Экологический подход Дж. Гибсона

Материалы к лекции 2

(Психологические подходы к изучению системы «человек — среда»)

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии

Экологический подход Дж. Гибсона

Одним из наиболее показательных вариантов реализации идей экологического подхода на уровне «организма» в рамках психологии является подход, который разрабатывал в США с конца 60-х годов Дж. Гибсон [6].

Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в «физическом мире», а в «экологическом мире». «Физический мир» это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. «Экологический мир» это тот мир, который только, в принципе, и может реально восприниматься субъектом мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т. д.

Разумеется, экологический подход Дж. Гибсона не имеет какого-то определенного самостоятельного предмета исследований, поскольку это не отдельная отрасль психологии, а именно методологический подход, разработанный им первоначально для изучения зрительного восприятия, но имеющий общепсихологическое значение.

Методологические особенности экологического подхода Дж.Гибсона. Для его подхода характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, «экологическую» (а не «физическую») среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, «экологических» условиях.

Эти положения наглядно иллюстрирует следующий эксперимент, выполненный в русле этого подхода. В лабораторных условиях было установлено, что наблюдатель оказывается практически неспособным адекватно оценивать соотношение высоты двух объектов, находящихся на разном удалении от него. Но когда данный эксперимент был проведен на реальной земле, в которую были вбиты два колышка, оказалось, что испытуемые достаточно успешно справляются с этой задачей.

5 стр., 2077 слов

Экологическая психология. Психологические основы экологического образования

... экологической психологии является экологическое сознание,рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональномаспектах. Экологическая психология характеризуется двумяосновными методологическими ... экологии, психологииокружающей среды, экологического подхода в психологии и собственноэкологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеютсамостоятельные предметы ...

Дж.Гибсон дает следующее объяснение: каждый колышек закрывает от наблюдателя то или иное количество однородных (вне зависимости от их относительных угловых размеров) текстурных элементов поверхности земли, что и позволяет испытуемому правильно ориентироваться по этой природной «линейке» в определении соотношения высот колышков.

Эксперимент Дж. Гибсона демонстрирует принципиальное различие между абстрактными «плоскостями», не имеющими цвета, текстуры, плотности и т. д., свойственными «физическому миру» (который обычно и моделируется в лаборатории), и «поверхностями», реально существующими в мире «экологическом».

Дж.Гибсон отмечает, что «субъект» и «окружающий мир» (для него синоним «экологического мира») являются взаимодополнительными и друг без друга немыслимы: мир, в котором реально действует субъект, зависит от характеристик самого субъекта, в то время как «физический мир» существует сам по себе, в своем «в-себе-и-для-себя-бытии».

На этом положении и базируется гибсоновская теория возможностей (Theory of Affordances), корни которой восходят к идеям поссибилистов и работам гештальтпсихологов. В самом общем виде, возможность это система, включающая совокупность физических свойств среды, образующих единство относительно субъекта, для которого они являются уникальными, и самого субъекта. Совокупность возможностей составляет «экологический мир» данного субъекта.

В теории возможностей ярко проявляется экологичность подхода Дж. Гибсона, поскольку она безусловно требует включения в любой проводимый анализ в качестве важнейшей переменной совокупности условий среды. По Дж. Гибсону, исследование предоставляемых миром возможностей и составляет предмет психологии.

Основные категории экологического подхода Дж. Гибсона: «экологический мир» (окружающий мир), субъект, возможность, взаимодополнительность и др.

5 стр., 2462 слов

Экологический подход к восприятию Дж. Гибсона

... уместно, в психологию нанес непоправимый вред развитию психологической теории. Первое и, вероятно, главное отличие нового экологического подхода заключается в признании, что субъекту в акте ... считали, что значения видеть нельзя. Данная книга дает читателю отличную возможность составить собственное суждение о том, сколь убедительны доводы Гибсона в ...

Задачей экологического подхода Дж. Гибсона является разработка психологии «человека в экологическом мире», дополняющей существующую сейчас психологию «человека в физическом мире».

Если на уровне «организма» в психологии уже существуют определенные варианты теоретических моделей, созданных в русле экологического подхода, то разработка завершенных, целостных моделей на уровне «группы» и «популяции» до сих пор остается еще актуальной. В качестве ориентиров для этого могут служить концепции, сформировавшиеся в других социальных науках.

Для уровня «популяции» перспективным представляется использование социально-экологического подхода, разработанного в социологии.

Штейнбах Е.Э. Среда как место поведения: школа экологической психологии Роджера Баркераhttp://www.elitarium.ru/2011/11/30/print:page, 1, vlijanie_sredy_povedenie_ljudejj.html

Родоначальник школы экологической психологии Роджер Баркер (Barker R. G., 1968) изучает взаимодействие человека и среды. Так как поведение невозможно объяснить вне его связей с непосредственной средой, объективная среда также должна стать объектом исследования. Баркер соединяет поведение человека и среду в единую систему. Для ее описания он вводит новое понятие и новую единицу — место поведения.

Место поведения (МП) — это объективная пространственно-временная ситуация, которой свойственна определенная совокупность форм поведения. Например, ресторан, магазин, Дворцовая площадь (причем Дворцовая площадь в дни праздников это другое место поведения, чем в обычные дни).

Элементы места поведения. Элементами места поведения являются люди и окружающая их обстановка. В зависимости от степени влияния на события и ответственности за свои действия выделяются следующие уровни ролей людей: посторонний, наблюдатель, приглашенный гость, публика, клиент, активный функционер, руководитель. На каждом уровне требуются определенные нормы поведения, могут быть главные и второстепенные роли, должно быть представлено определенное количество и разнообразие действующих лиц (например, лекция может состояться при наличии одного преподавателя и хотя бы одного ученика).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат ... других жизненных ситуациях. Не менее значимую роль в детерминации поведения играют внешние факторы. Действия каждого человека, тот или иной личный выбор всегда предпринимаются ...

Место поведения характеризуется согласованностью актов поведения и физических объектов.

Процессы в месте поведения. Место поведения существует только в действии. При этом непрерывно воссоздается постоянный паттерн поведения группы людей, свойственный данному месту, который подчиняется определенному сценарию. Например: рынок — это место поведения, куда одни приходят что-то купить, другие что-то продать, и все лица заинтересованы в том, чтобы это место купли-продажи функционировало именно таким образом.

Место поведения — это самостоятельное целое, которое регулирует свое функциональное состояние и противодействует нежелательному, неуместному сценарию или программам поведения. (Например, попробуйте прийти на рынок во фраке с бабочкой и пройтись там в вальсе.) Есть также роли и сценарии, на которые наложены ограничения. На этом рынке вы можете встретить попрошаек, уличных певцов, и все это входит в синоморф рынка, но как только их становится слишком много, место поведения их отвергает, происходит как бы саморегуляция. Если саморегуляция неэффективна, то место поведения вымирает.

Положение человека. Рассматривая человека как составляющую места поведения, можно сделать определенные предсказания относительно его поведения, если известны программа и состояние данного места поведения, а также позиция индивида в нем.

Место поведения характеризуется:

· программой или сценарием;

· состоянием места поведения — оно может быть стабильным или нестабильным. В стабильном месте поведения от человека требуется адаптация к общему паттерну поведения;

· позицией индивида или ролью. От позиции индивида зависит чувствительность индивида к определенным видам отклонения от сценария поведения (например, позиция судьи и уборщицы на спортивной площадке очень сильно отличаются).

В концепции МП описываются при этом не вариации индивидуального поведения, а паттерн поведения некоторой группы людей. С другой стороны, люди реализуют только часть из возможных программ МП.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением лица ... тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д. Мимика Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются ...

Несоответствие между МП и человеком возникает в двух случаях:

1. несоответствие количества участников и количества ролей;

2. несогласованность поведения и физической среды. Физическая среда и человек не связаны непосредственно, их связь осуществляется в рамках метасистемы, в которую они оба включены. Метасистемой в данном случае является культура. То есть можно говорить, что в рамках данной культуры данному месту соответствуют данные формы поведения. Причем главным и определяющим здесь по теории Р. Баркера является МП, а вещи и люди — его элементы. Программа и состояние МП влияют на взаимосвязь людей и вещей (МП — зал ожидания, предполагает наличие людей и мест для сидения, но при перенаселенности зала ожидания в качестве мест для сидения используются самые разнообразные объекты — подоконники и т. д.)

Теория населенности МП

Для осуществления своей программы каждое МП нуждается в определенном количестве людей, выполняющих конкретные роли; если ролей больше, чем исполнителей, то данное МП называют недонаселенным.

Поведенческие последствия недонаселенности:

· люди участвуют в более разнообразных действиях и более интенсивно;

· у каждого больше ролей;

· наблюдается большая зависимость друг от друга;

· уменьшаются требования относительно качества работы и качества новых участников (более свободный вход).

Состояние недонаселенности может возникнуть и при оптимальном количестве людей, если кто-нибудь не справляется со своими обязанностями или если общая нагрузка резко возрастает. Аналогично представляется и ситуация с вещами при плохом оснащении МП, когда не хватает вещей, происходит перегрузка. По Баркеру, недонаселенность является продуктивным состоянием, оно способствует индивидуальной активности, более энергичному участию в действии МП и большей субъективной удовлетворенности.

МП может быть и перенаселенным. Недонаселенность и перенаселенность являются нестабильными состояниями, и если отклонение будет слишком большим, это может привести к вымиранию МП.

7 стр., 3073 слов

Среда проживания человека. Опасные и вредные факторы среды проживания

... , как нравственная культура, общеобразовательная, правовая и культура общения, Среда проживания (среда обитания) - окружающая человека среда» обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, ... опасности 3. Факторы, влияющие на продуктивность труда Литература Введение С развитием человеческой цивилизации и научно технического прогресса проблемы отношения между природой ...

Поведенческие последствия перенаселенности МП:

· большая специализация людей, каждый из участников выполняет строго определенные функции;

· люди меньше заботятся о функционировании МП как целого;

· проявляется циничное отношение к МП;

· сравнительно низкая самооценка;

· поверхностная деятельность.

Степень населенности необходимо определять для каждой роли. Недонаселенность в одной из ролей может привести к перенаселенности в других ролях. (Недостаток обслуживающего персонала приводит к перенаселенности клиентов.) То есть роли могут быть в комплиментарных или дополнительных отношениях.

Особенности среды в МП рассматривал дизайнер Р. Бехтел. Среда для нормального функционирования должна иметь оптимальные размеры. Увеличение размеров начинает оказывать давление, разрушительно влияющее на поведение группы. Большие города, большие школы, учреждения неоптимальны для группы. Поведение нуждается в среде с определенными размерами. Свойства среды, ее величина, изменяют структуру поведения. Рекомендации Бехтела для проектировщиков сводились к следующим положениям — недонаселенную территорию можно создать, если расчленить территорию проектирования на возможно большее число маленьких социальных территорий, создать больше разных МП. Кроме того, в различных исследованиях даются следующие рекомендации при проектировании среды: создание ясной границы между пересекающимися в пространстве и времени МП (например, при входе в метро устанавливаются специальные коридоры из барьеров, направляющие потоки людей), создание умеренно недонаселенных мест.

В источниках приводятся следующие экспертные оценки оптимальной численности людей — город около 10 тыс. населения, школа на 400 детей, дворовое сообщество приблизительно на 40 семей, а многоквартирный дом на 8−12 семей. В малом городе, когда все знают друг друга, успешнее осуществляется неформальный контроль, он соответствует требованиям недонаселенности и индивид получает здесь большую поддержку со стороны окружающих. В школе с небольшим количеством учеников учитель в состоянии помнить лица учеников школы. В дворовом сообществе оптимальное количество семей даст возможность общаться детям со старшими и младшими ребятами, а не только с ровесниками, и одновременно само общение можно контролировать. Семьи в малоквартирном доме имеют шанс договориться об общих правилах и нормах для квартиросъемщиков.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ...

http://www.voppsy.ru/issues/1995/952/952 130.htm

Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития// Вопросы психологии. — 1995

Возникший к концу 60-х гг. комплекс средовых проблем (кризисное состояние природной среды, разрушительное влияние города на человека) нашел отражение и попытку разрешения в работах представителей экологической психологии, чьи концепции основывались на теоретических положениях бихевиоризма. Наиболее известной является концепция «места поведения» Р. Баркера. Он объединил характеристики конкретных паттернов поведения, которые имеют место в определенное время и в определенном пространстве. Основным методом являлось наблюдение, сопровождаемое беспристрастным описанием событий. С помощью метода поведенческих карт составлялся список всех видов деятельности, осуществляемых в данном месте;

предварительно выбирались категории описания, затем фиксировались все поведенческие единицы, свойственные данной территории. В итоге исследователь получал сводную таблицу, позволяющую сравнивать места поведения между собой. Так, например, в 40-е гг. Р. Баркер изучал и сравнивал поведение детей в привычном для них окружении, а также в новой обстановке. Проведенные исследования показали, что разные дети ведут себя почти идентично в одной и той же среде, в то время как один и тот же ребенок может вести себя очень по-разному, оказываясь в новых для него условиях [6], [7]. Подобные факты послужили основанием для вывода о возможности прогнозирования поведения ребенка путем организации определенного типа пространственной среды и использования этого в педагогической практике. По мнению Р. Баркера, полное описание существующих мест поведения дает возможность создавать новые типы сред с заданными свойствами и определенным типом деятельности [8].

Экологический подход Р. Баркера к изучению поведения человека в его окружении оказал существенное влияние на развитие и формирование взглядов, характеризующих современную психологию окружающей среды.

www.psychologos.ru/articles/view/teoriya_ekologicheskih_sistem_uri_bronfenbrennera

Мезосистема: школа, квартал проживания, детский сад.

Мезосистема влияет на развитие ребенка не напрямую, а в паре с микросистемой — семьей. На отношения родителей и детей влияют взаимоотношений малыша с воспитателями детского сада, и напротив. Если семья и воспитатели детсткого сада готовы к сотрудничеству, дружат и общаются, улучшаются отношения как между ребенком и родителями, так между ребенком и воспитателями.

С другой стороны, ситуация в семье влияет на то, как будет влиять школа, двор и детский сада на ребенка. Успеваемость малыша в школе зависит не только от обстановки в классе, но и от ситуации в семье: успеваемость улучшается, если родители интересуются школьной жизнью и учат ребенка делать уроки. Если брат и сестра ходят в одну школу, но сестре разрешают приводить домой подруг, а брату — нет, мезосистема их жизнедеятельности будет различаться.

Влияние мезосистемы на ребенка преломляется не только через семью, но и через личность самого ребенка: дети могут ходить в одну и ту же школу, но при этом круг одноклассников может быть значимым для одного и безразличным для другого, все важные жизненные события которого происходят, например, в драмкружке.

Экзосистема: взрослые социальные организации

Экзосистема — взрослые социальные организации. Это могут быть формальные организации, к примеру место работы родителей, либо социальные службы и отделы здравоохранения округа. Гибкий график работы, оплачиваемый отпуск мамы и отца, больничный лист для родителей в случае заболевания детей — это то, чем экосистема может посодействовать родителям в воспитании детей и косвенно содействовать развитию. Поддержка со стороны экзосистемы быть может и неформальной, к примеру, осуществляться силами общественного окружения родителей — друзья и члены семьи помогают, советом, дружеским общением и даже материально. Как правило, чем больше связей семьи с социальными организациями, тем это более благоприятно сказывается на семье и развитии ребенка, а чем меньше подобных связей, тем более непредсказуемым оказывается ситуация в семье и развитие ребенка. К примеру, в изолированных семьях, в семьях с немногочисленными личностными либо формальными связями чаще отмечается завышенный уровень конфликтов и плохого обращения с детьми.

Макросистема

Макросистема — это культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы. Если в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за ребенком, то ребенок будет расти в условиях нехватки материнского внимания, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать. С другой стороны, независимо от частных внешних условий, основные составляющие образа жизни и мировоззрения сохраняются в субкультуре.

В странах, где установлены высочайшие стандарты свойства помощи детям, а на рабочих местах сделаны особенные условия для работающих родителей, дети чаще получают положительный опыт в их конкретном окружении. Правила, согласно которым дети с задержками развития могут обучаться в массовой школе, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное детей 4-6 лет, Развитие ребенка 2−3 лет">развитие как этих детей, так и их «нормальных» сверстников. В свою очередь, успех или провал этого педагогического начинания может содействовать или, напротив, помешать дальнейшим попыткам интегрировать отстающих детей в массовую школу.

Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль на развитие ребенка оказывает именно макросистема, поскольку макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, американская государственная программа компенсаторного обучения «Хэд Старт», направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств, оказала, по мнению Бронфенбреннера, огромное положительное влияние на развитие нескольких поколений американских детей.

Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой. — С.226−228

Наиболее популярное определение предлагает И. Альтман, указывая, что приватность есть ≪выборочный контроль допуска к себе (access to self) или к группе, который люди применяют относительно окружающей среды (прежде всего социальной) (Altman 1975, р. 18).

Определение Альтмана, подчеркивает Р. Гиффорд, схватывает сущность приватности — родственные темы управления информацией о себе и управления социальным взаимодействием (Gifford, 2002, р. 211).

«Допуск к себе» может относиться либо к информации о себе, либо к социальному взаимодействию с кем-то. Когда человек ищет приватности, иногда это означает одиночество, а иногда — пребывание наедине с кем-либо. Это могут быть друзья, которым хочется поговорить, долго не видевшие друг с друга одноклассники, семья, собирающаяся на пикник, — все они хотят быть вместе, исключая при этом других. Таким образом, приватность — это необязательно случай, когда человек хочет находиться в изоляции, просто ему важно иметь возможность сделать этот выбор в случае необходимости.

Все люди нуждаются в приватности, но им нужны разные ее виды. Главы государств, стоящие на трибуне, визуально доступны большому числу граждан, однако немногие будут удостоены личной аудиенции с ними. Или, желая уединиться, человек не может отдохнуть даже в отдельной комнате, так как из соседней комнаты или квартиры может доноситься звук музыки или разговора, мешающий расслаблению. Или, например, работники в офисе с большим количеством видеокамер, поставленных службой безопасности, могут иметь аудиальную, но не визуальную приватность.

И.Альтман (Altman, 1975) пишет, даже стриптизеры, раздевающиеся у всех на виду, также имеют условный уровень приватности. Визуальный доступ к телам присутствует полностью, но физический контакт при этом не предусматривается. Это исключительный случай, но он иллюстрирует сложность феномена приватности: некоторые каналы коммуникации могут быть открыты, а некоторые нет.

Идея открытых и закрытых каналов, указывает Гиффорд (Gifford, 2002), приводит к наиболее значимому аспекту определения Альтмана. Выборочный контроль подразумевает, что доступ к отдельной личности или группе может быть как предоставлен, так и отвергнут, т. е. приватность — это не просто отгораживание от других, она может включать удовольствие от социального взаимодействия и предоставление о себе именно той информации, которой хочется поделиться с другими. И здесь ключевое слово — контроль. Человек, который имеет оптимальную приватность, — это не отшельник. Он способен чувствовать комфорт либо в компании, либо в уединении (управление социальным взаимодействием), а также предоставить или не предоставить информацию о себе (управление информацией).

Исследования показывают, что когда людям даются технические способы регуляции социального взаимодействия, они используют их.

П. Краб (Crabb, 1999) проводил исследование использования автоответчиков и определителей номеров для регуляции приватности в домашних условиях. Он выявил, что люди регулируют телефонные взаимодействия, если имеют технические средства для этого. В таком случае формируются новые нормы контроля собственной приватности.

С точки зрения У. Иттельсона и его коллег (Ittelson et al., 1974), приватность фокусируется на развитии отношений как центральном процессе социального взаимодействия. Когда мы встречаем кого-то впервые, мы обычно раскрываем только внешние факты своей жизни. Если партнер отвечает взаимностью, мы можем начать раскрываться немного больше. Если отношения продолжают развиваться, оба человека могут дойти до раскрытия более интимной информации о чувствах. Это часто происходит бессознательно. В этот процесс вовлечен механизм выборочного контроля над типом и количеством информации о себе — области, в которую мы хотим допустить другого. Обычно люди используют процесс раскрытия, чтобы не двигаться быстро с самого начала и указывать окружающим границы, которые они не должны переходить.

Пока мы чувствуем, что управляем доступом к своему «Я», мы не чувствуем стресса. Мы вообще даже не думаем об этом, как с персональным пространством и с территориальностью или с краудингом. Только когда кто-то вторгается в нашу частную жизнь, и мы чувствуем себя неспособными предотвратить это, мы начинаем испытывать напряжение.

Наиболее известная типология приватности была предложена А. Вестином (Westin, 1967), который указывает на значение четырех основных состояний приватности: одиночество (solitude), интимность (intimacy), анонимность (anonymity) и скрытность (reserve).

Одиночество— состояние отделенности от группы, состояние приватности, в котором человек одинок и свободен от наблюдения других людей. При одиночестве человек пытается сделать так, чтобы его не видели, т. е. достичь визуальной изоляции, а при невозможности сделать это может использовать другие механизмы, связанные с уходом не в пространственное, а в психологическое одиночество (рис. 9.3).

Предшествующими факторами возникновения потребности в одиночестве могут быть трудность пребывания в социальной роли, несовместимость роли с личностью человека, межличностная несовместимость. Формами поведения могут быть физический и/или психологический уход от партнеров и людей, защитные реакции.

Интимность отражает групповую приватность, выражает потребность человека в приватности как члена пары или большой группы, которая стремится достичь максимальных личных отношений среди ее членов, например мужа и жены, семьи или группы друзей. Здесь приватность выходит за пределы простой свободы от визуального наблюдения. Делается попытка снизить все вмешательства извне и поддержать границы группового персонального пространства. Предшествующими факторами для возникновения потребности в близости может являться межличностная совместимость, сексуальные или иные потребности. Формой поведения может быть физическое и/или психологическое уединение от людей, не входящих в данную категорию.

Анонимность — форма приватности, основанная на желании человека быть вместе с другими, но не быть личностно идентифицируемым, узнанным, или взаимодействовать, не проявляя собственной личности. Это происходит в ситуации, когда человек находится в общественных местах, но хочет быть свободным от наблюдения окружающими. Он может ехать в метро, посещать спортивное мероприятие или просто идти по улице. Он осознает, что за ним специально или непреднамеренно наблюдают люди. Осознание того, что он находится под этим наблюдением, разрушает возможность расслабления и свободы, необходимой для человека. Поэтому вполне объяснимо желание слиться с окружающими, оставаться неузнанным и незамеченным. Виртуальное пространство — Интернет — идеальное место для сохранения собственной анонимности: у людей есть возможность удовлетворять свои потребности в знакомствах и общении, располагая при этом полной свободо, конфиденциальностью, неузнанностью и не имея «никаких обязательств».

Для публичных людей и известных личностей, чья жизнь, по мнению общественности, является общим достоянием, эта категория исключительно важна. Для них узнаваемость означает сильную потерю чувства непринужденности и расслабления. Например, монархи, президенты, звезды кино и т. д. хотят быть среди людей как другие люди, но так, чтобы никто их не заметил.

Предшествующим фактором для возникновения потребности в анонимности может служить ролевая ответственность, требующая полного соответствия ожидаемому поведению. Формами поведения могут быть психологическое и физическое смешивание с публикой, изменение образа.

Скрытность — создание психологических барьеров против вторжения. Скрытность означает, что человек хочет лимитировать информацию о себе. Эта форма приватности является не только самой сложной с точки зрения психологических потребностей, но ее возникновение и удовлетворение в большей степени лежат в межличностных отношениях, чем в организации социального взаимодействия.

Большую часть жизни мы проводим не в одиночестве или анонимности, а в близости с другими людьми. Чаще всего даже в самых тесных взаимоотношениях человек хочет воздержаться от демонстрации всех аспектов своей личности, которые могут быть слишком интимными, позорными или светскими, т. е. коммуникация основана на подчеркивании одних сторон Я и сдерживании других. Это дает начало психологической дистанции, психологическому эквиваленту социального расстояния.

Предшествующими факторами для возникновения потребности в скрытности может явиться опыт взаимного недоверия, непонимания или безразличия. Формами поведения могут быть — установление психологического барьера против нежелательного вторжения; дистанция в общении, чтобы защитить свою индивидуальность; изменение социального образа; устные сообщения о границах контакта.

Возрастные различия потребности в приватности затрагивают процесс, связанный с развитием. Как мы обсуждали выше, потребность младенцев в приватности весьма мала, но по мере взросления приватность становится действительно необходимой. М. Вульф (Wolfe, 1975) исследовала значение приватности в различных возрастных группах детей. Она обнаружила, что чем старше дети, тем сильнее проявляется потребность в одиночестве, становится важным контроль доступа к информации и автономии. У детей контроль над своим пространством приобретает первостепенную важность в 8−12 лет. Р. Парке и Д. Савин (Parke, Sawinn, 1979) выявили, что все 10−17-летние участники исследования закрывали дверь в ванную. Потребности приватности и развитие взрослой сексуальности были у них переплетены. Также были обнаружены личностные эффекты в отношении приватности: большая потребность в приватности соотносилась с более низкой самооценкой. В работе Д. Педерсен (Pedersen, 1982) указывается, что люди с высокой потребностью в приватности имеют сильную потребность в близости со своей семьей.

Приватность существенна для большинства людей, которые занимаются творчеством, — рисуют, сочиняют музыку, выполняют научную работу. Она становится обязательным условием для самовыражения человека и раскрытия его личности. В этом случае мы говорим о творческой приватности. У. Иттельсон и его коллеги (Ittelson et al., 1974) указывают, что имеется в виду потребность управлять стимулами, поступающими из внешнего мира. Эти стимулы могут быть звуками или запахами, или потенциальным вторжением людей через телефонные или личные контакты. У каждого может быть свое представление о приватности и свои требования к ней. Для человека, создающего что-то, может быть необходима абсолютная физическая изоляция. В случае невозможности уединения достижение приватности может произойти за счет психологического ухода или других способов регуляции. Тем не менее творческие характеристики личности, стремление к самоактуализации имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению.

Социальные факторы. Очевидно, что подавляющее число людей живут в социуме, поэтому отношения с людьми, степень близости с ними, несомненно, будут оказывать влияние на приватность.

… ощущение потери приватности и желание восстановить ее часто вызываются перенаселением, следствием чего может быть потребность в социальной изоляции. Б. Хакет и А. Сан (Hackett, Sun) отмечают, что даже проживающие в общинах считают, что несмотря на решение жить совместно и делить имущество, желание приватности полностью никогда не теряется. И в общинной, коммунальной жизни могут возникнуть фрустрация и напряженность. Непрерывное присутствие других людей и постоянное выслушивание общественного мнения может стать причиной стрессового состояния. Исследование Хакет и Сан выявило изменение отношения к частному жилью— палаткам, трейлерам и хижинам. Эта тенденция наблюдается и во многих израильских кибуцах—еврейских общинных поселениях (communal settlement).

Исследуя городские коммуны, Г. Винкель и Е. О'Мара (Winkel, O’Mara; по Ittelson et al., 1974) констатировали сходные тенденции: потребность в приватности выражалась в персонализации жилых зон и сильно окрашенной эмоционально потребности в приватности.

Одна из самых серьезных и трудноразрешимых проблем для России — жилищная проблема. На заре советской власти определенное развитие получила идея строительства домов-коммун для рабочих (Герасимова, 1998).Жизнь в них «предполагала постоянный контроль товарищей, не позволяющий вести осуждаемую „двойную жизнь“ —"одно лицо на заводе, в учреждении с коммунистическими фразами на языке, другое лицо, лицо пошлой обывательщины—дома, в семье, в быту»". Вертикальный (через коменданта и различные комиссии) контроль позволял «выявлять» несоответствие «публичной» личности «домашней», и с помощью мер общественного воздействия личность человека должна была сводиться к единственной, «публичной», которая всегда предъявлена для наблюдения и контроля (Там же, с. 228).

Описывая приватность в коммунальных квартирах, Е.Ю. Герасимова пишет, что физической границей между приватным пространством и пространством публичным, служила дверь комнаты, а символической — тайны и секреты. Плохая звукоизоляция (перегородки ставили подешевле), возможность постоянного вторжения, отслеживание соседями посетителей, часто отсутствие «своего угла» из-за проживания в одной комнате целой семьи делали даже эти границы очень зыбкими и создавали скорее иллюзию приватности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector