Психологический практикум 3

Мельников В.М Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности

М. Просвещение, 1985. В.А. Крутецкий. Психология Москва Просвещение 1986г. Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология Москва Просвещение 1988г. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций М. Изд-во Моск ун-та, 1988.

Введение

Вопросами методов исследования в психологии занимались и советские ученые, эту традицию продолжают и российские исследователи, определенную нишу в эту область также внесли и зарубежные мастера психологии. Наиболее ярких представителей мы рассмотрим в нашей работе.

По мнению Ямпольского Л. Т. и Мельникова В. М. следует не только «измерять» психологические особенности личности, но и «осуществлять такие измерения, которые позволяют вскрыть важные функциональные и структурные компоненты личности» (с. 7).

7 стр., 3281 слов

3. Планы семинарских занятий Раздел 1. Введение в общую психологию

... диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». – 5-е изд. – М.: Смысл, 2005. – 685 с. – С. 290 - 342. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. – 448 ... пособие для вузов. - М: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.: ил. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ...

По мнению данных ученых, информацию о личности можно получить из трех источников: «L»-, «Q»- и «T»-данных. Вкратце опишем и выясним, в ходе, каких методов психологического исследования эти данные были получены.

«L»-данные получены путем регистрации реального человека в повседневной жизни. В «L»-данных обычно начинают предварительное исследование проблемы. На данном этапе измеряется надежность эксперта.

«Q»-данные. Здесь используются опросники и другие методы самооценки. К этим данным можно отнести: Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), Калифорнийский психологический тест (CPI), шестнадцатифакторный личностный опросник (16 PF), тест Гилфорда-Циммермана для исследования темперамента(GZIS) и др.

«T»-данные. Их получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. На данном этапе максимально соблюдается объективность. Здесь используются ТАТ, тест Роршаха. Данные авторы выделили 12 групп объективных тестов.

  1. Тесты способностей.
  2. Тесты умений и навыков.
  3. Тесты на восприятие.
  4. Опросники.
  5. Мнения.
  6. Эстетические.
  7. Проективные тесты.
  8. Ситуационные тесты.
  9. Игры.
  10. Физиологические тесты.
  11. Физические тесты
  12. Случайные наблюдения.

В. А. Крутецкий делит методы исследования на 2 группы:

1. Основные

2. Частные.

К основным он относит, также как и Д. В. Журавлев, наблюдение и эксперимент. К частным методам относятся: беседа, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и др.

На наш взгляд, классификация Д. В. Журавлева является более полной, поэтому мы ее более широко и характеризуем.

Д. В. Журавлев выделяет следующие 2 группы методов:

1. Основные исследовательские методы

В первую группу методов входят следующие методы:

  1. Наблюдение
  2. Эксперимент

2.Вспомогательные исследовательские методы:

2.1Анализ литературы, документов и продуктов деятельности человека

13 стр., 6341 слов

Рисуночный тест-как метод психоанализа

... необходимо быть осторожным в интерпретации. Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами, ... мог участвовать в интерпретации результатов его работы. Наблюдения показали, что так называемое универсальное и абсолютное ... никаких оснований для беспокойства. Глава 1. Рисуночный тест – как метод психоанализа 1.1. Выделенная деталь рисунка Термины, в ...

2.2 Биографический и близнецовый метод

2.3 Социометрический метод

2.4 Анкетирование

2.5 Интервьюирование

2.6 Беседа

2.7 Тестирование (метод тестов)

2.8 Метод экспертных методов

Наблюдение и эксперимент являются общенаучными методами исследования, т.к. используются и в других отраслях науки, не только в психологии, поэтому имеют широкое применение. В психологии же наблюдение применяется для сбора информации, эмпирического изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п. Его особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предварительно, качественные и целостные характеристики изучаемых процессов. Наблюдение становится методом изучения лишь в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследовательским методом. Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого, т. е. человека, с которым проводится опыт (испытание).

Создавая необходимые условия, экспериментатор имеет возможность обеспечить их постоянство. Повторяя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Экспериментатор по своему усмотрению меняет условия проведения опыта, активно вмешивается в ситуацию, планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Таким образом, проведение эксперимента состоит в изучении влияния изменяемых независимых переменных на одну или несколько зависимых переменных.

Создавая определенные условия, исследователь получает возможность учитывать влияние этих условий на изучаемые явления, изменять одни условия и сохранять неизменными другие и тем самым раскрывать причины определенных явлений, повторять опыт и, таким образом, накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений.

Это особенно важное преимущество эксперимента перед наблюдением, так как оно дает возможность находить, например, наиболее эффективные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Меняя условия заучивания того или иного учебного материала (по математике, русскому языку и т. п.), можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, точным, длительным и прочным. В процессе эксперимента с помощью специальных приборов и аппаратов можно очень точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакций, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Выделяют эксперимент лабораторный и естественный. Естественный эксперимент используется в возрастной и педагогической психологии,в педагогике и методике обучения отдельным предметам.

3 стр., 1285 слов

Образные методы запоминания текстовой и речевой информации

... А теперь подробнее познакомимся с каждым из перечисленных методов. Метод "Картинка" Метод "Картинка" - это образный метод запоминания текстовой (речевой) информации, который применим к описательным текстам разного объема, ... они увидели странных животных - кенгуру, которые убежали от них огромными скачками. Люди издают звуки изумления". Желательно не только "увидеть сюжетную картинку", но и ...

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент — это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Формирующий (обучающий) — это эксперимент, при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

2.1. Анализ литературы, документов и продуктов деятельности человека

Одним из методов получения первичной информации на ранних стадиях психолого-педагогического исследования для предварительного знакомства с объектом является изучение литературы, документов и результатов деятельности человека.

Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.

Источником фактического материала для исследований служат документы. Различают текстовые (компьютерные, печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино-, видео-, фотодокументы и т. д.), фонетические документы (магнитофонные записи, компакт-диски).

Для психолого-педагогических исследований источником информации служит текущая документация школ и других учреждений образования, контрольные и проверочные работы учащихся, сочинения, рисунки и поделки детей, протоколы педагогических советов и т. д.

Различают традиционные и формализованные методы изучения документов. Традиционные методы основаны на понимании документа, соответствии языка документа семиотическому уровню исследователя, его общей интуиции и культуре, практической ориентации.

Формализованные методы главным образом связаны с разработкой особого приема, называемого контент-анализом, который позволяет получить более объективную информацию о состоянии вопроса на основе анализа определенных смысловых единиц содержания и формы информации. Изучаются психологические характеристики учащихся, состояние школьного и вузовского образования, качество и эффективность обучения.

Особенность метода анализа продуктов деятельности состоит в том, что исследователь не вступает в контакт с самим чело­веком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Например, просмотр нарисованных испытуемым картин может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, сформированности навыков, уровня развития творческих возможностей. При этом очень важно изучать не только продукты деятельности, но и сам процесс их изготовления, так как в процессе деятельности психические особенности человека проявляются более ярко.

11 стр., 5212 слов

Методы педагогического воздействия на личность

... человека. Темперамент - "закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения" [1, 67]. Темперамент является одним из ... наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник ...

2.2. Биографический и близнецовый метод. Биографический метод — вспомогательный метод в психологии, реконструирующий жизненный мир отдельного индивида на основе личных документов. Биографический метод позволяет судить о ранних впечатлениях и первых проявлениях характера у детей, интерпретировать; и оценить взрослыми людьми собственный опыт и условия, в которых они воспитывались, взаимосвязь первых впечатлений жизни детей с последующими событиями.

Изучение автобиографии позволяет лучше понять пути формирования личности, выявить различные стороны сложной природы человека, определить факторы, оказавшие влияние на выбор профессии индивида, принятие жизненно важных решений.

Близнецовый метод предложен Ф. Гальтоном в 1875 г., предполагает сравнительный анализ однояйцевых и двуяйцевых близнецовых пар для выявления относительной роли генотипа и среды в детерминации изучаемого признака.

При условии, что члены близнецовых пар любою типа имеют сходную среду воспитания, большее внутри-парное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.

Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов близнецового метода позволяет раскрыть психологическое содержание понятия «среда» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.

2.3. Социометрический метод

Социометрия (от лат. «общество» и греч «измеряю») — это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Позволяет выявить:

  • особенности систем неформальных отношений в группе,

  • степень психологической совместимости конкретных людей,

  • внутригрупповые статусы участников процедуры,

  • качество психологической атмосферы группы в целом.

Основоположник социометрии — американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974).

По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником.

В настоящее время социометрия активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, соци­альными работниками.

2.4. Анкетирование

Анкетирование — широко распространенный опросный метод. Дает возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки.

Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее поставленную систему вопросов. Опросники — стандартизированные анкеты, состоящие из набора предложений с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные воп­росы предназначены для получения информации об организа­ционных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов.

Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка.

Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые.

Вопросы принято считать открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него, то есть опрашиваемый (респондент) сам формулирует ответ.

В закрытых содержится перечень вариантов ответов, то есть существует ограничение выбора, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

2.5. Интервьюирование

Интервьюирование — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Наиболее часто применяется в двух случаях: при составлении программы организационно-психологического исследования и при отборе кадров. Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида: стандартизированное и нестандартизированное. Каждый из этих видов отличается своими преимуществами и недостатками.

Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательности, формулировок, числа задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов. Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

2.6. Беседа

Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде, к коллекти­ву и т. п.).

Беседа сочетается с другими методами психолого-педагогического исследования: с наблюдением, анкетированием, экспериментом и пр.

Важно выбрать удобное время и место проведения анкетирования и интервьюирования. Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса. К ним можно отнести присутствие других лиц, дефицит времени и т.п. В этих случаях опрашиваемые могут высказывать не свое личное мнение, а прятать его за наиболее распространенным. Важно также создать дружескую атмосферу опроса.

Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных вопросов (в отличие от анкет и опросников), с выделением основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор намерен задавать во время беседы. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу, поддерживать разговор, а целевые необходимы, чтобы выяснить задачу исследования. Вопросы, подобранные для беседы, образуют список, который называется вопросником.

2.7. Тестирование (метод тестов)

Тестирование — это метод психологической диагностики при помощи тестов. Существуют три сферы тестирования: а) образование; б) профессиональная подготовка и отбор; в) психологическое консультирование.

Тест — (от англ. test — испытание, исследование) — стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Позволяет исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

Тесты классифицируют по различным основаниям:

* по цели применения (профессиональный отбор, клинический диагноз, выяснение интересов, предпочтений и т. д.),

* форме проведения (индивидуальные и групповые),

* по содержанию (тесты общей одаренности, тесты специальных способностей и т.д.),

* по используемому материалу выделяют тесты бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), предметные (тесты Оперирования с определенными предметами, например, тесты сложения фигур из деталей) и аппаратурные (требующие специального технического оснащения),

* по степени однородности заданий тесты могут быть гомогенными (задания в них однотипны) и гетерогенными (задания существенно различаются).

* по охвату психических свойств выделяют тесты личности и тесты интеллекта.

Тесты личности — это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — отношений, мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида.

Тесты интеллекта — это диагностические методы, предназначенные для исследования и качественной оценки интеллектуального уровня развития.

Существуют и также тесты успешности (достижения), креативности и проективные.

Тесты достижения — выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты креативности — совокупность методик для изучения оценки творческих способностей личности.

Тесты проективные — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых испытуемым предлагается реагировать на неопределенную, многозначную ситуацию.

Различают тесты вербальные и невербальные, аналитические и синтетические.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Случайно подобранный набор заданий нельзя называть тестом. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностъю (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Применение тестов оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению к которой они проверены. Тесты не могут рассматриваться как универсальный всеобъемлющий инструмент контроля.

2.8 Метод экспертных оценок.

Метод экспертных оценок (метод обобщения независимых характеристик) — это метод оценки каких-либо качественных параметров путем нахождения среднего арифметического мнения квалифицированных специалистов.

Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений. С помощью экспертных оценок проводится анализ сложных педагогических процессов, явлений, характеризующихся в основном качественными признаками, дается прогноз развития отрасли, определяются факторы, оказывающие наибольшее воз­действие на процессы обучения и воспитания, осуществляются оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов.

Основные этапы реализации метода экспертных оценок: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели эксперимента, установление ответственности и прав рабочей группы, подбор экспертов для проведения экспертизы, проведение опро­са экспертов, анализ и обработка полученных результатов.

Опрос экспертов может быть индивидуальным и групповым, личным или заочным, устным, или письменным.

Методы коллективной работы экспертов — совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также комплексные методы (дело­вые игры и сценарий) Индивидуальные экспертные оценки получают путем анкетирования, свободной беседы, интервью по заданной программе, анкетирования с участием интервьюера.

Часы/дни

ПТ

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

ВС

00-01

01-02

02-03

03-04

04-05

05-06

06-07

07-08

08-09

09-10

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

17-18

18-19

19-20

20-21

21-22

22-23

23-24

Психологический практикум — Стр 2

сон – синий бирюзовый — самообразование

зеленый – отдых желтый – еда

коричневый – тренажерный зал фиолетовый – самообслуживание

оранжевый – время, потраченное на дорогу

красный – работа

Наименование типа временных затрат

Дни недели

Итого по дням недели (час)

ранг

Пт

Вт

Ср

Чт

Пт

сб

вс

1

Сон

8,5

8,5

7,5

8,5

7,5

8

7

55,5

1

2

Самообслуживание

(в том числе и ведение домашнего хозяйства)

1

1

1,5

2ч 10 мин

3

7

2

17 ЧАСОВ 40 МИН

3

3

Прием пищи

2 ч 15 мин

2,5

2

2,5

2

2

2,5

13,5

6

4

Транспортные,

пешие передвижения

1,5

1,5

1

1

1

0

0

6

7

5

Работа

8

8

8

8

8

0

0

40

2

6

Отдых (личный отдых, общение с семьей и друзьями

1

2,5

0,5

1

0,5

4

4,5

14

5

7

Учеба и самообразование

1

1

1,5

2

2

2

6

15,5

4

8

Время, потраченное на тренажерный зал

1

0

1

0

1

0

0

3

8