1.Объект, предмет, задачи и функции педагогики

30

Лекция 1. Психология и педагогика как гуманитарные научные дисциплины.

Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их

взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главных составляющих образовательного процесса:

  1. цели обучения (для чего учить);
  2. содержания обучения (чему учить);
  3. форм и методов обучения (как учить).

Задачи педагогики:

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.

5 стр., 2053 слов

Преподавание и обучение две стороны образовательного процесса

... возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Проблемное обучение: организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности ... языке в 1657 г). Свою Дидактику основопо­ложник педагогики определял, как «универсальное искусство учить всех всему, или верный ... способ создавать.. такие ...

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени требуется наличие творческих способностей, и, следовательно, педагогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать способы решения этой задачи).

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).

Функции педагогики.

Функции педагогики обусловлены ее предметом и задачами.

  1. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:
  1. описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
  2. диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
  3. прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса).

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности и закономерностей педагогических явлений, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие практику образования.

2. Технологическая функция также реализуется на трех уровнях:

  1. проективном (разработка методических материалов, определяющих содержание и характер образования: учебные планы, программы, учебные пособия и методические рекомендации);
  2. преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
  3. рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция научно-практической деятельности).

2. Методология и методы педагогической науки

2.1. Уровни методологии педагогики.

Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной):

  1. философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом;
  2. общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин.
  3. конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследования, в конкретной специальной научной дисциплине;
  4. технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.

Философский уровень.

10 стр., 4621 слов

Вклад Е.А. Аркина в становление отечественного образования и ...

... русской истории. 2. Особенности образования и педагогической мысли в России в ... разрабатывал комплекс проблем дошкольной педагогики: физическое и умственное воспитание ... основ отечественной теории и практики физического воспитания детей ... человека, с другой -- только общественное воспитание в состоянии выявить, укрепить и целесообразно направить заложенные в ребенке силы. Оценка научно-педагогической ...

Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. Кратко обозначим те основные положения философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий.

1. Неотомизм. Основатель этого направления — известный сред-невековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Он утверждал, что, собирая эмпирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущность мира, а высшая истина постигается только путем приближения к Богу, только ≪сверхразумом≫. Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения и считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие ≪досознательного≫ стремления приблизиться к Богу.

2. Позитивизм и неопозитивизм. Большая часть представителей этого философского направления — крупные ученые-естественники. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов.

3. Прагматизм. Главное понятие — ≪опыт≫, а познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают, что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Основателем прагматической педагогики является американский ученый Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при обучении и др. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к процессу ≪самовыявления≫ данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей.

4. Диалектический материализм. Крупнейшие его представители К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Основные положения этого научного направления сводятся к следующему:

• материя первична, сознание вторично, оно возникает в результате развития материи и является его продуктом;

• явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаимозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;

• все предметы и явления находятся в движении, развитии и изменении.

Важным для этого подхода представляется необходимость рассматривать личность и деятельность в единстве.

5. Экзистенциализм. Основное понятие этого философского наблюдения — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта.

Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

12 стр., 5721 слов

Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека

... является изучение индивидных свойств как предпосылки развития личности. Предметом исследования - индивидные свойства как предпосылка развития личности, объект нашего исследования - индивидные ... особенности, нейродинамические свойства человека, функциональная асимметрия индивида. 1)Возрастно - половые свойства - возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида ...

Общенаучный уровень.

Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим.

Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Аксиологический подход — основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития.

Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:

• равноправие философских взглядов в рамках единой гумани-стической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

• равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским;

• экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики — это изучение отношения к человеку как к субъекту познания общения и творчества.

Конкретно-научный уровень

Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы.

1. Личностный подход— ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий.

2. Деятелъностиый подход — рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Уже вовремя обучения необходимо в меру возрастных особенностей вовлекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность детей.

3. Полисубъектный (диалогический) подход— ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в саморазвитии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми. Диалог с другим — то самое реальное поле взаимодействия, где эти потребности удовлетворяются.

Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики.

3 стр., 1162 слов

18. Развитие основных психологических подходов к исследованию и созданию рекламы

... подход. Коллективное бессознательное– хранилище наследственной памяти. Архетип Персоны– маска для взаимодействия с окружающими. Архетип Тени– все непринятое в личности, с ней надо встретиться. Варианты в рекламе: человек, ... который не очень хорошо выглядит, и как м стать красивым; враги человека (микробы) Архетип ...

4. Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности, социальную среду и направленность ее ценностных типологических особенностей.

5. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернационального, национального и индивидуального.

6. Антропологический подход — системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Технологический уровень

Этот уровень включает в себя методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала.

Различают: фундаментальные и прикладные педагогические исследования.

Фундаментальные исследования направлены на создание педагогических концепций и новых моделей развития образовательных систем, а прикладные исследования изучают элементы педагогических систем и содержат обоснование конкретных научно-практических рекомендаций.

3. Педагогика и современность

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.

Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Авторы различных концепций обучения и воспитания определяли структуру и содержание педагогического процесса, опираясь на ту или иную психологическую теорию личности. В центре изучения проблемы личности, как правило, находится поиск соотношения природных (биологических, генетических) и социальных факторов, влияющих на ее развитие и формирование.

Представители тех психологических направлений, которые подчеркивают ведущую роль биологических факторов, считают, что поведение человека детерминируется присущими ему природными потребностями, влечениями, инстинктами, которые, вступая в противоречие с требованиями общества, подавляются или замещаются.

Представители социологических подходов считают, что человек рождается как биологическое существо, но в процессе своей жизни постепенно социализируется под влиянием на него тех социальных групп, с которыми он общается.

Для современного этапа развития отечественной педагогики характерно рассмотрение личности как целостного явления, сложного, взаимообусловленного влияния природных и социальных факторов, по-разному проявляющихся в онтогенезе.

Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная пси-хическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. В первую очередь, это творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

5 стр., 2118 слов

Сегрегация и интеграция два пути развития современной специальной педагогики

... Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в ... с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти ... детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения ... общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; · активное участие в ...

В определении сущности развития и развития личности, в частности, также существуют различные подходы. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс-регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения (Л.И. Анциферова).

То есть развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят и количественные изменения, и качественные преобразования.

Движущими силами такого процесса развития выступают возникающие противоречия развития, которые разрешаются в ходе воспитания и обучения. К таким противоречиям, по мнению В.А. Крутецкого, относятся противоречия между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения, возросшими возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений ивидами деятельности, растущими социальными требованиями и наличным уровнем развития личности. Эти противоречия возникают в течение всего онтогенеза, но имеют специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Понимание развития тесно связано с такими понятиями, как социализация, воспитание и обучение.

Образование — это процесс и результат усвоения человеком сис-тематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов. Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.

Как социально обусловленная система, образование имеет следующие основные элементы в своей структуре: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся), учебный процесс как вид деятельности. Эти элементы, их состав и взаимодействие определяют построение педагогического процесса.

В широком социальном смысле воспитание включает в себя воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание — это целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности, взглядов и убеждений.

В современной науке используются различные подходы к классификации воспитания:

  • по содержанию (нравственное, трудовое, физическое и т.д.);
  • по институциональному принципу (семейное, дошкольное, школьное и т.п.);
  • по доминирующим принципами и стилю отношения воспитателя и воспитуемых (авторитарное, свободное, демократическое).

Психологический механизм воспитания можно представить следующим образом:

  • включение человека в систему отношений институтов воспитания; приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта;
  • интериоризация этого опыта, т.е.преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности; экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т.д.).

Итак, современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов — индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и условно социальных институтов воспитания. Между тем центральными фигурами в процессе воспитания остаются воспитатель и воспитуемый.

18 стр., 8951 слов

Программа Итоговой государственной аттестации по специальности ...

... воспитание, развитие. Основные источники: опыт народного воспитания, религия, искусство, литература. Задачи педагогики: изучение положительного и отрицательного опыта, моделирование ближайшего и отдаленного будущего развития человека, ... кафедрой. Билет по государственному экзамену «Педагогика и психология» включает в себя три вопроса: по педагогике, психологии и методике. Для подготовки ответов ...

4. История становления педагогической науки и практики

Любой прогресс общественного развития связан с передачей культурно-исторического опыта от поколения к поколению. Вполне естественно, что, делая открытия в познании мира (гуманитарные, технические, естественно-научные), люди стремились передать эти знания потомкам.

Но на более поздних этапах культурного развития, с появлением основ не только эмпирического, но и теоретического научного познания, великие мыслители стали обращаться к анализу путей эффективности процесса передачи накопленных знаний.

Так появились первые педагогические теории и практические модели обучения и воспитания.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению. Сократ был противником догматизма, считал, что все надо подвергать критическому анализу, т.е. думать и рассуждать, ничего не принимая на веру, во всем сомневаться.

Ученики Сократа, в первую очередь Платон и Ксенофонт, записали мысли своего великого учителя. Благодаря этим текстам мы получили представление о педагогических приемах Сократа.

Ближайшим учеником Сократа был Платон. Будучи философом, он внес большой вклад и в педагогику, написав множество сочинений в форме диалогов и основав в Афинах собственную школу. Эта школа получила название Платоновской академии и сыграла значительную роль в развитии античного идеализма, способствовала развитию математики и астрономии.

В основе педагогической теории Платона лежит идея о том, что восторг и познание — единое целое, и обучение должно быть связано с положительными эмоциями (само слово ≪школа≫ в переводе с греческого означает ≪досуг≫, а досуг всегда связан с чем-то приятным).

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, а затем и соратник Аристотель (III в. до н.э.).

Написав трактаты по философии, физике, биологии, этике, политике, истории, искусству, Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний.

Аристотель считал, что важнейшей задачей образования является воспитание интереса и любви к природе, потребности осмысливать отношения человека в ней. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что ≪из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков≫. В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не ... предлагает генетический подход к изучению того, как человек развивается, переходя от простейших хватательных функций к ... развития (потому что сам Вундт уже открыл все, что можно было открыть в данной теории). Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Другая программа психологии ...

Таким образом, можно утверждать, что основы педагогической теории и практики обучения были заложены уже в V—I вв. до н.э.

Многие положения великих мыслителей того времени находят свое место и в современных педагогических концепциях. Педагогика Средневековья (XIV—XVI вв.) характеризуется двумя основными признаками:

  • во-первых, не создавались отдельные самостоятельные педагогические теории, а использовались компоненты философских систем для построения реального образовательного процесса.
  • Во-вторых, педагогические воззрения находились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспитание развивались исключительно в пределах религиозной идеологии.

В эпоху перехода от Средневековья к Новому времени огромный вклад в развитие педагогики внес великий чешский гуманист, философ, историк, выдающийся общественный деятель Ян Амос Коменский (1592—1670).

С научными трудами этого ученого связывают возникновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания.

Дидактику он трактовал и как теорию обучения, и как теорию воспитания. Коменский создал целостную педагогическую систему, в основу которой заложил принцип непрерывности образования.

Дальнейшее развитие педагогической науки связано с трудами целого ряда просветителей и педагогов-демократов XVIII—XIX вв.

Один из них — французский философ-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778), который изложил свои педагогические воззрения в книге ≪Эмиль, или О воспитании≫ (1762).

Он предлагал рассматривать ребенка как активного участника собственного обучения и воспитания, особое внимание при этом обращал на нравственное воспитание. Руссо предлагал обращаться не столько к просвещенному разуму, сколько к религиозному чувству, живущему, по его мнению, в сердце как внутренний голос совести.

В дальнейшем идеи Руссо развивал швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827).

Он считал, что цель обучения в гармоническом развитии всех способностей человека и, следовательно, воспитание должно быть природосообразным, т.е. направленным на раскрытие присущих человеческой природе духовных и физических сил в соответствии со свойственным ребенку стремлением к деятельности.

Последователем Песталоцци стал немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866), который проводил большую работу по объединению учителей с целью обмена опытом, издавал педагогический журнал по обучению и воспитанию.

В тот же период (XVIII—XIX вв.) в России активно разрабатывались основы обучения и воспитания. Эти исследования связаны с именами А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого и др. Так, например, Лев Николаевич Толстой (1828—1910) считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания, призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в педагогике.

Но особое место среди просветителей и педагогов России XIX в. занимает Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870), который по праву считается основоположником отечественной научной педагогики.

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

... лишь в способе развития...». Это утверждение принадлежит исследователю, стоящему, в общем, скорее на биологической, нежели на социальной точке зрения в вопросах психологии и педагогики. Вот эта величайшая ... думает, что «инстинктивное, органическое влечение к свету», по словам Короленко, составляет основу психики слепого. Слепой, конечно, хочет видеть, но способность эта имеет для него не ...

На рубеже XIX и XX вв. в педагогике возникло как минимум два интересных явления —Вальдорфская педагогика и педология.

Валъдорфская педагогика —оригинальное направление образования и воспитания, созданное в Германии Рудольфом Штейнером (1861—925).

Вальдорфская педагогика реализует систему взглядов Штейнера на общество и человека в нем, названную им антропософией. Согласно Штейнеру, можно выделить три сферы жизни: духовно-культурную, экономическую и политико-правовую.

Вальдорфская педагогика придерживается демократических взглядов на отношения между учителем и учеником, отвергая внешнюю школьную дисциплину. Главная задача учителя —пробуждать у детей интерес к изучаемым предметам. Значительную часть программы составляет обучение искусствам: живописи, декламации, актерскому мастерству, музыке. Преподавание всех предметов осуществляется одним педагогом.

Педология —наука о ребенке, включающая данные анатомии и физиологии детства, педагогики и психологии. Педология возникла в США в конце XIX —начале XX в. Ее основателем был Стенли Холл (1846—924), известный как создатель психологической ≪теории рекапитуляции≫ —концепции развития ребенка, опирающейся на биогенетический закон: ≪развитие индивида повторяет развитие рода≫. Этапы психического развития ребенка, согласно взглядам Холла, соответствуют эпохам человеческой цивилизации.

Представители педологии считали наследственность основным и решающим фактором развития человека.

Психическое развитие ребенка в педологии рассматривалось прежде всего как развитие его способностей или интеллекта (умение быстро находить решение задачи и быстро приспосабливаться к требованиям среды).

Решающим показателем интеллектуальности для педологов являлась скорость развития заложенных в ребенке способностей, а в качестве основного метода изучения они использовали тесты, фиксирующие скорость мыслительных операций.

Наконец, XX в. характеризуется созданием большого количества как чисто педагогических теорий (например, теории обучения и воспитания В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и др.), так и появлением педагогических технологий, которые использовали в качестве методологической основы разработанные теории в рамках различных психологических и социологических школ и научных направлений.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—970) —отечественный педагог, который видел смысл педагогической деятельности в воспитании во имя счастья ребенка. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникать в сущность педагогического явления.

Антон Семенович Макаренко (1888—939) —отечественный педагог, который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, на практике осуществил соединение обучения с производительным трудом учащихся. Создавая теорию детского коллектива, Макаренко особое внимание уделял индивидуализации воспитания и придавал большое значение формированию педагогического коллектива, считая, что если воспитатели не объединены в коллектив, который не имеет единого плана работы, единого тона и подхода к ребенку, то не может быть речи ни о каком воспитательном процессе.

5. Связь педагогики с другими науками

Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача точно и ясно установить, как должно быть организовано воспитательное воздействие на личность, какие оно может принимать формы, какими пользоваться приемами и куда быть направлено.

Другая задача заключается в том, чтобы уяснить, каким законам подчиняется самое развитие человеческого организма. В зависимости от этого педагогика охватывает несколько отдельных областей знания.

С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл наук биологических, т.е. естественных. С другой поскольку всякое воспитание ставит себе известные идеалы, цели или нормы, постольку оно должно иметь дело с философскими или нормативными науками. Отсюда возникает постоянный спор в педагогике относительно философской и биологической сторон этой науки.

Будучи вполне своеобразной эмпирической наукой, педагогика опирается на вспомогательные науки —на социальную этику, которая указывает общие цели и задачи воспитания, и на психологию с физиологией, которые указывают средства для решения этих задач.

Рассмотрим наиболее традиционные связи педагогики с другими науками:

Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущностью философского, мировоззренческого осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются педагоги-исследователи, зависит направление педагогического поиска, определение целевых и технологических подходов к моделированию образовательного процесса.

Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педагогика не может не учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, которые изучает психология.

Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концепции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свойствами и возможностями, изучаемыми в психологии.

Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагогики —проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологические исследования, изучающие индивидуальное развитие человека.

Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих врожденные или приобретенные отклонения в развитии.

Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием образования, выявлением основных тенденций развития социальных групп, закономерностей социализации личности.

Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением государственной идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания.

  1. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками

Психология —(psyche —душа, и logos —наука) —одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в Древней Греции, на рубеже VII—I вв. до н.э., когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности ее развития и функционирования.

Психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми различными областями науки и культуры. С момента своего возникновения она была ориентирована на философию, фактически являясь на протяжении нескольких столетий одним из разделов этой науки. В античности уровень развития философских знаний главным образом и влиял на психологию и проблемы, которые перед ней возникали.

Так, в III в. до н.э произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем и в психологии, возникновению вопросов о природе отличий психики человека, содержании его души.

Связь психологии с философией была на протяжении веков тесной, хотя и не всегда стабильной; так, в начале XIX в. наблюдалось некоторое ее ослабление, но уже к середине XX в. она вновь укрепляется.

Многое связывает психологию и с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией.

В дальнейшем влияние математики на психологию несколько ослабевает, однако в Новое время ученые снова подчеркивали ее значение для психологии, а Лейбниц даже стремился раскрыть первоэлементы психики, ≪монады≫, на которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.

Так, Гиппократ и Аристотель одними из первых связали психологию с естествознанием. В дальнейшем, в период эллинизма, эта связь была упрочнена в работах Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн Сина, Ибналь-Хайсам), которые являлись не только философами и психологами, но и врачами.

В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась.

Работы Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии —психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии.

Таким образом, с середины XIX в. психология в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.

Точно так же связь психологии с педагогикой, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.

Основные принципы психологической науки.

Выделяют три важнейших методологических принципа психологии:

  • принцип детерминизма,
  • принцип системности и
  • принцип развития.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.

Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что существует. всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом.

Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механическом объяснении поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса.

Но еще большее влияние оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. Исходя из этой теории, развитие психики определяется стремлением к адаптации к среде, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет.

Последний вид детерминизма, который может быть назван психологическим, отталкивается от того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Психологический детерминизм исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности.

Психологический детерминизм также предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.

Принцип системности, представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики.

Принцип развития, который говорит о том, что психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.

Так, американский психолог С. Холл предположил, что это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

7. Методы психологии

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Большое распространение получили также анкеты, тесты и анализ продуктов творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) —один из первых психологических методов, причем в течение длительного периода времени этот метод оставался единственным способом исследования душевной жизни.

Наиболее объективным методом психологии является эксперимент, различают: лабораторный и естественный виды эксперимента, отличающиеся друг от друга, как явствует из их названия, прежде всего наличием (или отсутствием) специальных приборов.

Большое распространение имеют лонгитюдные и ≪срезовые≫ исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда имеется возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени. Например, можно исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра, изучая одну и ту же группу на протяжении пяти, а то и двадцати лет.

Срезовый же эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучить динамику становления определенной функции, взяв разные группы людей разного возраста (5, 6, 7 лет и т.д.).

Все перечисленные выше виды эксперимента относятся к констатирующим, так как они показывают, констатируют наличие или отсутствие какого-то параметра и его развитие. Применяется в психологии и формирующий эксперимент при анализе, выявляющем фактор, оказывающий наиболее важное, эффективное воздействие на становление того или иного психического процесса или психологического качества. При этом испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Применяются открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формулируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым персонально, а потому не дает возможности получить большое количество информации так же быстро, как при использовании анкет.

Поэтому интервью можно применять не только как самостоятельный способ исследования, но и как вспомогательный при составлении анкеты.

На рубеже XIX—X вв. в психологии появился новый метод — тест, быстро завоевавший популярность и распространившийся на разные области исследования психики.

Этот метод был разработан английским ученым Ф. Гальтоном. Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в его лаборатории. Использование тестов сочеталось со статистическим подходом —применением серии тестов к большому числу индивидов.

  1. Исторические предпосылки развития психологической науки

Основные этапы.

Для того чтобы полнее описать современное состояние психологии, необходимо, хотя бы кратко, остановиться на характеристике тех этапов, которые она прошла в своем развитии.

Первый этап —донаучный —примерно до VII—I вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций.

В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Второй, научный этап начинается на рубеже VII—I вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность —до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

Появление третьего этапа, т.е. выделение психологии в самостоятельную науку, связывают со школой В. Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук —как науки и гуманитарной, и естественной одновременно, изучающей и внутренние, и внешние (поведенческие) проявления психики.

Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета преподавания в университетах уже в конце XVIII —начале XIX в. Таким образом, представляется более точным говорить о появлении самостоятельной психологии именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии, и переходе ее на ч е т в е р т ы й этап развития.

В течение длительного времени предметом психологической науки понималось разное содержание.

В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием ≪архе≫ —первооснова мира, основной кирпичик, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

В эпоху Средневековья душа стала предметом прежде всего богословия, что существенно сужало возможности ее научного изучения. Поэтому, хотя формально в то время предмет психологической науки и не изменялся, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще не было возможности полностью отрешиться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании нашего сознания и путях формирования этого содержания. Это давало возможность для психологии отделить свой предмет от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. фактическим предметом психологии стало изучение познавательных процессов, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие, не вошли в этот предмет

Это также давало ей возможность выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета философии. В то же время такой подход начинал и препятствовать психологии в ее развитии, и поэтому уже к середине XIX в. был пересмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, по словам Сеченова, ≪из поля сознания в поле поведения≫.

Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы. Важным моментом этого этапа является то, что стремление стать объективной наукой не привело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х гг. XIX в. ведущей остается интроспекция.

8. История развития психологической науки

Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой.

Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою психологию В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в.

Это привело ученых к поиску и нового предмета, и новых методов исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология.

Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название ≪период методологического кризиса≫.

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 1910—920-х гг. психология разделилась на несколько направлений (пятый этап развития), в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой.

Так в психологии появляются:

  • глубинная психология,
  • бихевиоризм,
  • гештальтпсихология,
  • марксистская психология,
  • а также такие школы, как французская социологическая или понимающая психология.

Со второй половиной XX в. связывают шестой этап развития психологии, когда появляются новые школы и направления —гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е гг. Это последняя, появившаяся в XX в. психологическая школа.

Таким образом, можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный (седьмой) этап своего развития, для которого характерно уже не дробление и появление все новых школ, но тенденция к объединению.

9. Развитие психики в филогенезе

В предыдущей главе уже говорилось о том, что теория эволюции Дарвина оказала существенное влияние на психологию. В частности, это проявилось в идее о том, что психика не появляется сразу в готовом виде, но постепенно развивается, минуя несколько стадий, постоянно совершенствуясь и обеспечивая все более полное и адекватное приспособление организма к изменяющейся среде.

Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Субъективно этим критерием является наличие чувствительности, т.е.ощущения.

Исходя из особенностей поведения индивида, необходимо разделить раздражимость и чувствительность.

Раздражимость —это реакция любого живого существа (и обладающего психикой, и не обладающего ею) на жизненно важный стимул. Так, простейшие инфузории плывут в сторону света, который является для них источником жизни, растения раскрываются навстречу солнцу и т.д.

Чувствительность —это способность к ощущениям, и она существует только у тех организмов, которые обладают психикой.

Разнообразные эксперименты показали, что разница в том, что психические существа могут искать важные для них стимулы, т.е. реагировать не только на пищу или опасность, но и на сигналы о них. Этот вид реакций недоступен для не психической жизни. Так, лягушка прыгает в сторону мухи, являющейся пищей. Эта реакция еще не говорит нам о том, обладает лягушка психикой или

нет. Однако ее движение в сторону движущейся бумажки, или ко-

лышущейся веточки уже показывает наличие ощущений, т.е. сигналов о движении объектов, которые могут оказаться пищей.

Таким образом, объективным критерием, отделяющим психическую жизнь от допсихической, является реакция на абиотический стимул —на сигнал о биотическом, жизненно важном стимуле.

Появление ощущения свидетельствует о том, что данное существо находится на первом этапе развития психики, получившем название сенсорного (сенсорика —ощущения).

На этом этапе находятся простейшие —амебы, инфузории, черви, рыбы, насекомые.

У большинства из них поведение достаточно простое (кроме насекомых, поведение которых достигает значительной сложности за счет врожденных инстинктов), а психическая жизнь ограничивается только ощущениями, т.е. отражением отдельных качеств или свойств предметов.

На втором этапе, получившем название перцептивного (перцепция —восприятие), поведение значительно усложняется. Расширяются и сфера психического —кроме ощущения, развивается восприятие, т.е. способность к отражению целостного образа предмета.

Поэтому живые существа могут отражать образы предметов и ситуаций, хорошо ориентироваться в сложных условиях, находить пищу и прятаться от опасности. Большинство животных находится именно на этом этапе развития психики.

Усложнение их поведения происходит и за счет появления навыков, способности к обучению. Навыки формируются благодаря тому, что на этом этапе появляется, кроме восприятия, еще и память, прежде всего память на движения (моторная).

Животные сохраняют и наиболее значимые эмоциональные переживания, что помогает им регулировать свое поведение.

Млекопитающие, находящиеся на т р е т ь е м этапе развития психики, обладают не только ощущениями, восприятием, памятью, но и мышлением. Поэтому этот этап и получил название этапа интеллекта. Возникающее здесь мышление —наглядно-действенное, связанное с необходимостью манипуляции с предметами. Благодаря этому у животных складывается простейшая схема ситуации, в которой отражаются не только предметы, но и связи и отношения между ними. Поэтому высшие животные могут выстраивать сложные системы поведения, решать простейшие задачи.

Появление осознания связано с переходом на следующий, четвертый этап развития психики, который возникает только у человека. Появление сознания существенно изменяет структуру психики и деятельности, взаимоотношения человека с окружающим миром. Изменяются и закономерности, определяющие развитие психики.

Законы формирования психики у животных остаются всегда биологическими, связанными только с необходимостью адаптации к среде. Поэтому изменение среды, приводящее к необходимости усложнить поведение (например, начать искать пищу, жить группами и т.д.),приводит и к необходимости усложнения психики (отражения сигналов, избирательного эмоционального отношения к сородичам и т.д.).

При этом развитие поведения несколько опережает развитие психики, задавая ей новые цели. При всей сложности групповой жизни животных их существование зависит, прежде всего, от собственной силы, ловкости, умения скрыться от опасности и найти еду. От этого же зависит и их положение в стае. Поэтому развитие деятельности и, следовательно, развитие психики, определяется биологическими факторами, обеспечивающими наилучшую адаптацию.

На формирование же психики человека влияют и другие факторы —культурные, которые играют не менее, а иногда и более важную роль в его оптимальной адаптации к социальной среде, определяют его положение в группе, даже его физическое и материальное благополучие. Поэтому развитие психики человека определяется не только биологическими, но социокультурными факторами.

Изменяется и характер деятельности, которая направлена теперь на производство новых предметов и орудий. Эта. новая, трудовая деятельность и является причиной формирования сознания, появление которого знаменует переход к последнему, четвертому этапу развития психики —этапу сознания.