1. Жизненное самоопределение в юности

Лекция 27. Жизненное самоопределение в юности.

План:

1. Жизненное самоопределение в юности

1. Жизненное самоопределение в юности

Новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла «самоопределением», т.е. осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и значения в жизни.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены Л.И.Божович. Проблема самоопределения рассматривалась ей в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)».

В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий».

По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л.Рубинштейна, например, выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определение другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия». Проблема самоопределения есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире — психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации.

5 стр., 2064 слов

Личностное самоопределение в ранней юности

... конкретно, Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие ... и концепцией жизни. Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с ... детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек ...

Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах К.А.Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является также самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение – это осознание личности своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф Сафиным и Г.П.Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания – осознания своего «я», которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределения личности», которая для авторов является синонимом «социально созревшей» личности.

В психологическом плане самоопределившаяся личность – это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество»; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап специализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовность к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества».

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И.Божович. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И.Божович не дает его однозначного определения; это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни» «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни». В своей более поздней работе Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Есть еще один момент, который следует оговорить особо. Л.И.Божович зафиксировала чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется «через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования». К концу юношеского возраста, по мнению Л.И.Божович, эта двуплановость ликвидируется.

16 стр., 7987 слов

Методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности

... оказанию помощи в выборе профессии. Профессиональное самоопределение, напротив, соотносится с «самоориентированием» человека, выступающего в роли субъекта самоопределения. Таким образом: Профессиональное самоопределение — неотъемлемая часть профессионального развития личности, сопровождающаяся кризисом внутриличностного ...

Работы Л.И.Божович показывают, во-первых, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза – на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития старшего школьника. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования; в-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее; в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему («связано» с выбором профессии).

Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение юноши и связанно с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л. М. Божович, не заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последним этапом онтогенетического развития личности ребенка. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Характерная черта ранней юности – формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны – это результат конкретизации целей и мотивов.

На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.

Старший школьный возраст — это возраст жизненно-трудового самоопределения, когда начинаются серьезные поиски своего трудового призвания, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Подросток, как правило, еще не думает серьезно о своей будущей профессии. Конечно, и пятиклассники могут называть свою будущую профессию, но это скорее мечты о ней, часто меняющиеся. В отличие от них старшие школьники выбирают профессию продуманно, аргументируют свой выбор. Многие из них пытаются соотнести свои индивидуальные физические и психические особенности с требованиями, предъявляемыми к человеку той или иной профессией (хотя об этих требованиях они осведомлены совсем недостаточно).

11 стр., 5158 слов

Введение. Дисциплина «Речевая культура психолога-консультанта» ...

... культуре речевой деятельности психолога-консультанта; 2) развитие способности организовывать процесс профессионального консультирования на основе выбора оптимальных способов речевого взаимодействия и речевых форм с учетом ... ее этический аспект играет существенную роль в налаживании контакта человека данной профессии с людьми. Нормы речевого этикета позволяю психологу, верно, выстроить свое речевое ...

В итоге старшие школьники уже практически подходят к делу и, учитывая свои интересы и возможности, называют реальные профессии.

Психологи изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, Л.И.Божович, К.А. Абульханова-Славская и др. связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Выбор профессии – длительный процесс, поэтому его чаще всего называют процессом профессионального самоопределения. В нем участвует не только выбирающий профессию, но и другие лица (родители, учителя, сверстники и др.).

Профессиональное самоопределение – это вся совокупность действий, совершаемых школьником в связи с подготовкой к выбору профессии как будущего жизненного пути.

Исследование, проведенное Л. А. Головей, показало, что на профессиональное самоопределение, общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают пол и индивидуально – психологические особенности. Так, у юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем больше определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в профессиональном выборе.

У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение органически входит и формируется в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

Условно самоопределение можно разделить на 2 стадии: формирование профессионального намерения и реальный выбор. На первой стадии в свою очередь следует различать элементы игры, мечту о той или иной профессиональной роли и пробный выбор. В процессе игры ребенок принимает на себя ту или иную профессиональную роль и пытается воспроизвести связанное с ней поведение (главным образом его внешний рисунок).

Примерно в подростковом возрасте у ребят появляется мечта, о какой-нибудь профессиональной деятельности. Эта мечта у многих школьников еще не определенна и неустойчива. Пробный выбор обычно происходит тогда, когда школьники знакомятся с профессиями и принимают первые решения о выборе профессии или предпочтительного типа будущей профессии (работа с техникой, с людьми, с животными или другими объектами).

20 стр., 9795 слов

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального ...

... в самом процессе самоопределения. 2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии» Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение». Одна группа авторов считает, что профессиональное самоопределение созвучно с выбором профессии, другие, и эта ...

Школьник не столько выбирает, сколько примеривается к профессиям. Реальный выбор совершается у одних школьников перед окончанием десятого класса, у других — перед окончанием средней школы. Однако имеется немало и таких старшеклассников, которые выбирают профессию после окончания школы, и, следовательно, профессиональное самоопределение у них задерживается.

В возрастной психологии профессиональное самоопределение подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьируется.

Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с этим поведения.

Второй этап – подростковая фантазия – когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии.

Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности оценивают сначала с точки зрения интересов подростка, а затем с точки зрения его способностей и, наконец, системы ценностей. Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки.

Отношение к будущей профессии у подростков различно: одни – трезво оценивая себя и свои возможности, стремятся реализовать намерения в практическом действии, другие – их переоценивают, третьи – живут в настоящем, мало размышляя о профессии. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, что, в свою очередь, развивает его способности; а успешность деятельности, влечет за собой подкрепление интереса.

Четвертый этап – практическое принятие решения, собственно выбор профессии. Выбор профессии предполагает наличие информации у школьников двоякого рода: о мире профессий в целом и о возможностях и требованиях каждого из них; о себе самом, своих способностях и интересах. Профессий тысячи, но только выбранная по душе, когда сочетаются индивидуальная склонность к данному виду труда, способности к нему и высокая оценка его общественного значения (психологи называют это социальным престижем профессии), приносит моральное удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу. Большинство старшеклассников это осознает.

Профессиональное самоопределение – это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на местожительство, поездки и переезды, и на многое другое – трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы, причем самым существенным образом, выбор профессии, сделанный после окончания школы.

7 стр., 3359 слов

Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределения

... профессиональное самоопределение школьников характеризуется противоречием между потребностью личности в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении и недостаточным представлением о профессии, отсутствием необходимых профессиональных ... смыслы в своей жизни и работе); внутренняя ... труда, профессионализм, свобода выбора, дисциплина труда; ценностями, наиболее ...

Д.А.Леонтьевым была предложена классификация актов выбора на основании двух признаков: даны ли субъекту а) все возможные альтернативы и б) критерии для их сравнения. Выбор при наличии как альтернатив, так и критериев для их сравнения обозначается как простой; выбор при наличии альтернатив, но отсутствии готовых критериев, которые субъекту еще предстоит выработать, — как смысловой; выбор при отсутствии или неполноте альтернатив, требующий конструирования самих альтернатив, — как личностный или экзистенциальный. Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к третьей разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Старшеклассник очень часто не знает, чего он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, то есть вписываются им в контекст его жизненного мира.

В рассматриваемой ситуации профессионального выбора многие, если не все альтернативы, подлежащие рассмотрению, являются недостаточно определенными. Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить возможно более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможно будущего, которое возникает в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения, как указывалось выше, затрагивают практически все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом. Задача конструирования возможных вариантов будущего опирается на разнообразные довольно сложные когнитивные процессы и механизмы. Построить относительно реалистичный образ того, что последует за тем или иным решением, нелегкая задача даже для мудрого и опытного эксперта. Надо связать между собой множество факторов и условий, вычислить и экстраполировать тенденции, представить себе следствия принятия определенных решений, следствия этих следствий, затем новые решения, которые, как и их следствия, придется рассматривать. Это только для одного варианта будущего, но в ситуации выбора приходится учитывать как минимум две, а чаще всего больше альтернатив.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущем. Имеющиеся данные позволяют усомниться в том, что познавательная сфера у всех выпускников школы вполне готова для таких сложных действий. Я.Э.Нурми, проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16—17 лет развитие психологической функции планирование отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа. Из этого следует, в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не всегда готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.

27 стр., 13077 слов

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками

... значимость работы состоит в том, что: организовано на практике профессиональное консультирование направленное на помощь подростку в самоопределении при выборе профессии и рассмотрено его влияние на постановку реальных целей ...

Поэтому не все выпускники ко времени окончания школы твердо выбирают себе будущую профессию. Исследование готовности к профессиональному выбору показало, что у 75% юношей отсутствует четкий профессиональный план, и они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Сформированный профессиональный план имеют юноши с более высоким уровнем интеллектуального развития, наиболее успешные в учебе, морально нормативные и добросовестные, в то же время для них характерна более высокая тревожность.

Психологические исследования выявили типичные ошибки, которые допускают выпускники средних школ при выборе профессии:

1) предрассудки в оценке «престижности» профессии. Характерной особенностью старшего школьника является резко избирательное отношение к профессиям. Некоторые профессии высоко оцениваются подавляющим большинством старшеклассников, социальный престиж этих профессий в глазах школьников очень велик.

2) оценка профессии по глобальному и неопределенному представлению о ней (часто отождествляют профессию с учебным предметом).

В профессиональном самоопределении представление о профессии выполняет важную мотивационную функцию: оно определяет эмоциональное отношение к тем или иным ее сторонам и, следовательно, влияет на профессиональные намерения школьника. Чем более реалистичны представления о выбираемой профессии, тем, естественно, правильнее будет отношение к ней и, следовательно, устойчивее ее выбор.

3) перенос положительного или отрицательного отношения к человеку — представителю той или иной профессии — на соответствующую профессию;

4) увлеченность внешней стороной профессии при игнорировании ее будничной, повседневной стороны. Эмпирические данные показывают, что, во-первых, мир профессий многими школьниками определяется в черно-белом цвете: одни из них во всех отношениях хороши, в других все плохо; во-вторых, представление о многих профессиях нереалистичны, а иногда и совсем ошибочны. Прежде всего в них отражаются лишь внешние атрибуты профессии, только ее парадная сторона. Будничная изнанка профессии в представлениях не только подростков, но и многих старшеклассников отсутствует.

5) выбор профессии под влиянием товарищей, «за компанию».

6) старшие школьники, не имея ясного представления о большинстве профессий, не могут правильно ориентироваться в них. Не знают и того, какие требования предъявляет данная профессия к качествам человека. Успешность реального выбора профессии во многом зависит от того, насколько выбирающий информирован о требованиях профессии, о соответствии своих способностей, интересов и здоровья этим требованиям. Уже само знание того, что в одной сфере труда он может работать более успешно, чем в другой, существенно влияет на профессиональные планы учащегося. Он может утвердится в своем решении или, наоборот, изменить его, если вовремя узнает, что желаемое почему-то нереально или невыполнимо. Если же конкретные планы еще не сложились, школьник под влиянием названной информации задумывается о своем профессиональном будущем, начинает действовать.

2 стр., 803 слов

Мотивационные основы выбора профессионального образования.

... факторами, обуславливающими успешность ее выбора. Цель исследования – исследование мотивации выбора профессии у школьников. Объект исследования – профессиональное самоопределение школьников. Предметом исследования – мотивы выбора профессии в процессе профессионального самоопределения. Гипотеза – при профессиональном самоопределении у школьников, ориентирующихся на приобретение технических ...

Успешность выбора профессии зависит также от умения школьника учитывать объективные условия. К этим условиям относятся, прежде всего потребности общества. Согласованность выбора с этими потребностями – в интересах не только государства, но и самой личности. Анализ конкретных случаев реализации профессиональных намерений школьников показывает, что чем больше они согласуются с потребностями общества, тем объективно больше возможностей для их реализации. Такая согласованность создает максимум условий для превращения труда в личную потребность, в источник удовлетворения.

7) старшие школьники не всегда умеют объективно, определить свою профессиональную пригодность. Такие характеристики, как скорость и точность реакции, координация движений, сенсорные особенности, подвижность нервных процессов и т. д., им обычно недоступны, так как часто требуют специального исследования.

Анализ индивидуальных особенностей старших школьников и студентов с адекватным и неадекватным профессиональным выбором показал, что у учащихся с адекватным выбором профессии количество правильных самооценок в 3-4 раза больше. При сравнительном анализе этих групп обнаружены достоверные различия между ними по показателям вербального интеллекта, по уровню конструктивных способностей, по уровню общей самооценки, по эмоциональной зрелости личности и по уровню самоконтроля. Исследование Л. А. Головей выявило у учащихся и студентов, имеющих неадекватный профессиональный выбор, низкую учебную успешность и неудовлетворенность обучением, низкий уровень мотивации деятельности.

Таким образом, направленность старшего школьника на жизненное самоопределение, на выбор профессии, является существенной предпосылкой для развития его как субъекта труда. Она должна быть максимально использована, например, при определении содержания труда, а также в профориентационной работе. Под влиянием перспективы перехода к самостоятельной трудовой жизни формируется характерная для старшего школьного возраста направленность на будущее.

В профессиональном самоопределении есть еще одна важная, но малоисследованная сторона. Выбор профессии одновременно является и самоограничением. Ведь любая профессиональная деятельность – это конкретная практическая деятельность, строго ограниченная и временем, и местом осуществления. Готовность школьника к этому ограничению также является условием успешного выбора профессии. Названное самоограничение протекает нелегко. Поскольку самоограничение требует некоторой перестройки собственных интересов, определенного отказа от других планов и увлечений, во время профориентационной работы важно показывать, что связанное с выбором профессии ограничение носит относительный характер, а также помочь «создать и сохранить в себе представление и понятие полной жизни». Той же цели должно быть подчинено и раскрытие содержания любой профессии. Оно должно включать сведенья о том, что в ней есть общего с другими профессиями. Это вырабатывает достаточно широкий взгляд на профессию. При обучении происходит знакомство и с тем, что есть в других профессиях. Естественно, необходимо знакомить и с тем, что составляет специфику профессии, ее «изюминку». Это будет способствовать более глубокому вхождению в нее, формированию любви к ней, а, следовательно, и помогать преодолению отрицательных чувств, связанных с самоограничением.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... делать длительные прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Педагоги, ориентированные на «развитие» и на ... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... интерес к содержанию педагогической деятельности. Удовлетворенность профессией тем выше, чем оптимальнее у педагога ...

Итак, юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. Осознание школьником общественной значимости труда является одним из объективных условий успешного выбора профессии. В этом случае выбор профессии более полно согласуется не только с его личными психофизиологическими особенностями, но и с потребностями общества, с существующими требованиями трудовой деятельности. Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников зависит от сформированности профессионального плана, социальных условий, общеобразовательного уровня родителей. На успешность профессионального самоопределения влияют информированность о выбираемой профессии, а так же уровень притязаний, ценностные ориентации личности. Важную роль играет и правильное представление школьника о своих возможностях.

Основная литература:

1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: 1997, С.94-98.

2.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3, С. 18.

Лекция 27 — Стр 2

3.Климов Е.А. Психология профессионала: Избран. психолог. труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996, С.11.

4.Кон И.С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1982, С. 78.

5.Леонтьев Д.А. Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образцов возможного будущего. // Вопросы психологии, №1, 2001, С. 2-11

6.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж, 1996, С. 81.

Дополнительная литература:

1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1989, С.18-25.

2.Божович Л.И. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1990, 121с.

3.Гинзбург М.П. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2, С. 7.

4.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988, С.43-51.

5.Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989, С.32-36.

6.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991.

7.Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика. 1983, С. 93.

8.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Под ред. Толстых А.М. М.: 1996, С. 48.