Тема 3. Выбор и обоснование темы исследования

Семинар № 3

Тема 3. Выбор и обоснование темы исследования

1. Выбор темы исследования и ее формулировка.

2. Цели и задачи научного исследования.

3. Выбор объекта и предмета исследования.

Семинар № 4

Тема 4 Научная информация и ее источники

1. Изучение теоретических источников.

2. Виды чтения (просмотровое, ознакомительное / выборочное, изучающее).

3. Конспектирование источников.

4. Источники фактического материала.

5. Периодические издания.

6. Справочные издания, энциклопедии и словари.

  1. Тема (от греч. tema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы исследования. Темы выпускных квалификационных работ по педагогике определяются высшим учебным заведением. Студенту предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки, чтобы дипломное исследование было фактором совершенствования профессиональной деятельности студента и соответствовало решаемым им на практике задачам, его интересам. Тема утверждается и закрепляется за студентом на заседании кафедры, на которой ее представляет научный руководитель.

Важнейшим требованием к теме является ее актуальность. В настоящее время, например, актуальными являются исследования по проблемам совершенствования содержания образования, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, по усилению воспитывающего и развивающего характера обучения, личностно-ориентированного подхода, создания современной системы воспитательной работы со школьниками и т.д.

Требованиями к теме являются её четкость, конкретность, ясность, однозначность, она не должна быть слишком широкой, не исследуемой вследствие своей многоаспектности. Если тема определена неконкретно, то её раскрытие в работе становится нереальной задачей. В большинстве случаев в теме должны быть даны ответы на три вопроса:

1. Какие аспекты личности ребенка мы развиваем? Чего хотим добиться?

2. У кого? У каких детей? В каком учреждении?

3. Какими основными средствами? При помощи чего? Каким путем?

8 стр., 3957 слов

Кино как социологическая категория.Исследование кино как источника ...

... социальный портрет российского кинематографа; 5. разработать методику и инструментарий для исследования кино как источника социологической информации; 6. выявить и описать тенденции развития российского социума ... кино и современные типологии фильмов. Во второй главе «Социологическое исследование кино как источника социологической информации на примере российских фильмов за период 2002-2011гг.» ...

Эти три позиции ясно прослеживаются в следующих темах, которые мы предлагаем для примера: «Развитие устойчивого познавательного интереса у первоклассников через дифференцированные творческие задания», «Формирование ответственной педагогической позиции у родителей первоклассников через систему нетрадиционных родительских собраний и внеклассных мероприятий», «Экспериментальная работа средней общеобразовательной школы как фактор повышения профессионального мастерства учителей», «Сенсорное развитие воспитанников детского дома 7-8 лет в игровой деятельности».

Требованием к теме является также ее востребованность современной школой, ее ожидаемая практическая значимость и новизна. Раскрытие темы должно проходить через некоторую проблему, противоречие, новую идею, не быть давно известным, отработанным в теории и практике материалом. Актуальность темы может быть связана с наличием какой-либо проблемы, несоответствия, негативной тенденции, недостатков, неудовлетворенной потребности детей или взрослых и т.д. Актуальность и новизна темы, изученной ранее, может быть обусловлена изменением социальных условий, наличием сомнения в возможности привнесения старого опыта в жизнь сегодняшних учащихся и педагогов, в поиске условий переноса старого опыта и т.д.

  1. Цель исследования – это желаемый результат исследовательского труда, достижимый в пределах некоторого интервала времени. (выводы, рекомендации, разработки, предложения по совершенствованию и т.д.)

Цель должна удовлетворять сле­дующим требованиям:

· комплексность — описание желаемого результата должно охватывать наибольшее число проблемных ситуаций;

· согласованность — непротиворечивость составляющих, входя­щих в цель;

· реальность — возможность ее практической реализации;

· системность — увязка со всеми другими задачами данной проблемной ситуации.

Результатом осуществления диссертационного исследования (диссертация как законченная НИР) является создание конечно­го продукта. Созда­ваемый в сфере науки продукт – это, прежде всего, новая (или уточ­ненная) информация, ценность которой состоит в том, что она может быть использова­на в дальнейшем.

Научные исследования по целе­вому назначению классифицируются на фундаментальные и прикладные.

При проведении фундаментальных исследований целью является создание нового, оригинального, уникального научного продукта (напр, выявить закон, закономерность, создать гипотезу).

Поэтому основным в данном виде научной деятельности является выработка методологии соответствующе­го оригинального подхода к явлению или процессу. (в докторских диссертациях)

Прикладные исследования нацелены на воплощение научных знаний в практике работы кон­кретных отраслей или производства. Данному виду исследований соответствуют результаты, выраженные в рекомендациях и способах внедрения новых уникальных знаний и научно-обоснованного опыта в практическую деятельность организаций и предприятий. (в кандидатских и магистерских диссертациях)

8 стр., 3550 слов

Актуальность исследования 3

... событий и религиозных процессов, повлиявших на судьбы народа. Исследования отечественного фольклора помогают выявить общие закономерности развития ... картины нового современного мира. Не ставя перед собой задачу, изобразить все оттенки и нюансы полотна культуры, передать ... которое является очевидной приметой наших дней, ставя своей целью очистить, упростить сложный, заумный, вычурный стиль, возрождая ...

Магистерская диссертация является квалификационной работой исследовательского характера, в которой содер­жится решение задачи, имеющей значение для со­ответствующей отрасли знаний (экономика, менеджмент, маркетинг, управление качеством); либо изложены научно обосно­ванные экономические, управленческие, организационные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

 

Цели исследования достигаются постановкой и разработкой основных задач исследования. Поэтому цель и задачи должны представлять собой внутреннее единство исследования. Всегда нужно помнить, что постановкой цели Вы предполагаете раскрыть центральный вопрос научной проблемы, а постановкой задач – цель исследования. В результате должна быть решена актуальная научная задача.

Поэтому задачи научного исследования должны строиться и решаться в той логической последовательности и взаимосвязи, которая бы позволяла достичь цели исследования. Задачи не должны противоречить друг другу, а также цели исследования.

Таким образом, цель и задачи имеют одинаковую сущность – это желаемый результат исследования. Их отличия в том, что постановка задач предполагает получение конкретных качественных или количественных характеристик результата с помощью известных или новых методов. Магистерская диссертация предполагает решение научных задач известными методами. (кандидатская – новыми методами)

  1. Формулирование проблемы влечет за собой выбор определенного объекта исследования. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект психологического исследования — это то, на что направлен процесс познания. Под объектом понимается конкретное психичес­кое явление: процесс, состояние, свойство, отношение, особенности личности, деятельность.

Ошибочным является указывать в качестве объекта категорию испытуемых («учащиеся начальных классов», «супружеские пары», «больные с алкогольной зависимостью» и т.п.).

С формальной точки зрения это кажется правильным, однако становится непонятным, какую психологическую реальность изучает психолог. Неопределен­ность и размытость в описании объекта ведет к аналогичным деформациям и в определении предмета исследования.

Объектом исследования могут быть определенные формы поведения, деятельности лю­дей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства).

7 стр., 3162 слов

Культурология : сущность, предмет, объект

... текстов, и т.п. Определенная трансформация дисциплинарных методов, применяемых в культурологических исследованиях, обусловлена возможностью разделения в них объекта ... философия, история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу ... предприятии, фирме, путешествии, семье); через самообразование (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.); через ...

Например, объектом исследования может быть самооценка младшего школьника. В таком случае предметом исследования станут факторы формирования самооценки младшего школьника. Объектомисследования может быть учебный процесс, учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрас­тной ступени.

Предмет исследования — те или иные стороны, свойства, характе­ристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой.Предметом исследования могут стать оп­ределенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Если объекты исследования — психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом иссле­дования будут психические состояния, то предметом его будут их про­явления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то его предметом могут стать факторы и механизмы развития, связь с други­ми свойствами.

Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет позицию, точку зрения, взгляд на то или иное психическое явление.

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования всегда шире, чем предмет. Объект исследова­ния формулируется кратко, двумя-тремя словами, предмет — расши­ренно. И объект, и предмет должны быть обязательно отражены в названии темы исследования.

Например:Название темы: Стратегии преодоления жизненных трудностей в пожи­лом возрасте.

Объект: стратегии преодоления жизненных трудностей. Предмет: особенности, проявления стратегий преодоления жизненных трудностей у пожилых людей.Название темы: Особенности индивидуального стиля деятельности учи­теля начальных классов в зависимости от стажа работы. Объект: индивидуальный стиль деятельности учителя начальных классов. Предмет: особенности индивидуального стиля деятельности учителя на­чальных классов в зависимости от профессионального стажа.

 

1 1.Автор.(Фамилия, Имя, Отчество, Специальность, занимаемое положение, известность).

2.Название. (Сокращенное и полное) Яркость, точность, проблематичность.

3.Источник. (Когда, где и кем издана работа).

Объем и тираж. Автор предисловия.

4.Основное содержание:

4.1. О чем в основном пишет автор?Блоки, разделы, оглавление. Суть главной проблемы.

  1. .Что именно он пишет?Способы доказательства главной мысли.

5.Факты.Положения, данные, схемы, подтверждающие главный тезис, подлежащие запоминанию.

6.Критика:

6.1 Автором.Кого и за что критикует автор? Какие подходы считает спорными?

6.2 Автора.Что в рассуждениях автора убедительно, что вызывает сомнения?

7. Новизна.Новизна фактов. Свежесть и оригинальность мыслей. Возможность и необходимость их использования на практике.

Технологические приемы конспектирования:

5 стр., 2084 слов

Конспект по предмету «Персонология»:

В рамках психиатрии Г. Салливана предпринимается попытка объяснить серьезные психические расстройства, при этом единственно возможный метод заключается в том, чтобы проанализировать весь путь развития. Другими словами, если проследить, какие метаморфозы произошли с каждым человеком, прежде чем он достиг метрической взрослости, то тогда, вероятно, можно многое узнать о его жизни и проблемах. Г. ...

♦ выписки цитат;

♦ пересказ своими словами;

♦ выделение идей и теорий;

♦ критические замечания;

♦ уточнения;

♦ перевод на более простой и понятный язык;

♦ собственные разъяснения;

♦ сравнивание позиций;

♦ реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем;

♦ описание связей и отношений;

♦ введение дополнительной информации и др.

2 Как правило, выделяются три вида чтения:       ➢ изучающее,      ➢ ознакомительное,       ➢ просмотровое.  В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.

Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о …), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Таким образом, при чтении текста учащийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приемы одного из названных видов чтения. Следовательно,надо учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приемам осмысления того или иного текста, решению определенных мыслительных задач в процессе его восприятия.

3 Конспектирование -.учебный прием, заключающийся в кратком письменном изложении основного содержания лекции, статьи, книги, доклада Конспект — особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику — интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

4 стр., 1783 слов

№ 6. Усвоение ребенком процесса письма и чтения

... и информации во времени, обеспечения передачи информации на любые расстояния. В плане общения письмо и чтение являются ... расширяя ее возможности. Письмо как вид речевой деятельности. На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная его ... непонимание. Таким образом, осмысление – это результат понимания. Понимание текста – это процессуальное многоуровневое образование, уровни которого выделяются по ...

  • конспект-план,
  • конспект-схема,
  • текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части — вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

  1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.
  2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  3. Составить план — основу конспекта.
  4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.
  5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
  6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.
  7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
  8. Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

4Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст диссертации. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает соискатель. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т. е. определяться потребностями разработки темы диссертации.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

4 Способов регистрации отбора фактического материала несколько:

записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюдений;

выписки из анализируемых документов, литературных источников. При этом обязательно на таких выписках точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно найти.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов проблемы. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. Она является одной из центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования.

7 стр., 3285 слов

Материалы к лекции_7

... правоту. Борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т. п. В современной научной, методической, справочной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена ... спора были проблемы государственного устройства, национального самосознания, вопросы философии, истории, права, литературы, искусства, принципы нравственности и т.д. Огромную роль в развитии искусства спора ...

5 Периоди́ческое изда́ние — издание (обычно печатное), выходящее с заявленнойпериодичностью

Наиболее распространённые формы периодики:

  • газета; газеты по периодичности подразделяются на ежедневные (например, «Московский комсомолец»), еженедельные («Московская комсомолка»), выходящие раз в 2 недели и ежемесячные («Совершенно секретно»),
  • журнал; еженедельные (например, Der Spiegel-Профиль и «Компания»), выходящие раз в 2 недели, ежемесячные («Крестьянка»), раз в два месяца («Коллекция Каравана историй») и ежеквартальные,
  • ежегодник,
  • научный журнал,
  • календари[2],
  • реферативный сборник,
  • библиографический указатель,
  • информационный бюллетень,
  • справочник,
  • литературный журнал.

6 Справочная литература — это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос. Издания, дающие справку на любой вопрос. К справочной литературе относятся словари, справочники, энциклопедии.

Особенности справочной литературы:

чтение выборочное (по заданию или интересу)

краткость

наличие алфавита

наличие указателей

читается вразброс

При чтении справочной литературы нужно знать:

ключевое слово

тему

алфавит

Пользуйся:

содержанием (оглавлением)

указателями (алфавитно-предметный, именной, географических терминов, хронологический)

Виды справочной литературы

Словарь

Что такое словарь? Это перечень слов или понятий в порядке алфавита. Словари бывают языковые и энциклопедические.

Мы обращаемся к языковым словарям, если необходимо узнать значение слова, его происхождение, при переводе текста с другого языка.

Если же нас интересуют явления природы: наводнения, затмения, землетрясения, или спорт, наука, техника, выдающиеся деятели науки, космонавты, то сведения ищем в энциклопедических словарях. Особенность отраслевых энциклопедических словарей: — одна тема или предмет. Например, «Энциклопедический словарь юного биолога» посвящен биологии.

Существуют также универсальные энциклопедические словари.

Они содержат информацию по нескольким отраслям знаний. Например, «Большой энциклопедический словарь»

23 стр., 11028 слов

Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего ...

... с ОНР средствами дидактических игр Заключение Список литературы Приложение Введение Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем - это важное условие речевого развития ... смелость, забота, защита, предательство) [34]. Существует несколько определений понятия «имя прилагательное». Например в «Русской грамматике» дается такое: «Имя прилагательное - это часть речи, ...

Справочники

Справочник — издание, содержащее краткие сведения о науке, технике, производстве и человеческой деятельности.

Сведения в справочнике расположены в определенном порядке: алфавит, тематически, хронологически. Многие справочники снабжены вспомогательными указателями: именной, алфавитный, предметный, хронологический и другие, а также могут иметь список дополнительной литературы для чтения.

Энциклопедии

Энциклопедия — справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по одной или всем отраслям знаний.

Энциклопедия станет вам главным помощником в увлекательном путешествии в мир знаний. Она расскажет о природе и человеке, технике и искусстве, истории и далеких звездах. Занимательный текст дополняют красочные иллюстрации, так что вы будете с удовольствием листать эти книги, готовясь к занятиям в школе и просто разыскивая ответы на тысячи интересующих вас вопросов.