1 . Психологическая характеристика темперамента

ЛЕКЦИЯ №3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

1 . Психологическая характеристика темперамента.

2 . Психологическая характеристика характера.

3 . Способности человека, их виды и уровни развития.

Ключевые слова: темперамент, экстраверт, интроверт, ригидность , пластичность, уравновешенность, неуравновешенность, инертность, характер, способности, задатки, талант, гениальность, направленность.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА.

Темперамент — главное свойство личности. Его считают наиболее устойчивой характеристикой личности человека , которая почти не меняется в течение жизни и проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому каждому человеку нужно иметь представление о типах темперамента и свойства нервной системы, о собственном типе темперамента, уметь определять особенности темперамента другого человека с поведенческими проявлениями.

Древний описание темперамента принадлежит «отцу» медицины Гиппократу ( ок. 460-377 до н.э.) . Именно он первым попытался выяснить , чем обусловлены индивидуальные различия в поведении людей . Он и его последователь Гален ( древнеримский врач , ок. 130 — 200 pp . н.э.) пришли к выводу, что эти различия обусловлены разным соотношением основных видов жидкостей в организме человека . Если преобладает кровь (лат. sanguis) — человек ведет себя, как сангвиник, слизь (греч. phlegma) — флегматик, желтая желчь ( греч. chole ) — холерик, черная желчь ( греч. melana chole ) — меланхолик. Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровье, тогда как непропорциональное является источником различных заболеваний.

И.П. Павлов, доказывая наличие определенной закономерности в проявлении индивидуальных различий , выдвинул гипотезу , что в основе их лежат фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения , их уравновешенность и подвижность.

Сила нервной системы определяет ее работоспособность. Она проявляется прежде всего в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительные или кратковременные , но сильные возбуждения. Уравновешенность нервных процессов — это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность — скорость смены возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменить поведение в зависимости от условий , быстро переходить от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному или наоборот. Качеством, противоположным к подвижности , является инертность нервных процессов. Нервная система инертнее тогда, когда требуется больше времени или усилий для перехода от одного процесса к другому.

4 стр., 1805 слов

Проявления темперамента в поведении человека

... способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Человек ... различных типов темперамента и их проявление в поведении человека. Предмет исследования - проявление темперамента в поведении человека. Объект исследования - темперамент. Для достижения ...

Эти качества нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые и обусловливают тип нервной системы.

И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, который относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом. По мнению Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы .

Свойства нервной системы, особенности темперамента более — менее очевидно проявляются и « читаются » в поведении человека. Каждый человек имеет свою собственную манеру держаться , влиять на других. Один говорит спокойно , уравновешенно , постоянно улыбается , легко прощает обиды. Другой в этих же ситуациях медленный , задумчивый , часто опасается сказать лишнее , долго помнит обиды . Кто-то говорит громко , стремится лидировать в общении , живо жестикулирует , быстро переходит от одной темы разговора к другой. А кто-то говорит тихо , редко меняет позу, скупой на жесты и мимику , при этом как бы « застревает » на деталях . Все это — проявление индивидуальности человека , его темперамента.

И.П. Павлов определил четыре основных типа нервной системы , близкие к традиционной типологии Гиппократа — Галена. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа — Галена , русский физиолог описывает их так :

  • сильный, уравновешенный , подвижный тип — сангвиник ;
  • сильный, уравновешенный , инертный тип — флегматик ;
  • сильный, подвижный , неуравновешенный тип — холерик ;
  • слабый, неуравновешенный , малоподвижный тип — меланхолик .

По И.П. Павловым , темперамент — это самая главная характеристика нервной системы человека , так или иначе сказывается на всей деятельности каждого индивида .

На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей , но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы . Тем самым тип нервной системы предоставляет своеобразия поведении человека , накладывает характерный отпечаток на всю ее сущность — определяет подвижность психических процессов , их устойчивость . Однако он не является решающим фактором поведения , поступков , убеждений , которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека и в процессе воспитания.

Темперамент — это индивидуально типологическое свойство личности , характеризующий динамику протекания психических процессов и эмоциональных состояний .

У человека появляются следующие типы темперамента: холерический , сангвинический , флегматический и меланхолический . Все типы темперамента можно охарактеризовать по перечисленным ниже основными свойствами:

7 стр., 3459 слов

Нервная система человека

... нервной систем человек может управлять движениями, произвольно вызывать или прекращать их. Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов называют автономной. Работа автономной нервной системы не подчиняется воли человека. ... больше, чем нейронов. Нейрон состоит из тела и отростков. Различают два типа отростков:  дендриты и аксоны. Отростки могут быть длинными и короткими. ...

лабильность — отражает скорость возникновения и течения возбуждения и торможения ;

сензитивность — это сила воздействия , которая нужна , чтобы вызвать у человека реакцию ;

реактивность — сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители ;

активность — то есть то , насколько человек проявляет энергичность в жизни и деятельности ;

темп реакций — скорость протекания психических процессов и реакций ;

пластичность — гибкость , степень способности приспособления к новым условиям ;

ригидность — инертность , негибкость , нечувствительность к изменению условий ;

экстраверсия — направленность личности на мир внешних объектов: на окружающих людей, предметы , события ;

интроверсия — фиксация личности на себе , на своих переживаниях и мыслях , склонность к самоанализу , замкнутости ;

эмоциональная возбудимость — сила воздействия , нужна для того , чтобы вызвать эмоциональную реакцию.

Холерик — человек с сильной , неуравновешенной , подвижной нервной системой , которая отличается преобладанием возбуждения над торможением .

Холерический темперамент отличается цикличностью и импульсивностью в деятельности и поведении . Холерик может полностью отдаться делу , упорно работая , энергично преодолевая трудности на пути достижения цели , и вдруг все бросить . Непостоянство его настроения и цикличность поведения, ученые объясняют неуравновешенностью высшей нервной деятельности , проявляются в преобладании возбуждения над торможением. Поэтому интенсивная деятельность подкорки не всегда достаточно регулируется корой. Это ярко прослеживается при возникновении сложных обстоятельств , когда люди этого типа не могут найти правильного решения , и во время сильного эмоционального возбуждения .

У холерика возбуждающие рефлексы вырабатываются легко и остаются надолго , а тормозные рефлексы вырабатываются с трудом . Сложный ход возбуждения и тормозного процесса у холерика может приводить к срыву нервной системы со стороны торможения. Так , холерический тип является повышен возбуждающим и несдержанным . Но люди с таким темпераментом , когда у них есть серьезные , положительные интересы , проявляют инициативу , энергичность и принципиальность в делах. Если же таких интересов нет , холерик подвержен аффективных переживаний , раздражительности и несдержанности .

Для личности с таким типом темперамента присуща повышенная возбудимость и эмоциональная реактивность . Она бывает нетерпеливой , зажигательной и резкой в отношениях , прямолинейной. Ее волевые действия очень порывисты , если ей интересно , она способна к высокой концентрации внимания , но обнаруживает недостаточную способность к переключению внимания. По направленности холерик — экстраверт , любит быть в центре внимания , но в общении не является мягким , любит , чтобы все было , как он того хочет , неуступчивый . Имеет организаторские способности . У него живая мимика , выразительная жестикуляция , часто быстрый темп речи .

5 стр., 2380 слов

Интегративная и координационная деятельность нервной клетки

... в качестве универсального фактора интегративной деятельности нервной клетки . Координационная деятельность нейронов и слагаемых из них элементарных нервных сетей (второй уровень интеграции) обусловлена ... мозга. Данный принцип имеет первостепенное значение для анализа рефлекторной деятельности нервной системы. Концепция функциональной системы, разработанная академиком П. К. Анохиным, предполагает ...

Таким образом , существенной чертой нервной системы холерика есть, кроме большой силы , преимущественно нарушения торможения. Отличается большой жизненной энергией , но ему не хватает самообладания , он вспыльчив и несдержан .

Для холерика характерен высокий уровень психической активности , энергичность действий , резкость , порывистость , стремительность , сила движений , их быстрый темп . Холерик склонен к неоднократным сменам настроения, вспыльчив , нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам , иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести неспособность контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах .

Характерные признаки внешнего проявления холерического темперамента: торопливый , возбужденный темп движений , прямолинейные движения начинаются с рывка , угловатость движений , очень подвижная мимика , громкий голос , быстрая речь (ее скорость может колебаться ) , рукопожатие порывистое . Время разговора глаза то « загораются » , то «тускнеют » , что связано с колебаниями внимания к теме (даже если она ему интересна ) . На громкие замечания отвечает также громко , резко . Особенно неприятным голос становится , когда ему делают замечания при других людях . Мгновенно выдает реакцию на негативную оценку его суждений , предложений.

Сангвиник — человек с сильной , уравновешенной , подвижной нервной системой , для которой свойственна высокая скорость реакций .

Сангвиники могут легко возбуждаться , а также легко тормозить свои желания . Для деятельности сангвиника характерна производительность в том случае , когда ему интересно , когда он находит что-то новое для себя . Если неинтересно , он начинает скучать и оставляет начатое дело , не доводя его до конца. Его поступки обдуманы , в стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва».

Личность с таким темпераментом очень подвижная , легко приспосабливается к новым условиям жизни , быстро находит контакт в отношениях с другими людьми , отличается общительностью , свободно и раскованно чувствует себя в новом окружении . По направленности сангвиник яркий экстраверт . В кругу своих друзей всегда веселый и жизнерадостный . Настроение у него части оптимистичен.

Для сангвиника характерна повышенная реактивность , он громко смеется и бурно сердится . Чувство возникают очень легко и так же легко меняются , может легко контролировать свои эмоции в соответствии с требованиями среды .

Чрезвычайно легкое и быстрое образование новых нервных связей , легкая их перестройка способствует тому , что сангвиник быстро схватывает все новое , легко переключает внимание , усваивает новые навыки . У него гибкий ум , хорошо развитое чувство юмора .

Черты сангвинического темперамента по — разному проявляются в зависимости от направленности деятельности человека: при отсутствии серьезных интересов в жизни сангвиники бывают легкомысленными и поверхностными.

Таким образом , нервная система сангвиника отличается большой силой нервных процессов , их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, которая легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни . Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни .

2 стр., 855 слов

Темперамент и успешность профессиональной деятельности

... системы, характеризуется живой и активной деятельностью. В коллективе люди, обладающие сангвиническим темпераментом, жизнерадостны и отличаются остроумием. Сангвиники легко усваивают динамический стереотип, быстро схватывают новое, легко переключают свое внимание. В ...

Для сангвиника характерны высокая психическая активность , энергичность , работоспособность , живость движений , разнообразие мимики , быстрый темп речи . Сангвиник стремится к частой смене впечатлений , легко и быстро отзывается на окружающие события , общителен. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются . Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи . При неблагоприятных условиях подвижность превращается в несдержанность , поспешность . При недостаточном уровне саморегуляции и низкой критичности подвижность выливается в неоправданную поспешность в принятии решений , в поступках.

Характерные признаки внешнего проявления сангвинического темперамента : широкие движения , широкие шаги , походка быстрая , ритмичная, склонность к малой дистанции при общении , твердый взгляд , достаточно сильное рукопожатие , подвижная и богатая мимика , оживленно — быстрая манера речи . Глаза « загораются » с появлением новой идеи , нового предложения .

Флегматик — спокойный , всегда уравновешенный , настойчивый и упорный труженик жизни ( И.П. Павлов) . Его реакции оптимально приспособлены к силе условных раздражителей , а потому флегматики адекватно реагируют на воздействия внешней среды: если слабые раздражители , то и реакция слабая , если сильные — то сильная . Но свойственная им инертность не позволяет быстро реагировать на быстрые изменения среды . Условные рефлексы у флегматиков образуются медленнее , но оказываются весьма устойчивыми.

Флегматики умеют контролировать , задерживать и регулировать безусловные рефлексы и эмоции. Поэтому в своем поведении , движениях , разговоре они медленные и спокойные . Мимика очень бедная , голос тихий и невыразительный . Они точно придерживаются выработанного распорядка жизни , и потому ничто не может отвлечь их от основной работы . Для них характерна сосредоточенность , выносливость , среди других отличаются устойчивостью внимания , способностью старания и настойчиво работать.

По направленности флегматик интроверт , поэтому трудно сходится с людьми , не нуждается в новых знакомствах . Вместе с тем ему присущи обязательность , общительность , равное отношение к другим людям. Его трудно разозлить или довести до аффективного состояния .

Однако чувства флегматиков возникают медленнее , чем у сангвиников и холериков . Однако они характеризуются силой и одновременно сдержанностью во внешних проявлениях , слабой экспрессивностью .

Личность с таким темпераментом реагирует медленно, поэтому время не способна быстро действовать в экстремальных ситуациях . Трудно приспосабливается к новым условиям , не любит менять привычки , распорядок жизни , работу , друзей. У флегматика настроение преимущественно стабильный , ровный. Если есть серьезные неприятности , остается внешне спокойным .

Таким образом , нервную систему флегматика характеризует значительная сила и равновесие нервных процессов наряду с малой подвижностью. С точки зрения подвижности он является противоположностью сангвиника , поэтому реагирует спокойно и медленно , не склонен к изменению своего окружения ; как сангвиник , хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям .

2 стр., 764 слов

34. генотип и среда в развитии темперамента и личности

... воспитания формируются особенности характера и личности человека. В итоге свойства темперамента, образно говоря, « ... деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности ее выполнения). А.Торгерсен провела исследования всех перечисленных выше свойств темперамента ... между новорожденными близнецами по таким чертам, как активность, раздражимость, способность успокаиваться, ...

Для флегматика характерны низкий уровень психической активности , медлительность , тяжелое переключение с одного вида деятельности на другой и адаптации к новым условиям. У него преобладает спокойное , ровное настроение . Чувства и настроения обычно отличаются постоянством . При неблагоприятных условиях (отсутствие интереса , усталость ) могут развиться вялость , бедность эмоций , склонность к выполнению однообразных привычных действий .

Характерные признаки внешнего проявления флегматичного темперамента : медленный , неспешный темп движений , малоподвижная мимика , спокойная , медленная речь , низкий тон голоса. Часто останавливает собеседника , переспрашивает , если тот говорит быстро .

Меланхолик — это человек со слабой , неуравновешенной , малоподвижной нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям , а сильный может спричиты в них «срыв » .

Меланхолическому типичные темперамента свойственна слабость как возбуждающего , так и тормозного процессов . Поэтому условные рефлексы у меланхоликов неустойчивы и от изменения окружения легко тормозятся . В них особенно ослабленное внутреннее торможение , отсюда — низкая комплексная реактивность , легкое отвлечение внимания , непродолжительное сосредоточения на объектах деятельности .

По направленности меланхолик — интроверт , поэтому он тяжело переживает смену жизненного окружения , попадая в новые условия жизни , очень теряется . Он бывает излишне застенчивым , нелюдимым , робким и нерешительным , не любит новых знакомств и шумных компаний.

Личность с таким типом темперамента проявляет растерянность , спонтанность . В чрезвычайных ситуациях у него может оказаться «стресс кролика » , что приведет к низкой эффективности деятельности , а то и невыполнение заданий .

Меланхолик — очень впечатлительный человек , склонный к астеническим эмоциям . Чувства его отличаются медлительностью течения , устойчивостью и слабой экспрессивностью . Это люди сверхчувствительные . Грубость , бестактность , неуважение и другие негативные моменты поведения меланхолики переносят очень болезненно. Им нужно спокойное , привычное окружение , где они могут успешно работать.

Следовательно, людям , которые относятся к этому типу , присущая слабость как процесса возбуждения , так и торможения , они плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов . Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них влияние сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения .

Для меланхолика характерен низкий уровень психической активности , быстрая утомляемость , глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении , преобладают негативные эмоции . При неблагоприятных условиях могут развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость , отчужденность .

Характерные признаки внешнего проявления меланхолического темперамента : медленный , вялый темп движений , малоподвижная и одновременно напряженная мимика , медленная манера речи , голос негромкий , взгляд часто сбоку или мимо собеседника , во время рукопожатия рука вялая , возможны « опущены » уголки рта , сжатый рот , неравномерность в ритме речи. Перестает быть активным при восклицаний резком замечании , привлечении к нему внимания . На групповом активном обсуждении вопроса не всегда может проявить инициативу , особенно при оценочных суждениях , теряется в большой аудитории , избегает « контакта глаз » .

5 стр., 2059 слов

Типы темперамента. Специальные способности личности

... современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности - математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой ... обладает буйным характером, страстной жаждой правды, ему присущ подвижный тип высшей нервной деятельности, а также ... относительно быстрой утомляемостью; Для Татьяны как человека, обладающего меланхолическим темпераментом свойственна низкая активность; ...

Описанные типы темперамента в чистом виде редко встречаются в жизни. Фактически , у всех людей сочетаются черты разных темпераментов , но преобладает один из них , поэтому трудно отнести того или иного человека к определенному типу темперамента .

Особенности типа темперамента у каждой личности проявляются по- разному. Они меняются с возрастом , находясь в прямой зависимости от созревания и развития организма человека , его психики . Задача состоит в том , чтобы учитывать эти особенности и производить у человека умение владеть своим темпераментом .

Как же нужно учитывать особенности того или иного типа темперамента личности в учебной , воспитательной и профессиональной деятельности?

Работая с холериками , следует учитывать , что они легко концентрируют внимание на том или ином объекте , но не могут ее быстро переключать , поскольку процессы торможения у них замедлены. Они также склонны к нарушению дисциплины на занятиях , так как часто бывают повышены возбуждающими , склонными к аффективным реакциям , их надо захватить интересными делами и давать какие-то поручения . Навыки и привычки у холерика образуются легко , но изменить их бывает очень трудно . Поэтому переход от привычных действий к другим , новым , должно осуществляться постепенно.

У человека флегматичного и меланхоличного темпераментов временные связи образуются медленнее вследствие недостаточной подвижности корковых процессов . Поэтому им нужно давать больше времени на усвоение и овладение учебного материала.

Недостаточная подвижность флегматиков приводит к тому , что они медленно переключаются . Работая с ними , следует подбирать задания, которые способствуют выработке большей скорости реагирования и моторной подвижности , особенно, когда они должны выполнять задачи в экстремальных условиях . Динамические стереотипы у флегматиков образуются медленнее , чем у сангвиников , а потому их надо постепенно переключать с одного привычного действия на другое.

Люди меланхоличного темперамента требуют особого внимания в силу своей уязвимости , быстрой утомляемости организма. Им необходимо спокойное , благоприятное окружение и продуманный режим воздействия , предусматривающий постепенный переход от привычных условий жизни к другой деятельности и обстоятельств . Слабость нервных процессов у этих людей требует чувствительного и осторожного отношения к ним.

Все типы темперамента имеют свои положительные и отрицательные черты . Достоинства холерика — активность , страстность , энергичность ; сангвиника — подвижность , эмоциональность , отзывчивость ; флегматика — выдержка , спокойствие ; меланхолика — глубина и устойчивость чувств , эмоциональная чувствительность. Вместе холерики могут быть невоздержанными , резкими , аффективными ; сангвиники — недостаточно сосредоточенными , легкомысленными .

3 стр., 1443 слов

Конфликт этики личности и этики характера

... – сослуживцем или супругой, приятелем или ребёнком-подростком, переживающим кризис личности. Самое красноречивое в человеке – его характер. Жизнь имеет уникальное свойство – учить. И если мы из какой ... Л.А.Бабук. – Минск : Попурри, 2009. – 224с. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности; пер. с англ. – 5-е изд. – М. : Альпина Паблишерз, 2010. – 374 ...

В некоторых разновидностях деятельности , например в экстремальных ситуациях , от черт темперамента зависит решение задач.

Поэтому для определенного вида деятельности следует подбирать людей , ориентируясь на более или менее благоприятные динамические черты их психики .

Некоторые виды деятельности предъявляют жесткие требования к темпу и интенсивности действий , следовательно , требуют специального отбора по этим качествам . Например , тому, кто выбрал профессию военного летчика , танкиста , оператора , десантника , надо иметь подвижный и сильный тип нервной системы . Это также касается людей , которые должны действовать в чрезвычайных ( экстремальных ) условиях.

Темперамент проявляется в первую очередь в особенностях использования способов работы . Итак , черты темперамента является одной из предпосылок развития характера .

2 . ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАРАКТЕРА .

Термин « характер » — греческого происхождения , он означает « черта» , « признак » , « отпечаток » .

Для определения свойств человека его ввел современник Аристотеля — Теофраст . В « характеристики» он описал с точки зрения моралиста 31 тип человеческих характеров — людей хвастливых , говорящих , неискренних , скучных , льстивых т.п. .

Мы постоянно слышим, что одни люди трудолюбивые, дисциплинированные, настойчивые, скромные, честные, смелые, решительные, коллективисты, а другие — ленивы, неаккуратные, хвастливые, неорганизованные, честолюбивые, самоуверенные, нечестные, эгоисты, трусы и т.д.

В жизни эти и подобные черты проявляются настолько ярко и постоянно , определяющие собой типичный вид личности , индивидуальный стиль ее социального поведения .

Такие психологические особенности личности называют чертами характера. Совокупность постоянных черт составляет характер личности .

ХАРАКТЕР — это совокупность относительно устойчивых индивидуально — своеобразных свойств личности , проявляющихся в поведении , деятельности и отношении к людям.

Черта характера — это привычная , стойка , повторяющаяся форма реагирования , поведения или отношения .

Характер тесно связан с темпераментом , который определяет внешнюю , динамическую форму выражения сущности человека . Его можно понять по тому, как он мыслит и ведет при различных обстоятельствах , что думает он о других людях и о самом себе , каким образом ведет.

Характер человека проявляется в его общественной деятельности , общественных отношениях . Поэтому знать характер личности очень важно . Это позволяет предполагать, как он будет вести себя при определенных условиях , чего от нее можно ожидать , как он будет выполнять поручения и т.п. .

11 стр., 5235 слов

Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека

... личностного развития человека. Объект работы - развитие личности Предмет работы - молодость как период интеллектуального и личностного развития человека. Задачи ... научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. ... и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально- ...

Отношение к труду проявляется в уважении к труду , трудолюбия или пренебрежении к ней и работников . Важные черты отношение к труду: аккуратность , добросовестность , дисциплинированность , организованност .

Отношение к другим людям возникает в контактах между личностями и обусловливается общественными условиями жизни , которые складываются исторически и проявляются в коллективе . Чертам характера , которые выявляют отношение личности к другим людям , присущи значительная вариативность содержания и формы , в зависимости от уровня культурного развития народа и духовного богатства личности .

Это отношение имеет оценочный характер , в котором интеллектуальное оценивания зависит от эмоционального отношения к черт характера, проявляются в общественных контактах. Оценочное отношение к людям выражается в разном смысле черт характера и разной форме их проявления . Одобрение и осуждение , поддержку и возражения можно высказать в вежливой , тактичной , доброжелательной форме или формально , подобострастно , а то и грубо , грубо , иронически , саркастически , обидно .

Отношение к самому себе — положительное или отрицательное — зависит от уровня развития самосознания , способности оценивать себя . Такие черты характера , как скромность , чувство собственного достоинства , требовательность к себе , ответственность за дело , склонность отдавать все свои силы коллектива , государству , свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания личности .

Некоторым людям в отношении к себе присущи черты : нескромность , хвастовство , карьеризм , тщеславие , самоуверенность , беспринципная повиновение , безосновательная пренебрежение или заниженная самооценка .

Среди черт характера особенно заметны те , которые определяют отношение людей к вещам , к природе. Бережливость , заботливость , аккуратность , бережное отношение к природе преподносят личность.

Волевые черты характера основа характера . Сила воли обеспечивает формирование положительных качеств характера как целеустремленность , настойчивость , инициативность и самостоятельность , выдержка .

А характер как одна из существенных особенностей психического склада личности является целостным образованием , характеризующий человеческое «Я» как единство.

Структура черт характера проявляется в том , как человек относится :

к другим людям , демонстрируя внимание , принципиальность , привязанность, коммуникабельность , миролюбие , кротость , альтруизм , заботливость , тактичность , корректность или противоположные черты ;

к делам , проявляя добросовестность , любознательность , инициативность , решительность , исполнительность, точность , серьезность , энтузиазм , интерес или противоположные черты ;

Лекция 3 — Стр 2

к вещам , демонстрируя при этом бережливость , экономность , аккуратность , чувство вкуса или противоположные черты ;

к себе , проявляя разумный эгоизм , уверенность в себе , нормальное самолюбие , чувство собственного достоинства или противоположные черты .

Характер тесно связан с темпераментом , который может способствовать или противодействовать развитию определенных черт характера . Поэтому важно знать свой ​​темперамент . В частности , холерику или сангвинику легче , чем меланхолику или флегматику , сформировать в себе инициативность и решительность. Но для холерика может стать серьезной проблемой формирования сдержанности и самоконтроля , а для сангвиника — требовательности к себе и самокритичности . Меланхолику труднее преодолевать застенчивость и тревожность , а флегматику — развивать активность.

Человеческий характер формируется с первых дней жизни человека до последних его дней . В первые годы жизни ведущим фактором развития характера становятся взрослые. В младшем возрасте наряду с подражанием на первое место выходит воспитание . А начиная с подросткового возраста , важную роль в формировании характера играет самовоспитание . Сам человек может сознательно , целенаправленно совершенствовать характер благодаря изменению социального поведения , совместной деятельности , общения с другими людьми. Следует помнить , что характер можно менять в течение всей жизни человека .

3 . СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА , ИХ ВИДЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ.

Способности — индивидуальные свойства личности , обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею .

Способности людей разделяют на виды прежде по содержанию и характеру деятельности , в которой они оказываются . Различают общие и специальные способности .

Общим называют способности человека , в той или иной мере проявляются во всех видах ее деятельности . Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в усвоении знаний и выполнении различных видов деятельности .

Таковы способности к обучению , общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения , необходимые в каждой области деятельности , такие, как умение осознавать задачи, планировать и организовывать их выполнение , используя имеющиеся в опыте человека средства , раскрывать связи тех вещей , которых касается деятельность , овладевать новыми приемами работы , преодолевать трудности на пути к цели.

К специальным способностям относится отнести и способности к практической деятельности: конструктивно -технические , организационно — управленческие , педагогические , предпринимательские и другие.

Под специальными способностями понимают способности, отчетливо проявляются в отдельных специальных областях деятельности (например , сценической , музыкальной , спортивной и т.д. ) .

Общие способности проявляются в специальных , т.е. способностях к какой-то определенной , конкретной деятельности .

Специальные способности определено теми объективными требованиями , которые ставит перед человеком определенная отрасль производства , культуры , искусства . Каждая специальная способность является синтезом определенных свойств личности, формируют ее готовность к активной и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются , но и формируются в деятельности .

С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей .

 Задатки — некоторые генетически детерминированные анатомо — физиологические особенности нервной системы, является индивидуально — природной предпосылкой формирования и развития способностей .

Согласно другому подходу , в структуре способностей выделяют потенциальные и актуальные возможности развития. Потенциальные способности — это возможности развития личности, оказываются каждый раз , когда перед ней возникает необходимость решения новых задач. Однако развитие личности зависит не только от его психологических качеств , но и от тех социальных условий , в которых эти качества может или не может быть реализовано . В таком случае говорят об актуальных способности . И действительно , отнюдь не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природы , поскольку для этого может не быть объективных условий и возможностей. Итак , актуальные способности составляют только часть потенциальных .

Каждая способность имеет свою структуру , в которой различают ведущие и вспомогательные свойства . В частности , ведущими свойствами в литературных способностях являются особенности творческого воображения и мышления; яркие наглядные образы памяти и т.д. .

Специфическими являются пути развития специальных способностей . Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания , овладевать деятельностью ) и творческий ( обеспечивает создание нового , оригинального ) . Следует , однако , учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества , а творческая деятельность включает и репродуктивную , без которой она невозможна .

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов : « художественного » , « мыслительной » и « промежуточного» ( по терминологии И. П. Павлова ) существенной мере определяет особенности его способностей.

Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип , относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип , определенная их равновесие — средний тип людей . Эти различия в современной науке связывают с функциями левого ( словесно — логический тип ) и правой ( образный тип) полушарий головного мозга .

Художественном типичные свойственна яркость образов , мыслительных — преимущество абстракций , логических конструкций. У одного и того же человека могут быть разные способности , но одна из них значимее других. Одновременно в разных людей наблюдаются те же способности , которые , однако , не одинаковы по уровню развития .

Способности развиваются в одаренность , а затем талант.

Понятие одаренности не имеет общепризнанного определения .

ОДАРЕННОСТЬ — это система способностей человека , которая позволяет ей достичь значительных успехов в одной или нескольких видах деятельности .

Одаренность человек получает как нечто наследственное . Она является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве , функцией личности и неразрывно связана со всем ее жизнью , оказываясь на разных этапах ее развития . Это явление выражает внутренние возможности развитии не организма как такового , а личности . Одаренность выражает внутренние данные и возможности человека , то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, предъявляемыми эта деятельность .

Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида , которая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности .

Талант — это такой уровень развития способностей , который дает человеку возможности творчески работать и достичь важнейших, значимых успехов в деятельности .

ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей , прежде всего специальных . Это совокупность способностей , позволяющих получить продукт деятельности , отличающийся новизной , высоким уровнем совершенства и общественной значимости .

Талант может оказаться во всех сферах человеческого труда : в организаторской и педагогической деятельности , в науке , технике , в самых разнообразных видах производства.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высшая степень творческих проявлений личности , который выражается в творчестве , что имеет историческое значение для жизни общества . Гений , образно говоря , создает новую эпоху в своей области знаний . Для гения характерны творческая продуктивность , овладение культурным наследием прошлого и одновременно решительно преодоления старых норм и традиций . Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества .

13