Фрейд — Введение в психоанализ

   Зигмунд Фрейд.

   Введение в психоанализ
     Перевод Г.В.Барышниковой.

     Литературная редакция Е.Е.Соколовой и Т.В.Родионовой

     СПб., Алетейя СПб, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
     Часть первая. Ошибочные действия

     Предисловие 5

     Первая лекция. Введение

     Вторая лекция. Ошибочные действия

     Третья лекция. Ошибочные действия (продолжение)

     Четвертая лекция. Ошибочные действия (окончание)
     Часть вторая. Сновидения

     Пятая лекция. Трудности и первые попытки понимания

     Шестая лекция. Предположения и техника толкования

     Седьмая лекция. Явное содержание сновидения и скрытые его мысли

     Восьмая лекция. Детские сновидения

     Девятая лекция. Цензура сновидения

     Десятая лекция. Символика сновидения

     Одиннадцатая лекция. Работа сновидения

     Двенадцатая лекция. Анализ отдельных сновидений

     Тринадцатая лекция. Архаические черты и инфантилизм сновидения

     Четырнадцатая лекция. Исполнение желания

     Пятнадцатая лекция. Сомнения и критика
   ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ

   Шестнадцатая лекция. Психоанализ и психиатрия

   Семнадцатая лекция. Смысл симптомов

   Восемнадцатая лекция. Фиксация на травме, бессознательное

   Девятнадцатая лекция. Сопротивление и вытеснение

   Двадцатая лекция. Сексуальная жизнь человека

   Двадцать первая лекция. Развитие либидо и сексуальная организация

16 стр., 7785 слов

«Лекции по введению в психоанализ»

... социально-экономических факторов. Этими же факторами объясняется возникновение неврозов. Следующие три лекции посвящены исследованию ошибочных действий - явлений, “которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у ... неспециалистам в течение двух зимних семестров 1915-1916 и 1916-1917 годах. Третья часть - “Продолжение лекций по введению в психоанализ” - была написана в 1933 году. Итак, ...

   Двадцать вторая лекция. Представление о развитии и регрессии. Этиология

   Двадцать третья лекция. Пути образования симптомов

   Двадцать четвертая лекция. Обычная нервозность

   Двадцать пятая лекция. Страх

   Двадцать шестая лекция. Теория либидо и нарциссизм

   Двадцать седьмая лекция. Перенесение

   Двадцать восьмая лекция. Аналитическая терапия
   Предисловие

   Двадцать девятая лекция. Пересмотр теории сновидений

   Тридцатая лекция. Сновидения и оккультизм

   Тридцать первая лекция. Разделение психической личности

   Тридцать вторая лекция. Страх и жизнь влечений

   Тридцать третья лекция. Женственность

   Тридцать четвертая лекция. Объяснения, приложения, ориентации

   Тридцать пятая лекция. О мировоззрении Библиография
 * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (1916 [1915]) *
ПРЕДИСЛОВИЕ

     Предлагаемое  вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере

не претендует  на соперничество с уже имеющимися сочинениями  в этой области

науки  (Hitschmann.  Freuds  Neurosenlehre.  2  Aufl.,  1913;  Pfister.  Die

psychoanalytische  Methode, 1913; Leo  Kaplan. Grundzьge  der Psychoanalyse,

1914;  Regis et  Hesnard.  La  psychoanalyse  des nevroses et des psychoses,

Paris,  1914;  Adolf  F.   Meijer.  De  Behandeling  van   Zenuwzieken  door

Psycho-Analyse. Amsterdam,  1915).  Это  точное изложение лекций, которые  я

читал в  течение  двух зимних семестров  1915/16  г. и 1916/17  г. врачам  и

неспециалистам обоего пола.

     Все  своеобразие  этого  труда,  на которое обратит  внимание читатель,

объясняется условиями его возникновения. В лекции нет  возможности сохранить

бесстрастность научного  трактата.  Более того, перед лектором стоит  задача

удержать  внимание слушателей  в  течение почти  двух  часов.  Необходимость

8 стр., 3896 слов

Основы психоанализа. Ошибочные действия

... и его отношение к бессознательному», «Три очерка по теории сексуальности», курсе лекций «Введение в психоанализ» и пр. (подробнее см. Приложение 2) После написания серии книг к ... Зигмунд Фрейд, «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917гг) Введение. Тайны подсознания всегда являлись объектом интереса для всего человечества. Лечение методом психоанализа раз за разом доказывает свою эффективность ...

вызвать  немедленную реакцию  привела к  тому, что один  и  тот  же  предмет

обсуждался  неоднократно, например  в  первый  раз  в  связи  с  толкованием

сновидений, а  затем в связи с проблемами неврозов. Вследствие такой  подачи

материала некоторые важные темы, как, например, бессознательное, нельзя было

исчерпывающе  представить  в  каком-то   одном  месте,  к   ним  приходилось

неоднократно возвращаться и снова их оставлять, пока не представлялась новая

возможность что-то прибавить к уже имеющимся знаниям о них.

     Тот,  кто  знаком  с  психоаналитической  литературой,  найдет  в  этом

«Введении» немногое из  того, что  было бы ему неизвестно из  других,  более

подробных   публикаций.   Однако  потребность  дать  материал  в  целостном,

завершенном виде вынудила автора привлечь в отдельных разделах (об этиологии

страха, истерических фантазиях) ранее не использованные данные.

     Вена, весна 1917 г.

     З. Фрейд
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ *
ВВЕДЕНИЕ
     Уважаемые дамы и  господа!  Мне  неизвестно, насколько каждый из вас из

литературы или понаслышке знаком  с психоанализом. Однако само название моих

лекций —  «Элементарное  введение в  психоанализ» —  предполагает, что  вы

ничего не знаете об этом и готовы получить от меня первые сведения. Смею все

же предположить, что  вам известно следующее: психоанализ  является одним из

методов лечения  нервнобольных;  и тут  я  сразу могу  привести  вам пример,

показывающий,  что  в  этой  области  кое-что  делается  по-иному  или  даже

наоборот, чем  принято  в медицине. Обычно, когда  больного начинают  лечить

10 стр., 4889 слов

Медицина новейшего времени

... трансплантологии, кардиохирургии, молекулярной генетике, космической и радиационной медицине Связь медицинской науки с практикой здравоохранения, ... ранее такие вмешательства считали несовместимыми с жизнью больного. Было положено начало грудной хирургии и ... часто встречающимся массовым заболеваниям, разработка мероприятий предупредительного лечения. Учение И.П.Павлова позволило проникнуть в сущность ...

новым  для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика,

и уверить  его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как

тем самым мы повышаем шансы на  успех. Когда же мы начинаем лечить невротика

методом психоанализа, мы  действуем  иначе.  Мы  говорим  ему  о  трудностях

лечения, его продолжительности,  усилиях и жертвах, связанных с  ним. Что же

касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку он

зависит  от поведения больного,  его понятливости, сговорчивости и выдержки.

Естественно,  у  нас  есть  веские  основания   для  такого  как   будто  бы

неправильного  подхода  к  больному,  в  чем  вы,  видимо,  позднее  сможете

убедиться сами.

     Не сердитесь, если я на первых порах буду обращаться с вами так же, как

с этими нервнобольными. Собственно говоря, я советую вам отказаться от мысли

прийти сюда  во  второй раз.  Для этого  сразу  же хочу  показать вам, какие

несовершенства неизбежно  присущи обучению  психоанализу  и  какие трудности

возникают в процессе выработки  собственного суждения о нем. Я  покажу  вам,

как вся направленность вашего предыдущего  образования и все  привычное ваше

мышление  будут  неизбежно  делать вас противниками  психоанализа и  сколько

нужно   будет  вам   преодолеть,  чтобы   совладать  с   этим  инстинктивным

сопротивлением.  Что  вы  поймете  в психоанализе  из  моих лекций,  заранее

сказать, естественно, трудно, однако могу твердо обещать, что, прослушав их,

вы не научитесь проводить психоаналитическое исследование и лечение. Если же

среди вас  найдется  кто-то,  кто не  удовлетворится  беглым  знакомством  с

психоанализом, а захочет прочно связать себя с ним, я не только не посоветую

это  сделать,  но  всячески   стану   его  предостерегать  от   этого  шага.

26 стр., 12767 слов

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

... диалогом дополняет иллюзию. Таким образом, часто фильм понимается как визуальная и звуковая репрезентация, максимально верное воспроизведение драмы, которую литература может изложить лишь словами, но которое кино имеет ... фильм – это не просто немой фильм, к которому добавлены звуки и слова, предназначенные лишь для усиления кинематографической иллюзии. Связь звука и изображения гораздо более тесная; ...

Обстоятельства  таковы,  что  подобный  выбор профессии  исключает для  него

всякую возможность продвижения в университете.  Если же такой врач  займется

практикой,   то  окажется  в   обществе,   не  понимающем  его  устремлений,

относящемся к нему с недоверием и враждебностью и ополчившем против него все

скрытые  темные  силы.  Возможно, кое-какие  моменты,  сопутствующие  войне,

свирепствующей ныне в Европе, дадут вам некоторое  представление о том,  что

сил этих — легионы.

     Правда, всегда найдутся  люди, для которых новое  в познании имеет свою

привлекательность, несмотря  на  все  связанные с  этим  неудобства. И  если

кто-то  из  вас  из их числа и, несмотря на мои предостережения, придет сюда

снова, я буду рад приветствовать его. Однако  вы  все  вправе  знать,  какие

трудности связаны с психоанализом.

     Во-первых,  следует указать на сложность  преподавания  психоанализа  и

обучения  ему. На занятиях  по медицине вы привыкли к наглядности. Вы видите

анатомический  препарат, осадок при химической реакции, сокращение мышцы при

раздражении нервов.  Позднее  вам показывают больного, симптомы его  недуга,

последствия  болезненного  процесса, а  во  многих  случаях  и  возбудителей

болезни  в чистом виде. Изучая  хирургию, вы присутствуете при хирургических

вмешательствах для оказания помощи больному и можете сами провести операцию.

В   той  же   психиатрии   осмотр   больного   дает  вам  множество  фактов,

свидетельствующих об  изменениях  в  мимике,  о характере речи  и поведении,

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней ...

которые  весьма  впечатляют. Таким образом, преподаватель  в медицине играет

роль гида-экскурсовода, сопровождающего вас по музею, в то время как вы сами

вступаете  в  непосредственный контакт с объектами и благодаря  собственному

восприятию убеждаетесь в существовании новых для нас явлений.

     В  психоанализе,  к  сожалению,  все  обстоит  совсем  по-другому.  При

аналитическом лечении не  происходит  ничего,  кроме  обмена  словами  между

пациентом и  врачом.  Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и

нынешних  впечатлениях, жалуется,  признается  в своих желаниях и  чувствах.

Врач  же  слушает,  стараясь  управлять  ходом мыслей больного,  кое  о  чем

напоминает  ему,  удерживает его внимание в  определенном направлении,  дает

объяснения и наблюдает за  реакциями приятия или неприятия, которые он таким

образом  вызывает у  больного.  Необразованные  родственники  наших больных,

которым импонирует лишь явное  и ощутимое, а  больше  всего действия,  какие

можно  увидеть  разве  что  в  кинематографе,  никогда  не  упустят   случая

усомниться:  «Как  это  можно  вылечить  болезнь одними  разговорами?»  Это,

конечно, столь же недальновидно, сколь и непоследовательно. Ведь те же самые

люди убеждены, что больные «только выдумывают» свои симптомы. Когда-то слова

были  колдовством,  слово  и  теперь   во  многом  сохранило   свою  прежнюю

чудодейственную  силу. Словами один  человек может осчастливить другого  или

повергнуть его  в отчаяние, словами учитель  передает свои  знания ученикам,

словами оратор увлекает слушателей и  способствует определению их суждений и

решений.  Слова  вызывают   аффекты  и   являются  общепризнанным  средством

воздействия  людей друг на друга. Не  будем  же  недооценивать использование

11 стр., 5230 слов

Наполеон Бонапарт и Александр I

... княжна Святополк-Четвертинская, была его самой большой страстью. Об Александре Павловиче - донжуане - можно судить исчерпывающим образом по донесениям осведомителей венской полиции за то время, когда ... боялась к правде прикоснуться, любила свой внутренний мир, который себе создала. Одним словом, будущая императрица Елизавета Алексеевна была, подобно своему супругу, натурой достаточно сложной ...

слова в психотерапии  и будем довольны, если сможем услышать слова, которыми

обмениваются аналитик и его пациент.

     Но  даже  и  этого  нам  не  дано.  Беседа,  в  которой  и  заключается

психоаналитическое лечение, не допускает присутствия посторонних;  ее нельзя

продемонстрировать.  Можно,   конечно,  на  лекции  по  психиатрии  показать

учащимся неврастеника или истерика. Тот,  пожалуй, расскажет о своих жалобах

и  симптомах, но не больше того. Сведения, нужные психоаналитику,  он  может

дать лишь при  условии  особого  расположения  к  врачу; однако  он  тут  же

замолчит, как только заметит хоть одного свидетеля, индифферентного  к нему.

Ведь эти сведения  имеют отношение к самому интимному в его душевной  жизни,

ко всему тому, что он, как лицо социально самостоятельное, вынужден скрывать

от других, а также к тому, в чем он как цельная личность не хочет признаться

даже самому себе.

     Таким  образом, беседу  врача,  лечащего  методом психоанализа,  нельзя

услышать непосредственно.  Вы можете только  узнать о ней и  познакомитесь с

психоанализом  в буквальном смысле  слова  лишь  понаслышке.  К собственному

взгляду на психоанализ вам придется  прийти в необычных условиях,  поскольку

сведения о нем вы получаете как бы из  вторых рук. Во многом  это зависит от

того доверия, с которым вы относитесь к посреднику.

     Представьте  себе  теперь,  что  вы   присутствуете  на  лекции  не  по

психиатрии, а  по  истории,  и  лектор  рассказывает вам  о жизни  и военных

подвигах   Александра  Македонского.   На  каком  основании  вы   верите   в

достоверность  его сообщений? Сначала кажется, что здесь еще  сложнее, чем в

10 стр., 4643 слов

Научный статус психоанализа

... и до создания психоанализа уже пользовался известностью как нейрофизиолог. Создавая психоанализ, он отказался от сведения психических процессов к ... умозрение. Фрейд является "агностиком" в точном смысле этого слова: он отвергает "гнозис", т.е. интуитивно-спекулятивное постижение трансцендентной ... Религия является наихудшей не в силу одной лишь иллюзорности, но потому, что она претендует на ...

психоанализе, ведь  профессор истории не был участником  походов  Александра

так же, как и вы; психоаналитик, по крайней  мере, сообщает вам о том, в чем

он сам играл какую-то роль. Но тут наступает черед тому, что  заставляет нас

поверить историку. Он  может  сослаться на  свидетельства древних писателей,

которые или сами были современниками Александра, или по времени жили ближе к

этим событиям, т. е. на книги Диодора,  Плутарха, Арриана  и др.; он покажет

вам изображения  сохранившихся  монет  и статуй царя, фотографию  помпейской

мозаики битвы при Иссе. Однако, строго  говоря, все эти документы доказывают

только то, что уже  более ранние поколения верили в существование Александра

и в реальность его подвигов, и вот с этого и могла бы начаться ваша критика.

Тогда вы обнаружите, что не  все сведения  об Александре достоверны и не все

подробности можно проверить, но  я  не могу  предположить, чтобы вы покинули

лекционный зал,  сомневаясь  в реальности  личности Александра Македонского.

Ваша  позиция определится  главным образом  двумя  соображениями: во-первых,

вряд ли у  лектора  есть  какие-то  мыслимые мотивы, побудившие выдавать  за

реальное то,  что он сам  не считает  таковым, и,  во-вторых, все  доступные

исторические  книги  рисуют  события   примерно  одинаково.  Если  вы  затем

обратитесь  к  изучению древних  источников, вы  обратите внимание  на те же

обстоятельства, на возможные  побудительные мотивы посредников и на сходство

различных  свидетельств. Результаты  вашего  исследования наверняка успокоят

вас насчет Александра, однако они, вероятно, будут другими, если речь зайдет

о  таких  личностях,  как  Моисей или Нимрод.*  О том, какие сомнения  могут

возникнуть у вас  относительно  доверия к лектору-психоаналитику, вы узнаете

позже.

     Теперь  вы  вправе  задать  вопрос: если  у  психоанализа  нет  никаких

24 стр., 11965 слов

Направленность и мотивы деятельности личности

... личности выступают следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, ... а другой -- по книгам, телевидению, газетам); 3) иерархизированность ... мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают в виде «строительного материала» для осознанных побуждений. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, ...

объективных  подтверждений и  нет возможности его продемонстрировать, то как

же  его  вообще  можно  изучить  и  убедиться   в  правоте   его  положений?

Действительно,  изучение   психоанализа  дело   нелегкое,  и  лишь  немногие

по-настоящему   овладевают   им,   однако   приемлемый  путь,   естественно,

существует.  Психоанализом  овладевают  прежде  всего  на  самом  себе,  при

изучении  своей личности. Это не совсем то,  что называется самонаблюдением,

но в крайнем случае  психоанализ можно рассматривать как один из