Л 20 ПсихолСущность деятельности 2013

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

ЛЕКЦИЯ 20. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опорные темы:

1.Психологическая особенность трудовой деятельности.

2.Факторы деятельности, вызывающие утомление.

3.Характеристика эмоциональных состояний оператора.

4.Пути получения исходной информации для выявления структуры деятельности.

Глоссарий:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс, направленный на реализацию личностных свойств человека.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ – совокупность информации о состоянии и функционировании объекта управления и внешней среды.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ – продукт осмысливания оператором сложившейся ситуации с учѐтом стоящих перед ним задач.

ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ВОСПРИЯТИЯ – это семантически целостное образование, формирующееся в результате рецептивного обучения и создающее возможность практически одномоментного, симультанного и целостного восприятия объектов внешнего мира, независимо от числа содержащихся в них признаков.

СОСТОЯНИЕ АДЕКВАТНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ – такое состояние оператора, которое является оптимальным или близким к оптимальному состоянию для определѐнных условий работы человека, включѐнного в конкретную систему управления.

СОСТОЯНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО РАССОГЛАСОВАНИЯ – нарушение состояния адекватной мобилизации.

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс преобразования информации и энергии, происходящей в системе «человек — орудие труда — предмет труда — окружающая среда». Следовательно, эргономика основывается на выяснении закономерностей психических и физиологических процессов, лежащих в основе определѐнных видов трудовой деятельности, с предметом труда и окружающей физико-химическойи психологической средой.

27 стр., 13341 слов

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

... ос-остей и стр-уры функ-ьных состояний в труд. деят-сти, их связи с динамикой трудового процесса и его эффек-тью; 4) иссл ... субъектные сферы. ¥ тр.– это система психологич. знаний о Тр. как деятельности и о Трудящемся чел. как о ее субъекте. ¥ тр. изучает ... м и он может ее совершен-вать. Принцип развития психики в деятельности – раскрывает поступательную закон-сть форм-ния и соверш-вании психики, ...

Целью эргономики является согласование параметров техники с возможностями организма человека.

Эргономика в значительной мере связана с инженерной психологией, цель которой заключается в согласовании параметров техники с условиями труда при работе человека с этой техникой.

Таким образом, эргономика и инженерная психология позволяют рассмотреть трудовую деятельность человека как процесса его взаимодействия с машиной и более сложными системами управления и разработать теорию деятельности.

Деятельность рассматривается в виде процесса, направленного на реализацию личностных свойств человека. Эти свойства имеют определѐнную структуру, рассматриваемую в теориях личности.

Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния человека.

Процесс деятельности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (или коллектив) и сам предмет труда.

Вкачестве взаимодействующего компонента деятельности может выступать и орудие труда, если оно относится к классу автоматических устройств.

Вболее формализованном виде трудовую деятельность можно представить как динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.

Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния предмета труда, в которое необходимо перевести этот предмет из исходного состояния в требуемое состояние посредством трудовых (информационных и энергетических) воздействий. Эти воздействия человек может осуществлять непосредственно на предмет труда или через промежуточное устройство – орудие труда. При этом человек воспринимает информацию через сигналы от предмета труда, промежуточного устройства и среды.

Цель труда у человека формируется на основе мотивов, потребностей,

2

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

установок (своих или получаемых извне).

Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобразуется последовательно по одному из всех типов переработки информации человеком:

прямого замыкания (прямая, закреплѐнная ассоциативная связь, автоматизированное действие);

репродуктивного мышления (принятие решения путѐм пошагового преобразования информации по известным правилам);

продуктивного (или творческого) мышления.

Спомощью этих преобразований формируется прогнозируемый результат трудового воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижения.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... оформления. Цвет является средством информации и оказывает на человека большое психологическое воздействие. Правильный выбор цвета доставляет удовольствие от общения с программой и повышает производительность труда, в то время ...

Существенное влияние на характер протекания процессов, восприятия, мышления, воспроизведения сведений (энграмм) в памяти оказывают активационные воздействия, обусловленные уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым напряжениям, функцией внимания.

В основе, информационных и энергетических преобразований, представляющих собой суть трудового воздействия на предмет труда, лежат физико-логическиепроцессы.

В целом вся описанная функциональная структура представляет собой систему «человек — орудие труда — среда».

Предметом труда не обязательно может быть объект внешнего мира. Человек способен осуществлять преобразования информации, имеющие

смысл трудового воздействия, целиком в сфере субъективного отражения, создавая «духовный продукт».

Деятельность, направленную на изменение объектов внешнего мира, называют предметной, или экстериозированной, а направленную на преобразование и формирование собственных энграмм (т.е. представлений, образов, понятий, планов) –интериозированной.

В чистом виде эти типы деятельности практически не встречаются. Речь может идти только лишь о существенном преобладании одного из этих типов.

Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточное устройство определяется главным образом тем, какие свои функции как преобразователя информации и энергии человек передал этому устройству.

Различают два типа систем «человек — орудие труда — среда» и с промежуточными устройствами в виде простых машин или автоматизированных систем.

При работе с простыми орудиями труда весь поток информации, необходимый для управления воздействием на предмет труда, преобразует человек, контролирующий процесс воздействия.

Машина в таком аспекте является преобразователем информации, а не только энергии, т.е. она частично без участия человека формирует командные

3

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

сигналы и регулирует воздействие.

В результате принципиальная особенность работы человека с машиной заключается в неполном контроле протекающего процесса воздействия на предмет труда.

Первый тип систем, которые можно называть системами «человек — инструмент», делится на четыре класса в зависимости от того, какую функцию человека реализует орудие труда:

1.С эффективными орудиями (инструментами).

Психофизиологическая особенность этого класса заключается в изменении характера воздействия на предмет труда по сравнению с естественными двигательными реакциями человека.

2.С афферентными орудиями. С помощью таких орудий естественный образ предмета труда превращается в изменѐнный образ, который можно рассматривать как простейшую информационную модель предмета. Эта модель гомоформна объекту. Искусственного кода в этом случае нет, а есть изменение масштаба, ракурса, выпадение отдельных признаков и появление новых (например, при работе с микроскопом).

7 стр., 3427 слов

Инженерная психология и психология труда лекция 3 психология ...

... легко измеримых характеристик, отражающих психическую деятельность человека, является время его реагирования на ... предварительной настройке структур организма, обеспечивающих восприятие действительности, и его мышечных ... и опыт позволяют правильно интерпретировать информацию, поступающую в ходе решения ... труд, профессиональное самоутверждение, повышение самооценки и оценки со стороны других людей ...

В результате человек должен в процессе обучения выработать специальный (отличный от жизненного опыта) набор энграмм – эталонов, необходимых для восприятия.

3.С орудиями памяти (например, чертѐж, фотография, запись).

В этом случае используется искусственный код. Перекодирование как специфический психический процесс становится важным компонентом деятельности человека.

4.С орудиями прео6разования информации (счѐты, логарифмическая линейка, персональный).

В результате использования таких орудий происходит изменение, психологической структуры принятия решений. Ряд операций продуктивного мышления человек может превратить в простые операции прямого замыкания, высвобождая тем самым свой мозг для творческого мышления.

Второй тип систем, или систем «человек — машина», делится на три класса:

1.С простой машиной, в которой совершается преобразование информации по элементарной линейной программе (передача от человека части реакций прямого замыкания).

Обратная информация от предмета труда поступает почти полностью к человеку, и он сам вносит коррективы в программу машины.

2.С репродуктивно-преобразующеймашиной (обычные ЭВМ).

В этом классе характерным является существенное, почти полное отчуждение человека от предмета труда и его преобразования. Если человеку понадобится включиться в рабочий процесс, он должен будет по искусственному коду реконструировать как состояние предмета труда, так и процессы, которыми управляет машина.

3.С продуктивно-преобразующеймашиной (самоорганизующиеся

4

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

кибернетические устройства).

Взаимодействие человека с такой машиной уже носит характер информационного обмена между относительно замкнутыми системами информации.

Человека, работающего с помощью машины, называют оператором. Ввиду того, что именно этот тип деятельности является основным предметом эргономического исследования, рассмотрим его психофизиологическую сущность более подробно.

Наиболее характерной чертой деятельности оператора является то, что он лишѐн возможности непосредственно наблюдать за управляемыми объектами, и вынужден пользоваться информацией, которая поступает к нему по каналам связи.

Деятельность человека, совершаемая не с реальными объектами, а с их заменителями или имитирующими их образами, называют деятельностью с информационными моделями реальных объектов.

8 стр., 3805 слов

Восприятие цвета человеком 4

... утомление. Другие, так называемые холодные тона - синие, голубые, зеленые - напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Эти особенности восприятия цвета человеком ... вялости органов пищеварения. В большом количестве подавляет деятельность кровеносной системы. Оранжевый - ускоряет пульс крови, ... дизайне рекламы на организм человека Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и ...

Информационная модель представляет собой совокупность информации о состоянии и функционировании объекта управления и внешней среды. Такая модель является для оператора своеобразным имитатором, отражающим все важные для управления свойства реальных объектов, т.е. тех источников информации, на основе которого он:

формирует образ реальной обстановки;

анализирует и оценивает складывающиеся ситуации;

планирует управляющие воздействия;

принимает решения, обеспечивающие правильную работу системы и выполнение возложенных на неѐ задач;

наблюдает и оценивает результаты их реализации.

Объѐм информации, включѐнной в модель, и правила еѐ организации должны соответствовать задачам и способам управления.

Физически информационная модель реализуется с помощью устройств отображения информации. Наиболее существенной особенностью деятельности человека с информационной моделью является необходимость соотнесения сведений, получаемых с помощью приборов, экранов, табло как между собой, так и с реальными управляемыми объектами. Именно на основании соотнесения этих сведений строится вся деятельность оператора.

Рассмотрим основные этапы деятельности оператора при решении определѐнной технологической задачи или выполнении операции в системе «человек — машина» (СЧМ).

Первый этап – восприятие информации – процесс, включающий следующие качественно различные операции:

обнаружение объекта восприятия;

5

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

выделение в обнаруженном объекте отдельных признаков, отвечающих стоящей перед оператором задаче;

ознакомление с выделенными признаками;

опознавание объекта восприятия.

Различия между операциями обнаружения и выделения информативных признаков определяются тем, что явления, связанные с обнаружением объекта восприятия, протекают на уровне рецепторных полей воспринимающих систем, в то время как способность к выделению информативного содержания формируется на основе прошлого опыта и требует специального обучения.

В процессе ознакомления с выделенными признаками оператор устанавливает связи между отдельными свойствами объекта восприятия, формирует собственные системы эталонов, на основании которых он может в дальнейшем опознать объект или ситуацию. Процессам ознакомления и опознавания обычно сопутствуют укрупнение признаков, объединяющих их в структуры, которые затем выступают как единые оперативные единицы восприятия.

2 стр., 554 слов

Тема 7. Работа с депрессивными состояниями.

... мини-группах для освоения технологии с рисунком дерева. Тема 7. Работа с депрессивными состояниями. Депрессия как ответная суицидальная реакция на родительское предписание «не живи». Возможные варианты ... мини-группах по решению выявленных проблем. Психологические модели депрессивных состояний. Методы психологической работы с депрессивными расстройствами. Тема 8. Стыд и вина. Стыд и причины его ...

Оперативная единица восприятия – это семантически целостное образование, формирующееся в результате рецептивного обучения и создающее возможность практически одномоментного, симультанного и целостного восприятия объектов внешнего мира, независимо от числа содержащихся в них признаков.

Формирование оперативных единиц восприятия обеспечивает не только целостность и предметность восприятия, но и возможность в дальнейшем мысленного реконструирования ряда особенностей объекта, не нашедших непосредственного отражения в информации, предъявленной оператору, равно как и возможность выделения полезной информации в помехах.

Второй этап – оценка информации, еѐ анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформированных критериях оценки. Оценка выполняется на основе сопоставления воспринятой информационной модели со сложившейся у оператора внутреннейобразно-концептуальноймоделью обстановки (системы управления).

Концептуальная модель рассматривается в виде продукта осмысливания оператором сложившейся ситуации с учѐтом стоящих перед ним задач. В отличие от информационной, модели она относится к внутренним психологическим способам – средствам деятельности оператора.

6

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

2 ФАКТОРЫ ДЕЯТЕНЛЬНОСТИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ УТОМЛЕНИЕ

Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная экстенсивностная напряжѐнность деятельности (нагрузка).

Помимо абсолютной величины нагрузки на степень развития утомления человека сказывается ещѐ и ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

статический или динамический характер нагрузки;

интенсивность нагрузки, т.е. еѐ распределение во времени;

постоянный и ритмический характер нагрузки.

Статическая физическая нагрузка при прочих равных условиях ведѐт к большему развитию утомления, чем динамическая, причѐм субъективное ощущение усталости в этом случае выражено особенно отчѐтливо.

Время наступления утомления и его выраженность зависят от степени интенсивности нагрузки следующим образом при:

увеличении интенсивности нагрузки утомление наступает раньше;

уменьшении интенсивности нагрузки время наступления утомления не изменяется (в последнем случае производительность труда значительно снижается, что невыгодно с точки зрения экономических принципов).

Существует определѐнная оптимальная интенсивность нагрузки, при которой утомление развивается медленнее всего.

12 стр., 5948 слов

Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека ...

... человека от условий окружающей среды и состояния природы, от деятельности человека очевидна. Пагубное влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение отходами производства ... географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация ...

Помимо величины нагрузки существует ряд дополнительных факторов, способствующих развитию утомления.

Сами по себе эти факторы не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного фактора, способствуют более раннему и выраженному наступлению утомления. Такие факторы можно разбить на четыре большие группы:

1)качество воздушной среды;

2)микроклимат;

3)неправильное использование техники;

4)нарушение режима труда и отдыха.

К первой группе относятся: пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, повышенное содержание углекислого газа.

Ко второй – высокая температура среды, повышенная влажность, изменение барометрического давления и т.п.

Наибольшим разнообразием характеризуется третья группа. Среди причин, входящих в эту группу, следует назвать:

различные выделения, изменяющие состава воздушной среды из-зазагрязненности ее различными газами,

действие механических сил, вызывающих вибрацию, тряску, ускорения, галопирование,

7

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

воздействие электромагнитных полей и излучений;

неадекватная акустическая среда;

повышенный уровень ультразвука;

изменение световой среды помещения;

неудобство рабочей позы и многое другое.

Наконец к четвѐртой группе относятся факторы, связанные в основном с нарушением режима труда и отдыха:

недостаточность времени для восстановления сил после утомления;

неправильное использование перерывов между работой;

непродуманное планирование работы и отдыха.

На развитие утомления сильно влияют эмоциональные факторы, выраженность и время наступления утомления человека, его общего и специального физического развития и т.п.

Среди видов утомления следует специально указать на один специфический вид, возникающий при отсутствии деятельности. Оно довольно часто встречается в современном производстве у специалистов, деятельность которых связана с приѐмом нерегулярно и неожиданно поступающей информации, т.е. работающих в режиме ожидания.

11 стр., 5083 слов

Профессиональная деятельность в экстремальных условиях. Факторы, ...

... факторы действуют как возмущения и представляют собой: сильные физико-химические воздействия, вибрации, помехи, неопределенность или неполноту информации в условиях ответственной деятельности, ... монотония, сильное утомление и пр.), отрицательно сказывающиеся на регуляции деятельности. Работа в таких условиях осуществляется с постоянным подключением функциональных резервных возможностей ...

Этот вид утомления занимает промежуточное место между общим и умственным утомлением. Чувство усталости у таких специалистов частично обусловлено статической рабочей позой, хотя в основном определяется развитием сенсорной напряжѐнности.

Сказанное позволяет считать, что описанные фазы определяются сочетанием физических и информационных характеристик работы.

Но существует ещѐ одна специфическая форма изменения функционального состояния оператора, в меньшей степени связанная с физическими характеристиками. Это в основном реакция организма оператора на информационную структуру системы. Такая форма изменѐнного функционального состояния называется специфической напряжѐнностью.

Динамика развития утомления из-занеправильно выбранной динамики работоспособности являются неспецифическими проявлениями организма, общей реакцией на интенсивность и экстенсивность рабочей деятельности, в то время как состояние специфической напряжѐнности зависит от структуры и содержания потока информации в СЧМ.

В связи с этим основным критерием оценка специфической напряжѐнности, вернее, оценки характера реакции организма на информационную структуру рабочего процесса является критерий адекватности, который условно выражается состоянием адекватной мобилизацией и состоянием динамического рассогласования.

Состояние адекватной мобилизации – это такое состояние оператора,

8

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

которое является оптимальным или близким к оптимальному состоянию для определенных условий работы человека, включенного в конкретную систему управления.

Симптоматика и выраженность этого состояния зависят, прежде всего, от объема информации, еѐ плотности и экстенсивности, от семантической значимости информации, характера кодирования, наличия шума, требуемых программ реализации принятой информации и особенностей управляемой системы. Чем больше требуемое состояние отличается от состояния оперативного покоя, тем больше выражена активная мобилизация.

Характерной чертой адекватной мобилизации является еѐ линейность, т.е. наличие прямой зависимости от субъективной трудности работы, выполняемой человеком.

Первым шагом диагностики, или прогнозирования этого состояния является количественный анализ информационной модели рабочего процесса для выяснения, какой элемент этой деятельности в первую очередь определяет степень адекватной мобилизации.

В большинстве случаев оперативной точкой для принятия решения служит положение найденных характеристик на шкале предельных возможностей человека.

Выявление ведущего элемента деятельности решает вопрос о том, какое свойство (свойства) оператора определяет выполнение этого свойства, а состояние соответствующих функций и будет в первую очередь характеризовать степень адекватной мобилизации. Однако следует иметь в виду, что помимо этого изменяется и состояние связанных с ведущей функцией систем неспецифического обеспечения и регулирующих нервных образований, поскольку состояние этих систем не отвлекает оператора от выполнения основных обязанностей, а сами показатели довольно тесно коррелируют с уровнем работы основной системы. В связи с этим, о степени напряжѐнности судят именно по состоянию этих систем.

13 стр., 6267 слов

Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.Диагностика ...

... способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает ... появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности 3) Познать законы формирования личности. Определить ...

Состояние адекватной мобилизации характеризуется минимальным числом ошибок в работе и выбором оптимального алгоритма деятельности.

Может возникнуть вопрос: «Поскольку внешние признаки стадии адекватной мобилизации очень близки к той стадии работоспособности, которая была описана как фаза компенсации, то не является ли такое разделение искусственным?»

Однако следует иметь в виду и тот факт, что внешние признаки стадии адекватной мобилизации очень близки к той стадии работоспособности, которая была описана как фаза компенсации, являются во многом сходными, но и имеют одновременно два существенных обстоятельства, которые к тому же позволяют их разделить.

Во-первых,это связь состояния адекватной мобилизации только с информационной структурой работы: при увеличении трудности работы выраженность стадии увеличивается, при уменьшении ослабевает; фаза

9

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

компенсации более устойчива и мало меняется при временных колебаниях интенсивности работы.

Во-вторых,она не связана со временем работы и может быть одинаково выражена как в начале, так и в конце еѐ.

В тех случаях, когда предъявляемые к организму требования находятся на пределе его физиологических возможностей или превышают их, наблюдается переход состояния адекватной мобилизации в состояние динамического рассогласования. Однако динамическое рассогласование может возникнуть при небольшой информационной нагрузке, когда имеются различного рада эмоциональные сдвиги, особенно связанные с малым навыком в работе.

Состояние динамического рассогласования. При динамическом рассогласовании (потере цикла деятельности) нарушается основная закономерность предыдущей стадии – уровень работы по восприятию информации не соответствует ожидаемому физиологическому состоянию. О таком состоянии свидетельствуют:

большие сдвиги вегетативных реакций;

появление дополнительных реакций в организме, в частности:

потоотделение,

расширение сосудов кожи,

нарушение мышечного баланса и др.

Такое состояние чрезвычайно важно для оценки работы специалиста, поскольку оно сопровождается выраженными нарушениями работоспособности и появлением большого числа ошибок, лишними действиями, увеличением времени работы, вплоть до отказа от работы или еѐ прекращения.

Обобщенный характер динамического рассогласования приводит к тому, что ошибки и неправильные действия наблюдаются даже тогда, когда оператор должен выполнять требуемые по ходу работы несложные для него действия, в ином состоянии выполняемые безотказно. На этом свойстве основан один из приѐмов оценки рассогласования, когда оператору по ходу работы предлагают выполнять ряд тестов возрастающей сложности, обычно хорошо выполняемых. Чем проще тест, при котором появилось затруднение или ошибка, тем глубже динамическое рассогласование.

Динамическое рассогласование является более устойчивым, чем адекватная мобилизация; уменьшение интенсивности нагрузки не приводит к ликвидации этого состояния и появлению адекватной мобилизации. Должно пройти какое-товремя, прежде чем признаки рассогласования исчезнут.

10

Л 20 ПсихолСущность деятельности 2013 — Стр 2

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ОПЕРАТОРА

Под эмоциональными состояниями понимаются состояния, вызванные переживанием человеком его отношения к внешнему миру и к самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров – ответов на сигналы внешней среды. Таким образом, эмоциональное состояние тесно связано с индивидуальной семантической значимостью поступающей к человеку информации и являются как бы коррекцией, вносимой человеком в ответ, определяемый только информационной структурой раздражителя. Например, можно установить закономерное усиление эмоциональных состояний по мере возрастания цены решения. Замечено, что при фиксированной цене решения имеется прямая связь степени эмоции от величины энтропии, остающейся к моменту необходимой выдачи решения (недостаточность информации как эмоциогенный фактор по П.В. Симонову).

Это положение делает понятным и ту связь эмоциональных состояний с описанными выше общими функциональными состояниями, особенно с состояниями адекватной мобилизации и динамического рассогласования и с рядом внутренних характеристик личности, например, уровнем тревожности, который сказывается на придаваемых значениях индивидуальной (субъективной) семантической значимости.

Из сказанного становится также ясно, что любой вид сознательной человеческой деятельности всегда в той или иной мере связан с развитием эмоциональных состояний.

При изучении эмоциональных реакций следует отчѐтливо различать две его формы – эмоциональное напряжение и эмоциональную напряжѐнность.

Эмоциональное напряжение характеризует степень мобилизации функций организма для наиболее успешного выполнения той или иной деятельности и связано с волевым актом, направленным на эту деятельность, т.е. оно характеризует ту степень эмоциональных сдвигов, которые обусловливают наиболее полное развитие состояния адекватной мобилизации.

В тех случаях, когда наступает динамическое рассогласование между объективной значимостью ситуации и еѐ субъективной оценкой и появляются связанные с этим отрицательные изменения в двигательных и психических функциях, наступает состояние эмоциональной напряжѐнности. При этом наблюдается и снижение устойчивости ряда психических функций.

Момент перехода эмоционального напряжения в эмоциональную напряжѐнность определяет так называемую эмоциональную устойчивость. Чем меньше эмоциональная устойчивость, тем скорее при меньших значениях эмоционального фактора развивается состояние эмоциональной напряжѐнности.

Эмоциональная устойчивость является показателем, очень тесно связанным с таким свойством личности, как уровень тревожности, она очень

11

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

низка у лиц с высоким уровнем тревожности.

Следующее качество – эмоциональная возбудимость – определяет быстроту развития того или иного эмоционального состояния, т.е. это качество очень близко к тому, которое характеризует эмоциональную устойчивость.

3.1 Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний

На основании представления о сущности эмоциональных реакций становится ясным, что их развитие определяют две группы факторов: внешние и внутренние.

Внешние эмоциогенные факторы. К ним относятся, прежде всего, так называемые экстремальные факторы, т.е. такие факторы, физические или информационные характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов организма оператора.

Чем больше выражена экстремальность фактора, тем выше вероятность появления выраженных степеней эмоциональных сдвигов.

Характер этих сдвигов определяется, видом реакции, развивающейся в результате воздействия. В случае формирования адекватной реакции, т.е. реакции, направленной на преодоление действий фактора или на поддержание необходимого уровня деятельности при продолжении действия экстремальности, как правило, наблюдается та или иная степень эмоционального напряжения.

Развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, как правило, приводит к той или иной степени эмоционального напряжения.

Развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора и одновременно неспособность к мобилизации функций ведут к появлению различных степеней эмоциональной напряжѐнности полоть до появления резко выраженных отрицательных эмоций.

К этой же группе факторов относятся и те, которые характеризуются очень высокой значимостью, хотя сами по себе факторы не являются экстремальными. Знак возникающей эмоциональной реакции и сила еѐ развития в этом случае, как правило, определяется сочетанием ряда внутренних по отношению к человеку факторов.

Внутренние эмоциогенные факторы. Сами по себе эти факторы не являются эмоциогенными, они лишь придают тому или иному внешнему фактору необходимую степень эмоциональности. К этим факторам относят:

характеристики нервной деятельности;

темперамент;

уровень тревожности;

12

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

ригидность личности, и т.п.

Приведенные эмоциональные состояния, как правило, и определяют уровень реакции человека.

Такие факторы, как характеристика энграммных преобразований (особенности памяти, внимание), ответственные за степень знакомости с возникающей ситуацией за быстроту и скорость принятия решения, определяют не только степень развития эмоциональных состояний, но и их знак.

Весьма близка к ним и такая характеристика личности, как уровень притязаний. Наконец, в эту же группу следует отнести и такие факторы, как мотивы, установки и т.п. Наиболее выражено их влияние на эмоциональную устойчивость, которая, при положительных мотивах может быть настолько высокой, что полностью исключает появление эмоциональной напряжѐнности.

Управление эмоциональными состояниями – одна из задач эргономики.

Можно активно управлять поведением человека — оператора, вводя те или иные эмоциогенные факторы. Например, для поддержания высокого уровня, бдительности при монотонной работе операторов наблюдения и контроля воздействие на эмоциогенную сферу является наиболее эффективным.

13

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

4 ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существует два подхода к изучению психологических и физиологических характеристик трудовой деятельности: «косвенный» и «прямой».

«Косвенный» подход основан на регистрации изменений в организме человека, возникающих вследствие выполнения им работы.

«Прямой» подход, в основе которого лежит выявление психических и физиологических процессов, составляющих содержания деятельности.

Полная картина структуры деятельности может быть получена только путѐм сочетания «прямого» и «косвенного» подходов получения информации о трудовом процессе. На основании этих подходов можно составить отдельные операционные схемы деятельности.

Из этих документов можно также получать информацию о режимах труда и отдыха и динамики показателей факторов среды.

Нормативные документы подразделяются на группы, информация которых даѐт возможность приблизительно оценить степень специфической напряжѐнности выполнения деятельности (по требуемой скорости работы, точности выполнения операций и т.п.).

К полной картине структуры деятельности можно отнести:

Извлечение информации из документов (инструкции по эксплуатации техники, нормативы оценки уровня квалификации специалистов и т.п.).

Инженерно-психологическоеобследование эргономических систем (оборудования, устройства рабочего места, кода информации, взаимосвязей между специалистами и т.п.).

Наблюдение за ходом трудового процесса и поведением специалиста.

Беседа со специалистами.

Самоотчѐт в процессе деятельности.

Анкетирование и экспертная оценка.

Объективная регистрация и измерение составляющих трудового процесса (киносъѐмка направление взора и показаний приборов, запись движений органами управления и измерением силы воздействия, магнитофонная регистрация команд и т.п.).

Анализ ошибок, допускаемых в работе.

Объективная регистрация и измерение показателей факторов среды.

Эксперимент.

Извлечение информации из документов. С точки зрения психофизиологического анализа деятельности документы можно разделить на три группы:

1) характеризующие содержание и организацию трудовой деятельности, устройство системы управления, особенности среды;

14

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

2)отражающие итоги деятельности;

3)характеризующие личностные особенности специалистов.

Первая группа нормативных документов включает описания объектов техники, содержащиеся в эскизных, технических проектах и других подобных документов, наставления, руководство и инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию и т.п.

Изучение этих документов даѐт возможность, прежде всего, ознакомится со структурой и техническими особенностями эргономических систем, с существом профессиональной деятельности, устройством рабочего места, организации взаимодействия между специалистами и специалистом и техническим устройством.

Затем выделяется наиболее важные и сложные операции (связанные с дефицитом времени, аварийными ситуациями и т.п.) разных подуровней и ориентировочно оценивается психофизиологическая сущность выполнения их специалистами. Уже на основании инструкций можно составить отдельные операционные схемы деятельности.

Из этих документов можно также получать информацию о режимах труда и отдыха и динамике показателей факторов среды. Нормативные документы дают возможность приблизительно оценить степень специфической напряжѐнности выполнения деятельности (по требуемой скорости работы, точности выполнения операций и т.п.).

Вторая группа документов включает журналы и ведомости учѐта выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно экономические отчѐтные документы, медицинские книжки и т.п.

Этот материал является одним из источников получения данных для анализа производительности труда, брака и ошибок в работе специалистов, профессиональной заболеваемости и травматизма. Кроме того, он может дать информацию для оценки личностных качеств и уровня профессионального мастерства конкретных лиц.

Третья группа документов объединяет служебные и медицинские характеристики, представления для назначения на должность, лѐтные, водолазные, санитарные книжки и т.п.

4.1 Оценка информации

Для оценки информации проводят как обследования, так и различные наблюдения.

Инженерно-психологическоеобследование.Непосредственное ознакомление с техникой и рабочим местом является дальнейшим шагом в изучении сущности трудовой деятельности и необходимой предпосылкой перехода к приѐмам наблюдения за протеканием рабочего процесса.

Изучение оборудования начинается с выяснения назначения различных

15

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

технических устройств, с которыми взаимодействует человек (специалист, оператор), составления схем потоков информации, последовательности обращения специалиста к приборам и органам управления при решении типовых и наиболее сложных производственных задач. При этом проводят постоянное сопоставление с инженерно-психологическимитребованиями (в частности, с принципами построения информационных моделей).

Наблюдение за ходом трудового процесса и поведением специалистов.

В функции наблюдения за ходом трудового процесса входит получение ответов на следующие вопросы, применительно к определѐнным производственным задачам.

I. Характеристика каналов движения информации:

Число информационных каналов.

Динамика движения информации во времени (однонаправленная, с переключением, совмещѐнная).

II. Характеристика сигналов (сообщений), поступающих к специалисту:

Общие данные о сообщениях:

содержание основных сообщений, поступающих к специалисту при выполнении различных задач;

путь и характер поступающих сообщений (от кого поступают; непосредственно голосом, через переговорную трубку, по трансляции, посредством световой сигнализации, нужно ли их запоминать, передавать дальше и т.п.).

Характеристика информации по видам анализаторов человека (слуховое восприятие, зрительное, и т.д.):

краткое описание каналов поступления информации (Откуда подаѐтся информация? Есть ли передаточные звенья для этой информации?);

характеристика информации (физическая сила, частота поступления по выбранному каналу, длительность отдельных информаций, длительность пауз между ними, наличие интерференции информации (одновременного поступления);

характеристика различных каналов поступления информации: относительная «загрузка» каналов, возможность и «частота» одновременного поступление информации по двум и более каналам;

помехи передачи информации по действующему каналу (шумы – их интенсивность и характер, ошибки в передаточном звене).

Характеристика взаимодействия комплекса анализаторов (частота переключения с одного канала на другой; одновременная, однонаправленная и разнонаправленная работы анализаторов).

III. Данные о функции опорно-двигательногоаппарата:

16

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

Рабочая поза при работе и во время «активного покоя».

Характер и частота изменения рабочей позы при различных манипуляциях, наиболее типичная рабочая поза при определѐнном виде деятельности.

Характер рабочих движений рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия).

Положение головы, характер еѐ движения.

Данные о скорости и степени мышечного утомления и нарушениях координации движений.

Энергетическая загрузка в период рабочей деятельности.

IV. Данные о процессах переработки информации специалистом:

Характеристика оперативной и долговременной памяти:

количество оперативных единиц информации, которое необходимо запоминать на промежутке времени конкретной длительности;

форма запоминания сведений в (в уме, записать на бумаге, отметить на приборе и т.п.);

характер материала для запоминания (цифровой, образный, словесно-логическийи т.п.).

Характеристика процессов обеспечивающих анализ информации и принятии решений:

особенности устройств, применяемых для анализа и синтеза поступающей информации и принятия решений (таблицы, схемы, формулы, счѐтно-решающееустройство и т.п.);

характеристика преимущественных способов переработки информации (реакции прямого замыкания, автоматизированные реакции выбора, слежение и т.п.);

принятие решений, мыслительные операции: логические, вычислительные творческие.

V. Волевая и эмоциональная напряжѐнность:

Возникают ли, и как часто, ситуации, требующие больших волевых усилий? (выполнение работ в неблагоприятных условиях внешней среды и т.п.).

Причины и степени эмоциональной напряжѐнности (аварийные ситуации, большая ответственность, дефицит или «избыточность» времени и т.п.).

Y. Распределение информации между воспринимающими каналами человека-оператора

Между воспринимающими каналами человека-оператораинформация

17

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

должна распределяться на основе еѐ психологических восприятий различными анализаторами. Необходимо также учитывать взаимодействие и взаимное влияние анализаторов, их устойчивость к воздействию различных факторов среды: гипервесомости и невесомости, вибрации, гипоксемии, изменение способности к восприятию информации в процессе длительной работы и др. Весьма существенное значение имеет вид информации, условия еѐ приѐма, а также характер деятельности оператора.

YI. Выбор канала восприятия в зависимости от вида информации. Передача количественной информации. Для передачи количественной

информации используются зрительный, слуховой и кожный (тактильный) каналы восприятия. Выбор канала обусловливается числом градаций признака.

Зрительный канал обеспечивает наибольшую точность, определение величины признака, особенно при использовании цифровых кодов, шкал, изменений положений указателей приборов. Он позволяет сравнивать и измерять информацию одновременно по нескольким признакам. Наименьшая точность наблюдается при кодировании величины яркостью.

Зрительный канал, обладающий хорошо выраженными аналитическими свойствами, позволяет одновременно использовать несколько признаков в сигнале. Информация для этого канала восприятия может быть закодирована одновременно с помощью интенсивности и цвета световых раздражителей, формы, площади, пространственного расположения сигналов, отношений их отдельных параметров.

Способность к поэлементному анализу большого числа отдельных составляющих сложного сигнала позволяет воспринимать с помощью этого канала большой объѐм информации, несмотря, на то, что по шкалированию некоторых из них (например, интенсивности, частоты).

ВНИМАНИЕ! Зрительный анализатор не обладает выраженными преимуществами по сравнению с другими анализаторами.

Значительно повышает пропускную способность этого канала по отношению к многомерным кодовым сигналам синтез различных компонентов сигналов в единый зрительный образ. В этом отношении большую роль играет наличие возможности одновременного восприятия нескольких пространственно разобщенных зрительных образов.

Слуховой канал по точности восприятия количественной информации может конкурировать со зрительным каналом только при передаче количественной информации в виде речевых сообщений.

Точность приѐма количественной информации, закодированной с помощью частоты или интенсивности звукового сигнала, повышается при использовании эталона сравнения.

Так, человек способен воспринять до 16-25градации тональных сигналов,

18

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

различающихся по высоте или громкости.

Слуховой канал позволяет использовать при передаче многомерных звуковых сигналов интенсивность и частоту, тембр и ритм.

Распределение частот по октавам и модулирование звуковых сигналов также повышает их распознаваемость. Однако общий набор сигналов и возможность варьирования ими для этого анализатора меньше, чем для зрительного анализатора.

ВНИМАНИЕ! Значительно ограничивает использование этого канала, трудность приѐма и анализа информации, поступающей одновременно более чем от одного источника сигналов.

Кожный канал при передаче количественной информации значительно уступает зрительному и слуховому каналу. С помощью хептики можно передать более 10 градаций величины за счѐт использования частоты вибротактильных или электрокожных сигналов (после соответствующей тренировки).

Этот канал обладает меньшими возможностями для приѐма многомерных сигналов, чем два предыдущих. При передаче по нему многомерных сигналов практически могут быть использованы частота сигналов и их пространственная локализация.

Передача многомерных сигналов. Использование многомерных сигналов, различающихся по нескольким признакам, способствует более экономной передаче информации. С точки зрения возможности приѐма многомерной информации различные воспринимающие каналы человека не являются идентичными.

YII. Передача информации о положении объектов в пространстве.

Зрительный канал даѐт самую полную информацию о положении наблюдаемых объектов в пространстве (по трѐм координатам).

Большая точность в оценке пространства и пространственных отношений обеспечивается благодаря выраженной аналитической способности зрительного анализатора, константности восприятия, визуализации представлений, широкой возможности оперирования пространственными зрительными образами.

3рительный канал обеспечивает наименьшую точность передачи временной информации. При поступлении сигналов в этот канал наблюдается меньшая точность и большая флюктуация в оценке длительности временных интервалов, чем при поступлении их по слуховому каналу, кинестетическому и тактильному каналам. Ошибка в точности воспроизведения 3-,5- и 10секундных интервалов времени при использовании зрительного анализа составляет13,8-18,0% стандарта, а флюктуация –1,2-2,9с.

Кожный канал при передаче информации можно этот канал поставить на

19

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

второе место. Он обеспечивает определение положения объекта в пространстве по двум координатам при непосредственном соприкосновении с объектом и при дистанционном определении положения его в пространстве за счѐт искусственных кодовых признаках. Такими кодовыми признаками могут быть частота вибротактильных или электрокожных сигналов и их локализация. Применения для этого изменение амплитуды, величины и площади давления тактильных сигналов ограничивается очень быстрой адаптацией (привыкаемостью) тактильного анализатора к параметрам таких воздействий.

Слуховой канал при бинауральном восприятии обеспечивает высокую точность определения направление на источник звука. Когда же применяется искусственный код (обычное изменение частоты акустического сигнала, его тона), точность локализации оказывается ниже, чем при использовании зрительного и кожного анализаторов. В основном, в этом случае с помощью слухового анализатора можно определять изменение положения объекта в пространстве только по одной координате.

Слуховой канал обеспечивает наибольшую точность в оценке временных характеристик сигналов (их длительности, темпа, ритма и т.п.).

Ошибка в воспроизведении 3-,5-,10-секундныхвременных интервалов составляет при использовании слухового анализатора1,2-4,7% заданных стандартов.

Восприятие времени. Точность восприятия временных интервалов зависит от их длительности, от того, заполнены они или не заполнены раздражителем и от ряда других причин. Наибольшая точность отмечается при оценке заполненных временных интервалов.

Кинестетический канал также может успешно использоваться для передачи информации по параметру длительности. При поступлении по этому каналу заполненных временных интервалов, длительностью в 4,8 и 9,1 секунды, ошибка в точности воспроизведении колеблется в пределах6,4-16,0%.

Тактильный канал по точности оценки времени занимает третье место. Ошибка точности воспроизведения 5,10-секундныхинтервалов при использовании этого анализатора составляет7,4-24,8% определяемых величин.

4.2 Передача информации об аварийных ситуациях

Сигналы, несущие информацию об аварийных ситуациях, можно подразделить на предупреждающие и сигналы, свидетельствующие об аварии и переключающие человека на деятельность по новому алгоритму.

Предупреждающие сигналы не должны нарушать заданного режима рабочей деятельности (т.е. не прерывать цикл деятельности).

Аварийные сигналы должны изменять алгоритм работы для предотвращения развития аварийной ситуации и восстановления штатного функционирования системы.

Для передачи предупреждающего сигнала можно использовать любой канал связи (зрительный, слуховой, тактильный).

Выбор его зависит от структуры деятельности, загруженности того или иного анализатора и вида

20

Л 20 ПсихолСущность деятельности 2013 — Стр 3

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

алгоритма, на который должен быть переключѐн оператор.

Выбор канала связи для передачи аварийного сигнала обусловливается тем, что сигнал должен быть обязательно и немедленно воспринят при любых обстоятельствах, не зависимо от характера работы.

Слуховой канал восприятия при передаче информации об аварийном состоянии имеет те преимущества, что слуховой анализатор обладает выраженной способностью к экстренной мобилизации. Звуковой сигнал хорошо воспринимается независимо от местоположения его источника по отношению к оператору.

Отрицательным свойством длительного интенсивного звукового сигнала обладает его выраженное тормозное воздействие на высшую нервную деятельность.

Зрительный канал восприятия при передаче аварийной информации является также достаточно эффективным.

Недостатком его является то, что источник информации обязательно должен находиться в поле зрения. Особенно важное значение приобретает канал в условиях интенсивного шума.

Кожный канал восприятия также может быть использован при подаче аварийных сигналов.

При передаче аварийного сигнала в некоторых случаях может использоваться болевая чувствительность. Однако такое болевое воздействие требует дополнительного изучения.

21

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

Вопросы для закрепления материала лекции

1.Что собой представляет деятельность?

2.Как Вы понимаете «концептуальная модель»?

3.Что собой характеризует «информационная модель»?

4.Расскажите об оперативной единице восприятия.

5.Что такое состояние адекватной мобилизации?

6.Что собой представляет состояние динамического рассогласования?

7.Расскажите об эргономике.

8.Расскажите о типах переработки информации человеком.

9.Расскажите о первом типе систем «человек-инструмент».

10.Расскажите о втором типе систем «человек-машина».

11.Перечислите основные этапы деятельности оператора в системе «человек-машина».

12.Назовите факторы деятельности, вызывающие утомление.

13.Расскажите об эмоциональной возбудимости.

14.Перечислите факторы, определяющие развитие эмоциональной возбудимости.

15.Что Вы знаете о внешних эмоциональных факторах?

16.Перечислите внутренние эмоциональные факторы.

17.Расскажите о путях получения исходной информации для выявления структуры деятельности.

18.Как подразделяются нормативные документы, определяющие вид деятельности?

19.Что включает в себя первая группа документов для получения оперативной информации?

20.Расскажите о второй группе документов.

21.Какие документы объединяет третья группа документов?

22.Расскажите об инженерно-психологическомобследовании с целью оценки информации.

23.Что Вы знаете о характеристике каналов движения информации?

24.Расскажите о роли характеристики сигналов, поступающих к специалисту.

25.Перечислите данные о функции опорно-двигательного

аппарата.

26.Что собой представляют данные о процессах переработки информации специалистом?

27.Охарактеризуйте волевую и эмоциональную напряжѐнность

оператора.

28.Как происходит распределение информации между воспринимающими каналами человека-оператора?

29.Расскажите о выборе канала восприятия в зависимости от

22

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

вида информации.

30.Как передаѐтся количественная информация?

31.Роль зрительного канала в передаче и восприятии информации.

32.Значимость слухового канала в передаче и восприятии информации.

33.Восприятие информации человеком-операторомчерез кожный канал.

34.Как передаются многомерные сигналы?

35.Как передаѐтся информация о положении объектов в пространстве?

36.Как осуществляется передача информации о положении объектов в пространстве через зрительный канал?

37.Как осуществляется передача информации о положении объектов в пространстве через кожный канал?

38.Как осуществляется передача информации о положении объектов в пространстве через слуховой канал?

39.Как воспринимается время?

40.Роль кинестетического канала.

41.Роль тактильного канала.

42.Что Вы знаете о передаче информации об аварийных

ситуациях?

43.Роль анализаторов для восприятия информации об аварийных

ситуациях?

23

Г.Ф. Несоленов. Лекция 20. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. 2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Мастяев, Ф. Трудовая деятельность человека [Текст] / Ф. Мастяев, С-

Пб., 1992.

2.Симонов, П.В. Введение в эргономику [Текст] / П.В. Симонов. – М.,

1996.

3.Белов, С.В.. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / С.В. Белов. – М.: Высшая школа, 2012.

4.Бондаренко, Л.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Л.В. Бондаренко, А.Е. Алеевский, Г.А. Колупаев. – М., 1999.

5.ГОСТ 12.2.032-78.ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования [Текст]. – М., 1979.

24