Лекции — Психологические концепции

Психологические концепции

Краткий экскурс в историю психологии

1 Первые представления связаны с анимизмом

2 Материалисты –философы древности (Демократ, Лукреций , Эпикур – душа кА разновидность материи

3 Философ-идеалист Платон – душа – божественной, отличающееся от тела

4 Аристотель в «трактате о душе» выд психологию как своеобразную область знания выдвинул идею о неразделимости души и тела. Ф-ия души – реализация биологического существования души. Познание чел-ка возможно через познание Вселенной. Психология – наука о душе

5 Средневековье – душа – божественное начало

6 с 17 в нач эпоха в развитии псих знания. Способность думать, чувствовать наз сознанием. Псих наука о сознании. Декарт: различие души человека с телом. Декартовский дуализм: понятие душа стало превращаться в разум, позднее в сознание. Задача псих подвергнуть анализу содержание и состояние сознания

7 Спиноза – попытка соединить опять душу и тело

8 Лейбниц ввел понятие о бессознательной психики

9 Вольф ввел термин эмпирическая психология. Набл за псих явл. Локк: душа – пассивная, но способная воспринимать среда.

10 Выд псих как самостоят науки в 60-х гг XIX вв. Вундт открыл экспериментальную псих лабораторию. Структуралистский подход: псих наука о структуре сознания. Объективный эл сознания – ощущения, субъективные – чувства.

11 Функционалистич подход. Роль сознания закл в том, что бы дать чел-ку приспособиться к окруж обстановке

12 Сеченов – основопол. отеч психологии.

13 Бихевиорист подход. Уотсон, Скиннер, Бандура. Псих – наука о поведении.

14 Гештальдт псих. Вертгеймер, Келер, Левин, выдвинули программу изуч. психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Разраб. понятие психологического образа.

15 Нач XX в возник психоанализ. Изуч бессознательную мотивацию, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских псих. травм на сознание чел-ка.

23 стр., 11500 слов

Вопрос 1. Понятие лидер в различных науках. Соотношение понятий ...

... роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. Соотношение понятий «лидерство», «руководство», «управление». ЛИДЕРСТВО - обозначение осуществления полномочий власти и ... достижению поставленных целей организации. Подходы к пониманию лидерства. В современной науке менеджмента лидерство характеризуется неоднозначно, но можно выделить следующие основные подходы ...

16 Связать природу ядра психики с соц условиями пытались Хорни, Салливен, Фромм

17 Когнитивная психология. Найссер, Пайвио отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям

18 Гуманистич психология. Олпорт, Мэррей, Мэрфи, Роджерс, Маслоу предметом псих. исслед. считают здоровую творческую личность чел-ка.

19 Духовная (христианская) псих – своеобразная ветвь гуманистич псих. Предмет – явления духовной жизни

20 Трансперсональная псих. расс-м чел-ка как духовное ,космич чу-во неразрывно связанное с Вселенной, облад доступом к общемировому информационному космическому полю.

21 Интерактивная псих. рассм чел-ка как сущ-во, главная х-ка к-го явл общение, взаимодействие с окруж людьми.

22 Леонтьев – механизм формирования высших ф-ий как процесс взращивания высших форм орудийно-знаковых дейст в субъективные структуры психики чел-ка. Лурия – один из создателей нейропсихологии. Гальперин – расс-м псих процессы как ориентировочную деят субъекта в проблемных ситуациях.

Фрейдизм.

Термин психоанализ: теория личности и психопатологии, метод терапии личностных расстройств,  метод изучения неосознанных мыслей и чувств чел-ка.

Область подсознательного – весь опыт, кот легко может вернуться в сознание. Сознание – ощущения и переживания в данный момент. Бессознательное – хранилище инстинктивных побуждения и эмоций.

Структура личности:

I Ид – ОНО – бессознательное. Врожденные инстинкты, принцип удовольствия

II ЭГО – Я – сознание. Формир под влияние общества, принцип реальности

III Суперэго – Сверх Я – совесть. Формир. через преодоления Эдипого комплекса

Сублимация – преобразование энергии подавляемых, запретных желаний выд виды деят-ти.

Защитные механизмы:

1 вытеснение желаний

2 Отрицание – уход в фантазию

3 рационализация – бессознательная попытка оправдать свое неправильное или абсурдное поведение

4 инверсия или противодействие – подмена действий отв желанию на диаметрально противоположное

5 проекция – бессозн попытка избавиться от навязчивого желания, приписав его другому

6 замещение – проявл эмоционального импульса переадрес от более угрожающего объекта к менее

7 изоляция

3 стр., 1457 слов

Творческая личность – сущность и развитие

... если входе развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности –«Человека ... способностях и силой характера, и смешанные чертыженственности и мужественность в поведении. Хотягуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуютсяэмоциональной и социальной ...

8 регрессия – возвращение на более ранний примитивный путь развития

Св-ва защитных механизмов:

 — действ на неосозн ур-не, самообман

— искажают, отрицают восприятие реальности

Тревога у невротиков явл. следствием неадекватной разрядки энергии либидо, средство предупреждения чел-ка о надвиг опасности.

Теория сексуального развития Фрейда. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют х-р, личность взрослого чел-ка, патологии, неврозы, жизненные проблемы.

— Психосексуальная деят-ть начинается с кормления грудью. Рот младенца – зона удовольствия. Оральная стадия. Если произошла фиксация на этой стадии форм пассивный тип личности

— Орально-агрессивная стадия. у ребенка появл зубы, кусание ср-во выраж сост недовольства

 — С приучением к туалету внимание перемещ на ощущения, связ с дефекцией (анальная стадия), а позднее с мочеиспусканием (уретральная фаза)

— В 4 года нач преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза).

Развив комплекс Эдипа или Электры

— Латентный период -10-11 лет. интерес ребенка направлен на обучение, общение

— Генитальный период – секс. влечения и интересы усил. и концентрируются на определенных представителях противополож пола.

Развитие заверш наступл «психологич зрелости», параметрами к-ой явл. способность чел-ка любит другого чел-ка, стремление чел-ка проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового, полезного для людей.

Переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить в результате фрустрации и сверхзаботливости родителей.

Задача психоанализа: воссоздать болезненные психологич симптомы чел-ка, реконструировать прошлое травматич событие. Недостаток фрейдизма – преувелич роли сексуальной сферы в жизни чел-ка. Чел-к – противоречивое, мучающееся сущ-во, поведение к-го опред бессознательными факторами.

Бихевиоризм.

Ам. психология XX в. Закон эффекта Торндайка: связь между S и  R если есть подкрепление.

Личность – организованная и относит устойчивая система навыков. Человек- реагирующее действующее, обучающееся сущ-во запрограммированное на реакции, действия поведение, что можно программировать.

Поведенческая концепция Скиннера.

Рассм личность как систему реакция на разл стимулы. Положение о 3 видах поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное, (вызываются стимулами S и называются отвечающим поведением) и оперантное. Процесс приспосабливания строится из проб, реакции, кот не вызываются стимулом, а выдел организмом, нек оказываются правильными т подкрепляются. их Скиннер называл оперантными.  Ср-во формир нового поведения – подкрепление.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения ... комментариев. Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической ...

Принцип оперантного обуславливания: «поведение живых сущ-в обуславл последствиями, к кот оно приводит. В зависим от того будут ли дейст правильными, организм проявит тенденцию повторить поведенческий акт или не предать ему значения».

Теория соц научения:

По Роттеру соц поведение можно описать с помощью след понятий:

поведенческий потенциал – чел облад опред набором действий, реакций сформ на притяж. жизни

на поведение челк-а влияет субъективная вероятность

 также влияет характер подкрепления, его ценность для чел-ка

влияет «локус» контроля Экстерналы возлаг ответственность за всем на внеш обстоят-ва, интерналы на себя.

Типология поведения по Макгвайру: типология поведения и поступков чел-ка должна проводиться в завис от целей, потребностей, ситуации.

16 типов поведения:

— персептивное поведение (стремл совлад с инф перегрузкой)

— защитное поведение

— индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собств действий

— привычное поведение

утилитарное поведение – стремл чел-ка решить проблему с максимал достижением

— ролевое поведение

— сценарное поведение

— моделирующее поведение – повед чел-ка в больших и малых группах

— уравновешивающее

— освобождающее – стремл обезопасить себя от реальных или кажущихся негативных действ

— атрибутивное – устранение противоречий между реальным поведение и субъективной системой мнений

 — экспрессивное

 — автономное

— утверждающее

-исследовательское

-эмпатическое

Когнитивный подход в психологии

Согласно концепции Брунера: наше познание мира носит чувственный и двигательный х-р. Сенсомоторное отображ действит-ти решающе  в детский годы

5 стр., 2131 слов

Сознание и бессознательное в структуре психики человека

... сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, ... благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и е ... сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода ...

 Язык – важнейшее орудие развития когнитивных процессов.

Жан Пиаже: когнитивное развитие – результат постепенного развития.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем объективное значение ситуации

Эллис: неправильное поведение челк-а вызвано иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией».

Неадаптивность автоматических мыслей, искажения в оценках ситуации объясняются дисфункциональностью лежащих в их основе базисных посылок.

Когнитивный подход к личности Келли. Когнитивное направл подчерк влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение челка-. Люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, наз конструктами. Личностный конструкт – это идея или мысль, кот чел использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. предст собой устойчивый способ, кот чел-к осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Личность – организованная система более менее важных конструктов, кот чел использует для интерпретации мира.

Гуманистические теории личности.

Изучает здоровые, гармоничные личности. Если чел стремиться понять смысл своей жизни, реализовать себя, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. Развитие личности – повышение понимания реального я. Принадлежность к группе и чувство самоуважения – условия для самоактуализщации.

Феноменологический подход Роджерса

-Поведение чел-ка можно понимать на основе анализа его субъективного восприятия и познания действит-ти

люди способны сами опред свою судьбу

люди в основе своей добры и облад стремлением к совершенству.

Все поведение регулируется объединяющим мотивом – тенденцией к актуализации.

Условия, важные для развития Я-концепции:

— для чел-ка хна потербность в позитивном внимания

— потребность в позитивном внимании к себе

-люди сильно подвержены влиянию значимых лиц.

-единственный способ не мешать тенденции актуализации личности челка- дать ему безусловное позитивное внимание.

Самоприятие – важное и необход условие для полноценного функционирования чел-ка.

10 стр., 4909 слов

Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции ...

... бессознательного, по мнению авторов различных ветвей психоаналитической теории, представлен в персональном и коллективном виде, последний символизирует наследие опыта предшествующих поколений в индивидуальной психике человека. ... реального человеческого опыта бытия в мире. Сознание ими понимается как действенное пространство личности в совокупности мыслительного, эмоционально-чувственного, волевого ...

Аналитическая психология Юнга.

Структура психики чел-ка:

1 сознание (восприятие, мышление, воля, эмоции, интуиция, влечения, сновидения)

2 личное бессознательное (инфа из внешнего мира малой интенсивности, кот не достигла уровня сознания; содержания, кот потеряли интенсивность и забыты; врожденные биологические инстинкты и побуждения; вытесненные из сознания подавленные желания)

3 коллективное бессознательное (предрасположенность к поведению определенного типа;

«дух эпохи»; влияют на внешний физич мир).

Бессознательная часть психики чел-ка явл важнейшей информационной и творческой базой чел-ка, бессознательное сод значительно больше инфы, чем сознание и поэтому явл связующим звеном с миром, природой, космосом.

Помимо индивидуального бессознательного сущ коллективное, расовое бессознательное общее для всего человечества и явл проявление созидательной космической силы.

Коллективное бессознательное и архетипы. Коллективное бессознательное идентично у всех людей, образует всеобщее основание душевной жизни каждого челка. Архетипы – это «психический прообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души». Обуславливают  предрасположенность к поведению опред типа, с другой – обуславл коллективные идеи, теории человечества эпохи.

Исследовать коллективное бессознательное можно двумя путями: через изучение мифологии, а также путем анализа психики чел-ка.

Бессознательная часть психики – творческое начало в чел-ке. Поэтому не мы создаем идеи, а мы созданы ими.

— Архетип персона – публичное лицо чел-ка.

— «Тень» — подавленная, теневая и животная сторона личности

— Самость – предст собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие эл-ты. Развитие самости – главная цель чел жизни

— Анима

— Анимус

Трансперсональная психология

Рассм чел-ка наиб глобально как космическое сущ-во, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и Вселенной облад доступом к общемировой космической инфе человечества.

Трансперсональная система Р. Ассаджиоли – психосинтез .Чел-к пребывает в постоянном процессе роста.

Структура личности Ассаджиоли. Низшее бессознательное управл базовыми психологич активностями. Среднее ассимилирует опыт. Сверхсознание – местонахождение высших чувств и сопособностей. Поле сознания – вкл анализирующие чувства, мысли, побуждения.

4 стр., 1570 слов

Сoзнательное и бессознательное в психике человека

... &психики. 3 Структура психики 4 Сознание 5 Самосознание 6 Осознаваемость предметов и явлений 7 Бессознательное 8 Личностное и коллективное бессознательное 9 Взаимодействие сознания и бессознательного 10 Заключение 1. Психика ... человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Есть неосознаваемые мысли, чувства. Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и ...

каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Цель самонаблюдения – понять сущность собственного я, усилить его.

Уровни трансперсонального мировоззрения: физический, биологический, психологический, тонкий, причинный, абсолютное знание.

Транперсональный подход к человеку С. Грофа.

Выделил 4 области психики за пределами сознания: сенсорный барьер, индивидуальное бессознательное, уровень рождения и смерти, Трансперсональная область.

Человеч психика соразмерна всей вселенной и всему человечестве. Чел-к может функционировать как безганичное поле сознания. Чел-ка одновременно и материальный объект и обширное поле сознания.

1-я сфера эволюции сознания – низший тонкий уровень, вкл в себя астрально-медиумическую область

2-я  — высший тонкий уровень – область подлинной интуиции, символического видении и архетипических форм.

К трансперсональной психологии примыкает концепция дианетики и сайентологии, кот разработал Хаббард. Он различает «инграммы» — ментальные записи времен бессознательного состояния и «вторичности» — ментальные образы, сод такие эмоции как горе или гнев.

Психогенетический подход Ч. Тойча.

Близок к трансперсональной психологии. Генетический код еще до рождения чел-ка опред большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения.

Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане предст собой энергетическое излучение, энергетическую волну. Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны чел-ка имеют специфич амплитуду, интенсивность, диапазон чистоты.

Сознательные и бессознательные желания, убеждения, мысли помимо субъективного внутреннего состояния получают и объективное выражение в разных формах: энергетическое излучние-волну, действия чел-ка, осознанные мысли.

3 форму реагирования на стрессы у чел-ка: «внутричеловеческий» (проблема, кот человек пытался вытеснить из сознания превращается в комплекс), «межчеловеческий способ» (проблема чел-ка загоняется в бессознательную часть психики), «генетический способ» (если проблема существенна возможна ее передача посредством генетического механизма на бессознательном уровне потомкам.

Главная задача всей человеч деят-ти явл очищение ДНК с помощью индивидуальных или коллективных усилий – сознательных и бессознательных.