8. основные направления современной заруб СП

9. Основные направления современной зарубежной социальной психологии: когнитивизм и интеракционизм.

План:

  1. Общая характеристика современной соц психологии на Западе
  2. Когнитивизм в СП
  3. Интеракционизм
  4. *Необихевиоризм
  5. *Неофрейдизм
  1. Общая характеристика современной соц психологии на Западе: (ИЗ ЛЕКЦИЙ О. И)

● отрицание наработок зарубежных соц психологов в отечественной психологии

● принятие методич инструментария зарубежные психологов, но критика методологии

● анализ современных зарубежных концепций для определения приемлемых теоретических оснований и практических наработок

Основания дифференциации теоретических направлений:

☼ основной источник данных – в эксперименте или наблюдении

☼ набор понятий, которые используются в направлении

☼ роль сознательного компонента в поведении

☼ роль бессознательного

☼ роль внеш среды как детерминанты соц поведения

☼ роль социокультурной среды

Все эти основания подходят для анализа психологич направлений и не подходят к интеракционизму.

2. Когнитивизм в СП

2.1. Источники и основные понятия

Из трех теоретических направлений социальной психологии, имеющих своим источником системы психологического знания, когнитивизм труднее всего определить как единую «школу». Широкий спектр концепций, относимых обычно к этой ориентации, объединяет, тем не менее, известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается тоже достаточно прочно привязанный к когнитивизму круг социально-психологических феноменов.

В самом общем виде сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. В противоположность бихевиоризму когнитивисты обращаются прежде всего к психической деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания (cognition).

Общая линия связи между этим процессом и социальным поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других «менталистских» образований.

6 стр., 2531 слов

Проблемы межличностного общения в основных направлениях современной психологии

... в основных направлениях современной психологии. Важные проблемы социальной психологии рассматриваются в трудах Де-Роберти и Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в ... реакция). 5.Когнитивная психология и ее значение в создании теоретической основы науки «Деловое общение». Когнитивизм выступаетпротив недооценки сознания бихевиоризма, считает что основная роль в поведении человека ...

Источники: гештальтпсихология, теория поля Курта Левина.

К когнитивным теориям относятся:1) теории когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг); 2) теории С. Аша, Д. Креча и Р. Крачфилда, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия.

Когнитивная ориентация в современной зарубежной социальной психологии главным мотивирующим фактором поведения индивида представляет потребность в установлении сбалансированности, соответствия его когнитивной структуры. Все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека, что делает модель уязвимой. Подчеркивается роль и значение «менталистских» образований в объяснении социального поведения человека. Когнитивное направление дало жизнь «психологии социального познания» в рамках социальной психологии. В данном направлении прослеживается стремление объяснить социальное поведение при помощи описания познавательных процессов. Главный акцент ставится на процессе познания.

2.2. Основные теории:

2.2.1. ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ

2.2.1.1. Теория структурного баланса Ф. Хайдерапостулирует о том, что взаимодействие людей проходит по схеме Р-О-Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой воспринимающий субъект, Х – воспринимаемый объект. Баланс – ситуация, в которой воспринимаемые единицы и эмоции существуют без стресса, поэтому нет изменения когнитивной организации. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Данная теория широко применяется в исследованиях массовых коммуникаций.

Ф. Хайдер — один из наиболее последовательных приверженцев гештальтпсихологии. Его идеи никогда не разрабатывались специально для социальной психологии, и именно его многие исследователи считают основателем общей когнитивной психологии. Основная идея Хайдера сводится к тому, что люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир, и в этом процессе они строят некую «наивную психологию», которая имеет определенное сходство с научной: подобно тому как в представлениях «наивной психологии» люди стремятся за внешним поведением личности понять ее установки, мотивы, задача науки — за поверхностью явлений отыскать некоторые инвариантные свойства мира. Только отыскание этих инвариантов может помочь ориентироваться в мириадах явлений. Таким образом, с самого начала акцент сделан на проблему восприятия.

Впервые эти идеи были изложены Хайдером в работе 1944 г. «Социальная перцепция и феноменальная причинность» [Heider, 1944]. Эксперимент, описанный в ней, состоял в следующем: 114 испытуемых рассматривали кадры с движущимися фигурами — двумя треугольниками и одним диском; 34 испытуемых просили описать, что они видят, не давая никаких дополнительных указаний, как это сделать; 80 другим испытуемым было предложено интерпретировать движение этих фигур как действия личностей и после этого описать, что они видят. Из первой группы (34 человека) 33 человека описали движение фигур тоже в терминах живых существ, главным образом личностей. Отсюда Хайдер сделал вывод, что не существует каких-то принципиальных различий между восприятием физических объектов, как оно трактуется в гештальт-психологии, и восприятием личностей [Heider, 1946, р. 373]. Этот вывод был положен в основу представлений когнитивной психологии и стимулировал в дальнейшем своеобразное «приложение» проблем перцепции к трактовке специфических социально-психологических феноменов.

18 стр., 8888 слов

Экономическая психология, модели экономического поведения, стратегический альянс

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: · Формализация методов и процедур отбора кадров; · Выдвижение молодых и перспективных работников; · и ...

2.2.1.2. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкомазаключается в том, что при коммуникации один человек положительно воспринимает третьего, то и другой меняет свое мнение относительно третьего, что носит название симметричной ориентации. Взаимодействие согласно этой теории происходит по схеме А-В-Х, где А – воспринимающий субъект, В – другой воспринимающий субъект, Х – третий субъект, которого они воспринимают. Дисбаланса в процессе такого взаимодействия можно избежать, если один из участников изменяет свою позицию.

Т. Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался экстраполировать ее на собственно социально-психологическую область, т.е. на область межличностной коммуникации. Он предположил, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную систему. Его взгляды не получили изложения в специальной книге, и основным источником поэтому является статья 1953 г. под названием «Подход к исследованию коммуникативных актов» [Newcomb, 1953].

Согласно сформулированным ранее рассуждениям развитие коммуникаций между участниками данного взаимодействия, например ведение систематических переговоров относительно покупки лодки, может вызвать три варианта возвращения данной системы в состояние баланса:

1. А изменяет свое отношение к X (для бизнесмена утрачивается привлекательность лодки), чтобы сделать свое отношение к X сходным с отношением В к X.

2. В изменяет свое отношение к X (жена проникается желанием приобрести лодку), чтобы это отношение стало сходным с отношением А к X.

3. А изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачивает расположение к супруге) и таким образом достигает хоть и своеобразного, но консонанса.

Легко видеть, что все три случая возвращения системы в консонантное состояние соответствуют правилам, выведенным Хайдером: консонанс там, где все три отношения позитивны, либо там, где одно позитивно, а два негативны; диссонанс там, где два соотношения позитивны, а одно негативно.

Модель Ньюкома, так же как и модель Хайдера, применяется в исследованиях по массовой коммуникации. Особую популярность теория Ньюкома приобрела при анализе так называемой убеждающей коммуникации (persuasive communication).

Б. М. Фирсов и Ю. А. Асеев замечают по этому поводу: «Модель Хайдера, представляя собой терминологическое описание аффективного поля сознания Рк некоторых действующих в нем сил, не является коммуникационной моделью в строгом смысле этого слова. Для своего применения к психологии убеждающей речи она, точно так же, как и бихевиористическая схема формирования рефлекторных связей, должна быть выражена в терминах коммуникативной ситуации. Такого рода преобразованием основной балансной модели Хайдера к условиям убеждающего речевого воздействия является модель Ньюкома» [Фирсов, Асеев, 1973, с. 29].

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... направленный на преобразование и создание качественно новых социальных отношений и общественного бытия. Социокультурная ситуация – это окружающие ... искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных ... с ориентацией на терпимость, умение вести диалог, уважать мнения других и самому выслушивать критику. В условиях гласности ...

Восстановление баланса в установочной системе реципиента Р путем изменения отношения к коммуникатору означало бы, что последний не добился своей цели. Противоположный же исход означал бы принятие реципиентом рекомендуемой точки зрения» [там же, с. 31]. Для практических же действий в организации пропаганды крайне важно именно конкретно прогнозировать направление изменений установок реципиента. Поэтому модель Ньюкома оказалась в целом малоэффективной при исследованиях в данной прикладной области.

2.2.1.3. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера— если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и представить как непротиворечие, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Фестингер предлагает заменить термины — «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс». Основные положения теории: а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс; б)существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное отношение к новой информации.

Теория когнитивного диссонанса, созданная в 1957 г., явилась для ее автора продолжением разработки идеи «социальногосравнения», которой Фестингер занимался значительно раньше. В этой области Фестингер выступает как ученик и последователь Левина. Исходным понятием для него является понятие потребности, причем анализируется особый вид потребностей, а именно «потребность в оценивании самого себя» («evaluative need»), т.е. стремление оценивать свои мнения и способности прежде всего (впоследствии последователь Фестингера Шехтер распространил принцип сравнения также и на оценку эмоций).

Однако мнения, способности соотносятся с социальной реальностью, а она, в отличие от физической реальности, создана не эмпирическим наблюдением, но групповым консенсусом — согласием. Если в физическом мире кто-то считает, что поверхность хрупка, он может проверить свое мнение, взяв молот и стукнув по этой поверхности.

Иное дело, по Фестингеру, социальная реальность: здесь многие мнения нельзя проверить эмпирическими наблюдениями, поэтому единственный способ проверки мнения — через социальное согласие, консенсус. Но консенсус может быть установлен только в том случае, если люди смогут сопоставлять свои мнения с мнениями других, т.е. сравнивать их. То же относится к способностям — они выявляются в сравнении со способностями других людей. Отсюда и рождается, или, точнее, этим и диктуется потребность каждого человека сравнивать себя с другими.

6 стр., 2794 слов

Наркомания как хроническое расстройство личности. Особенности ...

... ПАВ [1, c.291]. Наркомания как хроническое расстройство личности. Особенности расстройств личности и поведения.   Наркомания – хроническая прогредиентная экзогенно-органическая заболевание, ... [5, c.264].   Токсикомания как хроническое расстройство личности. Особенности расстройств личности и поведения. Токсикомания– это злоупотребление различными химическими, биологическими и лечебными ...

Фестингер предположил, что тенденция сравнивать себя с другими уменьшается, если различие между моим мнением или способностью и мнением или способностью другого возрастает. Более того, сравнение устойчиво тоже в том случае, когда собственные мнения и способности сравниваются с близкими им мнениями и способностями. Личность вообще меньше стремится к тем ситуациям, где сталкивается с мнениями, далекими от ее собственных, и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями, близкими ей. Соответственно и сравнение осуществляется по преимуществу с людьми, чьи мнения и способности более сходны с собственными: человек, начинающий учиться игре в шахматы, скорее будет сравнивать себя с другими новичками, а не с признанными мастерами. Попутно Фестингер замечает, что минимальное несходство мнений ведет к конформизму — личность легко меняет незначительно отличающееся от других мнение, чтобы совсем приблизить свое мнение к мнению группы.

2.2.1.4. Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума– предполагает область практического применения — область массовых коммуникаций. Р- реципиент, К- коммуникатор, О- информация о каком- либо объекте, предоставляемая коммуникатором реципиенту. Если реципиент позитивно оценивает коммуникатора, который вдруг дает позитивную оценку какому-то явлению, которое сам реципиент оценивает негативно, то в когнитивной структуре этого реципиента возникает ситуация неконгруэнтности; два рода оценок — моя собственная и позитивно мною воспринимаемого коммуникатора — не совпадают. Согласно Осгуду и Танненбауму, выход из этой ситуации— одновременное изменение отношения реципиента и к коммуникатору, и к объекту.

Термин «конгруэнтность», введенный Ч. Осгудом и П. Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода. Впервые концепция конгруэнтности была изложена в 1955 г., причем создана и разработана она была независимо от Хайдера и Фестингера. Главное отличие теории Осгуда и Танненбаума от других теорий соответствия заключается в том, что делается попытка предсказать изменение отношения (или аттитюда), которое произойдет у личности под влиянием стремления установить соответствие внутри ее когнитивной структуры, не к одному, а одновременно к двум объектам, если речь идет о триаде. Чаще всего областью практического применения теории является область массовых коммуникаций, поэтому все примеры приводятся обычно из этой сферы.

В отличие от теорий Хайдера и Ньюкома теория Осгуда и Танненбаума делает два предположения, которые позволяют прогнозировать исходы дисбалансных состояний.

1. Дисбаланс в когнитивной структуре Р (в частности, в его аттитюдах) зависит не только от общего знака отношения Рк К и К к О, но и от интенсивности этого отношения. Так, отношение может быть положительным, но различным по степени (можно что-то или кого-то «сильно любить», просто «любить» и т.д.).

С точки зрения Осгуда, различная интенсивность отношения тоже может привести к возникновению «неконгруэнтных ситуаций». Логично в этом случае ввести процедуру измерения именно этой интенсивности отношений, для чего и можно использовать методику семантического дифференциала.

3 стр., 1112 слов

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...

... основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности. 7. Установка – социальная характеристика личности, которая отражает ее готовность к социальной активности ... – «самоуважение». Все это складывается в человеческое «зеркальное Я». Джордж Герберт Мид (1863-1931) продолжил разработку идей Ч.Кули.Дж.Мид утверждал, что мы обретаем ощущение ...

2. Восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но и путем изменения и интенсивности, и знака, причем одновременно к обоим членам триады. При этом величина изменения в каждом случае будет обратно пропорциональна интенсивности отношения (более крайние оценки изменяются в меньшей степени, т.е. чем более интенсивно, например, отношение Р к О, тем меньше оно изменится при «возвращении» системы в конгруэнтное состояние).

Наибольшему изменению в неконгруэнтных состояниях, следовательно, подлежат малополяризованные отношения.

В общем виде это может быть пояснено на следующем примере. Допустим, что Р не расположен к К, и оценим силу его негативного отношения в три единицы (его отношение в этом случае обозначим как -3).

Вместе с тем Р достаточно хорошо относится к О (обозначим это позитивное отношение как +2).

Если теперь Р (пусть это будет некий реципиент, воспринимающий сообщение коммуникатора) услышит, что К утверждает что-то положительное относительно О, то для Р возникает неконгруэнтная ситуация. По Осгуду, Р будет стремиться выйти из этой ситуации, одновременно изменяя свое отношение и к К, и к О. При этом несколько снизится степень «положительности» в отношении к О, но также снизится и степень «отрицательности» в отношении к К. Окончательный баланс будет достигнут лишь при условии одинакового («выравненного») отношения Р и к К, и к О как по знаку, так и по интенсивности.

Это означает, что изменение отношения Рк О должно «сдвинуться» на три единицы, а отношение Р к К- на две единицы, причем направление этих изменений будет таково, чтобы значения, выражающие эти отношения, сближались.

Также можно упомянуть про методику семантич дифференциала Осгуда.

2.2.2. ВТОРАЯ ВЕРСИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА(С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд)

В американской литературе эти концепции иногда называют примером классических когнитивистских теорий, приложенных ксоциальному поведению. В самом схематичном виде идеи Креча и Крачфилда сводятся к следующему.

Сложный процесс поведения человека может быть понят только при условии рассмотрения «менталистских» переменных, таких, как перцепт, идея, образ, ожидание и пр. Адекватным методом исследования может быть только холистский, или молярный, подход, рассматривающий поведение как нечто целостное. Невозможно понять единое поведение, исследуя по отдельности его компоненты («молярные элементы»).

Поведение не просто молярно организовано, но важнейшим элементом этой организации является познание (cognition).

Перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение — как процесс когнитивной реорганизации.

Идеи «Нового взгляда» были положены в основание исследований по социальной перцепции, прежде всего в той их части, где утверждалось, что восприятие избирательно организовано (т.е. что новая информация об объекте соединяется с предшествующим знанием, вследствие чего возникают упорядоченные категории, которые значимы и функциональны для индивида), что перцептивные процессы осуществляются таким образом, что новые впечатления категоризируются на основании сходства с прежними и т. д. Эта идея «перцептивной интеграции» была, в частности, положена в основу многих исследований С. Аша.

9 стр., 4116 слов

Изменение ролей и отношений внутри семьи

... семьи состоит в изучении «внутренней жизни» семей и природы отношений между супругами. Глава III. Изменение ролей и отношений внутри семьи 1. Мужчины и женщины Социологи-функционалисты Джордж ... Мердок и Толкотт Парсонс утверждали, что современная семья характеризуется общностью супружеских ролей, в ...

Точка зрения Аша в социальной психологии является приложением идей гештальтпсихологии о том, что перцептивная организация имеет тенденцию быть настолько хорошей, насколько это позволяют преобладающие условия. В конечном счете эта мысль преобразуется у Аша в тезис о том, что человек имеет тенденцию быть настолько «хорошим» (для Аша это — «мыслящим связанно», «понимающим», «отвечающим условиям среды»), насколько это допускают обстоятельства. В этом смысле взгляды Аша противостоят той традиции в истории психологии, которая приписывает человеку иррациональность поведения, крайний эгоцентризм и т.д. По Ашу, человек, стремясь построить максимально интегрированную систему своих представлений о мире, организует ее каждый раз в соответствии с обстоятельствами, в частности с условиями места и времени. Именно в русле таких рассуждений Аш строит свой получивший широкую известность эксперимент[Asch, 1946].

Двум группам испытуемых (90 и 76 человек) был предложен список прилагательных, обозначающих свойства личности некоего якобы реально существующего человека. Список включал по шесть одинаковых прилагательных: «энергичный», «уверенный», «ироничный», «любознательный», «практичный», «осторожный», а седьмое прилагательное было разным для двух групп. В одном случае это было слово «теплый», а в другом — слово «холодный». На основании перечисленных характеристик было предложено дать общее описание некоей воображаемой личности, обладающей этими характеристиками. После этого испытуемым в обеих группах дали лист с перечислением восемнадцати черт характера и попросили указать, какие черты свойственны, по их мнению, вышеописанной личности. Оказалось, что относительно многих из восемнадцати предложенных черт (например, щедрый, добродушный, обладающий чувством юмора, популярный, обладающий воображением) наблюдался довольно большой разброс мнений в зависимости от того, принадлежал ли испытуемый к группе, где фигурировало слово «теплый», или к группе, где фигурировало слово «холодный». Таким образом, различие сопоставлений определялось тем, что «теплый» и «холодный» были восприняты как центральные характеристики личности, вокруг которых и строилась вся конфигурация черт воображаемого человека. Однако для других черт (настойчивый, реалистичный, серьезный, честный, хорошо выглядящий) приписывание их воображаемой личности не в такой сильной степени зависело от присутствия свойства «теплый» или «холодный».

Аш сделал вывод, что при восприятии другого человека проявилась тенденция объединять воспринимаемые характеристики в организованные смысловые системы, причем введение всяких новых характеристик направлено к тому, чтобы эти смысловые системы пополнить. Кроме того, было установлено, что при организации этой смысловой системы воспринимаемые характеристики попадают в определенный контекст, в котором особенно очевидна роль одной характеристики, воспринятой как центральная. Связное, целостное представление о личности в значительной мере организуется вокруг этой центральной характеристики.

8 стр., 3787 слов

Группа и групповое поведение в организации

... групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос таких дисциплин как организационное поведение и социальная психология, поскольку становление личности индивида ... процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а ...

2.3. Вывод

В общем виде когнитивистские теории выступили, конечно, как своеобразный антипод бихевиоризму. Основные пункты противопоставления просматриваются по следующим линиям:

1. Главная идея бихевиористской ориентации — оперантное или классическое обусловливание, научение, в то время как главная идея когнитивных теорий — образование понятий, мышление, знание.

2. Основной источник данных для бихевиоризма как в психологии вообще, так и в социальной психологии в частности — наблюдаемое поведение. Источник данных для когнитивизма — менталистские образования (знаки, значения, понимание и пр.), хотя предполагается, что они могут быть выведены из поведения.

3. Для бихевиоризма в конечном счете процессы поведения подчиняют себе процессы познания, т.е. доминируют именно процессы поведения. Для когнитивизма в фокусе находятся процессы познания, и оно подчиняет себе поведение.

4. Бихевиоризму в большей мере свойственна идея «молекулярного» анализа поведения (выявление его поэлементного строения), в то время как для когнитивистской ориентации одна из наиболее значимых идей — идея «молярного» анализа, т.е. фиксация исследования на целостном процессе [Shaw, Costanzo, 1970, p. 171].

3. Интеракционизм в СП.

3.1. Источники:

Название интеракционистской ориентации происходит от понятия «интеракция» — взаимодействие, а в рамках данного подхода это «социальное взаимодействие», взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе. Источником данного направления послужила социально-психологическая концепция Джорджа Мида. Основным моментом здесь является не отдельный индивид, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Представителей интеракционистской ориентации, в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим для понимания социального поведения человека. Большой интерес проявляется к проблеме коммуникации при помощи символов, языка.

3.2. Направления.

В интеракционистской ориентации принято рассматривать 3 направления (весьма условно) – символический интеракционизм, ролевые теории и теории референтной группы.

3.2.1. Символический интеракционизм и его представители являются наиболее последовательными выразителями идей и концепций Дж. Мида. Среди них наибольшей известностью пользуются такие авторы, как Г. Блумер, М. Кун, А. Роуз, Т. Шибутани и др. Они большей частью разрабатывают не отдельные аспекты концепций Дж. Мида, а берут весь комплекс проблем в целом. Символический интеракционизм как направление неоднороден. В нем обычно выделяют две школы. Первая — Чикагская школа во главе с самым известным учеником Дж. Мида Г. Блумером. Данная школа наиболее ортодоксально продолжает мидовские социально-психологические традиции. Ей противостоит другая — Айовская школа символического интеракционизма во главе с М. Куном, профессором университета штата Айова. Данная школа пытается отдельные мидовские концепции несколько модифицировать в духе неопозитивизма. Основное различие между этими школами проходит по методологическим вопросам, прежде всего по проблеме определения понятий и отношения к различным методам социально-психологического исследования. Сторонники символического интеракционизма считают, что общение осуществляется при помощи символов, значимых жестов. Личность, по их мнению, всегда социальна, т. к. не может формироваться вне общества. Поведение личности определяют структура личности, роль и референтная группа.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... ), или антиобщественное, противоправное поведение. Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его ... поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение ...

Про Мида.

При жизни Мид не опубликовал ни одной социально-психологической работы. Для него была характерна так называемая устная традиция, т.е. он развивал свои научные концепции лишь в лекциях по социальной психологии, которые около 40 лет ончитал на социологическом факультете Чикагского университета, где возглавлял кафедру философии и социальной психологии. Книга Мида основывается на рукописных заметках, стенографических записях его чикагских лекций и студенческих конспектах. Она была составлена и отредактирована учеником Дж. Мида — известным исследователем С. У. Моррисом, который включил в нее также свою вступительную статью, обобщающую основные идеи Мида.

Изложение Мидом своих концепций отличается большой аморфностью, трудным стилем, отсутствием четких формулировок и ссылок на эмпирические исследования.

Символическая коммуникация

Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, представители символического интеракционизма уделяют особенно большое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов. Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения, Мид называет «значимыми жестами» или «символами». «Жесты становятся значимыми символами, — писал он, — когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые эксплицитно они вызывают или должны вызывать у других индивидов» [Mead, 1934, р. 47]. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению. В связи с этим символическая коммуникация объявляется, как отмечает М. Г. Ярошевский, конституирующим началом человеческой психики [Ярошевский, 1974, с. 296]. Она трактуется как главный признак, выделяющий человека из животного мира.

8. основные направления современной заруб СП — Стр 2

Один из основных тезисов символического интеракционизма заключается в утверждении, что индивид, личность всегда социальны, т.е. личность не может формироваться вне общества. Этот тезис, однако, выводится не из анализа воздействия системы объективных общественных отношений на формирование личности, а из анализа процесса межличностной коммуникации, в частности роли символов и формирования значений, поскольку общество мыслится ими лишь как коммуникация [Блумер, 1984].

Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма

Первая — это так называемая Чикагская школа во главе с самым известным учеником Дж. Мида Г. Блумером. Данная школа наиболее ортодоксально продолжает мидовские социально-психологические традиции. Ей противостоит другая — Айовская школа символического интеракционизма во главе с М. Куном, профессором университета штата Айова, где он преподавал с 1946 по 1963 г. Данная школа пытается отдельные мидовские концепции несколько модифицировать в духе неопозитивизма[15]. Основное различие между этими школами проходит по методологическим вопросам, прежде всего по проблеме определения понятий и отношения к различным методам социально-психологического исследования.

Г. Блумер выступает против операциональных определений, против применения в социальной психологии таких методов исследования, как тесты, шкалирование, эксперимент и т.п. Это обосновывается тем, что социально-психологические характеристики личности, по мнению представителей Чикагской школы, невозможно и незачем выражать в математических величинах, так как личность испытуемого благодаря воздействию импульсивного Я, а также интеракции с другими людьми находится в процессе постоянного изменения.

М. Кун как представитель Айовской школы ставит своей задачей доказать отдельные теоретические положения Дж. Мида эмпирическим путем. Ради этого он вводит операциональные определения и идет даже на определенную модернизацию и изменение некоторых мидовских теоретических концепций. Тест Кто я?

2.3.2. Ролевые теорииопираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введенным им в обиход социальной психологии. Мид применял этот термин, когда он развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации. Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. В данном вопросе также находит свое отражение один из методологических принципов интеракционизма — сведение социальных отношений лишь к межличностным. Довольно большое место в ролевых теориях уделяется исследованию эмпатии (сопереживанию) как способности входить в роль другого не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне, т. е. не только знать, но и сопереживать роль другого вместе с ее исполнителем. Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли.

В рамках данного направления также рассматривается ролевой конфликт — ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. В ролевых теориях выделяют конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей, поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, или потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, или потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. Анализ внутриролевого конфликта выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.

Представилель данного направления – И. Гоффман. В своей теории социальной драматургии он проводит аналогию между реальными жизненными ситауциями и театральным представлением. Сводя весь смысл ролевого поведения, по существу, лишь к созданию определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию или у «аудитории», Гоффман самым тщательным образом анализирует те факторы ролевого поведения, которые служат этим целям [см.: Гоффман, 1984]. Он исходит из того, что для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь информацию друг о друге. Средствами такой информации служит их внешность, предыдущий опыт взаимодействия с подобными индивидами и то окружение, в котором находится индивид. Однако наиболее значимая информация содержится в словах и делах партнеров по взаимодействию. Гоффман считает их наиболее важными не только из-за их значимости, но и потому, что индивид в значительной степени способен держать эту информацию под своим контролем. Управляя своими словами и поступками, он может в определенных рамках создавать нужный «имидж» в глазах партнеров по взаимодействию. В отличие от других представителей ролевых теорий И. Гоффман предпочитает говорить не о ролевых ожиданиях и требованиях, а о ролевой «партии». Он вводит понятие «фасад» («front») исполнения роли, под которым понимает стандартные выразительные средства, намеренно или непроизвольно используемые индивидом во время исполнения роли [Goffman, 1959]. Элементами фасада являются окружение, внешность индивида и манера поведения. На многочисленных примерах И. Гоффман пытается доказать, что партнеры по взаимодействию ожидают друг от друга согласованности между окружением, внешностью и манерой поведения. Весьма существенным Гоффман считает место ролевого взаимодействия индивидов, выделяя «авансцену», где непосредственно осуществляется это взаимодействие, и «кулисы», где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнителю роли, но недоступная для глаз аудитории. Такая характеристика места ролевого поведения необходима Гоффману для того, чтобы подчеркнуть более строгое следование требованиям роли на авансцене (например, в поведении врача, когда он общается со своим пациентом) и необязательное их соблюдение «за кулисами» (например, поведение врача вне поля зрения пациента).

М. Дойч и Р. Крауссотмечают, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли. Ссылаясь на работы Дж. Тибо и Г. Келли, а также Р. Ромметвейта [Kelley, Thibaut, 1959; Rommetveit, 1955], они выделяют следующие аспекты:

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.

2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.

3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

Широко распространено предложенное Тибо и Келлиделение ролей на «предписанные» («prescribed»), т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые» («achieved»), т.е. те, которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида [Kelley, Thibaut, 1959].

Р. Линтонвыделяет роли активные и латентные. Это деление обусловливается тем, что индивид как член общества участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными, каждая из которых может стать активной в зависимости от вида деятельности индивида и конкретных обстоятельств.

Т. Сарбин и В. Алленклассифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Они выделяют семь таких стадий-от нулевой, когда индивид лишь числится носителем какой-либо роли, но, по существу, ее не выполняет, до максимальной включенности, которой считается исполнение какой-либо роли под воздействием веры в сверхъестественные силы. К промежуточным стадиям они относят «ритуальные роли» — вторые по степени включенности. Здесь имеются в виду различные роли, в том числе и профессиональные, которые исполняются индивидом полуавтоматически, без заинтересованности. Далее следует, по их терминологии, «углубленное исполнение роли», в качестве примера которой приводится успешное вхождение в роль актера. Следующие стадии связаны с исполнением роли в состоянии гипноза, невроза, экстаза и, наконец, под воздействием веры в сверхъестественные силы [Sarbin, Allen, 1968].

В ролевых теориях принято выделять конфликтыдвух типов: межролевые и внутриролевые [Merton, 1957] . К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога У. Е. Еуда «Теория ролевой напряженности» [Good, 1955]. Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. По мнению У. Еуда, для этого надо прежде всего освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от: а) значимости данной роли для индивида; б) тех положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; в) реакции окружающих на отказ от определенных ролей. Как видно из рассуждений Еуда, они основываются главным образом на здравом смысле, причем все сводится лишь к субъективным оценкам и восприятиям роли, без попытки связать эти факторы с объективной значимостью той или иной роли для данного общества или группы.

2.3.3. Теории референтной группывесьма тесно связаны с двумя предыдущими направлениями интеракционистской ориентации. В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого определения референтной группы, однако большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы. При этом каждый индивид, как правило, имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется и с которыми сравнивает себя и других по разным проблемам. По мнению Т. Шибутани, у каждого индивида имеется столько же референтных групп, сколько существует каналов коммуникации, причем сила их воздействия на поведение индивида весьма различна.

Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманомв 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей [Hyman, 1942]. Хайман не дал определения этого понятия.

Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомомв несколько ином значении, а именно для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.Ньюкомприменил понятие референтной группы висследовании социальных установок студенток Беннингтонского колледжав 1943 г. В ходе этого исследования Ньюком установил, что социальные установки студенток были различными в зависимости от того, как они относились — положительно или отрицательно — к таким группам, как их консервативные семьи или более либеральное окружение в колледже. Формирование установок, считает Ньюком, является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам» [Newcomb, 1943, р. 155]. В связи с этим Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы. Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых принимаются индивидом и которые вызывают у индивида стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у него стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать. По мнению Ньюкома, «бунт подростка» можно считать проявлением поведения в ситуации, когда родители выступают для него как отрицательная референтная группа.

Окончательное утверждение понятия «референтная группа» в западной социальной психологии связано с работами М. Шерифа и Р. Мертона. Основные идеи М. Шерифа по этому вопросу выражены в его книге «Основы социальной психологии» [М. Sherif, 1948]. Он также подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, в «систему отсчета» не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей «картины мира» [Sherif, 1953, р. 162]. Многообразие групп, воздействующих на индивида, ставит его в трудное положение выбора норм, которые зачастую расходятся между собой в различных группах. Чтобы обеспечить возможность концептуального анализа подобных ситуаций, Шериф предложил проводить различие между актуальной группой «членства» и референтной группой, к которой индивид может относить себя психологически, сознательно или бессознательно.

Весьма существенный вклад в разработку проблемы референтной группы внес известный американский социолог Р. Мертон, который занимается и социально-психологической проблематикой. Он применил понятие референтной группы в своей работе 1950 г., написанной в соавторстве с А. Китт [R. Merton, A. Kitt, 1950]. Данная работа была посвящена как бы вторичному анализу результатов, полученных в широко известномисследовании «Американский солдат»[Stouffer, 1949], в котором анализировались социальные установки и поведение американских солдат, воевавших во время Второй мировой войны в Европе. Исходя из идеи Мида «об обобщенном другом», которая, по мнению Мертона, нашла выражение в понятии «референтная группа», он предпринял попытку объяснить обнаруженное в исследовании различие установок солдат, находившихся в одинаковом положении, именно тем, что у них были разные референтные группы, с которыми они сравнивали свое положение и которые служили для них источником формирования определенных социальных установок. Так,например, по мнению Р. Мертона и А. Китт, если мобилизованные солдаты сравнивали свое положение с положением тех, кто не был мобилизован и остался дома (одна референтная группа), они оценивали его как худшее, если же они сравнивали свое положение с положением тех, кто был мобилизован и сражался на фронте (другая референтная группа), то они оценивали его более благоприятно. Таким образом, опираясь на понятие референтной группы, Р. Мертон и А. Китт дали собственную интерпретацию всем результатам исследования «Американский солдат», касавшимся анализа социальных установок. Работа Мертона и Китт считается классической в американской социальной психологии. Она неизменно приводится в учебниках и исследованиях по вопросам референтной группы.

В теориях референтной группы пока нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т.д. При этом каждый индивид, как правило, имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется и с которыми сравнивает себя и других по разным проблемам. По мнению Т. Шибутани, у каждого индивида имеется столько же референтных групп, сколько существует каналов коммуникации [Shibutani, 1955], причем сила их воздействия на поведение индивида весьма различна.

4. Необихевиористское направление*появилось в 30-е годы ХХ века и в общем плане представляет собой экспозицию принципов традиционного бихевиоризма. В необихевиоризме используется методология неопозитивизма, направления, где подчеркивалось уважение к точным данным и использовались математические процедуры при выдвижении и проверке гипотез, основнымиособенностями которого являются:

1. Абсолютизация стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках.

2. Принципы верификации (проверка истинности знания путем опыта) и операционализма (процедуры установления связи, общих понятий науки с техникой измерения, поиск индикаторов).

3. Переоценка эмпирического опыта.

4. Стремление уменьшить ценностные установки по отношению к изучаемому объекту как препятствующему истинности и научности вообще.

Наряду с ортодоксальной линией развития выделилась линия развития необихевиоризма, связанная в первую очередь с именами Э. Толмена, К. Халла и отмеченная усложнением традиционной бихевиористской схемы за счет введения промежуточных переменных (медиаторов).

В результате такого изменения схема S – R приобрела вид S – x – R, где S – предъявляемый стимул, R – ответная реакция на стимул, x – промежуточная переменная.

Одним из важных моментов данного направления являются принципы обобщения (генерализации) и различения (дифференциации) стимулов. Согласно принципу обобщения, реакция, полученная на определенный стимул, может ассоциироваться с новым, но похожим стимулом. Принцип различения говорит о возможности различать подобные стимулы и отвечать на один из них вследствие дифференцированного подкрепления. По Скиннеру подкрепление может быть положительным (это стимулы, усиливающие реакцию) и отрицательным (стимулы, усиливающие реакцию, будучи устраненными).

Сторонники медиаторного подхода говорят о том, что подкрепление приводит к наблюдаемым изменениям во внешних реакциях. Формы подкрепления могут быть довольно разными: от пищи и воды до элементарных социальных взаимодействий – слов и жестов. Подкрепление является весьма эффективным, т. к. снижает напряжение от драйва (побуждения).

В скиннеровском подходе драйв определяется совокупностью операций, используемых для его установления. Это отношения между предшествующими операциями экспериментатора и силой ответа организма в результате. По мнению сторонников медиаторного подхода, драйв — это некая сила внутри организма (но не потребность), которая, достигая оптимума, активизирует поведение в сторону подкрепления (импульс к действию).

В целом же следует отметить большую динамичность необихевиористской ориентации, проявляющуюся и в активной модификации изначальных исходных предпосылок (казалось бы, парадоксальном срастании с когнитивными тенденциями), и в особенности в освоении большого поля прикладных разработок. Например, известны многочисленные успешные программы массового оздоровления американского населения, выполненные в русле подхода Бандуры.

Обозначая круг социально-психологических теорий, разработанных в ключе необихевиористской ориентации, следует назвать прежде всего теорию агрессивного поведения, теорию подражания, связанные в первую очередь с именами Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, теорию межличностного взаимодействия, представленную в работах Д. Тибо и Г. Келли, Д. Хоманса.

Фрустрационная теория агрессии и теория подражания Н. Миллера и Д. Доллардаоб оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями. Наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Основными используемыми в теории является четыре понятия: фрустрация (условие, блокирующее достижение желаемой цели), агрессия, «сдерживание»(сдерживание действий вследствие ожидания негативных последствий), «смещенная агрессия»(агрессия, направленная на безобидный обьект).

Однако со временем не подтвердилось положение о неразрывной, необходимой связи агрессии и фрустрации.

Подражание является важнейшим механизмом взаимодействия, причастным к рождению целого ряда феноменов, характеризующих, в частности, социализацию и конформность. Н. Миллер и Д. Доллард рассматривают подражание как объект инструментального научения и объясняют его соответствующими законами. В целом, парадигма всех ситуаций научения, включая подражание, представляет, по Миллеру и Долларду, следующую формулу: сигнал -> внутренняя реакция -> драйв -> внешняя реакция -> вознаграждение. Подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает и не вознаграждается, когда не подражает. Н. Миллер и Д. Доллард выделяют несколько видов подражающего поведения:

1. Подражание как тождественное поведение (одинаковые реакции на одинаковые стимулы у двух индивидов)

2. Парнозависимое поведение (наблюдатель вознаграждается за ту же реакцию, что и модель)

3. Копирующее поведение (наблюдатель научается действиям у модели).

Медиаторно-стимульная теория А. Бандурыдополняет теорию Н. Миллера и Д. Долларда и постулирует о том, что подкрепление – фактор, способствующий научению. В своей теории А. Бандура вводит когнитивный компонент и ставит его в зависимость от стимула и реакции. Также автор отмечает следующие моменты: 1) при наблюдении поведения модели наблюдатель приобретает новые реакции; 2) при наблюдении последствий поведения модели изменяется поведение наблюдателя; 3) наблюдение поведения модели облегчает реализацию ранее приобретенной реакции наблюдателя. Реакции могут приобретаться простым наблюдением поведения модели, а готовность реализовать эту реакцию во многом зависит от того, наказывается или награждается модель за соответствующее поведение.

К теориям межличностного взаимодействия как обмена относят работы Д. Тибо и Г. Келли, Дж. Хоманса.

Теория «взаимодействия исходов» Д. Тибо и Г. Келлиговорит о зависимости взаимоотношений от суммы «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т. п. ); Чаще всего, позиция Д. Тибо и Г. Келли фигурирует под наименованием «теории взаимодействующих исходов». Основное внимание уделяется фактору «взаимного обмена вознаграждениями и наказаниями» в контексте интеракции (взаимодействия).

Авторы объясняют социальное взаимодействие в терминах «исходов» — вознаграждений и потерь каждого из участников взаимодействия. Они вводят стандарты, на основе которых личность оценивает свои исходы. Предлагают использовать матрицы для анализа взаимодействия двух человек.

Теория элементарного социального поведения Дж. Хомансапредставляет взаимодействие людей как обмен ценностями (знаки внимания, престижа).

Взаимодействие будет успешным, если «вклады» будут соответствовать вознаграждению. Автор также подчеркивает зависимость качества взаимодействия от соотношения «вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных подкреплений).

5. Психоаналитическое направлениев современной зарубежной социальной психологии является очень значимым. Андреевой Г. М. подчеркивается важность учета влияния психоанализа на данную область науки. В рамках психоаналитического направления в современной зарубежной социальной психологии рассматривается проблема исследования групповых процессов с позиции ключевых моментов классического психоанализа. Так, например, за основу взяты особенности функционирования «Я» и «Эго» личности (исходя из структуры личности – «Ид» (оно) – бессознательная область, инстинкты, удовлетворение потребностей; «Эго» (я) – сознательная область; «Супер-эго» (сверх-я) – запреты, нормы поведения, совесть).

Механизмы функционирования семьи положены в основу интерпретации межличностных отношений, в которых ключевой фигурой выступает лидер. Остальные члены группы могут как принимать лидера и отождествлять себя с ним, так и наоборот, испытывать враждебность по отношению к нему. Происходит отождествление позиции лидера с «Я». В рамках данного подхода нет различий между малой и большой группами.

В контексте психоаналитического направления можно обозначить динамическую теорию фкнкционирования группы В. Байона, теорию группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда, трехмерную теорию интерперсонального поведения В. Шутца, теория авторитарной личности Адорно.

Динамическая теория функционирования группы В. Байонаосновывается на изучении группы как макроварианта индивида, т. е. группе присущи основные параметры личности – потребности, цели, мотивы, рассматривающиеся в рамках психоаналитического направления. В. Байон выделяет уровни групповой жизни — выполнение задачи совместно всеми участниками группы и неосознанный вклад членов группы в групповую культуру. По мнению автора, между этими уровнями может возникнуть конфликт (коллективные защитные механизмы).

Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепардапостроена на осмыслении процессов, происходящих в Т-группах (группах тренинга человеческих отношений, состоящих из 7-15 человек).

Важными являются процессы изменений в таких группах на пути к достижению цели. Отношения «группа-лидер» являются первичными и детерминируют отношения «группа-группа». Возможными вариантами развития в Т-группах авторы видят недостижение конечной цели, задержку группы на стадии развития на неопределенное время или распад группы.

Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутцабазируется на идее о том,что социальная жизнь взрослого предопределена опытом из детства. Основные моменты теории В. Шутц изложил в следующих постулатах:

1. Наличие потребностей в контроле, в любви, включении в межличностных отношениях.

2. Опыт, полученный в детстве влияет на межличностные отношения взрослого.

3. Совместимость (совиестимые группы более эффективны в достижении цели).

4. Каждая группа в своем становлении проходит этапы включения, контроля, любви.

Теория авторитарной личности Т. Адорнораскрывается через выяснение корней предрассудка, точнее, личностных факторов, связанных с предрассудком. По мнению автора, авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате в нем развивается враждебность, которая не может прямо вылиться на фрустрирующий его объект — родителей, так как он боится их. По мнению авторов, боязнь собственных импульсов и потребность жестко их подавлять ведут к ригидной организации личности, к стереотипному мышлению. Таковы вкратце исходные предпосылки данного исследования. Можно сказать, что личностные характеристики могут оказывать влияние на характер социальных установок.

8. основные направления современной заруб СП — Стр 3

Основная информация взята из книги Зарубежная социальная психология ХХ столетия Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А.