Проблема сознания в философии.

Текст лекции по теме №11

 

Тема занятия:Сознание

Вопросы занятия:

1. Проблема сознания в философии.

2. Сознание, подсознательное, бессознательное.

3. Сознание, самосознание, личность.

4. Сознание и информация.

Проблема сознания в философии.

Понятие сознания определяется через соотношение с другими категориями, обладающими всеобщностью и указывающими на противоположные свойства и связи объективного мира. Это соотношение сознания и материи.

Сознание возникло в процессе длительной эволюции и становления человека современного типа. То есть его становление связано с антропогенезом и социогенезом.

Антропогенезхарактеризуется развитием мозга, прямохождением, подвижности опорно-двигательного аппарата, органов чувств, условных рефлексов и других биологических качеств.

Социогенез — это становление человека как обществен­ного существа, развитие его трудовых навыков, связей с другими людьми, речи, абстрактно­го мышления. Антропогенез и социогенез, биологическое и со­циальное развитие человека шли одновременно, влияя друг на друга. Главным является то, что на основе развития мозга, раз­вития труда и речи совершенствовалась психика человека, скла­дывалось его сознание,т.е. способность отражения объективных, существенных свойств, связей и процессов окружающего мира.

Сознание можно определить как свойство высоорганизованной материи– мозга – отражать объективный мир.

История вопроса определения понятия «сознание» выявляет четыре основных проблемы: гносеологическую, онтологическую, аксиологическую, праксиологическую. Онтологический аспект предпологает решение вопроса о происхождении сознания, его структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснением связи сознания и материи. Гносеологический – связан с изучением познавательных способностей человека. Аксиологический подход определяет сознание с точки зрения его ценностной природы. Праксиологический – выводит на неразрывную связь сознания с действием человека.

8 стр., 3782 слов

1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи

... сознания от определенным образом организованной материи легко обнаруживается в тех случаях, когда нарушается нормальная деятельность мозга вследствие каких-либо травм или заболеваний. Если у человека ... -материалисты до Маркса и Энгельса, остановившись в затруднении перед проблемой возникновения сознания, объявили сознание атрибутом материи, ее вечным свойством, присущим всем ее формам. Некоторые же ...

В различные исторические эпохи выделялись важнейшие аспекты сознания. В древности оно рассматривалось как безличное космическое начало, Логос, Дао, Брахман. В античности появляется понятие мировой души и человеческой души. В Средние века появляются новые понятия, характеризуюшие сознание — это дух и душа. Душа связана с конкретным телом, несет на себе отпечаток ограниченности. Дух свободен от телесности, он вечен и не сотворен, несет в себе творческое начало. Душа должна быть «оплодотворена» духом. В Новое время содержание сознания обедняется, сводится к знанию. Сознание считается основной отличительной чертой человека, роднящей его с Богом и являющегося основой его земного могущества.

В 18 – 19 веках возникает новый аспект проблемы сознания – проблема соотношения сознания и мозга, сознания и бессознательного. Немецкая классическая философия раскрывает социально-историческую природу сознания.

Современная философия поднимает вопросы, связанные с онтологическим аспектом, с соотношением сознания и языка.

Материализм исходит из того, что материя противоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него, тогда как сознание не может существовать без материи. Материя первична и исторически и гносеологически по отношению к сознанию: она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание – нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение мира.

Материя обладает такими свойствами, которых нет, и не может быть у сознания. Сознание связано не со всей материей, а только с его частью, при этом мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Психика и сознание не могут существовать ни в виде отдаленных от мозга идей, мыслей, ни в виде, какого то вещественного «выделения» мозга. Это означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.

Различие в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития. Образы сознания отличны по форме от самих объектов и представляют из себя идеальные копии последних.

Единство и связь между сознанием и материей в том, что психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит, и оно без него не может существовать.

Идеальность сознанияесть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов практической деятельности человека.

Идеальноевыступает как момент практического отношения человека к миру через формы созданные предшествующими поколениями. Оно закреплено в материальных формах языка, знаков и т.п. И может быть представлено посредством деятельности в реальные предметы.

Понятие «идеальное» позволяет осмыслить вторичность высшей формы отражения. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование производит мозг.

12 стр., 5580 слов

Психологическое явление трудовой деятельности человека

... Список используемой литературы Введение В процессе трудовой деятельности, совершая полезную работу, производительно используются возможности мозга, мускулов, органов чувств, нервной системы человека. Таким образом, всякий труд имеет биологическую ...

Понятие психики. Сознание, подсознательное, бессознательное.

Психика— это способность живых существ создавать чувствен­ные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Психика как форма отражения присуща и человеку. Под психи­кой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира.

Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

При изучении действий животных и людей на уровне психики часто возникает вопрос: «Думают ли животные?» Да, думают, но не так, как люди. Животное не осознает ни своих действий, ни своего места в мире и среди себе подобных. Животное не обладает ни сознанием, ни тем более самосознанием.

Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.

Обезьяны могут иногда применять различные предметы добывания пищи, но эти предметы в «руках» обезьяны — не настоящие орудия, а действия с ними — не настоящий труд. Ни одна обезьяна не изобрела ни одного орудия труда.

Процесс становления человека был процессом формирования механизмов сознательной деятельности. Трудовые операции сыграли решающую роль: мозг как орган сознания стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.

В процессе развития трудовой деятельности, и, прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, формировался слух. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И, прежде чем приступить к делу, он мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к разгадке происхождения человеческого сознания заключается в труде.

Сознание характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение целей.

Человек имеет возможность логически связывать и развивать в своем сознании мысли, чтобы они были не только копией предметов и их связей, но и творчески преобразованным отражением. В отражении мысль предвосхищает естественный ход событий. И в этом смысле сознание может отры­ваться от непосредственного отражения действительности. Такое отражение является субъективной предпосылкой преобразующей практиче­ской деятельности человека.

Специфика разума состоит в способности правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на основе отражения, через практическую деятельность творить мир.

Структура психики включает три уровня: бессознательное, предсознание и сознание.

Бессознательное охватывает все прирожденное и подчиняется принципу удовольствия.

Сознание ориентировано на внешний мир и подчиняется принципу реальности.

Предсознание выполняет функцию посредника, который выполняет контроль динамики сознательного и бессознательного.

XIX и XX вв. отличаются особым вниманием к процессам бессознательного со стороны психологов и психиатров. Основоположник психоанализа З.Фрейд дал толкование бессознательного как особого, автономного слоя психики не отождествляя его с сознанием. По Фрейду, собственно бессознательное – биологического происхождения. К предсознанию относится социальная компонента, которая призвана регулировать отношения, с одной стороны, биологического и социального, с другой – индивидуального и социального.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... процессов, в создании системы нейропротекции и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. ...

Другим крупным представителем этой школы явился К. Юнг. Он пришел к выводу о наличии более глубокого слоя психики – коллективного бессознательного. Юнг рассматривает его как некую совокупность предшествующего филогенетического опыта, запечатленную в душе человека.

Оба они развивают идею насильственного внедрения социальных норм в психику человека. Следствием является противоречивость внутреннего мира человека, вынужденность приспособленческого поведения, выработка индивидом защитных психических механизмов «вытеснения» из сознания запретных влечений.

По – латыни «бессознательное» — это иррациональное, т.е. находящееся за пределами рассудка, разума. Иррациональность принимает разные формы. Согласно Платону, она существует в форме рассеянной чувствительности. По Канту, запредельными являются универсальные логические синтезы. Только рассудок рационален, а то, что содержит «начало и след разумности», — иррационально.

Структура сознания.

Сознание есть целостный процесс, состоящий из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

Ядро сознания составляют знания.

В основе всех процессов сознания лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Как факт сознания выступает воля. Воля — это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей.

Сознание связано с целеполаганием. Прежде чем, что–нибудь сделать реально, человек «делает» это идеально, в своем представлении. Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Сознание человека включает очень важный момент — самосознание.

Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру.

Сознание и мозг. Понимание сознания в материалистической философии исходило из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздей­ствий.

Сознание возникло и развивается в тесной связи с возникнове­нием и развитием именно человеческого мозга. У животных нет сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Возник чело­век современного типа, возникло и подлинно человеческое сознание. Сознание ребенка формируется в процессе развития его мозга, когда же мозг глубокого старца дряхлеет, наступает старческий маразм. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная струк­тура организации материи мозга, надламывается и «испаряется» дух.

12 стр., 5797 слов

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека

... путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. 3. Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ... определение сознания исходит из функционального состояния мозга. В этом случае сознание рассматривается как определенное состояние мозга или уровень реактивности мозга. ...

Человеческий мозг — поразительно сложный мир. Это тончай­ший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной.

Кора головного мозга состоит из огромного числа нервных клеток — нейронов. Их насчитывается до 15 млрд! Каждая из них с помощью отростков находится в контакте с тысячами других, образуя в целом сеть связей с нервными окончаниями органов чувств.

Нормальная отражательная деятельность мозга предполагает его активное состояние, которое вызывается притоком нервных импульсов извне.

Сознание и речь.

Реальность, действительность сознания обнаруживается посредством речи, языка. У животных нет сознания. У них нет и языка, нет потребности в речевом общении. Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов. Животные располагают и мимико-жестикуляторными средствами взаимной сигнализации. Эти средства сигнализации не являются речью: они не обозначают предметы, а служат средством выражения эмоционального состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. Однако они послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие привело к тому, что у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность, практика совместной деятельности создали орган речевого аппарата. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения предметов, их свойств и отношений.

Язык как средство общения. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

Речь — это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения.

Язык – это система содержательных, значимых форм, посредством которой мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Обмен мыслями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выраже­ния мыслей говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей слушающим или читающим. Человек может выра­жать свои мысли самыми разнообразными средствами: действия­ми и поступками; музыкальными звуками; в образах, рисунках и красках; в формах скульптур, в чертежах; в формулах, геометри­ческих фигурах, символах, знаках и т.п. Мысли выражаются в том, что и как человек делает. Мысли можно высказать и при помощи мимики жестов (движений рук).

Мимика и жесты играют важную роль в качестве вспомогательного средства в общении между людьми, особенно для выражения чувств, а также для уточнения смысла слов, подчеркивания той или иной мысли.

Слово — великая сила. Но этот союзник всегда готов стать нашим предателем. Японская пословица гласит: «Человеку достаточно 3 лет, чтобы научиться говорить и мало 60 лет, чтобы научиться держать язык за зубами», т.е. говорить то, что нужно, и там, где нужно, тогда, когда нужно.

8 стр., 3951 слов

Духовное бытие и его формы. сознание общественное сознание самосознание ...

... сознание. Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания: 1.   «бытийное сознание» («сознание для бытия»); 2.   «рефлексивное сознание» (сознание для сознания); 3.   самосознание ... есть единство того, что достойно мысли. Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли Канта, бла­годаря высшей способности ...

Биологическая эволюция создает лишь биологические предпо­сылки возможности появления человеческого сознания, которое действительным становится только в обществе.

Вне человеческого общества нет, и не может быть сознания..

В то же время поставленные «природой» эксперименты воспита­ния человека вне общества, как и новейшие данные генетики, социальной психологии и физиологии высшей нервной деятельности, убедительно свидетельствуют и об огромной роли в формировании личности биологических программ наследования. Если упущен момент в формировании способностей и навыков, детерминированных наследственно, никакой процесс социализации, не может воспитать полноценную личность.

Сознание, самосознание

Самосознание, как и сознание, представляет собой высшую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Большинство ученых считают, что самосознание присуще только человеку. Предметом отражения в самосознании выступает отношение к самому себе, опосредованное отношение к внешнему миру. Но самосознание есть сторона проявления сознания. В процессе самосознания, человек выступает как субъект, наделенный шкалой самооценок и оценок других, позволяющих мне как субъекту определить мое место в системе связей и отношений вне меня.

Проблема самосознания была сформулирована еще в античности Сократом, но не была развернута.

В эпоху Средневековья религиозное мировоззрение требовало от человека осознать себе прежде, чем он способен осознать себя образом и подобием Бога.

Новое время связывает проблему самосознания с проблемой познания и своих познавательных способностей.

Философия XVII – XVIII вв. утверждает, что нет сознания без самосознания, а сознание сводит к мышлению.

Современная философия рассматривает и сознание, и самосознание, и мышление не соединяя их. Самосознание определяется не только в форме знания о самом себе, но и переживания по поводу содержания субъективной реальности и понимается как самоотражение, соотносимое с отражением внешнего мира.

Среди философов нет четкой позиции в отношении к вопросу сознания и самосознания. Одни считают самосознание высшей формой сознания, которая проявляется только развитой личности. И соотносят сознание с мышлением.

Другие – определяют самосознание как аспект сознательного акта. Если сознание – это контролируемое и управляемое личностью отображение действительности, то частью этой действительности является и сома сознательная личность. При этом следует рассматривать единство самосознания и сознания.

Фундаментом в самосознании является чувство «я», которое является и основой сознания. В структуре самосознания можно выделить те же компоненты, что и в структуре сознания. Как и предметное сознание, самосознание есть не только знание, но и переживание, и отношение к себе.

Сознание и информация.

Д. Дубровский предлагает информационную модель для интерпретации проблемы сознание – мозг. Сознание есть особый тип информации. Отношение между материальным и психическим определяется как отношение между носителем информации (мозг) и самой информацией. Сознание отличается от других типов информации собственным кодом – нейродинамическими процессами.

2 стр., 763 слов

2 ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

... своего "Я" из природы, его противопоставление природе - начало сознания. Самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную ... психическая деятельность подсознательного — принципу реальности. Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением ... Эрих Фром и др. Основной идеей неофрейдистов стали межличностные отношения. Их главным вопросом был вопрос о том, как ...

 

.

Особенностью сознания является:

1. Сознание есть информация о предмете, но не о носителе информации. Сам этот процесс остается скрытым.

2. Один и тот же образ может быть представлен бесконечным количеством кодов.

Современная информационная концепция сознания конкретизирует философское положение о первичности материального и неразрывной связи материального и психического и объясняет конкретные механизмы этой связи.

 

Литература:

1. Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001

2. Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М., 1980

3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М. 2002

4. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994

5. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993

6. Спиркин А. Г. Философия – М., 2000 г.

7. Философия: Учебное пособие для вузов. Ростов –на—Дону, 2000.

8. Философия: Учебник для вузов. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина., М., 2003.