Школы психологии

Основные направления и школы в психологии. Представление о человеке в когнитивной психологии.

Школы психологии

Психоанализ. Структурализм. Функционализм. Бихевиоризм. Фрейдизм. Гештальтпсихология. Отечественная психология. Аналитическая психология. Индивидуальная психология. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Трансперсональная психология.

Аналитическая психология   Направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа.

Бихевиоризм   Направление в психологии, рассматривающее человека как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Гештальтпсихология   Направление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в., основанное на изучении особенностей восприятия и гештальта, интеллектуального явления «инсайта».

Гуманистическая психология   Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Индивидуальная психология   Направление психологии, основным предметом исследования которого является способы и особенности реализации целей, заложенных в глубинах личности, индивидуальный жизненный стиль.

Когнитивная психология   Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» Исследования когнитивной психологии охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.

10 стр., 4762 слов

Классификация видов памяти. Основные направления и результаты исследований

... -- это то, что имеется за пределами фокуса сознания. Основные направления и результаты исследований. 1. Исследования различных модальностей и уровней памяти (в общей логике Блонского и ... с деятельность всей мотивационной сферы субъекта. Сейчас наиболее распространенный подход в психологии при исследованиях памяти это когнитивный подход (вообще больше сфокусированный на познавательных процессов, ...

Отечественная психология   В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

Психоанализ   Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.

Психодрама   Терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации.

Социокультуральный психодинамический подход   Подход в психологии, психотерапии, в центре внимания которого — представления о проблеме со стороны пациента и врача.

Специализации психологии   Общая психология, психология личности, история психологии. Психофизиология. Психология труда. Инженерная психология, эргономика. Медицинская психология. Социальная психология. Юридическая психология. И другие…

Структурализм   Экспериментальное исследование структуры сознания.

Трансактный анализ   Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Трансперсональная психология   Ряд околопсихологических дисциплин, предметом рассмотрения которых являются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта.

Фрейдизм   В расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них.

Функционализм   Направление психологии, в котором основным предметом исследования является то, посредством каких психических функций и как индивид приспосабливается к изменчивой среде, а также поиск способов повышения эффективности такого приспособления.

Экономическая психология   Отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями людей.

4 стр., 1731 слов

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

... игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми. Развитие психических функций в дошкольном возрасте Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной ... является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре - память, мышление, воображение.Существенным показателем развития ребёнка является овладения знаниями, представления об ...

Этническая психология   Раздел социальной психологии, в котором исследуются психологические различия, характерные особенности разных этнических групп людей.

Вопрос 11

Основные направления и школы в психологии. Характеристика основных положений советской психологии. Принципы отечественной психологии

13.5.1. Формирование методологических основ советской психологии

Не имея возможности детально изложить все теоретические достижения советской психологии 20-30-х гг., укажем лишь важнейшие из них, составившие впоследствии теоретико-методологический фундамент психологической науки в СССР.           1. Психика как функция, свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга. В отечественной психологии эта идея получила развитие еще в работах известных русских ученых И.М. Сеченова,И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского и др. В советской психологии к ней одним из первых обращается К.Н. Корнилов, поставивший вопрос о возможностях применения диалектико-материалистической методологии в психологических исследованиях (43).

Он подчеркнул, что, несмотря на тесную связь психических процессов с физиологическими, тем не менее первые не могут быть сведены ко вторым и не являются тождественными им. Указывалось, что сущностной характеристикой психического является единство субъективного и объективного, гармонизированное в ходе процесса психического отражения. Важным моментом являлось то, что в контексте данной идеи специально подчеркивалась несводимость законов функционирования психики к каким-либо другим законам (физическим, химическим, биологическим, физиологическим и т.д.).

В то же время оставался во многом неясным вопрос о конкретных механизмах интеграции объективной и субъективной сторон в единый психический акт, способы их взаимодействия.           2. Эволюционно-стадиальный характер развития психики. Так,П.П. Блонский, одним из первых поставивший задачу рассмотреть каждое психологическое явление с точки зрения его динамики и развития на примере целого ряда психических процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.), приходит к выводу, что только во взаимодействии с внешней средой могут реализоваться внутренне присущие психике потенциалы развития. Более того, без учета и анализа динамики протекания психической активности невозможно проникнуть в суть психической реальности. Обоснованная имбиогенетическая концепцияразвития психики, несмотря на значительную переоценку природных факторов ее детерминации, тем не менее не только конституировала идею развития применительно к внутреннему миру человека, раскрыла понимание развития психики как смены качественно различных фаз и обосновала взаимосвязанность различных ее стадий, но и показала ограниченность любого другого подхода к объяснению сущности психических процессов любого уровня сложности (14; 15).

          3. Признание человека в качестве активного деятеля в окружающей его среде. Один из ближайших учениковА.Ф. Лазурского,М.Я. Басов, развивая идеи учителя о важной роли категории «отношение» в понимании и интерпретации поведения человека, пришел к выводу, что только изучение человека в процессе его деятельности в конкретной жизненной ситуации может объяснить всю сложную палитру возникающих у него психических свойств и состояний. Поведение человека, по Басову, и есть его активность, выявляющаяся во взаимоотношениях целостного организма со средой. Предложенный им структурно-аналитический метод изучения деятельности человека имел своей целью выявить различные структурные элементы деятельности и формы их взаимосвязи в процессе активного приспособления человека к среде. Важной является подчеркнутая Басовым мысль о роли в развитии человека формируемой им самим социальной среды. Впоследствии мысль о роли труда, трудовых и классовых отношений, «искусственной среды» (техники, искусства, науки и т.д.) вошла в целый ряд ведущих теорий отечественной психологии и получила более развернутую аргументацию (5; 6) (см. дополнительный материал 13.6.).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

          4. Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики. Один из авторов культурно-исторической теории,Л.С. Выготскийподчеркивал, что психические закономерности жизнедеятельности современных людей можно правильно понять лишь при учете, что их поведение является результатом двух слитных в онтогенезе процессов: биологической эволюции человека как представителя органического мира и культурного развития человечества как носителя разума на Земле. Такое понимание процесса становления и развития современного человека позволило Выготскому дать собственную трактовку генезиса высших психических функций. Последние рассматриваются им как усвоенные и перенесенные извне, из социокультурной среды, внутрь формы поведения, социального взаимодействия и отношений. Указанные идеи о социальнойдетерминации психикичеловека в то же время содержат ряд спорных положений, вызвавших серьезные дискуссии в психологии (27) (см. дополнительный материал 13.7).

Вопрос 12. Понятие методе и методике. Классификация методов психологии

Методы психологии — это способы получения информации о психике человека. Среди них можно выделить четыре группы:

  1. Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); комплексный метод (исследование объекта проводится специалистами различных областей и разными средствами для установления связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

    2. Эмпирические методы включают наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы. 3. Методы обработки данных, включающие в себя: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. 4. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.

Методика — это совокупность способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методика — более широкое понятие, чем метод. (например: Методика Климат (модифицированный вариант методики Б.Д.Парыгина- Назначение теста

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... физика, химия. 2. Объект и предмет психологии. История развития представлений о предмете психологии. Объект психологии – это субъект, обладающий психикой (чеовек/группа людей или животное/группа животных), а также ... созданное Зигмондом Фрейдом в конце 19 - начале 20вв.. Психоанализ – психотерапевтический метод созданный для выявления у чел-ка особенностей переживаний и действ, обусловленных ...

Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятный психологический климатв коллективе.)