Лекция на тему «темперамент»
Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента: Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Темперамент в переводе с латинского — «смесь», «соразмерность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («мелана-холе»), то получается меланхолик — несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Академик И.П. Павлов (“Учение о темпераменте”) изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга.
Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация ...
... день? Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий? Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с ... Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека? Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять ... ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми? 120. Владеете ли Вы своей мимикой? 121. Любите ли ...
ВОЗБУЖДЕНИЕ — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.
ТОРМОЖЕНИЕ — это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются тремя свойствами — силой, уравновешенностью и подвижностью.
СИЛА нервных процессов характеризует нервную систему человека точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Сильная НС способна адекватно реагировать на увеличивающиеся (по силе) раздражители вплоть до “сверхсильного” (например, звук сирены).
Сильная НС |
Слабая НС |
|
Раздражение |
* ** *** |
* ** *** |
Ответ НС. |
+ ++ +++ |
+ ++ +00 |
Слабость НС рассматривается в 3-х планах: биологическом., медицинском, психолого-педагогическом.
С точки зрения биологии — неприспособленный к сред. В природе практически не встречается. Павлов слабыми не занимался — это инвалидный, нежизнеспособный тип.
С точки зрения медицины — слабо приспособлены к болезнетворным влиянием, склонность к неврозам. Склонность к частому применению медикаментозных средств.
Психолого-педагогический взгляд — самый чувствительный, тонкая нервная организация, творческий тип личности.
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ указывает на особенности соотношения торможения и возбуждения в коре головного мозга">процессов возбуждения и торможения у человека, т.е. на сколько один нервный процесс перекрывается другим (без остатка).
ПОДВИЖНОСТЬ нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим. Подвижность или инертность лежит в основе адаптации.
Различные сочетания этих показателей (3 пары свойств 2-х нервных процессов) присущи различным типам ВНД человека.
ВНД — совокупность устойчивых свойств НС — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, характерное для данного индивидуума.
И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.
1. Живой. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.
2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.
3. Спокойный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.
4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.
Нет “чистых” темпераментов. Чаще встречается преимущество одного из типов над другими. Если же приблизительно равное соотношение всех видов темперамента, то говорят о смешанном типе.
Типы высшей нервной деятельности |
Свойства нервных процессов возбуждения и торможения |
Вид темперамента |
||
Сила |
Уравнове- шенность |
Подвижность |
||
Живой |
Сильный |
Уравнове- шенный |
Подвижный |
Сангвиник |
Безудержный |
Сильный |
Неуравнове- шенный |
Подвижный |
Холерик |
Спокойный |
Сильный |
Уравнове- шенный |
Инертный (Малоподвижный) |
Флегматик |
Слабый |
Слабый |
Неуравнове- шенный |
Инертный (Малоподвижный) |
Меланхолик |
II. Тип внд и темперамент
Тип ВНД — физиологическая основа темперамента. Тип ВНД — врожденный, но не наследственный. В течение жизни темперамент претерпевает изменения, но в определенных пределах. Из сильного в слабый может быть переведен, изменяя условия жизни (жесткие, экстремальные).
Наоборот — из слабого в сильный – практически невозможно.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ТИПА ВНД.
а) Темперамент больше, чем тип ВНД зависит от жизненных условий, от обстановки жизни. У темперамента большая вариативность, чем у типа ВНД.
б) Темперамент не жестко предопределен типом ВНД. Одни и те же свойства типа ВНД могут различно проявляется в темпераменте и наоборот. Например, сдержанность (м.б. как черта характера) у одних — показатель слабости возбуждения (нечего сдерживать), у др. — силы торможения.
в) Темперамент может маскироваться больше, чем тип ВНД.
-
Свойства темперамента
Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью — ригидностью, экстра версией — интроверсией, эмоциональной возбудимостью.
-
СЕНЗИТИВНОСТЬ (чувствительность) — наименьшая сила внешнего воздействия, которое необходимо, чтобы вызвать у человека психическую реакцию.
- РЕАКТИВНОСТЬ — степень непроизвольности реакции на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы.
- АКТИВНОСТЬ — выражение (проявление) энергетики человека при воздействии на внешний мир и преодоление препятствий (настойчивость, сосредоточенность внимания, целенаправленность).
- СООТНОШЕНИЕ РЕАКТИВНОСТИ И АКТИВНОСТИ — баланс между ними. От чего больше зависит деятельность человека — от случайных внешних или внутренних воздействий (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
- ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — быстрота перехода побуждений в действия (связь с волей, т.е. насколько осуществляется саморегуляция).
- ТЕМП РЕАКЦИЙ — скорость протекания психических реакций и процессов человека — речи, мимики, походки, скорость ума, быстрота запоминания и др.).
- ПЛАСТИЧНОСТЬ (подвижность) или РЕГИДНОСТЬ (устойчивость) — насколько и быстро или с трудом и медленно человек приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам.
- ЭКСТРАВЕРСИЯ ИЛИ ИНТРОВЕРСИЯ – направленность на внешнее или внутреннее (от себя, на себя).
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ — сложное свойство психики, характеризуется соотношением силы воздействия, необходимой для возникновения эмоциональной реакции и скоростью ее возникновения.
- ХАРАКТЕР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ — то, что сметет на своем пути — холерик, не заметит сангвиник, обойдет флегматик, станет непреодолимым препятствием для меланхолика.
Психологические особенности темпераментов
Двух одинаковых людей нет. Два сангвиника могут сильно отличаться друг от друга. Рассмотрим характеристики типов по следующим критериям: общая характеристика, положительное и отрицательное, проявление, педагогическое воздействие, представители.
САНГВИНИК — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Его мимика богатая, подвижная, выразительная.
Сангвиник обычно отличается быстрым и эффективным мышлением, находится в хорошем расположении духа. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Положительное — Экстраверт. Быстрое протекание психических процессов, высокая пластичность поведения, хорошо контактирует с людьми, очень деятельный, можно воспитать хорошего организатора, податлив к перевоспитанию.
Отрицательное — неустойчивость настроения, м.б. поверхностность чувств, м.б. опрометчивость решений и суждений, готов отвечать, даже когда не знает. Воспитание волевых качеств с трудом, требуется контроль (либо самоконтроль), чтобы начатое дело довести до конца.
Проявление — вовне сильнее, чем внутренне. Делает вид, что очень сердит.
Педагогическое воздействие — в присутствии других.
Представители: Наполеон, Герцен, Чичиков, Ольга Ларина.
ХОЛЕРИК — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, большую эмоциональность, необузданность, несдержанность. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»).
Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно — в раздражительности, аффективности.
Положительное — по выражению Стендаля — “Тип выдающихся людей”. В критические минуты жизни проявляют по сравнению с другими очень важное преимущество — способность к могучему рывку и давлению, ведет за собой других. Решительность, трудоспособность.
Отрицательное — неуживчивость, может обижаться по пустякам, может ответить грубостью на оценку, с его точки зрения неверную. Возможны нервные срывы (поставщик неврозов).
Самовоспитание необходимо больше, чем другим, чтобы предотвратить вспышку (сосчитать до 100).
Феномен “закрытые двери”
Вовне ярче, чем внутри (я не знаю, что сделаю, я убью тебя; я тебя ненавижу – но это только степень выражения эмоций).
Педагогическое воздействие — лучше не в присутствии других (непредсказуем..)
Полководцы: Суворов, Петр I, Жан-Поль, Марат. И.П. Павлов, Анна Каренина, Екатерина II, Мария Стюарт, Жанна Д’ Арк.
ФЛЕГМАТИК — человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычное состояние — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Он обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т. д., в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Положительное — основательность, постоянство характера, “труженик жизни”. Больше всего симпатии Павлов отдавал этому типу. Предпочитает не брать на себя роли руководителя. Но — если. деятели науки, политические деятели — спокойствие, выдержка, самообладание, методичность. Надежность в паре (дружба, брак).
Отрицательное — при ответах теряется, надо дать возможность собраться. Не давить, может привести к срыву. Увеличение темпа работы должно быть постепенным. Инертность приводит к недостаточной гибкости характера.
Проявление — внешне не проявляется. Иллюзия, что все безразлично.
Педагогическое воздействие — в присутствии других.
Кутузов. Портос, Пьер Безухов, Обломов, Елизавета Английская.
МЕЛАНХОЛИК — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», особенно сильно у него внешнее торможение — «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).
Интроверт. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства.
В нормальных условиях жизни меланхолик – содержательный, глубокий человек. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Положительное — в слабости сила. Высокочувствительная фотопластинка. обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Люди искусства.
Отрицательное — Он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем ожидает и видит только опасное, плохое. Неадекватное переживание неудач, самобичевание. М. развиться злопамятность, обидчивость.
Проявление — внешне — не проявляется, внутренне — очень сильно.
Педагогическое воздействие – только наедине и соблюдать осторожность в подходе.
Достоевский и его герои. Мария Болконская.
Маскировка темперамента
Маскировка темперамента зависит от мотивации, возрастных особенностей, уровня развития, условий жизни и профессии, воспитания и самовоспитания.
“Вообще портреты темперамента отразили тот суровый факт, что никому не удается все сразу. Не в человеческих силах, оказывается, так живо воспринимать мир, как сангвиник; при этом так бесстрашно действовать, как холерик; так честно страдать, как меланхолик; да еще чтобы всегда какие-то силы оставались на черный день как у флегматика” (К. М. Гуревич)
Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в кампании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально-ничтожная личность.
Учет темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том,что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. Сангвинику легче приспособиться к командам руководства и к группе, чем флегматику. Меланхолику не следует поручать задания, требующие выдержки, решительности, например, пульт в диспетчерской.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Например, часть работы, где нужно все тщательно просчитать и продумать, то с этим справиться только флегматик. Но и времени ему нужно больше, это также нужно учитывать. И наоборот, холерику нужно поручать работу, требующую активности, постоянного движения, хорошей реакции.
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Для сангвиника монотонность работы провоцирует потерю интереса к ней. Но опираясь на мотив доверия ответственности работы данному человеку, можно получить хороший результат.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Например, нельзя поручать одну работу флегматику и холерику, так как они не смогут продуктивно работать из-за разных подходов: флегматику нужно все продумать и просчитать еще до начала работы, а холерику не терпится сразу приступить к работе, а потом, по ходу, он и будет думать и считать.
Необходимо учитывать, что чем меньше ребенок, тем больше нужно учитывать тип темперамента. Деятельность ребенка меланхолика и флегматика необходимо чаще стимулировать положительной оценкой, чем сангвиника или холерика. Для них допустимы более строгие оценки, также необходимо предоставлять больше самостоятельности в деятельности.
Изменение темперамента
Повторим , что темперамент ВРОЖДЕННЫЙ, но не наследственный. Доказательство — однояйцевые и разнояйцевые близнецы. Дети одних родителей – могут быть полностью противоположны.
В целом тип темперамента в течение жизни сохраняется. Но свойства темперамента могут претерпевать изменения в результате воздействия различных условий:
-
переживание психологических конфликтов.
- резкое ухудшение бытовых, материальных, социальных условий.
- тяжелые соматические болезни.
- для формирования положительных свойств — смена обстановки, оздоровительные мероприятия, упорядочение труда и отдыха, спорт.