Теоретическими основами марксизма являются:

Модуль 2

Рассудок – это способность оперировать понятиями, упорядочивая ими чувственный материал. Априорные формы рассудка – это понятия и категории (причина, следствие, возможность, случайность, необходимость и так далее).

Мы конструируем предмет, далее накладывая на упорядоченные пространством и временем материал следующие категории. Создав объект таким образом, человек его познаёт. Именно в силу этого знания о предмете согласуются с самим предметом и могут быть к нему отнесены. На стадии рассудка разрозненные восприятия предмета объединяются в единый образ предмета – в целостность. Происходит это в силу того, что познающий субъект сам есть целостность. Далее упорядоченный при помощи рассудка материал в виде понятий переходит к разуму. Если рассудок имеет дело с опытом, то разум стремится к абсолютному безусловному знанию. Разум получает идеи. Когда разум ищет источник всех явлений внутреннего чувства, он получает идею души. Когда разум ищет источник всех явлений внешнего чувства, он получает идею мира или космоса. Когда разум ищет источник всех явлений вообще, он получает идею Бога.

Идея – это цель, к которой стремится наше познание и побудительный мотив познания. Это лишь регулятивные принципы познания, но не само знание. Идеи не основаны на опыте. Неопытное знание невозможно. Идеи противоречивы, поскольку не являются знанием о реальном объекте, они антиномичны (противоречивы).

То есть, о них с равной степенью убедительности можно высказывать противоположные мнения. Антиномии чистого разума разрешаются только разумом практическим, а не теоретическим. Таким образом, объект познания творится самим человеком. Мы познаём созданное нами же самими (явление или феномен).

Выйти за его пределы мы не можем. Хотя мы не можем познать реальность, она существует, хотя и недоступна нашему познанию. Эту реальность Кант называет «вещью в себе». Однако, в мир вещей можно проникнуть с помощью практического разума. Он руководит нравственными действиями человека и способен обеспечить свободу. Свободным является человек, способный следовать всеобщим принципам и преодолеть внешнюю причинность и необходимость. Свободный человек руководствуется тем законам, которым его воля ставит сама перед собой. Высший нравственным законом является категорический императив. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Этика Канта является этикой долга, то есть, человек должен поступать так, как диктует ему долг.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... него фактом. Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, что духовное значение ... от физического тела больше чем на три-четыре метра. Явление напоминало мои первые внетелесные переживания, протекавшие в непосредственной близости ... в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, в отличие от человеческо ...

Гегель

Гегель является создателем совершённой системы объективного идеализма. Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный исторический и духовный мир в виде единого процесса, развернул схему его постоянного развития и движения, попытался выявить внутреннюю связь этого развития. Субстанцией у Гегеля является независимая от человека сущность – абсолютная идея. Абсолютная идея проходит несколько стадий своего развития. Первая стадия – это стадия логики. На этой стадии идея существует сама по себе, сама в себе и сама для себя. На этой стадии ничто как возможность идеи превращается в реальное бытие (действительность).

Реальное бытие противоречиво, в нём одно переходит в иное по законам необходимости, которая проявляется в форме случайности. Процесс перехода одного в иное состоит в переходе количественных изменений в качественные путём преодоления меры. В результате преодоления меры одна сущность превращается в другую. Сущность человеку раскрывается только в форме явления. Таким образом, реальное бытие у Гегеля является единство сущности и явления, содержания и формы, случайности и необходимости, количества и качества… Единство сущности и существования есть действительность. Вторая стадия – это стадия природы. Мышление переходит в своё инобытие. Природа не чужда мышлению, она есть само это мышление, которое составляет внутреннюю сущность мира, его содержание. Гегель выводит принцип тождества бытия и мышления (субъекта и объекта познания).

«Всё действительное разумно, всё разумное – действительно». Природа – это лишь повторение чувственно-внешней формы логических абстракций. Третья стадия – это стадия духа. Абсолютная идея стремится наиболее полно реализовать себя саму и найти для мышления соответствующую форму. На стадии духа идея так же проходит три ступени развития: субъективная (индивидуальное сознание человека); объективная (порождаемый духом мир, сфера общественного бытия человека); абсолютная (дух нашёл соответствующую форму своего выражения, он обрёл самого себя).

Особо выделяет философия Гегеля диалектический метод. Для него характерны признания взаимосвязи всего существующего, признания движения, развития, совершенствования. Для этого метода характерно постулирование противоречия как источника развития. Гегель формулирует три закона диалектики:

— Закон единства и борьбы противоположностей. Отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?». У всякого развивающегося явления есть внутренний источник – это борьба противоположных начал, тенденций, сторон, которые, вместе с тем, пребывают в единстве.

— Закон перевода количественных изменений в качественные путём преодоления меры. Отвечает на вопрос: «Как происходит развитие?».

— Закон отрицания. Происходит отрицание предыдущей сущности, но в новом (в отрицании) сохраняются элементы и опыт старого. Развитие преемственно и происходит по спирали.

Диалектика Гегеля была основана на идеалистической основе. Он игнорировал развитие в природе. Сама система Гегеля ставит предел развитию мышления, хотя диалектический метод требует отказа от границ в развитии.

26 стр., 12516 слов

Развитие и взаимосвязь речи и мышления

... Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком ... для исследования взаимосвязи и развития мышления и речи. 4. Выявить индивидуальные особенности мышления и речи в дошкольном ... действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, ...

Фейербах

Был материалистом (и атеистом).

Критиковал Гегеля и пытался обосновать новую философию путём выявления тех скрытых истин, которые уже имеются в европейской философии. Достаточно везде поставить предикат вместо субъекта, чтобы получить правильную философию. «Действительно отношение мышления к бытию таково: бытие – субъект, мышление – предикат; мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления». Он критикует религию, он считает, что Бог – это мышление и свойство человека, наделённые самостоятельным существованием (знание, способность прощать, любовь и так далее).

Лекция №2 (08.05.2010) Марксизм

Теоретическими основами марксизма являются:

  1. Немецкая классическая философия: идеи Канта, Гегеля, Фите, Шеленга, Фейербаха.
  2. Английская политическая экономика: учение Адама Смитта, Давида Рикардо.
  3. Французский утопический социализм: учение Сен-Симона и Фурье; и английский коммунизм: учение Оуэна
  4. Успехи естествознания XIX века:
    1. Создана клеточная теория, чем доказана генетическое и морфологическое единство растений и животного мира.
    2. Закон сохранения и превращения энергии в 40-е годы.
    3. «Происхождение видов по естественному образу» Чарльз Дарвин 1859 год.

Заслугой Маркса является распространение материализма на общественные отношения. Человеческая сущность имеет практический характер. Она постоянно преобразовывает действительность в процессе своей трудовой деятельности, труд как преобразование человеком природы и одновременно как преобразование общественных отношений. Это истинное бытие человека в мире и обществе. Главенствующим является не дух, не начало, не нравственность, а практика. Практика первична по отношению ко всему духовному, она исторична, то есть, изучается в процессе развития человеческого общества. Практика имеет общественный характер, возникает благодаря связям между людьми. Практика всегда предметна, направлена на преобразование предмета, природы в целом, общества, культуры самого человека. Практика, в процессе которой человек создаёт условия своего существования – это общественное бытие человека. Создание человека и его духовный мир равно как и духовные истоки общества, зависят от бытия (практики деятельности).

Главный элемент общественного бытия – способ производства. Он включает в себя:

  1. Производственные силы. Средства производства, труда; предмет труда и люди с их умениями и навыками.
  2. Производственные отношения. Отношения по поводу производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Маркс выдвигает закон соответствия производственных отношений характеру производственных сил. В соответствии с этим: определённому уровню развития производственных сил соответствует определённый характер производственных отношений, то есть, складывающиеся в обществе отношения зависят от материальных факторов (от того, какие используются средства производства, как обрабатываются предметы труда, какими производственными навыками владеют люди).

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... мы говорим духовно – нравственном аспекте экологии, то мы имеет в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфера, но и самому себе, животному ... и историков привели к получению некоторых обобщенных целостных знаний о человеке. Но, как оказалось на практике, предпосылки и выводы нескольких конкретных дисциплин зачастую не совместимы. Каждая ...

Производственные силы и производственные отношения составляют базис общества. Над базисом располагается надстройка, которая определяется базисом и зависит от него. Она включает в себя политику, право, формы государственного правления, науку, религию, философию, нравственность, искусство и так далее.

Люди видели несколько этапов исторического развития или типов организации общества, который он издавал формациями: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (теория пяти формаций).

Четыре этапа развития очень хорошо применимы лишь к европейскому развитию (культуре), а пятый не реализован вообще. Ещё проблема: развитие бесконечно, но у Маркса всего лишь пять периодов.

Наибольших успехов Маркс добился в сфере экономики (труд «Капитал»).

Материальным производством определяется структура общества на каждом конкретном историческом этапе (формации).

Производство определяет большие группы людей, классы, которые различаются отношением к производственным силам. Класс, который обладает производственной силой – класс эксплуататоров (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, капиталисты).

Тот класс, который не обладает производственной силой – класс эксплуатируемых (рабы, зависимые крестьяне, рабочие).

Отношения между классами и группами во всей их полноте – это гражданское общество. Оно управляется особым механизмом – государством. Государство – это аппарат для поддержания господства одного класса над другим.

История творится людьми, но они действуют не из высших духовных побуждений, а из стремления обеспечить свои потребности и устроить свою жизнь. Сами же человеческие потребности формируются под воздействием общественных отношений. Отсюда сходство в устремлениях и мотивах людей.

Общность людей проявляется в принадлежности к определённому:

  1. социальному типу распределения труда (умственный, физический, промышленный);
  2. классу;
  3. национальности (нация определяется для человека устом, язык, обычаи, мораль и так далее;
  4. культуре (культура определяет ценности человека, нравственность, эстетические ориентации и другие).

Потребности историчны, они меняются по мере развития общества.

Нельзя свести человека только к общественным отношениям.

Маркс утверждал, что наличие определённой зависимости между сущностью человека и общественными отношениями, позволяют сделать вывод о том, что человек есть совокупность тех общественных отношений, в которые он вступает.

Лекция №3 (15.05.2010) Современная западная философия Позитивизм

Позитивизм (положительный) – направление с 1830 года и до начала первой мировой войны.

6 стр., 2532 слов

ТЕОРИИ МЕТАФОРЫ ХХ ВЕКА в философии

... ХХ ВЕКА Осуществившиеся в ХХ веке изменения в философии, состоящие в отступлении от линии классического рационализма и появлении ряда иррационалистических учений (философия жизни, экзистенциализм), исходящие ... чтобы отфильтровать или организовать наше понимание какой-либо другой системы (“человек”). Взаимодействие предполагает демонстрирование одной системы признаков с помощью другой, чтобы создать ...

Имеет следующие основные черты:

  1. Единственно адекватный метод познания – естественнонаучный.
  2. Естественная наука работает не только при изучении природы, но и общества.
  3. Позитивизм вознёс до небес науку как единственное средство решения всех проблем.

Огюст Конт – основоположник. Предлагал целью науки наполнение и систематизацию позитивного знания (знания, полученного в результате эксперимента, опыта).

Позитивная философия должна заниматься логикой научного исследования и его методологией. Является основоположником социологии. Учение связано с неведомой хернёй в истории галактики:

  1. Теологическая.
    1. Магия, фетишизм.
    2. Политеизм.
    3. Монотеизм.
  2. Метафизическая. На этой стадии все явления окружающего мира галактики объясняют действием абстрактной сущности.
  3. Научная или позитивная. Методы познавания, успешно зарекомендовавшие себя в изучении естественных наук, должны быть так же применены к изучению общества. Классификация наук (от от нижней ступени пирамиды к верхней): математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Каждая наука опирается на предыдущую.

Фрейдизм

Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр, психолог. До Фрейда сфера психологии ассоциировалась только со сферой сознательного. В это время господствовал позитивизм с XIX по XX века. Введение понятия «бессознательное». Считал, что бессознательное стоит за многими нашими действиями. Выделяет два уровня сна: открытое (явное содержание сна), скрытое (подлинное содержание).

Большая часть вытесняется подсознанием. Там находятся скрытые желания, которые несовместимы с обществом. В подростковый период происходит вытеснение из сознания в подсознание. Особое место занимают сексуальные влечения. Такого рода влечения заменяются или сублимируются чем-то более пристойным (религия, искусство).

По Фрейду, либидо обнаружение детской сексуальности – шокирующее общество. Рождение ребёнка – психическая травма. Мать является источником удовольствия, при кормлении грудью, является объектом сексуального влечения. В 3-5 лет у мальчиков возникает эдипов комплекс (желание овладеть своей матерью и убить отца. Боится отца и вытесняется влечение. Перенимает черты мужского характера, усваивает систему моральных норм.

По мнению Фрейда, на ранней стадии сыновья убивали отцов. Но на их место ставили тотем, которому все поклонялись. Человечество обрело Бога. У каждого мужчины существует эдипов комплекс.

Оно – бессознательное инстинктивное начало человека (месть, сексуальные инстинкты).

Я – сфера познания. Направляет импульсы, поступающие от «Оно» в приемлемые для общества рамки (формируется к пяти годам).

Сверх Я – сфера моральных запретов, норм, правил, которые устанавливает общество.

11 стр., 5039 слов

Человек в информационном мире

... Какова "человеческая составляющая" нового мира – мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи? Как меняется деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом, ... ситуации риска и т.п. Результатом этого должна стать новая рациональность грядущего информационного века, - основанная не на классической идее "общественного договора" или "социального ...

«Сверх Я» в нём «Я» в центре «Оно».

Карл Юнг

Высоко оценивая идеи Фрейда, он был принципиально не согласен со сведением всех явлений культуры и сознания к психологическим факторам (в частности, к сексуальности).

Юнг считал, что Фрейд переоценивает сексуальные комплексы, они важны, но далеко не единственны. Базой для его учения послужило его учение о коллективном бессознательном (единое сознание) – некое психическое первоначало бытия, существующее наряду с физической реальностью. Человеческая психика – некая энергетическая система, в которой постоянно взаимодействуют: коллективное бессознательное (система архетипов – схем инстинктивного поведения людей) и индивидуальное сознание.

Система архетипов – некая самостоятельная психологическая субстанция, социальный опыт, накопленный нашими предками и передающийся от поколения к поколению. Выражены в символической образной форме (миф, религия).

Великий отец (архетип мужественности), великая мать (архетип женственности).

Обычно человек не признаёт свои недостатки, а проецирует на других людей. Единственный способ справиться с тенью – научиться принимать её как данность, только тогда человек перестаёт приписывать недостатки другим.

Нейрофрейдизм

Появился в тридцатые годы XX века. Нейрофрейдисты отказались от теории Фрейда о господстве бессознательного биологического начала. Они полагали, что на жизнь индивида и общества гораздо большее влияние имеет социальные культурные факторы. Каждая культура обладает собственным стремлением, именно оно оказывает решающее воздействие на воспитание детей и поведение взрослых.

Основным объектом исследований нейрофрейдисты поставили межличностные отношения. Наиболее видным представителем был Эрих Фрамм. Считал, что в процессах исторического развития человек утратил биологическую природу «первую». Взамен неё возникло «второе» — природа, где решающую роль играют социальные связи и отношения. В основе этой второй природы лежат неразрешимые противоречия экзистенциальные дихотомии, плюс деление любого понятия на две части.

  1. С одной стороны, человек является частью природы и не может изменить её законы.
  2. Человек постоянно пытается выйти за пределы природы и создаёт свой собственный мир – культуры.
  1. Человек смертен. Зная о своей смерти, от утверждает вечные идеалы, ценности, за свой короткий срок пытается реализовать себя.
  1. Человек одинок, сознаёт отличие от других.
  2. Сознавая одиночество, он стремится к солидарности с другими людьми

Природа человека проявляется в позитивных и негативных ответах на эти вопросы. Отрицает биологические характеристики, это хз в характере страсти, характер заменяет у человека инстинкт, который формируется в процессе социальной хрени.

Философия жизни

Конец XIX – начало XX века. Жизнь – исходная целостная реальность. Основные идеи в работах Артура Шопенгауэра. Телесный или чувственно воспринимаемый мир понимается не как объективно существующий, а всего лишь как представление в сознании субъекта. То, что стоит за этими чувствами, Шопенгауэр трактует как Кант – нечто непостижимое. Поэтому, мир становится миром только после того, как появится первый видящий его глаз, первое слышащее его ухо. В основе бытия – иррационализм. Слепая сила, не имеющая основания в чём-либо – воля в жизни, которая проявляется в бесконечном множестве форм. Жизнь является борьбой всех против всех. Жизнь каждого человека – трагедия. Человек одержим различными желаниями, страстями – проявлением «воля в жизни». Но человеческая жизнь бессмысленна.

8 стр., 3825 слов

Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей ...

... определенной ступени развития, а именно на уровне высокоорганизованной живой материи, приобретает форму ощущения, восприятия, а у человека – также и форму теоретической мысли, понятия. психическое, ... познания психического отражения, сознания. В изучении форм общественного сознания – это анализ бытия общества, свойственных ему способов производства и системы общественных отношений; в изучении ...

Оказало огромное влияние на Ницше.

Лекция №4 (22.05.2010) Русская философия

Считается, что русская философия складывается в X-XI веках и связана с христианизацией Руси. В число первых философских произведений относят «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона XI века. В нём обоснована идея включённости России в мировой исторический прогресс христианской религии. Утверждается идея равенства всех народов. Ещё одно раннее произведение «Поучение» Владимира Мономаха XII века. Посвящено оно проблемам мирской этики и представляет собой духовное завещание детям. Вновь утверждается идея доминирования духовного в человеческой жизни, идея гуманного отношения ко всем людям, предписывается заботиться о простых людях, о смерде (крестьянах) и челяди (слугах).

Мировоззрение русских людей в этот период утверждаются идеи христианской религии и философии. Появляется много переводных произведений. В XIV-XV века в Русь проникают учения исихазма (от греч. – покой, безмолвие).

Это аскетическое учение о внутренней и духовной сосредоточенности при помощи определённых приёмов медитации, в том числе, и обета молчания. Сторонниками исихазм были Андрей Рублём, Максим Грек, Нил Сорский. В XVII-XVIII веках начинает складываться самобытная русская философия. С основанием 1755 году московского университета начинается отход русской философии от византийских и западноевропейских образцов. В первой половине XVIII века создаёт своё учение Ломоносов. « … по физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств». Мироздание представляется ему упорядоченным, структурированным, бесконечным. Миру присуще движение, он бесконечен в пространстве и во времени. Вселенная дополнена множеством миров, которые могут быть населены разумными существами. Ломоносов был сторонником деизма. Мир развивается по строгим законам, которые возможно познать. Наполняющие мир тела (объекты) материальны. Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя делима на корпускулы. Корпускулы сложны и недоступны для наблюдения. Движение в мире требует предполагать существование Бога как двигателя, который «запускает» все двигательные процессы. Историю Ломоносов рассматривал как рождение, расцвет и гибель различных народов. Ломоносов отрицал линейное развитие всех народов и так же отрицал идею избранности тех или иных народов.

14 стр., 6701 слов

Бытие, материя, сознание, как исходные философские категории

... более, чем видимостью объяснения. Понимание бытия в известном смысле опускается на уровень обыденного сознания: вместо объяснения единства мира констатируется множественность необъяснимых материй-свойств. С изменением практики и ... как "causa sui", т. е. причину самой себя, самопричину. Он не отрицает движения, он просто отводит его на задний план, делая акцент на целостности и ...

Деистической направленность характеризовались и взгляды Радищева. Первая ступень – это бесформенная материальная маска. Вторая ступень – это неодушевлённая вещественность земной природы. Третья – это живое начало, к которому принадлежит человек. Четвёртая – это вселенная вцелом. Человек рассматривался Радищевым как единство материального и духовного начала. Специфика человека состоит по сравнению с другими живыми организмами в прямохождении и истинном отличии человеческого мозга, способности к речи, способности к трудовой деятельности и в стремлении к совершенствованию условий и себя. Радищеву присущи резкие критические замечания в адрес современного политического режима и самодержавия с крепостным правом.

В 30-40 годы XIX века складываются два важнейших идейных направления в русском мировоззрении: славянофильство и западничество. Славянофильство направило усилие на определение национальной специфики России, её сущностного, культурного ядра. Особый путь развития они связывают с коллективистским началом русского народа, с патриархальностью, с любовью к самодержавию и православием. Патриархальность русского народа, как считали славянофилы, позволит избежать коренной болезненной ломки общественных устоев. Хомяков, Кирилевский, Аксаков и другие.

Западничество рассматривала Россию как включённую в мировой процесс прогрессивного развития. Как идущую тем же путём, что и развитые страны Европы. Единственная её специфика – это культурное отставание, обусловленное социально-политическими препятствиями (крепостное право, самодержавие, отсутствие политических прав и свобод).

Грановский, Белинский и другие.

К концу XIX века русская философия переживает взлёт. Соловьёв, Леонтьев, Лоренский и другие. Один из наиболее выдающихся – это Владимир Соловьёв. Основной идеал Соловьёва – единство. Объединение всего разрозненного в целое. Он мечтал о единстве во всех сферах культуры. О синтезе религии в идеале – вселенской церкви. О единстве науки, искусства и религии. О единстве божественного творения и самого творца. Соловьёв приходит к выводу, что мир – благо и всё сущее дано на благо человека. Однако, в работе «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Соловьёв говорит о том, что зло в мире представляет реальную силу и бывают периоды временного торжества зла. Но это не значит, что со злом не нужно бороться. Соловьёв отвергает тезис Толстого о непротивлении злу – призывает всех бороться с несовершенством мира. Соловьёв развивал идею о богоизбранностью русского народа, обладающего третью силой всего народа. Восточный деспотизм подчиняет все сферы человеческой жизни единому началу, а буржуазная цивилизация Европы разрушает единство и целостность, утверждает эгоизм и анархию. Только в русской культуре единство высшего начала сочетается со свободным разнообразием форм. Россия должна провести свою силу в человечество. Но при этом, это может быть мученическая и жертвенная роль.

В конце XIX – первой половине XX века работал Бердяев. Его работы «Истоки и смысл русского коммунизма», «Судьба России», «Философия свободного духа», «Самопознание» и другие. В своих идеях выдвигал идеи экзистенциализма. В общественной жизни Бердяев отстаивал иерархию и повиновение, на которых держится единство общественной жизни. Это единство разрушилось бы, если бы не было руководства одних и повиновения других. Неравенство оправдано верой в Бога. В общественной жизни человек должен руководствоваться духовной целью, приобщаясь к ней, человек попадает в царство свободы. Самой ценной является человеческая экзистенценлная. То есть, должен быть индивидуальным. От сюда проистекает критика Бердяева марксизма с его проповедями социального равенства, стремлением рассматривать человека не как свободную экзистенцию, а как совокупность общественных отношений.

8 стр., 3880 слов

1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

... и мировоззрения русского на­рода, с русским религиозным сознанием. Бытие человека и мира не­разрывно связано с Абсолютом. ... существует, кроме абсолютного, еще и потенциальное бытие, пер­вая материя, душа мира, служащая источником множественности частных ... для Гераклита —это огонь, вечное движение, развитие, процесс, для атомистов — это атомы. Бытие рассматривается как существование. Так, Парменид ...

Лекция №5 (29.05.2010)

Бытие – важнейшее философская категория. С неё начинается философское осмысление мира. В ней отражается убеждение человека в существовании окружающей действительности и самого себя. Мир обладает бытием. «Он есть»: это утверждение является предпосылкой любых рассуждений о мире. Бытие – это философская категория, обозначающая верность. Понятие бытие сходно однопорядково с такими понятиями как: реальность, действительность, существование. Во многих случаях, эти понятия однозначны. Всё возникшее, всё реальное, всё действительно существующее – это бытие. Всё исчезнувшее – это небытие. В самых различных и несхожих явлениях есть общее то, что объединяет их в единство. Это общее – бытие. Они есть, они существуют. Понятие бытие абстрагируется от конкретных различий вещей. Это придаёт миру исходную целостность, делает его единым объектом философского анализа. Бытие – это предельно широкая общая категория философии. Понятие бытие не сводится только к предметно-вещественному миру. Можно выделить различные сферы бытия:

  1. Материальный мир. Существование тех объектов, которые независимы от сознания и воли людей. Это бытие вещей, процессов, состояний природы.
  2. Мир сознаний (бытие идеального).

    Этот мир субъективен, то есть, зависим от воли сознания желания человека. Но при этом, он обладает реальностью, хотя и отличен от материального мира.

  3. Объективированные формы духовного. Это порождения нашего сознания, ставшее доступным для других, выраженное вовне, ставшее достоянием духовной культуры общества. Наука, искусство, религия, мораль и так далее. Они выходят за рамки субъективного быта и обретают объективную общественную значимость.
  4. Бытие самого человека в мире. Человек как индивид принадлежит к двум сферам мира. Природному, вещественному, материальному миру и идеальному духовному миру. Наше тело – это часть материальной природы. Его существование и развитие подчиняется общим для всех живых существ законам. Человеческое же сознание – это идеальное. Именно оно позволяет человеку не только быть, но и осмысливать как собственное бытие, так и бытие мира. Такая двойственность человека была рано помечена в философии и выразилась в противопоставлении тела и души.
  5. Бытие созданных человеком вещей. Это мир человеческой материальной культуры. С одной стороны, создаваемые человеком вещи материальны. С другой стороны, они порождены человеческим сознанием (придуманы, сконструированы, разработаны).

    Более того, сам процесс их создания – это процесс сознательной человеческой деятельности (он предполагает цель, выбор средств, волевые и трудовые усилия).

Вопрос о том, каким образом взаимодействуют различные формы бытия в первую очередь материальное (идеальное) бытие, является одним из основных вопросом философии. Бытие – это абстрактное понятие. Бытие и его формы обретают содержание и конкретизируются при помощи других философский понятий (материя, сознание, пространство, время, движение).

Раскрытие и конкретизация понятий бытие составляют сущность антологии. Это базисная часть философского знания. Только выстроив антологию, возможно строить гносеологию, этику, социальную философию и так далее.

Следующее за бытием понятие – это материя. Понятием материя фиксируется разделённость мира на реальность независимого от человеческого сознания и реальность самому сознанию. Понятие материи всегда было связано с поиском носителя всех свойств и явлений в мире, то есть, с поиском субстанции. Вопрос о характере и числе субстанций является важнейшей классификацией философских учений. Материализм (наивный, метафизический, идеалектический) идеализм (субъективный, объективный).

С антологической точки зрения материя – есть субстанция. Она есть причина самой себя. Материя как субстанция обладает свойствами самопорождения, самодвижения, внутреннего развития. Материя и субстанция, что означает, что материя является источником всего происходящего в мире. Второй аспект понимания материи – гносеологический. С этой точки зрения понятию материя фиксируется противопоставленность мира и человека, природы и сознания. В этом аспекте материя существует независимо от сознания и отображается им. Фиксируется ситуация отстранённости человека от мира. В тех образах, которые создаёт сознание, нет ничего вещественного, ничего материального. Понятие, представление, ощущение не являются материальными объектами. Материальное по своему истоку сознание способно порождать идеальные объекты. Сознание – это одна из форм отражения. Сознание исходит из реального взаимодействия с миром, но на его основе способно порождать образы, для которых нет прототипов действительности. Определения материи как правило даются на основе гносеологического понимания. «Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемое им». По отношению к сознанию первична в нескольких аспектах:

  1. В генетическом. Появлению сознания предшествует эволюция материальных систем.
  2. В функциональном. Сознание есть свойство (функция) высокоорганизованной материи.
  3. В гносеологическом. Материя является источником возникающих в сознании образов. Материя – есть осознанное бытие.

Когда мы противопоставляем материю сознанию, то мы определяем как объективную реальность. Когда мы сопоставляем материю со всем миром в целом, то мы понимаем её как субстанцию, то есть, как основу и источник всех проявлений, в том числе, и сознания. Основными свойствами материи как субстанции является: самопричинность, несотворимость и неуничтожимость, сохранение атрибутивных свойств, неисчерпаемость. Атрибутивные свойства – это важнейшие основные свойства материи, без которых она непредставима и которые проявляются на любом уровне организации материи. Основными атрибутивными свойствами материи являются: пространство, время, движение, системность, отражение.

Лекция №6 (05.06.2010) Движение

Учение о движении разрабатывалось на протяжении всего развития философии. При рассмотрении движения, философы веделяли несколько проблем:

  1. Насколько фундаментально движение. В истории философии существовали учения, в соответствии с которыми, движение рассматривалось как иллюзорная характеристика бытия. Часто движение рассматривалось как сумма состояния покоя. Однако, большинство философов подчёркивает изменчивость мира, фундаментальность движения для мира (для космоса).
  2. как соотносятся материя и движение. Многие философы (Демокрит, Фалес, Гераклит) утверждали, что материя не существует без движения и наоборот. Однако, были теории, в которых материя и движение отделялись друг от друга (Аристотель).
  3. Проблема сущности движения. Многие считают, что движение можно свести только к механическим передвижениям, то есть, к изменению положения тела в пространстве (Демокрит).

    Тем самым, всё многообразие движения в мире сводится лишь к механике. Однако, уже Аристотель выделял разнообразные типы изменчивости: возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, изменение по качеству, изменение по положению (перемещение).

Современная философия исходит из того, что материя и движение неразрывны. Движение – есть способ существования материи. Оно охватывает все происходящие в мире процессы и изменения. Оно может быть различным и не сводится только к механическому перемещению. В философском смысле, движение, применительно к материи – это изменение вообще (любое изменение).

Типы изменчивости:

  1. Изменения могут быть коническими. При таких изменениях меняются внешние характеристики, но не меняется сам объект.
  2. Качественные изменения. Они делятся на:
    1. Обратимые изменения.
    2. Необратимые качественные изменения системы называются развитием. Развитие может быть регрессивным (это такое развитие, которое протекает с понижением уровня организации системы).

      Есть прогрессивные изменения системы. То есть, которые протекают с повышением уровня её организации.

Типы изменчивости нельзя путать с формами движения материи. Высшим типом движения (изменчивости) является прогрессивное развитие. Источником развития является внутренняя противоречивость материи (закон единства и борьбы противоположностей).

Движение – это фундаментальное свойство материи. Оно характеризуется объективностью, всеобщностью, несотворимостью, абсолютностью. Для любого объекта мы можем найти систему координат, в которой этот объект движется. Однако, не стоит абсолютизировать движение и отрицать подход. В потоке вечного изменения существуют моменты покоя. Движение является взаимодействием устойчивым и изменчивым. Материя и движение неразрывны, поскольку материя бесконечна, то бесконечны и формы её движения. В основу классификации форм движения положен принцип учёта носителя движения (того, что движется).

Одна из наиболее популярных классификаций предложена: механическая (перемещение тел в пространстве), физическая (движение молекул), химическая (движение атомов), биологическая (органическая жизнь), социальная (движение социальных групп).

Существую более простые современные классификации (движение неорганической природы, движение органической природы, движение в обществе).

Каждая низшая форма движения обуславливает появление последующей (высшей) формы. Все они находятся в диалектическом единстве, но высшая форма качественно отличается от низших и несводимы к ним.

Пространство и время

Пространство и время являются основными формами существования материи. Существуют две точки зрения:

  1. Субстанция пространства и времени, которая существует наряду с материей и независимо от неё. Отсюда вытекает независимость свойств пространства и времени материи.
  2. Реляционная точка зрения. Не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемые в результате взаимодействия материальных объектов. Вне системы взаимодействия материи пространства и времени не существует.

С точки зрения современной философии, пространство и время – это формы, выражающие определённые способы координации материальных объектов, а не самостоятельная сущность.

Понятие пространство выражает:

  1. взаимное расположение материальных объектов (около, позади, далеко, близко).
  2. Способность материальных объектов занимать определённые объём, иметь протяжённость (длину, ширину, высоту).
  3. Пространство выражает свойство объекта иметь определённую структуру, форму.

Время выражает:

  1. Длительность существования предмета, процесса, явлений, продолжительность изменения из состояний, фаз и так далее.
  2. Порядок следования, смену состояний последовательно (до, после, одновременно).

Свойствами пространства являются:

  1. Протяжённость. Проявляется в способности тел существовать одно рядом с другим.
  2. Однородность. Отсутствие в нём каких-либо выделенных точек.
  3. Изотропность. Равноправие всех возможных направлений.
  4. Трёхмерность. Положение любого объекта можно определить при наличии трёх координат. Однако, в науке для решения теоретических задач применяют модели многомерного пространства

Свойства времени:

  1. Длительность. Способность существовать одно после другого.
  2. Одномерность. Для определения положения события достаточно одной величины
  3. Необратимость. Невозможность обратить время вспять. Она определена наличием качественных необратимых изменений материи.
  4. Однородность. Равноправие всех моментов времени.

Системность (следующее атрибутивное свойство материи).

Это атрибутивное свойство отражает преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Организованность присуща материи в любых её пространственно-временных масштабах. Как на уровне макромира, так и на уровне мира.

Системность – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность единства.

Системность – это совокупность элементов и устойчивые связи между ними (структура).

Структуры, существующие в живой природе. Биологические макромолекулы, микроорганизмы, органы и ткани, организмы, популяции, биоценоз, биосфера.

Лекция №7 (19.06.2010) Сознание и его структура

Первое представление о сознании зародилось в эпоху древнего …. Когда появились первые представления о душе и были поставлены вопросы о её сущности. С тех пор ведутся споры о его сущности, возможностях и путях его познания. Познание – чрезвычайно сложное явление, оно многогранно и является предметом многих наук: биологии, психиатрии, кибернетики, биофизики, психологии, философии и так далее. Как любое сложное явление, сознание трудно определить однозначно, поскольку практически невозможно учесть все его аспекты. С точки зрения философской гносеологии сознание – это человеческая способность идеального воспроизведения (отражения действительности).

В процессе сознательной деятельности объективное содержание мира превращается в субъективное содержание духовной жизни человека. Сознание – это высшая форма психического отражения. Сегодня известно, что всем материальным образованиям присущи свойства отражения, на основе которого возникает впоследствии сознание. Отражение – это необходимый момент любого материального взаимодействия. Отражение – это атрибутивное свойство материи.

  1. В неживой природе широко распространены изоморфные отпечатки отображения, возникающее в результате взаимодействия тел.
  2. Свойством живого организма является раздражимость. Особая физиологическая реакция на внешнее воздействие, не связанная с созданием образа объективного мира. Раздражимость – это средство регулирования приспособленческого поведения.
  3. Чувствительность – это способность живых организмов иметь ощущения, отражающие свойства объектов, воздействующих на живой организм. Ощущения составляют начальную форму психики животных.
  4. Психика – это способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на них в соответствии со своими потребностями. Психика – это свойство высшей формы органической материи.
  5. Сознание – высшая форма психического отражения. Это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Сознание неразрывно связано с материей и является её свойством. Однако, сознание не есть материя.

Важнейшее свойство индивидуально сознания – это идеальность. Идеальность предполагает отражение действительности не в форме материальной среды, а в форме знаний, эмоций, воли, логики, практической деятельности. Идеальное – это гносеологические образы и ценности человека, подлежащие реализации практической деятельности. Идеально не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом. Оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. Идеальное – это объекты отчуждённые от самих себя, существующее не в своей собственной конкретно чувственной форме, а в форме процессов головного мозга. Сознание – это особое свойство высокоорганизованной материи. Сущность сознания заключается в:

— обобщённом, целенаправленном, активном отражении действительности, осуществляемом в языковой форме;

— в способности к конструктивно-творческой переделки мира;

— в связывании поступающих впечатлений с прежним опытом;

— в способности в воображении, фантазии, моделировании будущих событий;

— в выделении себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта к объекту.

Сознание – это не просто отражение, а способность целепологания, предварительного моделирования своих действий, оценки внутреннего и внешнего мира. Сознание включает в себя четыре основные сферы:

  1. Способности чувственного восприятия (телесно-перцефтивные способности).

    Ощущение, восприятие, представление.

  2. Логические способности (логико-понятийные компоненты).

    Понятие, логические выводы, способности анализа, дедукция и так далее.

  3. Эмоциональные способности. Эмоциональные реакции: радость, восторг, гнев, страсть, ужас, ненависть. Интуитивное чувство.
  4. Аксиологические способности (ценностно-мотивационные компоненты сознания).

    Идеалы, ценности, образцы.

Сознанию в широком смысле присуще самосознание, посредством которого человек выделяется из окружающего мира и определяет своё отношение к нему. Самосознание контролирует не действие человека, а деятельность сознания. Самосознание делает из человека личность.

Первая и вторая сфера сознания называются предметными сферами сознания. Третья и четвёртая – это сознание как переживание. И самосознание.

Реальность сознания обнаруживается посредством языка (речи).

Язык – это система знаков, используемая человеком. Формирование речи привело к развитию труда. Появился физиологический аппарат образования речи. Строению человеческого мозга стал соответствовать периферический голосовой аппарат. Сущность языка состоит в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

Источники сознания (что влияет на формирование сознания)

  1. Объективный мир. Вся окружающая действительность. Отражённые образы внешнего мира, понятия, эмоции, представления о мире
  2. Культурный мир. От культуры мы получаем освоение языка (значит и способ логического мышления), умение общаться, навыки практической деятельности, ценности, идеалы, нравственные принципы, установки и так далее.
  3. Собственный духовный опыт человека. Собственные эмоции, переживания, восприятия, образы и так далее.

Наличие сознания и порождаемого им идеального выделяет человека из окружающего мира и отличает его от животных.