Ема 11. Основы конфликтологии.

Валеология

Кафедра валеологии

«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»

(МГТУ им.Н.Э. Баумана)

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор —

проректор по учебной работе

МГТУ им. Н.Э. Баумана

_______________ Е.Г. Юдин

«___» _____________ 201_ г.

Регистрационный номер

Программа учебной дисциплины Валеология

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с основной образовательной программой подготовки ВПО МГТУ им. Н.Э. Баумана (специалиста, бакалавра, магистра) для студентов, обучающихся по специальности (направлению): АК, БМТ, ИБМ, ИУ, МТ, ОЭ, РК, РКТ, РЛ, РТ, СМ, ФН, Э

Кроме специальностей факультетов: ГУИМЦ, Юр

Обсуждено на заседании кафедры ________

«__»____________ 201_ г.

Протокол № __

Зав. кафедрой______ Г.И. Семикин

Автор(ы) программы: д.м.н., профессор Семикин Г.И.

к.т.н., доцент Мысина Г.А.

к.п.н., доцент Миронов А.С.

к.б.н., доцент Герцик Ю.Г.

Москва,201_ г.

Раздел 1. Общая характеристика дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины состоит в содействии формированию у студентов следующих общекультурных компетенций:

— способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-1);

— способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, сохранения своего здоровья, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами (ОК-2);

— умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);

— умение использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ОК-4);

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, систематизации выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-5).

1.2. Задачами преподавания дисциплины являются:

— формирование у студентов системы нравственных ценностей здорового образа жизни и активной жизненной позиции, исключающей саморазрушающее (отклоняющееся) поведение;

— изучение современных здоровьесберегающих технологий и формирование навыков их внедрения в жизнь;

— изучение форм, методов и средств предупреждения девиантного поведения и профилактики наркомании;

— показ вреда для здоровья человека и его личности, а также социальных последствий незаконного потребления наркотиков;

— получение студентами знаний и практических навыков работы на аппаратно-программных средствах и диагностическом оборудовании, позволяющих определять в организме человека следы от потребления наркотиков;

— раскрытие специфики комплексного междисциплинарного и межведомственного подхода в работе по профилактике и социально-психологической реабилитации лиц, больных наркоманией и другими формами зависимости, и той роли, которую играют при его реализации волонтёры из числа студенческой молодёжи МГТУ им. Н.Э.Баумана;

— знание различных стратегий, а также социальных, медицинских, педагогических, психологических и информационных технологий первичной, вторичной, третичной профилактики аддиктивного поведения, в том числе зависимости от наркотиков;

— знание и умение выявлять основные социально-экономические, политические, духовные, педагогические, психологические и физиологические причины аддиктивного поведения, обосновывать природу и закономерности распространения наркомании среди молодёжи;

— формирование и развитие волонтёрского движения в области предупреждения девиантного поведения и профилактики наркомании, а также Социально-психологической реабилитации детей и молодежи, зависимых от наркотиков.

1.3. Изучение дисциплины не предполагает предварительное освоение каких-либо дисциплин учебного плана.

Раздел 2. Проектируемые (планируемые) результаты освоения содержания дисциплины

После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и владения соответствующие компетенциям ООП.

  1. Студент должен знать

— социально-значимые основы здорового образа жизни (ОК-1);

— методы и средства интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития, самосовершенствования и сохранения своего здоровья (ОК-2);

— основные законы естественнонаучных дисциплин, применяемые в профессиональной деятельности (ОК-3);

— нормативные и правовые документы в сфере сохранения здоровья и профилактики отклонений в поведении (ОК-4);

— основы культуры мышления; правильности применения речи с учетом выстраивания безконфликтных отношений с коллегами (ОК-5).

  1. . Студент должен уметь:

— организовать свою жизнь в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-1);

— применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-2);

— использовать нормативные и правовые документы в сфере сохранения здоровья и профилактики отклонений в поведении в своей деятельности (ОК-4);

— логически верно аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-5).

2.3. Студент должен иметь навыки:

— сохранения и укрепления индивидуального здоровья (ОК-1);

— критической оценки с помощью коллег своих достоинств и недостатков с необходимыми выводами (ОК-2);

— использования основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);

— владения культурой мышления, обобщения, анализа, систематизации выбора путей их достижения (ОК-5).

Раздел 3. Структура дисциплины

Семестр 1

Трудоемкость,

кредитн. ед.

Часы,

общ./ауд.

Контрольные мероприятия

Рейтинг,

макс./мин. балл

0,4

14/12

Модуль 1

Рубежный контроль

30/20

0,3

12/10

Модуль 2

Рубежный контроль

30/15

0,3

12/10

Модуль 3

Рубежный контроль

30/15

Посещение лекций, активная работа на занятиях

10/0

4/2

Итоговый контроль

100/60

Модуль 1: с 1 по 6 неделю. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 20 баллов), представление оглавления (содержания) зачетного проекта, его обоснование (от 0 до 10 баллов)

Модуль 2: с 7 по 11 неделю. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 20 баллов), представление рабочих материалов по зачетному проекту (от 0 до 10 баллов)

Модуль 3: с 12 по 16 неделю. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 20 баллов), сдача зачетного проекта (от 0 до 10 баллов)

Итоговый контроль — 17 неделя.

Раздел 4. Содержание дисциплины

4.1. Виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем в часах по семестрам

Всего

01 семестр

17 недель

02 семестр

17 недель

00 семестр

17 недель

00 семестр

17 недель

Лекции

32

32

Семинары

Лабораторные работы

Практические занятия

Самостоятельная работа

6

6

Итого в часах

32

32

Итого в зачетных единицах*):

1

1

Проверка знаний:

2

2

*) зачетные единицы в соответствии с учебным планом и рабочими годовыми учебными планами («отрезками»)

Семестр 1

Модуль 1

Тема 1. Введение в валеологию – науку о здоровом образе жизни

Этапы формирования научной методологии познания мира. Современные концепции естествознания. Валеология: ее цель, задачи, научная база и место в ряду наук о человеке и среде его обитания. Понятия: здоровье, здоровый образ жизни, гомеостаз, адаптация. История развития валеотехнологического направления в (МВТУ-МГТУ) им. Н.Э. Баумана.

Знакомство с потоком, информация о работе Лаборатории психологической поддержки студентов, раздача информационных материалов старостам групп. Социально-психологическое анкетирование.

Тема 2. Биосоциальная сущность человека

Биосоциальные аспекты и критерии индивидуального здоровья. Соотношение биологического возраста с периодами взросления (формирования личности).

Гармоничное развитие личности (оптимальная биосоциальная адаптация), акселерация (проблемы чрезмерной социально-психологической адаптации) и инфантильность (проблемы недостаточной социально-психологической адаптации, психопатичность и акцентуированность личности).

Особенности сексуально-психологического развития человека.

Воспитание и самовоспитание (рефлексия, чувство ответственности).

Социализация сознания и психологических процессов человека. Западная (познать себя самого) и восточная (создать себя самого) гуманистические традиции и их синтез в ноосферное мышление. Здоровый образ жизни как целостный способ рациональной жизнедеятельности человека и формирования его личности.

Тема 3. Психофизические (биологические) основы здоровья

Физическое благополучие человека. Механизмы саморегуляции организма в поддержании гомеостаза (устойчивого сбалансированного состояния).

Роль центральной и вегетативной нервной системы в обеспечении адаптационных (приспособительных) реакций человека. Стресс и дистресс (теория Селье).

Общий адаптационный синдром (неспецифический общебиологический механизм восстановления гомеостаза).

Иммунитет и здоровье. Биоритмы. Значение режима дня, рационального питания, гигиены, двигательной активности и физической культуры в формировании здорового образа жизни, биологического благополучия и активного долголетия.

Факторы, влияющие на здоровье. Самоанализ и самокоррекция психофизиологического статуса.

Тема 4. Социально-психологические аспекты формирования здорового образа жизни человека

Основные показатели общественного здоровья (демографические процессы, социально-значимые заболевания).

Личность и государство. Основные мировые религии, новые социальные теории и тоталитарные секты. Основы нравственно-духовной практики человека.

Социальное благополучие человека и его здоровье. Социальные аспекты валеологии. Государство и гражданское общество. Основные критерии и методы оценки общественного здоровья (скрининг и мониторинг).

Уровень жизни. Прожиточный минимум. Взаимосвязь государственной политики, общественного здоровья и демографических тенденций.

Сущность и основные уровни психической саморегуляции. Новые социальные теории, сетевой маркетинг биологически активных веществ и «оздоровительных услуг» (экстрасенсы, целители, колдуны, шаманы) и их влияние на индивидуальное и общественное здоровье. Семья – основа здоровья и благополучия общества. Методика выполнения концентрирующих упражнений.

Тема 5. Пограничные состояния здоровья

Факторы риска развития пограничных состояний здоровья. Вредные привычки. Виды дезадаптации (дистресс).

Пограничные состояния здоровья: психосоматические заболевания, депрессия, суицидальное и другие виды девиантного поведения.

Трансформация феномена здоровья. Профилактика пограничных состояний здоровья.

Пограничные состояния здоровья. Понятие психофизиологической дезадаптации человека (невротические реакции и фобии, истеричность, психосоматические нарушения, социально-психологическая дезадаптация, социальные фобии, депрессия, суицидальное поведение).

Вредные привычки (девиантное поведение) (табакокурение, алкоголизм).

Основные принципы самоанализа и самокоррекции состояния организма. Методика выполнения релаксационных, концентрирующих и противострессовых упражнений.

Тема 6. Социально-значимые заболевания, и их профилактика

Общие сведения об иммунитете человека. Инфекционно-вирусные заболевания (различные виды гриппа, гепатит С, туберкулез, малярия, ВИЧ-инфекция; болезни, передаваемые половым путем).

Воздействие ВИЧ-инфекции на иммунную систему человека. Особенности диагностики и лечения ВИЧ/СПИДа. Основные пути и способы заражения ВИЧ-инфекцией. Факторы, влияющие на распространение ВИЧ/СПИДа. Перспективы применения высоких (нано-) технологий для диагностики и терапии социально – значимых заболеваний.

Болезни, передаваемые половым путем (БПП).

Виды БПП, профилактика и лечение.

Зарубежный опыт реализации программ по «толерантному отношению к социально-значимым заболеваниям», «снижению вреда», «половому воспитанию», «безопасному сексу» и их отрицательные последствия для молодежи.

Модуль 2

Тема 7. Мировоззренческие проблемы современной молодежи, молодежные субкультуры, сектантство и новые религиозные культы

Виды молодежной субкультуры. Интернет зависимости. Спортивная аддикция и группировки болельщиков. Идеология «скинхедов» как саморазрушающая личность теория самореализации. Подражание западным молодёжным движениям. Скрытая незаконная реклама и пропаганда наркотиков. Особенности выявления и пути противодействия формированию наркотической субкультуры. Мода на определённые виды потребления наркотиков. Особенности противодействия программам «снижения вреда». «Заместительная терапия» – противоречия законодательства и попытки внедрения в отдельных регионах России.

Криминальная субкультура. Поточно-конвеерное производство массовой культуры и культурная дезориентация. Рост маргинальности, утрата социальных связей и отчуждение. Психологическая неграмотность населения как предпосылка манипуляций с сознанием.

Религиозный фанатизм. Основные группы сект, действующих в России: обрядовые, мистические, рационалистические и тоталитарные. Технологии религиозных сект в использовании проблемы избавления от наркозависимости для привлечения новых адептов своего культа. Христианская наркология. Духовные аспекты в профилактике отклонений в поведении.

Ситуационный тест «Нарисуй дерево».

Тема 8. Основы педагогической превентологии и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде

Здоровьесберегающие технологии, их цель и задачи. Методы изучения и коррекции психофизиологического состояния человека. Принципы разработки здоровьесберегающих технологий. Научно-методическое и информационное обеспечение социально-педагогических программ в вузе (популяционный скрининг и мониторинг).

Педагогическая превентология как основа первичной профилактики девиантного поведения студентов, в том числе наркомании, и сохранение их здоровья в условиях образовательной среды.

Упражнение «Катастрофа в пустыне».

Тема 9. Девиантное поведение: классификация, факторы риска

Понятие девиантного поведения и анализ основных его причин. Факторы, детерминирующие девиантное поведение. Психологические механизмы и группы риска развития девиантного поведения.

Основные классификации девиантного поведения: социально-правовая – рассматривающая поведенческие девиации как социальные явления; психологическая – основанная на видах нарушаемой нормы, психологических целях поведения и его мотивации, а также индивидуально-стилевых характеристиках поведения; медицинская – основанная на психопатологическом и возрастном критериях.

Основные типы девиантного поведения: агрессия и агрессивное поведение, делинквентное поведение, зависимое поведение, суицидальное поведение, проституция как комплексная проблема.

Тестовое задание «Завершим мысль».

Тема 10. Аддиктивное поведение: классификация, факторы риска

Общая характеристика зависимого поведения. Формы зависимого поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм); религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в сектантство).

Факторы риска аддиктивного поведения в молодежной среде.

Профилактика алкоголизма и табакокурения в молодежной среде.

Тест на самоидентификацию в группе.

Тема 11. Основы конфликтологии.

Понятие конфликта и конфликтной ситуации. Виды, функции и границы конфликтов. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов. Применение теории «социальных ролей» для определения причин возникновения конфликтов. Поведение индивида в условиях конкуренции. Конфликты при формировании коллективов. Методы управления конфликтами. Переговоры — универсальный метод решения конфликтов. Профилактика конфликтов. Управление поведением личности для предупреждения конфликтов. Умение вести дискуссию, логически верно аргументировано и ясно строить свою речь. Правила бесконфликтного поведения.

Модуль 3

Тема 12. Наркомания: медицинские, социальные и правовые последствия наркопотребления, признаки наркотического поведения

Наркомания как комплексная проблема. Факторы и группы риска наркотической зависимости. Механизмы развития зависимости от наркотических средств и психотропных веществ. Воздействие наркотических средств и психотропных веществ на мозг человека. Основные понятия общей психопатологии. Расстройства воображений и представлений. Расстройства мышления. Расстройства воли. Расстройства памяти.

Психофизиологические механизмы формирования зависимости. Последовательность формирования зависимости. Бредовые нарушения у наркозависимых лиц. Классификация наркотических средств, психотропных веществ и стилей злоупотребления ими. Типы зависимости. Наркотическая толерантность и абстиненция. Основные признаки наркотического поведения.

Социальные факторы и влияние среды на формирование наркотической зависимости. Психологические причины наркомании.

Тема 13. Правовые основы государственной системы профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ

Государственная система борьбы с незаконным оборотом наркотиков: основные направления, роль и функция органов наркоконтроля в организации правового поля противодействия наркомании и наркопреступности. Принципы государственной политики по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Проблемы законодательства в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. Основные пути и средства законодательного регулирования вопросов предупреждения незаконного оборота и потребления наркотиков. Организационно-правовые меры противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими в России и за рубежом.

Факторы, определяющие эффективность профилактических мероприятий.

Тема 14. Формы, методы и средства профилактической работы. Сущность и содержание процесса профилактики наркомании и наркопреступности. Аппаратно-программные комплексы и диагностическое оборудование, применяемые в профилактической антинаркотической работе. Добровольное наркотестирование

Цель, задачи, особенности и основные особенности процесса профилактики. Субъектно-объектные отношения в процессе профилактики незаконного потребления и оборота наркотиков. Принципы организации профилактики наркомании и наркопреступности. Характеристика и особенности организации взаимодействия субъектов профилактической работы. Первичная, вторичная и третичная профилактики – содержание профилактической работы. Профилактическое (превентивное) пространство.

Различные виды профилактической деятельности, позволяющие формировать негативное отношение к наркотикам и мотивировать человека к ведению здорового образа жизни. Профилактическая среда в образовательно-воспитательном пространстве. Различны виды и формы информирования молодежи о масштабах и реальной угрозе распространения наркомании и наркопреступности. Реабилитационные центры, творческие мастерские, спортивные секции. Пропаганда здорового образа жизни.

Использование аппаратно-программных средств в скрининговой диагностике наркотического поведения и тестировании наркотиков в организме человека. Принцип добровольности и анонимности. Законодательные аспекты обследования на наличие наркотиков в организме человека.

Методы работы аппаратно-программных средств на обнаружение наркотиков. Биорезонансная диагностика. Основы электропунктурной диагностики. Аппаратно-программный комплекс «ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ». Применение для обнаружения наркотиков дрейф-спектрометра с селективной поверхностной ионизацией органических веществ в условиях атмосферы воздуха. Система для поляризационного флуороиммуноанализа. Аппаратно-программный комплекс на базе газовых хроматографов с плазменно-ионизационными детекторами. Метод газовой хроматографии с масселективным детектором. Тест-полоски. «Детектор лжи».

Тема 15. Особенности организации пропаганды здорового образа жизни и развитие культурно — и спортивно-массовой деятельности, антинаркотическая пропаганда и реклама

Характеристика пропаганды здорового образа жизни. Особенности мотивирования молодежи к здоровому образу жизни и занятию спортом. Развитие массовых и игровых «дворовых» видов спорта, как фактор формирования антинаркотического мировоззрения. Организация спортивных соревнований как фактор предупреждения отклоняющегося поведения.

Культурно-массовые мероприятия, научно-технические конкурсы и олимпиады, а также другие виды внеучебной деятельности по организации досуга, как важные элементы профилактики наркомании и наркопреступности в студенческой среде.

Федеральный закон № 3 – ФЗ от 08 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах»: определение антинаркотической пропаганды. Статья 6.13 Кодекса об административных правонарушениях: незаконная пропаганда и реклама наркотиков. Социальная антинаркотическая реклама, требование законодательства к ее содержанию и размещению. Антинаркотическая реклама в электронных и печатных СМИ. Антинаркотическая реклама и пропаганда в сети Интернет. Требования к содержанию антинаркотической рекламной продукции (клипы, ролики, фильмы).

Критерии оценки качества и эффективности антинаркотической рекламы и пропаганды. Пропаганда здорового образа жизни и формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков, через средства массовой информации.

Выявление фактов незаконной рекламы и пропаганды немедицинского потребления наркотиков. Критерии диагностики незаконной рекламы и пропаганды наркотиков. Аудио- и видеопродукция, относящаяся к незаконной рекламе. Психологические аспекты влияния антинаркотической рекламы на поведение молодежи.

Тема 16. Организация и технологии взаимодействия государственных организаций с общественными и религиозными объединениями в противодействии наркомании и наркопреступности. Волонтерское антинаркотическое движение молодежи

Основные задачи органов управления образованием и здравоохранением в организации системы профилактики наркомании в молодежной среде.

Организация круглых столов, конференций, координационных семинаров в вопросах выработки общей позиции в противодействии наркомании и наркопреступности. Деятельность общественных организаций, работающих в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. Роль созависимых лиц в организации превентивного влияния на наркозависимых лиц.

Влияние спортивных, молодёжных и религиозных организаций в профилактике наркомании и социально-психологической реабилитации лиц, зависимых от наркотиков. Формирование волонтёрского движения в условиях образовательной среды. Участие учащихся и студентов в профилактических антинаркотических мероприятиях. Принцип «равный-равному» в пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании. Опыт проведения антинаркотических мероприятий с участием волонтёров и представителей общественных и религиозных организаций.

Реабилитационные центры духовной направленности. Методики социальной реабилитации с участием общественных и спортивных организаций.

4.2. Самостоятельная работа

4.2.1 Зачетные проекты: рефераты, видео/аудио-ролики, PowerPoint-презентации, плакаты, малые литературные формы.

Темы зачетных проектов:

  1. Здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие человека.
  2. Понятия: психофизиологическая и социально-психологическая адаптация, факторы их определяющие.
  3. Биосоциальные аспекты и критерии индивидуального здоровья.
  4. Ощущение и восприятие в управлении жизнедеятельностью личности.
  5. Гармоничное развитие личности (оптимальная биосоциальная адаптация) как основа здорового образа жизни.
  6. Здоровый образ жизни и проблемы психосоциальной адаптации.
  7. Понятие личности в психологии и педагогике. Потребности и мотивы как факторы активности личности.
  8. Понятие здорового образа жизни.
  9. Понятие девиантного поведения.
  10. Классификация девиантного поведения.
  11. Ментальность (психологическая устойчивость и духовность) – как основа формирования личности.
  12. Поведение во время конфликта. Выход из конфликта с позитивным жизненным опытом.
  13. ВИЧ/СПИД и болезни, передаваемые половым путем.
  14. Сектантство и новые религиозные культы.
  15. Характеристика течений молодёжной субкультуры.
  16. Группы риска развития девиантного поведения.
  17. Наркотические средства и психотропные вещества: понятие, виды и медицинские последствия от их потребления.
  18. Социально-психологическое содержание профилактики зависимости от наркотиков.
  19. Пропаганда здорового образа жизни: основные технологии реализации.
  20. Медико-социальные и правовые последствия заболеваний, связанных с зависимостью от наркотиков.
  21. Формы и методы организации мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду.
  22. Аппаратно-программные средства выявления наркотиков в организме человека
  23. Реализация мер противодействия распространению наркотической субкультуры.
  24. Основные современные концепции и стратегии профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде.
  25. Позитивная личностно-ориентированная профилактика аддиктивного поведения.
  26. Навыки саморегуляции и стрессоустойчивости: технология формирования, особенности применения.
  27. Сущность и основные уровни психической саморегуляции.
  28. Характеристика негативных психических состояний человека.
  29. Состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической активностью: стресс, доминантные состояния, фрустрация, тревога.
  30. Состояния, связанные с пониженной психической активностью: монотония, одиночество, «ночная психика», скука, астения, «болезненная праздность».
  31. Предневротические неблагоприятные состояния: фобии, навязчивые мысли, навязчивые действия.
  32. Нарушения в сфере личностной мотивации: кризис мотивации, «Кризис серидины жизни».

Список литературы представлен в Разделе 7.

Трудоемкость,

кредитн. ед.

Часы,

общ./ауд.

Контрольные мероприятия

Срок сдачи

Рейтинг,

макс./мин. балл

0,1

2/0

Разработка и сдача плана (содержания) зачетного проекта

6 неделя

10/0

0,1

2/0

Представление рабочих материалов по зачетному проекту

11 неделя

10/0

0,1

2/0

Сдача зачетного проекта

16 неделя

10/0

4.2.2. Подготовка к контрольным мероприятиям и их проведение

Подготовка к тесту по модулям осуществляется в ходе аудиторных занятий. Тесты по модулям и зачет проходят во время лекционных занятий в соответствие с расписанием.

Трудоемкость,

кредитн. ед.

Часы,

общ./ауд.

Контрольные мероприятия

Срок сдачи

Рейтинг,

макс./мин. балл

0,3

12/12

Тест по Модулю 1

6 неделя

20/0

0,2

10/10

Тест по Модулю 2

11 неделя

20/0

0,2

10/10

Тест по Модулю 3

16 неделя

20/0

4/2

Итоговый контроль

17 неделя

100/0

Раздел 5. Рейтинговая система контроля освоения дисциплины

Семестр 1

Типовой тест по Модулю 1.

  1. Что такое валеология? (0,8 балла)

а) наука об индивидуальном здоровье

б) наука об общественном здоровье

в) наука о здоровом образе жизни

г) наука о правильном питании

  1. Цель изучения науки валеологии: (0,8 балл)

а) формирование навыков правильного питания, соблюдения режима дня, регулярного занятия физической культурой

б) изучение механизмов формирования здоровья и выработка методов появления у человека желания (мотивации), а затем и привычки вести здоровый образ жизни

в) привить интерес у студентов к знаниям психологии и медицины

  1. Чем определяется образ жизни? (0,8 балла)

а) модными течениями в обществе

б) стилем жизни человека

в) образом мыслей человека

г) этикой и моралью общества

  1. Основоположники валеотехнологического направления в МГТУ им. Н.Э. Баумана (возможны несколько вариантов ответов) (1,0 балл)

а) В.И. Лощилов

б) Н.Е. Жуковский

в) И.Б. Федоров

г) С.А. Лебедев

д) В.Г. Шухов

е) А.Н. Туполев

ж) Г.А. Николаев

  1. Приспособление индивидуума к отдельным воздействиям или к изменившимся условиям окружающей среды в целом – это: (0,8 балла)

а) гомеостаз

б) образ жизни

в) адаптация

г) социальное благополучие

  1. Что такое здоровый образ жизни? (1,2 балл)

а) следование правилам, предписанным специалистами – педагогами, инструкторами по фитнесу, врачами

б) рациональное и нравственное поведение человека, а также его духовный статус, который позволяет ему сохранить или укрепить здоровье в процессе самореализации как личности

в) образ жизни, присущий здоровому человеку

г) отсутствие вредных привычек

  1. Что такое здоровье? (1,2 балл)

а) физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и дефектов организма

б) соответствие всех физиологических показателей возрастной норме

в) пребывание человека в приподнятом настроении и в стабильно высокой физической форме

  1. Назовите главный критерий физического благополучия человека? (0,6 балла)

а) высокие спортивные достижения

б) отсутствие мышечных болей

в) способность к самообслуживанию

г) регулярные спортивные тренировки

  1. Назовите главный критерий психического благополучия человека? (0,6 балла)

а) всегда приподнятое настроение

б) продуктивность мыслительной деятельности (творчество)

в) высокий интеллектуальный уровень

г) отсутствие резких перепадов настроения

д) способность побеждать в межличностных конфликтах

  1. Назовите главный критерий социального благополучия человека? (0,6 балла)

а) высокий материальный достаток

б) наличие прожиточного минимума

в) высокое социальное положение

г) высокий уровень образования

  1. Определите значимость факторов, определяющих качество здоровья человека, расставив их в нужном порядке: (0,8 балла)

а) образ жизни

б) уровень развития медицины

в) условия жизни

г) наследственность

  1. Какие виды адаптации человека к изменяющимся обстоятельствам внешней среды Вам известны? (возможны несколько вариантов ответов) (0,8 балла)

а) психофизиологическая адаптация

б) социальнопсихологическая адаптация

в) вынужденная адаптация

г) индивидуальная адаптация

д) коллективная адаптация

е) благоприятная адаптация

  1. Выделите основные факторы риска развития психосоматических заболеваний? (возможны несколько вариантов ответов) (1,0 балла)

а) гипокинезия, гиподинамия

б) условия жизни

в) нерациональное питание

г) психоэмоциональное перенапряжение

д) недостаточный уровень медицинских знаний

е) вредные привычки

ж) недостаточное медицинское обслуживание

  1. Совокупность неспецифических реакций напряжения физиологических механизмов организма в ответ на любое биологическое, химическое, физическое, психическое воздействие, направленных на приспособление к новым условиям существования это: (0,8 балла)

а) смена настроения

б) стресс

в) «уход в себя»

  1. Что такое дистресс? (0,8 балла)

а) «вредный» стресс, приводящий к перенапряжению биологических механизмов поддержания гомеостаза и нарушающий психологическую устойчивость

б) «хороший стресс», положительные последствия стресса

в) «нейтральный» стресс, безразличие ко всему происходящему

  1. Назовите основные психосоматические заболевания (возможны несколько вариантов ответов): (1,2 балла)

а) сердечно-сосудистой системы: гипертоническая болезнь, инфаркты, инсульты,

б) дыхательной системы: бронхиальная астма,

в) нервной системы: нейродермит, невралгии,

г) заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и других отделов,

д) заболевания эндокринной системы: нарушение обмена веществ,

е) ослабление иммунитета: инфекционные заболевания

ж) онкологические заболевания

з) заболевания опорно-двигательной системы (сколиозы)

  1. Назовите основные виды иммунитета (0,8 балла)

а) общий

б) местный

в) специфический

г) неспецифический

д) индивидуальный

е) коллективный

  1. Методы укрепления иммунной системы организма (возможны несколько вариантов ответов) (0,8 балла)

а) водные процедуры (закаливание)

б) занятия физической культурой

в) режим труда и отдыха

г) занятие спортом высоких достижений

д) медитация

е) постоянное измерение психофизиологических параметров организма

ж) прививки

  1. На что, в первую очередь, должно быть направлены усилия по управлению своим здоровьем? (0,8 балл)

а) на образ жизни;

б) на экологию;

в) на улучшение здравоохранения;

г) на улучшение экономического положения.

  1. Что такое социально-значимые заболевания? (0,8 балла)

а) вредные привычки

б) заболевания, имеющие способность к эпидемическому и пандемическому распространению, обладающие высокой заразностью и смертностью

в) заболевания, возникающие в результате хронического стресса

г) заболевания, которые требуют выписки больничного листа

21. Перечислите социально-значимые заболевания (возможны несколько вариантов ответов) (1,2 балла)

а) вредные привычки

б) чума

в) холера

г) молярия

д) туберкулез

е) ВИЧ/СПИД

ж) наркомания

з) грипп

и) гепатит А

и) гепатит В

к) гепатит С

л) онкология

м) инсульт

н) язвенная болезнь желудка

о) болезни, передаваемые половым путем

22. Какие из перечисленных ниже инфекций передаются половым путём? (возможны несколько вариантов ответов) (1,0 балла)

а) ВИЧ/СПИД;

б) гепатит типа А;

в) гепатит типа В;

г) гепатит типа С;

д) герпес;

е) вирус папилломы;

ж) менингит.

23. Что является основой профилактики психосоматических и социально-значимых заболеваний? (0,8 балла)

а) регулярная диспансеризация

б) здоровый образ жизни

в) периодическая госпитализация в медицинские учреждения

г) улучшение условий жизни

д) регулярное занятие физической культурой и спортом

Типовой тест по Модулю 2.

1. Организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безраз­личных или противоречащих им, это (1,6 балла):

а) религиозная община

б) общественная организация

в) тоталитарная секта

г) молодежный клуб

2. Отметьте основные признаки тоталитарной секты (возможны несколько вариантов ответов) (1,8 балла):

а) строгое соблюдение канонов одной из традиционных религиозных конфессий

б) строгое соблюдение ритуалов одной из мировых религий

в) слепое подчинение руководителю и зависимость от него

г) преданность и поклонение какому-либо божеству

д) подавление критичности мышления

е) возможность веровать по-своему, свободно и созна­тельно выбирать свои религиозные убеждения

ж) полное подчинение интересам религиозной общины в ущерб себе, семье и обществу

з) формирование у приверженцев культа суицидального поведения

3. Процесс разработки и реализации комплекса нормативно-правовых, административно-хозяйственных, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на оптимизацию обучения, воспитания и развития личности студентов в вузе с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики их девиантного поведения это (1,4 балла):

а) образовательно-воспитательный процесс в вузе

б) управляющие информационные технологии

в) здоровьесберегающие технологии

г) внеучебная и досуговая деятельность в вузе

4. Что такое девиантное поведение человека? (1,6 балла)

а) поведение, сопряженное с зависимостью человека от каких-либо веществ

б) поведение человека, отличающегося от остальных людей своей экстравагантностью

в) устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией личности

г) поведение лидера в какой-либо социальной группе людей

д) поведение, присущее человеку, ведущему здоровый образ жизни

5. Что из перечисленного не относится к девиантному поведению человека? (1,6 балла)

а) делинквентное (преступное) поведение

б) приверженность какой-либо мировой религии

в) аддиктивное (зависимое) поведение

г) агрессивное поведение

д) суицидальное поведение

е) стремление быть лидером

6. Что из перечисленного не входит в понятие «аддиктивное (зависимое) поведение»? (1,6 балла)

а) привычное курение табака;

б) злоупотребление алкоголем;

в) систематическая академическая задолженность;

г) употребление наркотиков;

д) вовлеченность в азартные игры;

е) пользование бытовыми приборами в строгом соответствие с технической инструкцией

ж) вовлеченность в деструктивные культы (тоталитарные секты);

з) регулярные занятия физической культурой

7. Перечислите внутренние факторы риска, способствующие развитию аддиктивного (зависимого) поведения человека? (возможны несколько вариантов ответов) (1,8 балла):

а) пол человека

б) возраст человека

в) издержки технического прогресса

г) высокая степень стрессоустойчивости

д) желание быть оригинальным;

е) инфантильность, неспособность отвечать за свои поступки;

ж) стремление вести здоровый образ жизни;

з) дурной пример в компании сверстников;

и) регулярные занятия физической культурой и спортом;

к) социально-психологическая дезадаптация (дезорганизация личности, конфликты);

л) занятие научно-техническим и художественным творчеством.

8. Перечислите внешние факторы риска, способствующие развитию аддиктивного (зависимого) поведения человека? (возможны несколько вариантов ответов) (1,8 балла):

а) пол человека

б) возраст человека

в) издержки технического прогресса

г) высокая степень стрессоустойчивости

д) желание быть оригинальным;

е) инфантильность, неспособность отвечать за свои поступки;

ж) стремление вести здоровый образ жизни;

з) дурной пример в компании сверстников;

и) регулярные занятия физической культурой и спортом;

к) социально-психологическая дезадаптация (дезорганизация личности, конфликты);

л) занятие научно-техническим и художественным творчеством.

9. Назовите позитивные функции конфликта (1,8 балла):

а) разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

б) большие эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликтах;

в) увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

г) диагностика возможностей оппонентов;

д) сплочение коллектива в противоборстве с внешними трудностями;

е) представление о побежденных группах, как о врагах;

ж) источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию;

з) чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

и) нормотворчество, появление новых правил, форм поведения;

к) выявление управленческих проблем и их устранение;

л) после завершения конфликта снижается степень сотрудничества между частью работников;

м) сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

10. Назовите негативные функции конфликта (1,8 балла):

а) разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

б) большие эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликтах;

в) увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

г) диагностика возможностей оппонентов;

д) сплочение коллектива в противоборстве с внешними трудностями;

е) представление о побежденных группах, как о врагах;

ж) источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию;

з) чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

и) нормотворчество, появление новых правил, форм поведения;

к) выявление управленческих проблем и их устранение;

л) после завершения конфликта снижается степень сотрудничества между частью работников;

м) сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

11. Выберите основные способы разрешения конфликтов (1,6 балла):

а) антагонистический (насильственный) способ

б) взаимовыгодный (консолидирующий) способ

в) компромиссный (ненасильственный) способ

г) «отложить в долгий ящик»

д) «страусиный» способ («Ничего не вижу, ничего не слышу»)

12. Определите основные принципы адекватного ведения споров (возможны несколько вариантов ответов) (1,6 балла):

а) взгляд на ситуацию глазами другого человека

б) иллюзия собственного благородства («Я – жертва, поэтому я – прав»)

в) избегание суждений по поводу действий и высказываний другого человека

г) поиск соломинки в глазу другого («Я лишен недостатков»)

д) двойной стандарт оценки поведения («Что дозволено мне, не дозволено другим»)

е) контроль своих эмоций

ж) учет возможности искажения информации при её передаче

Типовой тест по Модулю 3.

1. Что такое наркомания? (0,8 балла)

а) вредная привычка

б) неизлечимое психиатрическое социально-значимое заболевание

в) полезная привычка

г) средство для повышения интеллектуальных и физических возможностей человека

д) важный элемент молодежного общения

2. Обозначьте последствия употребления наркотиков (возможны несколько вариантов ответов) (1,0 балл):

а) улучшение памяти, интеллектуальных и физических способностей

б) постоянное поддержание длительной работоспособности

в) слабоумие

г) психическая и физическая зависимость, разрушающая личность и организм человека

д) способствует расширению контактов и социальному успеху

е) преждевременная смерть в молодом возрасте

ж) страдания родных и близких

з) связь с криминалом

и) увеличивает продолжительность жизни

к) укрепляет отношение с родными и близкими

л) излечивает тяжелые болезни

м) запрет на профессию

3. Назовите основные положения, регулируемые Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 690 (возможны несколько вариантов ответов) (1,2 балл):

а) определение полицейский мероприятий по снижению предложения наркотиков, как приоритетных

б) обеспечение государственного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации

в) определение мероприятий по снижению спроса на наркотики, как приоритетных

г) планирование международных силовых акций против стран-производителей наркотиков

д) разграничение и определение функций силовых ведомств по пресечению наркопреступности в стране, а также общественных мероприятий по снижению спроса на наркотики, профилактики, реабилитации и лечению наркозависимых лиц

е) усиление контроля государства над частной жизнью граждан Российской Федерации

4. Назовите основные положения, регулируемые Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. № 1351 (возможны несколько вариантов ответов) (1,2 балл):

а) определение «человеческого ресурса» как главного потенциала развития страны

б) определение развития нефтедобывающей отрасли как главного потенциала страны

в) повышение рождаемости – главное условие национального развития

г) необходимость инвестиций со стороны государства в улучшение социального благополучия и увеличение срока жизни населения страны

д) модернизация экономики страны за счет развития военно-промышленного комплекса

е) решение демографических проблем общества за счет миграции иностранных граждан

5. Назовите основные положения, регулируемые Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (1,0 балла):

а) наркомания является индивидуальной проблемой частного лица и не представляет опасности для окружающих

б) определение наркомании как неизлечимого психиатрического социально-значимого заболевания

в) наркомания является медицинской проблемой, и наркозависимый нуждается в принудительном лечении

6. Назовите основные положения, регулируемые Федеральным законом № 3 — ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (возможны несколько вариантов ответов) (1,2 балл):

а) устанавливаются минимальные допустимые нормы наркотиков для индивидуального потребления

б) определяются основные понятия в сфере наркооборота, наркопотребления, госнаркоконтроля и профилактики наркомании в стране

в) определяются виды профессиональной деятельности, допускающие употребление некоторых видов наркотических средств

г) устанавливаются правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности

д) устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией

е) запрещается пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

ж) определяется список медикаментов, содержащих наркотические и психотропные вещества, допущенных в открытую продажу

з) допускается возможность метода провокации для выявления наркоторговцев

7. Дайте определение профилактики наркомании, в соответствии с законодательством? (0,8 балла)

а) совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании;

б) деятельность государственных и негосударственных учреждений и организаций по выявлению и пресечению немедицинского потребления наркотиков среди молодёжи;

в) деятельность государственных органов, педагогов и родителей по обучению детей, подростков и молодёжи знаниям об опасности немедицинского потребления наркотиков и уголовной ответственности за участие в нелегальном обороте наркотиков.

8. Дайте определение антинаркотической пропаганды в соответствии с законодательством? (0,8 балла)

а) пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании;

б) мероприятия, направленные на показ вреда от немедицинского потребления наркотиков;

в) показ деятельности государственных органов по противодействию нелегальному обороту наркотиков.

9. Какая ответственность предусмотрена законодательством за участие в нелегальном обороте наркотиков? (0,8 балла)

а) уголовная;

б) административная;

в) постановка на учёт в наркологическом диспансере;

г) принудительное лечение.

10. Какая ответственность предусмотрена законодательством за наркопотребление? (0,8 балла)

а) уголовная;

б) административная;

в) постановка на учёт в наркологическом диспансере;

г) принудительное лечение.

11. В целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотиков Указом Президента России создан: (0,8 балла)

а) общественный совет при ФСКН России;

б) Государственный антинаркотический комитет;

в) федеральная целевая антинакотическая программа.

12. Для координации антинаркотической деятельности в субъектах Российской Федерации созданы? (0,8 балла)

а) территориальные органы ФСКН России;

б) антинаркотические комиссии;

в) общественные советы при территориальных органах ФСКН России;

г) волонтерские антинаркотические организации;

д) территориальные наркологические диспансеры.

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность, в том числе за: (1,0 балл)

а) незаконное приобретение и хранение без цели сбыта прекурсоров наркотических средств;

б) потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

в) пропаганду наркотических средств или психотропных веществ;

г) допущение немедицинского употребления гражданами наркотических средств или психотропных веществ в помещениях развлекательных учреждений.

14. Гедонистический мотив употребления наркотических средств и психотропных веществ – это? (1,0 балл)

а) стремление испытать чувство эйфории;

б) желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания;

в) стремление выйти из апатического состояния, улучшить на краткий период интеллектуальную и физическую работоспособность;

г) стремление избавиться от физических и эмоциональных страданий, связанных с отсутствием наркотика.

15. Абстинентный мотив употребления наркотических средств и психотропных веществ – это? (1,0 балл)

а) стремление испытать чувство эйфории;

б) желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания;

в) стремление выйти из апатического состояния, улучшить на краткий период интеллектуальную и физическую работоспособность;

г) стремление избавиться от физических и эмоциональных страданий, связанных с отсутствием наркотика.

16. Что понимается под созависимостью среди наркозависимых людей? (0,8 балл)

а) зависимость от врача;

б) зависимость от компании, в которой употребляются наркотики;

в) родные и близкие наркозависимого человека;

г) сострадание друзей и коллег по работе наркозависимого.

17. Определите основные принципы проведения наркотестирования в образовательной среде (возможны несколько вариантов ответов) (1,0 балл):

а) обязательность участия

б) конфиденциальность (врачебная тайна)

в) добровольность участия

г) доведение результатов наркотестирования до руководства вуза

д) соблюдение прав человека (результаты наркотестирования не могут являться основанием для отчисления студента из вуза)

е) презумпция виновности обследуемого

18. Назовите основные формы проведения добровольного наркотестирования в МГТУ им. Н.Э. Баумана (возможны несколько вариантов ответов) (1,0 балл):

а) в рамках обязательной диспансеризации студентов 1-5 курсов

б) при записи в спортивную секцию

в) профосмотр при отборе студентов 2 курса на военную форму обучения

г) при поступлении в вуз

д) во время пребывания в студенческом санатории-профилактории

19. Выделите основные функции наркотестирования в МГТУ им. Н.Э. Баумана (возможны несколько вариантов ответов) (1,0 балл):

а) выявление студентов – наркопотребителей для отчисления из вуза

б) мониторинг наркоситуации в вузе

в) совершенствование деятельности Лаборатории психологической поддержки студентов

г) выявление студентов, причастных к незаконному обороту наркотиков с целью привлечения их к уголовной ответственности

д) профотбор на военную форму обучения

е) для формирования групп здоровья по физической культуре

ж) выявление групп и факторов риска по наркопотреблению среди студентов

20. Назовите возможные методы наркотестирования в образовательной среде (возможны несколько вариантов ответов) (1,0 балл):

а) биохимический анализ крови

б) тематические беседы со студентами кураторов групп

в) выполнение нормативов по физической подготовке

г) социологические популяционные исследования с использованием тестов на бумажном носителе

д) с использованием аппаратно-программных комплексов, в том числе «детектора лжи»

е) флюорографическое исследование

з) тест-полоски для выявления содержания наркотических средств в моче

21. Какой основной принцип деятельности волонтеров студенческого антинаркотического движения? (1,0 балл)

а) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «равный – равному»

б) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «не навреди»

в) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «хочу все знать»

г) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «если хочешь это сделать – спроси меня как»

д) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «бери от жизни все»

Правильные ответы на вопросы тестов

Модуль 1

1) – в; 2) — б; 3) – в; 4) – а, в, ж; 5) – в; 6) – б; 7) – а; 8) – в; 9) – б; 10) – б; 11) – а, в, г, б; 12) – а, б; 13) – а, в, г, е; 14) – б; 15) – а; 16) – а, б, в, г, д, е; 17) – а, б, в, г; 18) – а, б, в, ж; 19) – а; 20) – б; 21) – б, в, г, д, е, ж, з, и, к, о; 22) – а, в, г, д, е; 23) – б.

Модуль 2

1) – в; 2) – в, д, ж, з; 3) – в; 4) – в; 5) – б, е; 6) – в, е, з; 7) – е, к; 8) – в, з; 9) – а, г, д, ж, и, к; 10) –б, в, е, з, л, м; 11) – а, в; 12) – а, в, е, ж.

Модуль 3

1) – б; 2) – в, г, е, ж, з, м; 3) –б, в, д; 4) – а, в, г; 5) – б; 6) – б, г, д, е; 7) – а; 8) – а; 9) – а; 10) – б; 11) – б; 12) – б; 13) – б; 14) – а; 15) – г; 16) – в; 17) – б, в, д; 18) – а, в; 19) – б, в, д, ж; 20) – б, г, д, з; 21) — а.

Студенту, набравшему от 60 баллов до 100 баллов по итогам рубежных контролей по 1, 2 и 3 модулям, выставляется оценка «зачтено».

В рубежный контроль по 1, 2 и 3 модулям входят: тесты по модулям и материалы по зачетным проектам.

Тест по Модулю 1 оценивается от 0 до 20 баллов, представление оглавления (содержания) зачетного проекта, его обоснование оценивается от 0 до 10 баллов.

Тест по Модулю 2 оценивается от 0 до 20 баллов, представление рабочих материалов по зачетному проекту оценивается от 0 до 10 баллов.

Тест по Модулю 3 оценивается от 0 до 20 баллов, сдача зачетного проекта оценивается от 0 до 10 баллов.

Студенты, набравшие менее 60 баллов, либо не сдававшие рубежные контроли по уважительным причинам, с разрешения деканата допускаются к сдаче итогового контроля.

На итоговый контроль выносятся вопросы из тестов по 1, 2 и 3 модулям. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за тесты — 60 баллов. На итоговом контроле допускается сдача зачетного проекта (если ранее он не сдавался по уважительной причине).

Максимальное количество баллов за зачетный проект, представленный во время итогового контроля – 10 баллов.

Рейтинговая система контроля освоения дисциплины

Неделя проведения контроля модуля

Оценка за модуль в баллах

Максимальная

Минимальная

Семестр 1

Модуль 1

6 неделя

30

20

Модуль 2

11 неделя

30

15

Модуль 3

16 неделя

30

15

Раздел 6. Образовательные технологии

В учебном процессе по курсу «Валеология» предусмотрены активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные презентации, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, тестовые задания).

Раздел 7. Методическое обеспечение дисциплины

7.1. Основная учебная литература, в том числе кафедральные издания и методические материалы

  1. Семикин Г.И., Мысина Г.А., Калинина З.Н., Близнюк Е.Г., Миронов А.С., Крук В.М. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодёжи. – М.: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009. – 243 с.
  2. Семикин Г.И. Наркомания и студенчество: учебное пособие по курсу «Валеология». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. – 24 с.
  3. Семикин Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью в ВУЗах. – М.: 12 ЦТ МО РФ. – Москва, 2003. – 363 с.
  4. Семикин Г.И., Киселев А.И., Мысина Г.А. Проблемы профилактики рискованного (аддиктивного) поведения молодежи и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. – 165 с.
  5. Федоров И.Б., Щукин С.И., Семикин Г.И. Развитие медико-технического направления – актуальные проблемы здравоохранения. – «Вестник РГМУ», 1999, № 5 (10).

    – С. 58-60.

7.2. Дополнительная учебная литература, в том числе кафедральные издания и методические материалы.

  1. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости: социальные болезни личности. – СПб.: Речь, 2008г. – 224 с.
  2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Методика социально-педагогического анализа ситуации, связанной с распространением различных форм наркотизма несовершеннолетних в образовательной среде. – М.: Изд-во УРАО, 2005. – 249 с.
  3. Войцех В.Ф., Семикин Г.И., Храмелашвили В.В., Бобров Е.А. /Под ред. Семикина Г.И. Социально-психологическая дезадаптация у студентов: учебное пособие по курсу «Валеология». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001. – 24 с.
  4. Грецов А.Г. Психологический тренинг в профилактике наркозависимости подростков и молодёжи (в спорте, образовании, клубной работе).

    /Учебное пособие. Под общ. ред. проф. Евсеева С.П. – СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2007. – 156 с.

  5. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС». – 2001. — 320 с.
  6. Дартау Л.А., Семикин Г.И. Технология и компьютерная система «ВАЛЕО-МГТУ» как основа валеологического сопровождения процесса обучения в техническом университете. – М.: Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН, 2001. – 66 с.
  7. Выготский Л.С. Психология. Собрание сочинений. Т.4. – М.: 1982.
  8. Как быть здоровым: из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни. /Пер. с англ. Кретов С.А. – М.: Медицина, 1990. – 239 с.
  9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. – 356 с.
  10. Лешнер А. Наркомания – заболевание мозга. // ЮСИА: Глобальные вопросы. – 1997, Т. 2, №3.
  11. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. – Л.: Медицина, 1991. – 342 с.
  12. Макаров В.В. Первичная профилактика наркологических заболе­ваний у подростков. //Вопросы наркологии. – 1991, № 3.
  13. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. – СПб.: Речь, 2007. – 767 с.
  14. Мысина Г.А., Герцик Ю.Г. Эргонометрические и биотехнические аспекты разработки и применения тренажерных систем: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. — 24 с.
  15. Наркология: национальное руководство/Под. Ред. Н.Н. Иванца, И.П. Анохиной, М.А. Винниковой. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 720 с. (Серия «Национальные руководства»).
  16. Основы профилактики наркомании и наркопреступности. Курс лекций. – Белгород, БелЮИ МВД России, 2008. – 296 с.
  17. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М.: Институт психотерапии, 2007. – 256 с.
  18. Профилактика наркопотребления и других форм поведения высокой степени риска на территории компактного проживания и местах массового досуга студенческой молодёжи. – СПб.: «Конкорд», 2008. – 79 с.
  19. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: руководство. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: МЕДпрес-информ, 2006. – 720 с.
  20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение подростков с наркотической зависимостью, находящихся в воспитательно-трудовых колониях. – СПб.: Речь, 2007. – 48 с.
  21. Семикин Г.И., Киселёв А.И., Брюн Е.А. Методические рекомендации по организации межведомственного взаимодействия по профилактике злоупотребления психоактивными веществами (на примере регионального и муниципального опытов).

    – Калуга ИД «Эйдос», 2004. – 160 с.

  22. Семикин Г.И. О развитии валеологического научного направления в МГТУ им.Н.Э.Баумана. Всероссийская НМК «Стратегия развития университетского технического образования в России». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. – 180 с.
  23. Семикин Г.И., Герцик Г.Я. Диагностика и профилактика наркопотребления и ВИЧ – инфицирования в образовательной среде: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. — 30 с.
  24. Семикин Г.И., Герцик Ю.Г. Иммунная система человека и ВИЧ – инфицирование: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007. — 30 с.
  25. Семикин Г.И., Герцик Ю.Г. Нарайкин О.С. Перспективы применения нанотехнологий в диагностике и терапии социально опасных инфекционных заболеваний: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. — 40 с.
  26. Смит Э. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. – М.: Просвещение, 2005.
  27. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Роберте Д.Г., Хайман С.Е. Наркология. – М.: Бином, 2006. – 320 с.
  28. Федеральный закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  29. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.).
  30. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.).
  31. Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

Рецензент организация, должность, Ф.И.О. ______________

Председатель методической комиссии факультета ____

(Ф.И.О.) ___________________ «____» __________ 201_ г.

Декан факультета _______

(Ф.И.О.) ___________________ «____» __________ 201_ г.

СОГЛАСОВАНО:

Согласование с деканами выпускающих факультетов обязательно по всем дисциплинам

Декан (ы) факультета(ов) _______

(Ф.И.О.) ___________________ «____» __________ 201_ г.

Начальник Методического управления

Васильев Н.В. ___________________ «____» __________ 201_ г.

2

документ из 7 страниц