Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 1

«Всякая хорошая психология начинается с … детской психологии» — так П.Я. Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях. Верно ли это? Почему так происходит?

Попробуйте подтвердить это на примере любой интересной для вас концепции. Какие общепсихологические закономерности были выведены из эмпирического материала детской психологии?

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 2

Вспомните и опишите метод, с помощью которого можно:

выяснить профессиональные способности старшеклассника;

  • без специального опроса измерить сплоченность группы;
  • определить роль личности в группе;
  • выяснить, является ли человек ответственным.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 3

От каких условий деятельности зависят изменения в психи­ке детей в описанных исследованиях?

В одной из школ в трех экспериментальных классах уча­щиеся наряду с обычными задачами часто решали специально подобранные нестандартные задачи по алгебре. В контрольном классе таких задач не решали. Затем учащимся всех четырех классов было дано общее задание — решить несколько алгеб­раических задач, требующих догадки. Учащиеся эксперимен­тальных классов решили задачи лучше, чем учащиеся конт­рольного класса. Когда этим же школьникам были предложены нестандартные геометрические задачи, лучше с ними справи­лись опять-таки учащиеся экспериментальных классов, хотя они тренировались, в решении только алгебраических нестан­дартных задач. (По И. М. Розеру)

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 4

Попробуйте предположить, какие особенности и акцентуации характеров способствовали бы выбору и осуществлению названных ниже видов деятельности. (не менее 5)

18 стр., 8951 слов

Программа Итоговой государственной аттестации по специальности ...

... Т.И. Желткова, кандидат педагогических наук, доцент Пояснительная записка Программа государственного экзамена по специальности «Педагогика и психология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, типовой Программой, рекомендованной ...

учитель математики, хирург, драматический артист, слесарь в домоуправлении, художник-абстракционист, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, приемщик стеклотары, парикмахер, часовщик, водитель трамвая, проститутка, шоумен, портниха, фельдшер «скорой помощи», вор-карманник, философ, тренер по каратэ, клоун, ювелир, преподаватель музыки, карточный шулер, лесничий, спасатель на лодочной станции, следователь, садовод, дизайнер.

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 5

Воспользуйтесь идеями и терминологией Э. Кречмера и определите характер следующих литературных персонажей. (не менее 5)

Фальстаф, Санчо Панса, Гаргантюа, мистер Пиквик, Карлсон, дон Кихот, Баба-яга, Винни-Пух, Пятачок, Маугли, Фантомас, Тарзан, Квазимодо, Карабас-Барабас, Дуремар, Шариков, Воланд.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 6

В приведенных характеристиках выделите волевые, интеллектуальные и эмоциональные черты характера. Укажите, по каким признакам можно это установить?

А. Людмила И., 18 лет. Восторженная, любящая музыку, поэзию, природу. Отношение ко всему окружающему небезраз­личное. Она борется за отличную успеваемость, но, по ее соб­ственным словам, «слишком переживает успехи и неуспехи». Эти свойства характера в особенности проявляются в ее отно­шении к людям. Она не всегда беспристрастно оценивает их. Обидчива, всегда насторожена и вместе с тем исключительно чутка и добра. Очень инициативная девушка, решительная, нередко импульсивная. Яркая, «романтичная натура», «открытая душа», доверчивая и непосредственная. Прекрасная общественница. Лучше всего чувствует себя в работе. (по Н.Д. Левитову.)

Б. Виктор С, 18 лет. Характеризуется своей яркой общест­венно-политической направленностью. Мечтает о военной служ­бе. Много и настойчиво работает, особенно интересуется исто­рией. Во всякую работу вносит планомерность, точность, акку­ратность, В борьбе за успеваемость, а также с ошибками неко­торых товарищей проявляет большую твердость. Виктор — хо­роший комсомолец, глубоко принципиальный и требовательный к себе, настойчивый, упорный. (по Н.Д. Левитову.)

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 8

Ответьте на «шуточные» вопросы психологии восприятия.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... шкал, и диагностирует две базовые стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). ... три основных стиля совладания: стиль, ориентированный на решение задачи, проблемы (проблемно-ориентированный стиль, или копинг), эмоционально-ориентированный стиль и стиль, ориентированный на ...

  1. Что лучше для восприятия — кататься на саночках или саночки возить?
  2. Почему в аэропорту, когда вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» — и самые нужные слова расслышать не удается?
  3. Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?
  4. Почему русские петухи кричат «кукареку», а английские — «кок’ э’дудл’ду»?
  5. Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 7

Прокомментируйте приведенные ниже высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, правильны, какие ошибочны, какие спорны и почему?

1. Способности — это врожденные психические качества личности, проявляющиеся в таланте, умственной одаренности.

2. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от рождения, а формируются в деятельности на основе имеющихся природных задатков.

3. Способности — это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.

4. Каждый человек в потенции гений, но только в какой-то одной области науки или искусства. Важно лишь найти себя в ней, а этому может помочь только случай.

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 9

1. Какое общее явление памяти обнаруживается в следующих примерах? Как оно называется?

2. От какого условия оно зависит в каждом описанном слу­чае?

A. Ученик много раз подряд повторял стихотворение, кото­рое ему поручили выучить к празднику, и никак не мог прочесть его без запинки. Решив, что с этой задачей ему не справиться, он лег спать. Утром, вспомнив о выступлении, он попытался воспроизвести стихотворение и повторил его без ошибки с пер­вого раза.

Б. Когда дошкольникам читают страшную сказку и просят тут же пересказать ее, дети не в состоянии точно воспроизвести все события, о которых только что слышали. Однако через неко­торое время они могут почти дословно пересказать эту сказку.

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

23 стр., 11430 слов

Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)

... содержания образования в современной ситуации. 9. Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика педагогического процесса. Его личностный характер. 10. Проблемно-развивающее обучение как ... базу для своего дальнейшего развития. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с психологией, которая вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, ...

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 12

Студенты, работая с учебным материалом, часто составляют его конспект. Почему этот прием способствует лучшему запоминанию материала?

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 11

Ответьте на сакраментальные вопросы о памяти, достаточно часто встающие перед каждым. Объясните механизмы описанных фактов.

1. Как получается, что слова (названия, имена, даты и т.д.), которые мы не можем вспомнить в нужный момент, выскакивают откуда-то значительно позже?

2. Является ли память, подобно красоте, природным даром?

3. Почему иногда мы запоминаем незначительные детали, но забываем самое существенное?

4. Почему, когда мы хотим что-то выкинуть из памяти, оно упорно в ней остается?

5. Есть ли гарантия, что хорошая память с возрастом не превратится в плохую?

6. Почему иногда какое-то слово «вертится на языке», но не вспоминается?

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 10

Укажите, какие приемы создания образов (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) были использованы в следующих случаях (прокомментируйте не менее 3).

По каким признакам это можно установить?

Русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, Гулливер, Колобок, ковер — самолет, Дон Хуан, Буратино, волшебная лампа Алладина, шапка – невидимка, баба-Яга, русская береза, Плюшкин, скатерть – самобранка, воздушный шар, дядя Стёпа, волшебная палочка, Соловей-разбойник, скульптура «Рабочий и колхозница», карикатура на буржуя, портрет А. С. Пушкина, подводная лодка, Печорин.

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 14

Считается, что потребности определенным образом взаимосвязаны и соподчинены. Раскройте, каким образом, депривация одной из потребностей может привести к деформации поведения человека?

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 13

Как называются описанные ниже реакции?

Испытуемые получили досадные, неприятные записки, напи­санные будто бы их товарищами. После этого в поведении ис­пытуемых можно было наблюдать раздражительность, озлоб­ленность, острые агрессивные реакции.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

2 стр., 871 слов

Итоговый экзамен Общая психология

... эмоциональные явления. Феномены, сенсорная очевидность познавательных феноменов. Основные проблемы психологии познания. Основные теоретические подходы к изучению познания. Сущность процесса ... и наблюдательность. Формирование наблюдательности. Развитие наблюдательности и перестройка восприятия. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности. Основные функции, процессы, содержания ...

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 15

Ниже приведены разные способы осмысления «Я». Прокомментируйте их с точки зрения возможной поведенческой реализации.

1. Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. (Г. Гейне)

2. Я ничто. Этот малый промежуток не способен отделить меня от небытия, куда мне надлежит идти. Я пришел лишь затем, чтобы составить множество; больше нечего было сделать из меня. (Епископ Боссюэ)

3. Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно, слышит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему — слабая и отдаленная. (Торо)

4. Все мы жертвы… Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов. (Г.Л. Дитрих)

5. Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего «Я» еще не родилась. При каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново. (З. Фрейд)

6. Я так бессмысленно чудесен, что смысл склонился предо мной! (И. Северянин)

7. Бог есть неограниченное Всё, человек есть только ограниченное проявление Бога. Или лучше так: Бог есть то неограниченное Всё, чего человек сознает себя ограниченной частью. (Л.Н. Толстой)

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 16

Объясните описанный в приведенном фрагменте факт. Верно ли, что молчаливый продавец будет менее успешен, чем говорливый, в профессиональной деятельности? Где еще, в каких сферах профессиональной деятельности важен индивидуальный ритм диалога?

Американский антрополог Элиот Чаппл в 1936 г. установил, что диалог — процесс ритмический, а соотношение речи и молчания — устойчивая индивидуальная характеристика каждого человека. Однажды Э. Чаппл выявил ритмы диалога, свойственные 154-м продавцам большого универмага. С каждым продавцом около часа говорил один и тот же экспериментатор. Он пользовался разработанной Чапплом методикой стандартного интервью, так что все продавцы были поставлены в ходе разговора в одинаковые условия. Поэтому-то полученные данные о ритме диалога каждого интервьюируемого сопоставимы между собой. Когда все продавцы в соответствии с их уровнем инициативности в диалоге были разбиты на 3 группы, то оказалось, что в первую группу — с наибольшим преобладанием речи над молчанием — вошли все лучшие (по экономическим показателям) продавцы. (по А.Е. Войскунскому)

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 17

23 стр., 11151 слов

Наименование дисциплины: психология и педагогика для специальностей: ОРМ

... +1) философия и социология +2) политология +3) медицинские науки +4) педагогическая психология +5) частные методики 52. К закономерностям обучения относятся: +1) воздействие обучающего к ... приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. ОТВЕТ: Тревожность 30.К субъектам педагогической деятельности относятся: +1) общество +2) группа ...

Охарактеризуйте, какие приемы позволят Вам справиться с различными видами стресса: экзаменационный, информационный, эмоциональный, физиологический.

Объясните, каков механизм каждого выбранного Вами приема?

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 18

Проанализируйте приведенные ниже ситуации, предложите варианты реагирования на них фрустрируемой и устойчивой к фрустрации личностей.

1. На экзамене студент-отличник В. Знайкин, увлекающийся предметом, хорошо готовый к экзамену, вытянувший «счастливый» для себя билет, неожиданно для самого себя получает тройку.

2. Фима Собак, 45 лет, надевшая в первый раз новое модное пальто, при попытке перейти улицу была обрызгана с ног до головы грязью из-под колес проезжавшего «мерседеса», из окошка которого выглянул «новый русский» Вован, 22 лет, и сказал: «Извини, мамаша, сама под колеса полезла…» .

3. Семилетнему М. Плохишу подарили новый барабан, на котором он играет целый день. «Не шуми, — говорит ему отец, — у бабушки болит голова, она хочет вздремнуть».

4. Жених П. Робкий впервые в гостях в доме родителей своей невесты. Волнуясь и стараясь проявить себя с лучшей стороны, он нечаянно сбрасывает с подставки и разбивает вдребезги старинную китайскую вазу — гордость будущей тещи.

5. На диком Западе ковбоям ранчо «Смит унд Вессон» полгода не платят зарплату. Наконец-то приходит весть, что завтра деньги прибывают. Возбужденные ковбои с утра выстраиваются в очередь у кассы, и здесь узнают, что фургон с деньгами ограблен неизвестными индейцами.

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 19

Проанализируйте приведенные ниже примеры и ответьте, связаны ли между собой потребность в любви и привязанности с тревожностью.

1. Встречаются женщины, которые чувствуют себя несчастными и полны тревоги, если рядом нет мужчины; они будут заводить любовную связь, вскоре разрывать ее, опять чувствовать себя несчастными и полными тревоги, начинать другую любовную связь и так далее. То, что это не является подлинным стремлением к связи с мужчинами, видно по тому, что данные связи являются конфликтными и не приносят удовлетворения. Обычно эти женщины останавливаются на первом попавшемся мужчине, для них важно само его присутствие, а не любовная связь. Как правило, они не получают в таких отношениях и физического удовлетворения.

2. Девушка, прошедшая через несколько любовных историй, каждая из которых заканчивалась ее полнейшей зависимостью от очередного партнера, выработала независимое отношение ко всем мужчинам, стремясь лишь к удержанию своей власти над ними, не испытывая никаких чувств. (К. Хорни)

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

5 стр., 2377 слов

Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной ...

... к педагогической деятельности в условиях внедрения нового подхода к проведению государственной итоговой аттестации выпускников. Администрация школы призвана ознакомить, а методические структуры – ... и педагогического коллектива по подготовке образовательного учреждения к проведению единого государственного экзамена. Эта организационная структура – внутришкольный центр по подготовке образовательного ...

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 20

Больной не хочет оперироваться у одного хирурга (женщины средних лет), а хочет у другого (любого мужчины – хирурга).

К какому типу психологических явлений относится данная реакция больного? Как бы вы построили беседу с больным в случае, если его желание удовлетворить не представлялось бы возможным?

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 21

В двух группах 6-летних детей изучали закономерности непосредственного запоминания. Для этой цели были подготовлены таблички с картинками животных, птиц, рыб. На каждой картинке стояла в левом верхнем углу цифра от 1 до 10.

Первую группу детей просили разложить картинки на кучки по принципу “что к чему подходит”. Задача на классификацию.

Вторую группу просили разложить эти карточки по принципу возрастания цифр от 1 до 10.

После того как задание было выполнено обеими группами, первую группу просили вспомнить, что еще было на карточках кроме картинок, а вторую попросили вспомнить, какие картинки были на этих карточках. С этим заданием группы не справились.

Вопрос: объясните, чем вызваны затруднения. Какая закономерность непосредственного запоминания нашла здесь свое подтверждение?

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 22

Определите, какие виды научения, и какие особенности процесса научения имеют место в данных случаях?

А) Человек более успешно осваивает заданное действие с некоторым предметом, если прежде ему приходилось видеть этот предмет, манипулировать им.

Результатом, какого вида научения является это “облегчение” усвоения?

Б) Известно, что для развития ребенка (в том числе интеллектуального) большое значение имеет так называемая “обогащенная среда” – большое количество разнообразных предметов, игрушек, которые можно исследовать, разбирать, с которыми можно экспериментировать. Ребенок, росший в обогащенной среде, впоследствии быстрее обучается.

Какие факторы, с точки зрения теории научения, играют здесь свою роль?

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 23

Из перечисленных ниже ролей психолога-консультанта выделите те, которые наиболее часто актуализируются в современной практике профессиональным и непрофессиональным психологом. Какие из ролей, на ваш взгляд, более эффективны, чем другие, и почему?

Терпеливый слушатель; “жилетка”, в которую можно поплакаться; умный аналитик; суггестолог; знаток психологических закономерностей; духовный наставник; собеседник; “врачеватель души”; советник; “второе Я” клиента; умелый фальсификатор для тех, кто пришел в уныние; посредник; ”третейский судья”.

7 стр., 3410 слов

Актуальные проблемы общей психологии, истории психологии, психологии ...

... 15. Противоречия в самоотношении личности как фактор проблемной нагруженности. 16. Психолого-акмеологические аспекты смысла жизни ... нормативных кризисов мужчин и женщин. Проблемы исследования психологии труда, психологического обеспечения деятельности, развития организации и ... 34. Социально-психологические особенности развития детей в ситуации семейной де-привации. 35. Особенности развития ...

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 24

Определите по приведенным высказываниям задачу взаимодействия с психологом, которую ставят клиенты. Смоделируйте реакцию психолога (как если бы этот клиент пришел к Вам).

  1. Дайте мне, пожалуйста, какие-нибудь тесты – хочу жену проверить.
  2. Я боюсь, что мой ребенок не совсем нормальный.
  3. Я бы хотел, чтобы вы объяснили моей жене ее ошибки в воспитании ребенка.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 25

Определите по приведенным высказываниям задачу взаимодействия с психологом, которую ставят клиенты. Смоделируйте реакцию психолога (как если бы этот клиент пришел к Вам).

  1. Не знаю, сумеете ли вы мне помочь, но для меня вы — последняя надежда.
  2. Я же им добра желала, не поверите, все для них.
  3. Никому, пожалуйста, не говорите, что я у вас была, так стыдно, что сама не могу со своим ребенком справиться …
  4. Я хочу чтобы вы объяснили моей дочери, что она неправильно воспитывает своих детей.

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 26

Определите по приведенным высказываниям задачу взаимодействия с психологом, которую ставят клиенты. Смоделируйте реакцию психолога (как если бы этот клиент пришел к Вам).

  1. У меня ничего не получается, я чувствую себя не таким, как все.
  2. Если бы вы мне сказали, что я все делаю правильно, я была бы счастливым человеком.
  3. Скажите, что мне делать, чтобы мой муж, который ушел от меня вчера, вернулся.
  4. Я хочу, чтобы Вы сделали меня счастливым.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 27

Поясните, верно ли, что конформизму более других подвержены:

а) очень дисциплинированные люди;

б) люди с высоким интеллектом;

11 стр., 5266 слов

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

... вопросы по основным учебным дисциплинам специальности. Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена Государственный экзамен по специальности проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена после завершения полного курса ... - умение применять теоретические знания для анализа конкретных экономических ситуаций и решения прикладных проблем; - общий (культурный) и специальный ...

в) люди устойчивые к стрессу;

г) лица с низким групповым статусом;

д) эмоционально-зависимые люди;

е) дети;

ж) агрессивно настроенные люди;

з) физически непривлекательные люди.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 28

Согласны ли вы с приведенным мнением? Приведите примеры, иллюстрирующие каждый из факторов.

Чрезмерная плотность населения чаще всего усиливает у людей:

а) чувство одиночества;

б) чувство «анонимности»;

в) чувство агрессии;

г) раздражительность;

д) уход в себя;

е) чувство взаимопомощи;

ж) понижение работоспособности;

з) чувства соматического нездоровья;

и) усталость, слабость.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 29

Выберите из перечисленного списка то, что, на ваш взгляд, делает группу группой.

Доверие, территориальность, взаимная симпатия, принятие, завершенность, внутригрупповой конфликт, власть лидера, интимность, чувство «Мы», жажда безопасности, комплекс неполноценности, эмпатия, общая цель, общение, совместная деятельность, групповое мышление, социальная перцепция, избегание одиночества, зависимость, общее помещение, эмоциональный дискомфорт, страх, фрустрация, взаимодействие, общая мотивация, переживание принадлежности к группе, тенденция к подчинению, идентификация, унификация, общие нравственные ценности.

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 30

Объясните приведенный факт. Почему А. Бине так и не запомнил молитвы?

Французский психолог А. Бине был не верующим в Бога человеком, а его жена, наоборот, была очень религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений Бине все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 31

Прокомментируйте следующие суждения. Выберите наиболее правильные суждения, выбор аргументируйте.

  1. Личность формируется в деятельности.
  2. Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними стимулами.
  3. Деятельность обусловлена только сознанием человека.
  4. Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы.
  5. Деятельность является решающим фактором формирования и развития активности личности.
  6. Деятельность – исторически отработанная система воспроизводства предметного мира, природы человека и человеческих отношений.

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 32

Проанализируйте описанную ниже ситуацию. Завершите предложения, составляющие психологическое заключение по результатам анализа ситуации.

Значительная часть ребят в классе не могут решить задачу  даже при всех подсказках учителя. Они испытывают  трудности при усвоении инструкции. Поисково-исследовательская активность этих ребят не отделена от исполнительской и носит характер сравнивания предметов по их  внешним признакам. Исполнительская активность сводилась к бесцельным манипуляциям с раздаточным материалом или (в лучшем случае) их действия ограничиваются воспроизведением внешней схемы, показанных учителем действий. Оперирование  объектами не определяется устойчивой целью. Не учитываются результаты совершаемых преобразований. Решение задач становится возможным только в процессе развернутого диалога педагога с учеником, когда функции планирования первый брал на себя.

Анализ ситуации показывает, что  у ребят:

·    отсутствует способность самостоятельно … результат определенных действий;

·    слабо выражено наличие … для преодоления трудностей;

·    отсутствует способность самостоятельно вычленять …, делать …, связывать …;

·    не сформирован внутренний …;

·    низок уровень развития … мышления и навыков …;

·    отсутствует оперирование … понятиями;

·    не хватает сил работать в  …  со всем классом;

·    присутствует ….  в познавательной деятельности.

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 33

Определите и обозначьте реплики психолога, препятствующие установлению психологического контакта и профессионального взаимодействия. Обоснуйте свое решение.

  1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.
  2. Вспомните, пожалуйста, разве это было впервые?
  3. Похоже, что Вы плохо ориентируетесь в конкретных фактах.
  4. Вам что, трудно вспомнить то, что было вчера?
  5. Да, я это и сама увидела, не надо лишних слов, дальше…
  6. Расскажите о нем подробнее…
  7. Кто для Вас этот человек?
  8. Было бы неплохо начать все заново…
  9. Вы не верите мне?
  10. Не вижу ничего необычного в ваших словах.
  11. Да, это уже давно было известно Фрейду…
  12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу.
  13. Расскажите, пожалуйста, подробнее об учительнице вашего сына.
  14. Я слушаю Вас.

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 34

Из предложенных вариантов для объяснения выберите наиболее точную характеристику для объяснения проблемной ситуации, психологических механизмов, явлений, закономерностей, о которых говорится в высказываниях. (не менее 3 вариантов)

1. «Он совсем не интересуется мальчишескими делами, у него нет друзей среди мальчиков, он все время проводит с девочками, даже шьет с ними» (о мальчике 9 лет).

Варианты понятий для объяснения: индивидуальные особенности; возрастные особенности; идеал человека; неполноценность; идентификация.

2. «Она невозможный ребенок. Никого не слушается» (о девочке 6 лет).

Варианты понятий для объяснения: акцентуация характера; темперамент; уровень умственного развития; психопатология.

3. «Он крадет и раздает украденное в классе» (о мальчике 8 лет).

Варианты понятий для объяснения: комплекс неполноценности; психологическая дистанция; инфантилизм; половое поведение; структура детской группы; защитный механизм личности.

4. «Он вообще не может говорить на уроке. Встает и мычит, еле слово выдавит из себя» (о мальчике 9 лет).

Варианты понятий для объяснения: невротизм; аутизм; произвольность; уровень речевого развития; диалогическая речь.

5. «Он врет и не краснеет» (о мальчике 7 лет).

Варианты понятий для объяснения: эмоциональное развитие; фантазия; Я-концепция; шизоидность; девиантность.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 35

Из предложенных вариантов для объяснения выберите наиболее точную характеристику для объяснения проблемной ситуации, психологических механизмов, явлений, закономерностей, о которых говорится в высказываниях.

1. «Он на нас вообще не обращает внимания» (о мальчике 6 лет).

Варианты понятий для объяснения: инфантилизм; эгоцентрическая позиция; интеллектуальная незрелость; аутизм.

2. «Я схожу с ума, когда вижу, как она пишет» (о девочке 7 лет).

Варианты понятий для объяснения: функциональная незрелость; аграфия; действия восприятия; пространственное мышление.

3. «Мне легче на двух работах отработать, чем с ним уроки делать» (о мальчике 10 лет).

Варианты понятий для объяснения: позиция родителей; ответственность; Я-концепция; самоконтроль.

4. «Он всегда все старается один делать, некомпанейский человек» (о мальчике 12 лет).

Варианты понятий для объяснения: темперамент; аутизм; интроверт; невротизм; образ Я.

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 36

Какую ситуацию в описанном ниже случае смоделировал педагогический психолог с целью оказания воздействия в процессе управления развития  ребят?

Психолог выбирает в группе детей двух самых конфликтных и приглашает их в отдельную комнату, в которой лежит очень интересная и привлекательная игрушка. Естественно дети очень хотят с ней поиграть и готовы отстаивать свое желание силой. Тогда психолог вербализует чувства каждого ребенка, его желания и намерения и ставит перед детьми проблему: как сделать так, чтобы они оба смогли поиграть с игрушкой, не поругавшись и не обидев друг друга. Сами дети ответить на такой вопрос не могут и тогда психолог предлагает им один из возможных способов — например, играть по очереди. Первый раз она устанавливает очередность сама, а дети потом начинают уже сами ее поддерживать и играть по очереди. В результате дети достигают объекта своих стремлений — игрушку, но при этом овладевают навыками реализации нравственного поведения — в данном случае справедливости.

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 37

Жизнедеятельность человека как биологического организма связана с удовлетворением его базовых потребностей. Например, пищевая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функционирования обменных процессов. Однако та же потребность для социального индивида существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах ее удовлетворения, в наличии пищевых запретов у различных обществ, религий, культур. Подумайте, может ли отношение человека к пище быть его личностной чертой?

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 38

Определите психологические характеристики и явления, которые психологу нужно будет исследовать у Маши в следующей ситуации.

Родители Маши обратились к психологу в связи с тем, что девочка наотрез отказалась ходить в школу. Нежелание Маши ходить в школу появилось в середине учебного года в VI классе и достигло апогея после весенних каникул. Учителя отмечали, что за последние полгода Маша стала очень тревожной, нервничала во время проведения контрольных работ, сбивалась при ответе, плакала, получив четверку; иногда вообще не могла ответить на поставленный вопрос. В ее поведении с ребятами тоже произошли перемены: всегда спокойная, примерная девочка, она стала драться с мальчишками, кричать на одноклассников, грубить.

Родители не знали, как помочь девочке. Маша — единственная дочь немолодых родителей, научных сотрудников. Отношения с девочкой всегда строились на принципах уважения, взаимной честности, принципиальности. Маша очень любит родителей, гордится ими, хочет быть похожей на них. Маша всегда училась прекрасно, была в этом отношении на голову выше остальных учеников; в конце обучения в IV классе ездила в “Артек” как круглая отличница и член совета дружины школы. Маша всегда отличалась добросовестностью; по мнению родителей, проводила за приготовлением уроков даже больше времени, чем нужно. Хотя дома Машу никогда не ругали за четверки или тройки, она сама очень огорчалась, если получала не “5”. Маша до последнего времени пользовалась авторитетом в классе, относилась к этому с удовлетворением. Однако, общаясь с одноклассниками. Маша всегда занимала позицию несколько “свысока”, могла сделать замечание, но никогда не отказывала в помощи, если ее просили. Правда, списывать не давала, а, помогая, еще и поучала. Учителя Машу ценили и уважали.

Изменения в поведении Маши стали проявляться после появления в VI классе нового соученика — Гриша, которого ребята приняли с радостью. Гриша прекрасно учился, увлекался математикой. Его отец организовал в школе математический кружок. К тому же Гриша отличался добрым нравом и готов был выручить любого, давая списывать решенные им задачи, подсказывая на контрольных работах. В VI классе вокруг Гриши образовалась сплоченная компания мальчиков; учительница, которая всегда благоволила им, всячески поддерживала эту компанию. Мальчишки стали смеяться над Машей, ее авторитет в классе поколебался. Поначалу Маша хотела вернуть утраченные ею позиции за счет успеваемости — она встала на путь “погони за отметкой”. Спустя некоторое время Маша стала прибегать к новому для нее средству самоутверждения в классе — применять физическую силу и резкость в обращении со сверстниками, но это лишь ухудшило ее положение — от Маши отошли и бывшие подруги.

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 39

Ниже приведен список разнообразных межличностных ролей. Подумайте, какие из них успешнее играются взрослыми, подростками, детьми.

Вундеркинд, Мудрец, Скромник, Шалун, Тупица, Тихоня, Порочный Старикашка, Благородный Рыцарь, Добрый Папа, Красавчик, Невзрачный, Брюзга, Неудачник, Преуспевающий, Остроумец, Всеобщий Любимец, Душа Общества, Сизиф, Золушка, Ничтожество, Подхалим, Прилипала, Позер, Ханжа, Кавалер, Обыватель, Калека, Дурачок, Жертва Обстоятельств, Подстрекатель, Придурок, Шут, Агрессор, Придворный, Старый Воин, Поэт, Профессор, Скандалист, Психопат, Правдоискатель.

Новосибирский гуманитарный институт

Итоговый государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности

,,Психология”

Проблемная ситуация № 40

Объясните, какие из нижеперечисленных групп можно считать формальными (официальными), а какие – неформальными (неофициальными).

Семья; школьный класс; политическая партия; государство; студенческая группа; пассажиры одного вагона; пациенты одного врача; больные одной палаты; люди одинакового возраста; группа друзей; спортивная секция; кружок кройки и шитья; лица одной национальности; военнослужащие одного подразделения; группа пляжных преферансистов; сборная спортивная команда; читатели одной библиотеки; коллектив заводского цеха; бригада шабашников; рабочая смена в парикмахерской; дворовые игроки в домино; туристическая группа, отправившаяся на летний отдых в Италию; посетители одной дискотеки; пенсионеры; однокурсники; аспиранты одного профессора; мафия.