Лекция #2. Психология общения

Участников общения принято называть коммуникантами. Человек, воспринимающий информацию, — реципиент, а передающий её — коммуникатор.

Структура общения

Выделяют три стороны общения: — коммуникативная — обмен информацией; — интерактивная — обмен действиями; — перцептивная — познание и восприятие партнёрами друг друга.

Коммуникативная. Барьеры общения. 1. Барьеры понимания: — фонетический барьер — возникает из-за дефектов речи, речи-скороговорки, и когда люди говорят на разных языках; — семантический барьер — возникает из-за различий в системах значений, из-за жаргонных и сленговых слов; — стилистический барьер — возникает, когда стиль речи говорящего не соответствует ситуации общения; — логический барьер — возникает, когда логика говорящего либо слишком сложна для восприятия, либо противоречит логике реципиента.

2. Барьеры социо-культурных различий (возникают из-за разногласий по политическим, религиозным, национальным, профессиональным, возрастным и т.д. вопросам).

3. Психологические барьеры.

К невербальным средствам общения относят четыре группы средств: — оптико-кинетические жесты, мимика, пантомимика; — проксемика — организация пространства общения. Американский психолог, Эдвард Холл, определил 4 дистанции общения: интимная (0-45 см), межличностная (45-120 см), официально-деловая (120-350 см), публичная (>350 см); — визуалика; — паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков. ПЛ — система вокализации (качество голоса, тембр, громкость), ЭЛ — околоречевые добавки. Интерактивная. Различают две формы взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Перцептивная. Восприятие и познание партнёрами друг друга. При первичном восприятии очень часто совершаются ошибки — «ошибки первого впечатления». 1. фактор превосходства: если собеседник в чем-то нас превосходит, нам свойственно приписывать ему несуществующие положительные черты, и наоборот — если мы его превосходим, то начинаем недооценивать. 2. Фактор привлекательности. Если человек нам симпатичен, мы также наделяем его положительными характеристиками. 3. Фактор отношения к нам. Люди, которые относятся к нам хорошо, также наделяются положительными качествами.

6 стр., 2851 слов

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

... отпечаток индивидуальности говорящего или пишущего человека. Она также обусловлена контекстом и ситуацией общения. Речь - относительно самостоятельный компонент языково-речевой коммуникации, который обладает своей спецификой, ... в вузе на экзаменах и т. д. В зависимости от участия фактора времени различают канонические и неканонические речевые ситуации. Каноническими считаются ситуации, когда ...

В межличностном общении можно определить три разновидности: 1. Императивное общение — авторитарная, директивная форма, подразумевает контроль над деятельностью другого человека, при этом конечная цель незавуалирована (напр.: приказы, инструкции).

2. Манипулятивное общение. 3. Диалог.