Лекция на тему "темперамент"

Лекция на тему «темперамент»

Темперамент — это психическое свойство личности, характеризую­щееся динамикой протекания психических процессов.

Темперамент — это те врожденные особенности чело­века, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоци­ональной возбудимости и уравновешенности, особеннос­ти приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худ­ших темпераментов — каждый из них имеет свои положи­тельные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозмож­но вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные осо­бенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темпера­мента: Такого рода типологии были практически полезны­ми, так как с их помощью можно было предсказать пове­дение людей с определенным темпераментом в конкрет­ных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского — «смесь», «со­размерность». Древнейшее описание темпераментов при­надлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что тем­перамент человека определяется тем, какая из четырех жид­костей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общи­тельный, легко переносит жизненные трудности и неуда­чи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, не­сдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сме­ной настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переклю­чающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобла­дает черная желчь («мелана-холе»), то получается мелан­холик — несколько болезненно застенчивый и впечатли­тельный человек, склонный к грусти, робости, замкнуто­сти, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к не­взгодам.

Академик И.П. Павлов (“Учение о темпераменте”) изучил физиологические осно­вы темперамента, обратив внимание на зависимость тем­перамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга.

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация ...

... день? Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжи­тельный срок разнородных действий? Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с ... Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека? Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять ... ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми? 120.    Владеете ли Вы своей мимикой? 121.    Любите ли ...

ВОЗБУЖДЕНИЕ это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

ТОРМОЖЕНИЕ это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются тремя свойствами — силой, уравновешенностью и подвижностью.

СИЛА нервных процессов характеризует нервную систему человека точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внеш­ней среды.

Сильная НС способна адекватно реагировать на увеличивающиеся (по силе) раздражители вплоть до “сверхсильного” (например, звук сирены).

Сильная НС

Слабая НС

Раздражение

* ** ***

* ** ***

Ответ НС.

+ ++ +++

+ ++ +00

Слабость НС рассматривается в 3-х планах: биологическом., медицинском, психолого-педагогическом.

С точки зрения биологии — неприспособленный к сред. В природе практически не встречается. Павлов слабыми не занимался — это инвалидный, нежизнеспособный тип.

С точки зрения медицины — слабо приспособлены к болезнетворным влиянием, склонность к неврозам. Склонность к частому применению медикаментозных средств.

Психолого-педагогический взгляд — самый чувствительный, тонкая нервная организация, творческий тип личности.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ указывает на особенности соотношения торможения и возбуждения в коре головного мозга">процессов возбуждения и торможения у человека, т.е. на сколько один нервный процесс перекрывается другим (без остатка).

ПОДВИЖНОСТЬ нервных процессов показывает способность возбуж­дения и торможения быстро сменяться один другим. Подвижность или инертность лежит в основе адаптации.

Различные сочетания этих показателей (3 пары свойств 2-х нервных процессов) присущи различным типам ВНД человека.

ВНД — совокупность устойчивых свойств НС — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, характерное для данного индивидуума.

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соот­ветствии с этим четыре вида темперамента.

1. Живой. У человека, которому он свойствен, процессы возбуж­дения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и под­вижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД со­ответствует холерический темперамент.

3. Спокойный. Процессы возбуждения и торможения сильные, урав­новешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флег­матический темперамент.

4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Нет “чистых” темпераментов. Чаще встречается преимущество одного из типов над другими. Если же приблизительно равное соотношение всех видов темперамента, то говорят о смешанном типе.

Типы высшей

нервной деятельности

Свойства нервных процессов

возбуждения и торможения

Вид

темперамента

Сила

Уравнове-

шенность

Подвижность

Живой

Сильный

Уравнове-

шенный

Подвижный

Сангвиник

Безудержный

Сильный

Неуравнове-

шенный

Подвижный

Холерик

Спокойный

Сильный

Уравнове-

шенный

Инертный (Малоподвижный)

Флегматик

Слабый

Слабый

Неуравнове-

шенный

Инертный (Малоподвижный)

Меланхолик

II. Тип внд и темперамент

Тип ВНД — физиологическая основа темперамента. Тип ВНД — врожденный, но не наследственный. В течение жизни темперамент претерпевает изменения, но в определенных пределах. Из сильного в слабый может быть переведен, изменяя условия жизни (жесткие, экстремальные).

Наоборот — из слабого в сильный – практически невозможно.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ТИПА ВНД.

а) Темперамент больше, чем тип ВНД зависит от жизненных условий, от обстановки жизни. У темперамента большая вариативность, чем у типа ВНД.

б) Темперамент не жестко предопределен типом ВНД. Одни и те же свойства типа ВНД могут различно проявляется в темпераменте и наоборот. Например, сдержанность (м.б. как черта характера) у одних — показатель слабости возбуждения (нечего сдерживать), у др. — силы торможения.

в) Темперамент может маскироваться больше, чем тип ВНД.

  1. Свойства темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активнос­ти, темпом реакций, пластичностью — ригидностью, экстра версией — интроверсией, эмоциональной возбудимостью.­

  1. СЕНЗИТИВНОСТЬ (чувствительность) — наименьшая сила внешнего воздействия, которое необходимо, чтобы вызвать у человека психическую реакцию.

  2. РЕАКТИВНОСТЬ — степень непроизвольности реакции на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы.
  3. АКТИВНОСТЬ — выражение (проявление) энергетики человека при воздействии на внешний мир и преодоление препятствий (настойчивость, сосредоточенность внимания, целенаправленность).
  4. СООТНОШЕНИЕ РЕАКТИВНОСТИ И АКТИВНОСТИ — баланс между ними. От чего больше зависит деятельность человека — от случайных внешних или внутренних воздействий (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
  5. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — быстрота перехода побуждений в действия (связь с волей, т.е. насколько осуществляется саморегуляция).
  6. ТЕМП РЕАКЦИЙ — скорость протекания психических реакций и процессов человека — речи, мимики, походки, скорость ума, быстрота запоминания и др.).
  7. ПЛАСТИЧНОСТЬ (подвижность) или РЕГИДНОСТЬ (устойчивость) — насколько и быстро или с трудом и медленно человек приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам.
  8. ЭКСТРАВЕРСИЯ ИЛИ ИНТРОВЕРСИЯ – направленность на внешнее или внутреннее (от себя, на себя).
  9. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ — сложное свойство психики, характеризуется соотношением силы воздействия, необходимой для возникновения эмоциональной реакции и скоростью ее возникновения.
  10. ХАРАКТЕР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ — то, что сметет на своем пути — холерик, не заметит сангвиник, обойдет флегматик, станет непреодолимым препятствием для меланхолика.

Психологические особенности темпераментов

Двух одинаковых людей нет. Два сангвиника могут сильно отличаться друг от друга. Рассмотрим характеристики типов по следующим критериям: общая характеристика, положительное и отрицательное, проявление, педагогическое воздействие, представители.

САНГВИНИК — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жиз­ни. Подвижность его нервной системы обусловливает из­менчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общи­тельный человек. Его мимика богатая, подвижная, выразительная.

Сангвиник обычно отличается быстрым и эффективным мышлением, находится в хорошем расположении духа. Легко сходится с новыми людьми и по­этому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отли­чается постоянством в общении и привязанностях. Он про­дуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интерес­ных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрес­совой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обста­новки.

Положительное — Экстраверт. Быстрое протекание психических процессов, высокая пластичность поведения, хорошо контактирует с людьми, очень деятельный, можно воспитать хорошего организатора, податлив к перевоспитанию.

Отрицательное — неустойчивость настроения, м.б. поверхностность чувств, м.б. опрометчивость решений и суждений, готов отвечать, даже когда не знает. Воспитание волевых качеств с трудом, требуется контроль (либо самоконтроль), чтобы начатое дело довести до конца.

Проявление — вовне сильнее, чем внутренне. Делает вид, что очень сердит.

Педагогическое воздействие — в присутствии других.

Представители: Наполеон, Герцен, Чичиков, Ольга Ларина.

ХОЛЕРИК — это человек, нервная система которого оп­ределяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необду­манно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет не­терпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, большую эмоциональ­ность, необузданность, несдержанность. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Неуравновешен­ность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»).

Чередование положитель­ных циклов подъема настроения и энергичности с отрица­тельными циклами спада, депрессии обусловливает неров­ность поведения и самочувствия, его повышенную подвер­женность к появлению невротических срывов и конфлик­тов с людьми.

Проявление холерического темперамента в значительной мере зави­сит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто прояв­ляется отрицательно — в раздражительности, аффективности.

Положительное — по выражению Стендаля — “Тип выдающихся людей”. В критические минуты жизни проявляют по сравнению с другими очень важное преимущество — способность к могучему рывку и давлению, ведет за собой других. Решительность, трудоспособность.

Отрицательное — неуживчивость, может обижаться по пустякам, может ответить грубостью на оценку, с его точки зрения неверную. Возможны нервные срывы (поставщик неврозов).

Самовоспитание необходимо больше, чем другим, чтобы предотвратить вспышку (сосчитать до 100).

Феномен “закрытые двери”

Вовне ярче, чем внутри (я не знаю, что сделаю, я убью тебя; я тебя ненавижу – но это только степень выражения эмоций).

Педагогическое воздействие — лучше не в присутствии других (непредсказуем..)

Полководцы: Суворов, Петр I, Жан-Поль, Марат. И.П. Павлов, Анна Каренина, Екатерина II, Мария Стюарт, Жанна Д’ Арк.

ФЛЕГМАТИК — человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, нераз­говорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рас­сердить, развеселить); флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычное состояние — спокойствие, тихая удовлетворенность ок­ружающим. Он обладает высокой работоспособно­стью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запо­минает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привыч­ки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут воз­никнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т. д., в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Положительное — основательность, постоянство характера, “труженик жизни”. Больше всего симпатии Павлов отдавал этому типу. Предпочитает не брать на себя роли руководителя. Но — если. деятели науки, политические деятели — спокойствие, выдержка, самообладание, методичность. Надежность в паре (дружба, брак).

Отрицательное — при ответах теряется, надо дать возможность собраться. Не давить, может привести к срыву. Увеличение темпа работы должно быть постепенным. Инертность приводит к недостаточной гибкости характера.

Проявление — внешне не проявляется. Иллюзия, что все безразлично.

Педагогическое воздействие — в присутствии других.

Кутузов. Портос, Пьер Безухов, Обломов, Елизавета Английская.

МЕЛАНХОЛИК — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражи­телям. Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», особенно сильно у него внешнее торможение — «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности меланхолика могут ухуд­шиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утом­лению и падению работоспособности (требуется более дли­тельный отдых).

Интроверт. Незначительный повод может вызвать оби­ду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно мелан­холик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень скло­нен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невро­тические расстройства.

В нормальных условиях жизни меланхолик – содержательный, глубокий человек. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Положительное — в слабости сила. Высокочувствительная фотопластинка. обладая высокой чувстви­тельностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные ху­дожественные и интеллектуальные способности. Люди искусства.

Отрицательное — Он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем ожидает и видит только опасное, плохое. Неадекватное переживание неудач, самобичевание. М. развиться злопамятность, обидчивость.

Проявление — внешне — не проявляется, внутренне — очень сильно.

Педагогическое воздействие – только наедине и соблюдать осторожность в подходе.

Достоевский и его герои. Мария Болконская.

Маскировка темперамента

Маскировка темперамента зависит от мотивации, возрастных особенностей, уровня развития, условий жизни и профессии, воспитания и самовоспитания.

“Вообще портреты темперамента отразили тот суровый факт, что никому не удается все сразу. Не в человеческих силах, оказывается, так живо воспринимать мир, как сангвиник; при этом так бесстрашно действовать, как холерик; так честно страдать, как меланхолик; да еще чтобы всегда какие-то силы оставались на черный день как у флегматика” (К. М. Гуревич)

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление мо­жет искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чис­тые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы пове­дения и общения, например, сангвиник почти всегда ини­циатор в общении, он чувствует себя в кампании незнако­мых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, сму­щает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отно­шения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с осо­бенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода за­нятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напро­тив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламента­ции и монотонного труда обнаруживают большую продук­тивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамичес­кие, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «вели­кая», и социально-ничтожная личность.

Учет темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том,что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстанов­кой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздей­ствиями. От темперамента зависит влияние различных фак­торов, определяющих уровень нервно-психического напря­жения (например, оценка деятельности, ожидание конт­роля деятельности, ускорение темпа работы, дисципли­нарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор, одна из за­дач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темпера­мента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. Сангвинику легче приспособиться к командам руководства и к группе, чем флегматику. Меланхолику не следует поручать задания, требующие выдержки, решительности, например, пульт в диспетчерской.

Второй путь приспособления темперамента к деятель­ности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (инди­видуальный подход).

Например, часть работы, где нужно все тщательно просчитать и продумать, то с этим справиться только флегматик. Но и времени ему нужно больше, это также нужно учитывать. И наоборот, холерику нужно поручать работу, требующую активности, постоянного движения, хорошей реакции.

Третий путь заключается в преодолении отрицательно­го влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствую­щих мотивов. Для сангвиника монотонность работы провоцирует потерю интереса к ней. Но опираясь на мотив доверия ответственности работы данному человеку, можно получить хороший результат.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельнос­ти — формирование ее индивидуального стиля. Под инди­видуальным стилем деятельности понимают такую инди­видуальную систему приемов и способов действия, кото­рая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Например, нельзя поручать одну работу флегматику и холерику, так как они не смогут продуктивно работать из-за разных подходов: флегматику нужно все продумать и просчитать еще до начала работы, а холерику не терпится сразу приступить к работе, а потом, по ходу, он и будет думать и считать.

Необходимо учитывать, что чем меньше ребенок, тем больше нужно учитывать тип темперамента. Деятельность ребенка меланхолика и флегматика необходимо чаще стимулировать положительной оценкой, чем сангвиника или холерика. Для них допустимы более строгие оценки, также необходимо предоставлять больше самостоятельности в деятельности.

Изменение темперамента

Повторим , что темперамент ВРОЖДЕННЫЙ, но не наследственный. Доказательство — однояйцевые и разнояйцевые близнецы. Дети одних родителей – могут быть полностью противоположны.

В целом тип темперамента в течение жизни сохраняется. Но свойства темперамента могут претерпевать изменения в результате воздействия различных условий:

  1. переживание психологических конфликтов.

  2. резкое ухудшение бытовых, материальных, социальных условий.
  3. тяжелые соматические болезни.
  4. для формирования положительных свойств — смена обстановки, оздоровительные мероприятия, упорядочение труда и отдыха, спорт.