Лекция 7 тема : психология познавательных процессов

ВОПРОСЫ :

  1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
  2. ВНИМАНИЕ
  3. ПАМЯТЬ

Вопрос 1 ощущение и восприятие

Ощущение — самое простейшее психическое явление, заключающееся в отражении свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы органом чувств. Ощущение возникает не сразу вслед за действием стимула, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы. В головном мозге за каждое ощущение ответственна своя зона в коре головного мозга.

Каждый вид энергии улавливается определенным видом анализаторов. Разнообразие ощущений (среди них можно указать зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные или тактильные (нет элементарного осязательного ощущения, а есть сложной комбинации 4 более простых видов ощущений : давления, боли, тепла, холода), вкусовые (имеющие 4 модальности :сладкое, кислое, горькое и соленое), ощущение равновесия, мышечные ощущения, органические — исходящие от внутренних органов. Человек ощущает не все виды энергии, например, радиация для человека не ощутима. Не все ощущения являются осознаваемыми (например, не осознаются ощущения от сокращения мышц и даже в повседневной речи нет понятия, которое обозначало бы это ощущение). Есть специфические ощущения, например, времени. Лучше всего изучены зрительные ощущения.

Для того, чтобы в результате воздействия стимула возникло ощущение, необходимо, чтобы величина стимула достигла определенного значения. Минимальная величина стимула, от которой появляется ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения или порогом чувствительности данного ощущения (данной модальности).

Переход от невоспринимаемых допороговых стимулов, не вызывающих никаких ощущений, к воспринимаемым, порождающим его, происходит не постепенно, а скачкообразно. Запороговые стимулы не вызывают изменений в имеющихся ощущениях. Эта закономерность выражается графически в виде психометрической кривой.

Способность к ощущению дается человеку от природы, для возникновения ощущения не требуется никакой активности человека.

С ощущением тесно граничит восприятие — целостное отражение предметных ситуаций, событий, возникающих при непосредственном влиянии физических раздражителей на рецепторы органов чувств. Восприятию — способностью воспринимать мир в виде образов — человеку научается. Ощущения возникают внутри нас. А воспринимаемые свойства предметов , их локализованные образы возникают в пространстве, восприятие выносит их вовне. Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого и др.), в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того, чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении него какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого не требуется.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная машина? Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, квадрат, ... в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя ...

Образ, складывающийся в процессе восприятия, обладает следующими свойствами:

  1. Целостность. Т.е. В процессе восприятия всегда образуется целостный образ предмета.
  2. Константность. Способность воспринимать предметы относительно постоянными (по форме, цвету, величине), независимо от меняющихся условий.
  3. Структурность. Образ предмета не есть простая сумма ощущений, а некая абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура (слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию и нет разницы пропеть ее или проиграть)
  4. Избирательность. Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
  5. Категориальность. Каждый воспринимаемый предмет мы относим к какой-либо категории, классу, обозначаем каким-либо словом — понятием.

Виды восприятия: предметов, времени, движений, пространства, отношений, человека.

Вопрос 2. Внимание, его виды и свойства

Внимание — один из тех познавательных процессов, относительно которого до сих пор ведутся споры, существует ли он как самостоятельных психический процесс или он выступает лишь как сторона деятельности человека.

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Свойства внимания :

  1. Устойчивость внимания. Проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте. Устойчивость внимания зависит от ряда причин :
  • От созревания зон мозга, ответственных за сохранение внимания,
  • Индивидуальных особенностей (свойств нервной системы) сохранять внимание
  • Психического состояния (в состоянии возбуждения трудно сосредоточиться)
  • Мотивации
  1. Сосредоточенность внимания — степень концентрации внимания, проявляющаяся в возможности сосредоточения на каком-либо объекте, чтобы не замечать других.
  2. Переключаемость — способность переводить внимание с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.
  • Произвольное (усилием воли на непривлекательный объект)
  • Непроизвольное
  1. Распределение внимание — возможность совершать одновременно несколько видов деятельности или несколько различных действий.
  2. Объем внимания — количество информации, которое одновременно может сохраняться в сфере сознания человека.

Функции внимания :

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... сферу сознания и поведения. Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к ... тормозное действие. Возбуждающее влияние реализуется через усиление потока определенных ионов, главным образом натрия и калия, через мембрану. В результате отрицательный заряд внутренней ...

  1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данных момент психические и физиологические процессы
  2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями
  3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  4. Обеспечение точности и детализации восприятия, прочности и избирательности памяти направленности и продуктивности мыслительной деятельности.

Виды внимания :

  1. Природное или естественное — врожденная способность организма определенным образом реагировать на внешние и внутренние стимулы, которые несут в себе элемент информационной новизны.
  2. Социально обусловленные — складываются при жизни в результате обучения, воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
  3. Непосредственное . Не управляется ничем, кроме того объекта , на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям и интересам человека
  4. Опосредствованное. Регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов привлечения внимания.
  5. Непроизвольное. Без усилий воли, из-за привлекательности объекта.
  6. Произвольное. Включает волевую регуляцию при непривлекательности объекта, потом обычно переходит в непроизвольное, т.к. В объекте находится что-то привлекательное.
  7. Чувственное . Связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств
  8. Интеллектуальное. Связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внутренней и внешней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...

... являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, её достоверность, влияние ... работы, материалы прессы которые относятся к науке криминалистике и уголовному процессу. Научная новизна курсовой работы определяется как самой постановкой проблемы так ...

Вопрос 3 память. Классификация памяти. Феномены памяти

ПАМЯТЬ — СЛОЖНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ЗАПОМИНАНИИ, СОХРАНЕНИИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ВСЕХ ТЕХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫМ ПОДВЕРГАЛСЯ ОРГАНИЗМ.

Классификация памяти :

  1. По времени сохранения информации
  • Мгновенная или иконическая . Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Это — память — образ.
  • Кратковременная память. Длительность удержания здесь мнемических следов 20 — 30 секунд. Помним обобщенный образ, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.
  • Оперативная .рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется поставленной задачей. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.
  • Долговременная . Способна хранить информацию в течение неограниченного срока и может воспроизводиться сколько угодно без утраты.

    При многократном повторении следы ее становятся прочнее.

  • Генетическая .информация здесь хранится в генотипе, передается и используется по наследству. Единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
  1. По преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации анализатору :
  • Зрительная. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
  • Слуховая. Связана с хорошим запоминанием и воспроизведением различных звуков, например, музыкальных, речевых.
  • Моторная, двигательная . Связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением многообразных сложных движений
  • Эмоциональная — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала :то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
  • Обонятельная, осязательная, вкусовая особой роли в жизни человека не играют, их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены.

    Их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма.

  1. ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОЦЕССАХ ЗАПОМИНАНИЯ :
  • НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ.ПРОЦЕСС ПРОИСХОДИТ БЕССОЗНАТЕЛЬНО
  • ПРОИЗВОЛЬНАЯ. ПРОЦЕСС ТРЕБУЕТ ПРИЛОЖЕНИЯ УСИЛИЙ.

Феномены памяти :

  1. Реминисценция — со временем улучшается воспроизведение заученного без дополнительного повторения (обычно через 2 — 3 дня),
  2. Помнишь то, чего не было (пришел в первый раз, а кажется, что уже видел это)
  3. Не узнаешь то, что видел раньше.

Забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

10 стр., 4658 слов

«Память: Физиология процесса, механизмы формирования и регуляция»

... и новым исследованиям в области физиологии памяти. Глава 1. Избирательная способность памяти и роль внимания в этом процессе. "Запись" информации, которая хранится в ЦНС, получила название ... поведения. Актуальность проблемы памяти связана с ее огромной ролью в процессе обучения. Современная медицина ставит перед собой задачу управления памятью и увеличения объема памяти человека. Решение этих ...

Клинические случаи :

Амнезия — нарушение памяти при локальном поражении мозга. Виды амнезии :

  • Афазия (поражение речевого отдела) — забывает название,
  • Агнозия — нарушено узнавание, апраксия — нарушена тонкая моторика,
  • Аффективная амнезия — вытеснение из памяти сильно травмирующего факта,
  • Ретроградная — забывается что — то из того, что было до наступления амнезии,
  • Антероградная — то, что было после факта наступления амнезии.