Раздел I: «Нейропсихология» 3

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИИ

ПОЛКОВНИК______________А. КАРОЯНИ

«___»___________19___г.

Проведения лекции по дисциплине «Клиническая психология» со

слушателями (курсантами) военно-психологического факультета.

Раздел I: «Нейропсихология»

Тема 4: «Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие ».

Время 2 часа.

Проблемы:

1.Функциональная организация мозга.

2.Межполушарная организация психических процессов.

Субдоминантное и доминантное полушария.

3.Современные исследования проблемы межполушарной асимметрии мозга .

Цель занятия:

На основании научных данных по анатомии и физиологии нервной высшей деятельности и с опорой на нейропсихологический подход к интегративной мозговой деятельности раскрыть основные положения, касающиеся функциональной организации мозга, межполушарной организации психических процессов и сориентировать слушателей в современных исследованиях типов межполушарной асимметрии.

Литература:

1.Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова/. – 2-е изд., М.: Педагогика — Пресс, 1996. (Статьи: «Мозг», «Межполушарная организация психических процессов», «Латерализация функций», «Глубокие структуры мозга», «Развитие коры головного мозга», «Кора головного мозга»…).

2.Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология ВНД.: Учебник. М.: МГУ. 1989, гл. III.

3.Самусев Р. П., Семин Ю. М. Анатомия человека. М.: Медицина, 1990, гл. VIII.

4.Уолтер Г. Живой мозг. – Пер. с англ. – М.: Мир, 1966.

5.Хомская Е. Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. – 1997. –N3.

6.Естественные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурии, В. Д. Небылицина/. – М.: Пед., 1978.

7.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека…Ч.II – 1. М.: МГУ, 1969.

8.Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. – М.: Медицина, 1979.

2 стр., 942 слов

14.Психология лечебного процесса

... и мотивов, взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых механизмов психологической защиты. При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические характеристикиличности: отношения; самооценка; мотивация. а) Личность ...

9.Функциональная асимметрия и адаптация человека // Труды МНИИ психиатрии,-М.:Медицина, 1976. – Т. 78.

10. Брагина Н. И., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина. 1981.

11.Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии. М.: МГУ, 1991.

12.Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991.

13.Хомская Е. Д., Ефимова И. В. К проблеме типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга // Вестник МГУ: Сер. 14, Психол., — 1991. – N 4 –6 , 42-47.

14.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.—М.: МГУ, 1973. – Ч. I-II.

1 Проблема. Функциональная организация мозга.

Алгоритм изложения проблемы:

  1. Интегративная деятельность мозга в виде взаимодействия 3-х функциональных систем.
  2. Анатомия и физиология мозга (головной и спинной мозг).
  3. Локальные системы мозга.

С позиций системной организации функций в деятельности мозга выделяют различные функциональные системы и подсистемы(П. К. Анохин, А. Р. Лурия, Е. Н. Соколов, О. С. Андрианов, А. С. Батуев, К. В. Судаков и др.).

По мнению Давыдовой Н. Н., Крыловой А. Л. (МГУ), классический вариант интегративной деятельности мозга может быть представлен в виде взаимодействия 3-х основных функциональных блоков:

1)блок приема и переработки сенсорной информации– сенсорные системы (анализаторы).

2)блок модуляции, активации нервной системы(лимбико-ретикулярные системы) мозга.

3)блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов –моторные системы (двигательный анализатор).

По А. Р. Лурия (1973) функциональные блоки (основные аппараты) мозга:

  • 1-й блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования;
  • 2-й блок, получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира:
  • 3-й блокпрограммирования, регуляции и контроля психической деятельности. (1-й и 2-й – переставлена последовательность, нумерация физиологов).

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования

1-й блок построен по принципу «неспецифической» нервной системы, которая осуществляет свою функцию постепенного градуального изменения состояний.

Он расположен в основном в пределах мозгового ствола, образований промежуточного мозга и медиальных отделов коры мозга.Установлено надежно, что наряду со специфическими сенсорными и двигательными функциями, кора головного мозга осуществляет и неспецифическое афферентное или эфферентное волокно сопровождается волокном неспецифической ,активирующей системы и, что раздражением определенных участков коры можно вызвать как активирующие, так и тормозящие влияния на нижележащие нервные образования.

2. Блок приема, переработки и хранения информации.

Расположен в конвекситальных (наружных) отделах новой коры(неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной), общечувствительной (теменной) области.

Этот блок состоит из частей, обладающих высшей модальной специфичностью. Входящие в его состав части приспособлены к тому, чтобы принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или общечувствительную информацию. Также в него включаются центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции, хотя у человека они настолько оттесняются центральным представительством высших экстероцептивных, дистантных анализаторов.

6 стр., 2748 слов

Сенсорные системы человека

... повышение эффективности интеллектуальной деятельности путем тренировки высших психических функций мозга. Программные продукты "Эффектона" позволяют измерять различные показатели сенсомоторной системы человека (в частности, пакет ... структурам коры головного мозга. Ощущения зависят не только от возможности мозга и сенсорных систем человека, но также и от особенностей самого человека, его ...

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

Человек не только пассивно реагирует на доходящие до него сигналы. Он создает замыслы, формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением, реализует свое поведение, приводя его в соответствие с планами и программами.Он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки.

Аппараты этого блока расположены в передних отделах больших полушарий, кпереди от передней центральной извилины. Основные, модально-специфические зоны 2-го блока построены по единому принципу иерархической организации, которая одинаково сохраняется во всех этих зонах. Каждая из них рассматривается, как центральный корковый аппарат того или иного модально-специфического анализатора.

Все они приспособлены для того, чтобы служить аппаратом приема, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации или мозговыми механизмами морально-специфических форм познавательных процессов.

Три закона, по которым построена работа отдельных частей коры, входящих в состав 2-го блока:

А)Закон иерархического строениявходящих в него корковых зон: «снизу вверх» и «сверху вниз».

Б)Закон убывающей специфичностииерархически построенных зон коры, входящих в его состав.

Как другая сторона закона иерархического строения зон коры, входящих в состав 2-го блока и обеспечивающих переход от дробного отражения частных модально-специфических признаков к синтетическому отражению болею общих и отвлеченных схем воспринимаемого мира.

В) Закон прогрессивной латерализации функций, вступающих в действие по мере перехода от первичных зон мозговой коры к вторичным и затем третичным зонам.

В его итоге у взрослого человека значительно отличаются от функций 2-х и 3-х зон правого полушария функций 2-х и 3-х зон левого полушария, вследствие чего при локальных поражениях мозга подавляющее число симптомов нарушений высших психических функций возникает при поражениях 2-х и 3-х зон доминантного полушария.

Кора лобных долей мозга участвует в генерализации процессов активации, возникающей при наиболее сложных формах сознательной деятельности, в организации которой важнейшую роль играет речь.

Эти факты ясны, если учесть, что именно эти разделы мозговой коры особенно богаты связями с нисходящей активирующей ретикулярной формации, в силу чего имеется основа для того, чтобы утверждать, что лобные доли мозга человека принимают самое непосредственное участие в повышении состояния активности, которое сопровождает всякую сознательную деятельность. Эти факты дают основание, что префронтальные отделы коры, вызывающие такую активацию, как раз и обеспечивают те сложнейшие формы программирования, регуляции и контроля сознательной деятельности человека, которые не могут осуществляться без участия оптимального тонуса корковых процессов.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МОЗГА.

9 стр., 4296 слов

Строение коры полушарий большого мозга. Доли, борозды, извилины

... высшим отделом центральной нервной системы - корой больших полушарий, которая является материальным субстратом психики человека. Целью и объектом моей работы буду полушария большого мозга состоящие из долей, ... означает "мозговая или умственная кора". Сама по себе кора мозга имеет серый цвет, потому как состоит, в основном, из тел нервных клеток и нервных волокон более пятидесяти разновидностей ...

  • МОЗГ – центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека.

Нервная ткань, составляющая основную массу мозга, образована нервными и глиальными клетками и их отростками.

  • Скопление нервных клеток образует – серое вещество мозга.
  • Отростки нервных клеток (нервные волокна – аксоны, или осевые цилиндры) составляют так называемое белое вещество мозга

РАЗЛИЧАЮТ:

  • Головной мозг, находится в полости черепа;
  • Спинной мозг, помещается в позвоночном канале.
  • СПИННОЙ МОЗГ имеет 4 отдела: шейный, поясничный, крестцовый и сегменты (31-33).Продолжение спинного мозга – продолговатый мозг.

В спинном мозге серое вещество расположено внутри и окружено слоем белого вещества.

Нервные клетки в составе серого вещества спинного мозга образуют скопления (ядра)– моторные, чувствительные и вегетативные. От спинного мозга в виде двух корешков (переднего и заднего) отходят спинномозговые нервы.

  • Передний корешок содержит главным образом аксоны крупных нейронов спинного мозга, они направляются к соматическим мышцам.
  • Задний корешок образован центральными отростками клеток спинномозговых узлов, они следуют в спинной мозг
  • ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

От 20 до 60 масса и объем мозга максимально постоянны. У мужчин средняя масса 1394 гр. А у женщин 1245 гр. При осмотре препарата головного мозга хорошо видны 3 крупных составных части:

  • Полушария большого мозга;
  • Мозжечок;
  • Мозговой ствол.

Головной мозг состоит из:

  1. ствола и
  2. большого мозга.

1.В стволе головного мозга:

  • ромбовидный мозг—состоит из продолговатого мозга, варолиева моста и мозжечка,
  • средний мозг—состоит из ножек мозга и пластинки четверохолмия,
  • межуточный мозг—состоит из:
  1. зрительного бугра (таламуса),
  2. надбугорной области (эпиталамуса),
  3. забугорья (метаталамус),
  4. подбугорье (гипоталамус).

Из стволовой части головного мозга выходит 12 пар черепно-мозговых нервов, ядра которых располагаются на различных уровнях продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга (VII,XI,X,IX,VIII,VII,VI,V,IV,III).Две оставшиеся пары черепно-мозговых нервов анатомически относятся к переднему мозгу.

Помимо ядерчерепно-мозговых нервов в стволе головного мозга располагаютсядругие клеточные образования(нижние оливы, ретикулярная формация, ядра варолиева моста, бугорки четверохолмия, красное ядро, черная субстанция, ядра зрительного бугра и др.) и нервные волокна, образующиеся системы восходящих и нисходящих волокнистых трактов, которые связывают спинной мозг и ствол головного мозга с конечным мозгом.

Спинной мозг и головной мозг окружены мозговыми оболочками: мягкая (сосудистая) – самая внутренняя,паутинная (кнутри от твердой мозговой оболочки и отделена от нее субдуральным пространством), твердаяоболочка (отличается по строению от аналогичной оболочки спинного мозга и одновременно надкостница на внутренней поверхности костей черепа, с которой связана непрочно)

10 стр., 4845 слов

Головной мозг

... толстый слой серого вещества с многочисленными извилинами,который состоит из самих нервных клеток, составляющий кору головного мозга. Правое и левое полушария отделены друг от друга глубокой продольной щелью большого ...

.

  • Большой мозг разделяется глубокой продольной щелью на два полушария: правое и левое.

Полушария соединяет межполушарная слойка – мозолистое тело, в его составе проходят волокна, связывающие в основном симметричные участки коры больших полушарий;

Другие спайки (коры) большого мозгапередняяи гиппокампова комиссуры.Основная масса полушарий большого мозга – подкорковые (базальные) ядра (хвостатое, чечевичное, миндалевидное); ограда; подкорковое белое вещество.

Белое вещество полушарий большого мозга образует белый полуовальный центр, который состоит из огромного числа нервных волокон. Все они представлены тремя системами проводящих путей конечного мозга:

  1. ассоциативные;
  2. комиссуральные;
  3. проекционные

Полушария большого мозга покрыты слоем серого вещества – коры головного мозга.

  • Кора головного мозгаповерхностный слой, покрывающий

полушария головного мозга, образован преимущественно вертикально ориентированными нервными клетками и их отростками, а также пучками афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервных волокон.

Помимо этого в состав коры входят клетки нейроглии. Характерная особенность структуры коры — горизонтальная слоистость, обусловленная упорядоченным расположением тел нервных волокон.

В коре выделяют 6 слоев (по некоторым данным 7) нервных клеток, которые отличаются по ширине, плотности расположения, форме, размерам составляющих их нервных клеток. Различные отделы коры имеют толщину от 1,5 до 5 мм., в среднем 2-3 мм.

Из-за преимущественно вертикальной ориентации тел и отростков нервных клеток, а также от пучков нервных волокон кора имеет вертикальную исчерченность. Для функциональной организации коры очень важно вертикальное, колонкообразное расположение нервных клеток.

Основной тип нервных клеток коры – пирамидные клетки.

Каждое из полушарий имеет три поверхности:

  1. наиболее выпуклую — верхнелатеральную;
  2. плоскую, обращенную к противоположному полушарию—медиальную;
  3. имеющую сложный рельеф, соответствующий внутреннему основанию черепа – нижнюю, нижнюю поверхность полушария илиоснование мозга.

Наиболее выступающие участки полушарий имеют название: лобный, затылочный, височный полюса.

Поверхность полушарий изрезана глубокими щелями, бороздами. Усложняют рельеф, расположенные между ними участки – извилины. Глубина, протяженность борозд, их форма и направление очень изменчивы.

Кора подразделяется с помощью щелей, борозд на:

  • ДОЛИ

Области (доли) делятся на более дробные цитоархитектонические поля, отличающиеся по своей клеточной структуре и функциональному значению. Общепринята классификация цитоархитектонических полей (формаций)К. Бродмана,которыйразделил всю кору на 11 областей и 52 поля.

Исходя из данных филогенеза кора подразделяется на:

  1. новую (неокортекс),
  2. старую (архикортекс),
  3. древнюю (палеокортекс)

В филогенезе коры происходит абсолютное и относительное увеличение территорий новой коры при относительном уменьшении площади древней и старой. У человека на долю новой корыприходится95,6%, в то время какдревняя – 0,6%,старая – 2,2%всей корковой территории

6 стр., 2509 слов

Психологические особенности реализации функции организации в управлении

... указания на условия, необходимые для того, чтобы осуществление функции организации имело смысл. Это бывает тогда, когда: 1) на основе планирования поставлены ... и формального статуса в организации. Подобное положение дел свидетельствует о том, что в организации нет полноценных условий для реализации функции организации. В управленческой литературе существуют ...

Серое вещество полушарий большого мозга представлено корой ибазальными ядрами конечного мозга. Кбазальным ядрамотносятполосатое тело, состоящееиз хвостатого и чечевицеобразного ядер;ограда и миндалевидное тело.

Прослойки белого вещества между ними образуют наружную и внутреннюю капсулы, причем последняя представляет собой толстый слой белого вещества, состоящий из проводящих путей головного мозга.

  • Стриопаллидарная система – основная часть двигательных центров,

относящихся к экстрапирамидной системе. Это центр, управляющий автоматическими движениями и регулирующий тонус мышц. Помимо этого, полосатое тело выполняет функцию высшего центра, регулирующего процессы теплорегуляции и обмена углеводов. Этот центр занимает главенствующее положение по отношению к вегетативным центрам, которые расположены в гипоталамической области.

Функциональные области в коры

:

сенсорные

моторные

ассоциативные

1) Затылочные отделы мозга – организация зрительного восприятия

  1. Первичные зоны затылочной коры – элементарные функции зрения.
  2. Вторичные отделы затылочной коры – оптико-гностические функции.

2) Височные отделы мозга – организация слухового восприятия.

1. Первичные зоны височной коры – элементарные функции слуха.

  1. Вторичные зоны височной коры – аккустико-гностические функции.

3) Третичные зоны коры, расположены между затылочными, височными и теменными отделами, отвечают заорганизацию симультанных синтезов.

1. Третичные зоны коры – организация наглядных пространственных синтезов.

2.Третичные зоны коры – организация символических «квазипространственных» синтезов.

3. Третичные зоны коры и процессы речевой памяти.

4.Теменно-затылочные зоны правого (субдоминантного) полушария.

4.Сенсомоторные и премоторные отделы мозга – организация движений.

  1. Сенсомоторные и премоторные отделы мозга – организация движений.
  2. Премоторные зоны коры – эфферентная организация движения.

5.Лобные доли мозга – регуляция психической деятельности.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...

  1. Лобные доли – регуляция состояний активности.
  2. Регуляция движений и действий.
  3. Регуляция мнестических и интеллектуальных действий.
  4. Лобные доли и варианты «лобного синдрома».

5.Медиобазальные отделы коры, правое полушарие.

1.Медиальные отделы коры – роль в регуляции психических состояний.

2.Проблема правого полушария.

ВЫВОД ПО I ПРОБЛЕМЕ:

Таким образом, с точки зрения психологии нельзя говорить о локализации отдельной психологической функции в конкретном участке мозга. Психологические функции это функциональные системы, реализуемые совместной работой ансамбля мозговых зон.

II. ПРОБЛЕМА.

Межполушарная организация психических процессов. Субдоминантное и доминантное полушария.

Алгоритм изложения проблемы:

  1. 1) Функциональная ассиметрия полушарий мозга.
  2. 2) Лотерализация функций.
  3. 3) Этапы исследования ассиметрии мозга.
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА – специфические особенности структуры и функций мозговых полушарий,

Приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие. Это одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. Процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности имеет название материализация функций.

Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе до 14—16 лет, достигает выраженности к зрелому возрасту (40-60лет) и постепенно нивелируется к старости (после 60 лет).

У детей до 12 лет поражения левого полушария мозга не сопровождаются характерными нарушениями речевых функций (взрослые), т. к. не произошло разделение на доминантное и субдоминантное полушария.

Процесс латерализации в онтогенезе идет нелинейнос чередованием доминирования правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их полушарной специализации.

Межполушарная асимметрия в процессе:

/латерализация функций/.

  • Раньше всего асимметрия биоэлектрических показателей в моторной и сенсорной областях коры;
  • Потом – в ассоциативной (префронтальной и теменно –височной) зонах коры головного мозга;
  • В разном возрасте – половые различия выраженности латерализации;
  • Различные психические функции обнаруживают различную степень латерализации;
  • Речевые процессы связаны у большинства людей с ведущим полушарием;
  • Процессы зрительного восприятия имеют меньшую степень латерализации;
  • Наиболее выраженные и стойкие гностические расстройства, возникшие при 2-х поражениях соответствующих отделов коры.

Основные этапы исследования функциональной асимметрии мозга:

  • Работы Ж. Було (1825),
  • П. Брока (1861),
  • А. Я. Кожевникова (1847),
  • К. Верника (1847) и др.

Демонстрация преимущественно связи нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария

. Субдоминантные и доминантные полушария.

16 стр., 7919 слов

Исследование особенностей эмоциональной сферы у больных шизофренией ...

... профилями функциональной асимметрии мозга. I.3.2 Исследования особенностей нарушения эмоционально-личностной сферы у больных с локальными поражениями левого или правого полушарий мозга II. Экспериментальное ... исследование эмоциональной сферы у больных шизофренией с разным профилем межполушарной асимметрии II.1. Описание методик ...

ДОМИНАНТНОЕ – левое полушарие у правшей.

СУБДОМИНАНТНОЕ—правое полушарие у правшей

Сложная психическая функция осуществляется совместной работой обоих полушарий, каждое из которых вносит в построение психических процессов свой собственный вклад (Б. Г. Ананьев).

Разделение головного мозга на два симметричных, но функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой (нейропсихологией, нейрофизиологией и др.) как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности.

При поражении 1-го полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы 1-го полушария за счет другого.

Функциональная специализацияполушарий носит парциальный характер: выделяется доминантностьпо речи, слуху, зрению, а также мануальное предпочтение (право /леворукость), создающие множество вариантов латерализации функций (паттерны асимметрий).

  • При этом нет строгой однозначной связи между доминантностью руки и межполушарной асимметрией речевой функции (доминирование речевых центров правого полушария выявлено у 5% правшей и 30% левшей).
  • Степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия является продуктом онтогенеза.

Дифференциация функций доминантного

и субдоминантного полушарий.

(по А. Р. Лурия)

ЛЕВОЕ доминантное

  • При поражениях левого полушария грубые афазии.
  • Функциональная организация сенсорных процессов имеет более дифференцированный характер в данном полушарии.
  • Гностические нарушения характеризуются значимостью более выраженной модальной специфичностью, чем при поражении правого полушария, которые носят глобальный полисенсорный характер.
  • Функция анализа собственного поведения с участием в речевых процессах.

ПРАВОЕ субдоминантное

  • Не имеет отношения к организации речевой деятельности.
  • Поражения не затрагивают речевых центров.
  • В меньшей степени участвует в реализации сложных интеллектуальных функций и обеспечении сложных форм двигательных актов.
  • При повреждениях мозолистого тела и подаче раздражений в правое полушарие

А) называние документов невозможно.

Б) сохраняется способность к непосредственному восприятию объектов и к диффузному различению смысла слов.

  • При поражении субдоминантного полушария люди не проявляют выраженных нарушений активной речи, письма, чтения, даже при поражениях в височной, теменно-затылочной, премоторных зон.
  • Не отмечается дефектов процессов, которые формируются на основе речи (при поражениях).
  • Не обнаруживается нарушения логического мышления.
  • В сохранности остаются: понимание логико-грамматических структур, формальные логические операции, счет.
  • Нарушения кожной и глубокой чувствительности правой руки вызывается только поражениями постцентральных отделов левого полушария. Такие же нарушения кожной и кинестетической чувствительности в левой руке могут возникать при значительно более рассеянных поражениях коры субдоминантного полушария.
  • Важнейшая характеристика: меньшая функциональная дифференцированность корковых структур правого полушария, связанных с сенсорными процессами.
  • Это полушарие имеет непосредственное отношение к анализу той информации, которую субъект получает от своего собственного тела и не связаны с вербально логическими кодами.
  • Поражения чаще (67 раз по сравнению с левым полушарием) приводят к нарушению нормального ощущения своего тела («схемы тела»).
  • Симптом игнорирования противоположной (левой) стороны тела и левой стороны пространства – невнимание к левой стороне (при поражении задних глубоких отделов правого полушария).
  • Приведение к грубым нарушениям схемы тела: голова, рука или нога воспринимаются больным как непропорционально большие или маленькие. И связанная с ним «апраксия одевания» – чаще в 4-5 раз чем при поражении доминантного полушария.
  • При поражении может захватываться сфера зрительного пространства: утрата способности к нормальной ориентации в пространстве (отчужденность знакомых предметов), эти дефекты мешают больным воспроизводить нужные конструкции.
  • Поражения задних отделов субдоминантных полушарий – ведут к нарушению узнавания объектов (утрата чувства знакомости), непосредственно узнавания индивидуальных объектов.
  • Нарушения зрительного восприятия характеризуются бесконтрольностью того поиска, который осуществляет больной, оценивая объект (бесконтрольное угадывание).
  • Функция общего восприятия своей личности
  • Частый симптом при поражениях: своеобразное отсутствие восприятия своих собственных дефектов (анозогнозия).
  • Отличительные признаки при этом от больных с «лобным синдромом»: большая сохранность намерений и планов поведения.
  • При глубоких поражениях правого полушария – глубокие изменения личности и сознания: нарушается анализ сигналов от своего тела, их восприятие непосредственно ситуации – дефектно, отсутствие адекватной оценки. Плюс явления дезориентации в окружающем, спутанность непосредственного сознания; эти нарушения могут быть замаскированы у больных с сохраненной речью, но дефекты наблюдаются при развернутой форме.

Межполушарная асимметрия имеет биосоциальную детерминацию:

19 стр., 9147 слов

Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных ...

... мозговой организации психических процессов, свойственных левому и правому полушарию. Однако современный уровень знаний о межполушарной асимметрии мозга, накопленный и в нейропсихологии, и в других ... нейропсихологической литературе как различия синдромов и симптомов, связанных с поражением симметричных отделов больших полушарий. С позиции теории системной динамической локализации функций эти ...

А) специфичность(анатомическую и физиологическую).

Б) опосредованность, осознанный и произвольный характер как системные качества высших психических функций.

Межполушарная организация психических функций носит динамический характер:

Роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе.

Межполушарное взаимодействиенарушается при 2-х сторонних поражениях мозга, патологии мозговых комиссур, а также при различных формах атипий онтогенезного развития.

Различные формы атипий– в этом случае нарушение межполушарного взаимодействия может быть причиной негативности детей к школе, школьной неуспеваемости.

Были выявлены:

Доминантность левого полушария в следующих функциях:

У ПРАВШЕЙ:

  • Для экспрессивной, импрессивной речи,
  • Для чтения, письма,
  • Для вербальной памяти,
  • Для вербального мышления,

Для правого полушария (ведущие):

  • Функции неречевого (в т. ч. музыкального) слуха,
  • Лицевого гнозиса,
  • Многие формы зрительно-пространственной ориентации,
  • Невербальная память,
  • Конструктивная деятельность,
  • Осознание своих дефектов.

2)Работы И. П. Павлова, начиная с 1923 года, Б. Г. Ананьева (парная работа больших полушарий головного мозга в материалах эксперимента).

  • Исследования А. Р. Лурия по изучению роли различных отделов

левого и правого полушарий мозга в организации речи и познавательных процессов (чтения, письма, счета, памяти, мышления и др.)

  • Акцент переместился в исследованиях 40-70-х годов с изучения

функциональной специализации полушарий на исследование межполушарного взаимодействия: качественного своеобразия того вклада, который вносит то или иное полушарие в ту или иную психологическую функцию. Использовалось большое количество нейрофизиологических и нейропсихологических методов:

  • Экспериментальное выключение деятельности 1-го из полушарий введением амитала натрия в сонную артерию соответствующей стороны (Вада, тест, 1949),
  • Прямая электростимуляция (В.Пенфилд и Роберта, 1959),
  • Односторонняя электросудорожная терапия больных (Деглин, 1973),
  • Метод дихотомического прослушивания (Д.Кимура,1961) и др.,
  • Клинические исследования расщепленного мозга (Газзанига и Спери, 1962),
  • Часть «луриевских методик».

Проявление лево – правой дихотомии.

Лево-правая дихотомия проявляется в паттернах, стратегиях, используемых в процессе переработки информации:

  • В локальности /интегральности
  • В сукцессивности /симультанности.
  • Произвольности /непроизвольности.
  • Аналитичности /интуитивности.
  • Поэлементности /холистичности.
  • Протяженности /одноименности.
  • Рациональности /чувственности.

ВЫВОД ПО II ПРОБЛЕМЕ:

МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ –важнейшая психико –физиологическая характеристика мозговой деятельности, основана на диалектическом единстве двух основных аспектов (явлений): функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействия в обеспечении психической деятельности человека.

III проблема Современные исследования проблемы межполушарной асимметрии мозга

Алгоритм изложения проблемы:

  1. Нейропсихологическое направление исследований …
  2. Психофизиологическое направление …
  3. Общепсихологическое …

Современные методы исследования межполушарной асимметрии мозга.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия интенсивно разрабатывается во многих отечественных психологических и физиологических лабораториях (Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, Н. Н. Трауготт, Э. Г. Симерницкая, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, В. Л. Бианки, В. М. Мосидзе и др.).

Можно выделить два основных направления нейропсихологического анализа проблемы межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия:

1)нейропсихологическое (клиническое и экспериментальное);

2)психофизическое.

  • Первое направление( нейропсихологическое).
  • Особенности функциональной асимметрии мозга у детей и взрослых (Э. Г. Симерницкая).
  • Латеральная специфика нейропсихологических синдромов при поражении височных отделов левого и правого полушарий при изучении невербальных функций (Н. А. Филиппычева).
  • Нейропсихологический анализ латеральных особенностей нарушений различных познавательных процессов (Ю. В. Микадзе, Б. С. Котик).Качественные особенности переработки информации на различных этапах мнестической деятельности (Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте).
  • Латеральные особенности выполнения теста называния несемантических изображений у больных с локальными поражениями мозга (Е. Ю. Артемьева, Л. С. Назарова, Г. М. Насоновская).
  • Латеральные особенности нарушений интеллектуальной деятельности при локальных поражениях мозга (М. О. Шуаре).

    Особенности нарушений личности при лево- и правосторонних поражениях мозга (на основании изучения самооценки и эмоциональной сферы) методами семантического дифференциала Осгуда, его модифицированного варианта Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн, незаконченных предложений, оценки фотографий эмоционально-выразительных лиц и подбора их героям эммоциогенных ситуаций, а также с помощью ряда опросников и теста Розенцвейга. (Д. В. Ольшанский).

  • Второе направление (психофизическое.)

Второе направление составляют психофизиологические исследования нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

Исследования посвящены изучению генерализованной и локальной активации во время познавательной деятельности (перцептивной, мнестической, интеллектуальной) у больных с локальными поражениями мозга (с использованием методов ВП, анализа частотно-амплитудных показателей ЭЭГ, асимметрии фронтов волн ЭЭГ, пространственной синхронизации биопотенциалов).

Изучение межполушарной асимметрии частотно-амплитудных показателей ЭЭГ при произвольном запоминании (Л. А. Троицкая, Е. В. Ениколопова).

  • Межполушарная асимметрия вызванных потенциалов в передних отделах мозга при перцептивной деятельности (Э. Кайро, А. Д. Владимиров).
  • Асимметрия вызванных потенциалов премоторных областей мозга во время произвольных движений при нажимании пальцем на рычаг в ответ на звуковой сигнал и во время написания букв под диктовку (Б. А. Маршинин).
  • Различная роль левого и правого полушарий мозга в эмоциональном реагировании (С. В. Квасцов).

  • Общепсихологическая» тематика.
  1. Сенсорная (зрительная и слуховая) асимметрия в условиях монолатерального предъявления стимулов (методом дихотического прослушивания и диоптического просмотра изображений (З. Г. Туровская, Е. Л. Бережковская).

    Межполушарная асимметрия при восприятии акустических стимулов при дио-и дихотическом прослушивании (Л. В. Огинец, Н. В. Лутченко).

  2. Феномен диплопии при проекции стимула в оба полушария одновременно (В. В. Суворова).
  3. Индивидуально-возрастные особенности межполушарных отношений при зрительном опознании, используя тахистоскопическую методику (Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Иванова).
  4. Анализ сложности внутри речевого процесса с помощью электрофизиологического метода (дистантной синхронизации биопотенциалов) методом оценки пространственной синхронизации мозга (Н. Е. Свидерская, Т. Н. Ушакова, Л. А. Шустова).

    Психофизиологический анализ внутренней речи, используя электрофизиологические показатели (Т. Н. Ушакова).

  5. Рассмотрение типов значений слов в свете функциональной асимметрии мозга (В. В. Иванов).
  6. Функциональная асимметрия мозга животных (Э. С. Алимян).

ВЫВОД ПО III ПРОБЛЕМЕ:

Таким образом, обзор материалов показывает, что сложилось несколько направлений в вопросе изучения межполушарной асимметрии мозга: нейропсихологические исследования (клинические, экспериментально-психологические, психофизиологические), общепсихологические (Изучение асимметрии в зрительной и слуховой сфере) и психофизиологические исследования (с использованием различных объективных методов).

ВЫВОД ПО ЛЕКЦИИ:

Таким образом, нейропсихологии (современной клинической нейропсихологии) адекватная, своевременная диагностика, нарушений межполушарной организации психических процессов позволяет выработать адекватную стратегию психокоррекции и выработать оптимальный способ коммуникации, предъявления и закрепления информации.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

  1. Отработать методы исследования типов межполушарной асимметрии мозга
  2. Изучить по дополнительной литературе современные методы исследовония асимметрии.

Лекция рассмотрена на заседании

ПМК «Психотерапия»

От «___»_______________19___г.

Руководитель занятия___________

27