Психологическое просвещение

Когда я выбирала тему «Психологического просвещения» у меня было много идей, так как необходимо было учесть важные темы, наиболее интересующие родителей. В итоге – психологическое просвещение я решила провести с родителями ,на родительском собрании. Я провела собрание с родителями старшей дошкольной группы. Тема его – детские страхи, так как – это очень актуальная и полезная тема. По моим наблюдениям, именно этот вопрос наиболее волновал родителей, и они были заинтересованы в его решении. Психологическое просвещение я провела в виде лекции. В конце лекции я дала родителям несколько советов, что бы справится со страхами детей. Я считаю, что мне удалось эффективно реализовать свою работу.

Лекция для родителей «Детские страхи»

Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое неожиданно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает (например: игрушка, отбрасывающая тень на стену, или висящее на спинке стула платье)! Плоды детских страхов, например: жуткие монстры, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Зигмунд Фрейд считал, что страх не должен обретать в душе ребенка полную свободу и трансформироваться в фобии – навязчивые видения и идеи. Взрослым нужно постоянно помогать детям избавляться от этого, но не путем бессмысленных угроз и обвинений в непонятной трусости, а методом перевода страха в сферу положительных эмоций, прежде всего в область игры, рисования и литературы. Вытесненный на поверхность сознания посредством игры, рисования и литературы, детский страх сворачивается и исчезает, оставляя в памяти малыша ощущение чего-то жутко приятного. Его можно носить внутри себя, задерживать на некоторое мгновение в собственном воображении и, спрятавшись под одеялом, тихонько извлекать наружу.

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...

... отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича и их родителей. В научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими «проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Т.Н. ...

Современные дети любят читать, слушать страшные сказки, изображать страшилки и прочие пугалки. Взрослым не по душе и не по вкусу, а детям они очень нравятся. Можно играть с детьми в страшные игры. Такие игры потребуют от родителей максимального внимания и самого активного участия. Например, пересказываете дочке или сыну какую-нибудь страшную историю или сказку, и очень осторожно воспроизводите игровую ситуацию. Потом предлагаете ребенку нарисовать то, что ему было всего страшнее. Истории о псевдоужасных событиях рождают комический эффект. Детский смех является адекватной реакцией на возникающую в произведении ситуацию неподменного страха. Смех очищает психику ребенка от всех напастей воображения, однако не уничтожает его творческую природу. Сфера кошмарного снижается в «страшно забавных историях» до курьеза. Но, чтобы понять курьезность ситуации, ребенку приходится какое – то время относиться к ней так, как относятся герои. Неожиданная смена страшно смешных событий, скачок воображения из области страшного в сферу веселого укрепляют дошкольника в вере, что оборотная сторона страха – смех, зла – добро, смерти – жизнь.

В страшно забавных историях мотив ложного страха связан с боязнью персонажей – животных. Но, как выясняется в дальнейшем, трусливы не только лесные жители, но и люди. Спросите ребенка: почему смелые герои попадают впросак, когда вроде и опасности-то никакой нет? Может быть, потому, что не бояться ожидаемого страшного явления намного проще, чем испугаться пустяка, возникшего случайно? Спросите у своего ребенка, не приходилось ли ему испытывать страх перед опасностями, которые на самом деле существовали только в его воображении? Поинтересуйтесь, не боится ли он темноты. Темнота пугает и маленьких, и больших. Она изменяет очертания хорошо известных предметов, мешает ориентироваться в пространстве и времени, создает ощущение запредельности любых, даже очень знакомых звуков.

Попросите ребенка придумать сказку, в которой основным событием будет нарушение героем какого-нибудь запрета и как следствие этого – страх в ожидании возможного наказания. Из сказки, придуманной ребенком, можно узнать, какое наказание (какой запрет) наиболее страшно ему. Но слишком злоупотреблять детским доверием не следует. Рекомендуем поиграть с детьми в игру, главным условием которой будет следующее: во что бы то ни стало помочь несчастным героям преодолеть страх и расправиться с потусторонними силами. Средства борьбы с ними пусть выберут сами дети. Можно задать им вопрос: «Какое событие заставило героя пережить испуг?» Чего или кого больше всего испугался герой.

Способы преодоления страхов:

1. Совместные подвижные игры с ребенком по правилам. Во время игры психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей, когда взрослый утрированно демонстрирует страх в игре, а ребенок не боится. Ребенку не нужно заранее рассказывать о цели игры и о том, что как себя вести. Хороший результат избавления от страхов дает игра, при которой ребенок наигрался и получил удовольствие.

2.Налаживание отношений в семье: преодоление конфликтов и ссор между родителями.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную ... разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на ...

3.Коррекция типа воспитания ребенка в семье.

4.Устранение неприятных переживаний у ребенка в течение дня, шумных игр, плотного ужина перед сном, сон в душном помещении и неудобной одежде.

5.Придерживаться правила: чем более беспокойный ребенок, тем более медленным и доброжелательным должно быть пробуждение после сна.

6. Никогда не выяснять отношения и не ругаться при спящем ребенке.

Страх можно сравнить с миной замедленного действия. Он подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Но самое главное, взрослому человеку, который так и не избавился от страхов, сложно устанавливать нормальные семейные отношения, и его страхи, волнения, беспокойство также могут передаваться ребенку.

Советы родителям:

Не стоит заниматься «закаливанием», т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».

Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что «монстров» не существует, обычно невозможно.

Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!

Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

 

 

Рекомендации