Конфликтология 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Методические указания к СРС

Омск

Издательство ОмГТУ

2010

Составители: Т. А. Каркошкина, канд. филос. наук, доцент;

А. В. Калекина, канд. экон. наук, канд. психол. наук, доцент

Даны необходимые указания по организации самостоятельной работы студентов. Отражены особенности выполнения домашних заданий, предложены тесты для самостоятельного тренинга, даны основные понятия по изучаемой дисциплине.

Предназначены для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии» (4 курс), 080505 «Управление персоналом» (4 курс) ДО.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

© ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010

Содержание

Введение 4

6 стр., 2697 слов

Организация и проведение производственной практики на 3 курсе ...

... социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета Рецензент кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии и феминологии ... прохождения практики; - своевременное и качественное выполнение указаний руководителя практики в полном объеме; - своевременное ... практики Производственная практика на 3 курсе является основополагающей в области получения ...

1. Самостоятельная проработка отдельных вопросов лекционного курса (подготовка докладов, конспектов) 5

2. Домашние задания 7

3. Теории механизмов возникновения конфликтов 9

4. Методические указания к семинарам 12

5. Задания для подготовки к контрольной аттестации 18

6. Словарь основных понятий и терминов 19

7. Тесты для самостоятельного тренинга 21

Контрольные вопросы 29

Библиографический список 31

Введение

Предметом дисциплины «Конфликтология» являются конфликты в различных сферах деятельности человека.

Целью данного курса является изучение конфликтов во всем их многообразии и особенностей их урегулирования, изучение механизма развития конфликта и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи дисциплины:

1. Изучение теоретических и методологических основ науки;

2. Обратить внимание на изучение вопросов, связанных с особенностями возникновения и развития конфликта;

3. Изучить способы предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней;

4. Приобретение практических знаний о прогнозировании конфликтов, ведении переговоров и разрешении конфликтов.

Требования к уровню подготовки студента, изучившего данную дисциплину.

В результате изучения дисциплины студент должен:

– иметь представление о месте конфликтологии среди других наук;

– знать основные понятия конфликтологии, раскрывать содержание категории «конфликт», «конфликтная ситуация», «объект конфликта», «субъект конфликта», «инцидент» и связанных с ними понятий;

– знать основные причины, формы конфликтов;

– знать теорию управления конфликтами;

– уметь ориентироваться в вопросах предупреждения и разрешения конфликтов;

– уметь проявлять навыки конструктивного поведения в конфликте;

– уметь использовать полученные знания при разрешении реальных ситуаций и задач.

Часть материала изучаемой дисциплины предлагается для самостоятельного изучения студентами. При изучении необходимо усваивать применяемые понятия и определения, их взаимосвязь.

1. Самостоятельная проработка отдельных вопросов лекционного курса (подготовка докладов, конспектов)

Часть материала дисциплины предназначена для самостоятельного изучения студентами. При изучении предложенных ниже тем необходимо усваивать применяемые понятия и определения, их взаимосвязь, а также уметь проецировать их на практику.

9 стр., 4493 слов

Виды межэтнических конфликтов. Способы предупреждения и разрешения ...

... также в раскрытии основных причинных факторов и способов разрешения межэтнических конфликтов. Цель работы состоит в социально-философском анализе межэтнических конфликтов, а также в изучении способов их предупреждения и ... -два поколения. К примеру, в ходе изучения югославского конфликта была выявлена тесная связь современного поведения с психологическими травмами, связанными со Второй мировой войной. ...

1. Динамика конфликта.

Описать все этапы возникновения и развития конфликта: осознание конфликта, развитие и завершение конфликта.

2. Психология участников конфликта.

Раскрыть типологические психологические особенности поведения личностей и групп, которые вызывают повышенную конфликтогенность. Типологии А.Л. Журавлева, А.В. Дмитриева, Н.В. Кудрявцева, Р. Мертон, Д. Смельзер.

3. Предупреждение конфликта.

Общие положения по предупреждению конфликтов, вопросы, связанные с устранением причин конфликта. Рассмотреть налаживание и укрепление сотрудничества, социальное партнерство, институционализацию отношений как способы предупреждения конфликта. Нормативные механизмы и воздействие норм на предупреждение конфликтов.

4. Прогнозирование конфликтов.

Особенности прогнозирования конфликтов, объективные и организационно-управленческие условия предупреждения.

5. Профилактика конфликта.

Особенности профилактики конфликтов, социально-психологичес­кие условия профилактики.

6. Стили поведения в конфликте.

Выделить основные стили поведения (конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс).

Описать случаи применения того ли иного стиля поведения в конфликте. Достоинства и недостатки каждого стиля.

7. Управление конфликтом.

Методы управления конфликтами, основные направления в предупреждении и конструктивном завершении конфликтов.

8. Технологии предупреждения конфликтов.

Описать способы, знания, средства, приемы воздействия на предконфликтную ситуацию, практические методики, способы и приемы по предупреждению конфликтов, воздействие на поведение оппонентов. Рассмотреть психологию конструктивной критики, методы психокоррекции конфликтного поведения.

9. Стрессы и их последствия.

Рассмотреть сущность стресса, управление стрессом, психологические факторы нормализации стресса, приемы выхода из стрессовых ситуаций.

10. Конфликты в социально-трудовой сфере.

Социально-трудовые отношения как источник конфликтов, основные классификации конфликтов в социально-трудовой сфере.

11. Способы разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере.

Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов; принципы, способы разрешения конфликтов. Служба и система служб по урегулированию коллективных трудовых споров.

9 стр., 4200 слов

Психология разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными

... любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или предупреждения. 2. Причины и ... конфликты «по вертикали» (начальник — подчиненный, вы­шестоящая организация — нижестоящая организация); конфликты «по горизонтали» (между руководителями ... представление себя другому человеку; Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы; Обсуждение ...

12. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция.

Описать становление практики управления конфликтами и основные понятия управления конфликтами, работы с конфликтами. Участие третьей стороны в разрешение конфликтов.

13. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

Общая характеристика переговоров, их сущность, виды, функции. Динамика переговоров, психологические механизмы и технология переговорного процесса.

14. Психологические условия успеха на переговорах.

Рассмотреть особенности ведения переговоров. Основные позиции при ведении переговоров. Приемы, имеющие широкое применение на всех этапах переговоров. Тактические приемы, применяемые на определенных этапах переговоров.

15. Конструктивное разрешение конфликтов.

Описать формы, исходы и критерии завершения конфликтов. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта.

Логика, стратегии и способы разрешения.

16. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликта, результативность участия третьей стороны, деятельность руководителя по урегулированию конфликтов.

2. Домашние задания

Домашние задания призваны закрепить полученные теоретические знания при решении конкретных задач. Студентам предлагается самостоятельно проанализировать ряд ситуаций, определить тип конфликта, объект и субъект конфликта, выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации, а также рассмотреть различные варианты разрешения конфликта.

Ситуация № 1

Уровень развития коллектива значительно выше, чем уровень профессиональных качеств вновь назначенного руководителя. Молодой руководитель выдвигает свою «программу», а коллектив, опираясь на сложившиеся традиции и установки, ее не принимает. Старое «ядро» коллектива предлагает свою программу развития, которая не совпадает с позицией руководителя.

Ситуация № 2

В коллективе был и есть свой достаточно компетентный, в профессиональном отношении, авторитетный лидер. Назначение нового руководителя для многих было неожиданностью. В силу этих факторов коллектив любыми способами старается отторгнуть, не принять нового руководителя, тем более что стиль его работы многих не устраивает. Прежний руководитель придерживался преимущественно мягкого и даже попустительского стиля управления, а новый, хотя и грамотный, компетентный, стал жестко требовать соблюдения дисциплины, неукоснительно точного выполнения всех заданий, поручений.

6 стр., 2536 слов

Понятие и виды внутриличностных конфликтов

... предпочитает награду; 4) любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями; 5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивыми позициями сторон; противоположными ... мир. В данной контрольной работе будут рассмотрено понятие внутриличностного конфликта, основные его виды, основные теории внутриличностного конфликта – теории З. Фрейда, ...

Ситуация № 3

Коллектив принял вновь назначенного руководителя. Большинство членов коллектива высоко оценили его организаторские, профессиональные и личностные качества. Однако уже в самом начале своей работы руководитель столкнулся с одним из членов коллектива, который также претендовал на руководящую должность.

Этот несостоявшийся руководитель все нововведения ставит под сомнение и настраивает коллектив против их внедрения.

Ситуация № 4

Лето – самая «жаркая» пора для фирмы. Начинается закупка товаров на следующий сезон. В этот период возникает много дел, требующих сверхурочной работы. По этой причине возникают разногласия между сотрудниками по поводу рабочих и выходных дней (не могут договориться, когда кому работать, а когда отдыхать) из-за несходства характера и нежелания уступить друг другу.

Ситуация № 5

Обнаружена недостача денежных средств, руководитель незаслуженно обвиняет менеджера по продажам в недостаче, хотя потом выясняется, что начальник допустил ошибку в расчетах.

Ситуация № 6

В связи с тем, что директору фирмы очень часто приходится ездить в командировки, его полномочия выполняет зам. Он любит, чтобы все было сделано как надо, строгий, любит придираться, использует строго приказной, не терпящий никаких возражений стиль. В отсутствии директора дает поручение сотруднику, не обращая внимания на то, что ему уже даны руководителем другие поручения. При возникновении конфликта с подчиненными, он навязывает им свое мнение и поступает так, как выгодно ему.

Ситуация № 7

Менеджер по продажам увлекается баскетболом и является членом городской баскетбольной команды. Вследствие чего, часто просит отгулы, если руководитель уходит раньше, то он тоже покидает место работы и при этом перекладывает свои полномочия на других работников, обещая, что это в последний раз. В условиях существования определенных сложностей при устройстве на работу и в силу своей скромности, сотрудники долгое время не решались высказать претензии своему начальнику. Ненормальная, накаленная атмосфера влияет на качество работы сотрудников.

Ситуация № 8

До прихода нового руководителя в коллективе царил «застой». Если не всех, то многих это устраивало. Новый руководитель резко повысил требования практически к каждому сотруднику, что вызвало неадекватную реакцию. Тем более что заработная плата осталось той же самой.

Ситуация № 9

На крупном промышленном предприятии предстоит реконструкция одного из основных цехов. Относительно проекта перестройки цеха столкнулись два разных замысла. Одна группа специалистов выступает за модернизацию оборудования и совершенствование существующей технологии, а другая – за полную замену оборудования и переход на новую технологию. Обе стороны апеллируют к руководству предприятия, добиваясь принятия своего предложения и доказывая неприемлемость другого.

3. Теории механизмов возникновения конфликтов

Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т.п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы:

16 стр., 7640 слов

Глава I. Понятие конфликта и конфликтной ситуации

... используемой литературы. Глава I. Понятие конфликта и конфликтной ситуации Сущность конфликта. Что же такое конфликт? Существуют различные определения  конфликта, но все они подчеркивают  наличие противоречия, ... знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты возникают практически ...

1. По какой формуле шло развитие конфликта?

2. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым?

3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта?

4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом?

Мне очень жаль, что мы забрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу

Вам же не видно экрана?

Это ужасно, вы разбили любимую вазу моей матери

Как обидно, что моя машина сломалась и вы из-за этого опоздали на поезд

Согласно библиотечным правилам, вы можете брать одновременно только две книжки

Не слишком ли вы шумите?

Я не могу сейчас вас принять, хотя вчера мы об этом и условились

*

Вот ваша газета. Мне очень жаль, что ребенок ее разорвал

Рисунки взяты из рисуночного теста Розенцвейга.

4. Методические указания к семинарам по дисциплине

Темы для самостоятельной проработки. Студенту необходимо проработать предложенные вопросы и изучить предлагаемую литературу по теме. Подготовить доклад, реферат или сообщение по вопросам и быть готовым выступить на теоретическом семинарском занятии.

Занятие 1.

1. Конфликтология как наука. История конфликтологии.

2. Конфликтология как наука: ее предмет и задачи. Актуальные проблемы современной конфликтологии.

3. Основные этапы развития конфликтологии.

7 стр., 3192 слов

Конфликты и конфликтные ситуации в профессионально-педагогической ...

... и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, - конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация - это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое ... в ходе развития конфликта. Какие же исходы конфликтных ситуаций могут быть? 3. Исходы конфликтных ситуаций. Они могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход ...

4. Практическое значение конфликтологии.

5. Вклад отечественных мыслителей в теорию конфликтологии.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. – С. 15–36.

2. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие / Н.И. Леонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социаль­ного института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 232 с. – С. 6–13.

Темы рефератов:

Эволюция научных воззрений на конфликт.

Развитие отечественной конфликтологии.

Основные тенденции развития конфликтологии за рубежом.

Подготовка сообщений на темы:

Проблема конфликта в социологии Макса Вебера.

Конфликтный функционализм Георга Зиммеля.

Основные положения теории Р. Дарендорфа.

Концепция социальных изменений Л. Козера.

Занятие 2.

1. Конфликт как социальное и психологическое явление.

2. Основные структурные элементы конфликта.

3. Классификация конфликтов.

4. Причины конфликтов.

5. Динамика конфликта.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. – С. 197–214 (причины), с. 245–259 (динамика).

2. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие / Н.И. Леонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. –232 с. – С. 43–53 (типология), С. 56–65 (динамика).

Темы рефератов:

1. Место и роль конфликта в жизни общества.

2. Социально-психологические основы конфликта.

3. Причины возникновения конфликтов.

4. Динамика конфликта: осознание, развитие и завершение.

Задание.

В предложенной ситуации выделите и проанализируйте следующие элементы конфликта:

1) объект конфликта;

2) предмет конфликта;

3) участников конфликта;

4) ранг оппонентов;

5) среду конфликта.

Ситуация:

На совещании подводились итоги трудового соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая № 3. Возражения были только у главного инженера-кулинара Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой № 3 выявили занижение калорийности пищи против нормы, причиной которого могло быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано. Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой № 3 Широковой, уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. «Как Вам не стыдно, – обрушилась она на Евдокимова, – использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «Моя столовая – ближайшая к управлению, и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому он обычно обедал у меня в кабинете. Я сама его обслуживала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить – была занята – и попросила Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай, его анализам я не верю, у нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов».

6 стр., 2812 слов

Понятие конфликта. Предмет конфликтологии

... или субъектов взаимодействия. 6. Типология конфликтов Типология конфликтов – это попытка классификации объектов в науке конфликтологии. Типология конфликтов по количеству участников Межгрупповой. Это такой конфликт, который возникает между двумя или ...

Занятие 3.

Внутриличностные конфликты.

1. Условия возникновения и особенности внутриличностного конфликта.

2. Последствия внутриличностных конфликтов.

3. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2007. – 288 с. – С. 136–145.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. – С. 269–297.

Темы рефератов:

1. Причины и последствия внутриличностного конфликта.

2. Способы и условия предупреждения внутриличностных конф­ликтов.

3. Механизмы психологической защиты личности.

Самостоятельная работа:

Раскрыть категории «конфликт», «конфликтная ситуация», «предмет конфликта», «объект конфликта», «субъект конфликта», «инцидент»;

Дать определения: первичные, вторичные и косвенные участники конфликта. Привести примеры.

Какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликта.

Что может стать причиной внутриличностного конфликта.

Занятие 4.

Межгрупповые конфликты.

1. Конфликты больших социальных групп.

2. Этнические конфликты и их последствия.

3. Политические и межгосударственные конфликты.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. – С. 343–365.

2. Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с. – С. 135–179.

Темы рефератов:

Конфликты между политическими партиями.

Разрешение межэтнических конфликтов.

Занятие 5.

Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия.

1. Семейные конфликты.

2. Конфликты в условиях учебной деятельности.

3. Экономические конфликты: основные субъекты, уровни и формы проявления.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... резервы человека при решении трудных жизненных ситуаций образуют главный компонент копинг-поведения личности. Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. ... исследований, которые касаются возможности когнитивного оценивания и рассмотрения совладающего поведения в ситуации длительного стресса явно недостаточно. Цель работы – исследование особенностей ...

Список рекомендуемой литературы:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2007. – 288 с. – С. 146–155, с. 180–181.

2. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие / Н.И. Леонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социаль­ного института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 232 с. – С. 114–129.

Темы рефератов:

Периоды развития семьи и ее функции.

Проблемы государственно-частного партнерства.

Конфликты в педагогической деятельности: причины, прогнозирование, рекомендации по разрешению.

Занятие 6.

Конфликты в организации.

1. Классификация конфликтов в организации.

2. Трудовые конфликты и пути их разрешения.

3. Конфликты между руководителями и подчиненными.

4. Инновационные конфликты и их специфика.

Список рекомендуемой литературы:

1. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с. – С. 198–218.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2007. – 288 с. – С. 164–165, С. 182–183.

Темы рефератов:

Инновационные конфликты: особенности и разрешение.

Трудовые конфликты в России: тенденции в развитии и перспективы правового регулирования.

Профилактика конфликтов в организации.

Рекомендации руководителю по управлению конфликтами в организации.

Сплоченность трудового коллектива и факторы, ее определяющие.

Занятие 7.

1. Основы предупреждения конфликтов.

2. Прогнозирование и профилактика конфликтов.

3. Технология предупреждения конфликтов.

4. Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов.

5. Предупреждение конфликтов и стресс.

Список рекомендуемой литературы:

1. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с. – С. 184–187.

2. Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с. – С. 201–220.

Темы рефератов:

Диагностика производственных конфликтов.

Особенности прогнозирования конфликтов.

Профилактика стрессов в производственных ситуациях.

Роль юмора в предупреждении и ослаблении конфликта.

Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов.

Занятие 8

Теория и практика разрешения конфликтов.

1. Конструктивное разрешение конфликтов: условия, факторы, стратегии и способы разрешения.

2. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны (медиаторство).

3. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. – С. 413–467.

2. Субботина Л.Ю. Конфликты / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 128 с. – С. 36–37.

Темы рефератов:

Правила бесконфликтного общения.

Разрешение политических конфликтов.

Социальное партнерство как способ регулирования возникающих конфликтов.

Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров.

Искусство управления конфликтом.

5. Задания для подготовки к контрольной аттестации

Задание 1.

1. Что такое «инцидент»?

2. Перечислить типы конфликтов по степени остроты противоречий.

3. Чем отличается остроконфликтная ситуация от провоцирующей ситуации.

4. Охарактеризовать стратегии поведения в конфликтной ситуации – компромисс и соперничество. В каком случае используются эти способы разрешения конфликта?

5. Как можно предупредить развитие конфликтной ситуации?

Задание 2.

Дать определение конфликтной ситуации.

Перечислить типы конфликтов по проблемно-деятельностному признаку.

Какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликта?

Охарактеризовать стратегии поведения в конфликтной ситуации – приспособление и сотрудничество. В каком случае используются эти способы разрешения конфликта?

Дать определения основным понятиям конфликтологии.

Задание 3.

Дать определение конфликта.

Перечислить типы конфликтов по степени вовлеченности людей в конфликт.

Что может стать причиной (источником) конфликта?

Охарактеризовать стратегии поведения в конфликтной ситуации – игнорирование и соперничество. В каком случае используются эти способы разрешения конфликта?

Какие правила поведения для конфликтных людей вы знаете?

6. Словарь основных понятий и терминов

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения своих трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора; это крайнее средство разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями, государствами.

Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров (соглашений) по вопросам социально-трудовых отношений.

Компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных ус­тупок.

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон.

Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.

Объект конфликта – это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.

Приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам.

Прогнозирование конфликта – предвидение возможности конфликта и его возможного будущего.

Прогноз – это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения.

Профилактика конфликтов – организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Разрешение трудового конфликта – это процесс или целенаправленная деятельность, снимающая его причины и последствия.

Стресс – термин для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры.

Сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

Соперничество – конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Трудовой конфликт – это противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников.

Уклонение (игнорирование) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Этнический конфликт – форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

7. Тесты для самостоятельного тренинга

1. Вид выслушивания, характеризующийся уточнениями, перефразированием, резюмированием, называется:

A) активным;

B) внимательным;

C) гармоничным;

D) пассивным.

2. Межличностные отношения, когда оба человека относятся друг к другу положительно, называются:

А) безразличными;

В) неопределенными;

С) гармоничными;

D) противоречивыми.

3. Мотивацию человека можно определить:

A) по поведению;

B) памяти;

C) вниманию;

D) способностям.

4. Синонимом таких слов, как беспокойство, страх, опасение, боязнь является:

A) напряженность;

B) усталость;

C) тревожность;

D) вялость.

5. Участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые отличаются от основных, исходных или от Ваших – это

A)партнер;

B) клиент;

С) конкурент;

D) оппонент.

6. Межличностные отношения людей, не знающих или слабо знающих друг друга, характеризуются как

А) конфликтные;

В) безразличные;

С) дружеские;

D) агрессивные.

7. Процесс снижения накала борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта называется

A) предупреждением конфликта;

B) разрешением конфликта;

C) профилактикой конфликта;

D) затуханием конфликта.

8. Процесс анализа и определения потенциальных участников возможного конфликта, проблемы, конфликтной ситуации, вероятности возникновения инцидента — это

A) разрешение конфликта;

B) прогнозирование конфликта;

C) предупреждение конфликта;

D) профилактика конфликта.

9. Совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон, определяется понятием

А) компромисс;

В) сотрудничество;

С) игнорирование;

D) приспособление.

10. Состояние напряжения, напряженность определяется как

А) стресс;

В) дистресс;

С) аустресс;

D) агрессия.

11. Конфликт, постоянно сопровождающий любые конфликты, участником которых является данная личность, называется:

A) внутриличностным;

B) межличностным;

C) между личностью и группой;

D) межгрупповым.

12. Анализ и оценка ситуации могут стать конфликтогенным фактором в случае, если:

A) за основу берется оценка со стороны коллектива;

B) оценки администрации и коллектива расходятся;

C) за основу берется оценка со стороны администрации;

D) оценки администрации и коллектива совпадают.

13. Урегулирование разногласий путем взаимных уступок определяется как:

A) сотрудничество;

B) компромисс;

C) игнорирование;

D) приспособление.

14. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования, объединяются понятием:

А) предмет;

В) проблема;

С) объект;

D) фактор.

15. Конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции определяются понятием:

А) игнорирование;

В) приспособление;

C) соперничество;

D) компромисс.

16. Определение, объединяющее спор, стычку, ссору:

А) столкновение;

В) противоречие;

С) несогласованность;

D) разногласие.

17. Процесс обострения противоречия и борьбы его участников – это:

A) разрешение конфликта;

B) прогнозирование конфликта;

C) усиление конфликта;

D) предупреждение конфликта.

18. Вид выслушивания, характеризующийся невмешательством в разговор, называется выслушиванием:

А) активным;

В) пассивным;

С) внимательным;

D) безразличным.

19. Временное состояние эмоционального расстройства, связанное с пережи­ваниями неудачи в достижении поставленной цели, определяется понятием:

A) утомление;

B) фрустрация;

C) вялость;

D) усталость.

20. Движущей силой, катализатором любой конфликтной ситуации является:

A) субъект;

B) сущность;

C) процесс;

D) цель.

21. Серьезное разногласие, спор, столкновение определяется как:

А) диалог

В) дискуссия;

C) конфликт;

D) полемика.

22. Предметы труда, технология производства, организация работы служат объектами общения:

A) межличностного;

B) профессионального;

C) неформального;

D) неофициального.

23. Конфликт, если силы конфликтующих сторон (личностные и профессио­нальные качества) примерно равны, носит характер:

A) острый и быстротекущий;

B) вялый и быстротекущий;

C) острый и затяжной;

D) вялый и затяжной.

24. Состояние повышенного беспокойства, возникающее в зависимости от конкретной социальной обстановки, – это тревожность:

A) личностная;

B) коммуникативная;

С) деятельностная;

D) ситуационная.

25. Психические состояния, переживания, мотивы человека являются объектами общения:

A) межличностного;

B) профессионального;

C) делового;

D) служебного.

26. Источником, причиной конфликтных ситуаций и конфликтов является:

А) противоречие;

В) объект;

С) предмет;

D) процесс.

27. Конфликт, при котором к одному человеку предъявляются противоречивые требования, – это конфликт:

A) межличностный;

B) межгрупповой;

C) ролевой;

D) деловой.

28. Ситуация, для которой характерны скоротечные возникновения или проявления конфликта, высокий накал эмоций и чувств, называется:

A) провоцирующей;

B) полноконфликтной;

C) спонтанной;

D) остроконфликтной.

29. Ситуацию, которая проявляет себя в явной или скрытой форме, когда искусственно создаются трудности, называется:

A) остроконфликтной;

B) затяжной;

С) провоцирующей;

D) полноконфликтной.

30. Предмет, событие, действия, вызывающие конфликтную ситуацию, объединяются термином:

A) причина конфликта;

B) фактор конфликта;

C) объект конфликта;

D) цель конфликта.

31. Отдельные личности или группы непримиримо, контрастно оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны, называются:

A) противостоящие стороны;

B) дискутирующие стороны

C) полемизирующие стороны;

D) спорящие стороны.

32. Субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, называются

A) участниками;

B) партнерами;

C) клиентами;

D) конкурентами.

33. Межличностные отношения, когда один человек относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицательно, называются:

A) противоречивыми;

B) безразличными;

C) неопределенными;

D) конфликтными.

34. Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударст­венные, сгруппированы:

A) по проблемно-деятельностному признаку;

B) степени вовлеченности людей в конфликт;

C)_степени остроты противоречий;

D) продолжительности протекания конфликтов.

35. Конфликт, в основе которого лежит внутриличностная или межличностная конфликтность, называется:

A) конструктивным;

B) ролевым;

C) функциональным;

D) деструктивным.

36. Действие, когда внутренняя напряженность, порожденная неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке – это

А) регрессия;

В) депрессия;

С) апатия;

D) агрессия.

37. На основе норм, традиций, образов, ценностей общества осуществляется поведение:

А) ролевое;

B) моральное;

C) деловое;

D) волевое.

38. Помощь в установлении личных контактов между людьми внутри коллектива, устранение конфликтных ситуаций называется:

A) улучшением психологического климата;

B) оптимизацией условий труд;

C) развитием личности работника;

D) контролем адаптации кадров.

39. Инцидент между людьми, носящий, как правило, непримиримый, эмоцио­нально окрашенный, устойчивый характер – это конфликт:

А) межличностный;

В) деловой;

C) внутриличностный;

D) межгрупповой.

40. Процесс поддержания в коллективе здорового нравственно-психологи­ческого климата, способствующего ликвидации причин возникновения конфликтных ситуаций называется:

A) разрешением конфликта;

B) прогнозированием конфликта;

C) затуханием конфликта;

D) предупреждением конфликта.

41. Негативная, раздражительная реакция на состояние напряжения определя­ется понятием:

А) аустресс

В) апатия;

С) депрессия;

D) дистресс.

42. Эмоциональное проявление, характеризующее отрицательное отношение к людям, – это

A) антипатия;

B) симпатия;

C) телепатия;

D) эмпатия.

43. Разногласие, словесное состязание, обсуждение чего-нибудь – это

A) беседа;

В) диалог;

С) спор;

D) разговор.

44. Категория, обозначающая межличностное или межгрупповое противоборст­во, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии, – это

А) антипатия;

B) конкуренция;

C) напряженность;

D) конфликт.

45. Конфликт, в основе которого лежит деловая, профессиональная, служебная целесообразность, – это конфликт

А) деструктивный;

В) ролевой;

С) конструктивный;

D) функциональный.

46. Изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам определяется понятием

А) компромисс;

В) приспособление;

С) игнорирование;

D) сотрудничество.

47. В основе морально-психологического климата коллектива лежит социально-психологическое явление, которое определяется как

А) коллективные традиции;

В) коллективное настроение;

С) общественное мнение;

D) коллективный досуг.

48. Типы конфликтов: недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война – сгруппированы:

A) по проблемно-деятельностному признаку;

В) степени остроты противоречий;

С) степени вовлеченности людей в конфликт;

D) продолжительности протекания конфликтов.

49. Более или менее длительный период скрытой, взаимной или односто­ронней неудовлетворенности обозначается термином

A) трудовая ситуация;

B) напряженная ситуация;

C) конфликтная ситуация;

D) экстремальная ситуация.

Контрольные вопросы по дисциплине

1. Понятие конфликта в научной литературе и основные подходы к его определению.

2. Конкуренция, соперничество, соревнование, враждебность, кризис, противоречие и т.д., их место в конфликтологии.

3. Структурные элементы конфликта (конфликтная ситуация, участники конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, инцидент).

4. История развития российской конфликтологии.

5. Признаки и формула конфликта.

6. Классификация причин конфликтов по зарубежным теориям.

7. Причины трудовых конфликтов.

8. Позитивные функции конфликта.

9. Негативные (дисфункции) функции конфликта.

10. Динамика конфликта. Предконфликтная стадия.

11. Динамика конфликта. Эскалация конфликта.

12. Динамика конфликта. Постконфликтная стадия.

13. Классификация типов конфликтов в зависимости от причин и способов урегулирования конфликтов.

14. Внутриличностный конфликт, подходы и понимание.

15. Основные виды внутриличностного конфликта.

16. Межличностный конфликт.

17. Конфликты между личностью и группой.

18. Межгрупповые конфликты.

19. Особенности межгосударственных конфликтов.

20. Организационные и межорганизационные конфликты.

21. Причины деловых (профессиональных) конфликтов.

22. Конфликтные ситуации делового общения.

23. Понятие трудовых конфликтов.

24. Трудовые споры и трудовые конфликты.

25. Конфликты в условиях учебной деятельности.

26. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Сотрудничество.

27. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Соперничество.

28. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Компромисс.

29. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Игнорирование.

30. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Приспособление.

31. Формы конфликтов.

32. Управление конфликтом.

33. Проблема конфликта в социологии Макса Вебера.

34. Конфликтный функционализм Зиммеля.

35. Диалектическая теория конфликта Дарендорфа.

36. Конфликтный функционализм Козера.

37. Причины и острота конфликтов в теории Козера.

38. Особенности прогнозирования конфликтов.

39. Предупреждение конфликтов.

40. Сущность стресса.

41. Управление стрессом.

42. Приемы выхода из стрессовых ситуаций.

43. Стратеги разрешения конфликтов.

44. Формы и критерии завершения конфликтов.

45. Условия и факторы конструктивного разрешение конфликта.

46. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее цели.

47. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

48. Динамика переговоров.

49. Разрешение конфликтов с участием третьей стороны.

50. Роль руководителя в разрешении конфликтов.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2007. – 288 с.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

3. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

5. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громова. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.

6. Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2002. – 320 с.

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2000. – 251 с.

8. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие / Н.И. Леонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социаль­ного института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 232 с.

9. Конфликтология: учебник для вузов / В.П. Ратников [и др.]; под редакцией В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512 с.

10. Субботина Л.Ю. Конфликты / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Ака­демия развития: Академия Холдинг, 2001. – 128 с.

Редактор А. А. Зернова

Компьютерная верстка – Е. В. Беспалова

ИД № 06039 от 12.10.2001 г.

Сводный темплан 2010 г.

Подписано в печать 28.06.10. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 2. Уч.-изд. л. 2.

Тираж 100 экз. Заказ 441.

_________________________________________________________

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11; т. 23-02-12

Типография ОмГТУ

Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я купила их неделю назад, но как только приношу их домой, они останавливаются

Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я купила их неделю назад, но как только приношу их домой, они останавливаются

С человеком, которого, вы обидели, вчера случилось несчастье и он лежит в больнице

Вы не ушиблись?

Как нарочно, ты потерял ключи

Вы не имели никакого права меня обгонять

Мне очень жаль, но мы как раз продали последний экземпляр

Я не могу сейчас вас принять, хотя вчера мы об этом условились

Я бы хотела знать, почему она нас не пригласила

Это тетя Наташа. Она нас просит немного подождать, пока она не придет и еще раз не пожелает нам доброго пути

34