Государственное учреждение 4

«Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского»

Кафедра Социальной медицины и экономики здравоохранения

 

 

3.3. Методические разработки по учебным занятиям
для СТУДЕНТОВ

 

УТВЕРЖДАЮ:   Зав. кафедрой профессор Третьякова О.С.
(Ф.И. О., звание)
 
(подпись)
» «____ 2012 г.
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ АКУШЕРСКО- ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЛЕЧЕБНО- ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ.

 

Дисциплина: Социальная медицина и организация здравоохранения

 

Факультет: Стоматологический факультет

 

Курс: Семестр: Специальность: Стоматология

 

Куратор темы: Базилива Г.Н. ассистент

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

 

    3.3. Методические разработки по учебным занятиям для СТУДЕНТОВ

Актуальность темы.

Организация акушерско-гинекологической помощи населению и лечебно-профилактической помощи детям являются приоритетными в службе здоровья и имеют общегосударственную значимость.

Организация лечебно-профилактической помощи детям являются приоритетными в службе здоровья и имеют общегосударственную значимость. Показатели здоровья женщин и детей являются индикатором социально-экономического развития общества.

 

Цель обучения

2.1. Учебно-целевые задачи.

2.1.1. Студент должен знать:

 

Основные законы и постановления правительства об охране здоровья матери и ребенка
Международные программы, действующие в Украине.
Формы и методы лечебно-профилактической помощи беременным и детям
Организация медицинской помощи в акушерско-гинекологической практике.
Организация медицинской помощи в педиатрической практике.
Формы и методы лечебно-профилактической помощи детям
Структуру детской больницы.

 

 

2.1.2. Студент должен уметь:

 

1. Овладеть методикой диспансерного наблюдения за беременными и детьми соответственно с этапами оказания специализированной медицинской помощи
2. Рассчитать основные показатели деятельности родильного дома.
3. Провести анализ состояния экспертизы временной нетрудоспособности у беременных.
4. Организовать наблюдение за детьми первого года жизни
5. Уметь осуществлять профилактические мероприятия.
6. Осуществлять прививочные мероприятия.
7. Овладеть методикой диспансерного наблюдения за детьми соответственно с этапами оказания медицинской помощи в системе ОХМД
8. Рассчитать основные показатели деятельности детской больницы.
9. Провести анализ состояния экспертизы временной нетрудоспособности по уходу за детьми.

 

2.2. Учебно-воспитательные задачи.

Научить студентов деонтологическим и психологическим основам отношений с беременными, роженицами и родильницами, в работе с детьми и их родителями в процессе практической врачебной деятельности, принципам работы врача – педиатра, организации деятельности педиатра по наблюдению за детьми разных возрастов, в особенности за детьми первого года жизни, принципам

работы врача – неонатолога.

 

 

2.1.1. Студент должен знать:   Основные законы и постановления правительства об…  

Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.

Дисциплина Студент должен знать Студент должен уметь
Кафедра акушерства и гинекологии Структуру родильного дома и женской консультации. Устройство и оснащение кабинета врача акушера-гинеколога. Структуру стационара родильного дома. Экспертизу временной нетрудоспособности беременных Рассчитать показатели перинатальной смертности, показатели рождаемости. Уметь их анализировать. Рассчитать основные показатели деятельности родильного дома. Указать возможные колебания отдельных показателей.
Кафедра госпитальной педиатрии Преемственность в акушерско-гинекологичекой и педиатрической деятельности. Рассчитать основные показатели неонатальной смертности детей в сравнительной характеристике с акушерской деятельностью. Рассчитать основные показатели деятельности объединенной больницы. Указать возможные колебания.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.

Акушерско-гинекологическая помощь оказывается женщинам в специальных учреждениях амбулаторного и стационарного типа, а лечебно-профилактическая помощь детям- в детской больнице.

Основными учреждениями этого вида в городе и в селе являются:

1) Родильный дом с женской консультацией;

2) Родильное и гинекологическое отделение общих больниц;

3)Акушерско-гинекологические клиники медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей;

4)Научно-исследовательские институты акушерства и гинекологии;

5)Женские консультации или гинекологические кабинеты, входящие в состав поликлиник и медико-санитарных частей;

6)ФАП, ЦРБ (женская консультация и стационар);

7)Детская больница;

8)МСЧ;

9)Перинатальные центры;

10Центры реабилитации репродуктивной функции женщин;

11)Консультация «Брак и семья».

Руководство этими отделениями осуществляет ГЛАВНЫЙ ВРАЧ.Он отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную, финансовую деятельность. Он организовывает работу родильного дома согласно действующим положениям, имеет право осуществлять подбор и укомплектование штатов учреждения. Главный врач создает условие для обеспечения квалифицированной стационарной (и амбулаторной) акушерско-гинекологической помощи и проведения комплекса профилактических мероприятий, внедряя современные методы профилактики, диагностики и лечения.

 

Родильный дом (всего на Украине 89 роддомов) – является лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим квалифицированную поликлиническую стационарную помощь населению на основе достижений современной медицинской науки и практики.

 

СТРУКТУРА РОДИЛЬНОГО ДОМА

 

Основные задачи:

· обследование беременных, рожениц и гинекологических больных;

· санитарная обработка;

· своевременное выявление беременных с подозрением на инфекционное заболевание и последующая госпитализация в обсервационное отделение;

· распределение беременных по соответствующим отделениям;

· оказание неотложной помощи;

· информационно-справочное обеспечение.

· Оказание специализированной помощи женщинам в период беременности, в родах и в послеродовом периоде;

· Обеспечение надлежащего наблюдения, ухода и квалифицированной помощи новорожденным в период пребывания в роддоме;

· Анализ причин акушерских и экстрагенитальных осложнений у беременных, и у женщин, больных гинекологическими заболеваниями;

· Разработка и проведение оздоровительных мероприятий, направленных на снижение и ликвидацию наиболее распространенных гинекологических заболеваний;

· Повышение квалификации врачебного, среднего и младшего медперсонала.

 

В настоящее время предусмотрено семь категорий родильных домов, в зависимо­сти от количества коек в них (20, 40, 60, 80, 100, 120, 150), но в крупных городах имеются роддома по типовым проектам на 230 коек.

Медицинская помощь женщинам и детям должна оказываться поэтапно:

1) — подготовка будущей матери к материнству.

2) — комплекс мероприятий по антенатальной охране плода, осуществляемая специализи­рованными акушерско-гинекологическими учреждениями, санаториями для беремен­ных.

3) — интранатальная охрана плода — рациональное ведение родов и другие мероприятия в акушерских отделениях роддомов и акушерских отделениях больниц.

 

4) — лечебная помощь новорожденным в отделениях новорожденных родильных домов и детских больниц.

5) — охрана здоровья детей дошкольного возраста, осуществление профилактических мер.

6) — охрана здоровья детей школьного возраста.

Женская консультация является лечебно-профилактическим учреждением диспан­серного типа и одним из основных ЛПУ по оказанию акушерско-гинекологической по­мощи населению. На Украине имеется всего 464 женских консультаций.

Основные задачи:

1) оказание лечебной и профилактической помощи женщинам во время беременности и после родов.

после родов.

2) Снижение материнской и перинатальной смертности.

3) Снижение невынашиваемости беременности.

4) Оказание лечебной помощи при гинекологических заболеваниях

5) Подготовка беременных к родам

6) Организация борьбы с абортами

7) Оказание социально-правовой помощи женщинам.

Женская консультацияосуществляет свою работу по территориально-участковому принципу.

СТРУКТУРА ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

ШТАТЫ. Один акушерско-гинекологический участок включает 3 300 женщин всех возрас­тов старше 15 лет. На одном акушерском участке работает один врач акушер-гинеколог, одна акушерка, которая обслуживает до 4000 беременных и гинекологических больных в год. Врач-терапевт: 1 ставка на 60тыс. женского населения. Врач-стоматолог: 1 ставка на 100 тыс. взрослого женского населения.

Виды специализированной акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических условиях: гинекология детского возраста;

— бесплодие:

— гинекологическая эндокринология;

— медико-генетическая консультация:

— патология климакса;

— онкогинекология:

— невынашиваемость беременности.

 

Участковый принциппозволяет акушеру-гинекологу осуществлять постоянную связь с участковым терапевтом, терапевтом женской консультации и другими специалистами. Это спо­собствует своевременному выявлению беременных женщин, решению вопросов о возможности сохранения беременности у женщин страдающих экстрагенитальными заболеваниями, их обсле­дованию, а так же совместному диспансерному наблюдению.

На промышленных предприятияхврач акушер-гинеколог работает по установленному для всех врачей цеховому принципу, обслуживая от 1500 до 2000 женщин. Врач и акушерка должны иметь точный список проживающих и работающих женщин старше 15 лет на своём уча-

Наиболее целесообразной системойработы врачей акушеров-гинекологов является систе­ма чередования, при которой врач женской консультации через 1,5-2 года работает по 3-4 мес. в стационаре. Кроме того врачи женской консультации 2 раза в месяц дежурят в стационаре объе­динённого роддома. Обычно врач акушер-гинеколог строит свою работу, чередуя приёмы в ут­ренние и вечерние часы.

Организация помощи беременным:при первом обращении беременной в женскую кон­сультацию на неё заводят индивидуальную карту беременной и родильницы (учётная форма S №111/У), куда заносят паспортные данные, данные собранного анамнеза, данные общего осмотра женщины. При нормальном течении беременности женщина посещает консультацию 1 раз в ме­сяц в первую половину беременности, 2 раза во вторую и после 32 нед. 3-4 раза в месяц.

В среднем беременная должна посетить консультацию 15-16 раз. Таким образом, антена­тальная охрана плода (38,694) является одной из наиболее важных задач в деятельности женской консультации.

Лабораторное обследование беременных:

1) Анализ крови 3-4 раза за весь период беременности; группа крови.

2) Анализ мочи при каждом посещении женской консультации.

3) Реакция Вассермана и на резус принадлежность крови — дважды.

4) Ультразвуковое обследование: УЗД — дважды на 16-18 неделе беременности и на 22-24 неделе беременности.

В женской консультации формируется, так называемая, «школа матерей» (с 16 нед. бере­менности), а начиная с 34-35 нед. беременности проводят с беременными занятия по психологи­ческой подготовке к родам.

Для осуществления преемственности в наблюдении за беременной в женской консульта­ции и родильном доме па руки каждой беременной выдаётся «Обменная карта родильного дома, / род. отделения больницы» (уч.ф. №113/у).

Эту карту беременная передаёт врачу при поступлении в стационар роддома. В консуль­тации должны особое внимание уделять беременным с патологией т.н. группе риска, которая оп­ределяет повышенный риск развития перинатальной смертности новорожденных; 2/3 детей из числа умерших в перинатальный период — из группы риска. Здесь должно иметь место интенсив­ное наблюдение в период беременности и на 36 педеле необходимо решить вопрос о сроках родоразрешения.

Важным моментом в ведении беременной женщины является своевременное определение дородового отпуска. Ошибки выдачи составляют в среднем 11,7% к числу женщин получивших дородовый отпуск: 6,1% ранее установленного срока и 5,6% — позже установленного срока. Позд­нее обращение беременных в женскую консультацию не позволяет врачу выявить возможную патологию в течении беременности, и правильно определить срок дородового отпуска.

С целью обследования жилищно-бытовых условий беременных осуществляется патро­наж беременных.Первый патронаж осуществляется через 2 иед. после того как женская кон­сультация взяла на учёт беременную женщину. В послеродовом периоде женщины нуждаются в обязательном наблюдении медработников. Женщина должна посетить врача акушера-гинеколога не позднее 2-3 нед. после родов, повторно при нормальном протекании послеродового периода через 4-5 нед. т.е. перед концом декретного отпуска. Родильницы, не посетившие врача после ро­дов, подлежат патронажу на дому. Медико-генетическая консультация по показаниям (рождение детей с врожденными анамалиями, мертво-рожденные и т.д.)

Обследование беременных проводят врачи:

1. акушер-гинеколог;

2. отоларинголог,

3. терапевт: осмотр беременных 2 раза в течении беременности;

4. стоматолог и другие специалисты осмотр по показаниям.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Основные качественные показатели деятельности женской консультации:

1) Полпота охвата беременных диспансерным наблюдением:

Число беременных, состоявших под

наблюдением в данном году Х100

Число всех беременных, родивших в

данном году.

2) Своевременность постановки на учет беременных в женской консультации.
Раннее поступление беременных на учет в женскую консультацию:

Число беременных, поступивших под наблюдение женской консультации со

сроком до 12 нед. беременности____________________ XI00

Общее число беременных, поступивших

под наблюдение консультации в отчётном году.

3) Позднее поступление беременных на учет в женскую консультацию:

Число беременных, поступивших под наблюдение женской консультации со

сроком свыше 28 недель_________________________________ XI00

общее число беременных, поступивших под наблюдение консультации в отчётном году.

4) Полнота обследования беременных:

Охват беременных, обследованных

на резус — принадлежность______________________ Х100

Число беременных, закончивших береме­нность в отчетном году (роды + аборты)

Частота посещений консультации до родов (после родов) женщинами, родившими

в отчётном году_____________________________________ Х100

Число родивших женщин из числа поступивших

под наблюдение женской консультации в отчётный год

5) Исходы беременности определяет соотношение между родами и абортами

Число женщин, закончивших беременность
родами (в срок и преждевременно) XI00

Общее число женщин, закончивших — беременность (родами + абортами)

6) Число женщин, закончивших беременность

Преждевременными родами____________________ XI00

Число женщин, закончивших беременность родами (в срок и преждевременно)

7) Частота ошибок в установлении срока родов

Число беременных родивших ранее установленного срока на 15 дней и более Х100 Число родивших женщин, получивших дородовый отпуск

Число беременных родивших позже

Установленного срока на 15 дней и более XI00

Число родивших женщин, получивших

дородовый отпуск. Учетная медицинская документация. Журнал записи помощи родильницам на дому ф.Ж)32

 

Стационар родильного дома,или родильного отделения больницы

 

К задачам его работников относятся:

· обследование беременных, рожениц и гинекологических больных;

· санитарная обработка;

· своевременное выявление беременных с подозрением на инфекционное заболевание и последующая госпитализация в обсервационное отделение;

· распределение беременных по соответствующим отделениям;

· оказание неотложной помощи;

· информационно-справочное обеспечение.

 

 

СТУКТУРА СТАЦИОНАРА РОДИЛЬНОГО ДОМА

 

 

       
   
 
 

 

Родильный блок
       
   
Родильный блок
 
 

 

 

       
 
   
Послеродовые палаты

 

Палаты для новорожденных

Особенности работы заведующих отделениями акушерского (гинекологического) и новорожденных заключаются в поддержании связей с женской консультацией, женской поликлиникой и другими ЛПУ по решению вопросов преемственности в обслуживании женщин и детей, подготовки первых к госпитализации и других к передаче под наблюдение детской поликлиники, а также организации их социально-правовой защиты.

Акушер-гинеколог соответствующего отделения стационара непосредственно обеспечивает прием беременных и больных, проводит обследование, делает назначение, заполняет документацию.

Во время пребывания беременной в предродовой палате врач наблюдает за ее здоровьем и состоянием плода, принимает роды. Акушерка может оказывать медицинскую помощь при неосложненных родах.

Врач гинекологического отделения обследует и лечит больных, контролирует выполнение назначений.

Акушерка акушерского отделения готовит женщин к осмотру врача, оказывает ему помощь при проведении манипуляций и оперативных вмешательств, осуществляет отдельные манипуляции, принимает неосложненные роды и проводит первичную обработку новорожденных, несложные лабораторные исследования. В случае патологического течения родов и послеродового периода она срочно вызывает врача.

Врач и акушерка заботится о внедрении современных методов лактации.

Педиатр отделения (палаты) новорожденных проводит лечебно-профилактические мероприятия по обеспечению их физического, нервно-психического развития, ухода, обследования, вскармливания.

Медицинская сестра осуществляет наблюдение за новорожденными и лечение соответственно рекомендациям врача, оказывает ему помощь при выполнении манипуляций, контролирует правильность материнского кормления, а также обеспечивает смешанное, искусственное вскармливание тем новорожденным, которые его требуют.

 

В сельской местности акушерско-гинекологическая помощь осуществляется поэтапно:

1) Этап: в ФАПах, сельских врачебных амбулаториях, выездных врачебных амбулаториях;

2)Этап: в женских консультациях ЦРБ и районных больницах;

3) Этап: в базовых женских консультациях областных больниц.

 

Гинекологическое отделение. 40% всего коечного фонда родильного дома,

В стационаре имеется «журнал учета приёма беременных, рожениц и родильниц» (учётная форма №002/у) и история родов (учётная форма Ж)96/у); журнал учета новорожденных (ф. №152у); журнал учета случаев перинатальной смерти (ф. №153у); карта развития новорожден­ного (ф. №097у).

По существующему положению на акушерские койки приходится 60% и на гинекологиче­ские — 40% всего коечного фонда родовспомогательных учреждений.

Планировка помещений родильного дома должна обеспечивать полную изоляцию здоровых женщин, поступивших для родоразрешения, т.е. первое, второе акушерские и гинекологическое отделения должны быть пазобптены.

В каждом акушерском отделении выделяют следующие структурные подразделения:

Родовой блок,

Послеродовые палаты и палаты для новорожденных Родовой блок имеет в своём составе:

1) Предродовую (10-12% всего количества коек в отделении).

2) Родовую (б — 7% коек).

3) Палаты или комнату для новорожденных.

4) Изолятор для тяжелобольных женщин.

5) Большую и малую операционные.

Неосложнённые роды при головном предлежании ведутся акушеркой, все остальные роды должны проводиться врачом.

Первый туаггет новорожденного проводится непосредственно r родзатте.

Через 2-2,5 часа родильницу переводят в послеродовое отделение, новорожденного в палату новорожденных. Кровати матери и ребёнка имеют один и тот же номер.

В отделение патологии беременности госпитализируют беременных с экстрагенитальными заболеваниями, осложнениями беременности и т.д. Здесь желательно иметь небольшие палаты и распределять беременных по профилю патологии.

Отделение новорожденных.Число коек должно соответствовать койкам в акушерском от­делении. В этом отделении, больше, чем в любом другом должен соблюдаться санитарно-гигиенический режим. В отделении должны быть боксироваипые палаты для недоношенных де­тей. Ежедневно данные наблюдения за ребёнком вносят в историю развития ребёнка (ф.№ 112/у)

 

Специализированная стационарная медицинская помощь:

Акушерско-гинекологическая помощь: её развитие в последние годы значительно улучши­ли показатели и уровень медпомощи на Украине. Во многих городах 20-30% всего коечного фонда стационаров составляют специализированные койки. В последние годы также созданы специализированные отделения для женщин с экстрагенитальной патологией и для женщин с оп­ределёнными видами акушерских осложнений.

В последние годы расширен объём научных исследований, необходимых практическому здравоохранению: это и по лечению бесплодия, создаются центры охраны материнства и детства, укомплектованные сложной отечественной и зарубежной аппаратурой для диагностики (пол пло­да определить) и лечения, разрабатываются иммунологические взаимоотношения органов матери и плода, контрацепции; но это усилия врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, генетиков, иммунологов, морфологов, эмбриологов и др. специалистов.

Деятельность стационара родильного дома (акушерское и гинекологическое отделение).

1) Материнская смертность:

Число умерших беременных от начала беременности

(внематочная беременность, аборты), рожениц и родильниц

в течение 42 дней после прекращения беременности × 100000

Число родившихся живыми детей за определенный

Период (год, квартал, месяц)

 

дней после прекращения беременности X 100 000

число родившихся живыми детей за определённый период (год, квартал, месяц)

 

2) Перинатальная смертность (мертворождаемость + раняя неонатальная смертность)
Число детей, родившихся мёртвыми + число детей
умерших в первые 6 суток
X 1000

Число всех детей, родившихся живыми и мёртвыми

 

3) Частота мертворождеиий:

Число детей родившихся мёртвым X 1000

Общее число родившихся (живыми и мертвыми)

 

4)Частота применения обезболивания в родах: Число родов с применением психопрофилактической подготовки и медикаментозным обезболиванием X 100 общее число принятых родов

4) Частота послеродовых осложнений и заболеваний у родильниц,

5) Частота и обоснованность применения акушерских операций и пособий.

 

7) Заболеваемость новорожденных.

8) Среднегодовая занятость койки Число койко-дней

,Дней проведенных беременными, роженицамии родильницами в стационаре

среднегодовое число коек фактически развернутых

 

9) Оборот (функция койки):

Число прошедших через отделение женщин

Среднегодовое число коек

 

10) Средняя длительность пребывания больного на койке:

Число койко –дней проведенных беременными, роженицами и родильницами

Число выбывших (выписанных и умерших)

 

З.Самостоятельная аудиторная работа студентов.

  Основные задачи: · обследование беременных, рожениц и гинекологических больных;

Лечебно-профилактическая помощь детскому населению в Украине и в Крыму.

Виды лечебно-профилактической помощи детскому- населению:

1. Поликлиническая.

2. Стационарная.

3. Санаторно-курортная: 160 детских санаториев в Украине.

4. Скорая и неотложная медицинская помощь.

Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям У край иы:

1. Доступность и бесплатность медицинского обследования детей.

2. Единые принципы обслуживания детей в городах и селах.

3. Развитие специализации в оказании лечебно-профилактической помощи детям.

4. Основной метод профилактического обследования детей — диспансеризация.

5. Этапность и преемственность в оказании лечебно-профилактической помощи детям.

Важная роль в организации медицинской помощи детском}’ населениюв

1) городах: принадлежит городском}-‘ педиатру;

2) сельской местности: районном}’ педиатру.

Основные мед учреждения по оказанию лечебно-профилактической помощи детям: Объединенная детская больница. Детские поликлиники и детские отделения в общих больницах.

Клиники НИИ педиатрии.

Диспансеры.

Больницы скорой и неотложной медицинской помощи. 6. Медицинские центры.

Объединенная детская больница — это многопрофильное ЛПУ.

На Украине функционирует 106 детских больниц.

Лечебно-профилактическая помощь детям является неотъемлемой частью охраны материнства и детства. Она обеспечивает организацию медицинского наблюдения за здоровыми детьми и подростками и оказывает им при необходимости квалифицированную помощь.

В оказании этой помощи детям принимают участие медицинские учреждения различных уровней, учреждения образования и социального обеспечения (дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, интернаты для детей с дефектами умственного и физического развития).

Среди них есть объединенная детская больница с поликлиническим отделением, стационаром, с лечебно-вспомогательными и диагностическими подразделениями, медицинским архивом и т.д.

Управление больницей осуществляют:

· главный врач;

· заведующий поликлиникой;

· заместитель главного врача по поликлинической работе (при наличии более 20 должностей врачей амбулаторного приема);

· заместитель главного врача по медицинской части.

В городах без районного разделения в штате одной из поликлиник устанавливается должность городского педиатра, а при наличии разделения – должность районного педиатра.


СТРУКТУРА ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

       
 
Управление
 
  АХЧ
 

 

Вспомогательно- диагностические подразделения

    Главный врач, заместитель главного врача, главная медсестра

 

Основным учреждением оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь детям является детская поликлиника.

Основные принципы амбулаторно-поликлинической помощи:

· бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;

· первичная и вторичная профилактика заболеваний;

· раннее выявление и своевременное лечение больных детей;

· реабилитация больных;

· просветительная работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечение его нормального психического и физического развития.

Детская поликлиника является ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи. Качество ее работы влияет на результаты поликлинического и стационарного лечения, а также на уровень госпитализации, продолжительность пребывания в стационаре, на частоту вызовов скорой медицинской помощи.

В детских поликлиниках проводят комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и раннее распознавание патологии, снижение заболеваемости и смертности, особенно новорожденным.

На современном этапе они оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 15 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней) в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах.

В 1998 г. зарегистрировано 45,6 млн. посещений поликлиники и 12,3 млн. посещений на дому. Современные детские поликлиники обеспечивают проведение комплекса профилактических, лечебных, оздоровительных и др. мероприятий

Детская поликлиника обеспечивает:

1) Организацию проведения комплекса профилактических мероприятий:

— проведение профилактических обзоров и диспансеризации;

— проведение профилактических прививок;

— проведений занятий с молодыми родителями.

2) Лечебно-консультативная помощь детям в поликлинике и дома:

— направление на лечение в стационар;

— направление на восстановительное лечение;

— отбор в специализированные учреждения.

3) Лечебно-профилактическую работу в детских профилактических учреждениях, школах;

4) Противоэпидемические мероприятия;

5) Правовая защита детей.

СТРУКТУРА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Хирургический   Неврологический   Офтальмологичес- кий   Отоларингологи- ческий   Пульмонологичес-кий   Гастроэнтерологи-ческий и другие.

Кабинет Механотера-пии
Физиотера- певтический кабинет

Каб. ЛФК
Кабинт логопеда
Дневной стационар
Кабинет массажа

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ врачей детских поликлиник

 

Наименование должностей Количество должностей на 10тыс. детей до 15 лет
Врач-педиатр участковый 12,5 (800 детей)
Врач-хирург детский 0,45
Врач-ортопед-травматолог детский 0,5  
Врач-инфекционист детский 0,5
Врач-отоларинголог детский 1,0
Врач-офтальмолог детский 1 0 — J —
Врач-неврапатолог детский 1,0
Врач-эндокринолог детский 0,4
Врач-гинеколог детский 0,1
Врач-дерматовенеролог детский 0,2

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

врача-педиатра в детских учреждениях и школах

Наименование должности Кол-во детей Кол-во должностей
1. Врач-педиатр в детских учреждениях (детские садики, ясли) 1 0  
2. Врач-педиатр в школах 1,0
3. Врач-педиатр в домах ребенка 1,0

Численность детского населения на педиатрическом участке составляет 800 -1000 детей

 

Диспансеризация детского населения — как основной метод обслуживания здоровых и больных детей.

В соответствии с положением первое посещение на дому участковый врач-педиатр и ме­дицинская сестра посещает ребенка в первые три дня после выписки из родильного дома 98-99% должны быть посещены в первый день после выписки. Накануне выписки родильницы и ребенка из стационара родильного дома поступает в консультацию отрывной талон обменной карты ро­дильного дома Ф №113/у. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми осущетвляется вра­чом-педиатром но возрастному принципу:

 

Возраст СПЕЦИАЛИСТЫ [СТЫ
        Педиатр Невропатолог Хирург,лор,оф- тальмолог и др. ‘ специалисты Стоматолог
1. До 1 -го года 1 раз в месяц 2 раза в год 1 раз в год  
2. До 2-х лет 1 раз в квартал по показаниям по показаниям 1 раз в год
3. До 3-х лет 1 раз в полгода по показаниям по показаниям 1 раз в год
4. До 4-х лет 1 раз в год по показаниям по показаниям 1 раз в год
5. До 5-и лет 1 раз в ivjj, 1 раз в год 1 раз в ход 1 раз в шд
6. До 6-и лет 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год

 

Диспансеризация проводится также среди школьников (педиатр, стоматолог — 1 раз в год, др. специалисты — по показаниям).

Выделяются дети и формируются группы детей с хронически­ми заболеваниями: больные ревматизмом, анемией, болезнью Боткина, желудочно-кишечными заболеваниями.

Учетная медицинская документация в детской поликлинике:

1. История развития ребенка ф. №112у;

2. Медицинская карта ребенка детских учреждений ф.Ж)2бу;

3. Санаторно-курортная карта для детей ф.№07бу.

Стационарная медицинская помощь детскому населению Украины осуществляется в 27 областных детских больницах и в 106 детских городских больницах. Коечный фонд областных детских больниц составляет 10.538 коек, коечный фонд городских детских больниц составляет 15.462 койки.

 

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА

 

 
 
УПРАВЛЕНИЕ

3-5 лет
1 — 3 лет
До 1 года
Соматическое для детей в возрасте
Приемное отделение

Структура дневного стационара для детей.

1. Кабинет врача.

2. Палаты для больных.

3. Процедурный кабинет.

4. Кабинет психологической разгрузки и отдыха больных.

 

1. Поликлиническая. 2. Стационарная. 3. Санаторно-курортная: 160 детских санаториев в Украине.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ. I. Основные показатели деятельности поликлиники.

1)Раннийохват наблюдением врача и медицинской сестры новорожденных (в первые 3 дня после их выписки из родильного дома):

Число беременных, охваченных дородовым патронажем » 100 Число детей, поступивших под наблюдение иа 1 месяце жизни

2)Охват диспансерным наблюдением детей в возрасте 3 и 7 лет:

Число детей, прошедших диспансерное обследование в 3 года» 100 Число детей, достигнувших в отчетном году 3-летнего возраста

3)Охват диспансерным наблюдением детей, страдающих хроническими заболеваниями, и детей, имеющих отклонения в нервнопсихическом статусе:

14 Число детей с хроническими заболеваниями, находившихся на

__________________ диспансерном наблюдении • 100

Число детей, имеющих хронические заболевания

 

 

4)Своевременность и полнота проведения профилактических прививок среди детей:

Число детей, иммунизированных АКДС •100

Число, детей достигших 1-го года жизни

 

5)Заболеваемость детей, проживающих в районе деятельности поликлиники (показатели рассчи­тывают для каждой возрастной группы отдельно):

Число зарегистрированных заболеваний * 100

Среднее число детей, состоящих на учете в поликлинике в данном году

6)Лналогичио рассчитывают показатели смертности детей (для каждой возрастной группы от­дельно).

Число беременных, охваченных дородовым патронажем » 100 Число детей, поступивших под наблюдение иа 1 месяце жизни 2)Охват диспансерным наблюдением детей в возрасте 3 и 7 лет: Число детей, прошедших диспансерное обследование в 3 года» 100 Число детей, достигнувших в отчетном году 3-летнего…

П. Основные показатели деятельности стационара детской больницы.

Этими показателями наряду с общебольничными (среднегодовая занятость койки, средняя дли­тельность пребывания больного на койке, оборот койки) являются:

1. уровень больничной летальности по каждой нозологической форме с убегом возраста детей;

2. частота возникновения внутрибольничкых инфекций;

3. процент расхождений клинических и патологоанатомических диагндзо» 8 целом по больнице и по отдельным нозологическим формам.

Программа самостоятельной подготовки.

№ п/п Учебные задания Конкретизация заданий
  Изучить организацию работы учреждений системы охраны материнства и детства     1. Разобрать структуру, задачи, показатели деятельности женской консультации 2. Разобрать структуру, задачи, показатели работы родильного дома. 3. Разобрать структуру, задачи, показатели работы объединенной детской городской больницы, обратив внимание на профилактику стоматологической заболеваемости у детей разных возрастов, проведению (при необходимости ортодонтического лечения).

4. Обратить внимание на разделы: диспансеризация – определение, цель, эффективность, — экспертиза нетрудоспособности, — профилактика стоматологической заболеваемости 5. Изучить всю учетно-отчетную документацию учреждений охраны материнства и детства и стоматологической службы. 6. Заполнять статистический талон, листок временной нетрудоспособности. 7. Научиться подсчитывать нагрузку (дневную) в зависимости рот стажа работы.

Организация акушерско-гинекологической помощи населению. 1. Медико-социальное значение системы охраны здоровья матери и ребенка. 2. Какие меры определяют эффективность охраны здоровья матери и ребенка? 3. Какие национальные программы по охране материнства и детства реализуются в Украине? Их цель. 4.Особенности состояния здоровья беременных женщин. 5.Содержание медицинской помощи гинекологическим больным.

Алгоритм практической работы студентов.

Первый этап Вопросы исходного уровня знаний. Тесты.
Второй этап Собеседование, дискуссия
Третий этап Работа с методическим материалом
Четвёртый этап Работа с ситуационными задачами, тестами.
Пятый этап Итоговый контроль уровня знаний

6. Тесты по теме для контроля знаний, ситуационные задачи – см. в разделе
3.5. «Тесты для текущего контроля уровня знаний студентов» по данной дисциплине.

Место проведения занятия.

Учебная комната кафедры.

Продолжительность занятия – 90 минут.

Источники информации.

8.1. Основная литература:

 

№ п/п Автор(ы) Название источника (учебника, учебного пособия, монографии, и тому подобное) Город изд-во Год издания, том, вып. Кол-во стор.
1. 1 Під ред. Вороненка Ю.В. Моськаленка в.Ф. Соціальна медицина та організація охорони здоров’я Тернопіль
2. За ред. професора Ю.В. Вороненка Посібник із соціальної медицини та організації охорони здоров’я. Київ “здоров’я”
3. Голяченко О.М. Соціальна медицина та організація охорони здоров’я (для ВНЗ III — IV рівнів акредитації). Тернопіль  
4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для ВУЗов. Москва
5. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению      
6. Під ред. Москаленка В.Ф Програмні тестові питання з соціальної медицини та організації охорони здоров’я (для студентів стоматологічного факультету) Київ
7. За ред. Ю.В.Вороненка Програмні тестові питання з соціальної медицини та охорони здоров’я Київ  
8. За ред.Н.І.Кольцової, О.З.Децик Соціальна медицина і організація охорони здоров’я (для стомат.факультету підручник.) Івано-франківськ 63-84
9. За редакцією Рудня В.В Соціальна медицина та організація охорони здоров’я (для позааудиторної самостійної підготовки до практичних занять, для ВМНЗ III — IV рівнів акредитації). Львів.  

 

8.2. Дополнительная литература:

 

№ п/п Автор(ы) Название источника (учебника, учебного пособия, монографии, и тому подобное)   Город изд-во   Год издания, том, вып.   Кол-во стор  
1. Авраамова О.Г. Санитарно-гигиеническое воспитание и обу­чение населения в программах профилактики стоматологических забо­леваний // Стоматология Спецвыпуск
2. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога.- М:. Медицина
3. Под. ред. А.С. Иванова. Организация и санитарно-гигиенические основы стоматологических учреждений: Лекции по стоматологии Л.: ЛСГ МИ
4. Під ред. Хоменко Л.О Терапевтична стоматологія дитячого віку К.: “Книга плюс”,
5. Лехан В.М., Іпатов А.В., Борвінко Е.В., Крячкова Л.В., Заков О.Л. Організація роботи лікаря загальної практики (сімейного лікаря). Д.: АРТ-ПРЕС 370 с.
6. Під заг. ред.. В.М.Лехан, В.М.Рудого. Основні шляхи подальшого розвитку системи охорони здоров’я в Україні – К. , Вид-во Раєвського 168 с.
7. За ред. В.М.Лобаса, Г.О.Слабкого Репродуктивне здоров’я: медико-соціальні проблеми Донецьк: Либідь 146 с
8. За ред. проф. В.Б.Гощинського, проф. Є.М.Стародуба Сімейна медицина ТДМУ Тернопіль: Укрмедкнига 810 с
9. За ред. В.Ф.Москаленка, О.М.Гиріної. Сімейна медицина. Книга І «Організаційні основи сімейної медицини». Підручник К.: «Медицина» 392 с.

 

  № п/п Автор(ы) Название источника (учебника, учебного пособия, монографии, и тому подобное) Город …   8.2. Дополнительная литература: