почему на Земле спонтанно родилось такое уникальное космическое явление как Разум? Г.Н. Матюшин, автор гипотезы о геокосмическом происхождении че­ловека, дал следующие объяснения: во-первых, прародиной человека могла быть Южная и Восточная Африка – зона повышенной природной радиации и активного вулканизма. Во-вторых, мутации могли стать результатом геомагнитной инверсии – смены магнитных полюсов на Земле и Солнце. Все это и могло привести к возникновению новых животных существ, в частности, к появлению близких к человеку разумному антропоидов.

Ученые уверяют, что мир таков, потому что в нем существует и действует разумный человек. В философском антропоцентризме изучается и оценивается не человек, а его миссия в мире «глазами космического разума», таким является человек. Философы рассматривают человека как некую центральную часть миропорядка, в котором все сущее имеет свое определенное место и играет свою роль. Человек, по Канту, – «главный предмет в мире», при этом он демиург (творец) порядка в среде жизненного обитания и самом себе. С точки зрения древнегреческих философов и идей русского космизма, человек несоизмеримо выше бытия различных структур Вселенной, ибо он один способен вносить своим разумом порядок в Мироздание, основывая все познание Мира и свое творчество на антропоцентрических принципах.

Картина Вселенной, по Канту, на самом деле оказывается таковой, какой ее творит человеческий разум, к тому же – по целенаправленному. Кант советует: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими». Это все формирует антропоцентрическое сознание и самосознание человека, определяет направление и границы его мышления. Кант писал, что «самый главный предмет в мире, в котором эти познания могут быть применены, – это человек, ибо он для себя последняя цель». Тем самым Кант создал предпосылки для формирования самостоятельного раздела философии антропоцентризма – антропологии. Основные ее мировоззренческие и методологические установки восходят в Л. Фейербаху, К. Марксу, М. Шелеру, Х. Плеснеру, А. Гелену и другим мыслителям, в работах которых на базе осмысления и творческих способностей человека определяется способ постановки и решения его жизненных проблем.

11 стр., 5224 слов

Основные характеристики человеческого бытия

... к антропологии. Антропология - это фундаментальная философская наука. Философская антропология - наука о сущности и сущностной структуре человека; его ... человеческому назначению, потому что человеческое назначение заключается в том, чтобы оставить свой след на земле, свою заклепку в машине Вселенной. ... социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Каким же образом в человеке ...

Во-первых, она сориентировала познание человеческой сущности через рассуждение о его бытии, динамике жизни и тайнах общечеловеческой культуры. Во-вторых, она стала не только сферой философского знания, но и методом мышления. В наше время перед философами и учеными стоит непростая задача: на основе научных достижений биологии, физиологии, психологии, социологии и других наук, изучающих и оценивающих человека, воспроизвести его целостный образ.

Философский антропоцентризм и антропология с самого начала стремились возвысить человеческую личность до осознания ею своей исключительности в космическом мире. Еще со времен древних греков философией за образом человека закрепились 3 фактора, возвышающих его духовность: благо, красота и истина как важнейшие элементы самосознания. Поэтому «антропология или, точнее, антропологическое сознание, – уверял Н. Бердяев, – предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию… Антропологический путь —–это единственный путь познания Вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание».

Древние мыслители (Платон, Аристотель, Эпикур) говорили о социальной бытийности человека как источнике многогранности его способностей. Сформулировав задачу развития феноменальных способностей человеческой личности, они предугадали, что в неразрывности телесного и духовного, гармонии природного и социального, взаимосвязи индивидуального и общественного предопределена личность.

В книге «Монизм Вселенной» К.Э. Циолковский мечтал о времени, когда «будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека, не вредящих людям… будет господствующий наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией…». Бурное развитие науки и техники и связанные с этим последствия, в том числе негативные, способствовали возникновению противоположного антропоцентристского взгляда на человека, – как на неспособного достигнуть прогрессивных целей. Подобный деантропоцентризм лишал человека его исключительного места в космической природе и особого положения в обществе; он побудил задуматься о последствиях ничем не ограниченного произвола его науки. Но, с другой стороны, научно-технический прогресс подвиг ученых к поиску альтернатив сохранения и возвышения всего лучшего в человеке как разумном центре ближнего и дальнего Космоса.

11 стр., 5396 слов

Проблема человека в современной философии

... цельную проблему человека. Между тем как философская антропология должна быть основой этики. Более того - проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать ... о себе. Психологические, биологические, социологические исследования человека никакой загадки о человеке не разрешали и философской антропологии не строили. К человеку подходили с разных точек зрения ...

Антропоцентризм и методологические принципы медицины

Философы при осмыслении человека опираются на принципы как антропоцентризма, так и антропологии. Они считают, что само, понимание человека как личности сформировалось в лоне философского дискурса (discursus рассуждение) о космичности человеческого бытия. С одной стороны, выдвинутый и разработанный естествоиспытателями на основе данных астрономии, астрофизики, системотехники, биомедицины и других наук антропный принцип конкретизировал условия возникновения и возможности физического существования человека во Вселенной. В то же время человек как мыслящая материя (Энгельс) все глубже осознает себя активно действующим субъектом не только природной, но и социально-культурной среды. Это предопределило представление о че­ловеке как о «полноправном соучастнике мировой коэволюции» (Моисеев), что сделало его особо ответственным за результаты своей творческой и созидательной деятельности.

Согласно Л. Фейербаху, главными в сущности человека являются его духовные начала: разум, воля, совесть, любовь, честь и т. д., которые формируются и развиваются как высшие, надындивидуальные уровни в естественном развитии человека как личности. Надындивидуальный уровень природы человека стал ныне исходным принципом для осознания путей укрепления здоровья людей. В философии и медицине происходит антропологический поворот к сохранению здоровья человека. ВОЗ в основу интегральной медицинской доктрины XX—XXI вв. поставила требование о переходе медицины от «защитно-оборонительных» принципов к «социально-конструктивным», связанным с созданием самого здоровья.

Развитие антропоцентризма и антропологии исторически отражает изменение их содержания: на ранних этапах человек выступал только как результат эволюции мира, затем – как участник мирового процесса и, наконец, – как решающий фактор мирового саморазвития. Философско-антропологический ренессанс проявляется ныне в обостренном интересе философов и ученых-медиков к проблеме возрождения антропоцентрических вариантов исследовательской парадигмы, в выработке новых путей постижения космичности человека. А ведь совсем недавно утверждалось, что все философские размышления в медицине о человеке безнадежно увязли в биологизме. В социологии природу человека толковали в том смысле, будто он и вовсе существо бестелесное. А ведь человек всей плотью и кровью связан как с естественной природой, так и с общественной средой.

Сегодня перед пытливым умом философа, ученого, психолога, медика предстает великое множество «фрагментов образа» человека, которые очень непросто объединить в единую (целостную) картину. Но все они с философской точки зрения должны быть сведены в единство, что поможет целостному умозрительному пониманию человека. Философская антропология постоянно рисует образ человека, размышляющего о самом себе, о смысле своей жизни; сквозь толщу истории человечества ею проводится общая системообразующая смысловая идея, связывающая самые различные аспекты человеческого бытия.

7 стр., 3103 слов

Биоэтика!

... врача, нарушает право пациента распорядиться временем своей жизни по своему усмотрению, создает атмосферу неискренности и недоверия между медицинскими ... согласия по поводу лечения. Под компетентностью в биоэтике понимается способность принимать решения. Выделяют три критерия ... общества в области удовлетворения главных потребностей человека – права на жизнь, здоровье, охрану чести и достоинства. Согласно ...

В соответствии с антропоцентристским подходом, человек является космом (Бердяев), задающим самому себе все новые параметры бытия, он выступает особо активным началом, пытающимся осознать внешний мир и свое место, свою роль в нем. Он, исследуя окружающую среду, преобразует, кардинально изменяет ее по своему разумению. Другими словами, человек – творец и в то же время сам – творение, носитель духовности, принципиально отличающей его от остального животного мира. Исходя из такого понимания сути человека, философская антропология стремится объяснить космическую зависимость человека, смысл и характер человеческого бытия во Вселенной.

Вполне закономерно, что философская антропология как учение о человеке органично увязывается с принципом антропоцентризма, которым руководствуются естествознание, медицина, психология, и образует вместе с ними комплекс научных и гуманитарных дисциплин, познающих человека.

По мнению М. Шелера, философская антропология – это базисная наука о «комплексном строении человека»; о его происхождении, физическом, психическом и духовном бытии в мире; о силах, которые движут им и которые движет он; об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и действительности этих возможностей. Такая «комплексная» оценка человека, с точки зрения философа-антрополога, есть одновременно определение его особого положения в бытии природы и общества. Об этом убедительно писал К. Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Врачам вместе с политиками следует бороться с неблагоприятными общественно-экономическими условиями и социально-политическими причинами, инициирующими различные социальные заболевания. Академик РАМН Д.С. Саркисов в 1997 г. говорил: «Мы, врачи, не перестаем быть политиками, то есть гражданами нашей родины и заявляем, что политика нашего правительства, политика безграничного административного произвола, бесконтрольного хозяйничания в финансах ввергла уже нашу страну в ужасающую нищету». А академик Б.В. Петровский на III (XIX) Всероссийском Пироговском съезде врачей справедливо подчеркнул важнейшую миссию медиков: «Врач и сегодня может очень многое, он может больше любого политика. Он спасает человеческую жизнь…». Однако не менее важной, чем обеспечение физического здоровья человека, является борьба за здоровый дух народа и, прежде всего молодежи.

Психоаналитик и философ Э. Фромм отмечал: «Обычно мы пребываем в полусонном состоянии и пробуждаемся только для деловой активности; но мы еще недостаточно проснулись для жизненной активности, что является единственной значимой задачей для живого существа. Великими вождями человечества становятся те, кто пробудил людей от полудремы. Великие враги человечества – это те, кто погружал его в сон, и не столь уж важно, применяли ли они в качестве снотворного поклонение богу или золотому тельцу». Фромм, безусловно, прав в своем желании «пробуждать людей для жизненной активности». Но Космос и сам позаботился о последней: все в мире подчинено всеобщей ритмике – циклам активности и пассивности.

11 стр., 5112 слов

Нужна ли студенту и врачу биомедицинская этика? Биоэтика — это ...

... человеку, его потомству, окружающему нас миру, заставляя испытывать невольное «благоговение перед Жизнью» (1999, с. 29-30). Правомочно то, что ряд авторов принципиально пользуется термином "биоэтика», «биомедицинская этика» ... обя­занностей. Как видим, термины "биоэтика", "медицинская эти­ка", "деонтология" отражают свод моральных правил, принципов врача, которых он должен придерживаться в своей ...

Нарушение естественных циклов уже породило глобальные проблемы, возникшие в результате бездумного преобразования природы. «Мощность человеческой цивилизации, ее способность влиять на ход событий общепланетарной эволюции становится столь значительной, – писал академик Н.Н. Моисеев, – что в принципе она способна разрушить сложившуюся ситуацию, сложившееся состояние биосферы, которую мы условно назовем равновесной. Конечно, сегодня человек еще не способен уничтожить биосферу напрочь. Но под его воздействием она может перейти в новый равновесный режим. И каков он будет, об этом мы сегодня сказать пока ничего не можем. И даже не знаем, будет ли место для человека в этой новой биосфере. Поэтому на передний план научного анализа выходят проблемы таких оценок альтернатив человеческой деятельности, которые не нарушают гомеостазиса человечества как вида, не разрушают, а обеспечивают совместное развитие человека и биосферы».

Кроме того, нельзя не отметить, что новый образ цивилизации все более ассоциируется с космическими и экологическими идеями, с эстетическими идеалами обеспечения единства всего человечества. Философские концепты выдвигаются на первый план – так же, как и морально-этические. При этом новый образ цивилизации рождается вместе с новым духовным обликом человека. Философия подсказывает, что человечество живет в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека – Homo sapiens, и складываются условия для образования другого типа – Homo morale – человека, осуществляющего нравственный самоконтроль. Поэтому уже в современных условиях нужно готовить почву для формирования человека грядущей, более одухотворенной цивилизации.

Биоэтика

За тысячу лет до нашей эры стала высоко цениться морально – этическая сторона человека с человеком. Тогда заметно возвысились такие внутренние регуляторы поведения людей как совесть, долг, честь и т.п. Зарождение первых принципов самоконтроля духовно обогатили человека, пробудив интерес к философскому осмыслению морали как нового явления в общественной жизни людей. Мораль (лат. mores – обычаи народа) стала частью философии, которая разработала этику (гр. Ethos – нравы, обычаи) – науку о моральных принципах общественного поведения людей. Она напрямую затронула потребности и интересы личности и общества.

В этике мораль рассматривается в основном как поиск путей и средств достижения счастья (мораль блага, рассматриваемая в эпикуреизме, английском утилитаризме, картезианстве), но вместе с тем и как система требований к общественному поведению человека (мораль долга, составляющая главную суть философии стоицизма, кантианства, марксизма).

В медицинской сфере моральные требования впервые были сформулированы врачом и мыслителем Гиппократом а, затем систематизированы в деонтологии – этике долга врача (медика).

Первые морально – этические нормы поведения зародились в Месопотамии 3000 лет до н.э. они носили характер запретов на совершенствование действий и касались, прежде всего, служителей культа, претендующих на врачевание души и тела людей. Только те люди, которые обладали сакраментальными (лат. sacramentalis – священный, обрядовый) знаниями и умениями имели право быть целителями, врачами. В Вавилоне 2500 лет до н.э. появился и первый медицинский кодекс. Он содержал систему наказания лекарей за нарушения требований при лечении больных. В Древней Персии целителям предписывалось овладевать профессиональным опытом лечения и вырабатывать в себе морально – этические качества корректного поведения с больными. Человек без моральных ориентиров, согласно Аристотелю, оказывался бы существом диким и несчатным. Клятва Гиппократа обязывает врача: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного…».

4 стр., 1860 слов

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

... походить не на близких им взрослых людей, а на своих сверстников- Пытаясь ... является неотъемлемым требованием гуманистического воспитания, ведущим принципом всей воспитательной работы в семье, ... постоянно творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», ... радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы. Эта причудливая взаимосвязь технологии, отношений ...

Развитие естествознания вообще и медицинской науки, в частности поставили перед учеными–исследователями, практическими врачами проблему переосмысления многих философско-этических парадигм познания живого и его радикального изменения. В соответствии с потребностями времени появилась биоэтика, междисциплинарная дисциплина, центральное ядро которой – отношение к жизни и смерти. Биоэтика как морально-этическая сформировалась в 60-х г. прошлого столетия. Термин «биоэтика» впервые был предложен американским ученым В.Р.Поттером в 1969 году.

Задачи биоэтики в медицине следующие: 1) биоэтика должна вытекать из достижений всех естественных науки и, прежде всего, биомедицины; 2) биоэтика не должна противоречить здравому смыслу, когда он опирается на обширный эмпирический материал практической медицины. Эти требования к биоэтике служат целям формирования у всех медиков уважительного отношения к жизни.

В рамках общих традиций культуры каждая эпоха предъявляла медикам новые требования к морали долженствования, которые выражались в идеалах, принципах гуманизма. Осмысление гуманных мотивов в современном естествознании и в новых научных технологиях биомедицины привели к возникновению биоэтики, которая лежит на стыке философии, этике, социологии, юриспруденции, биологии и медицины. Ее возникновение было вызвано постоянно меняющимися и совершенствующимися медико-правовыми и философско-этическими аспектами в медицинской науке. Врач должен быть истинным гуманистом, хорошим специалистом, порядочным, благородным человеком. Эти качества должны проявляться всегда и везде: дома, и на работе, при общении и с больными, и с их родственниками и т.д. Современный врач должен обладать развитым чувством гражданской ответственности. Но все же главным показателем моральных качеств врача была и остается его совесть.

Гуманистические идеалы биоэтики

Идеалы гуманизма (лат. humanus- человечный) ныне пронизывают все направления международном сотрудничестве. В уставе ЮНЕСКО сказано, что необходимо внедрять в общественное сознание «демократические принципы уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей».

Цель внедрения гуманных мотивов биоэтики в научную медицину состоит в том, чтобы «пробуждать у ученых совесть специалиста, которая сдерживала бы их от опрометчивых опытах по созданию новых видов растений, животных методами генной инженерии, но, прежде всего, людей методом клонирования.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). ... восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инва-лидности и летальности; 4.проведении лечебно-профилактических мероприятий (ЛПМ), ...

Современный специалист-медик должен помнить, и умело объектировать гуманистические идеалы, присущие биоэтики, своенаучной творческой деятельности. Философский гуманизм как этика человеколюбия органично сопряжен с гражданской ответственностью медиков, которая всегда была неразрывно связана с общественной моралью.

Причем гуманистические идеалы и принципы, как уважение к правам и достоинству личности, к ее свободе, невозможно привнести в медицину как бы извне. Они по определению – суть медицинского менталитета.

Здоровье это способность организма адаптироваться или приспосабливаться к любым изменениям в природе или обществе. Это умение личности сохранять при этом благостное самочувствие, настрой на саморазвитие, самосовершенствование. Болезнь ведет к угасанию, увяданию организма или даже его смерти. Ныне как никогда прежде, весьма негативно меняются на планете условия обитания всех организмов. Поэтому особо актуализировался вопрос о сохранении и даже спасении жизни.

Современная медико-клиническая практика и медико-технологическое перевооружение медицины принципиально по-новому поставили вопросы о месте морали в естествознании вообще и медицинской науке, в особенности.

Важнейшая задача биоэтики в научном исследовании состоит в том, чтобы «сигналить об отступлении от истины и напомнить о причиняемом зле». Разработка морально-правовых требований в процессе экспериментов с участием человека является одной из фундаментальных проблем биоэтики. Основные требования к процессу экспериментов на человеке изложены в Нюрнбергском Кодексе. Суть требований экспериментированию сводится к абсолютно необходимому добровольному согласию подопытного; эксперимент должен приносить плодотворные результаты на благо всего общества, недостижимые с помощью других методов и средств изучения. Эксперимент должен организоваться на базе предварительных экспериментов, проведенных над животными; эксперимент должен быть построен так, чтобы исключить всякое ненужное физическое и психическое страдание или повреждение. Ни один эксперимент не должен проводиться там, где существует априорный повод полагать, что может иметь место смерть или калечащее повреждение; Важнейшими векторами философско-этической идеологии врачей, провизоров всегда были и остаются феномены жизни и смерти человека.

Заключительная лекция философия — Стр 2

Только философское переосмысление специфических требований морали и прав практической медицине позволяет понять, что любая научно-исследовательская деятельность врача не может вестись без опоры на моральные традиции. Важной темой биоэтики как новой философско-медицинской дисциплины становится нравственное осмысление медицинской реальности, морально-этического отношения врача, ученого к своей профессиональной деятельности. А поскольку формирование такого типа отношения выходит за рамки медицины, реализуясь в иных сферах человеческой жизни и деятельности, тематика биоэтики становится многоплановой и междисциплинарной. Она может согласовываться с правовыми нормами и требованиями, но не должна «растворяться» в правовых нормативах.

Современная биомедицинская этика существует в четырех основных моделях: Гиппократа, Парацельса, деонтологической и биоэтической. Основные моральные принципы модели Гиппократа разработаны и изложены им в «Клятве», в книгах «О законе», «О врачах» и других. Главный принцип содержал требование «не навреди». Клятва Гиппократа впервые формулировала обязанности врача перед больными и коллегами. Основной чертой профессиональной врачебной этики является ориентация практического отношения врача к больному и здоровому, на помощь и поддержку нуждающегося.

Модель гиппократовской врачебной этики включает обязательства врача перед учителями, коллегами и учениками, требование гарантии не причинения вреда пациенту, своевременного оказания врачебной помощи, проявления уважения человеческого достоинства, негативного отношения к эвтаназии, абортам, недопустимых интимных связей с пациентами, всемирной заботы о пользе больного и строго сохранения врачебной тайны. Ядром гиппократовской модели врачебной этики выступает принцип «не вреди». Данный принцип сосредотачивает в себе гражданское кредо врачебного сообщества, определяет фундаментальную медицинскую гарантию человеческой жизни.

Модель Парацельса, как форма врачебной этики, трактует нравственное отношение с пациентом как составляющую терапевтического поведения врача. На первое место выдвигается учет эмоционально-психических особенностей личности пациента, важность всесторонности душевно-духовных контактов с врачом и использование их в интересах исцеления души и тела. Для модели Парацельса свойственен патернализм (от лат. patepnus – отцовство) в отношениях между врачом и пациентом. Ведущим моральным принципом является принцип «делай добро», благодеяние, милосердие.

Деонтологическая модель медицинской этики предполагает нравственную безупречность в смысле тождественности поведения врача определенным этическим нормам. В отечественную медицину термин «деонтология» был введен в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века профессором Н.Н. Петровым для обозначения реально существующей области – врачебной этики. Деонтологическая модель врачебной этики свод обязательных для выполнения правил в системе взаимоотношений врача с пациентом, его родственниками, коллегами. Основной деонтологической модели этики является принцип «соблюдения долга», т.е. определенных требований к врачу со стороны пациента, медицинского общества, его совести, разума и общества. Биоэтика основывается на принципе уважения прав и достоинств человека.

Данный принцип предполагает корректировку содержания взаимоотношений врача с его пациентом, его родственниками, коллегами и обществом. На смену патерналистской концепции, предусматривающей приоритетность положения врача по сравнению с пациентом, пришли новые модели взаимоотношений врача и пациента. Защита прав и достоинства человека реализуется в рамках информационной, совещательной и интерпретационной моделях, предписывающих участие больного в принятии врачебного решения.

Как показывает практика последних десятилетий, противоречия прав, принципов и ценностей в области биомедицины разрешаются с участием биоэтических общественных организаций. Повсеместно создаваемые этические комитеты рассматриваются в качестве формирующегося социального института современного общества. Биоэтические комитеты созданы и формируются при больницах, научно-исследовательских учреждениях. В состав комитетов входят врачи, специалисты биомедицинской этики, теологии, юристы, психологи и другие специалисты, способные оценивать Биоэтические проблемы и принимать всесторонне обоснованные решения по конкретным вопросам.

Биоэтика – новая идеология здравоохранения

В 1972г. ВОЗ определила, что врач – это лицо, которое, будучи принято в установленном порядке в медицинскую школу, должным образом признанную в стране, в которой она находится, успешно завершило предписанный курс медицинских наук и получило квалификацию, дающую юридическое право на медицинскую практику (включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию) с отправлением независимых суждений в интересах общественного и индивидуального здоровья. Юридические законы определяют правовой статус врача в обществе, его основные права и обязанности, предписывая ему строго соблюдать существующий в государстве правопорядок, этика и право взаимодополняют друг друга.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и ряд других законов содержат принципиально новые для российского здравоохранения положения, раскрывающие права пациента, в частности, право на добровольное информирование, согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Данное право распространяется на любое медицинское вмешательство. В мировоззрении современного врача биоэтическое содержание является приоритетным, наиболее значимым в современных условиях среди других его компонентов, Ведь в широком смысле под биоэтикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали (в которой осмысливаются проблемы добра и зла, совести и чести) к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в медико-биологической области. В ходе решения биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики: принцип единства жизни и этики, признание в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип «благоговения перед жизнью», принцип гармонизации системы «человек-биосфера». На основе этих принципов, очевидно, и продолжится процесс формирования свода правил и норм биологической этики.

Выделение биоэтики в особую сферу этических знаний, специального этического осмысления обусловлено возникновением моральных коллизий в ходе наращивания медико-биологических знаний, созданием качественно новых биотехнологий и их практическим применением в здравоохранении, особенностями социального развития. Первоочередной проблемой является угроза уничтожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только общественные и государственные деятели, но и ученые, особенно физики, химики, биологи, врачи.

Биоэтика как идеология здравоохранения ничего не запрещает и не разрешает. Она привлекает внимание мировой общественности к морали и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим новым факторам науки, связанным с возможной угрозой жизни или утраты здоровья человека.

Проблемы биоэтики настолько широки и объемны, что они требуют к себе особого отношения широкой общественности: ученых, врачей, провизоров.

10