Конфликтология в социальной работе

Рукопись

Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

Балаковский институт техники, технологии и управления

Методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов направления / специальности «Социальная работа»

дневной и заочной формы обучения

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления

Балаково 2011

ВВЕДЕНИЕ

Конфликтология является одной из актуальных дисциплин современного вузовского образовательного процесса. Практика социальной работы свидетельствует, что разрешение конфликтов является неотъемлемой составной частью деятельности специалиста. Поэтому овладение знаниями в области конфликтологии позволяет достигать результативности в практической деятельности социального работника.

Основной целью курса «Конфликтология» является формирование научных знаний в области теории конфликтов и овладение будущими социальными работниками практическими технологиями их урегулирования.

Задачи учебного курса

1.Овладение студентами теоретическими знаниями по общей теории, психологии и социологии конфликта.

2.Формирование навыков и умений решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах жизнедеятельности.

3.Изучение методов предупреждения и разрешения конфликтов в практике социальной работы.

4.Формирование гуманистического мировоззрения будущих социальных работников.

Аудиторные занятия проводятся во время сессии и включают лекции и семинары в соответствии с учебным планом специальности. Важным условием и результатом самостоятельного изучения курса является выполнение студентами курсовой работы. В рамках курса «Конфликтология» студенты дневной и заочной формы обучения во время сессии сдают экзамен.

9 стр., 4250 слов

Контрольная работа-КОНФЛИКТОЛОГИЯ

... двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения ... организации и механизмы возникновения конфликтов 2.Профилактика конфликтов в организации 2.1 Основные направления по профилактике конфликтов 2.2 Трудности профилактики конфликтов 2.3 Объективные и организационно- ...

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

В соответствии с учебным планом студенту необходимо представить на проверку курсовую работу не позднее чем за две недели до сессии. Она должна содержать анализ предложенных вопросов, что позволит преподавателю определить степень усвоения учебного материала. Простая компиляция текста научной и учебной литературы недопустима. Студент должен показать в своей работе не только владение учебным материалом, но и глубокое понимание освещаемой проблемы, проанализировать используемые источники.

Курсовая работа должна быть выполнена по теме, согласованной с преподавателем. Выбор темы осуществляется в соответствии со списком тем курсовых работ.

Курсовая работа должна быть написана по разработанному плану, который представляется в начале работы. Общая структура плана: введение, три раздела, заключение, библиографический список используемой литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность темы, указывается цель, предмет и объект работы и представляется общая стратегия ее разработки в виде задач. Содержание разделов 1, 2 может представлять собой обзор ряда литературных источников по теме. По форме это должен быть не конспект отдельных работ, а анализ направлений и подходов к проблеме. В разделе 3 приводится разработанная в соответствии с темой авторская программа.

Каждая глава и каждый параграф обязательно должны завершаться обобщением представленного материала и проведенного анализа, собственными выводами автора по поводу обсуждаемых вопросов. Последовательность представления выводов работы определяется общей логикой проведенной и представляемой работы, а также последовательностью постановки задач исследования. Каждая поставленная задача обязательно должна иметь заключение о результате ее решения.

В заключении подводятся итоги выполненной работы и делаются основные выводы. Выводы должны выразить то, что выявлено студентом в процессе написания работы, и являться результатами его размышления. Выводы необходимо писать четко, сжато и конкретно. Уместно выделить каждый вывод в отдельный пронумерованный абзац. Выводы должны соответствовать определенным во введении цели и задачам курсовой работы. В заключении можно также указать на те вопросы, которые нуждаются в дальнейшей разработке, и наметить перспективные направления исследования данной темы.

В конце работы следует представить список используемой литературы, содержащий не менее 15-20 монографий и статей, соответствующих выбранной теме. При подборе литературы студент может ориентироваться на источники, рекомендуемые преподавателем, и самостоятельно подбирать необходимую литературу.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Работа выполняется в печатном варианте. Шрифт Times New Roman, кегль – 14, интервал – полуторный, поля страницы: слева – 30 мм, сверху – 25 мм, снизу – 20 мм, справа – 15 мм. Абзацный отступ – 1,2 см. Нумерация страниц – сверху справа (титульный лист и приложения не нумеруются).

7 стр., 3488 слов

Предмет и задачи психологии. Методологические, теоретические ...

... их с подобными же у сотен других людей, чтобы сделать правильные выводы. Научная психология –это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и ... применительно ко многим задачам человеческой деятельности; Рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы, осознанны и обоснованны законами; Неограниченность, т.е. ...

Объем курсовой работы составляет 25-30 страниц.

Обзоры должны содержать ссылки на авторов (ссылки оформляются постранично со сквозной нумерацией, шрифт Times New Roman, кегль – 10, интервал – одинарный).

Каждая глава начинается с нового листа, а подпункты разделяются двойным интервалом. Названия глав и подпунктов пишутся с абзацным отступом и выделяются заглавными буквами, при этом цифры, указывающие их номера, не должны выступать за границу абзаца. Подчеркивание текста и выделение его курсивом или жирным шрифтом не допускается.

Список литературы, включающий не менее 15-20 источников формируется в алфавитном порядке согласно следующему образцу:

Митяева А.М. Влияние семейных конфликтов на устойчивость браков // Конфликтология. – 2008. — № 4.

Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. — М.: Институт социологии РАН, 2004.

Кнауер Р. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста в области социальной работы. — Режим доступа: http: www.pomorsu.ru/avpu/proect/form_cult/cod.htm

Малик Л. С. Профессионализация социальной работы как фактор социального развития // Профессионализация социальной работы: сб. науч. статей. Архангельск: Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2001.

Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность / Отв. ред. А. А. Козлов. — М.: Логос, 2004.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТИЛИСТИКЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна писаться в стилистике научного текста. Письменная научная речь строится согласно определенным правилам. Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель – обосновать и доказать ряд теоретических положений.

Используемые в научном тексте средства выражения должны отличаться точностью и смысловой ясностью. Студент должен показать владение понятийным аппаратом, то есть установленной системой терминов. Необходимо следить за тем, чтобы значение используемых терминов соответствовало принятому в данной дисциплине употреблению.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Так, вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше. Слова и обороты «следовательно»; «отсюда следует, что…» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано. Обороты типа «рассмотрим подробнее…» или «перейдем теперь к…» помогают более четкой рубрикации текста.

7 стр., 3015 слов

Проблема решения конфликтов (политических, социальных, национальных, ...

... и основывается на единстве интересов, потребностей и ценностей персонала. Социальные конфликты считаются высшей стадией развития противоречий в трудовых отношениях отдельных ... разрешения или урегулирования конфликта. Целью курсовой работы является изучение проблемы разрешения конфликтов. Объектом исследования являются конфликты. Предметом исследования являются конфликты в деятельности организации. ...

Традиционная форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств – например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, ведением изложения от третьего лица, почти полное исключение из употребления личного местоимения – «я» (используются конструкции типа «выявлено несколько новых принципов», «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению»).

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ И ДОПУСК К ЗАЩИТЕ

После написания курсовая работа сдается для рецензирования. После проверки преподавателем студент получает ее с рецензией, в которой указываются положительные стороны и недостатки работы и делаются выводы о возможности допуска к защите.

Критерии оценки курсовой работы:

— актуальность и научная новизна работы;

— степень самостоятельности студента при выполнении работы;

— соответствие содержания работы теме исследования;

— логичность и последовательность изложенного материала;

— реализация поставленных целей и задач;

— количество использованных научных источников;

— содержание и оригинальность выводов и предложений;

— соответствие стилистике научного текста;

— соответствие требованиям оформления курсовой работы;

— наличие самостоятельно разработанной авторской программы;

— практическая значимость выполненной работы.

При отрицательной рецензии студент, учитывая замечания преподавателя, должен доработать курсовую работу и снова представить на кафедру СГН. К собеседованию допускаются работы, имеющие положительную рецензию.

Лучшие курсовые работы по согласованию с научными руководителями и решению кафедры могут быть представлены в виде докладов на научно-практических конференциях, в виде публикаций в научных сборниках статей с последующей подачей исследовательской работы на студенческие региональные и всероссийские конкурсы.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Тема 1. Проблема структуры конфликта

План

1. Структурные элементы конфликта.

2. Причины, функции и классификация конфликтов.

3. Авторская программа «Диагностика конфликта в социальной работе».

Методические рекомендации: при подготовке необходимо уделить внимание причинам, условиям и функциям конфликта, дать классификацию конфликтов, раскрыть составные части или элементы структуры конфликта, на основе имеющихся подходов к анализу структуры конфликта предложить программу диагностики конфликтов в социальной работе.

14 стр., 6989 слов

Психолого-педагогические условия эффективности работы социального ...

... проблеме. 2. Изучить формы и методы работы социального педагога в учреждениях интернатного типа. 3. Разработать рекомендации для социальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с ... Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа 2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся ...

Литература

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – Спб: Питер, 2009.
  2. Волков Б.С. Конфликтология / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М.: Академический проект, 2007.
  3. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах / О.В.Галустова. – М.: Проспект, 2008.
  4. Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе / Е. Г. Сорокина. — М.: Академия, 2009.

5. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

Тема 2. Суицидальное поведение как феномен внутриличностного конфликта

План

1.Теория социальной идентичности и внутриличностный конфликт.

2.Внутриличностный конфликт и суицид.

3. Авторская программа «Профилактика суицида в пожилом возрасте».

Методические рекомендации: необходимо представить с позиций конфликтологических теорий понимание сущности и видов внутриличностного конфликта, методов и средств его разрешения, рассмотреть подходы к пониманию причин суицидального поведения, предложить программу психосоциальной профилактики суицида в пожилом возрасте.

Литература

1. Гилинский Я.И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. — СПб.: Питер, 1999.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб, 2000.

3. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально — гуманитарные знания. – 1999. – №2.

4. Социальная конфликтология: конфликт и суицид / под ред. А.В.Морозова. – М.,2002.

5. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб.: Питер, 2008.

Тема 3. Трудовой конфликт: сущность, причины и методы разрешения

План

1. Сущность, причины и виды трудового конфликта.

2. Методы разрешения трудовых конфликтов.

3. Авторская программа «Разрешение коллективных трудовых конфликтов».

Методические рекомендации: основное внимание следует уделить типологии и причинам трудового конфликта, а также нормативным документам, регламентирующим отношения в системе «работник-работодатель», разработать программу работы социально-психологической службы организации по разрешению коллективных трудовых конфликтов.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2009.

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

3. Грошев И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях // Социологические исследования. – 2007. — №6.

6 стр., 2812 слов

Понятие конфликта. Предмет конфликтологии

... 6. Типология конфликтов Типология конфликтов – это попытка классификации объектов в науке конфликтологии. Типология конфликтов по количеству участников Межгрупповой. Это такой конфликт, который возникает ... бы одна сторона представлена малой социальной группой. 30. Динамическая модель конфликта Модель конфликта динамическая - наивысший уровень моделей конфликта. Результат ее построения - ...

4. Решетникова К.В. Методы и проблемы диагностики организационных конфликтов // Личность. Культура. Общество. – 2006. – Т.8. – Вып.2.

5. Фатеева Е.В.Конфликты в организациях // Управление человеческим потенциалом. – 2006. — №4.

Тема 4. Семейные конфликты и их особенности

План

1. Классификация и причины семейных конфликтов.

2. Пути предупреждения и основные формы разрешения семейных конфликтов.

3. Авторская программа «Технологии социальной работы в разрешении семейных конфликтов».

Методические рекомендации: основное внимание необходимо уделить функциям и задачам социальных служб в разрешении семейных конфликтов, разработать программу разрешения семейных конфликтов с использованием технологий социальной работы.

Литература

1. Дорохова А.В. Разрешение конфликтов / А.В.Дорохова, Л.И.Игумнова, Т.И.Привалихина. – М.: Академия, 2008.

2. Конфликты в семье / А.В. Курпатов. — М.: Олма Мед. Гр., 2007.

3. Митяева А.М. Влияние семейных конфликтов на устойчивость браков // Конфликтология. – 2008. — № 4. 4. Мокшанцев Р.И. Конфликтология в социальной работе. – Ростов н / Д : Феникс, 2008.

5. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. – М., 2006.

Тема 5. Конфликт в социальной службе: механизмы возникновения и возможности предупреждения

План

  1. Типы конфликтогенов в социальной службе и формы их проявления.
  2. Анализ механизмов возникновения конфликтов в социальных службах.
  3. Авторская программа «Превенция конфликтов в социальных службах».

Методические рекомендации: главный проблемный вопрос при подготовке работы – как возникают конфликты (по А. Шейнову, Э.Берну и др.), что является движущей силой, механизмом их возникновения, в 3 разделе необходимо разработать авторскую программу превенции конфликтов в социальной службе.

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

– СПб.,2008.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта.– СПб.: Питер,2008.

3. Емельянов С.А. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2008

4. Карпенко А.Д., Фролова-Буканова Е.Н. Социальное конфликтологическое консультирование. – СПб: СПбГУ, 2006.

5. Мокшанцев Р.И. Конфликтология в социальной работе. – Ростов н / Д : Феникс, 2008.

Тема 6. Диагностика и анализ педагогических конфликтов

План

  1. Сущность, виды и способы разрешения педагогических конфликтов.
  2. Методы изучения педагогических конфликтов.
  3. Авторская программа «Диагностика педагогического конфликта».

Методические рекомендации: следует рассмотреть структурные элементы диагностики педагогических конфликтов, схемы понятийного описания и исследования конфликта (А.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Ю.Е.Ростова, В.Н.Шаленко), методы диагностики конфликта (наблюдение, опрос в определении уровня конфликтности, ретроспективный анализ конфликта), составить авторскую программу диагностики конкретного педагогического конфликта.

13 стр., 6004 слов

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов ...

... социальной психологии; - составление кроссвордов; - конспектирование; - реферативные сообщения, доклады; - составление библиографии по предлагаемым темам курса; - анализ психологических ситуаций; - тестирование по пройденным разделам курса; - самодиагностика и др. Методические рекомендации ...

Литература

1. Светлов В. А. Аналитика конфликта. – СПб.: Росток, 2008.

2. Социальная конфликтология: исследование и диагностика конфликтов / под ред. А.В. Морозова. – М.: Академия, 2006.

3. Леонов Н.И. Конфликтология: хрестоматия. – М., 2003.

4.Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е. И. Степанов. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

5. Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. — СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007.

Тема 7. Психология поведения участников конфликта

План

  1. Типы конфликтных личностей.
  2. Стратегии поведения в конфликте.

3. Авторская программа «Разрешение проблем общения с клиентами социальных служб».

Методические рекомендации: на основе изучения особенностей поведения участников конфликта, типологии конфликтных личностей следует разработать авторскую программу разрешения проблем общения с различными типами трудных в общении клиентов социальных служб.

Литература

  1. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин. — 2-е изд. Спб.: Питер, 2004.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб: Питер, 2008.
  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — СПб.: Питер, 2009.
  4. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов. – М.: Академия, 2006.
  5. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. — М.: ИРИСЭН, 2007.

Тема 8. Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте

План

1.Условия взаимопонимания партнеров по общению.

2.Технологии рационального поведения в конфликте.

3. Авторская программа «Развитие конфликтологической компетентности социального работника».

Методические рекомендации: при подготовке следует рассмотреть вопросы, связанные с механизмами взаимопонимания (эмпатией, идентификацией, рефлексией), способами преодоления психологических трудностей взаимопонимания (разного рода психологических барьеров в общении), разработать программу развития конфликтологической компетентности социального работника.

Литература

1. Зарецкая А.А. Деловое общение: в 2 т. / А.А.Зарецкая. – М., 2006.

2. Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010.

3. Курбатов В.И. Искусство управлять общением / В.И.Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми / В.Н.Панкратов.– М., 2008.

5. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009.

Тема 9. Прогнозирование и методы предупреждения конфликтов

План

1. Прогнозирование как этап управления конфликтом.

2. Формы и пути предупреждения конфликта.

10 стр., 4553 слов

Программа — Авторская программа работы педагога-психолога ...

... к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития. Авторская программа «Доверие» включает в себя копилку информационного материала (статьи, консультации, стендовая ... же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов ...

3. Авторская программа «Прогнозирование социальных конфликтов».

Методические рекомендации: уделить внимание главным проблемным вопросам – какие управленческие действия необходимы на этапе прогнозирования конфликта, какие методы профилактики эффективно предупреждают конфликты, предложить программу, в которой для предупреждения социальных конфликтов используются различные методы прогнозирования (экспертные, методы компьютерного и математического моделирования, опрос).

Литература

  1. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / А.Б. Белинская. — М.: Дашков и К, 2010.
  2. Гришина Н. Психология конфликта.- СПб: Питер, 2008.
  3. Дорохова А.В. Разрешение конфликтов / А.В.Дорохова, Л.И.Игумнова, Т.И.Привалихина. – М.: Академия, 2008.
  4. Лукин Ю. Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. – М.: Академический проект, Трикста, 2007.
  5. Конфликтология: хрестоматия / сост. Н.И.Леонов. – М.: Модэк, 2003.

Тема 10. Глобальные конфликты: технологии предупреждения и управления конфликтами

План

1. Понятие, алгоритм и содержание управления конфликтами.

2. Технологии предупреждения и управления конфликтами.

3. Авторская программа «Предотвращение глобальных конфликтов».

Методические рекомендации: необходимо уделить внимание видам и этапам деятельности по управлению конфликтом, организационно-технологической стороне процесса управления конфликтом, разработать программу предотвращения глобального конфликта.

Литература

1. Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. – М.: Академия, 2010.

2. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. — М.: Гардарики, 2002.

3. Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент / В.А.Светлов. – СПб.: Питер, 2005.

4. Степанов Е. И., Зеленов Л. А., Владимиров А. А. Конфликтологический анализ места и роли России в процессе современной глобализации // Конфликтология. – 2008. — №4.

Тема 11. Конфликты в практике социальной работы и их разрешение

План

1. Социальная работа с клиентом и конфликтные ситуации.

2. Разрешение конфликтов в социальной работе с клиентом.

3. Авторская программа «Конфликтологическое консультирование в социальной работе».

Методические рекомендации: следует рассмотреть этапы разрешения конфликтов в социальной работе: сбора информации (пятишаговый метод А.Айви), технологию составления картографии конфликта, методы, приемы работы социального работника по разрешению конфликта, разработать программу конфликтологического консультирования клиентов социальной службы.

Литература

  1. КарпенкоА.Д. Социальное конфликтологическое консультирование / А.Д.Карпенко, Е.Н.Фролова-Буканова. – СПб.: СПбГУ, 2006.
  2. Конфликтология в социальной работе / А.Б. Белинская. — М.: Дашков и К, 2010.
  3. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Сорокина. — М.: Академия, 2009.
  4. Психология социальной работы / под ред. М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2008.
  5. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов./ Т.С.Сулимова. – М., 2006.

Тема 12. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

План

23 стр., 11267 слов

2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни

... три основных вида конфликтов:       1) социальные;      2) внутриличностные;       3) зооконфликты. Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по ...

1. Содержание и этапы переговорного процесса.

2. Стратегии и тактики переговорного процесса.

3. Авторская программа «Центр медиации».

Методические рекомендации: следует рассмотреть методы посредничества, которые применяются в практике социальной работы, виды и этапы посредничества, технологии стратегий и тактик в переговорном процессе, деятельность центров медиации, предложить программу деятельности центра медиации.

Литература

  1. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
  2. Балыко Д. Переговоры, обреченные на успех. Техники НЛП в действии / Д.Балыко .- М.: Эксмо, 2008.
  3. Бутмен Н. Побеждать в переговорах. Как? / Н.Бутмен. — М.: Эксмо, 2007.
  4. Власова Н. Краткий кодекс переговорщика / Н.Власова. — М., 2008.
  5. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов. – М.: Академия, 2006.

Тема 13. Конфликты в мире политики

План

1. Сущность и виды политических конфликтов

2. Методы разрешения политических конфликтов

3. Авторская программа «Молодежные объединения и политика»

Методические рекомендации: при подготовке работы основное внимание следует уделить определению сущности, видов и методов разрешения политических конфликтов, возможностям политики как способу урегулирования конфликтов в социуме, предложить программу, раскрывающую потенциал политически активных молодежных объединений в урегулировании конфликтов в социуме.

Литература

1. Абгаджава Д.А., Гамзатов Т.М. Политика как способ урегулирования конфликтов в социуме. – Режим доступа:

2. Козырев Г.И. Политическая конфликтология.М., Форум, 2008.

3. Ланцов С. Политическая конфликтология. – СПб: Питер, 2008.

4. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010.

5. Этнополитический конфликт: пути трансформации. Настольная книга Бергхофского центра. — М.: Наука, 2007.

Тема 14. Конфликтогенная сущность терроризма

План

1.Сущность, виды и формы терроризма в современном мире.

2. Технология ведения переговоров с террористами.

3. Авторская программа «Меры предупреждения терроризма».

Методические рекомендации: в работе необходимо рассмотреть проблему терроризма в современном мире, раскрыть конфликтогенную сущность терроризма, определить технологии ведения переговоров с террористами, предложить программу мер по предупреждению терроризма.

Литература.

1.Российская Федерация. Законы. О борьбе с терроризмом. — М., 2005.

2. Дробот Г.А. Международный терроризм как объект изучения //

Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 1.

3. Петухов В.Б. Терроризм в информационно-семиотическом и мифологическом контексте // Общественные науки и современность. — 2008. — № 3.

4. Светлов В., Семенов В. Конфликтология. – СПб: Питер, 2011.

5. Толмач А.Д. Феномен терроризма в массовом сознании // Социологические исследования. — 2009. — № 4.

Тема 15. Конфликты в молодежных субкультурах

План

1.Классификация и особенности молодежных субкультур.

2.Самодеятельные объединения молодежи как форма конфронтации с обществом.

3. Авторская программа «Профилактика экстремизма в молодежной среде».

Методические рекомендации: следует определить современные типы и особенности молодежных субкультур, причины создания самодеятельных объединений молодежи, предложить программу по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Литература

1.Егорова Т.В. Работа с экстремистскими молодежными объединениями в Германии // Педагогика. – 2006. — №5.

2. Лебедева А.А. Подростковые уличные формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. — №5.

4.Луков. В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. – 2002. — №10.

5.Салагаев А.Л. Молодежные группировки – опыт пилотажного исследования / А.Л.Салагаев, А.В.Шашакин // Социологические исследования. – 2004. — №9.

6.Сюткин В.С. Проявления девиации в подростковой субкультуре / В.С.Сюткин, З.П.Абросимова // Вопросы психологии. – 2004. — №3.

Тема 16. Этические основы социальной работы при разрешении

конфликтов

План

1.Поведение и облик социального работника.

2.Этический кодекс социального работника и разрешение конфликтов.

3. Авторская программа «Этические основы социальной работы при разрешении конфликтов»

Методические рекомендации: следует уделить внимание этическим противоречиям и нравственным проблемам, возникающим при разрешении конфликта, направленности личности социального работника, разработать программу конференции по проблеме этических основ социальной работы при разрешении конфликтов.

Литература

1. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Сорокина. — М.: Академия, 2009.

2. Леонов Н.И. Конфликтология: этический кодекс консультанта по разре- шению конфликтов.- М., 2002. – С.144.

3. Липский И.И. Кодекс этики социального педагога и социального работ- ника – основа профессиональной позиции // Социальная педагогика. – 2006. — №2.

4. Самсонова Н.А. Конфликтологическая культура специалиста / // Высшее образование в России. – 2003. — №1.

5. Соснина В. В. Этика поведения социального работника // Работник социальной службы. – 2009. -№6.

Тема 17. Конфликтная ситуация и сми

План

1. Природа информационных конфликтов, их структура, типы и динамика.

2. Разрешение конфликтов с участием средств массовой информации.

3. Авторская программа «Органы саморегулирования журналистского сообщества в разрешении конфликтов».

Методические рекомендации: следует уделить внимание проблеме влияния СМИ на процесс развития конфликтов, на уровень конфликтности в обществе, динамике конфликтов в информационной сфере, характеристике поведения сторон в информационных конфликтах, роли органов саморегулирования журналистского сообщества в разрешении конфликтов, ответственности СМИ в соответствии со ст. 8 и ст. 11 Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности».

Литература

1. Калагларский Г. Средства массовой информации и толерантность // Конфликтология. – 2008. — №4.

2. Светлов В.А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов. – М.: Либроком, 2009.

3. Степанов Е.И. Современная конфликтология: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М., 2008.

4. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика. – Минск: Харвест, 2010.

Тема 17. Проблема межэтнических конфликтов

План

1. Межэтнический конфликт: понятие, сущность, причины.

2. Способы предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов.

3. Авторская программа ««Сетевые технологии превенции межэтнических конфликтов».

Методические рекомендации: следует уделить особое внимание правовым основам разрешения национальных конфликтов, проблемам национальной политики как условия предотвращения национальных конфликтов, предложить программу, в которой для предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов используются возможности сетевых сообществ, интернета.

Литература

  1. Аклаев А.Р.Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент. – М.: Дело, 2009.
  2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.- Ростов н / Д: Феникс, 2006.
  3. Конфликтология / под ред. О. З. Муштука. – М.: Маркет ДС, 2007.

4. Майборода Э.Т.Про-активное региональное управление в условиях локальных этнических конфлитов. – Режим доступа:

Тема 18. Инновационные конфликты, их сущность, способы разрешения

План

1. Сущность и содержание инновационных конфликтов.

2. Способы разрешения инновационных конфликтов.

3. Авторская программа «Разрешение инновационных конфликтов в организации».

Методические рекомендации: необходимо определить понятие «инновация», основные проблемы разрешения инновационных конфликтов, предложить программу по превенции и разрешению инновационных конфликтов в организации.

Литература

1. Григорьева И. С. Метафорические аспекты управления изменениями в компании // Управление развитием персонала. – 2011. – № 1.

2. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – Издательства: «Авалонъ», «Азбука-классика», 2006.

3. Каштелян Т. В. Пути повышения инновационной активности организаций // Наука и инновации. — 2011. — № 9.

4. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления. «Альфа-Пресс», 2007.

5. Скейз Р. Глобальный передел: как перестроить себя и свою компанию. – М.: Вершина, 2007.

Тема 19. Культура бизнеса и конфликт

План

1. Природа и типы конфликтов в бизнес-структурах.

2. Этика бизнеса и делового общения.

3. Авторская программа «Коучинг и культура бизнеса».

Методические рекомендации: следует определить природу и особенности конфликтов в бизнесе, принципы делового общения в бизнес-структурах, рассмотореть технологии коучинг-консультирования и предложить программу коучинг-консультирования в развитии культуры бизнеса.

Литература

1. Герзон М. Лидерство через конфликт. — М: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

2. Моргунов Е.Б., Рязанова Н.Е. Бизнес конфликтология // Управление персоналом. – 2005. — №16.

3. Осиновский А. На баррикадах корпоративных конфликтов. Ч. 1: Всё на продажу. – СПб.: ДНК, 2006.

4. Лейблинг М., Прайор Р. Коучинг – это просто. СПб.: Питер, 2008.

5. О’Нил М.Б. Коучинг руководителей: твердость и открытость. Системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем. М.: МАК, 2005.

6.Пономарёв Н. Ф. Внутрикорпоративные и кризисные коммуникации. – Пермь: Пресстайм, 2008.

7. Хакер С. От доверительных отношений к устойчивому бизнесу / С. Хакер, М. Уиллард. – М.: Стандарты и качество, 2009.

Тема 20. Федерализм и национализм в контексте национальных конфликтов

1.Федерализм: этнический и территориальный.

2. Национализм, его формы и влияние на межнациональные отношения.

3. Авторская программа «Превенция агрессивного русского национализма в молодежной среде»

Методические рекомендации: необходимо уделить внимание проблемам и противоречиям современного российского федерализма,негативным факторам, приводящим к росту межнациональной напряженности и конфликтам в регионах страны,факторам, которые могут обеспечить единство страны и решение наиболее конфликтогенных национальных проблем в условиях федеративного устройства; нормативно-правовой базе развития национальных и федеративных отношений в Российской Федерации, разработать программу превенции национализма в молодежной среде.

Литература

1. Бугай Н.Ф. Северный Кавказ. Государственное строительство и федеративные отношения: прошлое в настоящем. — М.: Гриф и Ко, 2011.

2. Лукин Ю. Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. – М.: Академический проект, Трикста, 2007.

3. Сидоренко А. В., Грибанова Г. И. Федерализм и разрешение этнополитических конфликтов в современном обществе // ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза. – 2007. –Т.3. -№3.

4. Титова Л. Г. Культура сопротивления как способ разрешения конфликтов и укрепления социальности // Конфликтология. – 2008. — №4.

Тема 21. Конфликты религиозного сознания

План

1. Религиозные и этнорелигиозные конфликты: понятия и сущность.

2. Изменение религиозного сознания как фактор гармонизации общественных отношений.

3. Авторская программа «Диалог культур».

Методические рекомендации: следует рассмотреть сущность, виды и причины религиозных конфликтов, способы разрешения религиозных конфликтов, разработать программу превенции религиозных конфликтов на основе анализа современной ситуации этно-религиозных отношений в РФ.

Литература

1. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Хоц А.Ю. Конфликт цивилизаций: Pro et contra // Социологические исследования. — 2009. — № 4.

2. Зеленков М.Ю.Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект).

– Воронеж: ВГУ, 2007.

3. Кармадонов О.А. Ислам и современность:

некоторые подходы // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2.

4. Козырев Г.И. Политическая конфликтология. — М., 2008.

5. Пчелинцев А.В. Пресса и религиозные конфликты // Прикладная конфликтология для журналистов. — М.: Издательство «Права человека», Центр экстремальной журналистики, 2006.

6. Соболева М.Е. О возможности диалога между культурами // Вопросы философии. — 2009. — № 3.

Тема 21. Проблема экологического конфликта

План

1. Понятие, характеристики и виды экологического конфликта.

2. Профилактический и правовой подходы в разрешении экологических конфликтов.

3. Авторская программа «Партиципативные технологии разрешения социально — экологических конфликтов»

Методические рекомендации: необходимо рассмотреть социально-экологические конфликты как столкновение групповых интересов в экологической сфере, выражающееся в борьбе за доступ к природным ресурсам, а также в противопоставлении позиций по поводу методов их использования, проблемы и методы в налаживании сотрудничества субъектов социально-экологических конфликтов в российских условиях.

Литература

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

2. Дончева А. Экологическое проектирование и экспертиза: практика. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

3. Журнал «Медиация и право. Посредничество и примирение». – Режим доступа: http://www.mediationandlaw.ru

4. Самраилова Е.К. Социально-экологические проблемы межрегиональных конфликтов. – М.: Палеотип, 2006.

5. Циер А. Медиация — новый путь решения экологических конфликтов // Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями / сост. Г. Мета, Г. Похмелкина. — М.: Издательство «VERTE», 2004.

Тема 22. Военный конфликт: сущность, причины, способы разрешения

План

1. Сущность и виды военного конфликта, как особой формы политического конфликта.

2. Меры предотвращения военного конфликта.

3. Авторская программа «Миротворчество в деятельности общественных организаций».

Методические рекомендации:следует рассмотреть проблемувоенного конфликта с точки зрения той опасности, которую он представляет, принимая во внимание экономические, социально-политические, социально-психологические, международно-правовые аспекты; проанализировать деятельностьразличных сетей неправительственных организаций (Кавказская сеть НКО по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев «CRINGO»; «Женщины за жизнь без войны и насилия»; «Кавказский Форум НПО»; Международная сеть «Молодежное правозащитное движение» и др.).

Литература

1. Гушер А.И. Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм. Взаимосвязь и методы борьбы. – Режим доступа: www.conferences.last.ru.

2. Ланцов С. Мировые войны в генезисе мировой политики // Международные процессы. – 2010. — Т.8 -№2 (23).

3. Левин С. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству / С.Левин. – М.: Олимп-Бизнес, 2008.

4. Сетевая война против России на Северном Кавказе(деятельность НПО в рамках «Глобального партнерства по предотвращению вооруженных конфликтов»).

– Режим доступа:http://rumera.ru/?p=648

5. Степанова Е. Государство и человек в современных вооруженных конфликтах // Международные процессы. – 2011. — Т.9 -№2 (26).

Тема 23. Диссидентское движение в ссср в свете социологии конфликта

План

1. Власть и общество. Причины и условия зарождения диссидентского движения.

2. Направления, этапы и формы протеста в диссидентском движении.

3. Авторская программа «Диссидентское движение в истории общественных движений в России»

Методические рекомендации: необходимо определить специфику диссидентства как результата осознании творческой интеллигенцией расхождения между своими общественными идеалами и реальной ситуации в обществе, единственной формы реализации личности в сфере общественной жизни, этапы развития диссидентского движения; разработать просветительскую образовательную программу по истории данного движения для старшеклассников.

Литература

1. Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. – М.: Академия, 2010.

2. Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия / Ю.В.Аксютин, О.В.Волобуев, А.А.Данилов и др.- М.: Рос-спэн, 1995.

3. Кара-Мурза С. Евреи, диссиденты и еврокоммунизм. – М.: Алгоритм, 2002.

4. Пимонов В. Говорят «особо опасные»: Сборник интервью диссидентов. – М., 1999.

5. Шубин А.В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. – М.: Вече, 2008.

Тема 24. Духовный кризис современного российского общества: причины и пути выхода из него

1.Современное нравственное состояние российского общества.

2. Пути выхода из духовного кризиса российского общества.

3. Авторская программа «Молодежные социальные инициативы в развитии духовности и нравственности общества».

Методические рекомендации: следует определить нравственные проблемы и противоречия современного российского общества, возможные пути выхода из духовного кризиса, предложить программу по развитию молодежных социальных инициатив в развитии духовности и нравственности общества.

Литература

1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. — М., 2008.

2. Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. Духовно- нравственные основы современного российского общества / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.

3. Левашов В. К. Социополитическая динамика российского общества: 2000 — 2006. — М.: Academia, 2007.

4. Юревич А. В., Ушаков Д. В., Цапенко И. П. Количественная оценка макропсихологического состояния современного российского общества / Психологический журнал. — 2007. — № 4.

5. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества. – Режим доступа:

Образец оформления содержания

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Институциональный подход как методологический базис изучения профессионализации……………………………………………………………5-22

1.1. Сущность и обоснование институционального подхода как методологической основы изучения профессионализации ………………….5-11

1.2. Профессионализация социальной работы: современная интерпретация понятия……………………………………………………………………..11-22

Глава 2. Тенденции профессионализации социальной работы: региональный аспект………………………………………………………………………..23-40

2.1. Оценка объективных условий профессионализации социальной работы……………………………………………………………………………………………..23-33

2.2. Оценка профессионализма кадров системы социальной защиты и социального обслуживания населения……………………………………………33-40

Глава 3. Особенности управления профессионализацией социальной работы на уровне социальных сервисов………………………….41-50

Заключение…………………………………………………………………………..51-52

Список литературы……………………………………………………………….53-56

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 2

2. Требования к выполнению курсовых работ 3

3. Тематика курсовых работ 8

4. Образец оформления содержания 29

КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов направления / специальности «Социальная работа»

дневной и заочной формы обучения

Составила Кофейникова Юлия Леонидовна

Рецензент Л.Р.Миролюбова

Редактор Л.В.Максимова

Подписано в печать 14.12.09 Формат 60х84 1/16

Бум. тип. Усл. печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж 100 экз. Заказ Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054, г Саратов, ул. Политехническая, 77

Копипринтер БИТТиУ, 413840, г. Балаково, ул. Чапаева, 140

31