Детская поликлиника осуществляет функции

Лекция №1. Порядок оказания педиатрической помощи

Медицинская педиатрическая помощь оказывается в виде:

1. — первичной медико-санитарной помощи;

2. — скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи;

3. — специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Медицинская педиатрическая помощь может оказываться в следующих условиях:

· — вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

 

· — амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

 

 

· — в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

 

· — стационарно (в условиях обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной формах вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

Плановая педиатрическая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни ребенка, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния ребенка, угрозу его жизни и здоровью.

Первичная медико-санитарная помощь включаетв себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению детского населения.

Детская городская поликлиника является ведущей медицинской организацией первичного звена медико-санитарной помощи, которая отвечает за качество медицинского обеспечения детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно.

Детская поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организацией для осуществления профилактической, консультативной, диагностической и лечебной помощи детям, не предусматривающей круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.

Детская поликлиника осуществляет функции

— — оказание профилактической,

4 стр., 1707 слов

Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии

... типология включает три вида реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, ... профессиональная подготовка и переподготовка;*социальная поддержка;*обеспечение достойных жилищных условий;*·образование; *психиатрическое просвещение, в том числе ... кулинарию). Усилия направляются не только на помощь больным в овладении навыками и на ...

— — консультативно-диагностической

— — лечебной помощи прикрепленному детскому населению;

— — осуществление патронажа беременных врачом-педиатром участковым;

— — осуществление первичного патронажа новорожденных и детей до года жизни;

— — проведение аудиологического скрининга новорожденным и детям первого года жизни, не прошедшим обследование на нарушение слуха в родовспомогательном учреждении;

— — обеспечение передачи информации о новорожденных и детях первого года жизни с нарушениями слуха в центр реабилитации слуха;

— — проведение профилактических осмотров детей, в том числе в образовательных учреждениях;

— — организация рационального питания детей до 3 лет и детей, воспитывающихся и обучающихся в ОУ;

— — организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей);

— — проведение сан.-просвет. работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам своевременного выявления и лечения детских болезней и формирования здорового образа жизни;

— — проведение медицинских осмотров учащихся ОУ перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;

— — наблюдение за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;

— — организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных болезней;

— — проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов B и C, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности детей;

— — организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;

— — направление при наличии показаний детей на консультации к врачам-специалистам,

— — направление детей при наличии на стационарное обследование и лечение;

— — организация диагностической и лечебной работы на дому;

— — организация диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями, детьми-инвалидами, их своевременное оздоровление;

— — организация работы по охране репродуктивного здоровья детского населения;

— — организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

— — проведение экспертизы временной нетрудоспособности родителей (законных представителей) заболевших детей и работающих детей;

— — обеспечение при наличии медицинских показаний направления детей на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности;

— — осуществление медико-социальной и психологической помощи детям и семьям;

— — организация медико-социальной подготовки детей к поступлению в ОУ;

— — организация медицинского обеспечения детей в учреждениях отдыха и оздоровления;

— — внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий в педиатрическую практику;

— — подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

7 стр., 3461 слов

Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей ...

... здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Правильная организация проведения предсейсовых медицинских осмотров является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно- ... являются следующие отклонения в состоянии здоровья: - наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37°С, жалобы на плохое ...

— — проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей в районе обслуживания;

— — проведение анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;

— — обеспечение ведения учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Поликлиники в установленном порядке.

— Организация системы непрерывного медицинского наблюдения за ростом и развитием детей предусматривает наличие структурных подразделений (приложение N 4 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н).

 

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Комплексная оценка здоровья учитывает данные биологического, генеалогического и социального анамнезов,т.е. факторы риска формирования заболеваний и, в соответствии с приказом МЗ РФ № 1346н от 21.12.2012 г. » О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в пери од обучения в них», базовые критерии.

При изучении биологического анамнеза оцениваются течение анте-, интра- и постнатального периодов, перенесенные заболевания, травмы, аллергоанамнез, также характер течения и стадия хронического заболевания, проведенные ранее диагностические исследования и лечение.

Генеалогический анамнез основывается на анализе родословной, по выявлению наследственной патологии среди ближайших родственников.

Социальный анамнез оценивается по следующим показателям:
1) полнота семьи;
2) возраст родителей;
3) образование и профессия родителей;
4) психологический микроклимат в семье и отношение к ребенку;
5) наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
6) жилищно-бытовые условия;
7) материальная обеспеченность семьи;
8) санитарно-гигиенические условия воспитания.
Базовые критерии:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и / или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) уровень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Первый критерий оценивается по результатам клинического осмотров педиатра, заключений специалистов, а также дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования.

Второй критерий оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных методов исследования, на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка.

Поведение ребенка является важным индикатором ранних отклонений в здоровье. Показатели поведения: эмоциональное состояние (для детей 1 года жизни), настроение, засыпание, сон, аппетит и пищевое поведение, характер бодрствования, взаимоотношение со взрослыми и детьми, отрицательные привычки и другие индивидуальные особенности. Поведение может быть – без отклонений, с незначительными, умеренными, выраженными и значительными отклонениями.

5 стр., 2269 слов

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

... клеток органов или ткани, снижение в них интенсивности обменных процессов вследствие уменьшения питания клеток и тканей и их гипоксии. Здоровье - состояние организма, ... ткани, органа на патогенный раздражитель, выходящая за пределы естественной для этих систем реакции. Патология - учение о болезненных состояниях организма. Предпатологическое (донозологическое) состояние - состояние организма, при ...

Третий критерий − уровень сопротивляемости — оценивается по числу эпизодов острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года, предшествующего обследованию.

Оценка резистентности:

· хорошая – число эпизодов острых заболеваний 0 – 3 в течение года;

· сниженная – число эпизодов 4 – 5;

· низкая – число эпизодов – 6 – 7;

· очень низкая – 8 и более эпизодов в течение года.

Четвертый критерий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Физическое развитие. Оценка проводится с учетом общепризнанных возрастных группировок и стандартных таблиц. Предварительно оценивается биологический возраст и его соответствие паспортному (по «зубной формуле» в период от 5,5 до 12,5 лет и выраженности вторичных половых признаков с 10-летнего возраста).

Далее определяется точный возраст ребенка на момент осмотра и возрастная группа, по которой оценивают показатели ребенка в соответствующих полу и возрасту оценочных таблицах.

Оценивают физическое развитие по следующим показателям:

− соматоскопическим (осанка, состояние стопы, вторичные половые признаки, характер жироотложения);

− соматометрическим (вес, рост, окружность головы и груди);

− функциональным показателям (развитие и сила мышц, жизненная емкость легких) и физической подготовленности по 4 тестам (бег на 30, 90, 300, 1000 метров в зависимости от возраста, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, подъем туловища в положение сидя за 30 секунд).

Нервно-психическое развитие. В грудном и раннем возрасте оценивается по ведущим линиям с определением группы развития. В дошкольном возрасте – 4 показателя: мышление и речь, моторное развитие, внимание и память, социальные контакты. В школьном возрасте оценивается эмоционально-вегетативная сфера, психомоторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие. Предложено в подростковом возрасте оценивать социальную адаптированность и вегетативную устойчивость.

Таким образом, комплексная оценка состояния здоровья основывается на результатах изучения врачом-педиатром критериев, обусловливающих здоровье, базовых критериев и заключений специалистов.

Группы состояния здоровья.

В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:

I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;

II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:

у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются:

· некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;

· реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;

· с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;

· часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

· с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

10 стр., 4832 слов

Системы органов человека

... и кислорода по всему организму, по отдельным тканям и органам осуществляется сердечно-сосудистой системой, состоящей из сердца и ... непостоянно. На деятельность сердца оказывает определённое влияние состояние психики. Такие психические эмоции, как радость, испуг, горе, ... значительно увеличивается. Как на одну из особенностей развития сердечно-сосудистой системы, у детей следует указать на то, что ...

III группа состояния здоровья — несовершеннолетние:

· страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);

· с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;

IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние:

· страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;

· с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;

· с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;

V группа состояния здоровья — несовершеннолетние:

· страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;

· с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;

· дети-инвалиды.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, проводится диагностическое обследование в полном объеме в условиях диагностических центров, стационаров, НИИ. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование и профилактический осмотр врачом-педиатром, который определяет необходимость проведения дальнейшего обследования.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Дети, отнесенные к II − III − V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании стандартов оказания помощи при конкретной патологии.

7 стр., 3090 слов

Пороки и аномалии в развитие органов и систем

... органов или всего организма. Врожденные пороки могут проявляться и другими изменениями органов. Например, ... любое из приводимых ниже клинических состояний: низкая масса при рождении, гепатоспленомегалия, ... не приводят к существенному нарушению функций, например деформации ушных раковин, не ... проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, прерыванием беременности. Поскольку в эмбриональный ...

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей − отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы, при оформлении медицинской карты ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов (далее — медицинская карта ребенка для образовательных учреждений) и (или) медицинскую справку на несовершеннолетних, поступающих в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования (далее — медицинская справка), в которых указываются сведения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и оценка соответствия несовершеннолетнего требованиям к обучению.