(По Туеву в.В.)

6

Лекция для магистрантов

Начало XXI века — это время, когда феномен культуры, как никогда ранее, начинает осмысливаться как явление пронизывающее все элементы человеческого бытия. Культура, как отмечает В.С. Библер /2, с. 288/, становится формой бытия и общения людей различных культур прошлого, настоящего и предвидимого будущего, формой диалога культур Культура предстает также и формой самодетерминации индивида, способом свободного решения своей судьбы.

Понятие «культура» многомерно и сегодня рассматривается не только как совокупность материальных и духовных ценностей; социально значимых результатов созидательной деятельности личности, но и как форма личностного самовыражения, как пространство для проявления инициативы и творческой активности, и как способ включения личности в социальные контакты. В этом случае мы имеем дело с так называемым феноменом социально-культурной деятельности. «Всепоглощающий характер культуры, — утверждает М.А. Ариарский, — породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по её освоению, распространению и дальнейшему развитию. которую интегрирует понятие «социально-культурная деятельность». /1. с. 32/. На первый взгляд — это понятие чрезвычайно широко охватывает самые разнообразные явления культуры. Но вместе с тем имеет свои границы.

В структуре культурологического знания сегодня заметно выделяется сфера представлений, связанных с закономерностями развития и саморазвития человека путем включения в разнообразные виды культуроформирующей деятельности в сфере производственно-бытовых, семейно-бытовых, художественно-творческих, культурно-досуговых отношений; в системе непрерывного образования. Эти виды деятельности получили название социокультурных.

Особенность этой деятельности состоит в том, что она мотивируется потребностями личности в свободной, нерегламентированной деятельности, которая диктуется не принуждением извне, а внутренней потребностью в духовном развитии. Вместе с тем социально-культурная деятельность представляет собой сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны жизнедеятельности общества, результаты которой имеют как личностный, так и общественный смысл. Таким образом, социально-культурная деятельность — это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по оседанию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.

12 стр., 5509 слов

Дискурс и текст. Речевая деятельность как одно из понятий функциональной ...

... собеседника. На первое место в прагматических исследованиях выдвигается человек как субъект речевой деятельности. Любое высказывание - самостоятельное предложение, реплика в диалоге или связный текст - ... предмета прагмалингвистики целесообразно обратиться к тому содержанию, которое вкладывается лингвистами в понятие «прагматика». По мнению Дж. Юла, предмет изучения прагматики представляет четыре ...

Современная социально-культурная деятельность является частью культурологического знания, развиваясь, она имеет собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы.

Социально-культурная деятельность сегодня рассматривается как сфера социально-культурной практики и как самостоятельная область культурологического знания. /8. с. 89-97/.

В этом своем качестве она смыкается с понятием «прикладная культурология» В дальнейшем предлагаем рассматривать «социально-культурную деятельность» как «прикладную культурологию».

Социально-культурная деятельность как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, теорией управления, и в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры

Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека, предметом социально-культурной деятельности, является преимущественно процесс постижения индивидом результатов культуротворческой. культуросоздающей деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры.

Иными словами, предмет социально-культурной деятельности представляет собой процесс приобщения личности к ценностям культуры через организацию активной, инициативной, творческой деятельности. Таким образом, социально-культурная деятельность имеет дело не столько с результатами культурной деятельности, сколько с процессом освоения ценностей культуры. В социально-культурной деятельности на первое место выдвигается коммуникативный компонент культуры -уровень общения различных социальных групп и общностей, посредством которого осуществляется трансляция культурных ценностей, происходит культурный обмен.

Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задачах СКД как научной дисциплины. Её предметом выступает процесс включения личности в культуроформирующую деятельность, направленную на освоение ценностей культуры.

Объектом является личность в системе социально- культурных связей и отношений.

Остановимся на самом понятии «социально-культурная деятельность»

Для этого воспользуемся сводной таблицей, разработанной профессором В.В. Туевым, в которую собраны наиболее известные определения социально-культурной деятельности [104, с. 15].

Автор

год

Определение понятия

«социально-культурная деятельность» (СКД)

1. Ж.Р. Дюмазедье

(Франция)

11954

СКД – это сознательная, преднамеренная, организованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения.

2. М.С. Каган

(Ленинград)

11974

СКД – это высший уровень деятельности человека как общественного существа.

3. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников

(Москва)

11995

СКД – это деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

4. Н.Ф. Максютин (Казань)

11999

СКД – это социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая культурно-досуговыми средствами.

5. А.С. Ковальчук (Орел)

22000

СКД – это совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время.

6. Н.Н. Ярошенко (Москва)

22001

СКД – это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.

7. М.А. Ариарский

(С.- Петербург)

22001

СКД – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

8. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников

(Москва)

22001

СКД – это социально-педагогическая и социально-культурная среда обитания человека, пути и формы активного воздействия на эту среду и на активное функционирование в ней личности.

9. А.В. Соколов

(С.- Петербург)

22003

СКД – это культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

10. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников (Москва)

22004

СКД – это исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

11.Я.Д. Григорович

(Минск)

22005

СКД – это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, усвоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической культуры.

Таблица 2.4.1 – Определения социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность как научная дисциплина тесно связана с педагогикой и в поле ее зрения находятся процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются в определенном, специфическом ключе (педагогический процесс, средства, формы, методы и др. понятия).

Связь с педагогикой обусловлена тем, что социально-культурная деятельность носит развивающий характер, способна оказать направленное воздействие на личность. Этот процесс осуществляется на основе во многом общих с педагогикой закономерностей.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА

Субъект педагогического воздействия

Объект педагогического воздействия

Инструментарий педагогического воздействия

Материально-техническая база

Кадры

СКД как педагогическая подсистема, выражая суть и методику педагогического воздействия, выступает как связь субъекта и объекта. Система, следовательно, состоит из следующих необходимых и достаточных компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса. В рамках этой системы социально-культурная деятельность рассматривается как педагогически направленная, формирующая и развивающая личность.

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА

Ведущие социально-культурные учреждения научно-просветительные. культурно-досуговые, концертно-зрелищные и др.

Неформальные общности и объединения

Органы управленческого руководства среднего и высшего звена

Средние и высшие учебные заведения, научные учреждения

Институты икурсыповышенияквалификации

Кадрыучреждений социально-культурной сферы

 

Социально-культурная деятельность представляет собой достаточно крупный общественный феномен, который связан с включением личности в общественные отношения через ведущие институты социально-культурной сферы. Социальные институты формируют благоприятную культурную среду, необходимую для осуществления разнообразных видов социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как социальная система функционально объединяет различные социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение каждой личностью.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБУЧАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА (учебная дисциплина)

История

Теория

Методика

Организация

Управление

Технология

 

Функции

принципы

методы

средства

Содержание социально-культурной деятельности: тенденции развития

 

Категория содержания представляет собой одно из фундаментальных понятий теории и практики социально-культурной деятельности. Не случайно отбор содержания многочисленных разновидностей культурного продукта или услуг связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педагогическими требованиями.

Сегодня можно говорить об усилении интегративных процессов, в результате которых начинают сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это субъективно выводит проблему содержания социально-культурной деятельности из искусственно зауженных рамок и подталкивает эту деятельность к полифункциональному развитию.

Концепции многих проектов и программ, реализуемых сегодня в социально-культурной сфере, строятся на поиске перехода от логики объективного изучения и анализа культурной ситуации в том или ином регионе к логике социального действия, направленного на максимальное раскрытие и активизацию позитивных элементов в социально-культурной среде. При этом нельзя не учитывать наличие целого ряда противоречий и трудностей, сковывающих энергию культуротворческих сил на местах.

Одним из таких противоречий может служить несоответствие между самими подходами к организации культурной жизни в регионах. Один из них по-прежнему базируется на учрежденческом (сетевом) принципе управления социально-культурной сферой, хотя на местах в условиях современных рыночных отношений он давно обнаруживает свою явную несостоятельность. Другой, основанный на социально-культурном плюрализме, максимальной поддержке инициативы и творческого поиска руководителей и актива учреждений культуры, медленно, но настойчиво пробивает дорогу во всех областях духовной жизни.

 В самом деле, вызванные демократизацией общества качественно новые процессы в социально-культурной деятельности развиваются на самых различных организационных основаниях – территориальных, стратификационных, корпоративных, этнических, ситуационно-бытовых и других. Но их объединяет общая и, бесспорно, принципиальная по своей сути закономерность: функции организующей и движущей силы в процессах, связанных с переосмыслением и коренным изменением подходов к содержанию и организации досуга, творчества, образования, взяли на себя социально-активные слои общества – лучшие представители детских, молодежных, женских, ветеранских организаций, интеллигенции, деловых кругов, массы профессионалов и любителей разных видов и жанров искусства и народного творчества.

Именно этой преобладающей закономерностью мы руководствуемся, когда в контексте нашего курса говорим о преобладании предметно-проектной оценки содержания социально-культурной деятельности. В своей основе подобная оценка означает, что категория содержания, с одной стороны, рассматривается как обширное проблемное пространство, а с другой – предстает перед нами в виде бесконечного множества явлений, объектов и процессов, которые либо получили, либо получают, либо в недалеком будущем обязательно получат конкретную реализацию и овеществление в социально-культурных проектах и программах, причем на самых различных уровнях – местном, региональном, федеральном, международном.

В содержании социально-культурных проектов и программ наряду с насущными духовными интересами, предпочтениями и потребностями людей находят отражение актуальные вопросы политики, экономики, культуры, приоритетные задачи социальной работы, социальной педагогики, психологии, этики, эстетики и других общественных дисциплин.

Основу категории «содержание» социально-культурной деятельности составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и культурные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность разработки и реализации социально-культурных проектов и программ.

Социально-культурная деятельность, прямо или косвенно связанная с реализацией отдельных проектов и программ, проведением тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете направлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, определенной области культуры, образования, искусства, досуга. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознательно мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, а проект, в свою очередь, начинается с анализа проблем, решение которых в дальнейшем будет определять логику и последовательность этого проектного действия.

Сущность проблемы неразрывно связана с наличием проблемной ситуации, определенных противоречий, трудностей и препятствий в окружающей социально-культурной среде. Проблема не нуждается в простой констатации проблемной ситуации. Ситуацию надо осознать и осмыслить, увидеть в ней противоречие. Поэтому проблему всегда отождествляют с анализом социально-культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений устанавливаются и причины, и результат несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым.

Результатом анализа проблемной ситуации служит возникновение так называемого «проблемного поля», в содержание которого в контексте нашего предмета включается широкая совокупность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжируются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений.

Необычайное разнообразие проблемных полей, характеризующих состояние и перспективы развития сферы культуры, образования, искусства, социальной защиты и реабилитации, досуга, спорта, представлено в современном социально-культурном проектировании. Об этом свидетельствует богатейший практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов и программ, накопленный коллективом преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета культуры и искусств с конца 80-х годов прошлого столетия, с момента открытия университетом впервые в стране новой специальности «Социально-культурная деятельность». Достаточно широко этот опыт проанализирован и обобщен в целом ряде публикаций1.

Попытки установления определенной иерархии и классификации проблем в рамках единого социокультурного пространства являются результатом характерного для теории и практики осмысления явлений и процессов, происходящих ныне в социально-культурной сфере, перспектив их существования и дальнейшего развития в изменившейся исторической ситуации.

Уровни проблем по радиусу их действия (локализации): общенациональный, региональный, территориальный (конкретный город, район), социально-групповой (социальная общность, группа).

В рамках единого социально-культурного пространства (в контексте нашего предмета – проблемного поля) все проблемы характера проявления можно подразделить на две типологические категории: социально обусловленные (социально-демографические, собственно личностные и внутрисемейные, социально-психологические), личностные, социально-экономические, социально-демографические; социально-культурные и социально-психологические; личностные и внутрисемейные; отраслевые (функциональные нарушения в отдельных отраслях и учреждениях социокультурной сферы).

В проблемное поле входят личностные (по преимуществу социально-психологические) и отраслевые (по преимуществу социально-культурные) проблемы.

Источниками и носителями как личностных, так и отраслевых проблем, как правило, являются непосредственно сами субъекты и объекты социально-культурной деятельности. Это штатные работники, специалисты бюджетных и внебюджетных учреждений и органов управления социально-культурной сферы; отдельные граждане, взрослые и дети, социальные группы и категории населения, выступающие в роли потребителей и (или) производителей культурных продуктов, благ и услуг; ресурсодержатели – структуры и организации, являющиеся источниками ресурсного обеспечения, в том числе бюджетного и внебюджетного финансирования.

Как показывает анализ публикаций в прессе и опросов сотрудников учреждений культуры и искусства, к наиболее типичным отраслевым проблемам современной социально-культурной практики относятся следующие: 1) несоответствие содержания и функций объектов социально-культурной сферы изменившимся условиям; 2) отсутствие условий и организационных механизмов развития и саморазвития, межведомственная разобщенность и нескоординированность деятельности учреждений социально-культурной сферы, жесткая регламентация и другие управленческие проблемы; 3) сокращение бюджетных средств, отсутствие гласности в их распределении, неумение или нежелание работать с потенциальными спонсорами, инвесторами, донорами и другими источниками внебюджетного финансирования; 4) снижение общественной значимости и престижа социально-культурных учреждений, их недооценка со стороны властей, партнеров, журналистов, населения; 5) снижение социального статуса и профессиональной самооценки лиц, занятых на объектах социально-культурного профиля.

Между обеими группами проблем – личностными и отраслевыми – существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Нерешенность отраслевых проблем существенно обостряет личностную проблематику.

 Универсальным вектором, определяющим содержание социально-культурных акций, проектов и программ, служит какой-либо доминирующий признак. В качестве подобных доминант могут выступать самые различные признаки: информационно-просветительные и рекламные; обучающие, образовательные; поисково-исследовательские; художественно-творческие; социально-творческие; профессионально-ориентационные и ценностно-ориентационные; реабилитационные, коррекционные, адаптационные; культуроохранные и природоохранные, физкультурно-оздоровительные и другие. Каждый из этих признаков, помимо своей содержательной сути, несет в себе целый «букет» социальных, воспитательных, дидактических проблем, образующих проблемное поле в области образования, досуга, искусства, социально-культурной реабилитации.

Общая картина проблемного поля складывается в результате постоянного изучения явлений и процессов в социокультурной сфере того или иного региона, осуществления регулярного мониторинга его социальной и культурной среды.

Формулировка проблемы выступает как важный элемент диагностики содержания социально-культурной деятельности. Она призвана, по существу, дать однозначный ответ на вопросы: что является источником беспокойства исследователя социально-культурного процесса; где кроется проблема; когда обострилась проблема; кто в нее «втянут» или на ком она более всего отражается; каким образом она воздействует на жизнь социума.

Если в целом анализировать содержание социально-культурной жизни российского общества, то в ее многосложности и многоплановости нетрудно выделить крайне противоречивые тенденции. Они захватывают все ведущие сферы социально-культурной деятельности – досуг, образование, художественную и физическую культуру, социально-культурную реабилитацию, межнациональное и международное культурное сотрудничество.

О противоречивости тенденций, присущей их содержанию современной социально-культурной деятельности, убедительно свидетельствует один из приведенных ниже дихотомических рядов.

С одной стороны, тяготение к традиционной народной культуре, к истокам народного творчества на основе изучения, собирания, освоения и воспроизводства фольклора как традиционного, так и современного; позитивные процессы раскрепощения сознания народных масс, активизация многих видов и форм художественного, прикладного, социального творчества, расширение и обогащение инициатив населения за счет развития различных общественных объединений, движений, клубов и асссоциаций, приобщение к истокам народных традиций и культуры, освоение огромного гуманитарного наследия, накопленного в историческом прошлом России.

 С другой стороны – увеличение разрыва между инновационным потенциалом культуры и способностью его освоения и использования значительной частью населения, тенденция к интенсивному расслоению общества, усиление процессов размывания духовной самобытности российской культуры, падение уровня художественного вкуса, существенная переориентация общественного сознания и нравственных ценностей.

Преодолению этих противоречий способствует энергичная социально-культурная политика субъектов Российской Федерации. Она направлена на возрождение и развитие национальных культур малочисленных народов, на отражение национальных особенностей и традиций в содержании культурной продукции, на поддержку социально значимых видов деятельности, народных инициатив, ремесел и промыслов, национальных культурных обществ, ассоциаций, культурно-информационных центров и объединений, других самодеятельных формирований. Существенный вклад в реализацию социально-культурной политики регионов вносит совместная деятельность местных культурно-досуговых учреждений, культурных центров, лабораторий, клубов, землячеств, ассоциаций, центров художественных промыслов, этнографических музеев.

Характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей, является её общественно-политическая направленность. Основной вектор этой направленности связан с необходимостью формирования политической и экономической культуры населения, активизации общественно-политической жизни и повышения уровня компетентности граждан в социально-политических и социально-экономических вопросах.

Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления, разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельности общества, созданию клубов, движений и объединений, ориентированных на решение местных социальных проблем. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в условиях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других разновидностей современного социума.

Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленностью на развитие политической и гражданской активности людей отличаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фестивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широкого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, развлекательные и развивающие социально-культурные проекты и программы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

Широкими возможностями для утверждения и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объединениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы социальных референтов и лидеров ХХI века, центры и мастерские социально-творческих проектов и многие другие аналогичные формы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

Интерес к культурному наследию в России заметно активизировался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосударственных и региональных программ реализуются проекты, направленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов

Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохранения, закрепления и развития традиционных черт культуры своего народа. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каждый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.

Структура и состав методологии социально-культурной деятельности

( по Н.Н. Ярошенко)

Уровни в структуре методологии

Состав методологии социально-культурной деятельности

Ценностно-целевой уровень

*социальные цели, влияющие на развитие воспитательной деятельности в сфере досуга; ориентация на цели гармонизации социального взаимодействия, приобщения развивающейся личности к ценностям культуры и др.

*Философские основания– обобщенные философские идеи, определяющие сущность свободного развития личности в ее наилучших потенциях и дарованиях, творчества, социальной активности.

Инструментально-теоретический уровень

*Понятийный аппарат—тезаурус базовых и периферийных понятий, в котором отражается специфика предметной области науки, а также присутствуют понятия из общенаучных, частнонаучных теорий (педагогика, психология, социология, теория досуга, теория культуры), язык педагогической науки вообще.

*Научные представления о теории социально-культурной деятельности (т.е.знания о знаниях как отраженных в теории), об особенностях применения категорий, принципов и законов научного познания в исследовании социально-культурных явлений и процессов

Технологический уровень

*Методы научного исследованиякак инструмент научного поиска, научного решения задач теории и практики социально-культурной деятельности

*Методы проектирования и прогнозированиясоциально-культурных процессов

*Принципы и методы, реализуемые в реальных ситуациях социально-культурной деятельности, социального воспитания в досуговых ситуациях

*Принципы и методы интерпретации результатов культурно-воспитательной деятельности и последствий внедрения инноваций

*Показатели и критерии эффективности качества результатовпрофессиональной деятельности работников социально-культурной сферы

Автор

год

Определение понятия

«социально-культурная деятельность» (СКД)

1. Ж.Р. Дюмазедье

(Франция)

11954

СКД – это сознательная, преднамеренная, организованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения.

2. М.С. Каган

(Ленинград)

11974

СКД – это высший уровень деятельности человека как общественного существа.

3. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников

(Москва)

11995

СКД – это деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

4. Н.Ф. Максютин (Казань)

11999

СКД – это социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая культурно-досуговыми средствами.

5. А.С. Ковальчук (Орел)

22000

СКД – это совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время.

6. Н.Н. Ярошенко (Москва)

22001

СКД – это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.

7. М.А. Ариарский

(С.- Петербург)

22001

СКД – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

8. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников

(Москва)

22001

СКД – это социально-педагогическая и социально-культурная среда обитания человека, пути и формы активного воздействия на эту среду и на активное функционирование в ней личности.

9. А.В. Соколов

(С.- Петербург)

22003

СКД – это культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

10. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников (Москва)

22004

СКД – это исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

11.Я.Д. Григорович

(Минск)

22005

СКД – это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, усвоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической культуры.

Определения понятия « социально-культурная деятельность» по в.В.Туеву

7.5. Социально-культурные потребности

Социально-культурные потребности есть потребности социальных субъектов в социально-культурной деятельности. Социальными объектами являются: во-первых, массовые совокупности, рассмотренные в разделе 3.5; во-вторых, профессиональные и непрофессиональные социальные группы, которые представлены в виде фасета ф 3 в классификации ИКП (рис. 7.3).

Конечно, содержание социально-культурных и индивидуально-культурных потребностей совершенно различно. Социально-культурные потребности ни в коей мере не являются суммой индивидуально-культурных потребностей. Тем не менее между ними имеется следующее формальное сходство, можно сказать, изоморфизм.

1. И те, и другие можно моделировать в виде функциональных потребностных систем, где представлены интересы и отвращения, цели, осознанные или бессознательные мотивы. Было бы, разумеется, непростительным «психологизмом» распространять механизм действия потребностно-функциональной системы, показанный на рис. 7.2, на социальные потребностные системы, но действуют они сходным образом, в противном случае нельзя объяснить аналогичность «органов потребности» в обеих системах.

2. Социальные потребности, как и потребности личности, подразделяются на абсолютные, вторичные и спонтанные.

3. Как на личностном, так и на социальном уровне действуют шесть духовных потребностей: потребности в индивидуализации, в социализации, познавательная, этическая, эстетическая, коммуникационная. Однако предметы этих потребностей далеко не совпадают.

В разделе 7.2 на социальном уровне были выделены три типа потребностей: материальные, социально-политические, духовные. Социально-культурных потребностей мы тогда не касались. Теперь возникает задача выделить эти потребности в системе потребностей общества и раскрыть взаимосвязи между ними. Начнем с общего обзора социальных потребностей.

Материальные абсолютные социальные потребности (МАС-потребности) выглядят следующим образом.

МАС.1 — экономическая потребность: потребность в общественно организованном материальном производстве, то есть создании и Распределении материальных продуктов и услуг.

MAC.2 — потребность биологического воспроизводства населения.

МАС.З — потребность в защите от стихийных бедствий и агрес-сии врагов.

184

Абсолютные социально-политические потребности {СПА-потреб-ности) состоят в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества.

Социальные абсолютные потребности обусловливают формирование социальных институтов, берущих на себя функции удовлетворения соответствующих потребностей. Если на уровне личности действует схема «потребность — деятельность», то на уровне социума обнаруживается цепочка «потребность — социальный институт — социальные функции». Удовлетворение материальных потребностей распределено между социальными институтами современного индустриального общества таким образом:

МАС.1 удовлетворяют институты материального производства и распределения;

MAC.2 традиционно удовлетворяются институтом семьи и институтом здравоохранения;

МАС.З обеспечивают вооруженные силы и гражданская оборона.

СПА обеспечивается посредством государственной власти.

На разных стадиях социального прогресса перечисленные институты видоизменялись, например, место натурального хозяйства заняли рынок и промышленное производство, а моторизованные армии заменили собой феодальные дружины. Но состав исходных социальных А-потребностей сохранялся неизменным во всех формациях и цивилизациях, поскольку абсолютные, первоначальные потребности являются общими для всякого человеческого социума — от первобытного племени до западноевропейской цивилизации.

Если состав А-потребностей стабилен, то практически бесконечен и необозрим круг производственных В-потребностей, возникающих в материальном производстве и социально-политической деятельности, удовлетворяющих социальные А-потребности. Например, индустриальная цивилизация обусловила появление потребности в общественном транспорте и связи, энергетике, коммунальном хозяйстве и многих других отраслях промышленности (так называемая промышленная инфраструктура).

Индустриализация невозможна без научно-технической базы, отсюда — В-потребность в фундаментальной и прикладной науке, системе подготовки инженерно-технических кадров, наконец, в системе научно-технической информации, обеспечивающей специаль-ные коммуникации в цикле «наука — техника —производство Нельзя не заметить, что MAC- и СПА-потребности инициируюи как материальные, так и духовные В-потребности. Для удовлетворения вторичных духовных потребностей предназначаются так социально-культурные институты, как (см. раздел 4.1):

— духовно-производственные формальные институты типа Л.1 Социально-политические институты (идеология, политика, право, государственное управление) и типа А.2 Научно-технические институты;

— АБ.З — службы специальных коммуникаций (научно-техническая информация, реклама, биржи труда и прочие);

— АБВ — средняя специальная и высшая школа, а также система непрерывного образования;

— техническое творчество и технические виды спорта (тип АВ.22);

специальные научные библиотеки, научно-технические архивы, научно-вспомогательная библиография, научные и технические издательства и пр. (класс Б Коммуникационные формальные институты);

— Б.2 Недокументальные коммуникационные каналы (конференции, электронная почта, сети персональных компьютеров и т. п.).

Духовные абсолютные социальные потребности (ДАС-потребно-сти) имеют следующий вид.

ДАС.1 — потребность в самоутверждении и самосознании социальной общности, она психологически базируется на МЫ-чув-сгве, которое может служить источником патриотизма, национализма, корпоративности, профессиональной гордости и пр. Эта потребность аналогична потребности личности в индивидуальной самореализации.

ДАС.2 — потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в жизнь социума. Очевидно, что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности.

ДАС.З — познавательная потребность, состоящая в производстве, хранении и использовании общественного знания и опыта;

ДАС.4 — этическая потребность: потребность в справедливом общественно-политическом устройстве;

ДАС.5 — эстетическая потребность: потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкусами и идеалами;

ДАС.6 — коммуникационная потребность, выражающаяся, во-первых, в лингвосемиотической потребности (потребность в национальном языке); во-вторых, в социально-мнемической потребности (потребности в социальной памяти).

Удовлетворение ДАС-потребностей происходит двояко: во-пер-вых, благодаря деятельности формальных социально-культурных Институтов, во-вторых, внеинституционально, в ходе повседневной культурной деятельности людей. Внеинституционально формируется

185

186

социально-психологическое МЫ-чувство, а также национальный (этнический) язык. Достаточно очевидна в удовлетворении духовных потребностей социума роль таких творческих социально-культур. ных институтов, как церковь и журналистика (тип АБ), институт народного образования (тип АБВ), гуманитарные духовно-производственные институты словесности и искусства — прежде всего (тип АВ.1) семьи, клубных учреждений, массовых праздников (тип БВ), нравственности, народного искусства, фольклора (тип В).

Критическое значение для нормального функционирования институтов духовного творчества имеют коммуникационные социальные институты (тип Б).

Дело в том, что первые, объединяющие гуманитарную интеллигенцию нации, выступают в качестве социальных коммуникантов, апеллирующих к современному обществу и к потомкам. Если их творческая продукция не вводится своевременно в коммуникационные каналы, они отрицают сами себя. Отсюда — острые потребности в коммуникационныхгуманитарных учреждениях, с трудом удовлетворяемые архивами, библиотеками, музеями, библиографическими службами.

Создается впечатление, что коммуникационные институты удовлетворяют В-потребности творческих институтов, обслуживая их коммуникационные потребности. Можно подумать, что творческие институты — заказчик, а коммуникационные институты — исполнитель. На самом деле они представляют собой единство в рамках интегральной социально-культурной деятельности. В соответствии с формулой культурной деятельности, выведенной в разделе 1.2, всякая культурная деятельность складывается из двух частей: творчество + коммуникация, отсюда интеграционные взаимосвязи функционально-специализированных социально-культурных институтов.

Что же касается В-потребностей этих институтов, то они, конечно, существуют и представлены в виде материальных потребностей (спрос на финансирование, площади, материалы, транспорт и т. д.) и духовных потребностей (подготовка и повышение квалификаций кадров, реклама, завоевание известности, создание привлекательного имиджа и т. п.).

Спонтанные потребности, как известно, не являются причинно обоснованными, их нельзя «вычислить» и предсказать, подобно В-потребностям. Однако они присутствуют в социально-культурной деятельности и проявляются в спросе на форму предлагаемых культурных ценностей. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны — привлекать новизной, с другой стороны — не оскорблять традиционные нормы; не быть старо-

187

модной и вместе с тем соблюдать общепринятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Если творческим работникам и работникам культуры удается правильно понять суть С-потребностей и найти формы, удовлетворяющие их, новаторов ждет успех, в противном случае — неудача. Опыт показывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на С-потребности, которых в современном им обществе нет. Если с течением времени такие потребности возникнут, творчество новаторов получит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, часто посмертно).

Рассмотрение культурных потребностей личности и социума приводит к следующим выводам относительно роли социально-культурных институтов в их удовлетворении.

1. Формальные СКИ имеют большое, но не исчерпывающее значение в удовлетворении абсолютных и вспомогательных духовных потребностей личности, социальных групп и общества в целом.

2. Неформальным СКИ принадлежит важное место в удовлетворении потребностей в индивидуализации и этических потребностей личности и социума. Некоторые важные социально-культурные потребности (лингвистическая потребность и потребность в психологической консолидации) удовлетворяются неинституционально.

3. Централизованное планирование и управление деятельностью социально-культурной системы невозможно осуществить без грубого насилия, потому что спонтанные культурные потребности не поддаются прогнозированию и не определяются априори.

Список сокращений

A — духовно-производственные формальные институты А-потребность — абсолютная потребность

АБ — социально-культурные институты, сочетающие духовное производство и коммуникационную деятельность АБВ — институт народного образования

АВ — гуманитарные духовно-производственные институты и люби тельское творчество

АД — аристократ духа

Б — формальные коммуникационные институты БАЛ — биогенные абсолютные личностные потребности БВ — социально-культурные институты, сочетающие неформальное творчество и коммуникационную деятельность

В — социально-культурные институты неформального народного творчества

В-потребность — вторичная потребность

ГУП — Гуманитарный университет профсоюзов

ДА — духовные антропогенные ценности

ДАЛ — духовные социогенные абсолютные личностныв’йотребности

ДАС — духовные абсолютные социальные потребности

ДД — деформированная духовность

ДЕ — духовные естественные (биогенные) ценности

ДИ — духовные искусственные ценности

ДО — духовные социальные ценности

ИКД — индивидуально-культурная деятельность

ИКП — индивидуальная культурная потребность

КПР — культурно-просветительная работа

ЛДСКС — либерально-демократическая социально-культурная система

МА — материальные антропогенные ценности

МАЛ — материальные социогенные абсолютные личностные потребности

MAC — материальные абсолютные социальные потребности

ME — материальные естественные ценности

МИ — материальные искусственные ценности

МК — массовая культура

МО — материальные социальные ценности

НТИ — научно-техническая информация

С-потребность — спонтанная потребность

САЛ — социогенные абсолютные личностные потребности

Сектор А — семейно-бытовой сектор

Сектор Б — сектор материального производства и распределения

Сектор В — сектор духовного производства

Сектор Г — сектор государственного управления

СКД — социально-культурная деятельность

СКИ — социально-культурный институт

СКС — социально-культурная система

CIIA — социально-политические абсолютные потребности

Субъект I — общество в целом

Субъект II — социализирующаяся личность

Субъект III — социально-культурный работник

Субъект IV — анонимное народное творчество

Субъект V — творческий работник

Субъект VI — индивидуализирующаяся личность

ТСКС — тоталитарная социально-культурная система

ЧБ — человек биологический