Социальная антропология 4

4

Конспект лекции по теме “Социальная антропология”

  1. Понятие личности в философии, психологии и социологии.

Индивид, человек, личность. Индивид как представитель биологического вида и как индивидуальность. В философии личность рассматривается как субъект деятельности, творчества, познания и общения. Психология изучает личность с точки зрения устойчивости ее внутренних психических процессов. Социология подходит к личности с точки зрения социально-типического в ней, взаимодействия личности с социальными отношениями, ценностями, институтами. Следовательно, результатом

  1. Марксистская и неомарксистская теория личности.

Человек как творец экономических и политических условий своего существования, заполняя пробелы христианской философии духовно-нравственного человека, гегелевского человека как воплощения абсолютной идеи и фейербаховской концепции биологического человека. Человек как совокупность общественных отношений и деятельности (общение и деятельность).

Теория деятельности (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Ильенков Э.В.).

Человек как субъект деятельности и общения. Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Признаки деятельности:

  • предметность (опредмечивание и распредмечивание);
  • социальная обусловленность (отношения, ценности);
  • субъективность (мотивы, установки, смысл — значение);
  • совместность;
  • интериоризация;
  • саморегуляция.
  1. Ролевая теория личности.

Впервые дал определение роли Р.Линтон в 1936 г. Роль как статус. Понятие роли широко используются в социальной антропологии (Линтон, Малиновский, Радклиф-Браун, Найдл), теории малых групп (Томас, Знанецкий, Кули, Джекобсон), в социальной психологии (Шибутани, Зандор), в теории среднего уровня (Р.Мертон), социометрии (Морено), теории социализации (Фрейд, Морено).

Элементы ролевой идентификации:

  • Статус (объективно-правовая характеристика)
  • Социальные требования, эталоны поведения, архетипы
  • Отношение к роли (принятие-неприятие, индифферентность)
  • Степень вовлеченности, мотивации
  • Степень ролевой активности.
  • Адаптация (ролевой зазор между требованиями и качествами личности)
  1. Диспозиционная концепция личности.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, установку. Жизненная позиция как готовность к деятельности, в основном реализуемая в ней. Зачинатели — Томас и Знанецкий, активно разрабатывал В.Ядов.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ...

Уровни диспозиционной регуляции поведения личности:

  • Концепция жизни
  • Установки по отношению к основным сферам жизнедеятельности (трудовая, рекреационная, бытовая, семейная, общественно-политическая)
  • Устойчивые ситуативные установки
  • Терминальные и инструментальные ценности
  1. Фрейдистские и фрейдо-марксистские теории личности.

З.Фрейд (1856-1939).

В основе формирование различных психических структур и образований лежит инстинктивное парное влечение: первоначально либидо, затем Эрос и Танатос. Эрос — мифологический символ влечения к жизни, любви, удовольствию, сохранению и поддержанию жизни. Танатос — мифов. символ влечения к смерти, разрушению, возвращению в неорганическое состояние, агрессия, садизм, самобичевание, мазохизм. Либидо прорывается через цензуру сознания и приобретает символическое и смысловое значение. [Приоритет Либидо обусловлен усиленным прессингом социального табу в европейской культуре 19-20 веков].

Ф. до 20Х выделял З-и уровня психического: бессознательное, предсознательное и сознательное. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — легко осознаваемое или ранее существовавшее в качестве осознанного. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ находятся в постоянном конфликте друг с другом, результатом чего выступает фрустрация, переходящая в невроз. Мифология как проявление бессознательного в работах “Тотем и табу” (1913), “Психология масс и анализ человеческого Я” (1921).

Существенным недостатком концепции фрейдизма — расширительное толкование клинической практики, перенесение ее на обыденную жизнь.

После 20-х годов Ф. предлагает изменение в психической структуре личности: Я (ЭГО), СВЕРХ Я (СУПЕРЭГО), ОНО (ИД).

Суперэго — идеалы, нормы, ценности, табу, образ будущего. ЭГО — сознательная цензура личности, образ настоящего. Оно — бессознательное и предсознательное, психические образования, сформированные в раннем детстве, прошлое.

Психодинамика.

Постоянный конфликт Оно и Сверх-Я, при несомненном приоритете первого как более древнего, фундаментального, более богатого (Ид — бездна).

Этот конфликт разряжается благодаря: а) вытеснению; б) рационализации; в) сублимации; г) регрессии. Конфликт порождает неудовлетворенность, фрустрацию, которая становясь хронической может перерастать в невроз, агрессию или депрессию.

9 стр., 4335 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда

... процессы представляют собой поначалу бессознательные акты. Бессознательное, по Фрейду, впервые не равнозначаще непостижимому. Наша жизнь испытывает непрестанное давление со стороны бессознательного. Фрейд говорил: «Бессознательное – это не место, ... хотя лишь приблизительно совпадает с этим словом по значению. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если «Я» примет решение или совершит ...

Резюме о вкладе З. Фрейда в социологию:

  1. Структурно-динамический анализ социальных процессов. Модель взаимодействия социокультурной среды и массового сознания.
  2. Социальная и психологическая природа болезней.
  3. Роль бессознательного и сознательного в поведении личности, творчестве и культуре.
  4. Новый взгляд на природу личности, происхождение агрессивности, массовых социальных явлений и других видов социальной активности личности.

ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ (1898-1979).

Истоки Гегель, Маркс, Хайдеггер. В работе “Разум и революция” (1941) произвел социально-философскую редукцию диалектики к понятиям политэкономии. В 50-е годы совершил эволюцию от неофрейдизма к фрейдомарксизму. Формирование лояльных функционеров позднекапиталлистического общества через структуру влечений, не выходящих за пределы данного общества. Революция возможна только на антропологическом уровне как революция влечений (сексуальная революция).

“Эрос и цивилизация” (1955).

Необходимо разрушить схему одномерные влечения — одномерный человек — одномерное общество. “Одномерный человек” (1964).

“Одномерность” как подчиненность развития человека и общества материально-техническому прогрессу (информационное, компьютерное, общество менеджеров и пейджеров).

Репрессивное отношение к природе (идеология господства) порождает репрессивное отношение к обществу, человеческой природе, культуре. Подавление естественных инстинктов и готовность к бунту через культуру к антикультуре. Революционная сила — неинтегрированный в современную культуру субъект — изгои, бомжи, нищие, безработные, молодежь и студенты, национальные меньшинства. Пролетариат обуржуазился и потерял революционность. Мао — Маркс- Маркузе как лозунги студенческих бунтов 1968 года.

Великий отказ и тотальная революционная война “новых левых”(аморализм, нигилизм, терроризм).

В дальнейшем испугался последствий и отмежевался от крайних выводов и “новых левых”.

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Э.ФРОММА

Попытка свести философию К.Маркса, вершиной которой он считал “Экономико-философские рукописи 1844 года”, к антропологии. Попытка синтеза Маркса и Фрейда.

По охвату и решению проблем Маркс, по мнению Ф., несомненно превосходит Фрейда. Фрейд открыл бессознательное, но не всегда его правильно интерпретировал. От Маркса же ускользнуло наличие в истории человечества иррациональных сил, которые вновь и вновь возрождают “властолюбие и деструктивность”. Человечество не может достичь свободы без внутренней освобождающей силы “гуманистического психоанализа”, Маркс недооценивает силу человеческих страстей. Сознание есть лишь средство выражения бессознательного. Индивид и социальная среда находятся в состоянии непрерывной и тайной войны.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... культурных факторов преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение, что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет собой особый ... наступающего века, академик Н.Н. Моисеев особенно отмечает, что человечество сегодня на пороге революции такого же масштаба, которую оно пережило в конце палеолита. Только синтез ...

Идею Фрейда, что общество и культура выступают лишь в функции подавления, Фромм подвергает сомнению. Явления психики пытается дополнить социальными факторами.

Два вида свободы: негативная (“свобода от”) и позитивная (“свобода для”).

Личность развивается в триаде: природа — человек — общество.

“Неизменной человеческой природы не существует, хотя ее нельзя считать и бесконечно гибкой” (E.Fromm. The Fear of Freedom. Routledge, London, 1942, p. 11).

Редукционный анализ человека и общества с помощью понятия экзистенциальной дихотомии. Трагизм человеческого существования состоит в том, что он является носителем всех человеческих потенций, но незначительная продолжительность его жизни не позволяет ему реализовать большую часть их. Эти противоречия, в отличие от исторических дихотомий создаваемых и разрушаемым самим человеком, нельзя ликвидировать, но возможно реагировать через характер и культуру.

Научно-технический прогресс демонизируется: подчиняет человека себе, приспосабливает, манипулирует, разрушает его природу, естественные контакты и духовность. Драма человека может быть разрешена “спекулятивно-инъективным психологизированием”, “санацией” человека и общества. Отсюда мистический поворот от “мира техники” на “первозданную человеческую родину”. Бунт против техники в форме революции в сознании, “великий отказ” от утилитарных интересов: “быть, а не иметь!”

Парадигма природно-общественного развития человека: “Но чем больше освобождается человечество от этих первичных (инстинктивных) уз, тем в большей степени оно отделяется от естественного мира и тем интенсивнее становится его потребность отыскать новые пути для того, чтобы избавиться от отделенности “.

Развитие науки и техники независимо от социального строя лишает человека первозданной, естественной связи с природой, приводит к психическим расстройствам, глубоким заболеваниям и нежелательной мобильности. Наука и техника рассматривается не как орудие человека, а как фатально действующая сила (отчуждение), от которой единственная защита — приспособление, т.е. изменение самого человека. Идея бесконфликтного, нереволюционного социализма (не затрагивающего формы собственности и социальный строй) путем тотального психоанализа.

Экзистенциальная дихотомия имеет лишь частичное разрешение посредством раскрепощение потенциальных возможностей человека через обретение всеобщей любви и веры на пути к “рефлексии” и “саморефлексии”. Историческая дихотомия — принципиально разрешаема, созданием иных социальных условий, созданием “гуманистического социализма”. Это может стать возможным через “психоаналитическое прозрение”, аффективное, а не интеллектуальное, скачок к полному единению с природой, людьми и самим собой. Это прозрение находится вне современного способа мышления и рационально-технического подхода, оно совершенно изменяет человека, испытавшего это состояние.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... дух, душу и тело, на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление человека, считая основным семеричное. Для практического применения необходимо понимать, какие ...

Люди, преодолевшие чувство “деструктивной отделенности” и вырвавшиеся из одиночества, могут сообразно своим потребностям уже в условиях капитализма начинать строить “ячейки” коммуны — “коммунитный” социализм. Постепенно эти ячейки должны покрыть все общество и без классовой борьбы, без революции капитализм сменится “гуманистическим социализмом”. Социализм как гуманизация и преодоление отчуждения, проведение радикальных социальных преобразований.

Фромм против обобществления средств производства по Марксу, так как Маркс “не понял, что более совершенное общество не может быть создано людьми, не претерпевшими внутреннего морального перерождения”. Маркс создал “излишне упрощенный оптимистически-рационалистический образ человека”. Ошибка Маркса считать человека разумным существом.